Спишь как пожарная лошадь. Пожарная конница. Казаков призвали в добровольные дружины. С точки зрения науки

Мчатся искры, вьется пламя,
Грозен огненный язык
Высоко держу я знамя,
Я к опасности привык!
Нет неделями покоя, -
Стой на страже ночь и день.
С треском гнется подо мною
Зыбкой лестницы ступень.
В вихре искр, в порыве дыма,
Под карнизом, на весу,
День и ночь неутомимо
Службу трудную несу.
Ловкость, удаль и отвага
Нам заветом быть должны.
Мерзнет мокрая сермяга,
Волоса опалены
Правь струю рукой умелой,
Ломом крышу раскрывай
И рукав обледенелый
Через пламя подавай.
На высоких крышах башен
Я, как дома, весь в огне.
Пыл пожара мне не страшен,
Целый век я на войне!

В наши дни пожарных лошадей уже нет, их заменили автомобили. А в старое время ими гордились пожарные. В шестидесятых годах полицмейстер, старый кавалерист Огарев, балетоман, страстный любитель пожарного дела и лошадник, организовал специальное снабжение лошадьми пожарных команд, и пожарные лошади были лучшими в Москве. Ими нельзя было не любоваться. Огарев сам ездил два раза в год по воронежским и тамбовским конным заводам, выбирал лошадей, приводил их в Москву и распределял по семнадцати пожарным частям, самолично следя за уходом. Огарев приезжал внезапно в часть, проходил в конюшню, вынимал из кармана платок - и давай пробовать, как вычищены лошади. Ему Москва была обязана подбором лошадей по мастям: каждая часть имела свою "рубашку", и москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская - все желто - пегие битюги. Рогожская - вороно - пегие, Хамовническая - соловые с черными хвостами и огромными косматыми черными гривами, Сретенская - соловые с белыми хвостами и гривами, Пятницкая - вороные в белых чулках и с лысиной во весь лоб, Городская - белые без отметин, Якиманская - серые в яблоках, Таганская - чалые. Арбатская - гнедые, Сущевская - лимонно - золотистые, Мясницкая - рыжие и Лефортовская - караковые. Битюги - красота, силища!

А как любили пожарные своих лошадей! Как гордились ими! Брандмейстер Беспалов, бывший вахмистр 1 - го Донского полка, всю жизнь проводил в конюшне, дневал и ночевал в ней.

После его смерти должность тверского брандмейстера унаследовал его сын, еще юноша, такой же удалец, родившийся и выросший в конюшне. Он погиб на своем посту: провалившись во время пожара сквозь три этажа, сошел с ума и умер.

А Королев, Юшин, Симонов, Алексеев, Корыто, Вишневский десятки лет служили брандмейстерами, всегда в огне, всегда, как и все пожарные, на волосок от смерти!

В старину пожарных, кроме борьбы с огнем, совали всюду, начиная от вытаскивания задохшихся рабочих из глубоких колодцев или отравленных газом подвалов до исправления обязанностей санитаров. И все это без всяких предохранительных средств!

Когда случилась злополучная ходынская катастрофа, на рассвете, пока еще раздавались крики раздавленных, пожарные всех частей примчались на фурах и, спасая уцелевших, развозили их по больницам. Затем убирали изуродованные трупы, и бешено мчались фуры с покойниками на кладбище, чтобы скорее вернуться и вновь везти еще и еще...

Было и еще одно занятие у пожарных. Впрочем, не у всех, а только у Сущевской части: они жгли запрещенные цензурой книги.

Что это дым над Сущевской частью? Уж не пожар ли?

Не беспокойтесь, ничего, это "Русскую мысль" ["Русская мысль" - журнал, издаваемый В. М. Лавровым с 1880 года] жгут.

Там, в заднем сарае, стояла огромная железная решетчатая печь, похожая на клетку, в которой Пугачева на казнь везли (теперь находится в Музее Революции). Когда было нужно, ее вытаскивали из сарая во двор, обливали книги и бумаги керосином и жгли в присутствии начальства.

Чего - чего не заставляло делать пожарных тогдашнее начальство, распоряжавшееся пожарными, как крепостными! Употребляли их при своих квартирах для работ и даже внаем сдавали. Так, в семидесятых годах обер - полицмейстер Арапов разрешил своим друзьям - антрепренерам клубных театров брать пожарных на роли статистов...

В Петровском парке в это время было два театра: огромный деревянный Петровский, бывший казенный, где по временам, с разрешения Арапова, по праздникам играла труппа А. А. Рассказова, и летний театр Немецкого клуба на другом конце парка, на дачах Киргофа.

В одно из воскресений у Рассказова идет "Хижина дяди Тома", а в саду Немецкого клуба - какая - то мелодрама с чертями.

У Петровского театра стояли пожарные дрот с баграми, запряженные светло - золотистыми конями Сущевской части. А у Немецкого клуба - четверки пегих битюгов Тверской части.

Восемь часов. Собирается публика. Артисты одеты. Пожарные в Петровском театре сидят на заднем дворе в тиковых полосатых куртках, загримированные неграми: лица, шеи и руки вычернены, как сапоги.

Оркестр уже заиграл увертюру, как вдруг из Немецкого клуба примчался верховой - и прямо к брандмейстеру Сущевской части Корыто, который, как начальство, в мундире и каске, сидел у входа в театр. Верховой сунул ему повестку, такую же, какую минуту назад передал брандмейстеру Тверской части.

Выскочил Корыто - и к пожарным:

Ребята! Сбор частей! Пожар на Никольской! Вали, кто в чем есть, живо!

И Тверская часть уже несется по аллеям парка и далее по Петровскому шоссе среди клубов пыли.

Впереди мчится весь красный, с красным хвостом и красными руками, в блестящем шлеме верховой на бешеном огромном пегом коне... А сзади - дроги с баграми, на дрогах - красные черти...

Публика, метнувшаяся с дорожек парка, еще не успела прийти в себя, как видит: на золотом коне несется черный дьявол с пылающим факелом и за ним - длинные дроги с черными дьяволами в медных шлемах... Черные дьяволы еще больше напугали народ... Грохот, пламя, дым...

Бешено грохочут по Тверской один за другим дьявольские поезда мимо генерал - губернаторского дома, мимо Тверской части, на которой развевается красный флаг - сбор всех частей. Сзади пожарных, стоя в пролетке и одной рукой держась за плечо кучера, лихо несется по Тверской полковник Арапов на своей паре и не может догнать пожарных...

А на Ильинке красные и черные черти уже лазят по крыше, среди багрового дыма и языков пламени.

На другой день вся Москва только и говорила об этом дьявольском поезде. А через несколько дней брандмайор полковник Потехин получил предписание, заканчивавшееся словами: "...строжайше воспрещаю употреблять пожарных в театрах и других неподходящих местах. Полковник Арапов".

Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитаны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой... Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы.

Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определенном месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля.

И вдруг:

Пожарники едут! Пожарники едут! - кричит кучка ребятишек.

В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого года империалистической войны, когда население нашего дома, особенно надворных флигелей, увеличилось беженцами из Польши.

Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом - сперва на красавцах лошадях, подобранных по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами, - с гордостью говорила:

Пожарные! И вдруг:

Пожарники!

Что - то мелкое, убогое, обидное. Передо мной встает какой - нибудь уездный городишко, где на весь город три дырявые пожарные бочки, полтора багра, ржавая машина с фонтанирующим рукавом на колесах, вязнущих по ступицу в невылазной грязи немощеных переулков, а сзади тащится за ним с десяток убогих инвалидов - пожарников.

В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крепостные - добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.

Делалось это под видом сбора на "погорелые" места. Погорельцы, настоящие и фальшивые, приходили и приезжали в Москву семьями. Бабы с ребятишками ездили в санях собирать подаяние деньгами и барахлом, предъявляя удостоверения с гербовой печатью о том, что предъявители сего едут по сбору пожертвований в пользу сгоревшей деревни или села. Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.

"Горелые оглобли", - острили москвичи, но все - таки подавали. Когда у ворот какого - нибудь дома в глухом переулке останавливались сани, ребятишки вбегали в дом и докладывали:

Мама, пожарники приехали!

Две местности поставляли "пожарников" на всю Москву. Это Богородский и Верейский уезды. Первые назывались "гусляки", вторые - "шувалики". Особенно славились богородские гусляки.

Едешь по деревне, видишь, окна в домах заколочены, - это значит, что пожарники на промысел пошли целой семьей, а в деревне и следов пожара нет!

Граф Шувалов, у которого в крепостные времена были огромные имения в Верейском уезде, первый стал отпускать крестьян в Москву по сбору на "погорелые" места, потому что они платили повышенный оброк. Это было очень выгодно помещику.

Когда таких "пожарников" задерживали и спрашивали:

Откуда?

Мы шувалики! - отвечали задержанные.

Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, с подлинными свидетельствами от волости, а иногда и от уездной полиции, но таких в полицейских протоколах называли "погорелыциками", а фальшивых - "пожарниками".

Вот откуда взялось это, обидное для старых пожарных, слово: "пожарники!"

«...Зверски рвет часовой пожарную веревку, и звенит сигнальный колокол... Выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой... И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат... и обыватели бросаются к окнам или на улицу... Москвичи издали узнавали, какая команда мчится на пожар. Тверская — все желто-пегие битюги, Рогожская - вороно-пегие, Хамовническая - соловые с черными хвостами... Битюги - красота, силища!»

Так описывает выезд пожарного обоза В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». И вот не стало более коней с развевающимися гривами, факелов, сверкающих медных колоколов, труб и касок. Но выезд пожарного обоза остается по-прежнему грозным, внушительным зрелищем. Завывание сирен, рев мощных дизелей, тревожные проблесковые маяки над машинами, ослепительно красный цвет кузовов, сверкание хрома и прожекторов... И скорость, скорость, особенно заметная на запруженных автомобилями современных улицах! Дело, однако, не во внешнем сходстве или различии гужевого и моторизованного пожарных «обозов» и даже не в возросшей скорости (кстати, по словам того же В. Гиляровского, на первом московском пожарном автомобиле брандмейстер тщетно «удирал от пожарного обоза, запряженного отличными лошадьми»). Моторизация привела к коренному изменению функций пожарного обоза.

Как только в пожарном деле появилась возможность заменить конную тягу механической, это сделали. Тем более что рассчитывали именно на скорость. Но ранние тяжелые и тихоходные грузовые автомобили, пригодные для установки пожарного оборудования, разочаровали муниципальных чиновников. Наверное, по этой причине вплоть до 20-х годов нашего века конные выезды еще сохранялись в пожарных командах. И на автомобильный «обоз» по-прежнему смотрели лишь как на средство доставки на пожар людей и механизмов. Автомобили в течение долгого времени повторяли тип конной линейки, «газовки» (повозки с запасом сжатой углекислоты для подачи первой воды), насоса или передвижной лестницы. Замечательная возможность - применить тяговый двигатель автомобиля для привода насоса, лестницы, подачи электрического тока - не использовалась. Собственно пожарные механизмы, как и в старину, работали от автономных силовых установок. На шасси грузовиков устанавливали отдельные паровые насосы, баллоны с углекислотой, двигатели для привода насосов и лестниц.

Была на заре пожарного автостроения и иная тенденция. В США конные ходы переводились на механическую тягу буквально: к ним вместо конной упряжки прицепляли тягач, нередко одноосный (моторный передок). Так пытались использовать отслужившие дорогостоящие пожарные повозки со сложным оборудованием. Из «сочлененного» механического хода родился впоследствии оригинальный тип пожарной машины с тремя и более осями, из которых одна-две средние были ведущими, а передняя и задняя - поворотными, причем каждой из них управлял «свой» водитель. Машина получалась сравнительно маневренной, несмотря на большую длину перевозимых лестниц и труб, что очень важно в условиях тесных улиц, перекрестков и дворов.

Положение круто изменилось. когда признали пожарный автомобиль не только как средство доставки (теперь уже действительно быстроходное), но и как рабочую машину непосредственно на пожаре.

К универсальным принадлежала, например, популярная в свое время пожарная машина на шасси первого советского автомобиля АМО-Ф15. Она снабжена насосом с приводом от двигателя, линейкой сидений для команды, лестницей и катушкой с намотанным шлангом. Машины подобного типа, конечно более совершенные, по сие время распространены в небольших населенных пунктах и на селе. Для больших же городов были созданы машины другого рода, чаще всего на пониженных и удлиненных шасси, с механическими лестницами, поднимающимися до 10-12-го этажа, водонапорными башнями, мощнейшими насосами и запасом воды или пенообразующего состава в цистернах.

Ныне созданы весьма совершенные универсальные и специализированные пожарные автомобили. Образцом могут служить аэродромные пожарные машины, чаще всего - многоосные и с приводом на все колеса для повышения проходимости, с мощными (до 1000 л.с.) силовыми установками, с водометными пушками, цистернами и баками для воды, пено- и пылеобразующих смесей, удобными кабинами для команды, радиостанциями. Другой тип специализированного пожарного автомобиля - телескопическая и вращающаяся лестница с гидравлическим приводом, которая в течение минуты поднимается до высоты 50 м и выше. Есть и автомобили, оборудованные всем необходимым для борьбы с лесными пожарами и наводнениями, тушения огня на месторождениях нефти и газа, для различных спасательных работ.

1. Паровой автонасос пожарной службы города Мюнхена (Германия, 1905). Мощность паровой машины 55 л.с., скорость 25 км/ч, радиус действия 30 км.

2. Сочлененный паровой автонасос с аккумуляторным моторным передком (США, около 1908). Скорость 15-22 км/ч, радиус действия до 60 км.

3. Пожарный автомобиль «аренс-фокс» (США, 1928) с насосом перед радиатором и выдвинутыми вперед колесами.

4. Универсальный пожарный автомобиль на шасси АМО-Ф15 (СССР, 1925). Мощность 35 л.с., скорость 50 км/ч.

5. Механическая пожарная лестница высотой около 30 м на шасси грузового автомобиля «бенц» (Германия, 1922). Скорость 35 км/ч.

6. Аэродромный четырехосный пожарный автомобиль «фаун» (ФРГ, 1973) с двумя двигателями мощностью по 500 л.с.

07.08.2008 В Аксайском юрте Черкасского округа Всевеликого войска донского появилась первая в России внештатная противопожарная казачья дружина. Уже в конце этого месяца новоявленные огнеборцы должны получить лицензию и приступить к своим обязанностям.

Президент сказал "любо"

Несмотря на ранний час, возле аксайской пожарной части царит оживление. 13 мужчин в камуфляже окружили пожарную машину и что-то скрупулезно записывают в свои тетради за сотрудником отряда государственной противопожарной службы. Это проходит практическое занятие в казачьей дружине. Вечером, после работы, все ученики соберутся снова, на этот раз в помещении казачьего штаба - чтобы подкрепить практические навыки теоретическими знаниями. Волгодонской учебный пожарный центр МЧС пошел аксайчанам навстречу и откомандировал сюда своего преподавателя, чтобы слушатели могли пройти курс без отрыва от дома и производства.

    - В Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, недавно подписанной президентом страны, среди прочих видов службы, к которой рекомендуется привлекать казаков, есть и обеспечение пожарной безопасности, - рассказывает начальник штаба Аксайского казачьего юрта Иван Василенков. - Идея создать подобную дружину давно витала в воздухе, поскольку район у нас экономически активный, сельскохозяйственный, и угроза пожаров велика. Выступление президента России послужило импульсом для принятия нами конкретных шагов. К нам в район приезжали начальник ГУ МЧС по Ростовской области, заместитель Департамента пожарного надзора РФ, главный пожарный района - и все они сошлись во мнении, что такая дружина необходима. Каким образом будет финансироваться наша работа - пока неясно, положение о казачьей пожарной дружине и соответствующее постановление главы районной администрации будет принято в самое ближайшее время.
Хорошо забытое старое

У аксайских казаков уже есть опыт добровольной работы на благо общества. Здесь создана дружина по охране общественного порядка из 40 человек. Впрочем, среди будущих пожарных также немало тех, кто "прошел огонь и воду". Михаил Бандурин работал водителем пожарной машины, а Алексей Бархота и Андрей Устинюк - пожарными.

    - Есть у нас и казаки из числа добровольцев пожарных дружин, которые в советские времена создавались на предприятиях, - рассказывает аксайский атаман Сергей Марков. - В их обязанности входило осуществление контроля за соблюдением противопожарного режима, проведение разъяснительной работы среди сотрудников, надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения. Дружинникам полагался бесплатный комплект спецодежды и сапоги, а также дополнительный отпуск до шести дней в году. За время их участия в ликвидации пожара или аварии в рабочее время им продолжали платить зарплату, особо отличившихся награждали ценными подарками, грамотами и премиями. Одним словом, мы не изобретаем велосипед, а возрождаем старые традиции.
Первый пожарный казачий пост планируется создать в станице Старочерскасской.
    - Нам обещают выделить пожарную технику, оборудование, - продолжает Василенков. - Первую пожарную машину мы уже получили. В самом конце августа, на большом всероссийском учебно-методическом сборе пожарных планируется вручить нам государственную лицензию на оказание данной услуги. Мы, в свою очередь, хотим удивить гостей конным противопожарным патрулем. Одно время конный взвод существовал при казачьей дружине по охране общественного порядка, но затем из-за нехватки денежных средств был расформирован. Теперь, с созданием противопожарной дружины, мы надеемся его восстановить.

Прямая речь

Владимир Фисенко, начальник отдела организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС по Ростовской области:

    - В плане пожароопасности Аксайский район не выделяется среди других территорий Ростовской области. Количество пожаров здесь находится на среднеобластном уровне, но протяженность района довольно приличная, и быстро доехать из Аксая или Старочеркасска, где базируются пожарные части района, в хутор Красный Колос, что под Новочеркасском, довольно трудно.
Между тем важно ликвидировать очаги возгорания на начальной стадии, в первые десять минут. Вот тут-то пожарным и пригодилась бы помощь добровольцев. Сегодня в районе действует пять добровольных пожарных дружин, образованных на базе хозяйств АПК и предприятий. Но этого мало. На казаков мы возлагаем большие надежды, и не только потому, что они помогут тушить пожары до прибытия сотрудников МЧС. Часто люди видят, что что-то загорелось, но не сообщают о пожаре по телефону "01". В итоге мы теряем драгоценное время.

Оперативно обнаружить очаг возгорания и быстро вызвать пожарных - задачи, которые также могут быть возложены на казачьи дружины. Хорошим подспорьем будет патрулирование ими полей, лесных угодий, контроль опашки.

Пожарные казачьи дружины планируют создать в Новороссийске. Они будут оказывать помощь сотрудникам пожарной службы. Сегодня в городе-герое в казачьей дружине 21 человек, за месяц казаки совершают около 1000 выходов. Штатные дружинники патрулируют улицы и общественные места, привлекаются для несения службы в период проведения массовых мероприятий./rg.ru/

31 мая 1804 г. в Москве создали профессиональную пожар­ную охрану. Высочайше предписывалось «для отправления ноч­ной стражи и содержания пожарных служителей составить осо­бенную из отставных солдат, к фрунтовой службе неспособных, команду…». К 1812 г. в городе функционировали 20 пожарных частей, в каждой из которых постоянно дежурили пожарные, а также конный обоз пожарных труб (так называли в те времена ручные водяные насосы) и бочек.

Личный состав всех пожарных команд достигал 1500 человек. В те времена за неосторожную езду по улицам города у проштрафившихся отбирали лошадей и отдавали в пожарные подразделения без всякого судебного разбирательства. Московской пожарной охраной командовал брандмайор, а во главе каждой пожарной части стояли бранд­мейстер и его ученик - для «обучения в огне» и своевременной замены командира в критической ситуации.

Основным средством тушения пожара была заливная труба, снабженная наливным ящиком (коробом), который наполняли водой из бочек с помощью ведер и черпаков. Подача воды на пожар требовала больших затрат физического труда. Поэтому для обслуживания одной пожарной трубы назначали около по­лусотни человек: 12 в две смены качали коромысла нагнета­тельного механизма (насоса), 8 обслуживали выкидные рукава и ствол, а прочие, выстроившись в один или два ряда, подноси­ли к трубе ведрами или ушатами воду. Дальность действия во­дяной струи достигала 10 м (у самых мощных труб - 20 м) при максимальной производительности трубы около 20 ведер в ми­нуту, или 3 л/с. На фабриках, заведенных в Санкт-Петербурге и Москве, изготавливали «огнегасительный» инструмент и рас­сылали его по губерниям.

К моменту Бородинской битвы в 20 пожарных частях Моск­вы было 96 больших и малых пожарных труб, не считая добро­го их десятка у богатых домовладельцев. Однако за несколько часов до вступления неприятеля в город личный состав по­жарных команд покинул его, захватив все пожарные принад­лежности. И если бы захватчики даже очень захотели поту­шить очаги возгорания, этого не удалось бы сделать: ни по­жарных труб, ни водяных бочек, ни специального инвентаря у них не было. Так что завоевателям пришлось смириться с ог­ненной стихией и ощутить на себе, что значит оказаться пого­рельцем в голодном и холодном городе…

Минули десятилетия. Москву отстроили заново, по-доброму обустроили и организовали в ней вполне приличную, по тог­дашним российским понятиям, службу борьбы с огнем. Каждая пожарная часть занимала отведенную для нее территорию, на которой, как правило, располагались каланча для наблюдения за вверенной округой, конюшня, казарма для служивого люда, канцелярия и даже плац. Боевые дружины, называемые коман­дами, состояли обычно из четырех отрядов. Бойцы каждого подразделения носили нарукавные повязки «своего» цвета: то­порники - красного, трубники - синего, водоснабженцы - зе­леного, охранники - белого.

По сигналу наблюдателя, дежурившего на каланче, к месту пожара сразу же верхом на коне во весь опор мчался вестовой, чтобы расчистить дорогу пожарному обозу и громкими звуками трубы известить людей о грозящей беде. Следом за ним устре­млялся всегда бывший наготове конный ход первой помощи, а вдогонку - специальные экипажи: линейки с пожарными, водя­ные бочки-водовозки, телеги с лестницами, шанцевым инстру­ментом, пожарными трубами. Успех пожаротушения зависел от того, насколько быстро прибудет к месту возгорания конный ход первой помощи и начнется подача воды в очаг возгорания. Время прибытия первых пожар­ных должно было укладываться в несколько минут. Поэтому созданию соответствующих транс­портных средств уделялось большое внимание.

В начале XX в. конный ход первой помощи, как правило, был двух типов. Если около загоревшегося строения находился естественный водоем, то высылался насосно-линеечный кон­ный ход, а если нет, то насосно-бочечный.

Как же были устроены эти экипажи?

Технические характеристики конных пожарных ходов

Насосно-линеечный ход Насосно-бочечный ход
Габаритные размеры
Длина, мм 4540 3700
Ширина, мм 1830 1600
Высота, мм 2240 2200
База, мм 2000 2000
Колея, мм 1300 1300
Диаметры колес
Передние, мм 715 715
Задние, мм 1050 1050
Снаряженная масса, кг 965 782
Комплектация командой и инвентарем
Расчет, чел. 6 2
Насосов 1 1
Катушек с выкидными рукавами 2 1
Уложенных рукавов 6 2
Стволов 1 1
Балансирующих керосиновых факелов 2 2
Огнетушителей 1 Нет
Стендеров 1 Нет
Выдвижных лестниц-палок 1 Нет
Забирных рукавов (диаметр 65 мм, длина 4 м) 4 Нет
Бочек с водой (420 кг) Нет 1
Ломов 2 1
Багров 2 1
Железных лопат 1 1

Примчавшись к огню, шестеро пожарных действовали с предельной быстро­той. Одни снимали насос, другие соединяли его с рукавами - забирным, опускаемым в водоем, и пожарными, соединяемы­ми со стволом и стендером, который устанавливался на под­земный гидрант, если к дому был подведен водопровод. Двое самых сильных сразу же начинали качать воду ручным насо­сом.

Их товарищ устремлялся к пламени и из ствола заливал его водой. Трое других, при необходимости пользуясь лестни­цами, проникали в помещения, разгребая завалы баграми и ломами. Через несколько минут подъезжал весь пожарный обоз, и борьба с огнем усиливалась.

Техника молодежи, № 1/2002

В течение многих десятилетий конный пожарный обоз являлся основной силой российской профессиональной пожарной охраны и пожарных добровольцев. Когда в крупных городах к месту пожара неслись конные обозы, улицы и площади наполнялись тревожным стуком сверкающих подков, звоном бубенчиков, храпом взмыленных лошадей, воплями фурманов. Впереди лихо скакал верховой (скачок), голосом или звуком сигнальной трубы обязывая жителей освободить дорогу. За ним летела запряженная парой великолепных рысаков открытая пролетка усатого брандмайора с кучером на высоких козлах. Следом четверка лошадей несла будто по воздуху тяжелую линейку, команду рослых топорников вместе с брандмейстером части.

А дальше, закусив удила, роняя на мостовую белые хлопья пены, могучие кони в сверкающих сбруях мчали многочисленные хода пожарного обоза: трубный — с пожарными трубами и рукавами, багровый — с баграми и лестницами, бочечный — с бочками с водой. Обыватели, услышав звук сигнальной трубы, цоканье подков и лошадиное ржанье, бросались к окнам или опрометью устремлялись на улицу — чтобы увидеть все это.

Первач, Физик и Отелло

В 1866 г. в 17 пожарных частях Московской команды имелась 451 лошадь. Каждый брандмейстер (начальник) вел «Ведомость о состоянии казенных подъемных лошадей», к ней прилагалась «Опись подъемным лошадям». Подписывались документы им, а заверялись брандмайором (начальником команды). В описи указывались: инвентарный номер каждой лошади, кличка и приметы, возраст, время зачисления (покупки), мера (размер в аршинах и вершках), а также особые приметы.

Так, при принятии имущества новым брандмайором подполковником Потехиным в «Описи подъемным лошадям» Городской части появилась следующая запись: «Лентяй» — мерин гнедой, во лбу звездочка, между ноздрей и верхней губой кровоточина, левая задняя половина бела, задние обе ноги впереди по бабку от зада выше бабки белы, на шее с правой стороны и по спине с обеих сторон маленькие подпарины. Возраст — шесть лет от роду. Мера — 2 аршина (аршин — 71,12 см) и 31/2 вершка (вершок — 4,45 см). Время зачисления — 10 октября 1863 года. Особые приметы — по старости лет не выбегает на пожаре».

В каждой ПЧ лошади подбирались определенной масти: в Городской, Пресненской, Мещанской и в Пожарном Депо — гнедые;

в Тверской — гнедо-пегие; в Басманной — темно-гнедые и караковые; в Мясницкой и Рогожской — рыжие; в Сущевской и Яузской — вороные; в Пятницкой — вороно-пегие; в Якиманской — вороно-чалые; в Арбатской — буланые; в Хамовнической — саловые, в Серпуховской — в яблоках, в Сретенской — бурые.

В Пятницкой пожарной части имелся в тот период единственный паровой насос. Поэтому из 27 лошадей «под паровой машиной ходили» сразу 8 меринов — Бакус, Оратор, Ремень, Работник, Табор, Хозяин, Хорек и Хан.

Среди животных не было двух с одинаковыми кличками: когда к месту тушения пожара прибывает несколько частей, лошадь должна слушаться лишь своего фурмана (кучера).

Клички отличались оригинальностью: Флакон, Фараон, Пирожник, Ходок, Хрусталь, Укроп, Павлин, Партизан, Плинтус, Туалет, Упырь, Эскулап, Недоросль, Покупатель, Оратор, Окулист и т. п. В Якиманской ПЧ жеребца «чалого с гривой на правою сторону, без примет, шести лет от роду» звали… Отелло. Остается загадкой, кто придумывал эти довольно странные имена? Брандмайор, брандмейстер или нижние чины пожарных частей? Интересно, что в 1866 г. в Арбатской ПЧ клички носили «алкогольный» подтекст: Хмель, Самогон и Первач. И не случайно. Документы свидетельствуют, что нижние чины этой части, злоупотребляя зельем, часто наказывались розгами за «пьянство, буйство и за драку с дежурным пожарным служителем», «неисправимо дурное поведение и оскорбление на словах брандмейстера», а также арестом с содержанием «на хлебе и воде за побег из службы и растрату».

Рысистый «грузовик»

В 1900 г. пожарный обоз Северной столицы с технической стороны представлял собой удручающий вид — громоздкий и малопригодный. Большинство огнегасительных инструментов и пожарных труб были изготовлены еще в 60-х годах прошлого века. Зато лошади поражали красотой и ухоженностью. Всего в команде их насчитывалось 455. Для сравнения, в пожарной команде Берлина имелось всего 270 коней. В других крупных городах Европы их было еще меньше. Это объяснялось тем, что в С.-Петербурге около 200 лошадей были заняты подвозом воды на пожарах в бочках. Причина — отсутствие необходимого напора в городском водопроводе, неприспособленного для тушения: вплоть до 1899 г. водопровод здесь использовался лишь для наполнения бочек водой. В редких случаях — для забора воды непосредственно пожарными трубами (насосами ручными или паровыми).

В Европе лошадей для пожарных повозок подбирали с особой тщательностью: требовалась большая сила, высокий рост (до 6 вершков) и спокойный темперамент. Благодаря этому даже самые тяжелые повозки, например механические лестницы и паровые машины (насосы), вывозились лишь парой лошадей.

В России при оснащении пожарного обоза приходилось принимать во внимание плохое состояние мостовых, отдаленность районов выездов и потребность быстрого передвижения, поэтому было важно не перегружать повозки. Норма нагрузки на лошадь пожарной команды принималась равной артиллерийской — не более 55-60 пудов (пуд — 16 кг). В результате вес линейки на четверку лошадей составлял 204 пуда (51 пуд на каждую), паровая машина около 160 пудов — на тройку (по 53 пуда на лошадь) и т. д.

За границей в большинстве своем использовались мерины, в то время как в российских командах — преимущественно красивые и видные, но и более беспокойные, жеребцы. Это приводило к необходимости содержать на конюшне постоянного дежурного, а на пожаре требовалось большее число кучеров (в то время как в берлинской команде один кучер держал 8 отпряжных лошадей).

Поэтому основным требованием при комплектовании российских пожарных команд лошадьми также стали не красота и «горячий» вид животных, а спокойный нрав, сила и выносливость.

В 1912 г. журнал «Голос пожарного» (№ 10) по этому поводу сообщил, что «сорт лошадей Петербургской команды в настоящее время — легкий рысистый «грузовик», так как заменить этих лошадей тяжеловозами представляется невозможным за отсутствием у них должного хода».

Ежегодно в Петербургской пожарной команде обновлялось около 15% конского состава. Покупали лошадей в Воронежской губернии за счет городской казны. Стоимость коня составляла 250 рублей, включая расходы по перевозке.

Княжеские советы

В 1890 г. в С.-Петербурге в типографии А. Якобсона издана книга «Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы». Автор — председатель ИРПО князь Александр Дмитриевич Львов, обращаясь к читателям, делился своими наблюдениями: «Покупка лошади и правильный уход за нею — задача нелегкая, которая может быть выполнена только при известных познаниях и опытности.

При определении возраста лошади самое важное значение имеют резцы. Так как лошадь может быть годна к пожарной службе только в возрасте от 4 до 12 лет, то следует остановиться на тех признаках, которые служат для определения этого возраста.

Приучать лошадей к огню и дыму нужно постепенно. Сначала приучают к факелам, потом, сжигая пуки соломы, подводят лошадь под уздцы к пламени, не забывая при этом ее постоянно ободрять. Когда лошадь освоится с огнем, можно обучать ее к неожиданному появлению пламени, поджигая вблизи ее солому или старое негодное сено.

Приучая лошадей к упряжи, не следует молодую лошадь сразу впрягать в тяжелые экипажи (хода), а нужно постепенно увеличивать ей нагрузки. Очень полезно молодую неопытную лошадь впрягать в одно дышло со старой, более смелой и опытной.

Для того чтобы лошадь долгое время сохраняла свои силы и способность к труду, необходимо равномерное распределение движения и покоя, труда и отдыха. Поэтому на всякую работу лошадь употреблять до известной степени усталости, но не полного истощения сил.

Не следует разгоряченную или вспотевшую лошадь поить или кормить, купать, так как это влечет за собой опасные болезни.

В случае необходимости напоить лошадь слишком холодной водой или напоить ее раньше срока, необходимо бросить на воду клок сена или соломы. Эта мера заставит лошадь пить малыми глотками.В сухое жаркое лето смазывание копыт салом приносит значительную пользу, особенно во время частых пожаров: пропитанный жиром рог приобретает большую упругость и предохраняет от высыхания и растрескивания.

Попоны (покрывала) берутся на пожар только зимой».

Не бить вообще

«Инструкция для Варшавской пожарной команды», изданная в 1896 г., определяла обязанности должностных лиц. Например, кучера должны: «На пожарах выпряженных лошадей от труб или верховых к линейкам и багровому ходу отнюдь не привязывать. Вконюшнях не курить и даже не носить туда с собой трубок или папирос. Лошадей не бить вообще, особенно же при чистке, чем бы то ни было».

В 1899 г. по распоряжению градоначальника Северной столицы генерал-майора Н.В. Клейгельса разработана «Инструкция для С.-Петербургской пожарной команды». На 287 страницах издания, дополненных многочисленными образцами распорядительных документов, нашлось место и «Правилам управления лошадьми для кучеров пожарной команды и порядок обучения сих последних». В частности, ими было определено: «Из числа служителей пожарной команды, для исполнения обязанностей кучеров, назначаются по возможности, любители лошадей». Раздел «Уход за лошадьми с дурными привычками» обязывал:

«Намордник одевать тем лошадям, которые слишком много едят подстилку, не обращая внимания на ее качество, или кусаются во время чистки.

Встречаются лошади, которые не дают дотрагиваться до головы или вследствие дурного обращения с ними, или вследствие ушибов.

С такими лошадьми служители должны обращаться как можно осторожнее, чтобы не быть или укушенными, или не получить удара.

Многие лошади бьют задом; некоторые из них вследствие злого характера, другие по привычке… Кучера должны осторожно подходить и не иначе как сбоку.

Некоторые из лошадей имеют привычку прикусывать. За такими лошадьми дневальные по конюшне должны особенно следить, и, как только лошадь начинает прикусывать, нужно окликнуть ее».

«Дядюшка» из Одессы

В дореволюционной России брандмейстер Александровской части Спиридон Фомич Бицилли был известен далеко за пределами родной Одессы как редкий знаток лошадей. Это увлечение привлекло его и к пожарному делу. В 1886 г. он поступил волонтером в Одесскую пожарную команду. Вскоре о нем заговорили как о фанатике-пожарном. Когда не было пожаров, Бицилли все время проводил в конюшне, ночью спал на жесткой скамье пожарной линейки — чтобы быть готовым следовать на пожар. И в том же году его назначили на должность брандмей-стера. В 1903 г. он награжден медалью «За спасение погибавших». Принял активное участие в организации Одесского вольного пожарного общества. В Гражданскую войну, благодаря находчивости и мужеству брандмайора, был спасен пожарный обоз. В1923 г. Спиридон Фомич вышел на пенсию. К тому времени стаж его службы составил 37 лет. Умер он 17 февраля 1926 года. В некрологе отмечалось: «Покойный снискал к себе уважение как со стороны администрации, так и со стороны рабочих, которые с большой любовью к нему относились, называя его «пожарный дядюшка».

Не потерпим оппортунизма

В годы Гражданской войны из-за недостатка лошадей российский пожарный попытался пересесть на коня железного — автомобиль. Вот уж поистине не было бы счастья, так несчастье помогло!

Первые отечественные машины только начинали разрабатываться, и подавляющая часть пожарно-технического вооружения комплектовалась на автомобилях таких фирм, как «Магирус», «Фиат», «Паккард», «Форд» и др. Благо, что почти в каждой пожарной части были умельцы. Они и собирали из груды металла «линейку» — ход для перевозки огнеборцев.

Пересев на автомобиль, пожарный не забыл о своей лошадке. 19-24 марта 1934 г. в Москве на Всероссийском пожарно-техническом совещании начальником ЦУПО (Центральное управление пожарной охраны) тов. Гальперном было сказано: «Уход за конем, сохранение коня — важнейшая задача пожарных организаций, в которых конные хода являются основным видом вооружения, и мы предупреждаем работников, что если не будут приняты все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить коня фуражом, мы будем расценивать это как оппортунистическое отношение к делу пожарной охраны…»

Сбережение коней оставалось обязанностью пожарной охраны еще длительное время: конные ходы просуществовали в СССР до 50-х годов.



Просмотров