Презентация на тему родион раскольников. Презентация «Преступление Раскольникова. Лужин -герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Раскольников был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Весь его вид отображал бедность и нищету. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. На голове у Раскольникова была шляпа: высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Cлайд 4

Cлайд 5

Видя несправедливость и бесправие низов, царившие в городе, Раскольников создает свою преступную теорию. По этой теории люди делятся на две категории: «низших» и «право имеющих». Родион решает проверить себя: сможет ли он переступить через свои нравственные ценности, свой характер. Если да, то он докажет самому себе и другим, что он относится к категории высшей, а не к «тварям дрожащим». Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для обществ ростовщицу, как он считает, "никчемную старушонку".

Cлайд 6

Cлайд 7

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира - это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,- так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... "или отказаться от жизни совсем!" .

Cлайд 8

Cлайд 9

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Cлайд 10

Cлайд 11

Раскольников избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится "запачкать" их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить. Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Cлайд 12

Cлайд 13

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Всем этим герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и "изобретательнее" любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Слайд 1

Ф.М. Достоевский

Слайд 2

Образ Раскольникова Родиона Романовича

Слайд 3

Раскольников был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Весь его вид отображал бедность и нищету. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. На голове у Раскольникова была шляпа: высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Слайд 5

Видя несправедливость и бесправие низов, царившие в городе, Раскольников создает свою преступную теорию. По этой теории люди делятся на две категории: «низших» и «право имеющих». Родион решает проверить себя: сможет ли он переступить через свои нравственные ценности, свой характер. Если да, то он докажет самому себе и другим, что он относится к категории высшей, а не к «тварям дрожащим». Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для обществ ростовщицу, как он считает, "никчемную старушонку".

Слайд 7

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира - это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,- так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... "или отказаться от жизни совсем!" .

Слайд 9

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Слайд 11

Раскольников избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится "запачкать" их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить. Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Слайд 13

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Всем этим герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и "изобретательнее" любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Слайд 15

Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу совершенного человека...

краткое содержание других презентаций

«Преступление Раскольникова» - Черты характера. Причины преступления Раскольникова. Суть теории Раскольникова. Раскольников. Письмо матери. Цитаты. Преступление Р.Раскольникова. Голос совести. Мое открытие Достоевского. Сон Раскольникова. Самообман Раскольникова. Н. В. Гоголь «Шинель». Одиночество. Страдания других людей. Разговор студента. Истоки преступления. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Достоевский. Преступление Раскольникова.

«Петербург в «Преступлении и наказании»» - Кому принадлежат комнаты. В сегодняшнем мире набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму. Развитие навыков анализа художественного произведения. Раскольников совершает убийство. Городской пейзаж. Раскольников и окружающий мир. Достоевский. Свидригайлов. Город пышный, город бедный. Вставьте пропущенные слова. Поверь себя. Оригинальность таланта Достоевского. Гениальность Достоевского.

«Раскольников и Мармеладова» - Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии. Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Смирение не предполагает самоубийства. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах.

«Роман Достоевского «Преступление и наказание»» - Петербург Достоевского. Опровержение теории Раскольникова. Урбанисты. Наполеон. Проекты. Теория Раскольникова. Крест Лизаветы, который собирается носить Соня. Преступление и наказание. Критерии оценивания. Человек идеи. Праведники. Вопросы по проекту.

«Образы в «Преступлении и наказании»» - Материал урока. Причины. Боклевский. Исторический деятель. Антуан Жан Гро. Семья Мармеладовых. Признание Раскольникова. Достоевский. Мармеладов находится на последней ступени нищеты. Люди делятся на два разряда. Грабарь. Мир «униженных и оскорбленных». Преступление Раскольникова. Знакомится с титулярным советником. Теория Раскольникова. Однажды в трактире. Раскольников. Идеи, которые носятся в воздухе.

«Опровержение теории Раскольникова» - Кровь по совести. Оппоненты Раскольникова. Расчет и случай. Опровержение теории Раскольникова. Правда Сони Мармеладовой. Противоречивость образа Свидригайлова. Петр Петрович Лужин. Раскольников. Самоубийство. Кто из героев является «двойником» Раскольникова. Теория «целых кафтанов». Тема наказания. Несправедливость. Чтение Евангелия. Свидригайлов Аркадий Иванович. Преступление и наказание. Слабость Сони.

Слайд 1

В чём преступление и наказание Родиона Раскольникова Арифметика теории против живой жизни
Презентацию подготовил ученик 10 класса МОУ «Зимстанская сош», Республика Коми, Усть-Куломский р-н, Клатт Семён. 2012 г.
Руководитель – Кочанова В.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

План презентации:
Художественные особенности романа Личность Родиона Раскольникова Причины возникновения теории Теория Раскольникова Роль Сонечки Мармеладовой в жизни Раскольникова Наказание Раскольникова Сны как отражение подсознания (четыре сна Раскольникова) Список используемой литературы

Слайд 3

Художественные особенности романа:
тонкость психологического анализа (внимание акцентируется на психологии человека, а не на внешности); часто используется приём полифонии (многоголосия) в романе (очень много «внутренних» монологов); лаконичность описания внешности позволяет: ✔обращать больше внимания на внутренний мир героев; ✔самому дорисовывать образы персонажей; Роман выводит читателя на глубинное философское осмысление жизни.

Слайд 4

Раскольников Родион Романович
Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание». Бывший студент юридического факультета, вынужденный по недостатку средств уйти из университета. Это личность далеко не заурядная, с богатым запасом умственных и нравственных сил. Его товарищ Разумихин так характеризует Раскольникова: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время, а может быть, гораздо прежде, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит выказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без права на это». Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Раскольникова с Жаном Сбогаром, героем одноимённого романа французского писателя Ш. Нодье (1818). Сам же говорит о его отношении к учёбе так: «Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был очень беден и как-то надменно горд и необщителен, как будто что-то таил про себя».

Слайд 5

Раскольников Родион Романович
Описание внешности Раскольникова так же немногословное: «…Замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». В статье критика Н. Н. Страхова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на передний план мысль, что Достоевский вывел в лице Раскольникова новый образ нигилиста, изобразив «…нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием». Страхов увидел в Раскольникове черту истинного русского человека – своего рода религиозность, с которой он предаётся своей идее, стремление дойти «до конца, до края той дороги, на которую его завёл заблудший ум».

Слайд 6

Причины возникновения теории
Раскольников был бедным студентом, которому нечем было платить за занятия в университете. Поэтому он вынужден бросить занятия и временно уйти из университета. «Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его». Его мучило другое. Везде: в трактире, на улице, в квартирах, которые снимали бедные люди, - видит он невыносимое страдание и нищету народа. И он протестует против этого положения. «Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто всё за хвост и стряхнуть к чёрту!» - говорит он. Но Раскольникову кажется, - и всё, что он видит вокруг себя, как бы подтверждает это, - что «так доселе велось и так будет всегда будет». На основании всего этого он создаёт свою теорию об устройстве общества.

Слайд 7

Теория Раскольникова

Слайд 8

Роль Сони Мармеладовой в жизни Раскольникова
Если Раскольников – главный герой романа, то Мармеладова Сонечка – главная героиня. Принадлежит к категории «кротких». «…Маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». И Раскольников, и Соня преступили нравственную черту: Раскольников совершил убийство, Соня пошла «по жёлтому билету». Но если Родион преступил через других, в первую очередь, ради себя, то Сонечка сделала это исключительно ради своей семьи, оказавшейся в глубокой нищете. И ещё одно роднит эти судьбы и характеры – умение страдать за других, способность к состраданию. У Раскольникова уязвимая душа, пылкая мысль, строгая совесть, и поэтому его замучило всеобщее горе окружающих: сестры Дунечки и матери, семьи Мармеладовых, обесчещенной девочки на Конногвардейском бульваре, самоубийцы на мосту, детей из трущоб Петербурга. Что же касается Сонечки, то образ её – воплощение «ненасытимого страдания», человеколюбия, умение понять и принять чужое страдание как своё. Именно поэтому и честь, и жизнь свою она приносит в жертву близким. У Сонечки Родион находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Мармеладова читает ему Евангелие, пытается приобщить к вере в Бога, всячески подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идёт признаваться. Она едет за ним на каторгу. Сам он холоден и отчуждён с ней, пока к нему самому не приходит озарение, и тогда он понимает, что ближе её никого у него нет. Через любовь к Сонечке и через её любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни.

Слайд 9

В чём наказание Раскольникова?
Наказание Раскольникова – в страшных муках совести, которые терзают его душу всё время, даже до убийства старухи, пока существует теория. В своей черновой тетради Достоевский так определил наказание Раскольникова (его герой сравнивается с героем Пушкина): «Алеко убил. Соз- нание что он сам не достоин своего идеала, который мучает его душу. Вот – преступление и наказание». И Раскольников мучается именно потому, что он не переступил, по его сло- вам, оказался «тварью дрожащей». Для него признание в муках совести за совершённое им убийство – признание в собственном бессилии. Писарев так определяет состояние Раскольникова: «Раскольников находится в таком положе- нии, при котором все лучшие силы человека поворачивают- ся против него самого и вовлекают его в безнадёжную борь- бу с обществом».

Слайд 10

Первый сон Раскольникова
Первый сон в романе – сон Раскольникова об убийстве лошади. Герою снится, как он, будучи ребёнком, видит пьяных мужиков, которые насмерть забивают старую, тощую лошадь. Толпа, присутствующая при этой сцене, воодушевлена «забавой», и лишь» маленький Родя пытается остановить разъярённых мужиков. Раскольников не может не сочувствовать животному, он кричит: «Папочка, папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!». Но как бы ни молил Родион отца, ответ ему был один: «Шалят, пойдём!».Мальчик не выдерживает, бежит к лошади и целует её в окровавленную морду, глаза, губы. Ребёнок проявляет чуткость к чужой боли, чужим страданиям, он не может мириться с жестокостью, творящейся на глазах. Сон подчёркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступ ления с такими чертами его характера, как чуткость, сострадательность и нежность. Но бессилие отца лишило его этой детской, истинной веры в торжество добра - и стало всё разрешено, не стало никакой власти, кроме власти рассудка, склонного к заблуждениям.

Слайд 11

Второй сон Раскольникова
Второй сон снится Раскольникову после убийства и визита в полицию. Ему кажется, что убивают хозяйку, и вскоре с ужасом понимает, что бьёт её квартальный надзиратель Илья Петрович. Все соседи сбегаются смотреть, и Раскольникова охватывает страх, что скоро придут к нему, ведь эти побои – следствие его вчерашнего деяния. «Страх, как лёд, обложил его душу, задушил его…». Второй сон передаёт состояние героя после убийства, Раскольников в смятении, его охватил ужас от совершенного им поступка. Достоевский показывает, что на уровне подсознания у Родиона появляется мысль о признании – ужас может толкнуть героя на явку с повинной.

Слайд 12

Третий сон Раскольникова
Во время третьего сна Раскольников попадает в квартиру убитой им старушки. Во сне герою кажется, что ничего не изменилось, всё опять по-прежнему. Он снова достаёт топор и совершает убийство, но на этот раз старуха даже не шелохнулась, она сидит тихо и смеётся, её смех всё нарастает и превращается в зловещий хохот. Раскольниковым овладевает какое-то остервенение, он злится и бьёт старуху, потом бросается вон из комнаты, и на этом сон обрывается. Третий сон передаёт состояние героя, отражает его попытки признаться и одновременно страх перед этим. Раскольников постоянно думает о преступлении, мысли об этом не отступают ни на минуту. Старуха во сне смеётся, смеётся над его бессилием, над его внутренними мучениями. Едкий хохот чиновницы звучит как издевательство над попытками несчастного убийцы всё забыть.

Слайд 13

Четвёртый сон Раскольникова
Четвёртый сон сыграл важную роль в душевном возрождении Раскольникова. Ему снится, что все люди возомнили себя «власть имеющими», мир охватила язва убийства. И спастись от этой эпидемии могли только избранные несколько человек, но «никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса». После этого «бессмысленного бреда» и начинается возрождение Раскольникова. Герой, наконец, освобождается от власти своей теории и начинает жить настоящей жизнью. Четвёртый сон очень прост для понимания. С его помощью писатель показывает страшную опасность теории Раскольникова, которая может привести к смешению нравственных норм и понятий, разрушению грани между добром и злом. Достоевский показывает, что эта теория не верна, что нельзя делить мир на «тварей дрожащих» и «право имеющих», писатель не верил в «кровь по совести».В своём романе он предупреждает будущее поколение о том, что нельзя построить гармоничное общество, если в его основе лежат кровь, жестокость и человеческие страдания.

Слайд 14

Причины крушения теории Раскольникова:
Идеи Раскольникова утопичны и бесчеловечны, а натура Родиона чужда холодному эгоистическому расчёту; Идеи Сонечки Мармеладовой противопоставляются идеям Раскольникова, и они вытесняют неверную теорию; Желая помочь обществу, главный герой совершает убийство, тем самым противопоставляет себя окружающим, обесценивая свой поступок.

Слайд 15

Список литературы:
Сайты - ru.wikipedia.org и briefly.ru Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины XIX века (издательство «Олимп» и «Издательство АСТ» под общей редакцией кандидата филологических наук Е. А. Шкловского, 1997 год)




Социальное положение. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Он был до того худо одет, что иной, даже и приличный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу.




Семья. У Раскольникова есть мать Пульхерия Александровна и сестра Дуня. Письмо дрожало в руках его; ему хотелось остаться наедине с этим письмом. Он быстро поднес его к губам и поцеловал… Он упал перед нею на колени, он ноги ей целовал, и оба, обнявшись, плакали.








Раскольников и Христос. Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. Он сам попросил его у нее незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. -Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо.





Просмотров