Федеральный закон "О полиции": описание, принятие и реализация. Действующая редакция закона о полиции От какого числа фз о полиции

В соответствии с Федеральным законом


В соответствии с Федеральным законом "О полиции" предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.



При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.


Глава 1. Общие положения
Статья 1. Назначение полиции
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
Статья 4. Организация полиции
Глава 2. Принципы деятельности полиции
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
Статья 6. Законность
Статья 7. Беспристрастность
Статья 8. Открытость и публичность
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
Глава 3. Обязанности и права полиции
Статья 12. Обязанности полиции
Статья 13. Права полиции
Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
Статья 14. Задержание
Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 20. Применение физической силы
Статья 21. Применение специальных средств
Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции
Статья 25. Сотрудник полиции
Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
Статья 28. Основные права сотрудника полиции
Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции (утратила силу)
Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
Глава 7. Служба в полиции
Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
Статья 35. Поступление на службу в полицию (утратила силу)
Статья 36. Испытание при поступлении на службу в полицию (утратила силу)
Статья 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции (утратила силу)
Статья 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции (утратила силу)
Статья 39. Служебная дисциплина в полиции (утратила силу)
Статья 40. Увольнение со службы в полиции (утратила силу)
Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции
Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
Статья 51. Судебный контроль и надзор
Статья 52. Прокурорский надзор
Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
Глава 11. Заключительные положения
Статья 54. Заключительные положения
Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Закон о полиции, принятый российскими законодателями в 2011 году, как и предполагалось, с течением времени потребовал введения некоторых изменений. Это связано сразу с несколькими факторами, каждый из которых может считаться первостепенным. К ним можно отнести и определенную «недоработку» в некоторых статьях принятого закона, и изменения в экономической ситуации внутри страны, и еще многое другое.

Скачать закон о полиции с изменениями 2016 бесплатно можно

Существенное расширение прав полицейских.

Еще в начале лета прошлого года ряд депутатов, представляющих в Думе партию Единая Россия, внесла документ, предусматривающий ряд изменений в существующем законе о полиции. Поправки в закон были разработаны группой депутатов во главе с Александром Хинштейном, курирующим в Госдуме комитет по безопасности и противодействию коррупции. По его мнению, в процессе разработки поправок в закон были учтены не только предложения органов власти различных регионов страны и российских ветеранов МВД, но и пожелания всевозможных общественных организаций, а также рядовых россиян.

Следует отметить, что в большинстве статей закона, которых коснулись изменения, в которых описаны действия сотрудников полиции при ограничении прав и свобод российских граждан, слово «обязан» заменено на слово «должен», что говорит о значительном расширении прав представителей органов правопорядка. При этом нельзя не учесть, что у полицейских появятся и новые обязанности, среди которых можно выделить такие, как обязательное сообщение родственникам пострадавшего о том, куда именно он отправлен. Также серьезно расширен и круг лиц, которым имеет право позвонить гражданин в случае его задержания.

Закон о полиции с изменениями на 2016 год.

Значительно расширены права сотрудников полиции и в отношении применения оружия. Согласно поправкам в новом законе, полицейские имеют право открывать огонь на поражение без каких-либо предупреждений в случае необходимости предотвращения террористического акта, отражения вооруженного нападения на важные объекты и объекты органов государственной власти, а также освобождения заложников. Помимо этого, сотрудники полиции имеют возможность стрелять в женщин, чего раньше не допускалось.

Серьезно расширены права полицейских в части вторжения в частную жизнь граждан. Теперь представители органов правопорядка вправе досматривать самих граждан и их вещи не только при наличии проверенной информации о том, что у них наличествуют оружие или наркотики, но и в том случае, если у них есть основание это предполагать. Конечно, гарантировать, что все действия полицейских в подобных ситуациях будут правомерны, нельзя, но в условиях существующей ситуации, законодатели посчитали необходимым пойти на этот достаточно спорный шаг.

В случаях, когда жизни и здоровью граждан угрожает опасность, в целях спасения полицейские получили право на проникновение в жилые помещения и на территорию земельных участков в отсутствии их собственников.

Стоит заметить, что изменения в закон о полиции планировалось внести еще в 2014 году, по крайней мере, так утверждают законодатели, писавшие в него поправки. Заминка с их принятием произошла по причине того, что перед их утверждением на законодательном уровне потребовалось согласование с правительством страны, которое произошло годом позже.

Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018



Просмотров