Поведение на поминках 9 дней. Вопрошающим о заупокойных обрядах

Все про девятины после смерти: что значит этот период, какие обычаи и что делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций лишит покойного райской жизни после кончины, а на родственников падет тяжкий грех.

В статье:

9 дней после смерти - значение даты в православии

Православным принято обозначать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается годовщина, а в некоторых регионах - шесть месяцев после кончины. Это дни посмертия человека, каждый имеет сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с поминовением.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

За девять дней душа завершает путь, начатый при жизни, ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается почином загробного пути, а сороковой - окончанием, девятый - единственный из важных этапов посмертного путешествия.

Цифра 9 - одно из сакральных чисел. В ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается в честь покойного, и в их почёт - ангелы будут защитниками на Небесном Суде . Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый день ангел провожает умершего за райские ворота. До девятого дня усопший занят осмотром Рая. Еще не ведая приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа узнает, что ожидает ее в Раю или Аду. В Эдеме человека ждет отдых от боли, которая была в земной жизни, и мук совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом дух отправится в Ад - до сорокового дня. После завершения путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

С девятого по сороковой день происходят мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем дух преодолевает испытания, которые представляют собой греховные искушения. Если душа пройдет проверки, добрая половина одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены на Небесном Суде.

Девять дней после смерти - значение для покойного

В душах имеется все, что находится в небе. (Бальмонт К. Д.)

Значение девятины после смерти для души покойного важно. В это время дух занят поиском пути, по которому предстоит следовать. Некоторые верят в . Судя по литературе о реинкарнации , в период с третьего дня по сороковой душа занята пересмотром и анализом жизненных ошибок. Существует теория, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее последующее воплощение.

Если руководствоваться христианскими источниками, праведникам уготован Рай, а грешникам - мучения в Аду. Душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Полностью забыть о боли и страданиях невозможно - этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых доставит толк усопшему: лучше принести пользу молитвами, а не слезами. Человек обретет покой, перестанет беспокоиться о живых и отойдет туда, где ему место.

В православной традиции считают, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни, - Ад. На девятины усопший полностью забывает обо всей скорби, которую ощущал во время земной жизни, не вспоминает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Молитвы родных и близких важны в этот момент - усопшему пригодится поддержка родственников.

В это время дух предстает перед Богом впервые. Принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви стоит просить о присоединении души к числу ангелов. Родственник сможет стать личным ангелом-хранителем. Язычники верят, что усопшие предки рядом и готовы помочь.

Обычай поминок на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок - кутья , традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся праздники. Для поминальной трапезы кушанье полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья, а с сакральным смыслом.

Семена обозначают рождение новой жизни, символизируют воскресение человека в загробном мире, возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо стоит освятить в церкви, если есть возможность. Считается достаточным окропить кутью святой водой.

Обязательный напиток на поминальном столе - компот или кисель, порой подают квас. Ставят любую кашу, кроме кутьи. На поминки готовят блины, реже бывают пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены: бутерброды со шпротами, пироги, сельдь, холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты встречаются на поминальных столах. Первое блюдо - борщ.

Поминки на 9 день после смерти - незваные. Приглашать гостей не принято, люди поминать усопшего приходят сами. Прийти может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать родственники, люди, которые омывали покойного, мастерили гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги, но сейчас этим занимаются люди из ритуального бюро, поэтому традиция потеряла смысл.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за родственниками усопшего, молиться шепотом или про себя. После молитвы подается первое блюдо - кутья.

Касательно кушаний и напитков, которые нужно поставить на стол: правил немного, запомнить их легко. Под запретом алкоголь: на большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство - проступок, и на поминках предавание греху может серьезно навредить душе почившего. Приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Нельзя переборщить с блюдами. 9 дней после смерти человека - подготовка к Небесному Суду и рассмотрению прижизненных грехов умершего. Чревоугодие - один из проступков, поэтому не грешите в честь усопшего - это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет значения. Важно, что люди собрались, чтобы вспомнить почившего и поддержать родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать число продуктов так, чтобы не осталось ничего, сложно. На девятины количество гостей предсказать нельзя - люди приходят незваными, по желанию. Если после траурного застолья остались продукты, их раздают нищим: выбрасывать нельзя.

За столом запрещено смеяться, веселиться, устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, черты характера умершего. До сорокового дня будет принято решение, где находиться душе - в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы. Мужчинам нельзя пребывать в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок родственники - черными траурными платками.

Что совершают на 9 дней после кончины родственники почившего

То, что делают на девятины после смерти - труд родных, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где окажется душа умершего - в Раю или в Аду. Что означает девятый день после смерти? В этот период объединяются люди и ангелы, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Нельзя относиться к поминальным дням как к формальности: это время, когда живые способны помочь душе, пребывающей в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9 день после смерти близкого обязателен. Нужно заказать молебен и поставить свечку за упокой. Обязательно помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Просить за родственника умершего можно и дома, но службу за упокой заказывают с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души, чтобы Бог был милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать все. Чем больше людей молятся за душу покойного, тем выше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Ближе к полудню нужно посетить могилу: навести порядок, убрать мусор, принести цветы и венки, зажечь свечу в лампадке. Можно пригласить священника для литии - службы, которая проводится над могилой. Если возможности нет, прочитать молитву можно и самостоятельно. От разговоров на посторонние темы необходимо воздержаться. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного - вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя - запрещено старинными приметами про похороны. Не рекомендуют делать это и священники. Запрещается оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, нельзя лить спиртное на холмик. Можно оставить «обед» - сладости и другие угощения. Чаще всего приносят то, что дается на поминках. Сладости и выпечка раздаются на кладбище незнакомцам, чтобы те помянули почившего.

Хорошее или ничего

На поминках и в разговорах полагается вспоминать хорошие действия умершего. В этот период Бог внимателен ко всем плохим поступкам усопшего и должен слышать, что у живых положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание все испортит.

В этот день нужно подать милостыню нищим, а деньги или продукты - неважно.

В доме, как и на кладбище, следует зажечь лампадку в честь покойного, поставить стакан с водой и хлеб. Эти знаки внимания находятся возле портрета усопшего с черной траурной лентой. На девятые сутки можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни.

Как считается девятина после смерти

По медицинской статистике, больше всего умерших в период между 3 и 4 часами утра. Эту пору называют временем «между волком и лисицей» .

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), - души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" — "Да, конечно". — "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

9 дней после смерти - это срок, за который душа переживает много событий и изменений. Что происходит после погребения?

Первые 3 дня

В первые 3 дня душа находится там, где ей важно находиться. Например, если человек при жизни был очень привязан к своему телу, он будет поблизости. В случае, когда какие-то люди много значили для усопшего, свое последнее время на Земле он проведет рядом с ними. По сути, во многих документальных фильмах говорится о том, что некоторые души не знают, что им делать. Некоторые начинают кататься на метро и следить за родственниками, другие пытаются обеспечить будущее своих детей. Каждый по возможности пытается завершить земные дела или в последний раз посмотреть на то, что очень значимо.

Поклонение Богу

Поклонение совершается неоднократно: в день смерти, затем - на третьи сутки, на 9 день после похорон, через 40 дней после упокоения, а также непосредственно перед Страшным судом. Люди, которые отправляются в ад, выполняют поклонение и после суда.

С 3 по 9 день

После 3 и до 9 дней после смерти душа осматривает красоты рая. Она видит обитель, которая ей уготована. Однако люди, которые были суетными, делали смертные дела и ходили по злым путям, не войдут в рай.

Мытарства

Через 9 дней после смерти начинаются мытарства. Длятся они до 40 суток. После смерти нас окружают наши грехи. Каждое наше плохое деяние имеет своего "хранителя"-беса. Когда душа выходит из тела, эти демоны окружают ее. Беззаконий и бед настолько много, что их не счесть. Это все грехи человека, совершенные при жизни. Некоторые думают, что после смерти душа возносится ввысь, и ничто не может ей помешать. Но это не так, ведь именно силам зла принадлежит пространство между землей и небом. Божия Матерь молила о том, чтобы после смерти не увидеть злых демонов, когда готовилась к Упоению. Поэтому Господь самолично пришел, чтобы проводить Ее душу. Это отмечено на иконе Упоения. Как понятно, демоны приходят не только к "простым" людям, но и к избранным умирающим.

9 дней после смерти: до и после

До девятого дня идет период кормления и оформления "тела вечности". Родственники и священнослужители начинают проводить поминальные процедуры. До 9 дня душа видит прелести рая, а после - мучения и ужасы ада. На 40 день назначают место. В течение девяти суток усопший постепенно перестает слышать родственников и знакомых, также он уже не может видеть их. Все контакты он может осуществляет лишь при использовании обоняния и осязания.

Почему эти дни отмечают?

Душа после смерти 9 дней путешествует и узнает возможные места своего пребывания. До последнего она не знает, какая участь ей уготована. Ей показывают как красоты и прелести райской жизни (в течение намного меньшего срока), так и страшные события, которые происходят в аду. За это время родственники могут усердно молиться, просить лучшей участи до момента, пока не произойдет Страшный суд над душой умершего. Правильное поведение близких может помочь душе попасть в рай. Поэтому очень важно не лениться, а ходить в церковь, заказывать молебны. Самому также нужно уделять время этому занятию. И делать это нужно правильно. Вы можете получить разъяснения у вашего священнослужителя.

Согласно традициям христианства, основные поминки по усопшему проводятся в день похорон, на 9 дней и на 40 дней. Чаще всего поминки сводятся к поминальной трапезе, однако не стоит думать, что люди собираются просто для того чтобы поесть, это мероприятие имеет цель отдать дань памяти усопшему, помолится за упокоение его души.

1
Христианские обычаи подразумевают, что во время поминальной трапезы собравшиеся молятся об упокоении души умершего. Абсолютно все во время поминок имеет значение, в том числе и меню. Приблизительный план проведения поминок таков.

Прежде чем сесть за стол прочтите молитву «Отче наш». На протяжении всех поминок вспоминайте усопшего, однако воспоминания о каких-то плохих поступках усопшего не приемлемы. За столом не допустимы смех, веселые песни или сквернословие.
2
Первым блюдом подавайте кутью (каша из риса или пшеницы с медом и изюмом). Лучше всего осветить ее во время панихиды или по крайней мере окропите ее святой водой. Данное блюдо есть символ вечной жизни, так как человек, как зерно, прорастет (возродится) во Христе.
Не надо опираться на правило: чем больше еды на столе - тем лучше, это не верно. Совсем наоборот, еда должна быть без изысков, скромной. Важно то, что люди собираются вместе помянуть усопшего, еда - лишь символ.
3
Обратите внимание, если день поминок пришелся на будний день Великого поста, перенесите мероприятие на выходные. Также помните, что мужчины на поминках должны быть с непокрытой головой, женщины же, напротив, с подобранными волосами в платках.
4
Если в день похорон на поминки приглашают всех, кто был на кладбище, то на 9 дней на поминки зовут лишь родственников и самых близких друзей усопшего.
Помните, что употреблять спиртные напитки во время трапезы нельзя, даже вино не рекомендуется ставить на стол. Также не ставьте на стол фотографию покойного с рюмкой водкой, покрытой черным хлебом, все эти обычаи просто пережитки прошлого и православной верой не поддерживаются.
5
Не ограничивайтесь фразой: «Царствие небесное усопшему». Помолитесь за усопшего, приступайте к каждому блюду с краткой молитвы.
6
Также в дни поминок очень хорошо подать нищим, для того чтобы люди, которые нуждаются в пище и находятся ближе к Богу, помолились об упокоении души усопшего.
7
Помимо трапезы заказывают молебен об упокоении усопшего, для этого просто подайте записку с именем покойного (в родительном падеже) в церковный киоск.

Поминать можно не только на 3, 9 и 40 день, существует обычай поминать покойного на годовщину смерти, в день его рождения и в день Ангела, в эти дни люди также ездят на кладбище и ходят в церковь.

Узнайте все про 9 дней после смерти - что значит этот период, каковы обычаи касательно нее и что нужно делать родственникам почившего. Основываясь на верованиях и религиозных писаниях, несоблюдение традиций может лишить покойного райской жизни после смерти, а на его родственников наслать тяжкий грех.

В статье:

9 дней после смерти - что значит эта дата в православии

Известно, что в православии принято отмечать третий, девятый и сороковой день после смерти человека. Отмечается также годовщина, а в некоторых регионах еще и полгода после смерти. Это особые дни посмертия человека, и каждая из них имеет свое сакральное значение. Родственникам следует знать и соблюдать традиции и обычаи, которые связаны с ними.

Мытарства души блаженной Федоры, фрагмент росписи в Киево-Печерской Лавре

В указанные девять дней душа еще завершает свой путь, начатый при жизни. Она ищет дорогу в новый мир. Если третий день считается началом загробного пути, а сороковой - его окончанием, то девятый – один из самых важных этапов посмертного путешествия.

Число 9 - одно из сакральных чисел. Известно, что в ангельской иерархии существует девять чинов ангелов. Девятый день после смерти отмечается не только в честь покойного, но и в их честь - все же именно ангелы будут защитниками на Небесном суде. Они выполняют роль адвокатов, просят Бога о помиловании для каждого человека.

После смерти и до третьего дня душа усопшего находится неподалеку от живых. Ее сопровождает ангел-хранитель. На четвертый он провожает умершего за райские ворота. Вплоть до девятого дня он занят осмотром Рая. Еще не зная своего приговора, который Бог вынесет на сороковой день, душа может узнать о том, что ожидает ее в Раю или Аду. В Раю человека ждет отдых от боли, которую он вкусил за земную жизнь, а также муки совести за совершенные грехи.

На девятый день Господь повелевает ангелам привести умершего к его престолу. Это день, в который человек впервые со страхом и трепетом предстает перед Всевышним. После разговора с Богом он отправится в Ад - до сорокового дня. Только после этого путешествия по загробному миру душу ожидает Небесный Суд.

Кроме этого, с девятого по сороковой день происходят так называемые мытарства души. Вместе с ангелом-хранителем она должна пройти через испытания, которые могут представлять собой греховные искушения. Если душа пройдет испытания, добрая половина его души одолеет злую, и все прижизненные грехи будут прощены ей на Небесном Суде.

Девять дней после смерти - значение для покойного

В душах есть все, что есть в небе, и много иного (Бальмонт К. Д.)

Значение 9 дней после смерти для души покойного очень важно. В это время он занят поиском пути, по которому ему предстоит следовать. Сложно сказать, каким он будет. Некоторые верят в перерождение души после смерти. Судя по литературе о реинкарнации, в период с третьего дня по сороковой она занята пересмотром и анализом своих жизненных ошибок. Кроме этого, существует теория о том, что душа сама принимает решение о том, каким будет ее следующее воплощение.

Если следовать христианским источникам, праведникам уготован Рай, а грешникам – мучения в Аду. Но, так или иначе, душа умершего на девятый день все еще занята поиском продолжения своего пути. В это время родственники покойного должны постараться отпустить его. Разумеется, полностью забыть о боли и страданиях невозможно – этими чувствами пропитана любая потеря. Но успокоение души живых принесет пользу усопшему, постарайтесь принести ему пользу молитвами, а не слезами. Он сможет обрести покой, перестать беспокоиться о живых и отправиться туда, где ему теперь место.

В православной традиции принято считать, что с четвертого по девятый дни душе показывают Рай, а затем, с девятого по сороковой дни - Ад. На девятый день усопший полностью забывает обо всей скорби, которую он ощущал во время земной жизни. Он забывает и о телесной боли. Грешные души в это время начинают испытывать истинное раскаяние. Именно поэтому молитвы родных и близких важны в этот день – усопшему пригодится поддержка родственников.

Кроме того, они окажутся кстати еще и потому, что в это время он предстает перед Богом впервые. Именно поэтому принято заказывать молебны, устраивать поминки, читать молитвы, а также помогать усопшим проходить загробные испытания другими способами. Во время службы в церкви принято также молить о присоединении души к числу ангелов. Так ваш родственник сможет стать вашим ангелом-хранителем. Язычники верят в то, что усопшие предки всегда рядом и готовы помочь.

Традиция поминков на 9 день после смерти

Обязательная составляющая любых поминок - кутья, традиционное обрядовое блюдо, без которого не обходятся даже некоторые праздники. Для поминальной трапезы ее полагается готовить из пшеницы и сахара или меда. Иногда кутью варят из риса. Это не просто сладкое блюдо для застолья. Оно имеет сакральное значение.

Семена означают рождение новой жизни. Они символизируют воскресение человека в загробном мире, а возможно, в следующей инкарнации. Сахар, мед или варенье символизируют сладость жизни после смерти. Готовое блюдо желательно освятить в церкви, но такая возможность имеется далеко не всегда. Поэтому считается достаточным окропить его святой водой.

Обязательно должен быть на поминальном столе компот или кисель, иногда подают квас. Подают также любую кашу, кроме кутьи. Иногда на поминки готовят блины, чаще можно увидеть пирожки со сладкой начинкой. Рыбные блюда не запрещены - бутерброды со шпротами, рыбные пироги, сельдь и другие холодные закуски. Жаркое и лапша с птицей, котлеты также часто встречаются на поминальных столах. В качестве первого блюда, как правило, подается борщ.

Поминки на 9 день после смерти - незваные. Приглашать гостей на них не принято, они приходят сами, незваными. Явиться может любой человек, который пожелает вспомнить умершего. По традиции, обязательно должны присутствовать ближайшие родственники, а также люди, которые омывали покойного, делали гроб и копали могилу. В старину это делали соседи, друзья семьи и коллеги. Сейчас же этим занимаются люди из ритуальных бюро, поэтому традиция потеряла свой смысл. Куда лучше доверить это дело специалистам, чем допустить ошибку на похоронах. Если верить приметам, некоторые из них могут стоить жизни.

Начинается застолье по печальному поводу с прочтения молитвы «Отче наш». Можно читать вслух, повторяя за ближайшими родственниками усопшего, а можно молиться шепотом или про себя. Только после молитвы можно подавать первое блюдо. Им должна стать кутья.

Касательно блюд и напитков, которые должны быть поданы на стол, правил немного, и запомнить их очень легко. Под запретом находится алкоголь. На большинстве поминок подается водка, но этого нельзя делать. Пьянство - грех. На поминках предавание этому греху может серьезно навредить душе почившего. Именно поэтому приметы о кладбищах не советуют приносить спиртное на могилы.

Не следует перебарщивать с блюдами. Среди того, что означает 9 дней после смерти человека - подготовка к Небесному Суду и, соответственно, рассмотрению всех его грехов. Чревоугодие - один из грехов. Поэтому не стоит грешить в честь усопшего, это негативно отразится на его посмертном существовании. Стол должен быть скромным, без изысков. Сам факт принятия пищи не имеет никакого значения. Важно только то, что люди собрались для того, чтобы вспомнить почившего и поддержать его родственников.

Несмотря на стремление избавить поминальный стол от роскоши, рассчитать количество продуктов так, чтобы не осталось ничего, крайне сложно. К тому же, на 9 дней количество гостей предсказать нельзя - они приходят незваными, по своему желанию. Если после траурного застолья осталась еда или продукты, их нужно раздать нищим. Выбрасывать их в любом случае нельзя.

Как и в самые первые поминки, за столом запрещено смеяться, веселиться, тем более устраивать хоровое пение. Нельзя вспоминать плохие поступки, негативные пристрастия и привычки, а также черты характера умершего. Вплоть до сорокового дня будет приниматься решение о том, где находиться его душе - в Раю или Аду. Негативные воспоминания, высказанные вслух, будут склонять чашу весов к страшному приговору.

Имеет большое значение внешний вид людей, которые собираются почтить память усопшего. Женщинам полагается покрывать голову платками, собирая волосы под ними. Мужчинам нельзя находиться в поминальном помещении в головных уборах, их нужно снимать при входе. Сейчас покрывают головы во время поминок только ближайшие родственники, как правило, это черные траурные платки.

Что делают на 9 дней после смерти родственники почившего

То, что делают на 9 дней после смерти - труд родственников, который принесет пользу усопшему в загробной жизни. Не только от его деяний зависит то, где он окажется - в Раю или в Аду. Родственники и близкие друзья тоже играют свою роль. Что означает девятый день после смерти? По сути, в этот день объединяются люди и ангелы для того, чтобы помочь усопшему попасть в Рай. Поэтому нельзя относиться к поминальным дням, как к формальности. Это время, когда живые способны помочь душе, которая находится в загробном мире.

Для верующего человека поход в церковь на 9-й день после смерти близкого человека обязателен. Там нужно не только заказать молебен и поставить свечку за упокой. Следует помолиться возле икон о милости Бога и помощи ангелов на Небесном Суде. Молиться можно и дома, но службу за упокой заказывают в большинстве случаев - что в любом случае связано с походом в церковь.

Молитвы об упокоении души и о том, чтобы Бог был к ней милостив и разрешил находиться в Раю, могут читать не только родственники. Чем больше людей молится за душу покойного, тем больше вероятность положительного приговора на Небесном Суде. Обращаться можно и к Богу, и к ангелам, и к Святым.

Кроме этого, ближе к полудню следует посетить могилу почившего. Наведите там порядок, уберите мусор, принесите цветы и венки. Зажгите свечу в лампадке. Можно пригласить священника для совершения литии - особой службы, которая проводится над могилой. Если такой возможности нет, прочитайте молитву самостоятельно. Воздержитесь от разговоров на посторонние темы. Во время посещения могилы лучше вспоминать покойного - вслух или мысленно.

Устраивать поминки на кладбище нельзя - это запрещено старинными приметами про похороны и кладбище. Не рекомендуют делать этого и священники. Особенное внимание привлекают они к распитию алкогольных напитков. Не вредите душе умершего, дождитесь поминок. Нельзя оставлять алкоголь и в стакане возле могилы, тем более нельзя лить его на холмик. Можно оставить «обед», в который могут входить сладости и другие угощения. Чаще всего оставляют то, что подается на поминках в этот же день. Сладости и выпечка раздается также на кладбище незнакомцам, чтобы они помянули почившего.

Как на поминках, так и в разговорах полагается вспоминать только хорошие поступки почившего. Сейчас Бог особенно внимателен ко всем его плохим поступкам, и он должен слышать, что живые имеют исключительно положительное мнение об этом человеке. Не вовремя сказанное плохое слово или негативное воспоминание может все испортить.

Желательно в этот день подать милостыню нищим. Это могут быть деньги или продукты - решать вам. Как уже сказано выше, можно отдать продукты, которые остались после поминок.

В доме, как и на кладбище, можно поставить лампадку в честь покойного, а также стакан с водой и хлеб. Обычно эти знаки внимания находятся возле его портрета, украшенного черной траурной лентой. На девятый день можно снять завесы с зеркал во всех комнатах, кроме спальни усопшего.

Как считается 9 дней после смерти

Посчитать девять дней после смерти очень просто. Первый день - это день смерти. Даже если человек умер поздним вечером или ночью - при условии, что смерть произошла до полуночи. Этот же день впоследствии станет годовщиной смерти.

По медицинской статистике, больше всего смертей происходит в период между 3 и 4 часами утра. Это время называют временем «между волком и лисицей». Следует знать, что при расчете дней следует учитывать ту же дату, которую можно увидеть на календаре в это время - как и во всех остальных расчетах дат, новые сутки в случае со смертью наступают после полуночи.

При этом математическое прибавление числа 9 к дате смерти является неправильным. Предположим, что человек умер 18 января, и прибавим к этой дате 9:

Но на самом деле девятины для этого усопшего наступают не 27, а 26 января. Эта дата не зависит от даты похорон. По традициям, хоронят через три дня после кончины. Но бывает и так, что похороны происходят на пятый, а то и на шестой день после смерти. От этого наступление девятого или сорокового дня не зависит, его считают только по дню кончины.

Как считается 9 дней после смерти, если человек умер во время Великого Поста? Такие расчеты нужно только верующим людям, которые соблюдают пост. В это время, если девятина попадает на будний день, ее нужно перенести на ближайший выходной.

В целом, каждый человек должен знать похоронные и поминальные традиции. Эти знания нельзя назвать желанными, и учиться этому вряд ли кто-то пожелает без особой нужды. Но, как ни печально это осознавать, каждому человеку рано или поздно придется хоронить родных и близких. А это означает, что придется заниматься похоронами и поминками. Зная, что должны делать родственники на девятины и какими должны быть поминки, вы поможете душе усопшего на том свете. Помните, что ему там тоже нелегко - именно в это время начинаются мытарства души. От того, как он проявит себя во время этих испытаний, зависит его будущее в загробном мире.



Просмотров