Требования к организации летнего лагеря для детей. Нормативно-правовая база по организации детского отдыха. Инструкция как обязательный документ

Общие положения

Нормативные документы

ü Конвенция о правах ребенка;

ü Трудовой кодекс РФ;

ü Закон РФ «Об образовании»;

ü Уголовный кодекс РФ;

Должностные обязанности

Директор ДОЛ

Заместитель директора по воспитательной работе

Организует и проводит всю воспитательную работу среди детей и педагогического персонала лагеря.

Разрабатывает планы работы ДОЛ как по сменам, так и на весь период. Готовит отчет о работе лагеря за проработанный период.

Совместно с директором проводит педагогические советы по всем вопросам, встречающимся в работе лагеря.

Обязан согласовать план работы лагеря с врачом лагеря, хозяйственным персоналом и представить на утверждение директору ДОЛа.

Является материально ответственным лицом за все имущество и материальные ценности, переданные ему для проведения воспитательной работы лагеря.

Совместно с медицинским персоналом осуществляет работу по проведению оздоровительных мероприятий в лагере. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей в это время.

По согласованию с директором лагеря утверждает планы походов и выходов за территорию лагеря и докладывает о своих планах директору ежедневно.

Руководит деятельностью и утверждает планы работы всех кружков в лагере, определяет время их работы в пределах правил внутреннего распорядка.

Руководит работой актива лагеря.

Участвует в подборе кадров воспитательного состава и представляет директору ДОЛа докладные на сотрудников, не обеспечивающих работу лагеря.

Начальник лагеря

Начальник лагеря назначается приказом директора.

Начальник лагеря непосредственно подчиняется директору.

Начальнику лагеря непосредственно подчиняются воспитатели и вожатые, работающие в данную смену в лагере, и обслуживающий персонал лагеря.

Свою работу начальник лагеря координирует с руководителями структурных подразделений.

Несет административную, дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в рамках действующего законодательства за допущенные нарушения в деятельности лагеря.

С учетом специфики деятельности лагеря и в соответствии с утвержденными Правилами его внутреннего распорядка, начальник обязан постоянно находиться на территории лагеря и покидать ее только с разрешения Директора, назначая на время своего отсутствия заместителя.

Обязанности и права:

1) Начальник лагеря выполняет следующие должностные обязанности:

Организует подготовку помещений к работе в соответствии с требованиями органов санэпиднадзора;

Организует текущее и перспективное планирование деятельности лагеря;

Знакомит с условиями труда, режимом работы и должностными обязанностями сотрудников лагеря;

Информирует администрацию о работе лагеря;

Организует подготовку и проведение мероприятий;

Участвует в комплектовании лагеря воспитанниками;

Организует инструктаж персонала о мерах обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;

Информирует родителей об условиях отдыха и оздоровления их детей;

Обеспечивает своевременное составление в конце каждой смены установленной отчетной документации.

Организует питание детей и сотрудников;

Организует медицинское обслуживание сотрудников лагеря и отдыхающих детей;

Организует выполнение требований документов, регламентирующих работу детских оздоровительных учреждений;

Обеспечивает безопасные условия труда для всех категорий работников лагеря;

Обеспечивает надлежащие условия пребывания детей в лагере;

Обеспечивает надлежащие условия проживания сотрудников лагеря;

Принимает участие в планировании воспитательной и оздоровительной деятельности лагеря, контролировать ход реализации намеченных планов работы;

Принимает участие в составлении сметы расходов на содержание детского оздоровительного лагеря и обеспечивать ее выполнение;

Организует проведение оздоровительных и закаливающих процедур, лично руководить купанием детей;

Организует охрану лагеря;

Организует работу всех служб лагеря, руководить и контролировать их работу.

2) Начальник лагеря имеет право

Давать распоряжения, обязательные для исполнения любым работающим в лагере сотрудникам;

Самостоятельно планировать свою работу на каждый день;

Привлекать к дисциплинарной ответственности отдыхающих за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс;

Отстранять сотрудников лагеря от выполнения ими своих служебных обязанностей при наличии предусмотренных законом оснований;

Запрашивать от всех служб детского оздоровительного лагеря и документы и информацию, касающуюся их деятельности;

Привлекать всех работников детского лагеря к решению задач, возложенных на его коллектив.

Ответственность

Начальник несет дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность в рамках действующего законодательства за:

Сохранность жизни, здоровья, уважение чести, достоинства и неприкосновенности детей, находящихся в детском оздоровительном учреждении;

Халатное отношение к исполнению своих должностных обязанностей;

Результаты оздоровительной и воспитательной деятельности лагеря;

Достоверность и правильность ведения документации;

Соблюдение санитарных правил и норм, норм и требований по охране труда и технике безопасности, пожарной и экологической безопасности;

Организацию медицинского обслуживания;

Организацию питания;

Нарушение Правил внутреннего распорядка, настоящей должностной

инструкции, поведение, несовместимое с понятием педагогической этики.

Воспитатель

На должность воспитателя может быть назначено лицо, не моложе 18 лет.

Воспитатель подчиняется непосредственно заместителю директора лагеря по воспитательной работе.

Основными направлениями деятельности воспитателя являются:

§ попечение, воспитание и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;

§ организация и проведение воспитательной работы в закрепленном отряде.

Должностные обязанности

Планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их воспитание;

Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально - психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

Обеспечивает выполнение детьми санитарно - гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, столовой, на территории лагеря;

Обеспечивает соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию;

Помогает вожатому в организации досуга; вовлекает воспитанников в художественное и техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам; организует совместно с вожатым участие семейки во всех общих культурно - массовых, спортивно - оздоровительных и трудовых мероприятиях;

Способствует формированию у воспитанников нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к труду, уважение к правам человека; проводит работу по профилактике у воспитанников отклоняющегося поведения, вредных привычек;

Соблюдает права и свободы воспитанников;

Организует дежурство детей в жилых домиках, столовой, на закреплённой за семейкой территории лагеря;

Ведет в установленном порядке документацию и отчетность;

Проводит инструктаж воспитанников по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.

Права

Воспитатель имеет право:

Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.

Ответственность

Воспитатель несет уголовную, административную, дисциплинарную ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствие с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании".

За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников воспитатель несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Взаимоотношения.

Воспитатель:

Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лагеря по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе;

Самостоятельно планирует свою работу на смену. План работы утверждается заместителем директора лагеря по воспитательной работе не позднее двух дней с начала планируемого периода;

Работает в тесном контакте с воспитателями, вожатыми, руководителями кружков, психологом, инструкторами по физкультуре и плаванию; систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками лагеря.

Старший вожатый

Подчиняется заместителю директора по воспитательной работе.

Принимает участие в разработке концепций и плана воспитательной работы ДОЛ.

Руководит деятельностью вожатых и организует работу отрядов.

Руководит реализацией программы летнего отдыха.

Контролирует подготовку общелагерных и внутриотрядных мероприятий. Стимулирует творческий подход вожатых к проведению мероприятий.

Принимает участие в хозяйственной деятельности лагеря, соблюдения всех санитарно-гигиенических требований.

Организует и руководит работой органов детского самоуправления.

Осуществляет ежедневное планирование оздоровительной и культурно-массовой деятельности лагеря.

Ведет ежедневный учет прибытия и выбытия детей.

Организует общественно полезный труд детей и подростков.

Оказывает методическую и практическую помощь вожатым.

Является активным участником педагогического совета лагеря. Во время отсутствия заместителя директора по воспитательной работе принимает на себя всю его ответственность.

Вожатый

К работе вожатого допускаются лица:

Достигшие 18-летнего возраста;

Как правило, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, студенты вузов, имеющих призвание к педагогической работе;

Успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

В своей работе вожатый непосредственно подчиняется старшему вожатому, а также начальнику лагеря, его заместителям, старшему педагогу.

Рабочий день вожатого ненормированный.

Обязанности вожатого

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

Отвечает за организацию и проведение культурно-творческих, развивающих развлекательных мероприятий всего лагеря и своего отряда.

Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуру поведения за столом.

Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит за чистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.

Несет персональную ответственность за организацию выхода за территорию лагеря, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.

В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

Руководствуется принципами активной воспитательной позиции и заинтересованности в полноценном, увлекательном отдыхе детей, с учетом психологического и психического развитии

Ответственность вожатого

Несёт всю полноту юридической (уголовную, административную и дисциплинарную) ответственности за жизнь, здоровье детей.

Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

Вожатому запрещается:

Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.

Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего педагога.

Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.

Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)

Пропускать без уважительной причины планерки и иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

Права вожатого

Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Руководитель кружка

Функции руководителя кружка

Основными направлениями деятельности руководителя кружка являются:

Дополнительное образование воспитанников лагеря;

Организация и участие в общих мероприятиях лагеря.

Должностные обязанности руководителя кружка

Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение;

Ведет установленную документацию и отчетность;

Определяет перечень необходимого оборудования для работы, имеющегося на базе лагеря, несет материальную ответственность за полученное оборудование;

Создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

Комплектует состав воспитанников кружка, секции, студии и принимает меры по его сохранению в течение смены;

Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности;

Обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников;

Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их развитию;

Поддерживает одаренных и талантливых воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

Готовит и проводит в течение смены (в частности на родительский день) выставки, галереи, распродажи, соревнования, выступления и др. мероприятия, способствующие повышению социального и психологического статуса каждого ребёнка, и как результат работы кружка, студии, секции;

Участвует в организации и проведении общих мероприятиях лагеря;

Оказывает в пределах своей компетентности консультативную помощь педагогическим работникам лагеря;

Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; проводит инструктаж по охране труда воспитанников с обязательной регистрацией в журнале установленного образца;

Оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

Проходит периодические медицинские обследования;

Соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

Руководитель кружка имеет право:

На получение инвентаря, оборудования, материала, выделение помещения для проведения занятий;

Участвовать в управлении лагеря в порядке, определяемом Уставом лагеря;

На защиту профессиональной чести и достоинства;

Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

Свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;

Давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний воспитанников;

Давать воспитанникам во время занятий обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.

5. Ответственность руководителя кружка. Он несет:

Юридическую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников во время работы кружка, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством за виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей;

Дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией;

Дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством за пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка руководитель кружка может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

Медицинский работник

1.Обеспечивает выполнение приказов, распоряжений, инструктивных писем органов образования и здравоохранения по вопросам жизни и здоровья воспитанников.

2.Обеспечивает оздоровительный лагерь необходимой документацией по охране жизни и здоровья детей. Следит за состоянием здоровья воспитанников и прохождением сотрудниками профилактических осмотров и обследований.

3.Контролирует санитарно-гигиеническое состояние помещений и территории оздоровительного лагеря.

4.Обеспечивает организацию оздоровительных мероприятий и осуществляет контроль за соблюдением требований СанПиН при их проведении. Организует проведение мероприятий по профилактике травматизма и отравлений.

5.Совместно с администрацией систематически осуществляет контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания воспитанников.

6.Осуществляет допуск к трудовой деятельности воспитанников только после прохождения медицинских осмотров и отсутствии противопоказаний.

7.Проводит (или участвует) медицинские осмотры детей, диагностические пробы, забор материала для лабораторных исследований, выполняет медицинские назначения, проводит изоляцию заболевших детей а также наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными.

8.Осуществляет постоянный контроль за работой пищеблока и состоянием посуды и инвентаря, запрещая пользоваться цинковой и эмалированной посудой с осыпающейся эмалью, столовой и чайной посудой с отбитыми краями.

9.Осуществляет контроль за ведением работниками пищеблока журнала "Здоровье", совместно в администрацией и поваром осуществляет бракераж готовой пищи.

10.Следит за правильным хранением продуктов, проверяет нормы питания, качество пищи, проводит витаминизацию пищи.

11.Проводит беседы с детьми, педагогическим и техническим персоналом о профилактике травматизма и отравлений, систематически проверяет состояние аптечек, составляет заявки на медикаменты, ведет их учет и хранение.

12.Участвует в проведении инструктажей по безопасности труда с работниками оздоровительного лагеря.

13.Организует разработку инструкций по охране труда для медоборудования. Соблюдает требования безопасности, изложенные в инструкциях по охране труда при работе с медоборудованием.

14.Ведет необходимую медицинскую документацию, а также журнал микротравм.

15.Оказывает первую помощь детям в случае острого заболевания или травмы.

16.Осуществляет практическое обучение персонала оказанию первой (доврачебной) медицинской помощи.

Для подготовки лекции использовались источники:

1. Учебно-методическое пособие «Я – вожатый ИО СПО»

2. Сайт http://www.nutakvot.ru/dolin/dolin.php

3. Сайт «Ответы@Mail_Ru»

4. Сайт лагеря «Новокемп»

5. Сайт ЗАО «САЛВЕ»

Должностные обязанности в детском оздоровительном лагере

Общие положения

Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно – квалификационных характеристик "педагог - организатор" и "старший вожатый", утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995г. № 92.

Любой педагогический работник подчиняется непосредственно старшему вожатому, заместителю директора по воспитательной работе. И несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; Конвенцией о правах ребенка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).

Нормативные документы

Жизнь и деятельность в детском лагере регламентируются как нормативными документами РФ и субъекта РФ, так и документами, разрабатываемыми администрацией лагеря.

ü Конвенция о правах ребенка;

ü Трудовой кодекс РФ;

ü Закон РФ «Об образовании»;

ü Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.4.1204 – 03. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 марта 2003г.;

ü Порядок проведения смен профильных лагерей труда и отдыха. Приказ № 2688 от 13.07.2001 Министерства образования РФ;

ü Уголовный кодекс РФ;

ü Внутренние документы детского оздоровительного лагеря (далее ДОЛ) (правила внутреннего трудового распорядка, правила по технике безопасности и охране труда, правила по противопожарной безопасности, должностные инструкции.

Важную роль в жизни лагеря имеет знание персоналом своих прав и обязанностей, умелое разделение ответственности.

Должностные обязанности

Директор ДОЛ

Директор несет ответственность за всю деятельность ДОЛ, осуществляет руководство всеми звеньями лагеря и следит за исполнением правил внутреннего распорядка.

Директор ДОЛ является распорядителем материальных ценностей, имеет право первой подписи на всех денежных и официальных документах.

Директор ДОЛ утверждает правила внутреннего распорядка и осуществляет контроль за деятельностью всех служб лагеря и его работников по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей.

Директору ДОЛ предоставляется право приема и увольнения сотрудников лагеря независимо от того, кем они направлены для работы.

Источник: Справочник руководителя образовательного учреждения №5 май 2004

Правила и нормы, регулирующие деятельность оздоровительных учреждений Основной задачей учредителей и администрации летних оздоровительных учреждений (далее - ЛОУ) является обеспечение качественного и безопасного отдыха детей. Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к ЛОУ, изложены в СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыхая оздоровления детей", СанПиН 2.4.4.959-00 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", СанПиН -87 "Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха".

В летних учреждениях для детей дошкольного возраста (детские дачи) должны выполняться требования СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений".

Обеспечение безопасных перевозок групп детей, отъезжающих на отдых, регламентируется СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов ".

Санитарные правила распространяются на все действующие оздоровительные учреждения для детей и подростков (кроме палаточных лагерей и детских санаториев) независимо от их подчиненности и форм собственности*. (* В настоящее время проходит процедуру внедрения СанПиН "Гигиенические требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период".)

Учредителю или собственнику оздоровительного лагеря необходимо поставить в известность учреждения госсанэпиднадзора о сроках его открытия не менее чем за 3 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом - не менее чем за 2 недели.

Открытие ЛОУ осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам.

Санитарные требования к летним лагерям

Санитарно-эпидемиологические правила, предъявляемые к летним оздоровительным учреждениям, регламентируют требования к участку, зданию, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, санитарно-техническому оборудованию помещений, режиму дня, организации питания, организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий .

Учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок, чтобы создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей. Важно отметить, что в целях профилактики травматизма среди детей, оборудование на участках должно быть надежно закреплено.

При проектировании и строительстве новых загородных оздоровительных учреждений их размещают: с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума и загрязнения атмосферного воздуха, выше по течению водоемов относительно источника загрязнения, вблизи лесных массивов и водоемов.

Здания ЛОУ следует оборудовать системами хозяйственно-питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения , канализацией и водостоками . Источники водоснабжения необходимо согласовать с территориальным центром госсанэпиднэдзора.

В случае ненадежности источника водоснабжения для приготовления пищи и питья необходимо использовать бутилированную воду, разрешенную к применению в установленном порядке.

Продолжительность смены в летние каникулы должна быть не менее 21 дня. При организации санаторных смен - не менее 24 дней. Это обусловлено адаптацией детей в лагере, а также необходимостью закрепления оздоровительного эффекта.

Построение распорядка дня

В целях обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходима рациональная организация режима дня:

    оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей; проведение оздоровительных, физкультурных и культурных мероприятий; максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы; полноценный сон; сбалансированное питание.

Проведение оздоровительных мероприятий

В оздоровлении детей большое внимание должно уделяться закаливающим и общеукрепляющим процедурам (купание, воздушные ванны, утренняя гимнастика на свежем воздухе, контрастное обливание ног, водно-солевые ванны, хождение по ребристой доске).

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо проведение полного комплекса оздоровительных мероприятий: физиотерапевтические процедуры, лечебно-физкультурные комплексы, массаж, ингаляции, водо - и грязелечение.

Организация питания

Для детей и подростков необходимо регулярное сбалансированное питание с учетом физиологических потребностей растущего организма.

В загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей рекомен дуется 5-разовое питание с интервалами между приемами пищи не более 4 ч.

В учреждениях с дневным пребыванием кратность приемов пищи зависит от продолжительности пребывания и в среднем составляет 2-3 раза.

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию третьих блюд аскорбиновой кислотой. Рекомендуется использование в питании детей витаминизированных и обогащенных минеральными веществами пищевых продуктов.

В 2003 г. в ряде регионов России отмечались случаи невыполнения физиологических норм в питании детей, нерациональная замена продуктов (мясо заменяют колбасными изделиями, свежие продукты - консервированными), что недопустимо при организации питания детей.

Требования к устройству, содержанию помещений пищеблока, оборудованию, инвентарю, посуде и таре должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания.

Следует обратить внимание на то, что приготовлением пищи должны заниматься только квалифицированные работники. Не допускается привлечение к работе с пищевыми продуктами других сотрудников ЛОУ и детей. Это может привести к массовым инфекционным заболеваниям и отравлениям.

В летнюю оздоровительную кампанию 2003 г. нередко к работе в ЛОУ допускались лица, не прошедшие медицинского осмотра и/или не имеющие медицинской книжки.

В ряде случаев это послужило причиной возникновения массовых инфекционных эаболеваний.

Применение мер административного воздействия

В случаях нарушения санитарного законодательства в ЛОУ специалистами ЦГСЭН применяются меры административного воздействия. В летнем сезоне 2003 г. при осуществлении госсанэпиднадзора за детскими и подростковыми оздоровительными учреждениями специалистами ЦГСЭН было применено 6027 штрафных санкций на сумму более 4 млн руб., из них взыскано 74,9% штрафов на сумму более 3 млн руб. (см. табл.). Наибольший процент взысканных штрафов отмечается по учреждениям отдыха родителей с детьми (90,1%).

Меры административного воздействия за нарушения санитарного законодательства в ЛОУв гг.

В 2003 г. было вынесено 1078 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, из них эксплуатация 93,1% объектов была приостановлена. Основную часть этих учреждений составляют лагеря с дневным пребыванием (645 учреждений - 1,4% от числа ЛОУ с дневным пребыванием) и загородные стационарные лагеря (230учреждений - 6,6% от числа загородных стационарных лагерей).

Ежегодно увеличивается число сотрудников ЛОУ, отстраненных от работы за нарушение санитарного законодательства. В 2003 г. по предложению центров госсанэпиднадзора было отстранено от работы более 3,5 тыс. сотрудников оздоровительных учреждений (в 2002 г.-3 тыс.), в т. ч. более 1,6 тыс. человек по загородным лагерям и более 1,3 тыс. по лагерям с дневным пребыванием детей и подростков. Основная причина отстранения от работы - несвоевременное прохождение сотрудниками медицинских осмотров.

Анализ ситуации в летних оздоровительных учреждениях в течение нескольких лет выявил ряд проблем, возникающих при проведении летних оздоровительных кампаний. Особенно актуальны следующие: качество и безопасность питьевой воды; обеспечение опытным педагогическим персоналом и квалифицированными сотрудниками пищеблоков; проведение медицинских осмотров и иммунизации детей, приезжающих из неблагополучных по инфекционным заболеваниям регионов. Рост заболеваемости, травматизма и возникновение случаев массовых инфекционных заболеваний детей в 2003 г. связан с нерешенностью этих вопросов.

Контроль за условиями пребывания детей в оздоровительных учреждениях В 2004 г. организация и проведение летней оздоровительной кампании и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в летних учреждениях регламентируются распоряжением Правительства РФ от 05.03.04 и постановлением Главного государственного санитарного врача от 05.03.04 № 10 "Об обеспечении отдыха и оздоровления детей в 2004 году".

На администрацию летних оздоровительных учреждений возлагается обязанность осуществлять контроль за условиями пребывания детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях:

    не открывать ЛОУ без согласования с территориальными ЦГСЭН; обеспечить ЛОУ квалифицированными педагогами и работниками пищеблоков; не допускать к работе в ЛОУ сотрудников, не прошедших медицинское обследование; при необходимости для обеспечения питьевого режима детей использовать бутилированную воду, разрешенную к применению в установленном порядке; не допускать нерациональной замены блюд в примерном меню, нарушения технологии приготовления блюд, сроков реализации готовых блюд и пищевых продуктов, нарушения правил личной гигиены сотрудниками пищеблока; при согласовании меню обратить внимание на обеспечение рациона питания детей овощами, фруктами, молоком, кисломолочными продуктами, мясом, рыбой в соответствии с физиологическими потребностями детского организма; в полном объеме и своевременно выполнять предписания специалистов ЦГСЭН; организовать проведение профилактических медицинских осмотров детей, прибывающих на отдых из регионов, неблагоприятных по инфекционным заболеваниям, и/или не имеющих сопутствующей медицинской документации; организовать проведение мероприятий по обеспечению безопасности отдыха детей и подростков в связи с возросшим травматизмом.

Важный фактор создания благоприятных условий для летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, профилактики заболеваемости, предупреждения травм и отравлений - это взаимодействие между учредителями и администрацией летних оздоровительных учреждений и территориальными центрами госсанэпиднадзора.

Нормативные документы

    Федеральный закон от 30,03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 05.03.04 № 10 "Об обеспечении отдыха I и оздоровления детей в 2004 году" Распоряжение Правительства РФ от 05.03.04 "Об организации и проведении детской оздорови - I тельной кампании 2004 года" Постановление Правительства РФ от 15.07.99 № 000 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых I связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения I профилактических прививок" (с изм. и доп.) Приказ Минздрава России от 14.04.00 № 000 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на I транспортные средства на перевозки пищевых продуктов" (с изм. и доп.) Приказ Минздрава СССР от 29.09.89 № 000 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудя - 1 щихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (с изм. и доп.)

С какого возраста обучающиеся могут посещать лагеря труда и отдыха?

Согласно СанПиН 2.4.2.2842-11 лагеря труда и отдыха могут посещать обучающиеся, достигшие возраста 14 лет. Каждая смена лагеря труда и отдыха комплектуется одновременно всеми подростками. Подростки должны предоставить медицинские документы о состоянии здоровья, об отсутствии у них контактов с инфекционными больными и заключение врача о допуске к работе.

Официальный источник

СанПиН 2.4.2.2842-11", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22. Пп. 1.1, 1.8 Как должно быть организовано питание подростков в лагере труда и отдыха?

Требования к организации питания в лагере труда и отдыха регламентированы СанПиН 2.4.2.2842-11. При размещении лагеря труда и отдыха на базе палаточного лагеря (или с использованием палаток) организация питания должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул в части соблюдения требований к организации питания.

Возможна организация питания подростков с использованием привозного горячего питания, приготовленного в организации общественного питания.

При организации работы столовой на привозном горячем питании в здании лагеря труда и отдыха должны быть выделены два помещения - обеденный зал и помещение для обработки столовой посуды (далее - моечная).

Обеденный зал для раздачи и приема пищи должен быть оборудован столами и стульями.

Моечная для обработки столовой посуды и инвентаря оборудуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями Важно Требования к лагерям труда и отдыха 33 к организациям общественного питания (не менее чем 3 мойками и подводкой к ним холодной и горячей воды со смесителем; раковиной для мытья рук персонала; столами для сбора использованной посуды; сетками-сушками и шкафами для хранения чистой посуды).

Для доставки готовой пищи используют термоконтейнеры, разрешенные к применению для контакта с пищевыми продуктами. Готовые первые и вторые блюда могут находиться в изотермической таре (термосах) в течение времени, обеспечивающем поддержание температуры не ниже температуры раздачи. Время доставки готовых блюд в термоконтейнерах от момента их приготовления до реализации не должно превышать 2 ч. Перед раздачей готовую пищу из термоконтейнеров в кухонную посуду не перекладывают. После использования термоконтейнеры обрабатывают в организации общественного питания.

В качестве столовой посуды и столовых приборов используют металлическую, эмалированную, фаянсовую, фарфоровую и одноразовую посуду, разрешенную к применению для контакта с пищевыми продуктами. Повторное использование посуды одноразового применения не допускается.

Для мытья столовой и кухонной посуды должны применяться разрешенные моющие средства. Кухонная, столовая и чайная посуда, столовые приборы, разделочный инвентарь, щетки для мытья посуды, ветошь для мытья столов должны обрабатываться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

При наличии посудомоечных машин режим мытья посуды должен соблюдаться в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.

Питание подростков должно отвечать физиологическим потребностям организма в пищевых веществах и энергии. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для подростков в возрасте 14-18 лет представлены в таблице:

Показатели (в сутки)

От 14 до 18 лет

Энергия и пищевые вещества

Энергия (ккал)

В т. ч. животный (%)

Углеводы, г

При повышенных энерготратах во время трудовой деятельности нормы питания (в г на одного подростка) должны быть увеличены на 10-15% по сравнению с нормами, приведенными выше.

Примерное меню рациона питания разрабатывается представителем организации, обеспечивающей питание, на период не менее двух недель (10-14 дней) и согласовывается руководителем лагеря труда и отдыха. Рацион питания составляется на основании рекомендуемых среднесуточных наборов пищевых продуктов для подростков в возрасте 14-18 лет и санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования в части формирования примерного меню.

В лагере труда и отдыха с дневным пребыванием подростков питание должно быть 2-разовым, с круглосуточным - 4-разовым.

Питание подростков организуют с интервалами между приемами пищи не более 3,5-4 ч. Не менее 3 приемов пищи должны быть с горячими блюдами. На полдник, второй ужин или второй завтрак целесообразно включать соки, фрукты и кондитерские изделия.

Распределение пищи по калорийности в течение дня должно быть равномерным с небольшим преобладанием калорийности питания в обед:

  1. Первый и второй завтраки (суммарно) - 20-30%.
  2. Обед - 35-40%.
  3. Полдник - 10-15%.
  4. Первый и второй ужины (суммарно) - 20-30%.

Отступления от норм калорийности по отдельным приемам пищи в течение дня допускается в пределах 5% при условии, что средний процент калорийности приемов пищи за смену будет соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Число мест в обеденном зале должно обеспечивать прием пищи всеми подростками не более чем в 2 смены.

Официальный источник

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков.

СанПиН 2.4.2.2842-11", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22. Пп. 5.4, 5.6, 5.9, 5.11, приложение 1Какие требования предъявляются к организации трудовой деятельности и режиму дня подростков в лагере труда и отдыха?

Требования к организации трудовой деятельности и режиму дня подростков в лагере труда и отдыха регламентированы СанПиН 2.4.2.2842-11.

Условия труда подростков независимо от выполняемых видов деятельности и сроков работы должны отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.

Не допускается привлекать обучающихся к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников и другим аналогичным работам.

Используемые в трудовой деятельности оборудование, инструменты, рычаги управления, рабочая мебель по своим параметрам должны соответствовать эргономическим требованиям с учетом роста и физического развития подростка.

Во время работы подростки должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в зависимости от выполняемых видов работ.

В теплое время года в зависимости от климатических условий выполнение сельскохозяйственных и других видов работ на открытых площадках следует проводить в часы наименьшей инсоляции. При температурах воздуха от 25 °C до 28 °C продолжительность работы подростков должна составлять не более 2,5 ч для лиц в возрасте от 14 до 16 лет, не более 3,5 ч для лиц от 16 до 18 лет с увеличением длительности перерывов на отдых.

В дни с повышенной температурой воздуха (выше 28 °C) необходимо принимать профилактические меры для предупреждения перегрева, тепловых ударов у подростков. В такие дни не проводят мероприятия с интенсивной физической нагрузкой; целесообразно в жаркие дни организовывать отдых и купание подростков в открытых водоемах, бассейнах.

Мероприятия на открытом воздухе следует проводить в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, время их проведения необходимо сдвигать на часы с наименьшей инсоляцией.

Начало рабочего дня подростков устанавливают с учетом климатических условий. В северных районах и районах умеренной полосы (I и II климатические зоны) для сельскохозяйственных работ и работ по благоустройству и озеленению территорий следует отводить преимущественно первую половину дня и начинать работу не ранее 8 часов. В южных районах (III-IV климатические зоны) из-за высоких температур воздуха и повышенной инсоляции в середине дня работу подростков организуют в 2 этапа с началом работы в 7.00-7.30 ч и последующим ее продолжением после перерыва в 16.00-17.00 ч.

В летний период на начальном этапе работы для обеспечения адаптации к условиям трудовой деятельности продолжительность работы подростков в первые три дня целесообразно сокращать на 1,5 ч для подростков до 16 лет, на 2 ч для подростков старше 16 лет.

Через каждые 45 мин работы подросткам необходимо устраивать 10-15-минутные перерывы для отдыха.

При выполнении полевых работ на участках могут быть организованы специальные места (полевой стан) для кратковременного отдыха, которые рекомендуется оборудовать навесом для защиты от солнца и дождя.

В местах организации трудовой деятельности подростков в наличии должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.

Для организации отдыха и проведения физкультурно-спор-тивных мероприятий используют парки культуры и отдыха, зеленые массивы, спортивные сооружения, бассейны, расположенные вблизи лагеря труда и отдыха, открытые водоемы.

Проводят культурно-массовые мероприятия.

Купание подростков в поверхностных водоемах организуют в специально отведенных местах. На берегу оборудуют защитные устройства от солнца.

Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.

Использование поверхностных водных объектов для купания подростков допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При использовании плавательных бассейнов должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.

Официальный источник

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков.

СанПиН 2.4.2.2842-11", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22. Пп. 6.5, 6.8, 6.9, 6.11, 6.15 Какой документ регламентирует деятельность загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков?

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей устанавливает СанПиН 2.4.4.1204-03.

Он является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений, связанных с оздоровлением и отдыхом детей.

СанПиН 2.4.4.1204-03 распространяется на все действующие (кроме палаточных лагерей и оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей, детских санаториев) загородные оздоровительные учреждения для детей и подростков независимо от их подчиненности и форм собственности.

Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых загородных оздоровительных учреждений, а также при временном использовании зданий под оздоровительные учреждения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.

Загородные оздоровительные учреждения могут быть сезонными, а также с круглогодичным использованием зданий. Количество детей не должно превышать проектную вместимость загородного оздоровительного учреждения.

Учредителю или собственнику загородного оздоровительного учреждения необходимо поставить в известность учреждения госсанэпиднадзора о сроках его открытия не менее чем за 3 месяца для проведения необходимых организационных и профилактических мероприятий; перед заездом детей - не менее чем за 2 недели.

Продолжительность смены в летние каникулы должна составлять не менее 21 дня; в осенние, зимние и весенние каникулы -не менее 7 дней. При организации санаторных смен - не менее 24 дней. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки учреждения составляет не менее 2 дней.

Загородные оздоровительные учреждения комплектуются поотрядно или по группам с учетом возраста детей: 6-9-летние

Соискатель на должность начальник детского лагеря - это оздоровительное учреждение, не образовательное учреждение. Какие установлены требования к образованию, квалификации, стажу, какими документами должны быть подтверждены?

Ответ

Специальные квалификационные требования в отношении начальника детского лагеря законом не установлены. Поэтому работодатель самостоятельно определяет квалификационные требования, отражая их в должностной инструкции.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры» .

«В должностной инструкции пропишите трудовую функцию работника, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д.

В законе не сказано, в каком порядке необходимо составлять должностную инструкцию. Это значит, что работодатель вправе определить его сам и закрепить в локальном акте.

Независимо от того, каким способом оформляют должностную инструкцию, как правило, она состоит из следующих разделов:

 общие положения;

 должностные обязанности;

 ответственность.

Если объем должностных обязанностей сотрудника корректируют, в должностную инструкцию можно внести изменения.

Инструкция как обязательный документ

Обязана ли организация составлять должностные инструкции

Должностные инструкции составляют в обязательном порядке только государственные органы (ст. 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Оштрафовать организацию, которая не является госорганом, за то, что отсутствуют инструкции, нельзя (письмо Роструда от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0).

Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу того, что должностную инструкцию лучше оформить. Ее наличие позволит организации:

 обосновать увольнение сотрудника в связи с несоответствием занимаемой должности;

 равномерно распределить обязанности между похожими должностями;

 доказать в суде правомерность дисциплинарного взыскания в отношении сотрудника;

 корректно аттестовать персонал и т. п.

Должностные инструкции составляют по каждой штатной должности.

Совет: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров. Если несколько сотрудников занимают одинаковые должности и выполняют одинаковые обязанности, то достаточно составить единую для всех должностную инструкцию и ознакомить с ней каждого сотрудника. Если сотрудники занимают одинаковые должности, а выполняют разные обязанности, то лучше переименовать должности и назвать их по-разному.

Как составлять должностную инструкцию, законодательство не регулирует, поэтому работодатель решает это самостоятельно. На практике должностную инструкцию оформляют как приложение к трудовому договору или как . Аналогичные разъяснения содержит письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6.

Инструкция для рабочего

Вопрос из практики: можно ли документ, который закрепляет трудовые обязанности рабочего, называть должностной инструкцией

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Трудовой кодекс РФ не уточняет, как именно следует называть документ, который определяет обязанности сотрудника в соответствии с трудовой функцией. Традиционно его называют «Должностная инструкция», при этом подразумевают, что «должностная» является производным от слова «должен». Это значит, что должностная инструкция определяет обязанности сотрудника, которые он должен исполнять в рамках работы, которую на него возложили.

Вместе с тем, существует другая точка зрения, согласно которой «должностная» происходит от слова «должность». В такой интерпретации должностная инструкция - это документ, который содержит обязанности сотрудника по должности. Сторонники последней позиции для сотрудников рабочих профессий составляют уже не должностные, а, например, производственные инструкции.

Исходя из указанного и с учетом того, что Трудовой кодекс РФ не содержит понятия «должностная инструкция», работодатель самостоятельно определяет, какой позиции придерживаться и как именно называть и оформлять документ, который закрепляет трудовые обязанности его сотрудников, в том числе рабочих профессий. На это указывает и Роструд в письме от 31 октября 2007 г. № 4412-6. Таким образом, документ, который закрепляет трудовые обязанности рабочего, может иметь любое название, в том числе «должностная инструкция».

Ответственный за разработку инструкции

Вопрос из практики: кто в организации должен разрабатывать и оформлять должностные инструкции

Информации о порядке составления должностной инструкции законодательство не содержит. Поэтому работодатель сам устанавливает структуру, содержание и форму должностной инструкции, а также правила, по которым ее разрабатывают, согласовывают, утверждают и вводят в действие.

Таким образом, организация вправе сама определить перечень и обязанности должностных лиц, которые разрабатывают и согласовывают должностные инструкции и в последующем обновляют их. На практике ответственным за такую работу чаще всего назначают сотрудника службы персонала или бухгалтерии, если в организации нет отдельного специалиста по кадрам. Кроме того, отвечать за инструкции могут начальники отделов, для сотрудников которых необходимо разработать эти документы. Во втором случае служба персонала, как правило, определяет лишь шаблон инструкции и предлагает , где прописаны типовые обязанности и требования к знаниям сотрудников, при этом руководитель подразделения корректирует сведения с учетом специфики деятельности в данной организации.

Чтобы разработать собственные инструкции, можно использовать и готовые образцы . В КСС «Система Кадры» представлена самая большая база должностных инструкций: более 3500 документов по самым разным отраслям экономики: торговля, строительство, производство, энергетика, транспорт, связь, финансы и т. д.

Если сотрудника обязали разработать и оформить должностные инструкции, то закрепите это в его трудовом договоре или должностной инструкции. Кроме того, такую обязанность можно предусмотреть в локальном акте, например в Положении об отделе, при условии что в трудовом договоре или в должностной инструкции есть обязанность соблюдать требования соответствующего положения. Если в трудовом договоре не указано, что сотрудник обязан составлять инструкции, то необходимо оформить это как дополнительную работу.

Разделы инструкции

Как составить должностную инструкцию

Независимо от того, каким способом оформляют должностную инструкцию, она, как правило, состоит из следующих разделов:

 общие положения;

 должностные обязанности;

 ответственность.

Раздел «Общие положения»

Как заполнить раздел «Общие положения» должностной инструкции

В разделе «Общие положения» укажите:

 название должности в строгом соответствии со штатным расписанием;

 требования, предъявляемые к квалификации сотрудника;

 кто кому непосредственно подчиняется (например, бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру);

 порядок, в котором назначаете или освобождаете от должности;

 есть ли подчиненные и их состав;

 кто замещает сотрудника в то время, когда он отсутствует, и кого он может замещать;

 перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности*.

Вопрос из практики: можно ли установить, чтобы один сотрудник подчинялся нескольким руководителям

Да, можно.

Закон не запрещает, чтобы сотрудник подчинялся более чем одному руководителю. Это можно зафиксировать как в его трудовом договоре, так и в должностной инструкции.

Есть понятие административной и функциональной подчиненности. Административная подчиненность, которую еще называют прямой или линейной, сводится к тому, что сотрудник подчиняется вышестоящему руководителю. Например, менеджер по продажам подчиняется начальнику отдела продаж. А функциональная подчиненность подразумевает, что сотрудник подчиняется другим руководителям по смежным профилям обязанностей. Например, менеджер по продажам подчиняется начальнику отдела закупок, а также руководителю отдела по работе с клиентами. Поскольку в его функционал входит работа как с закупаемым товаром, так и с клиентами - покупателями этого товара.

Таким образом, сотрудник может подчиняться сразу нескольким руководителям, но это необходимо зафиксировать в его трудовом договоре или должностной инструкции.

Раздел «Должностные обязанности»

Как заполнить раздел «Должностные обязанности» должностной инструкции

В разделе «Должностные обязанности» перечислите все обязанности, которые возложили на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. Чтобы составить раздел, можете использовать , Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08), утвержденный приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст, и Квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Они содержат примерный перечень обязанностей различных должностей.

Раздел «Права»

161.73201 (10,12,16)

Как заполнить раздел «Права» должностной инструкции

В разделе «Права» пропишите перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает сотрудник в то время, когда исполняет свои должностные обязанности.

Раздел «Ответственность»

Как заполнить раздел «Ответственность» должностной инструкции

В разделе «Ответственность» принято конкретизировать виды возложенной ответственности в зависимости от должностных обязанностей сотрудника.

Если должностная инструкция - самостоятельный документ, утвердите ее приказом руководителя организации и знакомьте с ней сотрудников, которых принимаете на соответствующую должность, под подпись (ч. 3 ст. 68, ст. 57 ТК РФ).

Пример

Пример, как оформить и утвердить должностную инструкцию

В организации разработали , и директор утвердил ее своим приказом.

Совет: составьте должностную инструкцию в двух экземплярах. Один экземпляр выдайте сотруднику, второй храните у себя.

Каждая заинтересованная сторона должна иметь свой экземпляр документа. Это необходимо в случае конфликтных ситуаций. Сотрудник может хранить свой экземпляр на рабочем месте, чтобы он мог свериться с ним в процессе работы.

Кроме того, чтобы избежать разногласий с сотрудниками, прошейте и пронумеруйте инструкцию. После этого на обороте последнего листа оформите запись о количестве листов инструкции и заверьте ее у руководителя организации. Указанная запись может выглядеть следующим образом: «В настоящей должностной инструкции пронумеровано, прошнуровано и заверено печатью четыре листа. Директор ______________ А.В. Львов».

Как ознакомить сотрудников с инструкцией

Вопрос из практики: в какой форме нужно знакомить сотрудников с должностной инструкцией. Должностную инструкцию оформили как самостоятельный документ

Существуют три способа, как ознакомить сотрудников с должностной инструкцией.

Во-первых, можно вести специальный журнал, где будут присутствовать инструкции, с которыми предстоит ознакомиться.

Во-вторых, можно приложить к инструкции лист ознакомления и заполнять его.

В-третьих, сотрудник может расписаться на самой инструкции: на обоих ее экземплярах. К тому экземпляру, который остается в организации, подшейте несколько листов для ознакомления, скрепите их на сшивке печатью и подписью уполномоченного лица: директора, начальника отдела кадров, главного бухгалтера и т. п.

Вопрос из практики: как поступить, если сотрудник отказывается подписывать утвержденную должностную инструкцию в новой редакции

Если сотрудник отказывается подписывать уже утвержденную должностную инструкцию в новой редакции, составьте об этом акт, в котором будут подписи не менее чем трех лиц.

Если должностную инструкцию в одностороннем порядке изменил работодатель, это является изменением условий трудового договора, в частности трудовой функции сотрудника (ст. 57, 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Так можно поступать в случае, если сотрудник с этим согласен. Данная ситуация требует не только подписать новую должностную инструкцию, но и составить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Ссылаться на то, что пришлось изменить должностную инструкцию по причине смены организационных или технологических условий труда, работодатель не вправе, поскольку даже такие причины не позволяют менять трудовую функцию сотрудника без его согласия (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Привлечь сотрудника к ответственности, если он отказывается подписать новую должностную инструкцию, работодатель также не вправе, поскольку знакомить сотрудника с документами, которые касаются его работы, обязан сам работодатель (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Сходной обязанности сотрудника в обязательном порядке знакомиться с документами работодателя в процессе труда Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

Если сотрудник отказывается подписать новую должностную инструкцию, обязанности сотрудника продолжает регулировать прежняя должностная инструкция, трудовой договор, а также локальные акты, с которыми он ознакомлен под подпись (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Положения новой должностной инструкции можно будет применить к новым сотрудникам после того, как их ознакомят с инструкцией под подпись.

Вопрос из практики: сколько должностных инструкций должно быть у внутреннего совместителя

Если в организации установили правило о составлении должностных инструкций и их разработали по каждой должности, то совместителя ознакомьте с инструкциями как по основной, так и по должности, которую он совмещает, в общем порядке.

Таким образом, количество инструкций у работника должно соответствовать количеству трудовых договоров, которые с ним заключили. Это равенство сохраняется, если работодатель оформляет инструкции, а не прописывает трудовые обязанности непосредственно в тексте трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

Вопрос из практики: нужно ли знакомить с должностной инструкцией сотрудника, который совмещает обязанности по этой должности

Нет, не нужно.

Сотрудник, который выполняет обязанности по другой должности в рамках совмещения, эту должность не занимает (ст. 60.2 ТК РФ). Совмещение предполагает тот факт, что сотрудник, наряду с основными обязанностями, выполняет дополнительную работу. То есть работник выполняет лишь ограниченный набор трудовых функций по должности в рамках совмещения, а не все обязанности по должностной инструкции, которые рассчитаны для штатного работника. Перечень обязанностей, которые сотруднику поручили выполнять в рамках совмещения, закрепляют в дополнительном соглашении к трудовому договору. Поэтому знакомить работника с должностной инструкцией по должности, обязанности по которой он выполняет в рамках совмещения, не нужно.

Изменение инструкции

Вопрос из практики: можно ли изменять должностную инструкцию

Да, можно.

Необходимо изменить должностную инструкцию, если изменился объем должностных обязанностей сотрудника. В свою очередь, такая корректировка может потребоваться, например, если изменились организационные и (или) технологические условия труда в организации.

Законодательно порядок, по которому вносят изменения в должностную инструкцию, не урегулирован. Поэтому организация вправе самостоятельно определить такой порядок и закрепить его в локальном документе. Вместе с тем, чтобы изменить должностную инструкцию, необходимо учитывать следующее:

 каким способом оформили должностную инструкцию, которую необходимо изменить (это приложение к трудовому договору или самостоятельный документ);

 характер изменений, которые вносят в инструкцию (затрагивают они или не затрагивают).

Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудником. Указанный порядок следует применять независимо от характера изменений должностной инструкции. Подробнее о том, как составить и согласовать с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору, см. Как изменить трудовой договор.

Если должностная инструкция - отдельный документ и вносимые поправки не касаются обязательных условий трудового договора, целесообразно подготовить:

 должностную инструкцию в новой редакции

 или изменения к должностной инструкции (документ, который содержит перечень поправок к действующей редакции должностной инструкции).

Должностную инструкцию в новой редакции (изменения к должностной инструкции) утвердите приказом руководителя организации и ознакомьте с ней сотрудника под подпись.

Если должностная инструкция - отдельный документ и поправки касаются обязательных условий трудового договора, то организация обязана получить согласие сотрудника на то, чтобы продолжить трудовые отношения в новых условиях. После этого внесите изменения в должностную инструкцию сотрудника. Для этого, помимо изменений в саму инструкцию (подготовьте должностную инструкцию в новой редакции или изменения к ней), оформите дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудником.
Если сотрудник согласен с тем, что его должностную инструкцию изменяют, новую редакцию инструкции (изменения к должностной инструкции) утвердите приказом руководителя организации и в общем порядке ознакомьте с ней сотрудника под подпись.

Такой порядок внесения изменений в должностную инструкцию следует из письма Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6.

Дополнительно следует учесть, что если причиной поправок в должностной инструкции является то, что меняются организационные или технологические условия труда в организации, то сотрудника об этом необходимо уведомить заранее. А именно: не позднее чем за два месяца до того, как введут необходимые работодателю изменения. На это указывает часть 2 статьи 74 Трудового кодекса РФ. Данный порядок следует соблюдать независимо от того, является должностная инструкция самостоятельным документом или приложением к трудовому договору.

Пример, как внести изменения в должностную инструкцию, которая является самостоятельным документом. Изменения необходимы, так как изменились организационные условия труда

ООО «Альфа» находится в г. Москве. При этом оно имеет обособленное подразделение в г. Иркутске. Должностная инструкция главного бухгалтера предусматривает, что главный бухгалтер головной организации А.С. Глебова два раза в год направляется в командировку в обособленное подразделение, проводит финансовый анализ и подготавливает к сдаче бухгалтерскую и налоговую отчетность.

9 октября 2017 года приняли решение закрыть обособленное подразделение организации. На следующий день Глебовой вручили уведомление о том, что в связи с этим в ее должностную инструкцию внесут изменения. Глебова предварительно согласилась на изменения и сделала соответствующую запись на уведомлении.

20 декабря 2017 года обособленное подразделение организации закрыли. Отдел кадров подготовил:

 дополнительное соглашение к трудовому договору;

 изменения к должностной инструкции.

Руководитель организации утвердил изменения к должностной инструкции главного бухгалтера своим приказом.

Нет должности в справочниках

Вопрос из практики: как составить должностную инструкцию, если должность не входит в квалификационный справочник должностей

Порядок, по которому составляют должностную инструкцию, законодательство не регулирует, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее составлять. Как правило, ее разрабатывают на основе квалификационных характеристик, которые содержатся в квалификационных справочниках (например, Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, который утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). На это указывают и специалисты Роструда в письме от 30 ноября 2009 г. № 3520-6-1.

Вместе с тем, существует вероятность, что должность, по которой работодателю нужно оформить инструкцию, в квалификационных справочниках отсутствует. Тогда организация может использовать квалификационные характеристики схожих (смежных) должностей или составить такие характеристики на основе тех прав и обязанностей, которыми планирует наделить сотрудника, принимаемого на эту должность. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит.

Выборочное оформление инструкций

Вопрос из практики: можно ли оформлять должностные инструкции только отдельным сотрудникам организации

Трудовую функцию сотрудника работодатель и сотрудник вправе определить трудовым договором или должностной инструкцией. Формально работодатель вправе установить одной части сотрудников должностные обязанности непосредственно трудовым договором, а другой части - должностными (производственными) инструкциями, поскольку это не противоречит свободе договора (ст. 21, 22, 57 ТК РФ).

Однако подобные различия могут быть расценены как дискриминация в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). В связи с этим, чтобы избежать споров и судебных разбирательств, не оформляйте должностные инструкции только отдельным сотрудникам организации.

Инструкция для руководителя

Вопрос из практики: нужно ли оформлять должностную инструкцию руководителю организации

Закон не обязывает оформлять должностные инструкции для сотрудников организации (исключения составляют государственные органы). При этом есть веские аргументы в пользу того, чтобы оформлять их и в коммерческих организациях.

В то же время стоит отметить, что руководитель организации является особым сотрудником. Его правовой статус (в т. ч. права, обязанности, ответственность и др.) устанавливают: законодательство РФ, учредительные документы организации, локальные нормативные акты и трудовой договор. В связи с этим сложилось мнение, что для руководителя как единоличного исполнительного органа разрабатывать должностную инструкцию в принципе не нужно.

С другой стороны, существует позиция, что если организация применяет в работе должностные инструкции, то ее руководителю (директору) должностная инструкция также необходима, поскольку, если ограничить его право на закрепление трудовой функции в должностной инструкции, это будет дискриминацией в сфере труда (ст. 3 ТК РФ). В квалификационных справочниках, на основе которых, как правило, разрабатывают должностные инструкции, предусмотрены обязанности руководителей, в частности директора (генерального директора, управляющего).

Исходя из указанного, организация вправе самостоятельно решить, какой из предложенных позиций придерживаться.»

Более десяти подростков - воспитанников школы-интерната номер 5 в Саратовской области сбежали из оздоровительного лагеря "Чистые ключи" якобы из-за плохих условий содержания, и прошли 50 километров самостоятельно, пока их не нашли сотрудники милиции. Ведется расследование произошедшего ЧП.

Ниже приводится справочная информация о санитарно-гигиенических нормах в детских оздоровительных лагерях.

Санитарно-гигиенические нормы в детских оздоровительных лагерях должны соблюдаться в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 марта 2003 года "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1204-03", действующим с 1 июня 2003 года.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года номер 52?ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законом Российской Федерации от 13 января 1996 года номер 12?ФЗ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями), Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года.

Правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей.

По правилам, продолжительность смены в летние каникулы должна составлять не менее 21 дня; в осенние, зимние и весенние каникулы - не менее семи дней. При организации санаторных смен - не менее 24 дней. Перерыв между сменами в летнее время для проведения генеральной уборки и необходимой санитарной обработки учреждения составляет не менее двух дней.

Загородные оздоровительные учреждения комплектуются поотрядно или по группам с учетом возраста детей: шести-девятилетние дети - не более 25 человек, 10-14-летние дети - не более 30 человек, 15-18-летние - не более 25 человек (рекомендована отдельная смена).

Перед открытием загородного оздоровительного учреждения необходимо своевременно провести противоклещевую обработку и мероприятия по борьбе с грызунами в районах размещения детских летних оздоровительных учреждений для профилактики клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

В правилах уделяется большое внимание выбору территории пляжа, мест отдыха, прогулок детей. Максимальная глубина открытых водоемов в местах купания детей должна составлять от 0,7 до 1,3 метра. Граница поверхности воды, предназначенной для купания, обозначается яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами. Пляж и берег у места купания должны быть отлогими, без обрывов и ям. Не допускается устраивать пляжи на глинистых участках. На пляжах должен быть предусмотрен пункт медицинской помощи и спасательной службы.

Перед началом купального сезона дважды с интервалом в неделю проводят исследования воды по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, которые должны отвечать требованиям санитарных норм и правил. В период купального сезона анализ воды проводится не реже двух раз в месяц, и проба отбирается не менее чем в двух точках.

Для обеззараживания воды в плавательных бассейнах используют средства, разрешенные для использования в установленном порядке.

По правилам, здания, где живут дети, должны быть не выше двух этажей и рассчитаны на изолированное размещение не более четырех отрядов. Спальные комнаты для девочек и мальчиков должны быть раздельными. Обязательно наличие медицинского пункта и изолятора, помещение которых должно соответствовать действующим санитарным правилам, быть обеспечено необходимым инвентарем, лекарственными средствами, перевязочным материалом.

Здания должны быть оборудованы системами хозяйственно?питьевого, противопожарного, горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с нормами проектирования внутреннего водопровода и канализации зданий, горячего водоснабжения. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной питьевой водой. Температура воздуха в жилых комнатах должна быть не ниже плюс 18 градусов по Цельсию, в палатах изолятора? 20 градусов, в вестибюле - 16 градусов. Относительная влажность должна составлять 40-60%.

В правилах большое внимание уделяется освещению, отделке и оборудованию помещений загородных оздоровительных учреждений.

Ежедневно технический персонал делает влажную уборку всех помещений с применением разрешенных моющих средств при открытых окнах и фрамугах. К уборке спален, которая проводится два раза в день (после ночного и дневного сна), можно привлекать детей не младше десяти лет.

Перед началом оздоровительной кампании и по окончании каждой смены технический персонал проводит генеральную уборку: моет полы, стены, двери, окна, осветительную арматуру, отопительные приборы, вентиляционные решетки, протирает мебель с использованием разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.

В умывальных, душевых, комнатах гигиены девочек и уборных ежедневно нужно мыть полы, стены, дверные ручки горячей водой с применением моющих средств. Кроме того, полы протирают по мере загрязнения, но не менее трех раз в день.

Унитазы моют два раза в день при помощи квачей и щеток горячей водой с применением моющих средств; для удаления мочекислых солей используют разрешенные препараты. Помещения столовой подлежат ежедневной влажной уборке. Уборку обеденных столов, производственных помещений, оборудования и инвентаря проводит персонал учреждения каждый раз после того, как дети там ели.

Уборка территории оздоровительного учреждения проводится каждый день: утром за один-два часа до выхода детей на участок и в течение дня по мере необходимости. В сухую погоду поверхности площадок и травяной покров необходимо поливать за 20 минут до начала спортивных занятий. Перед началом оздоровительного сезона проводится генеральная уборка территории оздоровительного учреждения.

Мусор собирают в мусоросборники и при их заполнении на две трети вывозят на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с договором на вывоз бытовых отходов. После освобождения контейнеры (мусоросборники) должны быть очищены и обработаны средствами, разрешенными в установленном порядке в соответствии с указаниями по борьбе с мухами. Категорически запрещается сжигать на территории бытовой мусор и листья.

Банные дни проводят не реже одного раза в неделю. Постельное белье и полотенца для лица и ног меняют по мере загрязнения, но не реже раза в неделю.

В соответствии с правилами, в загородных оздоровительных учреждениях соблюдается следующий режим дня: максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы; проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий; достаточная продолжительность сна; полноценное питание.

В воспитательных целях правила предусматривают в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности. Для детей шести-десяти лет допускается уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды); для детей старше 14 лет? уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.

Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (например, переносить и передвигать тяжести, пилить дрова, стирать постельное белье); с опасностью для жизни (мыть окна, протирать светильники на потолке), опасным в эпидемиологическом отношении (убирать санузлы, умывальные комнаты, убирать и вывозить отбросы и нечистоты, обрабатывать чаши бассейнов). Детям запрещено поручать убирать места общего пользования - лестничные площади, пролеты и коридоры, мыть полы с применением моющих и дезсредств.

При дежурстве в столовой детей нельзя допускать к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.

В соответствии с главой 8 Правил "Об организации питания..." пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции.

Не допускается хранение скоропортящихся продуктов без холода. По правилам, чтобы предупредить возникновение и распространение инфекционных и массовых отравлений среди детей и подростков, в оздоровительные учреждения не допускается принимать: продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность; продовольственное сырье и пищевые продукты с истекшими сроками реализации, признаками порчи и загрязнения; мясо и субпродукты сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; мясо второй-третьей категории; мясо водоплавающей птицы (утки, гуси); рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства; непотрошеную птицу; кровяные и ливерные колбасы; яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам; утиные и гусиные яйца; консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные консервы, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток; подмоченные продукты в мягкой таре (мука, крупа, сахар и другие продукты); крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями, а также загрязненные механическими примесями; овощи, фрукты, ягоды с наличием плесени и признаками гнили; грибы; закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты; продукцию домашнего изготовления (консервированные грибы, мясные, молочные, рыбные и другие продукты, готовые к употреблению); газированные напитки, напитки на основе синтетических ароматизаторов.

В питании детей не используются: остатки пищи от предыдущего приема, а также пища, приготовленная накануне; фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения); фляжный творог, сметана, зеленый горошек в натуральном виде без тепловой обработки (кипячения); рыба без термической обработки (строганина, вобла), консервированные продукты в томатном соусе; порошки неизвестного состава в качестве разрыхлителей теста; сухие концентраты для приготовления гарниров.

Правила предусматривают суточную потребность детей в белках (включая белки животного происхождения), жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и энергетической ценности.

План физкультурно?оздоровительной работы согласуется с врачом и включает следующие мероприятия: утреннюю гимнастику; закаливающие процедуры; подвижные игры и занятия различными видами физической подготовки; спорт, лечебную физкультуру, обучение плаванию; прогулки, экскурсии и походы; спортивные соревнования и праздники. Все мероприятия физкультурно?оздоровительного и спортивного характера проводят под контролем медицинских работников.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Просмотров