Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя. Характеристика эмоциональных компетенций. Понятие и структура эмоциональ ной компетентности руководителя

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США 10 лет назад, в 1995 году. Как журналист, он сумел донести до общественности научную новинку с помощью своих книг и статей на эту тему.

На данный момент книга только в США продана тиражом свыше 5 млн. экз. и переведена на большинство языков мира. Чем же вызвана столь огромная популярность этой, казалось бы, тысячной книги типа «Как стать успешным»?

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры-"звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ - делаете карьеру).

Концепция эмоционального интеллекта - пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман доступно объясняет, как миндалевидное тело - эмоциональный центр мозга - оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Необходимо признать, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами», и в двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте эмоции рассматриваются как часть интеллектуального капитала организации.

Что принципиально новое содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?

В первую очередь, ответ кроется, собственно, в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». В бизнесе рациональная и аффективная сферы деятельности традиционно разделялись. Тем не менее, «эмоциональный интеллект» не является оксюмороном. Он подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Вторым принципиально важным новым моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.

Эмоциональная компетентность в последнее время приобретает все большую популярность, становится новым критерием достижения успеха для каждого в бизнесе: от директоров, топ-менеджеров компаний до линейных сотрудников, которые общаются непосредственно с клиентами. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что к людям наконец-то приходит понимание, что, научившись управлять своими эмоциями, мы облегчаем жизнь не только себе, но и многим окружающим нас людям.

Эмоциональная компетентность - что это?

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн (William Lewis Stern) предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient). Спустя 83 года американский психолог Даниел Гоулман (Goleman D.) произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) — эмоциональный показатель интеллекта. Связано это с тем, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Согласно определению Даниеля Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими».

Опираясь на исследования этого ученного, эксперты пришли к одному знаменательному выводу: для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение - ее успех на 85% определяется этим коэффициентом и только на 15% он определяется с помощью IQ.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю рассматривать свои эмоции и эмоции своих подчиненных как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для нас понимании. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает 1) как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, 2) так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея (Mayer J.D., Salovey P.), «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни.

Основные «ингредиенты» эмоциональной компетентности

Говоря об главных составляющих EQ, можно выделить четыре:

  • самосознание (self-awareness);
  • самоконтроль (self-management);
  • эмпатия (empathy);
  • навыки отношений (relationship skills).

Составляющая первая. Самосознание – главный элемент эмоционального интеллекта. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя , своих потребностей и побуждений.

Составляющая вторая. Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоционального интеллекта. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств» . Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоционального интеллекта – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии . Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, как многим может показаться. Ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон .

Чем EQ полезен для руководителя?

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным управленцем. Ведь работа руководителя на 90% состоит из общения , успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта.

Без сомнения, харизма лидера и широкий кругозор сопутствуют друг другу. Но при определении соотношения между специальными знаниями и когнитивными способностями лидеров, с одной стороны, и их эмоциональным интеллектом - с другой, установлено, что чем выше ранг руководителя, тем больше эмоционального интеллекта заложено в фундамент успеха.

Исследования показывают, что 2/3 основных компетенций, необходимых сегодня эффективному лидеру, относятся к категории эмоциональных компетенций . Великие лидеры приводят людей в движение с помощью эмоций. Будучи лидером, Вы можете направлять эмоции своей команды. Если Вы управляете эмоциями позитивно, Ваши подчиненные начинают работать с увлечением, проявлять свои лучшие способности. Чтобы заставить эмоциональный фактор работать, Вы должны обладать высокой эмоциональной компетентностью, определяющей Ваше умение управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.

Возможно ли развивать EQ?

Если с уровнем IQ все достаточно просто – исследования показали, что он практически не меняется со временем и повысить его практически невозможно, это явление генетическое, то с эмоциональным интеллектом все сложилось по-другому.

В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Данные научных исследований в США и Европе в области эмоционального интеллекта говорят о том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека!

Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой когда-либо встречались люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность . Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг.

Впрочем, не стоит ударяться из крайности в крайность и судорожно начинать шерстить все возможные источники информации. Бесспорно, сколь угодно высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. Цитируя одного из авторов, стоявших у истоков образования понятия EQ, Маршу Рейнольдс (Marcia Reynolds), «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным».

Развиваем свой EQ

Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто мы испытываем трудности, пытаясь описать словами те чувства, которые испытываем. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача. Ч ем четче Вы научитесь определять каждую свою эмоцию, тем шире будут Ваши возможности по управлению собственным поведением .

Для того чтобы научиться легко распознавать свои эмоции, проведите следующую работу. В течение двух недель ведите свой «Дневник эмоций». Для этого разделите свой день на интервалы и записывайте про каждый интервал 1) что Вы делали и с кем 2) что Вы при этом чувствовали, какие эмоции испытывали. Важно оценивать (записать) то, что Вы чувствуете непосредственно в момент, когда ощущаете эмоцию. Свои чувства старайтесь понять, а не менять их.

Не существует «правильных» или «неправильных» чувств. Они такие, какие есть. Будьте честны с собой. Иногда осознания своих эмоций достаточно, чтобы рассеять или увеличить эмоциональную реакцию.

Итак, первоочередная задача – распознать источник своих эмоций . После этого Вы увидите, как происходит манипуляция Вашими мыслями и реакциями.

Затем необходимо проанализировать причины, которые вызывают ту или иную эмоцию. Задайте себе вопросы: «Почему я так себя чувствую?», «Что вызвало именно такую реакцию?», «Что я получил (а) или не получил (а)? Почему? Что помешало?».

После определения источника разрушительных эмоций (а ведь именно они доставляют нам дискомфорт и заставляют задуматься, что вызвало их появление), важно научиться переходить как минимум в нейтральное эмоциональное состояние. По возможности вспомните, что вызывает у Вас улыбку, ощущение радости, спокойствия, умиротворения. Сосредоточьтесь на том, что Вы хотели бы почувствовать, а также на том, как бы Вам хотелось, чтобы ситуация разрешилась:

  • Проговорите, а лучше – пропишите, что Вам нужно;
  • Направьте свою энергию в другое русло, отвлекитесь;
  • Придерживайтесь действий, которые обеспечат Вам желаемый результат.

Чтобы облегчить Вашу работу, предлагаем список из 80-и эмоций, заимствованный из книги Марши Рейнольдс «Коучинг: эмоциональная компетентность» («Outsmart your Brain: How to Use Emotional Intelligence»).

Удачи и настойчивости Вам. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага!

Спокойствие
Удовлетворенность
Облегчение
Мирность
Расслабленность
Довольство
Комфорт
Сдержанность
Восприимчивость
Прощение
Принятие
Ощущение, что вас любят
Безмятежность

Уныние
Ощущение тупика
Запутанность
Потелянность
Дезориентация
Бессвязность
Ощущение ловушки
Одиночество
Изолированность
Грусть
Горе
Угнентенность
Мрачность
Отчаяние
Депрессия
Опустошенность
Беспомощность
Слабость
Ранимость
Угрюмость
Серьезность
Подавленность
Разочарование
Большое спасибо, отсталость
Застенчивость
Чувство отсутствия к вам любви
Покинутость
Болезненность
Нелюдимость
Удрученность
Усталость
Глупость
Апатия
Самодовольство
Скука
Истощение
Расстройство
Упадок сил
Сварливость
Нетерпеливость
Вспыльчивость
Тоска
Хандра

Стыд
Униженность
Ущемленность
Смущение
Стыд
Неудобство
Вина
Сожаление
Укоры совести
Рефлексия
Скорбь
Отчужденность
Неловкость

Удивление
Шок
Поражение
Остолбенение
Изумление
Потрясение
Впечатлительность

Сильное желание
Энтузиазм
Взволнованность
Возбужденность
Страстное желание
Помешательство
Эйфория
Трепет
Дух соперничества
Твердая уверенность
Решимость
Уверенность в себе
Дерзость
Готовность
Оптимизм
Удовлетворенность
Гордость
Излишняя сентиментальность

Счастье
Радость
Блаженство
Забавность
Восхищение
Триумф
Удачливость
Удовольствие
Безобидность
Мечтательность
Очарование
Оцененность по достоинству
Признательность
Надежда
Заинтересованность
Заинтригованность
Увлеченность
Оживленность
Живость

Расположение
Обожание
Восхищение
Благоговение
Любовь
Привязанность
Безопасность
Уважение
Дружелюбие
Симпатия
Сочувствие
Нежность
Великодушие

Страх
Нервозность
Трепет
Обеспокоенность
Испуг
Тревога
Волнение
Стресс
Боязнь
Ужас
Подверженность навязчивой идее
Ощущение угрозы
Ошеломленность
Опасение

Злость
Гнев
Возмущение
Ненависть
Обида
Сердитость
Досада
Раздражение
Мстительность
Оскорбленность
Воинственность
Бунтарство
Сопротивление
Зависть
Надменность
Неповиновение
Презрительность
Отвращение
Подавленность
Уязвленность
Подозрительность
Циничность
Настороженность
Озабоченность
Тревожность

Когда издательство «Манн, Иванов и Фербер» прислало мне книгу Дэниела Гоулмана « в бизнесе» , признаться, я ойкнула – уж очень увесистый том: 500 страниц формата А4. Когда читать – вот в чем вопрос…

Начала чтение только потому, что с возрастом понимаешь, насколько важен EQ в жизни. Да и занимаясь бизнесом, связанным с людьми, рассчитывать на успех, не повышая эмоциональную компетентность уже, вроде как, легкомысленно.

Признаюсь честно: сказать, что прочла ее на одном дыхании, я не могу.

Это не облегченный вариант чтива из разряда пособий «для чайников»: «по-рабоче-крестьянски», «на пальцах», с шутками и прибаутками.

Эта книга, как фундамент – добротное, качественное многолетнее исследование практика, подкрепленное фактами и доказательствами.

В ней нет инструкций по типу «7 шагов», «3 прыжка», «делай раз, делай два» - Гоулман вообще советует осторожно относиться к всевозможным тренингам и коучингам развития эмоционального интеллекта, слишком много спекуляций развелось вокруг этой, сверхпопулярной на Западе, темы

В ней принципы взаимодействия с людьми и рекомендации специалиста высочайшей эмоциональной компетентности, понимающего, что люди не доски в заборе, а инструкция, которая подойдет одному, смертельна для другого.

Чем отличаются понятия эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность?

Эмоциональный интеллект определяет наш потенциал. Т.е, насколько мы способны развить, применить и превратить в практические навыки пять составляющих EQ: самоосознание, мотивацию, саморегуляцию, эмпатию и искусство поддерживать отношения.

Показатель того, насколько полно мы этот потенциал реализовали на работе или в бизнесе.

Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой навык эмоциональной компетенции, основанный на развитой эмпатии.

В бизнесе или работе, как умение заставить/воодушевить других людей выполнять свою работу более эффективно – эмоциональная компетентность, основанная на мотивации и умении поддерживать межличностные отношения.

По своему опыту знаю, что отключение этих составляющих приводит к скоротечному развалу любой, даже самой работоспособной, команды. Т.е. лидер в бизнесе не может позволить себе роскошь не развивать и не использовать эти качества постоянно.

Самая главная мера силы или слабости эмоциональной компетентности лидера – степень умения . Не подчеркивать их слабости, а находить и раскрывать их возможности, их силу, их потенциал.

Гоулман в своей книге показывает различия между неуспешными руководителями и успешными на конкретных примерах. В этом сравнении четко прослеживается эмоциональная неустойчивость одних и стабильность/надежность других, амбициозность и претенциозность одних и равнодушие к внешней показухе других, необязательность и вероломство одних и ответственность других, людьми одних и укрепление веры других...

Т.е. практическая реализация на более или менее высоком уровне все тех же составляющих: самоосознания, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусства поддерживать отношения.

Из этого не следует, что только стабильность, надежность и ответственность в бизнесе – основные критерии успеха. Что люди творческие, одержимые новаторскими идеями, эмоционально нестабильны и, следовательно, успеха в бизнесе им не видать.

Творческие люди нужны в бизнесе обязательно. Именно такие люди способны находить связи и проводить параллели, на которые большинство обычно не обращает никакого внимания. И это важное качество именно в бизнесе. Необходимое, но не достаточное…

Творческий человек по своей природе недисциплинирован и необуздан – его идеи бьют фонтаном, а на реализацию просто не остается энергии и сил. Но бизнес не делается на одном порыве, помимо идей и взлетов, есть рутина, которую никто не отменял. Поэтому между стремлением к новаторству и самоконтролем существует постоянная и естественная напряжённость. Эмоциональная компетентность в этом случае - баланс между этими составляющими.

Загнать в рамки самоконтроля себя для новатора – это верх эмоциональной компетентности. Творческий человек с высокой степенью самодисциплины?!! Вы много таких людей встречали?

Обычно эта проблема решается мудрыми руководителями командно. Если творческий человек Вы сами – Вам нужны те, кто будет реализовывать на практике Ваши идеи, если Вы реализатор, нужны те, кто даст Вам идею.

В книге Гоулмана много идей, которые заставят Вас задуматься. Не готовых решений, а именно общих принципов, из которых можно вывести частное решение применительно к Вашему бизнесу, к Вашей ситуации.

У Вас бывало так, что Вы вдруг прозреваете? До Вас доходит мысль, и Вы не понимаете, почему Вы об этом не задумывались раньше? Ведь ЭТО же лежало на поверхности! ЭТО же так просто!

Уже не новость то, что эмоциональный интеллект находится в постоянном развитии в отличие от коэффициента умственного развития, который статичен, (т.ч. успех зависит не от Ваших школьных оценок, а от того, как развивается Ваш EQ)

Какие качества делают человека преуспевающим руководителем? В первую очередь на ум приходит эрудиция и развитие умственных способностей. Многие и не подозревают, что на успешность человека в большей степени влияет его эмоциональный интеллект. Если говорить о лидерских качествах, то упустить из виду эмоциональный интеллект просто невозможно. Многие компании уже используют знания о нем для достижения своих целей и повышения эффективности. Что же представляет собой эмоциональный интеллект?

Эмоциональная компетенция как фактор оценки ситуации

Любой из нас ежедневно переживает массу эмоций и решает умственные задачи. Кажется, что эти два процесса неразделимо связаны. Но не бывали ли с вами ситуации, когда вы достигали поставленной цели и осознавали, что это событие принесет только положительное в вашу жизнь, но при этом вы почему-то не ощущали радости? Часто мы радуемся или огорчаемся только «рационально», а на эмоциональном уровне остаемся безразличны или, наоборот, мы испытываем эмоцию, но не может толком понять, что это за чувство и чем именно оно вызвано. Способность осознавать и понимать переживаемые эмоции и уметь управлять этими эмоциями и есть эмоциональный интеллект . Эмоциональный интеллект поможет вам оставаться спокойным и сосредоточенным в любой ситуации и не подвергаться состоянию стресса. Вы сможете правильно понимать ситуацию и, следовательно, влиять на нее. Также вы сможете истолковывать эмоции других людей и понимать, что именно они хотят. Эмоциональный интеллект также поможет вам при процессе набора кадров в ваш салон. Вы сможете воспринимать личностные черты как профессиональные компетенции. Вы сможете определить, обладает ли потенциальный работник эмоциональной компетенцией, которая будет делать его труд более продуктивным.

ВАЖНО!
Эмоциональный интеллект – это умение понимать и управлять своими эмоциями.

ФАКТ!
Термин «эмоциональный интеллект» ввели в научный обиход психологи Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году.

Эмоциональный интеллект на практике: эмоциональная компетенция

Эмоциональный интеллект предоставляет потенциальную возможность применять на практике навыки определения и управления эмоциями. В основе этих навыков лежат самоосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Способность успешно применять эти навыки, в частности, во время рабочего процесса, называется эмоциональной компетенцией . В основе каждой компетенции лежит свой уровень. Например, навык успешной работы с клиентом – это эмоциональная компетенция, в основе которой лежит эмпатия. Ответственность работника определяется саморегуляцией.

Но важно помнить, что наличие эмоционального интеллекта не предполагает обязательного наличия эмоциональной компетенции . Однако если человек обладает эмоциональным интеллектом, то он обладает потенциальной возможностью приобрести эмоциональную компетенцию . Например, человек может быть чутким и способным понять переживания человека, но он не уметь применить этот навык при работе с клиентом. Он понимает обстановку, но не может стать наставником или справиться с разногласиями в коллективе. Или человек чувствует, что нужно коллективу, генерирует идеи, но не может «заразить» ими коллектив и стать лидером. В таком случае ему стоит работать над своей компетенцией, чтобы его способности можно было использовать в практических целях. Представьте человека, который от природы хорошо двигается, чувствует ритм, имеет гибкое тело. Но без специальных тренировок ему никогда не стать профессионалом бального танца. Способности вкупе с тренировкой дают положительный результат.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Составляющие эмоциональной компетенции

Эмоциональные компетенции можно разделить на группы. В основе каждой группы лежит какая-либо функциональная возможность эмоционального интеллекта, знание этих функций поможет выработать компетенцию. Например, социальные компетенции крайне важны для любой профессии, связанной с работой с клиентом. Обладая социальной компетенцией, сотрудник сможет убеждать, вдохновлять, направлять коллектив, быть лидером. Самосознание помогает трезво оценивать свои способности и следить за своим эмоциональным состоянием. Первые четыре параметра отвечают за наши личные компетенции, тогда как эмпатия лежит в основе компетенций социальных.

Эмоциональная компетенция подразделяется на четыре группы, в основе которых лежат параметры эмоционального интеллекта, о которых мы говорили выше: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия. Каждой группе соответствуют свои конкретные компетенции.

Один человек не может обладать всеми компетенциями , но для достижения успеха в работе достаточно обладать лишь определенным количеством этих компетенций. Чтобы преуспеть по всем параметрам эмоционального интеллекта, достаточно обладать шестью компетенциями.

1 группа: Самоосознание

Отвечает за умение понять собственные эмоции, предпочтения и возможности.

Компетенции:

  • Эмоциональная эрудированность: способность понять свои эмоции и последствия, к которым они могут привести.
  • Адекватная самооценка: осознание своих способностей и границ возможностей.
  • Вера в себя: чувство собственной значимости.

2 группа: Саморегуляция

Отвечает за способность регулировать свои эмоции и способность справляться с любым эмоциональным состоянием.

  • Стрессоустойчивость: умение справляться с негативными эмоциями, пагубно влияющими на рабочий процесс.
  • Ответственность: соблюдение этических и моральных норм, честное отношение к работе.
  • Осознанность: способность адекватно воспринимать свою работу и готовность нести за нее ответственность.
  • Гибкость: легкая приспособляемость к изменяющимся условиям.
  • Новаторство: умение переработать новую информацию, предложить новый, альтернативный путь решения задачи.

3 группа: Мотивация

Отвечает за умение поставить перед собой цель и неуклонно к ней идти.

  • Ориентация на достижение цели: стремление к успеху и совершенствованию достигнутого.
  • Идейность: поддержка ценностных ориентиров своей компании
  • Инициативность: желание брать на себя новые задачи.
  • Положительная установка: умение сохранить позитив даже при столкновении с препятствиями и проблемами.

4 группа: Эмпатия

Отвечает за истолкование эмоций и потребностей других людей. Этой группе присущи социальные компетенции.

  • Чуткость: способность принять суждение другого человека, заинтересованность в состоянии других людей.
  • Заинтересованность в развитии другого: умение относиться к человеку как к уникальному существу, помогать в его развитии.
  • Внимательность к нуждам другого: умение предугадать и удовлетворить потребность другого. Незаменимое качество при работе с клиентами.
  • Разносторонний подход: умение использовать разные качества разных людей для достижения положительного результата.
  • Чуткость к настроению коллектива: умение вовремя заметить и истолковать процессы в коллективе.

Социальные навыки

Социальные навыки можно выделить в отдельную подгруппу. Они отвечают за умение использовать ресурсы и качества других для достижения цели.

  • Влияние на людей: умение убеждать и добиваться желаемого.
  • Навыки успешного общения: умение выслушать и передать информационное сообщение.
  • Разрешение конфликта: умение предотвратить конфликт или сгладить ущерб, нанесенный им.
  • Первенство: умение быть лидером и вести за собой.
  • Генератор идей: умение убедить коллектив разделить вашу идею, нововведение.
  • Создание и укрепление связей: налаживание полезных контактов.
  • Кооперация: умение успешно работать с членами коллектива.
  • Работа в команде: налаживания работы коллективного механизма.

Характеристика эмоциональных компетенций

  1. Автономность

Параметры эмоционального интеллекта не заменяют, а дополняют друг друга.

  1. Взаимодействие

При взаимодействии компетенции помогают быстрее достичь более успешного результата. Например, саморегуляция и эмпатия не могут существовать без самосознания.

  1. Базовый характер

Параметры эмоционального интеллекта лежат в основе компетенций. Но без особых усилий человек не сможет обрести ту или иную компетенцию.

  1. Общий характер

Вышеперечисленные параметры и компетенции пригодятся для социальной, профессиональной, бытовой и прочих сфер. Однако каждая профессия имеет свой состав самых важных компетенций. Весь список в какой-то степени применим ко всем профессиям. Однако разные профессии все же вносят различия в требования к тем или иным компетенциям. Например, для работника салона красоты буду необходимы компетенции группы эмпатия. Хотя для разных ситуаций буду требоваться определенные компетенции. Поэтому следует определить ваши сильные стороны и развивать навык владения компетенциями, основываясь на этих сторонах.



Просмотров