Российский юрист объяснил британскому суду, что теоретически березовский мог владеть акциями "сибнефти"

Рачков, Илья Витальевич

Ученая cтепень:

Кандидат юридических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Международное право

Количество cтраниц:

Глава I: Основные положения международно-правового регулирования 9 вопросов гражданства

1. Понятие граждава в международном праве д 2. Роль международного права в регулировании граждава

3. Последствия территориальных изменений для правосубъектности государств

4. Круг лиц, охваченных певиями территориальных изменений

Глава П: Вопросы гражданства при территориальных изменениях в международных договорах до 1990-х гг.

1. От античности до 1918 г.

2. Договоры Советской России и другихветских государств (1918 -1926 гг.)

§ 1 Хроника и классификация территориальных изменений.

§ 2 Договоры между РСФСР и Центральными Державами 1918 г.

§ 3 Договор РСФСРУкраинской Державой о перемирии 1918 г.

§ 4 Договоры РСФСРЭстонией 1920 г. и УССРЭстонией 1921-1922 гг.

1) РСФСР - Эстония.

2) УССР - Эстония.

§ 5 Договоры РСФСРДемократической Республикой Грузии 1920 г.

§ 6 Договоры РСФСРЛатвией 1920-1921 гг. и УССРЛатвией 1921 гг.

1) РСФСР - Латвия.

2) УССР - Латвия.

§ 7 Договоры РСФСРЛитвой 1920-1921 гг. и УССРЛитвой 1921 г.

1) РСФСР-Литва.

2) УССР - Литва.

§ 8 Рижский мирный договор РСФСР, УССР и БССРПольшей 1921 г.

§ 9 Тартуский мирный договор между РСФСРФинляндией 1920 г.

§ ЮДоговоры РСФСР и закавказских советских республик с Турцией 1921 г. и Протокол между СССР и Турцией 1926 г.

§ 11 Практика применения договоров.

3. Договоры Версальскойстемы.

§ 1 ДоговорыГерманией.

1) Хроника и классификация территориальных изменений.

2) Общее правило о германском гражданстве .

3) Конкретизация общего правила о германском гражданстве или исключения из общего правила.

Гражданство населения территорий, отошедших к Бельгии.

Гражданство населения Саарской области.

Гражданство населения территорий, отошедших к Франции. с

Гражданство населения территорий, отошедших к Чехо-Словакии с

Гражданство населения территорий, отошедших к Польше. с- ^ а) Многосторонние договоры. с

Версальский договор: гражданство населения Познани и Западной Пруссии. С- ^

Соглашение о защите меньшинств 1919 г. с" ^ б) Польско-германские договоры. с"

О временном регулировании вопросов, касающихся чиновников.

Женевское соглашение: гражданство населения Верхней

Венскоеглашение. ф - Гражданство населения территорий, отошедших к Литве.

Гражданство населения Вольного Города Данцига.

Гражданство населения территорий, отошедших к Дании. с

§ 2 Договоры государств, возникших на территории Австро-Венгрии. с

1) Государственное устройство и регулирование гражданства в Австро-Венгрии. с

2) Последствия территориальных изменений для статуса государств с

3) Общее правило регулирования гражданства. с

4) Имплементация общего правила. с

Гражданство Австрии. са) разграничение австрийских и чехо-словацких граждан . сб) разграничение австрийских и югославских граждан. с

Гражданство Венгрии. сф а) разграничение венгерских и итальянских граждан. Сб) разграничение венгерских и югославских граждан. С- ^

Гражданство Италии. Са) разграничение итальянских и югославских граждан. с" ®

Гражданство Польши. с" ^ а) разграничение польских и чехо-словацких граждан. с"

Гражданство Румынии. а) разграничение румынских граждан с австрийскими и ^ венгерскими." „ б) разграничение румынских и югославских граждан. ф» в) Договор о Бессарабии.^ - Гражданство Чехо-Словакии." ^

Гражданство Югославии." ^

§ 3 Договоры с Болгарией.с" ^

1) Разграничение болгарских и греческих граждан." ^ ^

2) Разграничение болгарских и турецких граждан." ^

3) Разграничение болгарских и югославских граждан."

§ 4 Договоры с Албанией." ^

1) Разграничение албанских и греческих граждан.с

2) Разграничение албанских и турецких граждан.

§ 5 Разграничение греческих и турецких ^ граждан.с

1) Разграничение до 1-ой мировой войны." ^

2) Разграничение после 1-ой мировой войны.

4. Договор об образовании СССР 1922 г

5. Договоры 1938 - 1947 гг

§ 1 Договоры Германии 1938 - 1943 гг

1)Чехо-Словакией 1938 - 1939 гг

2)другими гдавами

Италией (1939 и 1941 гг.) а) Директивы 1939 г б) Соглашение 1941 г а -онией и Латвией (1939 г.) а) Гермао-оий протокол б) Германско-латвийский договор. в) Общая характеристика договоров ГерманииЛатвией и Эстонией.

СССР (1939 -1941 гг.). а) Соглашение 1939 г. б) Соглашение 1940 г. в) Соглашение 1941 г.

Румынией 1940 г.

Хорватией. а) Соглашение 1942 г. б) Соглашение 1943 г.

3) Результаты переселенческой политики Германии. с- Ю

§ 2 Договоры иных государств 1939-1940 гг.

1) Венгрия - Чехо-Словакия.

2) Болгария - Румыния.

§ 3 Договорыучастием СССР 1944 -1947 гг.

1) Двусторонние договоры. с- Ю

Договоры СССР и/илиюзных республикПольшей. а) Соглашение БССРПКНО 1944 г. б) Соглашение СССР с Польшей 1945 г. с

Договоры СССР с Чехословакией. с- ^^ а) Протокол к Договору 1945 г. о Закарпатской Украине. с- ^ б) Соглашение 1946 г.

2) Мирные договоры 1947 г.Венгрией и Италией.

Мирный договорВенгрией.

Мирный договорИталией.

6. Договоры 1950 - 1980-х гг. с

Глава III: Нормы общего международного права о праве человека на граждаво

1. Право человека на граждаво во общей декларации прав человека

§ 1 Право человека на гражданство - обычная норма международного права

2. Право человека на гражданство в международных договорах и рекомендательных документах

§1 Клификация очников

§ 2 Закрепление права на граждаво на региональном уровне

1) Совет Европы.

§ 3 Кодификация и прогрессивное развитие права на гражданство.

1) унивельный уровень

2) региональный уровень

Совет Европы

Сравнение результатов работы Совета Европы и СНГ. с

Глава ГУ: Вопросы гражданства при территориальных изменениях в международных договорах 1990-х гг

1. Объединение Германии

2. Сеция в СФРЮ

§ 1 Позиция СРЮ

§2 Позиция ЕС.

§ 3 Позиция ООН . ф 1) Позиция Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.

2) Позиция Секретариата ООН.

§ 4 Попытки урегулировать вопросы гражданства вязисецессией.

3. Разделение ЧСФР.

4. Территориальные изменения в СССР.

§ 1 Классификация территориальных изменений: разделение вслед за отделением.

1) Прибалтийские республики.

2) Государства СНГ.

Украина и Беларусь.

§ 2 Регулирование вопросов гражданства при отделении союзной республики. ф

§ 3 Регулирование вопросов гражданства в договорах России об основах межгосударственных отношений 1990 - 1992 гг.

§ 4 Договоры Россиигосударствами СНГ.

1) о правовоматусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории другого государства.

2) об упрощенном порядке приобретения гражданства.

3) об урегулировании вопросов двойного гражданства.

5. Европейская Конвенция о гражданстве 1997 г.

6. Проект статей КМП о гражданстве в связи с правопреемством государств. с,

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Международно-правовое регулирование вопросов гражданства при территориальных изменениях в Европе в ХХ веке"

Актуальность темы исследования

Территориальные изменения влияют на численность, этнический состав и правовой статус граждан : одни группы лиц утрачивают всякое гражданство , другие сохраняют прежнее, третьи утрачивают прежнее, но приобретают новое, четвертые приобретают несколько гражданств . В XX в. территориальные изменения особенно глубоко затронули Европу - один из самых густонаселенных регионов планеты. Горький опыт масштабных территориальных изменений после 1-ой и П-ой мировых войн, повлекших за собой изменение гражданства миллионов людей и массовые переселения, заставил европейские государства принять меры для предотвращения территориальных изменений. Однако несмотря на это территориальные изменения в Европе продолжают происходить: в 19911992 гг. исчезли как субъекты международного права СССР , ЧСФР и СФРЮ, объединились ФРГ и ГДР. Более того, наметилась опасная тенденция территориальных изменений внутри недавно уже претерпевших их государств (сецессионистские процессы на территории СНГ и Югославии). Еще в этом веке можно ожидать объединения России и Беларуси.

Территориальные изменения приводят к необходимости решать возникающие в связи с ними международно-правовые вопросы гражданства как одного из аспектов статуса и прав индивидов. Однако, несмотря на богатый опыт регулирования вопросов гражданства в связи с территориальными изменениями в Европе в XX в., нельзя сказать, что они решены удовлетворительно. Этим обусловлена актуальность темы настоящей диссертации.

Цели и задачи диссертации I Целью диссертации является найти компромисс между интересами государств и правами индивидов при международно-правовом регулировании гражданства в связи с территориальными изменениями. В соответствии с указанной целью диссертация решает следующие задачи:

Обзор и анализ источников международно-правового регулирования и относящихся к теме международных документов рекомендательного характера и решений международных и I национальных судов по вопросам гражданства;

Обобщение результатов международно-правового регулирования гражданства при территориальных изменениях на протяжении всего XX в.;

Выявление обычных норм международного права в области регулирования гражданства вообще и в случаях территориальных изменений в частности;

Установление закономерностей в регулировании при территориальных изменениях таких вопросов гражданства, как, например, критерии приобретения гражданства, оптация гражданства, многогражданство и безгражданство;

Выявление связи между типами территориальных изменений и способами регулирования гражданства вследствие этих изменений;

Степень разработанности и научная новизна диссертации

Общие международно-правовые вопросы гражданства исследовали такие отечественные авторы, как М.М. Аваков , Б.А. Александров, З.К. Александрова, Ю.Р. Бояре , В.А. Василенко, Г.Е. Вилков, Г.К. Дмитриева , В.А. Карташкин, С.Б. Крылов, И.И. Лукашук , И.П. Трайнин, C.B. Черниченко, Е.Я. Черномордик , не выделяя в качестве отдельной темы гражданство при территориальных изменениях в Европе в XX в. Некоторые из названных авторов затрагивают эту тему эпизодически. И.П. Блищенко , М.М. Богуславский, Г.М. Вельяминов, Н.В. Захарова , Б.М. Клименко, ИИ. Лукашук, Е.В. Мартыненко , Л.А. Моджорян, Г. Б. Старушенко , H.A. Ушаков, Г.Г. Шинкарецкая рассматривали территориальные изменения (вопросы идентичности, правопреемства , континуитета), но вне их связи с вопросами гражданства.

В зарубежной литературе гражданство в связи с территориальными изменениями является, напротив, особой темой, обратившей на себя внимание Д.П. О"Коннелла (Австралия), Дж. Кунца (Австрия/США), Я. Броунли , П. Вейса, Р. Граупнера, И Чана (Великобритания), Х.Ф. ван Панхёйса (Нидерланды), Л. Геттис, Дж. Гинсбургса (США ), Э. Кастрена (Финляндия), Э. Шлехтера и Ж. de ля Праделля (Франция), Х.Г. Еллинека , Д. Кромбаха, А.Н. Макарова, В. Шетцеля (ФРГ), В. Микулки (Чехия), И. Субботина (Югославия), И. Онумы (Япония).

Однако ни один из названных отечественных или зарубежных авторов не исследовал комплексно вопросы гражданства при территориальных изменениях в Европе в XX в. Этому есть объективные причины: до недавнего времени многие международные договоры 19301940-х гг. были недоступны для исследователей, а территориальные изменения 1990-х гг. вызвали настолько бурное развитие регулирования вопросов гражданства, что ученые просто не успевали дать им должную оценку.

Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что впервые в отечественной науке комлексно исследуется регулирование вопросов гражданства при территориальных изменениях в Европе в XX в. Некоторые из рассматриваемых договоров до сих пор не опубликованы (большинство договоров Германии 1930 - 1940-х гг., хранящихся в архиве МИД ФРГ, некоторые договоры республик СССР между собой 1990-1991 гг.) и впервые стали предметом научного исследования, свободного от идеологических установок. Большое внимание уделяется международным договорам советских республик, СССР и РФ по вопросам гражданства при территориальных изменениях.

В диссертации использованы источники и литература на русском и иностранных языках. При отсутствии аутентичного или официального русского текста международного документа используется авторский перевод. Национальное законодательство затронуто лишь по мере необходимости.

Методология исследования

В диссертации используются общенаучные методы, состоящие из методов эмпирического исследования (наблюдение, сравнение), методов, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системно-структурный подход), и метода теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному), специальные методы (исторический, социологические, формально-логические законы и правила, политологический, типологический) и частные методы правовой науки (толкования права, сравнительно-правовой, технико-юридический).

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы, сформулированные в настоящей диссертации, могут быть использованы при международном и национальном регулировании вопросов гражданства в Европе и в остальном мире при будущих территориальных изменениях или для совершенствования уже существующих источников регулирования.

Результаты исследования могут служить основой дальнейших научных трудов по отдельным аспектам регулирования гражданства при территориальных изменениях. Материалы диссертации могут быть также использованы в педагогической деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования в России и за рубежом.

Апробация результатов исследования

Диссертация подготовлена в Центре международного права Института государства и права Российской Академии Наук, где проведено ее рецензирование и обсуждение. По результатам исследования был сделан доклад на заседании Центра международного права

Института государства и права РАН , выступления на научно-практических конференциях, проводившихся в Институте. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений (Списки приводимых международных документов, судебных решений и сокращений).

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Рачков, Илья Витальевич, 1999 год

1. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. - М.: Юристь , 1998.

2. Курс международного права. В 7 т. Т. 3, М.: Наука, 1990: глава 2 (Черниченко C.B.: Население и международное право);глава 4 (Богуславский М.М.: Правопреемство в международном праве).

3. Лукашук И.И. Международное право. Учебник.- М: Изд-во БЕК (в сносках цит. как "И.И. Лукашук - 1"):Общая часть. 1996; Особенная часть. 1997.

4. Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. 4-е изд., тт. I и П, Спб., 1898 и 1900.

5. Международное право. Учебник под ред. Н.Т. Блатовой и Л.А. Моджорян. М.: Юрид . лит., 1979.

6. Международное право. Учебник/Под ред. Г.И. Тункина . М.: Юрид.лит., 1994

7. Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. М., изд. ipynna НОРМА-ИНФРАМ, 1999.

8. Международное право. Учебник. Изд. 1-е. Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1995.

9. Международное право. Учебник. Изд. 2-е. Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1998.

10. Международное публичное право. Учебник под ред. К.А. Бекяшева . М., "Проспект", 1999.

11. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999Иностранные учебники международного права:

12. Anzilotti D. Cours de droit international, vol. 1, Paris, 1929.

13. Batiffol H., Lagarde P. Droit international privé, 1.1, Paris, 1993.

14. Ipsen K. Völkerrecht, 3. Aufl., 1990, S. 59.

15. Оппенгейм Л. Международное право Т. 1 (Мир), полутом 2. М.: Изд-во иностранной литературы, 1949.

16. Ruzié, D. Droit international public, 12e éd., 1996, Paris, Dalloz.

17. Verdross, A., Simma, B. Universelles Völkerrecht; Theorie und Praxis. 3. Aufl., Berlin: Duncker und Humblot, 1984.Лекции Гаагской Академии международного права:

18. Aga Khan S. Legal Problems relating to Refugees and Displaced Pereons, RdC, t. 149 (1976), p. 293 350.

19. Castro y Bravo F. de. La nationalité, la double nationalité et la supra-nationalité, RdC, t. 102 (1961), p. 521 -631.

20. François J.-P.-A., Le problème des apatrides, RdC, t. 53 (1935), p. 288 372.

21. Isay E. De la nationalité, RdC, t. 5 (1924), p. 429-469.

22. Kunz J.-L. L"option de nationalité, RdC, t. 31 (1930), p. 112-172.

23. Louis-Lucas P. Les conflits de nationalités, RdC, t. 64 (1938), p. 5 65.7. Makarov A.N.:- La nationalité de la femme mariée, RdC, t. 60 (1937), p. 115 234;- Règles générales du droit de la nationalité, RdC, t. 74 (1949), p. 273 374.

24. Rezek J.F. Le droit international de la nationalité, RdC, t. 198 (1986), p. 341 399.

25. Vichniac M. Le statut international des apatrides, RdC, t. 43 (1933), p. 119-243.Монографии:

26. Васильчикова М. Берлинский дневник. 1940-1945. М.: Наше наследие, 1994.

27. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение . Т. 1 Спб., 1909.

28. Захарова Н.В. Правопреемство государств. М., 1973.

29. Комментарий к Федеральному Закону "О международных договорах Российской Федерации". М.: Изд-во "Спарк", 1996.

30. Лукашук, И.И. Межждународное право в судах государств. СПб.: СКФ "Россия-Нева", 1993.

31. Мицкевич A.B. Комментарий законодательства государств участников СНГ о гражданстве. - М.: Юрид. лит., 1996.

32. Шевцов B.C. Гражданство в советском союзном государстве. М., 1969.Монографии иностранных авторов:1. de Chambon H. La Lithuanie moderne. 3-me éd. Paris, Editions de la Revue parlementaire, 1933.

33. Гроций , Г. О праве войны и мира. Репринт, с изд. 1956 г. М.: Ладомир, 1994.3. von Hehn J. Die Umsiedlung der baltischen Deutschen das letzte Kapitel baltisch-deutscher Geschichte. J.G. Herder-Institut, Marburg/Lahn, 1982.

34. Korowicz M.St. Introduction to International Law, The Hague, Martinus Nijhoff, 1959.

35. Krombach, D., Erstabgrenzungen im Staatsangehörigkeitsrecht im 19. und am Anfang des 20. Jahrhunderts. München, 1967.

36. Lagarde P. La nationalité française. 2-me éd. Paris 1989.

37. Lauterpacht H. International Law and Human Rights. USA.: Archon Books, 1968.

38. O"Connell D.P. The Law of State Succession. Cambridge, 1956.

39. Panhuys van, H.F. The Role of Nationality in International Law: An Outline. Leyden, 1959.

40. Soubbotitch, LS. Effets de la dissolution de l"Autriche-Hongrie sur la nationalité de ses ressortissants. Etude de droit international et de droit comparé. Paris, Rousseau & Cie, 1926.

41. Szlechter E. Les options conventionnelles de nationalité à la suite de cessions de territoires. Paris, 1948.

42. Weis P. Nationality and Statelessness in International Law, 2nd ed., Alphen a.d. Rijn, 1979.

43. W. Wiéniewski, Pañi na Berienikach, Londyn 1991.

44. Александров Б.А. Спор о венгерских оптантах // Международная жизнь, 1927, № 12, с. 68 -72.

45. Анисимов JI.H., Колосов Ю.М. Эмиграция и гражданство // СГиП, 1989, № 5, с. 108 115.

46. Арутюнов М.Г. Современное законодательство по вопросам гражданства Российской Федерации и проблемы, связанные с его реализацией // Актуальные проблемы гражданства, М., 1995, с. 53 69.

47. Блищенко И.П. Международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ // МЖМП, № 1, 1997, с. 4-16.

48. Буткевич В.Г. Правовые вопросы гражданства и статуса иностранцев в первые годы советской власти // Проблемы правоведения . Межведомственный научный сборник. Киев, 1977, вып. 35, с. 67-78.

49. Василенко В.А. Вопросы правопреемства и гражданства в международно-правовой практике Украинской ССР // СЕМП, 1964-65. М.: Наука, 1966, с. 304 - 311.

50. Васильев В.И. Гражданство после распада СССР // Народный депутат, 1992, № 8.

52. Глебов И.Н. Военное право Содружества: состояние и перспективы международно-правового регулирования военно-политических отношений государств СНГ // Государство и право, 1993, № 10, с. 50.

53. Дмитриева Г.К., Лукашук И.И. (Dmitrieva G.K., Lukashuk I.I.) The Russian Federation Law on Citizenship // 19 RCEEL 1993, No. 3, p. 267 292.

54. Клименко Б.М. Проблемы правопреемства на территории бывшего Союза ССР // МЖМП, № 1, 1992, с. 3-24.

55. Колодкин P.A. Договоры России с государствами Балтии // СЖМП, № 3-4, 1991, с. 173177.

56. Коркунов Н.М. Укоренение иностранцев и прекращение подданства // Журнал Министерства Юстиции , 1895, № 10.

57. Крылов С.Б. Оптация и плебисцит и начало самоопределения в советских международных договорах // Советское право, 1923, № 2, с. 43-55.

58. Мартыненко E.B. (Martynenko E.V.) Theorie und Praxis der Rechtsnachfolge der Mitgliedstaaten der Gemeinschaft Unabhängiger Staaten // Osteuropa-Recht, 39. Jg., Heft 1, März 1993, S. 34-41.

59. Микитаев A.K., Рыжонков Д.И. О концепции двойного гражданства // Актуальные проблемы гражданства, М., 1995, с. 108-127.

60. Миллер В.О., Стумбина Э.Я. Латвийская ССР суверенная союзная республика // Государственно-правовое строительство Латвийской ССР. - Рига, 1968.

61. Моджорян Л.А. Идентичность, непрерывность и правопреемство субъектов международного права// СГиП, № 9,1958, с. 61-70.

62. Моисеев Е.Г. "Четверка" в рамках СНГ: задачи и перспективы // МЖМП, 1998, № 4, с. 4860.

63. Мюллерсон P.A. (Mullerson R.), The continuity and succession of states, by reference to the former USSR and Yougoslavia // ICLQ, 1993, pp. 473-493.

64. Непесов Б. Двойное гражданство : что это такое? // Человек и закон, 1979, № 11, с. 12 -18.

65. Петров В.В. Большой разговор о важном малом // МЖМП, № 2,1997, с. 191-221.

66. Решетов Ю.А. Право на самоопределение и отделение // МЖМП, № 1,1994, с. 3 -19.

68. Соколов С. Коллизионные нормы гражданства (какая часть международного права может быть кодифицирована ?) // Международная жизнь, 1927, № 4, с. 72 77.

69. Старушенко Г.Б. Не только тушить, но и предупреждать конфликты (правовая основа превентивной политики и дипломатии) // МЖМП, № 1,1997, с. 28-48.

70. Тимофеев Е.В. Новые аспекты права наций на самоопределение // МЖМП, № 4, 1993, с. 100-113.

71. Трайнин И.П. К вопросу о гражданстве // Советское государство, 1938, № 5, с. 51-70.

72. Черномордик Е.Я. К вопросу о гражданстве в иностранном и международном праве // СГиП, 1947, № 1, с. 57 62.

73. Швыдак Н.Г. Международная унификация коллизионных норм о гражданстве (анализ многосторонних конвенций о гражданстве) // Право и экономика, 1995, № 9-10, с. 16-17.

74. Шинкарецкая Г.Г. Проблемы правопреемства и границы Российской Федерации // МЖМП, № 4,1995, с. 84-105.

75. Bojars J. The Citizenship and Human Rights Regulation in the Republic of Latvia // OsteuropaRecht, 39. Jg., Heft 2, Juni 1993, S. 132-145.

76. Bothe M., Schmidt Ch. Sur quelques questions de succession posées par la dissolution de l"U.R.S.S. et celle de la Yougoslavie // RGDEP, t. 96 (1992), p. 812-841.

77. Brownlie I. The Relation of Nationality in Public International Law // BYTL, 39 (1963), p. 283 -364.

78. Brubaker R. Citizenship Struggles in Soviet Successor States // International Migration Review, vol. 26 (1992), p. 269 289.

79. Burlet, J. de. De l"importance d"un "droit international coutumier de la nationalité" // RCDIP, 1978, p. 305-327.

80. Castren E. Obligations of states arising from the dismemberment of another state // ZaôVR, Heft 13(1951), S. 753-758.

81. Chan J.M.M. The Right to a Nationality as a Human Right. The Current Trend Towards Recognition // HRLJ, vol. 12, No. 1-2, p. 1-14.

82. Degan V.-D. La succession d"Etats en matière de traités et les Etats nouveaux (issus de l"ex-Yougoslavie) // AFDI, XLII (1996), Editions du CNRS Paris, p. 206-227.

83. Gettys C.L. The effect of changes of sovereignty in nationality // AJIL, vol. 21 (1927), p. 268278.

84. Groenendijk K. Nationality, Minorities and Statelessness. The Case of the Baltic States // Helsinki Monitor (4) 1993, No. 3, p. 13-25.

85. Kherad, R. La reconnaissance internationale des Etats baltes // RGDIP, vol. 96 (1992), p. 844871.

86. Koskenniemi M., Lehto M. La succession d"Etats dans l"ex-U.R.S.S., en ce qui concerne particulièrement les relations avec la Finlande // AFDIXXXVIII 1992 - Editions du CNRS, Paris, p. 179-219.

87. Krieken P. van. Desintgration and Statelessness // Netherlands Quarterly of Human Rights, vol. 12(1994),No. l,p.23-34.

88. Kunz J.L. Nationality and Option Clauses in the Italian Peace Treaty of 1947 // AJIL vol. 41 (No. 3), 1947, p. 622-631.

89. La Pradelle G. de. Des changements territoriaux et les effets sur les questions de nationalité // ÖZÖVR49 (1995), S. 81-88.

90. Mann F.A. The Effect of Change of Sovereignty upon Nationality // Modem Law Review 5 (1942), p. 218-221.

91. Onuma Y. Nationality and Territorial Change: In Search of State of Law // Yale Journal of World Public Order 8 (1981), p. 1 35.

92. Park A. Ethnicity and Independence: The Case of Estonia in Comparative Perspective // Europe-Asia Studies, vol. 46, No. 1,1994, p. 69-87.

93. W. Poeggel u.a. (Hrsg.), Staatennachfolge im Volkerrecht, Berlin 1986.

94. Randelzhofer A., Nationality, in: R. Bernhardt (ed.), Encyclopedia of Public International Law, vol. Ш (1997), p. 501-510.

95. Schechtmann J. B. The Option Clauses in the Reich"s Treaties on the Transfer of Population // AJIL vol. 38, No. 3 (1944), p. 356 374.

96. Schramm G. Article 15 of the Universal Declaration of Human Rights // The Universal Declaration of Human Rights. A Commentary. Ed. by A. Eyde, G. Alfredson etc., Oslo 1993, p. 229241.

97. Schweisfurih Th. Vom Einehitsstaat (UdSSR) zum Staatenbund (GUS). Juristische Stationen eines Staatszerfalls und einer Staatenbundentstehung // ZaöVR, Bd. 52 (1992), S. 541-702.

98. Seiffert W. Von der Sowjetunion zur Gemeinschaft Unabhängiger Staaten (GUS). Das verfassungsrechtliche und völkerrechtliche Schicksal der Sowjetunion seit dem August-Putsch 1991 // Osteuropa-Recht, 38. Jg., Heft 2-3, Juni 1992, S. 79-95.

99. Shaw M.N. State Succession Revisited, in: FYIL 1994, pp. 36-37,41.

100. Sik K.S. Nationality in public and private international law // Netherlands International Law Review, 1982, vol. 29, p. 100-107.

101. Terré F. Réflections sur la notion de nationalité // RCDIP, 1975, p. 197-214.

102. Weis P. The United Nations Convention on the Reduction of Statelessness, 1961 // ICLQ vol. 11 (1962), p. 1073-1090.

103. E. ¿agars, Cela uz revoluciju // Dzimtenes balss, №№ 49-50,1970.

104. Zimmermann A. Litauen: Neues Staatsangehörigkeitsgesetz // Standesamtzeitung, Nr. 4/1992, S. 118-119.Справочная литература:

105. Коммунистическая Академия, секция общей теории государства и права (изд.). Энциклопедия государства и права под ред. П.И. Стучка . М.: Изд-во Коммунистической Академии, 1925-1927, т. 3.

106. Словарь международного права, изд. Дипломатической академии МИД СССР, 2-е изд., М., 1986.

107. Current News on the Lithuanian Situation, published by the Lithuanian Legation in Washington, № 7,15.10.1941.

108. Facts about Slovenija, International Relations, July "98.

109. La Cour internationale de Justice, La Haye 1996,4mc éd.Сборники документов:

110. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 2, М., 1946, т. 3, М., 1952.

111. Документы внешней политики СССР, М.:- т. 1,1957 г.;- т. XXII, кн. 1,1992;- т. ХХП , кн. 2,1992;- т. XXIII, кн. 1,1995;- т. ХХШ , кн. 2, ч. 1,1998.

112. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства. Сост. Вилков Г.Е. М.: Международные отношения, 1964.

113. Ключников, Ю.В., Сабанин А., Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях . Ч. П. М., Изд-ие Литиздата Н.К.И.Д., 1926 ("Ключников!Сабанин-1").

114. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Сборник документов под ред. П.Н. Галанзы . М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957.

115. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1 и 2. Сост. К.А. Бекяшев и А.Г. Ходаков. М.: Изд-во БЕК, 1996.

116. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. Сост. Ю.А. Дмитриев , H.A. Михалева. Изд. 2-е. М.: Манускрипт, 1997.

117. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. Международная организация по миграции. М., 1994.

118. Комиссия по правам человека. 54-я сессия (1998 г.). Доклад Экономическому и Социальному Комитету о работе 54-ой сессии.Документы Совета Европы

119. Bernhardt R., Schermers H. Lithuanian Law and International Human Rights Standards // HRLJ, vol. 13 (1992), No. 5-6, p. 249-256.

120. Commission Européenne pour la démocratie par le droit. Incidences de la succession d"Etats sur la nationalité. CDL-INF (97) 1, Strasbourg, 10 février 1997.

121. Convention européenne sur la nationalité et rapport explicatif, DIR/JUR (97) 6, Strasbourg, 14.05.1997.

122. De Meyer J., Rozakis Ch. Human Rights in the Republic of Latvia // HRLJ, vol. 13 (1992), No. 5-6, p. 244 249.

123. Проект Конвенции о гражданстве 1929 г. // АЛЬ, vol. 23 (1929) Suppl., p. 11-13.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

trong>(c) «Дочка» «Ростеха» и фонд Рубена Варданяна вложились в технологию распознавания лиц

NtechLab хочет развиваться сразу в коммерческом и государственном секторах

У российского разработчика технологии распознавания лиц NtechLab появились, по данным кипрского реестра, новые совладельцы. Один – «дочка» «Ростеха», «РТ – развитие бизнеса», говорит представитель «Ростеха»: она приобрела 12,5% NtechLab через свою «дочку» Yota Holding Ltd. Та же компания значится акционером и в кипрском реестре. Совет директоров NtechLab возглавит директор «Ростеха» по особым поручениям Василий Бровко, подтверждают представители «Ростеха» и NtechLab.

Другой акционер, с 25%, – New Dimension Fund Variable Capital Investment, им управляет компания VB Partners, сообщает гендиректор компании Михаил Бройтман и показывают данные реестра. VB Partners управляет активами Рубена Варданяна и его партнеров, среди которых и сам Бройтман, говорится на сайте компании. У фонда разные инвестиции, в том числе и в технологические компании, объясняет Бройтман, пайщики тоже разные, но они не раскрываются.

Основатели NtechLab Артем Кухаренко (16,2%) и еще четверо (по 11,4%) владеют компанией через кипрские структуры, говорит представитель NtechLab, оставшаяся доля – у миноритария из первого раунда инвестиций.

Новые владельцы не раскрыли суммы сделок. На международном рынке стоимость такой компании начинается от $100 млн, считает сотрудник одной из российских IT-компаний, знакомый с партнерами NtechLab, в России же такой актив можно купить в разы дешевле.

В мае 2017 г. стало известно, что NtechLab привлекла $1,5 млн от фонда Impulse и частных инвесторов во главе с первым замом гендиректора Tele2 Александром Провоторовым. Эти доли уже проданы основателям, подтвердили управляющий партнер фонда Кирилл Белов и Провоторов. Вхождение в капитал NtechLab – стратегическая портфельная инвестиция, поясняет представитель «Ростеха»: у партнерства четкие перспективы, отказываться от них в обозримом будущем «Ростех» не намерен.

Сделка с NtechLab связана с новой стратегией «Ростеха» и реализацией поручений президента: он призывал развивать цифровую экономику и инвестировать в IТ-стартапы.

Америка познала NtechLab

В декабре 2015 г. Вашингтонский университет подвел итоги конкурса алгоритмов по распознаванию лиц Megaface. Участникам предлагалось «узнать» изображения людей из двух коллекций в базе из 1 млн изображений. NtechLab вошла в первую пятерку во всех четырех номинациях, в двух – победила, обойдя в том числе команду Google. В ноябре прошлого года конкурс по распознаванию проводило Американское агентство передовых исследований в области разведки (IARPA). Агентство подчиняется директору Национальной разведки США, он же возглавляет разведывательное сообщество США, куда входят 17 организаций, в том числе ФБР и ЦРУ. NtechLab стала победителем конкурса IARPA в сфере разведки в двух номинациях из трех – «Скорость идентификации» и «Точность верификации». В первой номинации алгоритмы соревнуются, кто быстрее найдет среди множества фотографий нужное лицо. Во второй побеждает алгоритм, лучше прочих распознавший изображения одного и того же человека и отличивший его от похожего.

VB Partners выступает только как финансовый инвестор, подчеркивает Бройтман. Соединение государственного и частного капитала позволит NtechLab выйти на рынок систем национальной безопасности, проектов в сфере умного города и цифровой экономики, с одной стороны, и дать толчок глобальному развитию в коммерческом секторе – с другой, надеется Кухаренко.

У «Ростеха» и NtechLab уже есть общие планы. В 2018 г. Москва и Санкт-Петербург подключат около 150 000 городских видеокамер, в том числе в метро, аэропортах и на вокзалах, к технологии NtechLab, говорится в плане мероприятий по цифровой экономике, за который отвечает «Ростех». В 2017 г. департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы тестировал решение NtechLab и передал наработки МВД России, сообщил представитель ДИТа.

Большие проекты госкорпорации благоприятно отразятся на финансовых результатах разработчика, но вряд ли будут способствовать здоровой конкуренции, опасается топ-менеджер российского вендора биометрических технологий.

«Ростех» – под санкциями и может внести риски в работу: для NtechLab могут затрудниться платежи в долларах, расчеты могут задерживаться или вовсе не проходить, рассуждает партнер Nektorov, Saveliev & Partners Илья Рачков.

Илья специализируется в области судебных споров, арбитража и права международной торговли. С момента окончания юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1996) Илья Рачков приобрел значительный опыт в консультировании иностранных и российских компаний, включая банки и государственные органы по вопросам разрешения споров (как в государственных судах в России и за ее пределами, так и в международных арбитражах и внутренних третейских судах) и вопросам международной торговли.

Образование

Илья закончил Школу международного бизнеса при МГИМО по курсу "Управление бизнесом" (1991 г.). Получил юридическое образование на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, 1991 - 1996 г.), закончил Французский университетский колледж (Collège Français Universitaire) при МГУ (1994 – 1996 гг.), учился в университетах г. Регенсбурга (Германия) и Неймегена (Нидерланды). В 1995 и 1997 гг. обучался в Гаагской академии международного права (летние курсы по международному частному и международному публичному праву). В 1997 г. закончил магистратуру (LL.M.) на юридическом факультете Университета имени Иоганна Вольфганга фон Гёте, Франкфурт-на-Майне (Германия), в 1999 г. – аспирантуру в Институте государства и права Российской академии наук. Защитил кандидатскую диссертацию в январе 2000 года. В 1998-2002 гг. обучался на Международном факультете сравнительного права (Грац/Австрия и Страсбург/Франция). Помимо этого, в 2002 г. Илья посещал летний семинар по международному праву при Комиссии международного права ООН (Женева, Швейцария). В 2008 г. закончил курсы по трансграничным сделкам Института ассоциации юридических фирм "Lex Mundi" (Монтерей, Калифорния, США).

Илья владеет 5 языками: русским, немецким, английским, французским, польским.

Экспертная деятельность

Илья Рачков внесен в список рекомендованных арбитров Арбитражного центра при Институте современного арбитража (основанном Санкт-Петербургским юридическим форумом). Является членом Правового комитета Германско-российской внешнеторговой палаты. Преподает международное экономическое право в МГИМО (Москва).

Увлечения

Илья в свободное от работы время пишет статьи, обзоры и книги о судебной практике, много путешествует, знакомясь с новыми людьми и культурами, играет в волейбол, пинг-понг и катается на лыжах.

Фото с сайта gorod.tomsk.ru

В Высоком суде Лондона выступил очередной свидетель по делу Березовский v Абрамович — специалист по российскому праву со стороны Березовского — доктор права Илья Витальевич Рачков. Отвечая на вопросы адвоката Абрамовича Джонатана Сампшна, Рачков объяснил суду, как в российском праве регулируется право собственности, в частности, на акции.

Юрист объяснил, что российским правом предусмотрены два вида общей собственности: общая совместная собственность и общая долевая собственность. В имуществе, находящемся в общей долевой собственности, каждый имеет определенную долю во владении этой собственностью. При этом, если участники недвусмысленно договорились об общей долевой собственности и не определили доли, то такой договор можно считать недействительным. Сампшн приводит в пример ситуацию, когда стороны договорились, что 50% акций переходят во владение Абрамовичу, 50% — Патаркацишвили и Березовскому. Рачков согласился, что в случае общей долевой собственности Березовский и Патаркацишвили не могли бы совместно владеть, так как это противоречит российскому законодательству. Но, если договорились о совместной собственности, совсем не обязательно, что данный договор не имеет место быть.

Учитывая, что компания "Сибнефть" была ОАО, Сампшн сослался на российский закон о ценных бумагах, принятый в 1996 году, согласно которому право собственности бездокументарных акций регистрируется в реестре. Рачков соглашается, что официально собственником акций является лицо, зарегистрированное в реестре акционеров. Однако, ссылаясь на российскую судебную практику, он отметил, что во многих случаях лицо имеет право быть записанным в реестре, но фактически не записано. По словам юриста, это может быть связано с тем, что акционеры не хотят кого-то называть открыто. При этом лицо может потребовать внести свое имя в реестр акционеров, если у него есть доказательства права собственности на акции. Например, если акции были проданы, и в подтверждение этому имеется специальный договор.

Затем суд выяснил, могли ли Березовский и Патаркацишвили, согласно российскому праву, оставаться бенефициарными владльцами акций "Сибнефти", при том, что Абрамович будет держать акции в трасте. По мнению Сампшна, такая ситуация невозможна, потому что, согласно российскому праву, невозможно расщепление права собственности на зарегистрированное и бенефициарное". Рачков считает, что теоретически такая ситуация возможна, если собственность управлялась через нероссийские офшорные компании. Он подчеркнул, что широко распространена ситуция, когда физлица держат свои интересы в офшорных компаниях.



Просмотров