Договор на оказание строительных услуг. Как составить договор на оказание ремонтно-строительных услуг? Сроки выполнения условии договора

История налогообложения в России при Петре I

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Экономическая программа Петра I была подготовлена предшествовавшим ходом экономного развития русского государства, и ее содержание определялось реальными условиями жизни того времени, потребностями экономического прогресса.

Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина.

Вхождение Алексея Курбатова во власть напоминает почти детективную историю. Холодным январским утром 1700 года в Ямском приказе было обнаружено подметное письмо с двумя красными печатями и двумя надписями на нем. Первая надпись гласила: "Вручить сие письмо Федору Алексеевичу Головину", а вторая - "Поднесть благочестивому государю нашему Петру Алексеевичу, не распечатав". Автором подметного послания был холоп Бориса Петровича Шереметева Алексей Курбатов, который в своем письме предложил ввести гербовую бумагу в России. Наблюдательный Курбатов обратил внимание на то, что в Западной Европе за оформление гербовых бумаг взимали сбор в пользу казны. А что мешало это сделать в России?

Предложение Курбатова было весьма своевременным. Поэтому царь сразу ухватился за идею боярского холопа. Буквально через несколько дней на свет появился его указ о введении в государстве гербовой, или орленой, бумаги. В соответствии с указом теперь все частные акты, сделки на куплю-продажу земли, челобитные, крепостные заемные документы должны были составляться не на обычной бумаге, а на бумаге, в правом углу которой помещался герб - двуглавый орел. Наличие герба значительно удорожало бумагу. Однако цена на нее устанавливалась дифференцированно и зависела от суммы, на которую заключалась та или иная сделка.
Скажем, если акт оформлялся на сумму менее 50 рублей, то стоимость бумаги составляла 4 копейки. Если сделка оформлялась от 50 рублей и выше, то сумма сбора уже оценивалась в 10 копеек. Была также "такса" для некоторых бумаг ценой в половину копейки.

Уж через некоторое время копеечные сборы с орленой бумаги сложились в десятки, сотни и тысячи рублей, так необходимых России для строительства регулярной армии и флота, а также для других нужд. Позже Алексей Курбатов докладывал государю, что введенная гербовая бумага обеспечила поступление в казну 50 тысяч рублей дохода.
За "многосотные тысячи рублев" прибыли Алексей Курбатов был по достоинству оценен Петром I. Он был назван первым прибыльщиком и определен на службу в Оружейную палату. Проходит время, и прибыльщик Петра Великого становится вице-губернатором Архангельской губернии. Но, к сожалению, там его блестящая карьера быстро оборвалась. Курбатов не устоял перед соблазном и запустил руку в казенный карман. Кроме того, его уличили в мздоимстве.

Для расследования злоупотреблений Курбатова в Архангельск был направлен гвардейский офицер князь Михаил Волконский. Однако следствие шло с большими проволочками. В столице у Курбатова были высокие покровители, и поэтому он вел себя по отношению к следователю вызывающе. Не являлся на допросы, без ответа оставлял письменные запросы Волконского.

Между тем следствие вскрывало новые и новые факты злоупотреблений вице-губернатора. Тучи над Курбатовым сгущались. И он был вынужден обратиться за защитой к самому государю. В письме к Петру I прибыльщик напомнил о своих прежних заслугах: о том, что его предложение о введении гербовой бумаги дало казне 50 тысяч рублей дохода; о том, что он, будучи руководителем Ратуши, увеличил питейный сбор на 112 тысяч рублей; о том, что в Архангельской губернии собрал податей сверх оклада 300 тысяч рублей.

Однако былые заслуги ни царь, ни следственная комиссия в счет не приняли. Было доказано, что с 1705 по 1714 год Курбатов присвоил 16 422 рубля казенных денег. Над Курбатовым нависла угроза быть казненным через повешение. Такая кара уже постигла сибирского губернатора Гагарина, обер-фискала Нестерова. Лишь скоропостижная смерть спасла первого российского прибыльщика от позора.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, cовременники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок.

При Петре I налоги резко возросли. Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государственная казна пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши. Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране. Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов. Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году в России насчитывалось около 40 различных налогов.

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.

Однако новые порядки приживались с трудом. В действиях Петра бояре усматривали покушение на устои русской жизни. В связи с этим 5 сентября 1698 года Петр I установил налог на бороды. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

Для контроля был введен и специальный металлический жетон - бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Согласно указу 1705 года, все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности человека. Отменена пошлина была лишь в 1772 году.

Помимо постоянных прямых и косвенных налогов был введен целый ряд чрезвычайных налогов. Одним из тяжелых повинностей был обязательный труд на строительстве каналов. Для крестьян особенно тяжелым бременем была подушная подать. Перепись населения предоставляла право изымать налог с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет. После «Ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1 рубль 14 копеек. С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Возвышение дворянства и укрепление купечества происходило за счет усиления крепостничества и резкого ухудшения материального положения крестьянства.

Реформы Петра I

Целью всех налоговых реформ, когда-либо проходивших в Российской Федерации, является пополнение бюджета и жизнеобеспечение государственных органов. Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства и на ведение войн не хватало, налоговая политика занимала мысли царя все больше и больше. Не хватало денег и на создание флота, а также на нововведения и преобразование государства на европейский манер.

Предотвратить затруднения в будущем Петр I надеялся новым «пересмотром платежных сил», то есть путем более точного определения налоговой базы и ее расширения за счет всеобщей переписи населения. До тех пор прямое обложение основывалось на подворной переписи 1678 года. Однако новая перепись, предпринятая в 1710 году, не оправдала надежд Петра I — вместо предполагаемой прибыли населения получилась убыль, особенно заметная в северных и средних губерниях. Учитывая негативные результаты переписи 1710 года, правительство Петра I отдало распоряжение собирать окладные налоги по переписи 1678 года. Остававшемуся на местах населению приходилось платить за опустелые дворы.

К 1710 году государственный дефицит бюджета страны составил 500 тыс. рублей – сумма, равная седьмой части доходов государства. Петр Первый кредита получить нигде не мог. Иностранцы денег не давали, будучи неуверенными в успехе петровских реформ.

По результатам переписи и в связи с колоссальным дефицитом бюджета Петра I решается на радикальные изменения в сфере налогообложения. Был создан аппарат насилия и система налогообложения. Подверглась существенному реформированию и организационная система сбора налогов.

Существовавшие уже на протяжении не одного века приказы были заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Главным органом, определяющим налоговую политику был фискальный стол, входящий в состав Сената. Фискальная служба создается Указом Петра I от 2 марта 1711 г., ее назначение состояло в том, чтобы «… над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего». За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. Фискалат создавался как самостоятельная система, возглавляемая вначале обер-фискалом, а затем генерал-фискалом.Институт фискала осуществлял функции по борьбе с казнокрадством, поборами, взяточничеством.Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на созда­ние обстановки законности. К тому же, фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям. Позже Петр I убедился в неэффективности института фискалата.

Для обеспечения военных нужд Петр передал все финансовое хозяйство, включая налоговую систему, учрежденным им в 1708 году губернаторам.В 1710 и 1711 годах Петр созывал съезды губернаторов, воевод и бургомистров. На этих съездах были разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям.Основной чертой новой финансовой политики было распределение содержания армейских полков по губерниям.

В эпоху Петра I также широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков. Именно Петром I создается аппарат насилия для сбора налогов.

В системе петровских налоговых преобразований церковная реформа также не была случайным эпизодом. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома.Воспользовавшись информацией о выявленныхзлоупотреблениях, Петротменяет выборы нового патриарха. В дальнейшем ревизии подвергается и имущество монастырей. В 1721 г.патриаршествобылоликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппаратаабсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематическиизымаласьзначительная их часть на нужды казны. На нужды казны значительные денежные средства, что было также своего рода налогом, который не был закреплен законодательно.

Кроме того, церковь стала частью бюрократического аппарата. Подданные, под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковьи каяться наисповедисвященникув своих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властям обо всемпротивозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церкви принадлежали и функции фискального органа по сбору особого налога — десятины. Для сбора ее при епископских кафедрах существовали особые должностные лица - десятильники. Кроме десятильника, после Стоглавого собора появляются десятские священники, исполнявшие часть обязанностей десятильника; в Москве их выбирали еще в XVIII веке.

Существовавшее до этого подворное обложение было заменено подушной податью с целевым распределением собранных средств. Из расчетов Петра следовало, что содержание одного драгуна составляло 40 рублей 50 копеек, а пехотинца — 28 рублей 52 копейки в год. Всего на армию уходило четыре миллиона рублей поступлений в государственный бюджет. Таким образом, на каждого плательщика приходилось 80 копеек налога в год. На 1725 год подушный налог был понижен до 74 копеек, а после смерти Петра Великого уменьшен до 70 копеек. Государственные крестьяне, которые не платили оброк частным владельцам, облагались дополнительным сбором в размере 40 копеек. Тяглые городские жители обязаны были платить 1 рубль 20 копеек .

Введены новые виды налогообложения: горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина.

При Петре I появляются и первые льготы, которые укрепляют неравенство в налогообложении. Так, покровительственный тариф 1724 года ограждал новые отрасли отечественной промышленности от иностранной конкуренции и поощрял ввоз сырья и продуктов, производство которых не обеспечивало потребностей внутреннего рынка

Были введены и некоторые забавные налоги. По указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по три рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы — по рублю, крестьяне — по 15 копеек. Или плати, или не мойся. Этот налог имел схожий характер с налогом, который ввел в 70-х годах нашей эры Римский император Веспасиан. В 1715 г. установлен налог на православных бородачей и раскольников в 50 рублей. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. От бородача, явившегося в приказ не в указанном платье, не принимали никакой просьбы да сверх того тут же, «не выпуская из приказу», вторично взыскивали тот же платеж в 50 рублей, хотя бы годовой был уже внесен; всякий, увидевший бородача не в указном платье, мог его схватить и привести к начальству, за что получал половину штрафа да неуказное платье в придачу. Была также введена драгунская подать была на покупку драгунских лошадей (данный налог уплачивало даже духовенство), доходила до 2 рублей с сельского двора и до 9 рублей с посадского. Более интересные налоги существовали в это время только в Башкирии. В начале XVIII века (при Петре I) в Башкирии налогом облагали глаза в зависимости от цвета: серые оценивали в 8 алтын, черные в 2-3 алтына.

В целом, историки не рассматривают вводимые новые налоги с положительной точки зрения, отмечая бессистемность введения налогов с целью удовлетворения потребностей государства. Так Н.И. Павленко отмечает, что «хотя они и составляли единую цепь преобразовательных начинаний, но звенья этой цепи не следует считать заранее обдуманными мерами. Новшества на этом этапе возникали и осуществлялись стихийно и напоминали бег с препятствиями, которые непредвиденно возникали перед бегуном» .

Отношение к подушной подати было также неоднозначным, В.О.Ключевскийотмечал, что: «Эта подать, «подушина», своей окладной единицей, ревизской душой, смущала многих.Даже в период ее введения такой горячий защитник преобразователя, как Посошков, не видел в ней проку и отказывался понять ее,«понеже душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные», земельное владение. Посошков смотрел на дело с народнохозяйственной точки зрения, совершенно чуждой Петру в этом деле. В народном хозяйстве нет душ, а есть только капиталы да рабочие руки; действительными плательщиками могли быть, конечно,только работники, а не старики и младенцы» .

Несмотря на это, можно отметить, что введенные Петром I налоги просуществовали значительное время, так подушный налог действовал более 150 лет. Введение Петром I налогов можно назвать значительным шагом вперед, поскольку при приемниках Петра в течение всего XVIII века основные черты государственно-хозяйственной системы оставались нетронутыми. Изменения происходили в податной системе. Развивалось косвенное налогообложение, как приносящее быстрый доход, в сравнении с прямыми податями, но в целом система налогообложения была заложена именно Петром I .

Среди отрицательных моментов можно назвать желание пополнить казну за счет кабального подушного налогообложения. Справедливым представляетсяутверждение о принципиальной невозможности для населения выплачивать подушную подать в полном размере, о чем свидетельствуют как частичные сокращения ее оклада на 1/3 в 1727, 1728 и 1730 гг., так и полное списание недоимок с 1719 по 1747 гг., в 1741 и 1752 гг. Уже 1 февраля 1725 года генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский представил Екатерине I доклад, содержавший предложение о сокращении подушной подати на 4 копейки, что, по его мнению, стало бы весьма «чувственно» налогоплательщикам.

Также можно отметить несправедливость налогообложения, так царская семья не платила налогов, минимальное налогообложение для знатных людей. Таким образом новая система налогообложения, просуществовавшая долгое время, ставила в неравные условия народ и аппарат управления государством. Поскольку промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран, то привязки к результатам производства не предполагалось.

Никакой идеологии при взимании налогов в налоговую систему не закреплялось. Налоги вводились бессистемно без привязки к возможности реальной уплаты их гражданами. Главной целью подобных налогов было «любым способом пополнение бюджета» государства.

Стройной системы управления фискальными органами у Петра I также не получилось, она впоследствии много раз подвергалась реформированию.К тому же, поскольку работа фискальных органов не оплачивалась, то вело к развитию бюрократии, взяточничества и злоупотреблениям. Однако еще в больший упадок налогообложение пришло при Елизавете и Петре III , которые не делали различия между казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены в разорительные частные монополии.

Реформы Екатерины II

Направление реформ Екатерины было тем же, что и Петра I . Общей была и цель – создание регулярного государства, однако его модель под влиянием идей Просвещения несколько трансформировалась, иначе виделись принципы организации власти и управления, взаимоотношения между властью и обществом, его социальная организация. Соответственно менялись и цели реформ, их приоритеты.

В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.

В вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные принципы налогообложения:

1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Екатерина пыталась основывать систему налогообложения на идеях просвещения, таки образом,она первая пыталась заложить в основу фискальной системы зарубежную идеологию.

Однако необходимо отметить, что Екатерина не начинала с нуля, как Петр, а, наоборот опиралась на достаточно прочную основу результатов его преобразований .

В 1775 г. были учреждены казенные палаты и к ним причислены всечиновники, ответственные на местах за сбор подушной подати, податей с государственных, экономических и дворцовых крестьян, доходов от аренды на предпринимательскую деятельность. Казенные палаты сделались местными отделениями центральных финансовых коллегий и получили распоряжение представлять в новую сенатскую Экспедицию государственных доходов сведения обо всех поступлениях и выплатах из губернской казны.

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитала более 500 руб.. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней.

В “Наказе” дворянству говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. Вместе с тем оброки росли: 2 р. — в 60-х годах, 3 р. — в 70-х, 4 р. — в 80-х и 5 р. — в 90-х годах с каждой ревизской души.

В целом, финансовое управление при Екатерине улучшилось. Многие процедуры введенные в употребление в то время, использовались до 60-х гг. XIXв . Вместе с тем, поскольку промышленность не была развита, и налогообложение по прежнему основывалось на сборах с неимущих. Идеология налогообложения формировалась за счет идей зарубежных просветителей. Именно при Екатерине II было законодательно закреплено неравенство в налогообложении между различными слоями общества.

В XVIII веке система налогообложения только формируется. Целью всех экономических реформ является укрепление государственности, создание фискального аппарата и системы взимания налогов. При Петре I наблюдается бессистемность введения новых налогов, не производится экономическая оценка целесообразности их внедрения. Екатерина II основывается на идеях просвещения, улучшает управление финансовой системой, однако идеология сбора налогов не доходит до народных масс, поскольку фактическая реализация фискальной политики была основана на неравенстве при их сборе. Вместе с тем, Екатериной был сделан важный вывод о том, что количество налогов порождает бессистемность их сбора и затрудняет налогообложение.

Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.

Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.

Причины проведения реформы

Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

Этапы проведения налоговой реформы

Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно, а также имела два основных направления: это прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
Специально была учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Их обязанностью было изыскивать новые источники наполнения казны.
В 1698 году указом Петра І подтверждено право российских городов собирать деньги с городского населения (стрелецкие) и оброчные деньги, обходя при этом воевод и приказных людей. Чтобы те не злоупотребляли своим положением. При этом население городов, согласившихся на это, должно было оплачивать государству окладной сбор в двойном размере. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, хотя уплату двойного оклада отменили.
С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей, налоги с плавучих судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Налогами облагалось даже вероисповедание. В 1705 году стараниями прибыльщиков ввели налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города. Всего с людей бралось около 30 различных налогов.
Кроме этого, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
Налоговая реформа должна была наполнить государственную казну, но несмотря на такую жесткую систему налогообложения, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую от части государственных доходов.
В 1719 году был введен горный налог. Его налоговая ставка - одна десятая доли всей добычи ископаемых, уплачивалась натурой.
В 1718 году был издан Указ о переписи населения (ревизии), целью которой была подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога). С 1720 года по распоряжению Петра І перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
В 1724 году взамен подворного налога была введена подушная подать. Налог стали брать не со двора, а с души. Таким налогом облагалось все мужское население, кроме дворян и духовенства. Для сбора подушной подати, в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов.
Трудности подушной подати были в том, что между проведениями ревизий, из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.

Всем знакомо выражение «деревянный рубль», однако мало кто знает, откуда оно взялось. Некий промышленник предложил однажды Петру I, для покрытия расходов, выпустить вместо монеты кредитные знаки, как за границей, но не бумажные, а – для прочности – деревянные! При всей своей неразборчивости в средствах великий реформатор, однако, на такое не решился.

Главной реформой Петра I была военная. Все прочие реформы как бы выросли из неё. Она же была и самой затратной. Создание регулярной армии и ведение длительной войны со Швецией поглотили львиную долю средств России.
До Петра московское войско состояло в основном из дворян, вооружавшихся холодным оружием и обеспечивавшееся лошадьми за свой собственный счёт – с поместий, выделяемых им за службу правительством. С середины XVI века цари стали создавать первые регулярные войска (стрельцы, пушкари и т.д.), но их доля в общем составе вооружённых сил до конца XVII века оставалась незначительной. Пётр произвёл переворот в комплектовании армии, начав, по европейскому образцу, рекрутские наборы из низших сословий.

Снабжение армии преимущественно за казённый счёт, оплата военспецов из Западной Европы, закупка за границей оружия, а затем строительство собственных чугунолитейных заводов, судоверфей и военного флота, множества каналов – всё это требовало невиданных прежде в России трат. Да и «птенцы гнезда Петрова», непосредственно проводившие эти преобразования, отличались непомерными личными финансовыми аппетитами.

Своё отношение к финансированию военных нужд Пётр ярко выразил в первом своём циркуляре Сенату в 1709 году: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею войны».

В конце царствования Петра армия и флот ежегодно поглощали более 6,5 млн. серебряных рублей, что составляло более двух третей тогдашнего бюджета. Нелегко сказать, сколько это составляло на нынешние деньги. Если пересчитать по нынешней цене драгметаллов с учётом пробы, это составило бы 4,663 млрд. рублей. При тогдашней численности населения России примерно 15-16 млн. человек и господстве натурального хозяйства это была огромная сумма.

В 1705-1707 гг. ежегодный доход государства составлял в среднем 3,33 млн. рублей. 3 млн. расходовались на армию и флот, на прочие нужды – более 800 тыс. Ежегодный дефицит бюджета простирался, таким образом, до полумиллиона рублей. Чтобы его восполнить, правительство Петра прибегло к обычному для всех времён и стран средству – снижению пробы монеты. Если серебро в рубле 1704 года имело пробу 875, то в рубле 1718-1724 гг. – 729. Надо заметить, что Пётр воспользовался этим средством крайне скромно: видимо, ещё памятны были при царском дворе воспоминания о «Медном бунте» 1662 года.

Зато преобразователь в невиданных прежде в России масштабах прибег к другому средству – введению новых налогов и поборов. Это были, прежде всего, подати на содержание новой армии и флота, что показывают и их названия: драгунская, рекрутская, корабельная, подводная. Также вводились налоги на меры и веса, на бортные промыслы, бани, мельницы, постоялые дворы, печи, погреба, сдачу в аренду жилого помещения; акцизы на продажу хомутов, шапок, сапог, кож, дров, многих видов продовольствия и т.д. Наконец появился налог на бороды.

Чтобы изыскать новые источники финансов, Пётр поступил весьма современно. Он учредил институт прибыльщиков (как правило, бывших боярских холопов) – как бы мы сейчас сказали, креативщиков, которые придумывали, какой бы налог и на что ещё ввести, и представляли царю или сенату подробное обоснование нового налога, с исчислением того, на какие поступления в бюджет можно, благодаря ему, рассчитывать. «Пётр понимал экономию народных сил по-своему: чем больше колоть овец, тем больше шерсти должно давать овечье стадо» (здесь и далее – цитаты из «Курса русской истории» В.О. Ключевского).

«Прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов… видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего… Пётр внимательно просматривал всякие проекты и награждал даже самые вздорные, говоря: “Они для меня трудились, мне добра хотели”». Однако, при всей виртуозности прибыльщиков, новые налоги не могли увеличить количества денег на руках у населения, и недоимки по новым налогам росли значительно быстрее поступлений по ним.

В конце правления Пётр решил отказаться от всего множества сложных акцизов и поборов, заменив их все единым для всех обывателей (кроме дворян и духовенства) подушным налогом. Ранее на Москве крестьяне, ремесленники и торговцы платили подворный налог, что побуждало многих жить неразделёнными семьями и сокращало доход государства. Пётр повелел исчислить общее количество душ мужского пола по России и платить с каждой души установленную сумму (за крепостных крестьян должны были платить помещики). В дальнейшем такие ревизии должны были проводиться каждые 15 лет. Хотя эта система установилась затем в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году, при жизни преобразователя первая ревизия ещё не успела завершиться.

Какими же были итоги финансовой политики Петра? Уже в 1714 году Сенат обнаружил, что общее количество тяглых дворов, плативших подворную подать, сократилось, по сравнению с переписью 1678 года, на одну четверть! «Упадок переутомлённых платёжных и нравственных сил народа… едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию, даже пять Швеций».

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

Петр I, налоговая реформа Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала.

Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды.Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных при¬четников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, cовременники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок.

Уже в 1725 г. Екатерина I (1684- 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его. Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухожья, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело.

В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей. Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».



Просмотров