Налоговый беспилотник. Беспилотники против закона: что надо знать, покупая дрон. Скачать текст закона об использовании дронов

Квадрокоптер — это вид летательного аппарата с четырьмя пропеллерами, который управляется ПДУ (пультом дистанционного управления) с земли. Некоторые модели оснащаются миниатюрной видеокамерой и гироскопом.

Гироскоп — это датчик, благодаря которому аппарат становится устойчивым к ветрам во время полета. Даже при сильном боковом ветре он может оставаться неподвижным в воздухе. В более дешевых моделях этого датчика нет. В этом случае владельцу придется корректировать полет пультом дистанционного управления.

В декабре 2015 года в Федеральный закон №60 были внесены изменения. Они вступили в силу 30 марта 2016 года.

Закон гласит, что все квадрокоптеры, взлетная масса которых более 250 граммов, должны быть зарегистрированы и сертифицированы. В государственный орган необходимо предоставить план полета и получить отметку об его согласовании.

На основании полученных документов внешнему пилоту предоставляется официальное разрешение на полет коптера. Высота полета не должна превышать 50 метров. На этой высоте игрушечные квадрокоптеры не помешают воздушным судам.

С точки зрения закона теперь даже для запуска дрона во дворе необходимо разрешение от владельца придомовой территории. Если квадрокоптер запускается на территории Москвы, потребуется разрешение от органов исполнительной власти города Москвы.

Изменения в законе о квадрокоптерах

Закон о квадрокоптерах был создан на основании «Воздушного кодекса Российской Федерации» ФЗ №60. ФЗ был принят 19 марта 1997 года. Последние изменения были внесены 5 июля 2017 года и подписаны Президентом РФ.

В законодательных актах говорится о том, что беспилотные воздушные судна необходимо регистрировать, если взлетная масса превышает 30 килограмм.

Квадрокоптеры с взлетной массой от 0,25 до 30 килограмм подлежат упрощенной регистрации в порядке, установленным Федеральным законом.

Порядок регистрации квадрокоптеров в России

Закон действует на все виды гражданских беспилотных летательных аппаратов (дроны, игрушечные вертолеты и самолеты на дистанционном управлении). Модели с весом более 0,25 кг — это около 70% техники беспилотных аппаратов, которые продаются в России. Но как уже говорилось выше, регистрация дронов происходит в государственных учреждениях.

В законе описывается процедура регистрации коптера. Она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Каждому квадрокоптеру присваивается индивидуальный номер и соответствующая радиометка. Радиометка — это зашифрованные данные о владельце и информация о технических характеристиках квадрокоптера.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» описывает порядок, на основании которого регистрируются БЛА (беспилотные летательные аппараты).

Закон гласит о том, что все беспилотники со взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм, которые были произведены на территории России или привезены из-за рубежа, должны регистрироваться в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.

В соответствии с Федеральным законом №60 Министерство транспорта Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер и порядок оплаты.

Регистрация прекращается в следующих случаях:

  • Вывоза квадрокоптера заграницу;
  • Снятия его с эксплуатации;
  • Списания;
  • Перехода права собственности;
  • Нарушения требований к государственной регистрации.

Список необходимых документов, после предоставления которых можно получить разрешение на полеты дронов:

  • Удостоверение квадрокоптера на пригодность к полету;
  • Разрешение на использование воздушного пространства;
  • Документ, который подтверждает, что пилот способен управлять дроном.

Стоимость регистрации — 200-300 рублей, в зависимости от региона Российской Федерации.

Обратите внимание: на съемку с высоты также потребуется специальное разрешение.

Федеральный закон №60 гласит, что если в случае проверки контролирующими органами физического или юридического лица при нем не будут обнаружены необходимые документы, полагается штраф. Для физического и юридического лица — 5 тысяч рублей и 20 тысяч рублей, соответственно.

Основные правила полета квадрокоптера по Федеральному закону:

  • Полеты над территорией с большим скоплением людей нежелательны. Неправильная работа дрона или неверное управление могут повлечь за собой причинение вреда здоровью третьим лицам;
  • Не запускайте дрон в зонах секретного объекта, вблизи военных баз или полигонов;
  • Не повышайте высоту более чем на 150 метров. На некоторых дронах установлено специальное программное обеспечение, с помощью которого поднять летательный аппарат выше допустимого значения в определенных местах не предоставляется возможным.

Прежде чем запустить дрон в конкретной местности, узнайте у органов местного управления о необходимости получения разрешения на полет.

В США закон о регистрации БЛА был принят гораздо раньше, чем в Российской Федерации. К тому же регистрация упрощена. Для того чтобы получить разрешение на запуск беспилотных аппаратов, гражданин Америки должен отправить электронное письмо с указанием идентификационного номера дрона. В течение нескольких минут он получит ответное электронное письмо с присвоенным номером. Последующие дроны будут также зарегистрированы под аналогичными данными. Стоимость регистрации составляет 5 долларов США.

Скачать текст закона об использовании дронов

В статьях «Воздушного кодекса Российской Федерации» установлены правила использования воздушного пространства РФ. Государственный контроль об использовании воздушного пространства и закон о дронах в России был создан в целях безопасности населения.

Основные цели Воздушного кодекса:

  • Обеспечение безопасности государства;
  • Охрана интересов государства;
  • Обеспечение безопасности полетов воздушных судов;
  • Обеспечение экологической безопасности.

Чтобы скачать Федеральный закон «Воздушный Кодекс Российской Федерации» и просмотреть внесенные изменения и дополнения за 2017 год, перейдите по .

В один день в игру добавлены две очень полезные (по крайней мере так должно быть) вещи — и ускоренный сбор доходов при помощи Налогового управления

Налоговые комбинации Ч. 1
начинает Гомер

Гомер: Самое лучшее в восстановлении Спрингфилда заключается в том, что я стал гордиться своими достижениями. С другой стороны, самое лучшее в восстановлении Спрингфилда заключается в возможности собирать деньги.

Завершите цепочку заданий, чтобы открыть налоговое управление. Используйте его для облегчения сбора доходов!

Заставить Гомера с горем пополам собрать доход — 3 раза по 45 секунд Собрать доход со зданий — 20

Налоговые комбинации Ч. 2
начинает Гомер

Гомер: Собирать деньги теперь стало намного сложнее, ведь Спрингфилд так велик и всё так подорожало!
Лиза: Это называется инфляция. Чем больше денег ты создаёшь из ниоткуда, тем больше всё дорожает.
Гомер: Ну, у меня же НЕ НАСТОЛЬКО много денег…

Заставить Гомера считать деньги — 1 час

Налоговые комбинации Ч. 3
начинает Гомер

Гомер: Ладно, ладно. Может, и есть у меня деньги. Это что, преступление?
Агент Джонсон: Вообще-то, мистер Симпсон, неуплата налогов со своих доходов — очень серьёзное преступление. Я агент Джонсон из налогового управления. И вы мне расскажете, кто ещё в городе уклоняется от уплаты налогов.
Гомер: Ладно, я понял. Вы, плохой полицейский, играете хорошего полицейского. Я хотел бы побеседовать с хорошим полицейским, будьте так любезны.
Агент Джонсон: Как мило. Я — хороший полицейский.
Гомер: *хнык*

Заставить Гомера «стучать» на налоговых уклонистов — 1 час

Агент Джонсон: То есть, ты хочешь сказать, что с тех самых пор, как Спрингфилд был уничтожен, ни один из жителей не уплатил ни одного налога?! Слишком много бумажной волокиты, даже для сотрудника налогового управления. Ну, раз никто не может даже сказать, в каком штате мы находимся, то у меня не остаётся иного выхода, как закрыть на всё глаза.

Налоговые комбинации Ч. 4

начинает Гомер

Гомер: Итак, агент Джонсон. Налоговое управление разрешает нам уклоняться от уплаты налогов. Что теперь будете делать?
Агент Джонсон: Наше отделение должно что-то предпринять, а сбор денег — единственное, что приходит в голову. От этого вообще есть какая-нибудь польза?
Гомер: Ну…

Собирай деньги быстрее благодаря налоговому управлению — теперь в магазине!


Построить налоговое управление — бесплатно!

Налоговые комбинации Ч. 5

Агент Джонсон: Итак, представляем новую услугу по ПЕРСОНАЛЬНОМУ сбору налогов. Мы начали с базового пакета, оплата которого не требуется.
Гомер: Ага, не требуется, как же. Я-то знаю, как в этой игре всё работает.
Агент Джонсон: Да ладно, это же бесплатно! Попробуйте. Услуга позволяет собирать доходы более эффективно, то есть идеально подойдёт для ленивых.

Нажимайте на здания и персонажей, чтобы собрать деньги не только с них, но и с объектов вокруг. Улучшите налоговое управление, чтобы увеличить радиус сбора!

Собрать доходы при помощи налогового управления

Принцип работы аналогичен уже привычным ранее(фанаты, мутанты и т.п.). Мы тапаем на здание или персонажа, а доход собирается и с тех зданий и персонажей, которые находятся в радиусе действия.

Налоговые комбинации Ч. 6

Гомер: А так действительно проще. Теперь можно собирать налоги, не вставая с любимого дивана и не выпуская пива из одной руки, а бутерброда — из другой. Ещё одна банка пива будет покоиться у меня на животе, а в том подстаканнике… второй бутерброд.
Агент Джонсон: Боюсь спросить, чем же вы раньше собирали налоги.
Гомер: Годы работы на атомной электростанции подарили мне чудесный рудиментарный хвост. И совершенно бесполезный диагноз: необратимое отравление радиацией. То есть… можно расширить эту круглую штуку, и тогда я смогу собирать ещё больше денег?
Агент Джонсон: Ну конечно! Вам всего-навсего нужно улучшить услугу до версий «делюкс» или «супер-лентяй». С каждым улучшением доходы будет собирать всё проще.
Гомер: То есть, для того, чтобы, работая меньше, зарабатывать больше, мне придётся заработать кучу денег работой?
Агент Джонсон: Совершенно верно. Позвольте преподать вам небольшой урок экономики.
Гомер: Э-э, не важно. Я заплачу за программу, потому что обучаться ничему не придётся.

Улучшите налоговое управление, чтобы увеличить радиус сбора налогов, а также сократить число нажатий!

Улучшить налоговое управление до уровня 2 — 50.000$

Как улучшать здание Налогового управления?

Просто нажать на иконку, которая находится над ним и потратить деньги.

Каждое улучшение немного увеличит радиус действия при сборе доходов. Только не надейтесь, что на максимальном уровне вы одним тапом соберете деньги во всем городе)

Уровень 1 — БЕСПЛАТНО

Уровень 2 — 50.000$
Уровень 3 — 150.000$
Уровень 4 — 500.000$
Уровень 5 — 1.000.000$
Уровень 6 — 2.000.000$
Уровень 7 — 3.000.000$
Уровень 8 — 5.000.000$
Уровень 9 — 7.000.000$

Гомер: Это вот на это идут мои деньги? Чтобы здание налогового управления выглядело посимпатичнее?!

Гомер: Почему мои налоги не на оборонку пошли?!

Уровень 9 — максимальный на данный момент. После его достижения здание будет выглядеть так:

В итоге для полного улучшение потребуется 18.700.000$

Метод работает как для зданий, так и для персонажей. Собирается все вместе в радиусе действия, кроме граффити.

Что насчет налогового беспилотника?

Теперь всем владельцы беспилотников гражданского назначения обязаны проходить обязательную государственную регистрацию собственных летательных аппаратов. Новшество касается моделей с массой от 0,250 до 30 кг. Постановка на учет осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а документы для регистрации достаточно направить в электронном виде, что значительно упрощает процедуру.

Стоимость учета дрона должна составить примерно 300 руб. В результате регистрации авиалюбитель получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о дроне и владельце по воздуху на расстоянии до 300 метров.

О порядке регистрации подробно изложено в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнен пакетом поправок , описывающих правила учета беспилотных средств.

Ясно, что регистрация необходима, но возникает вопрос как это сделать? На данный момент механизм по регистрации не запущен и база данных БПЛА отсутствует. Нам в сложившейся ситуации остается продолжать летать и следить за ситуацией.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

    ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

    вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

    в новой статье закона сделать обязательной аттестацию авиационного персонала экспериментальной авиации (то есть, БПЛА);

    ввести обязательную сертификацию для операторов БПЛА, выдавая им свидетельства по результатам обязательной аттестации;

    разработать специальные программы подготовки операторов БПЛА.

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

    беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

    кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

    кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

    Указать страну происхождения БПЛА;

    Указать тип (название, данное изготовителем);

    Вписать серийный номер;

    Указать год производства;

    Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

    Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

    Указать максимальную взлетную массу;

    Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

    Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

    Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

    Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Беспилотник в России можно купить, но нельзя зарегистрировать, его можно держать дома, но нельзя летать, им можно владеть, но невозможно получить лицензию пилота

Ответ чиновника минтранса на мой вопрос о том, как можно зарегистрировать беспилотник и получить лицензию внешнего пилота, был коротким и исчерпывающим.

Я хотел не очень многого - пройти как частное лицо весь легальный путь по регистрации дрона и получению лицензии пилота согласно новым правилам, которые действуют в России с начала апреля.

В идеале я мог бы стать настоящим "внешним пилотом" (как это называется в терминологии закона), обладателем легального, зарегистрированного квадрокоптера, который присмотрел в магазине. Хорошо, что догадался сначала позвонить в минтранс - теперь, по крайней мере, сэкономлю на дроне.

По словам представителя министерства, "нет никаких нормативных актов, которые реализуют положения федерального закона, они разрабатываются".

Dura lex

Вступившие в силу изменения в Воздушном кодексе России, которые касаются регистрации и правил использования беспилотных летательных аппаратов, фактически запретили использование всех гражданских дронов.

Новые правила были утверждены законом, который Владимир Путин подписал 30 декабря прошлого года. Нововведения касаются, прежде всего, регистрации беспилотных летательных аппаратов весом свыше 250 граммов, а также необходимости получения оператором дрона "лицензии внешнего пилота".

Даже девочка, которая отпускает воздушный шарик из руки, запускает беспилотник. Сегодня под действие закона подпадает все что может летать: воздушный змей, воздушный шар, аэростат, маленькая авиамодель, планерок, бумажный самолет - все это беспилотный летательный аппарат Глеб Бабинцев, Федерация авиамодельного спорта России

Закон вступил в силу в конце марта, и, начиная с этого времени, как утверждают представители российских ведомств, имеющих отношение к беспилотным аппаратам, а также профессионалы и любители, он был настолько не проработан, что его фактически невозможно исполнить.

Исполнить его не может никто. Владельцы просто не знают, куда обращаться. Минтранс, к которому в результате ведут все дороги, не знает, как это делать. Прокуратура не понимает, как ловить нарушителей. Росавиация разводит руками - летать нельзя никому, нигде, никак.

Во вторник в Мосгордуме состоялся круглый стол, на который пришли представители Росавиации, МВД, транспортной прокуратуры, федерации авиамодельного спорта. Ситуация с беспилотниками в Москве самая острая, поскольку тут действуют наиболее жесткие ограничения и одновременно в городе больше всего беспилотных аппаратов.

Кому нельзя летать?

Короткий ответ: всем частным беспилотникам.

Если до сих пор законодательство никак не определяло, что такое беспилотные летательные аппараты, то теперь правила учитывают их.

Согласно новой редакции Воздушного кодекса России, "беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)", а "беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов".

Определение не совсем точное - например, не очень понятно, как быть с дроном, который управляется изначально заложенной в него программой (а не внешним пилотом), или кордовой моделью, которая вообще летает на тросе.

В законе фигурирует разделение беспилотников на те, которые легче 250 граммов, и те, которые тяжелей. Последние подлежат регистрации, первые - нет. Однако, как пояснил Борис Логвин из межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, на этом их различия заканчиваются.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Квадрокоптер на чемпионате в Санкт-Петербурге в 2013 году. Теперь такие полеты вне закона

По его словам, ограничение по весу касается только регистрации дронов, а на самом деле воздушным судном по закону признается вообще все, что летает и управляется кем бы то ни было. "Самая большая проблема [нового закона], что беспилотный летательный аппарат стал воздушным судном", - сказал он.

Глеб Бабинцев из Федерации авиамодельного спорта, который участвовал в заседании во вторник, уточнил: "Формулировка такова, что даже девочка, которая отпускает воздушный шарик из руки, запускает беспилотник. Сегодня под действие закона подпадает все что может летать: воздушный змей, воздушный шар, аэростат, маленькая авиамодель, планерок, бумажный самолет - все это беспилотный летательный аппарат".

Где нельзя летать?

Короткий ответ: всем частным беспилотникам нельзя нигде.

"В соответствии с изменениями в Воздушный кодекс Российской Федерации, учитывая все изменения в документы, регламентирующие использование БПЛА, на данный момент полеты беспилотных летательных аппаратов на территории города Москвы запрещены", - сказал представитель Росавиации Борис Логвин.

"На данный момент [такие правила распространяются] на всю территорию Российской Федерации", - добавил он.

Это касается и беспилотных летательных аппаратов, поскольку они теперь приравнены к воздушным судам.

В принципе, согласовать с властями полет квадрокоптера над Москвой можно, но для этого, согласно постановлению правительства Москвы от 9 июля 2014 года №391-ПП , необходимо получить разрешения от: Генерального штаба, Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральной службы охраны, управления ФСБ по Москве, Главного управления МВД по Москве, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГУП "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ".

На самом деле эти разрешения были разработаны для полетов обычной авиации, парашютных прыжков и привязных аэростатов, для которых они, по мнению многих экспертов, если не оправданы, то по крайней мере объяснимы, учитывая количество людей и зданий в столице государства.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption У МЧС проблем с использованием беспилотников нет

Однако если рассматривать, как велит закон, любой беспилотник как воздушное судно, то даже для небольшого игрушечного или спортивного квадрокоптера необходимо в любом случае соблюдать все формальности , включая предоставление полетного плана, получение разрешения на полет, переговоры с диспетчером, что на практике немыслимо.

Разумеется, воздушное пространство неоднородно с административной точки зрения - существуют различные типы полетных зон, в которых действуют свои правила полетов, переговоров с диспетчерами и так далее. Существуют зоны, в которых полеты более безопасны. Но в любом случае полет даже небольшого квадрокоптера необходимо согласовывать с авиационными органами.

Кто сейчас летает?

Короткий ответ: государственные службы и нарушители.

Понятно, что меньше всего в такой ситуации проблем у государственных служб - и МЧС, и МВД, и, тем более, военные легко согласовывают полеты не только крупных БПЛА, которые могут занимать эшелоны, зарезервированные для полетов обычных самолетов и вертолетов, но и небольших дронов. Но как быть авиамоделистам или сотрудникам муниципальных служб?

Им приходится нарушать закон.

"В Московской области дети вынуждены ходить по полянам, топтать грязь, только чтобы не быть пойманными. На носу спортивный сезон, проводятся соревнования, через месяц команда уезжает в Австралию на чемпионат мира... К нам отказываются приезжать зарубежные спортсмены, потому что они не уверены, что смогут в России летать", - рассказал Глеб Бабинцев из Федерации авиамодельного спорта России.

Присутствовавшие на круглом столе представители депутатов Мосгордумы рассказали, что на самом деле дроны в Москве применяются довольно широко, несмотря на запрет. Например, для съемок различных массовых мероприятий или контроля состояния фасадов высотных зданий. Без квадрокоптеров с камерой такую работу сделать очень трудно.

Кто-то в ответ пошутил, что они только что "наговорили себе на приговор", но, вероятно, публичное выступление в городском парламенте можно засчитать за явку с повинной.

Насколько широко нарушают закон обычные авиаторы-любители, сказать сложно. О введении новых правил было объявлено заранее - закон был подписан еще 30 декабря 2015 года. Вполне достаточное время для того, чтобы на это отреагировал рынок.

В российском сегменте интернета как существовал, так и существует большой выбор радиоуправляемых моделей и дронов.

Более того, как рассказал Би-би-си Владимир Симоненко, гендиректор компании "Хобби Центр", которая торгует беспилотниками, продажи компании с начала публичного обсуждения закона увеличились на 60%.

"Спасибо телевидению за популяризацию этого хобби. Нам очень повезло, что есть такой пробел в законе, который широко обсуждался в средствах массовой информации", - сказал он.

Глава фирмы "Спорт и Хобби" Евгений Фадеев, наоборот, отмечает, что по сравнению с прошлым годом спрос упал примерно в десять раз. Правда, при этом сохранился спрос на комплектующие, которые используются для ремонта и самостоятельного производства радиоуправляемых моделей. Но в целом, по его словам, "люди поняли, что с государством шутки шутить нельзя".

Чем грозит нарушение?

Короткий ответ: формально штрафом, но фактически ничем.

Штраф за нарушение правил использования беспилотников, как пояснил Борис Логвин, для физических лиц составляет 3-5 тысяч рублей, должностного лица - 30-50 тысяч рублей (по его словам, таким лицом является, например, оператор, действующий в рамках редакционного задания), юридического лица - 300-500 тысяч.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Опасность неконтролируемого применения беспилотников никто не отрицает

Правда, как рассказал представитель Московской межрайонной транспортной прокуратуры Евгений Ноговицын, в Москве было зафиксировано всего два случая, когда нарушители были пойманы и оштрафованы (запрет на полеты над Москвой существует давно).

Первая история произошла на Красной площади 8 марта - был задержан мужчина, запускавший квадрокоптер. Другой случай произошел в 2014 году, когда на Болотной площади задержали оператора квадрокоптера, снимавшего митинг оппозиции.

В обоих случаях операторы действовали открыто, находясь в прямой видимости сотрудников полиции. Однако в любой другой ситуации несанкционированный полет может пройти безнаказанно.

"Сейчас сотрудники полиции, участковые, работники органов прокуратуры, контролирующих органов не нацелены на выявление таких фактов, потому что выявить их очень тяжело. Для этого необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия и собирать доказательную базу", - признал Ноговицын.

Он рассказал, что в прокуратуре зафиксированы факты полетов беспилотников над Москвой, однако установить тех, кто их запускал, не удалось.

Что делать?

Короткий ответ: Менять закон

Законом недовольны, кажется, все, кого он касается, и теперь его необходимо дорабатывать.

При этом в необходимости как-то регулировать использование беспилотников тоже не сомневается никто.

Владимир Симоненко сказал, что по собственной инициативе его компания проводит предварительную беседу с теми, кто у них покупает дроны, разъясняя элементарные правила полетов: не летать над городом, рядом с аэропортами, избегать скоплений людей и автомобильные магистрали.

Одно из популярных предложений - увеличить "порог регистрации" с 250 граммов до 25-30 килограммов, освободив минтранс от обременительной работы. По данным Федерации авиамодельного спорта России, в стране сегодня насчитывается более 500 тысяч беспилотных летательных аппаратов.

Другая проблема - страхование ответственности. Оно существует уже сейчас, но расценки страховщиков, как утверждают моделисты, настолько велики, что делают покупку дрона бессмысленной.

В необходимости обязательной страховки при этом тоже никто не сомневается, поскольку дроны вполне могут сломаться и упасть с большой высоты, повредив собственность и даже нанеся вред здоровью людей.

Наконец, есть и предложение оговорить особые зоны в городах и за городом, где будут разрешены любые полеты беспилотников.

Самая большая проблема в настоящее время заключается в том, что правила, которые, по словам специалистов, невозможно выполнить, не нарушив закон, уже действуют.

«Закон суров, но он закон»: основной смысл нового законодательства сводится к тому, что все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) весом более 250 граммов, будь то хоть квадрокоптер, хоть радиоуправляемый самолет, хоть воздушный змей - с 5 июля 2017 года необходимо регистрировать, а их владельцам - получать лицензию внешнего пилота.

Зачем это вдруг понадобилось? В оппозиционных кругах распространена версия о том, что, мол, слишком беспокоятся государственные мужи насчет того, чтобы кто попало не фотографировал их имения с «шубохранилищами» - вот и отбирают у свободных людей их право управлять квадрокоптером.

Safety first

На самом деле, скорее, все дело в безопасности: сейчас квадрокоптеры стали доступны действительно всем желающим, а в неумелых руках такой девайс все-таки довольно опасен. Не ровен час, налетит или упадет куда-нибудь (а приличный дрон весит больше килограмма и развивает скорость свыше 60 км/ч) - серьезных травм не избежать.

Да и пресловутая террористическая угроза - не пустой звук; привязать к дрону мешочек с взрывчаткой и залететь в открытое окно проще простого: любые заборы и охранники ничего не смогут с этим сделать.

Можно привести аналогию с мопедами: долгое время для них не требовалось никаких прав, а хлынувший на рынок поток подержанных скутеров из Японии (по цене от 10 тысяч рублей) сделал «моторянку» доступной любому школьнику, не знающему ПДД и никогда не державшему в руках шлема.

А еще их полюбили любители ездить навеселе: права-то не отберут! Все это привело к лавинообразному росту числа смертельных ДТП с участием скутеристов, и теперь для управления ими нужны права.

Порог в 250 граммов - очень важный момент: легкие дроны не могут нанести заметного вреда здоровью человека или повредить какие-то важные объекты, а грузоподъемность таких БПЛА не позволяет использовать их для террористических целей. Плюс, опять же, дальность и скорость невелика: в случае чего можно быстро найти пилота.

Замкнутый круг

Однако закон оказался совершенно сырым: в нем БПЛА приравниваются к воздушным судам (то есть, квадрокоптер - это то же самое, что вертолет или самолет), но никто не знает, как их регистрировать: у Росавиации, которая, по идее, занимается этими вопросами, понимания процесса нет; ни она, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативных актов; пока их нет - не проявляет инициативу и Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД).

Известно лишь о том, что в качестве «номеров» на дрон будут ставиться RFID-метки, которые позволят считывать информацию о беспилотнике на расстоянии до 300 метров. Заниматься регистрацией дронов будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а заявку можно будет подать через интернет, заплатив 200-300 рублей, либо сразу оформить регистрацию при покупке дрона. Но это всё теоретически: по состоянию на конец апреля 2017 года система регистрации лишь находится в процессе разработки.

Где летать - тоже непонятно, потому что даже частный самолет или воздушный шар ведь не летает просто так, он каждый полет согласовывает с множеством ведомств: от Росавиации и ФСБ до авиадиспетчеров. При этом должен быть план полета - то есть, согласованный маршрут в согласованное время.

Где получать лицензию пилота (без действующей лицензии к полету не допустят) - тоже решительно непонятно. Получается замкнутый круг и, де-факто, полный запрет на использование частных БПЛА.

Луч света

Некоторое понимание процесса имеется пока разве что в Департаменте транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа: они сообщают, что нужно получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдают в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения ЗЦ ЕС ОрВД Екатеринбург, однако напоминают, что передвижения беспилотных летательных аппаратов над населёнными пунктами могут выполняться при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В разных странах Европы есть свои дополнительные ограничения по дронам (например, в Германии высота не более 100 метров). Фото: Christopher Michel / Flickr / CC BY 2.0

Воруй, убивай

Таким образом, сейчас любой запуск беспилотника - это нарушение закона, за которое предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей. Впрочем, как это обычно бывает в России, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения: пока известно только два случая, когда за запуск квадрокоптеров задерживали и штрафовали, оба раза в Москве на глазах у полиции (в частности, возле стен Кремля - и именно поэтому теперь, оказавшись около Красной Площади, вы по GPS внезапно перекидываетесь во Внуково - в зоне аэропорта дрон, согласно заложенной в него программе, стартовать откажется).

Обычные же полицейские, как правило, не знают о запрете дронов, так что если они увидят в небе ваш квадрокоптер - никто не будет объявлять план «Перехват»; найти пилота достаточно сложно. Опытные «летуны» перед завершением полета советуют сначала отлететь в сторону и зависнуть, чтобы дезориентировать противника, а затем, держа наготове сумку, резко вернуть дрон на базу, прыгнуть в машину и уехать.

Впрочем, есть один нюанс: вы же наверняка захотите выложить видео с дрона в YouTube, и вот оно уже может вызвать интерес органов (хотя, опять же, никого еще за это не оштрафовали).

Что делать

Пока остается только ждать внесения хоть какой-то ясности. Лоббируются попытки изменить законодательство - вплоть до того, чтобы регистрация и лицензия требовались лишь для коммерческих дронов (весом от 30 кг). Соответствующие поправки были даже приняты в 2016 году, однако с 5 июля они прекращают свое действие.

НП «ГЛОНАСС» считает, что главной целью при формировании системы отношений между участниками сферы создания и применения БАС (беспилотных авиационных систем) должно стать обеспечение безопасности их применения.

В НП «ГЛОНАСС» уверены, что ответственность за организацию воздушного движения, в том числе воздушного движения БВС (беспилотного воздушного суда) в составе БАС, должен нести один оператор.

Полагаем, что целесообразно возложить полномочия по контролю и управлением трафиком БАС, а также полномочия выступать в качестве заказчика создания такой системы, на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

прокомментировали в НП «ГЛОНАСС»

А что у «них»?

Европейское аэрокосмическое агентство (EASA) предписывает не летать на дронах в ближе чем 50 метров от людей, транспортных средств и зданий, а также над ними. Также в Европе нельзя летать выше 150 метров. Дроны разделены на 4 категории (A0-A3) в зависимости от веса и скорости.

Лицензия пилота нужна только для тяжелых дронов A3, применяемых для коммерческих работ. Максимальный вес дрона составляет 25 кг: это значение выбрано потому, что для моделей самолетов весом более 25 кг требуется уже сертификация. Цифра в 250 г тоже фигурирует: все, что легче (и не быстрее 15 м/с), то есть, категория A0 - может летать без дополнительных вопросов. Такими дронами могут управлять и дети до 14 лет.

В США много правил, в частности, нельзя летать выше 400 футов (122 метров), расстояние до ближайшего облака должно быть не менее 500 футов по вертикали и 2000 по горизонтали. Но, главное, требуется лицензия на пилотирование дрона.

Кроме того, запрещены полеты в темное время суток за исключением случаев, когда дрон оснащен габаритными огнями, видимыми не менее чем за 3 мили. При нанесении телесных повреждений или материального ущерба на сумму более 500 долларов пилот обязан сообщить об авиаинциденте в FAA - главный авиационный регулирующий орган.

Вывод

Владеть дроном становится все сложнее. «Вольница», которая действовала еще несколько лет назад, закончилась, и гайки закручивают все сильнее и сильнее. Прежде, чем покупать дрон, подумайте - готовы ли вы нести за него ответственность.

Что будет с 1 июля 2017 года:

  • Дроны массой от 250 г до 30 кг нужно регистрировать с помощью RFID-меток
  • Дроны массой от 30 кг нужно регистрировать как полноценные воздушные суда
  • Для управления дроном нужна лицензия, которую непонятно, где и как получить
  • Перед полетом нужно получить разрешение на использование воздушного пространства

Во время загрузки произошла ошибка.



Просмотров