Реорганизация надзорных органов в году. Без сплошных проверок. Функции и полномочия Роспотребнадзора: что запрещено проверяющим

В 2017 году начнется реформа контрольной и надзорной деятельности государства

Чиновников для органов, надзирающих за бизнесом, будут отбирать по конкурсу, стимулировать их материально, но на «коррупционных» должностях будет организована ротация, следует из паспорта реформы контроля и надзора. МВД и МЧС ужесточение кадровой политики в рамках реформы не коснется

Сотрудник МЧС России во время проверки магазина (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска с целью отказа от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. Чиновников контрольно-надзорных органов и проверяющих-инспекторов будут брать на работу по результатам конкурса, переобучать и переаттестовывать, а также материально поощрять за приятие новой философии, эффективность и добросовестность. Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», с которым ознакомился РБК.

Документ был утвержден 21 декабря на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса», — сказал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Курировать программу, рассчитанную до 2025 года, назначен вице-премьер Сергей Приходько. Участники программы — 12 контрольно-надзорных ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

От сплошных проверок к «умному регулированию»

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контролеров осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов, а недифференцированность объектов по риску приводит к тому, что ресурсы используются недостаточно там, где это больше всего нужно, говорится в паспорте программы. В результате в России ежегодно проводится около 2 млн проверок, издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролеров, достигают 5% ВВП, но смертность, например, от — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР, говорит министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Следует задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьезной перестройки и нового отношения», — сказал он в четверг.

Программа реформы контрольной и надзорной деятельности, в частности, ставит цель снизить количество смертельных случаев по контролируемым видам рисков на 15% к 2018 году (от уровня 2015 года) и вдвое — к концу 2025 года. В два раза к концу действия программы должна быть сокращена и «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 года. При этом программа реформы не распространяется на контрольно-надзорную деятельность, «связанную с вопросами борьбы с преступностью, национальной обороны или обеспечения общественной безопасности», следует из примечания к документу. Теоретически это оставляет пространство для злоупотреблений. Впрочем, как считает вице-президент «Опоры России» Марины Блудян, в этой формулировке нет ничего страшного. «В обычную сапожную мастерскую силовикам являться незачем, зато туда может прийти Роспотребнадзор, Роструд и другие», — говорит она.

Отбор кадров строже, зарплаты — выше

Уже в 2017 году, на первом этапе реализации проекта, запланирован централизованный набор чиновников-контролеров в федеральные органы власти, которые будут участвовать в проекте, следует из его паспорта. Однако новая кадровая политика не коснется МВД и МЧС, отмечено в документе без объяснения причин. МЧС — по количеству проводимых проверок, по итогам 2015 года на это ведомство пришлось 395 тыс. из 2 млн инспекций, сообщала РБК Генпрокуратура. Для остальных ведомств контролеров предполагается выбирать на конкурсе — не меньше трех претендентов на место. Руководителей, их заместителей и начальников кадровых служб ведомств — участников проекта предполагается лишь аттестовать. Руководства МВД и МЧС это положение также не коснется, оговорились авторы проекта.

Проект предполагает появление специальных требований к квалификации и эффективности контролеров и их руководства. Недостижение установленных показателей станет поводом для «управленческих решений», сказано в документе. В то же время предложено внедрять систему материальной и нематериальной мотивации контролеров (что подразумевается под нематериальной мотивацией, в документе не поясняется). В 2018 году авторы проекта рассчитывают на принятие специальных нормативных актов о повышении зарплат чиновникам контрольных органов. В целом запланировано введение «новой системы оплаты труда, направленной на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности», сказано в паспорте проекта.

В ходе реформы контрольным органам предстоит пересмотреть (актуализировать) обязательные требования к поднадзорным организациям. При этом каждое новое обязательное требование они смогут вводить, лишь исключив два старых, сказано в проекте. Будут наконец установлены и размещены в интернете исчерпывающие перечни нормативных актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля. Сейчас бизнесу до конца не известны все документы, в которых содержатся требования. Контролеры ежегодно должны будут публиковать обзоры своей практики с наглядными руководствами для бизнеса о том, как для успешного прохождения проверки вести дела «можно» («нужно») и «как нельзя».

Ротация на «коррупционных» должностях

Авторы программы уделяют внимание и борьбе с коррупцией проверяющих. Для борьбы с коррупцией в контрольных ведомствах авторы проекта планируют установить четкие критерии для принятия решений проверяющими. Они планируют организовать обучение «по вопросам профилактики коррупции» среди не менее 30 тыс. проверяющих и впоследствии проводить такие курсы каждый год. Среди чиновников контрольно-надзорных органов хотят провести социологическое исследование уровня коррупции, а инспекторов заставят использовать средства для аудио- и видеозаписи во время выездных проверок. На должностях с «высоким коррупционным риском» будет организована «ротация» федеральных госслужащих, обещают авторы.

Другие меры по минимизации коррупционных рисков описаны более абстрактно — среди них, например, «регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности», «обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур», а также создание «четких оснований и критериев принятия решений».

Разработчики описывают и несколько технологических нововведений. Например, у компаний, подлежащих надзору, должен быть «личный кабинет», где они смогут в досудебном порядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, через «личные кабинеты» свою работу будут планировать и сами ведомства, участвующие в программе. В паспорте программы упоминается «облачное решение», которое призвано обеспечить автоматизацию надзорных процессов, использование интернета вещей и технологий по работе с массивами больших данных (Big Data).

Бюджет программы пока выглядит скромно — лишь по 150 млн руб. ежегодно в 2017-2019 годах, которые будут выделяться через АНО «Аналитический центр при правительстве РФ». Недостаток финансирования — один из рисков для реализации программы, говорится в документе. С одной стороны, денег на программу действительно заложено немного — в идеале она требует больших вложений в технические новации, например в «электронных инспекторов», которых можно было бы использовать, чтобы проверяющим не нужно было физически присутствовать на предприятиях. С другой стороны, государство само нарастило «огромные требования» к бизнесу, поэтому требование вложить больше денег в ослабление контроля можно счесть и «неправильным подходом», рассуждает Блудян.

Реорганизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах - последние новости об этом касаются структуры и деятельности ведомства. Какие изменения предстоят в структуре, составе службы и в чем заключается оптимизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, расскажем в нашей статье.

Чем занимается Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.

Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:

  • «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154;
  • «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 № 322.

Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:

  1. Наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения, в том числе:
    • на водных объектах;
    • в жилых помещениях;
    • в общественном питании;
    • при строительстве;
    • на производстве, включая сами производственные процессы и оборудование;
    • при утилизации отходов;
    • за содержанием образовательных и лечебных учреждений;
    • за состоянием почвы и земли.
  2. Надзор за соблюдением прав потребителей.
  3. Оформление и выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Подробнее о выдаче заключения говорится в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» .
  4. Проведение аттестации работников, занятых на работах, связанных:
    • с пищевыми продуктами (их производством, хранением, транспортировкой и т. д.);
    • обучением детей;
    • проведением лабораторных исследований;
    • бытовым и коммунальным обслуживанием;
    • проведением проверок на наличие инфекций и различных заболеваний.

Реорганизация Роспотребнадзора —вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.

Новости Роспотребнадзора РФ о реорганизации и сокращении: оптимизация

Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.

Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годахвключает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.

В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:

  1. Обязательное наличие профильного образования по занимаемой специальности. Требование касается руководителей, заместителей, специалистов. Эта категория служащих будет обязана иметь уровень образования выше чем бакалавр. Для остальных работников обязательно наличие среднего специального образования.

    В случае если сотрудник имеет достаточный уровень образования, его подвергнут испытаниям на знание:

    • Конституции РФ;
    • иных законов и актов относительно гражданской службы;
    • антикоррупционных законов и актов.
  2. Наличие необходимого для занимаемой должности трудового стажа.
  3. Иные требования.

Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.

Реформа Роспотребнадзорапредполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах: объединение

Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годыпланировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.

Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.

Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.

Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:

  1. Роспотребнадзора;
  2. Розздравнадзора;
  3. Россельхознадзора.

Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.

Однако в новостях о Роспотребнадзорепрозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.

Чем занимается Россельхознадзор

Россельхознадзор — это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.

Это ведомство было также создано на основании указа № 314.

В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.

Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:

  • за соблюдением ветеринарных правил, в том числе по ликвидации очагов заболеваний при массовом заражении;
  • соблюдением ветеринарных правил при производстве, хранении, заготовке, перевозке лекарственных препаратов, кормов для животных;
  • выполнением мероприятий по охране животных на территории РФ от заражения из иностранных государств;
  • предоставлением земельных участков для проведения мероприятий по разведению животных, их содержанию, а также хранению лекарственных средств и кормов для них;
  • использованием пестицидов и агрохимикатов, средств защиты растений, семеноводства при транспортировке, хранении, перевозке, вывозе и ввозе на территорию РФ;
  • использованием семян охраняемых сортов;
  • посевами и семенами сельскохозяйственных растений;
  • оформлением и выдачей ветеринарных заключений и другие функции.

Слияние Россельхознадзора и Роспотребнадзора

Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора — тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.

Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.

Оба этих ведомства проверяют продукцию:

  1. Россельхознадзор — товары сельскохозяйственного назначения, не прошедшие обработку (термическую и другие виды). Таким образом, допускается проверка как ферм, так и магазинов, поскольку сырые фрукты и овощи есть и там, и там. То есть ведомство следит:
  • за сырьем животного происхождения без обработки, таким как мясо, яйцо, молоко, сливки и т. д.;
  • в растениеводстве — за сырыми овощами, фруктами, зерновой продукцией, бобовыми и т. д.
  1. Роспотребнадзор — товары, уже прошедшие промышленную или другую обработку, то есть продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора. Помимо этого, указанное ведомство обладает правами по контролю и наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения.

Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.

Реорганизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах - последние новости об этом касаются структуры и деятельности ведомства. Какие изменения предстоят в структуре, составе службы и в чем заключается оптимизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, расскажем в нашей статье.

Чем занимается Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.

Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:

  • «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154;
  • «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 № 322.

Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:

  1. Наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения, в том числе:
    • на водных объектах;
    • в жилых помещениях;
    • в общественном питании;
    • при строительстве;
    • на производстве, включая сами производственные процессы и оборудование;
    • при утилизации отходов;
    • за содержанием образовательных и лечебных учреждений;
    • за состоянием почвы и земли.
  2. Надзор за соблюдением прав потребителей.
  3. Оформление и выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Подробнее о выдаче заключения говорится в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» .
  4. Проведение аттестации работников, занятых на работах, связанных:
    • с пищевыми продуктами (их производством, хранением, транспортировкой и т. д.);
    • обучением детей;
    • проведением лабораторных исследований;
    • бытовым и коммунальным обслуживанием;
    • проведением проверок на наличие инфекций и различных заболеваний.

Реорганизация Роспотребнадзора —вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.

Новости Роспотребнадзора РФ о реорганизации и сокращении: оптимизация

Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.

Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годахвключает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.

В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:

  1. Обязательное наличие профильного образования по занимаемой специальности. Требование касается руководителей, заместителей, специалистов. Эта категория служащих будет обязана иметь уровень образования выше чем бакалавр. Для остальных работников обязательно наличие среднего специального образования.

    В случае если сотрудник имеет достаточный уровень образования, его подвергнут испытаниям на знание:

    • Конституции РФ;
    • иных законов и актов относительно гражданской службы;
    • антикоррупционных законов и актов.
  2. Наличие необходимого для занимаемой должности трудового стажа.
  3. Иные требования.

Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.

Реформа Роспотребнадзорапредполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах: объединение

Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годыпланировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.

Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.

Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.

Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:

  1. Роспотребнадзора;
  2. Розздравнадзора;
  3. Россельхознадзора.

Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.

Однако в новостях о Роспотребнадзорепрозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.

Чем занимается Россельхознадзор

Россельхознадзор — это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.

Это ведомство было также создано на основании указа № 314.

В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.

Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:

  • за соблюдением ветеринарных правил, в том числе по ликвидации очагов заболеваний при массовом заражении;
  • соблюдением ветеринарных правил при производстве, хранении, заготовке, перевозке лекарственных препаратов, кормов для животных;
  • выполнением мероприятий по охране животных на территории РФ от заражения из иностранных государств;
  • предоставлением земельных участков для проведения мероприятий по разведению животных, их содержанию, а также хранению лекарственных средств и кормов для них;
  • использованием пестицидов и агрохимикатов, средств защиты растений, семеноводства при транспортировке, хранении, перевозке, вывозе и ввозе на территорию РФ;
  • использованием семян охраняемых сортов;
  • посевами и семенами сельскохозяйственных растений;
  • оформлением и выдачей ветеринарных заключений и другие функции.

Слияние Россельхознадзора и Роспотребнадзора

Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора — тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.

Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.

Оба этих ведомства проверяют продукцию:

  1. Россельхознадзор — товары сельскохозяйственного назначения, не прошедшие обработку (термическую и другие виды). Таким образом, допускается проверка как ферм, так и магазинов, поскольку сырые фрукты и овощи есть и там, и там. То есть ведомство следит:
  • за сырьем животного происхождения без обработки, таким как мясо, яйцо, молоко, сливки и т. д.;
  • в растениеводстве — за сырыми овощами, фруктами, зерновой продукцией, бобовыми и т. д.
  1. Роспотребнадзор — товары, уже прошедшие промышленную или другую обработку, то есть продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора. Помимо этого, указанное ведомство обладает правами по контролю и наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения.

Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.

Роспотребнадзор - это федеральный государственный орган, который контролирует соблюдение прав потребителей и санитарно-эпидемиологическое положение в России. Это ведомство может проверить деятельность любого бизнесмена, реализующего товары или оказывающего услуги населению, но чаще всего объектом его контроля становятся предприятия общепита, продуктовые магазины, салоны красоты, аптеки, лечебные и дошкольные учреждения, школы.

Не остаются без внимания Роспотребнадзора нарушения правил складирования отходов и мусора на территориях, прилегающих к различным объектам, превышение допустимого уровня шума от деятельности предприятий и организаций, вредные выбросы в окружающую среду и т.д.

По результатам проверки, кроме наложения , Роспотребнадзор уполномочен приостанавливать деятельность организаций и ИП и дисквалифицировать должностных лиц, что, конечно, скажется на бизнесе очень отрицательно. Вопрос о регулировании количества проверок Роспотребнадзора и другими надзорными органами не раз поднимался предпринимателями, в результате законом утвержден плановый порядок проверок - не чаще одного раза в три года.

Обратите внимание: с 1 января 2016 года до конца 2018 года запрещены плановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому бизнесу. Запрет не распространяется на бизнесменов, ведущих деятельность в объектах I и II класса пожарной опасности или объектов I и II категории по негативному воздействию на окружающую среду. Кроме того, в план проверок Роспотребнадзора на 2017 год продолжат включать тех , в отношении которых за предыдущие три года были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований и прав потребителей.

План проверок Роспотребнадзора на 2017 год, размещенный на официальном сайте, включает в себя 71 199 субъектов (организаций и ИП). По каждой запланированной проверке указана ее цель, начало и срок проведения, формат проверки (выездная или документальная), орган контроля. Если вы хотите узнать, включены ли вы в этот план, то можете воспользоваться формой поиска по своему ИНН и наименованию.

Плановые проверки на 2017 год Роспотребнадзор согласовывает с прокуратурой, аналогичный план проверок размещен на сайте Генеральной прокуратуры. В Единый реестр входят проверки Роспотребнадзора и других неналоговых госорганов, поэтому в форму поиска надо ввести не только наименование и ИНН интересующего вас субъекта, но и название надзорного органа.

Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2017 году

Если вы не нашли себя в плане проверок Роспотребнадзора, то успокаиваться не стоит. Визит проверяющих из этого органа может произойти в любой момент - по сигналу потребителя ваших товаров или услуг или сообщению о фактах, что ваша деятельность представляет угрозу здоровью и жизни граждан и окружающей среды. Кроме того, внеплановая проверка Роспотребнадзора проводится после выдачи предписания об устранении нарушений, выявленной предыдущей проверкой, а также в ходе расследования административного или уголовного дела. Инициаторами проверки вне плана могут быть и другие государственные органы.

Чаще всего причиной внепланового визита представителей Роспотребнадзора становятся жалобы потребителей на некачественные и просроченные товары, несоблюдение санитарно-гигиенических требований при оказании услуг общепита и индустрии красоты, мусор на прилегающей к торговым объектам территории, несоблюдение режима тишины в ночное время. Основанием для жалобы может быть нарушение правил торговли, закона о защите прав потребителей, даже отсутствующий уголок покупателя.

На официальном сайте Роспотребнадзора размещена специальная форма подачи жалобы с возможностью прикрепить фотографию или видео с фактом, подтверждающим нарушение прав потребителя или санитарно-эпидемиологических требований.

Таким образом, каждый предприниматель, реализующий товары и оказывающий услуги населению, должен быть готов к тому, что его деятельность может оказаться в поле зрения представителей Роспотребнадзора в любое время, а не только раз в три года. Не стоит рассчитывать на то, что так называемые « » позволят до конца 2018 года не соблюдать требования закона в сфере защиты прав потребителей и нормы СанПин.

Что проверяет Роспотребнадзор при проверке?

Проверки Роспотребнадзора могут быть документарными или выездными, поэтому перечень мероприятий зависит от формата проверки. При документарной проверке организация или предприниматель должны в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направить указанные в нем документы. После получения документов орган Роспотребназдора вправе запросить дополнительные пояснения, а если по результатам проверки документов будут выявлены признаки нарушения требований закона, то после документарной проверки может быть назначена выездная проверка.

В ходе выездной проверки Роспотребнадзор проводит инструментальные и лабораторные исследования, берет на анализ пробы продукции и товаров, проверяет соблюдение норм СанПин, осматривает прилегающую территорию и сам объект, вплоть до измерения параметров дверных и оконных проемов и общего метража помещений.

Основной перечень документов, которые запрашивают проверяющие при выездной проверке, включает в себя:

  • Свидетельство о регистрации ИП или ООО;
  • Документы о постановке на учет ;
  • , если деятельность объекта относится к лицензируемой;
  • Документы на помещение (свидетельство о собственности или договор аренды);
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта нормам СанПин;
  • Программа производственного контроля, утвержденная территориальным органом Роспотребнадзора;
  • Договоры на вывоз мусора и дезинфекцию помещения;
  • Медкнижки работников.

Обязательно проверяют наличие правильно оформленного , единообразных ценников, сертификатов на товары, влияющих на здоровье потребителей, информации о производителях товарах на упаковках.

Проведение плановых и внеплановых проверок Роспотребназдора регулирует закон № 294-ФЗ от 26.12.2008, согласно которому предприниматель должен быть уведомлен (заказным письмом или под подпись) о том, что в отношении его деятельности осуществляется контроль. О проведении плановой проверки сообщают за три рабочих дня, а о внеплановой - за один день до ее проведения. Внеплановая проверка Роспотребназдора, так же, как и плановая проверка, должна быть согласована с прокуратурой.

Только в крайних случаях, когда деятельность организации или ИП причиняет вред здоровью и жизни граждан, окружающей среде, безопасности государства, если в результате нее возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации, уведомление о проведении проверки не требуется.

Штрафы Роспотребнадзора в 2017 году

При выявлении нарушений закона о защите прав потребителей и санитарных норм Роспотребнадзор составляет соответствующий акт. Размеры штрафных санкций приводим в таблице.

Нарушение

Нарушение действующих санитарных норм и правил или невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 2 0000 рублей.

Возможно административное приостановление деятельности ИП или организации на срок до 90 суток.

ст. 6.3 КоАП

Обман потребителя (обвешивание, обсчет или любой другой способ обмана)

На ИП и руководителей организаций - от 10 000 до 30 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Нарушение прав потребителя на получение информации о товаре (работе, услуге)

На ИП и руководителей организаций - от 500 до 1 000 рублей. На юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

ст. 14. 8 КоАП

Введение потребителя в заблуждение о свойствах или качестве товара (работы, услуги) в целях сбыта

На ИП и руководителей организаций - от 12 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

ст. 14. 7 КоАП

Неповиновение законному распоряжению должностного лица надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 2 000 до 4 000 рублей.

ст. 19. 4 КоАП

Невыполнение законного предписания надзорного органа

На ИП и руководителей организаций - от 1 000 до 2 000 рублей. На юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

ст. 19. 5 КоАП

Реализация товаров (выполнение работ оказание населению услуг) ненадлежащего качества или с нарушением требований законодательства РФ

На руководителей организаций - от 3 000 до 10 000 рублей. На ИП - от 10 000 до 20 000 рублей. На юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.

ст. 14. 4 КоАП

Нарушение санитарных норм, которое повлекло заболевание или отравление потребителей.

Наказание ИП или руководителя организации на сумму 80 000 рублей или в размере заработка за 6 месяцев, а также снятие с должности или ограничение свободы на период до 3 лет. Если нарушение повлекло смерть потребителя, виновный наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

Подготовка сотрудников к проверке

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив. В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.

Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.

Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.

Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.

После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.

Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы. Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги. Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года ( «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ .

Зачем нужны внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).

Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.

Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в



Просмотров