Уведомление предыдущего работодателя. Президиум вс разъяснил нюансы уведомления о приеме на работу бывших госслужащих. Для того, чтобы направить уведомление необходимо

На работодателя возложена обязанность при заключении трудового договора с гражданами, ранее замещавшими должности государственной и муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения в 10-дневный срок сообщать о заключении трудового договора представителю работодателя по последнему месту службы. Как уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?

Определен ли перечень должностей, после увольнения с которых установлена обязанность сообщать сведения о приеме на работу бывшего госслужащего?

Перечень должностей, после увольнения с которых установлена обязанность сообщать сведения о приеме на работу бывшего госслужащего определен указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утвержденном законами субъекта РФ.

Обязан ли бывший госслужащий сообщать новому работодателю о последнем месте службы?

Бывший госслужащий сам обязан при заключении трудового договора сообщать работодателю о последнем месте службы. Эта обязанность установлена статьей 64.1 Трудового кодекса РФ. Указанная статья не определяет в какой форме сообщение следует сделать. Считаем, что достаточно будет сообщить о прежнем месте службы устно. Тем более, что при приеме на работу работники предъявляют трудовую книжку, в которой указываются прежние места службы.

Как уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?

Уведомление необходимо оформить на бланке организации, подписывает его руководитель либо уполномоченное лицо, подписавшее трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы)

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
  • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Эти требования установлены постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2010 года №700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".

Данное уведомление направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения с ним трудового договора.

Уведомление советуем направлять заказным письмом с описью вложения и уведомление о вручении. Обязательно сохраняйте почтовую квитанцию – она подтверждает факт отправления уведомления и дату его отправления. Это позволить избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Если работодатель не уведомит о приеме на работу бывшего госслужащего?

Если не уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего, то продолжать трудовые отношения нельзя. Трудовой договор в этом случае подлежит прекращению (статья 84 Трудового кодекса РФ). В качестве основания прекращения трудового договора указывается пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации правил заключения трудового договора, исключающего возможность продолжения работы).

Какое наказание грозит работодателю, если он не сообщит о приеме на работу бывшего госслужащего?

Неуведомление нанимателя по последнему месту службы о приеме на работу бывшего госслужащего расценивается контролирующими органами как административное правонарушение. В соответствии со статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ на работодателя может быть наложен штраф в размере от 100000 до 500000 рублей, на должностных лиц – от 20000 до 50000 рублей.

ВС РФ разъяснил, в каких ситуациях на работодателей нужно налагать штраф за несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего, а когда это делать не следует (ст. 19.29 КоАП РФ).

Данная статья предусматривает штрафы на:

  • граждан от 2 тыс. до 4 тыс. рублей;
  • должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Налагаются они за несоблюдение обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. ст. 12 закона «О противодействии коррупции». Согласно данной норме, работодатель должен в течение 10 дней сообщить о заключении трудового или гражданско-правового договора на более чем 100 тыс. рублей в месяц с гражданином, ранее занимавшим должность на государственной или муниципальной службе, включенную в определенный перечень, и уволенным в течение последних 2-х лет, по последнему месту его службы.

При решении вопроса о нарушении данной нормы, нужно понимать следующее.

ТАБЛИЦА «Правила наложения штрафа за несообщение о принятии на работу бывшего госслужащего»

№ п/п Разъяснение Пример
1 Нарушение имеет место независимо от того, входили ли в должностные обязанности госслужащего функции государственного, муниципального управления организацией, заключившей с ним трудовой договор или ГПД На должность специалиста отдела кадров принята гражданка, которая ранее занимала должность заместителя начальника общего отдела ГУ МЧС России по субъекту РФ - об этом нужно сообщить ее бывшему нанимателю
2 Указанная обязанность возникает у работодателя независимо от размера зарплаты по трудовому договору, так как указанный размер оплаты - от 100 тыс. рублей в месяц - применим только к гражданско-правовому договору. С бывшим госслужащим заключен гражданско-правовой договор, стоимость услуг по которому составляет 7154 рубля в месяц - сообщать об этом не нужно
3 Указанная обязанность не возникает, если бывший служащий трудоустроился в государственный (муниципальный) орган или государственное (муниципальное) казенное учреждение Бывший заместитель начальника МО МВД назначен на должность заместителя главы администрации городского округа
4 Направить сообщение нужно представителю нанимателя (работодателю) служащего только по последнему месту его службы Гражданка работала в налоговой инспекции, а затем в региональном министерстве экономики - сообщение нужно отправить только в министерство, а в налоговую инспекцию не нужно
5 Под должностным лицом по ст. 19.29 КоАП РФ понимается только то, на которое в силу закона возложена обязанность по соблюдению указанной обязанности Если договор со стороны компании подписан директором, то штраф накладывается именно на него, а не на бухгалтера или инспектора отдела кадров
6 Отсутствие у работодателя сведений о прежнем месте службы свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ Компания не располагала данными сведения из-за того, что ей не предъявлялась трудовая книжка ввиду ее утраты бывшим служащим
7 Невыполнение гражданином обязанности сообщить новому работодателю о том, какую должность он занимал, говорит об отсутствии вины работодателя в правонарушении Компания взяла на работу бывшего полицейского. Но в его трудовой книжке не указано, какие должности он занимал в период службы в органах внутренних дел. Обязанность же выяснять это самостоятельно на компанию не возлагается
8 Правонарушение по ст. 19.29 КоАП РФ не может быть признано малозначительным, но штраф при определенных обстоятельствах может быть снижен Судья вправе назначить компании штраф менее 100 тыс. рублей, если уведомление было отправлено лишь на 1-2 дня позже или не соблюдены требования к содержанию уведомления
«ОБЗОР судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ:

протокол по ст. 19.29 КоАП РФ составляет прокурор, а решение выносит суд общей юрисдикции. За 2013-2015 годы суды первой инстанции рассмотрели 9 тыс. таких дел.

Руководителю следует помнить, что за несоблюдение требований трудового законодательства, предусматривающего определенный порядок заключения трудовых соглашений с бывшими служащими, предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность. Речь идет о том, что в соответствии со статьей 64.1 ТК РФ, при приеме определенной категории граждан, новый работодатель обязан отправить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего предыдущему нанимателю.

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего должно проходить в строгом порядке

Порядок привлечения к административной ответственности работодателей, которые нарушают закон при оформлении трудоустройства бывших госслужащих, четко регламентирован и довольно широко применяется на практике. В связи с этим обстоятельством, важно усвоить правильный алгоритм оформления документов, касающихся данной категории граждан и строго придерживаться его.

Обязанность соискателя -} бывшего государственного служащего

Статья 64.1 ТК РФ предопределяет особый порядок заключения трудовых договоров с бывшими муниципальными и государственными служащими. Если трудоустраивается гражданин, который на протяжении предыдущих двух лет занимал одну из должностей, закрепленных в соответствующем перечне, он обязан сообщить новому нанимателю сведения о предыдущем месте службы при заключении трудового соглашения.

Законодательством не предусмотрена конкретная форма, в которой соискатель должен информировать о подобном факте в своей трудовой деятельности, поэтому уведомление может происходить и в устной форме. Однако многие специалисты поддерживают мнение, что лучше уведомлять работодателя письменно, поскольку при смене работников кадровой службы, будет сложно доказать выполнение предписания ст. 64.1 ТК РФ.

Аналогичное требование, относительно обязанности уволенных государственных служащих по информированию работодателя, содержаться и в Указе Президента РФ от 21.07.10г. № 925.

Обязанность работодателя

Работодатель, в соответствии со статьей 64.1 ТК РФ, обязан сообщить о факте принятия на работу уволенного государственного (муниципального) служащего по предыдущему месту его службы.

Письмо о приеме на работу бывшего госслужащего должно быть направлено не позднее десяти дней с момента подписания нового трудового соглашения.

При этом важно помнить, что после истечения двух лет со дня увольнения государственного служащего, данное обязательство аннулируется.

Порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего


Уведомление о приеме на работу госслужащего должно проходить согласно с ТК РФ

Порядок проведения информирования, по последнему месту трудоустройства бывшего государственного (муниципального) служащего, определен Постановлением от 08.09.10г. № 700. Этим документом утвержден перечень сведений, которые обязательно необходимо включить в направляемое уведомление о приеме на работу госслужащего. К ним относятся:

  1. дата и место рождения}
  2. сведения из трудовой книжки о должности на предыдущем месте государственной или муниципальной службы}
  3. полное наименование предприятия}
  4. реквизиты приказа о принятии}
  5. дата подписания трудового контракта}
  6. название новой должности}
  7. должностные обязанности.

Форма уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего четко не определена, но однозначно оно должно быть оформлено на бланке организации и скреплено подписью руководителя. Подпись работодателя должна быть заверена печатью организации.

Ответственность работодателя

Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной статьей 64.1 ТК РФ, является правонарушением и предусматривает административную ответственность. В частности согласно ст. 19.29 КоАП РФ, данное нарушение влечет за собой административный штраф.

Проверить соблюдение требований в антикоррупционной сфере могут органы прокуратуры. По поступившим сведениям об увольнении с государственной службы, данный правоохранительный орган ведет наблюдение за дальнейшим трудоустройством уволенного госслужащего на протяжении двух лет. После окончания десятидневного срока, отведенного новому нанимателю на информирование о принятии бывшего государственного (муниципального) служащего, прокуратура может произвести проверку соблюдения требований законодательства.

Н овшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ. Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам. Наш ликбез поможет этого избежать.

Обязанности работника - бывшего госслужащего

Статьей 64.1 ТК РФ установлены особые условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими. Так, граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, после увольнения с государственной или муниципальной службы (далее для целей настоящей статьи они упоминаются в качестве «бывших госслужащих») в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы. Поскольку форма такого уведомления не установлена, он может сообщить об этом работодателю устно.

Свернуть Показать

Борис Чижов , заместитель начальника отдела делопроизводства Управления делами Федеральной службы по труду и занятости:

«Полагаю, что такие сведения бывший госслужащий должен представить именно в письменном виде, а копию зарегистрированного в установленном порядке документа хранить у себя. А если предъявить устно, то работодатель забудет, кадровик уволится - и поди докажи, что госслужащий подавал необходимые сведения!»

Следует отметить, что данную информацию специалист по кадрам нового работодателя, как правило, может выявить и самостоятельно из записей в трудовой книжке принимаемого работника.

Идентичные требования к бывшему госслужащему в части его обязанности при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы закреплены и в Указе Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

К сведению

Свернуть Показать

В отношении бывших госслужащих установлены ограничения. Так, бывший госслужащий имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое ограничение действует в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы и только в отношении лиц, занимавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Среди указанного перечня имеются должности работников прокуратуры РФ, МВД РФ, следственного комитета при прокуратуре РФ, ФСИН России, ФСО России, ФСКН России, ФСБ России и т.д.

Те же требования установлены и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»).

Ответственность работника

Частью 3 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» закреплены последствия для работника несоблюдения им (бывшим госслужащим) требования об уведомлении нового работодателя о прежнем месте работы (службы). Такое нарушение бывшим госслужащим требований закона влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

Однако темой настоящей статьи все же является другая сторона медали - установленные законодательством РФ обязанности работодателя в отношении принимаемых на работу бывших госслужащих.

Обязанности работодателя, принявшего на работу бывшего госслужащего

Согласно той же ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с бывшими госслужащими в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» установлен перечень сведений, которые должен отразить работодатель в своем письме, направляемом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его службы. К ним отнесены:

  • а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
  • д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Письмо должно быть направлено работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с данным гражданином (в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700).

Пример 1

Образец уведомления

Свернуть Показать

Ответственность работодателя

Для работодателя согласно ч. 5 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» неисполнение обязанности об уведомлении предыдущего работодателя госслужащего о приеме последнего на работу признается правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего). Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей.

К сведению

Свернуть Показать

Состав правонарушения:

Объект правонарушения: государственный порядок управления.

Объективная сторона: бездействие, выражающееся в неуведомлении представителя нанимателя (работодателя) по прежнему месту службы принимаемого на работу бывшего государственного или муниципального служащего.

Установленные сроки: 10 дней с момента заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, входящую в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ.

Субъект правонарушения: должностные лица организаций-работодателей, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Субъективная сторона: как умысел, так и неосторожность. Наличие вины: виновное правонарушение. В ходе проверочных мероприятий и сбора доказательств установление наличия или отсутствия вины правонарушителя обязательно. Если будет установлено отсутствие вины работодателя, он не может быть привлечен к административной ответственности. (Например, если работник при приеме на работу представил подложные документы или же сообщил, что впервые поступает на работу.)

Подведомственность: дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Судебная практика: простые и сложные дела

Судебная практика по привлечению к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ очень немногочисленна. Статья 64.1 ТК РФ и ст. 19.29 КоАП РФ были введены Федеральным законом от 25.12.2008 № и начали действовать только с 10.01.2009. Однако в связи с наличием пробелов в законодательстве (долгое время не было перечня должностей, с занятием которых законодатель связывал обязанности бывшего госслужащего и его нового работодателя в области противодействия коррупции; данный перечень был введен лишь Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557), затруднена была как реализация работодателем своей обязанности по уведомлению бывшего нанимателя вновь принятого работника о приеме его на работу, так и привлечение работодателя к административной ответственности за неисполнение требований закона .

Таким образом, формирование обширной практики, по сути, началось лишь с конца 2010 года.

Как было ранее…

Многие дела «разваливались» в суде в связи с наличием пробелов в законодательстве. Так, до 22.09.2010 (даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700) не было единообразного порядка предоставления предыдущему работодателю сведений о приеме бывшего госслужащего.

Пример 2

Свернуть Показать

Мировой судья 225 судебного участка Сергиево-Посадского судебного района Московской области постановлением от 06.07.2010 производство по делу в отношении ООО «ЧОП***» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, прекратил за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В основание отказа судом были положены доводы ООО «ЧОП***» о том, что обязанность по уведомлению преды­дущего работодателя о приеме на работу бывшего госслужащего установлена ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ТК РФ. Однако поскольку в настоящее время законодательством не установлен порядок извещения работодателем при заключении трудового договора с бывшим госслужащим предыдущего работодателя госслужащего, суд признал представленные ООО «ЧОП***» доказательства достаточными для обоснования исполнения ООО «ЧОП***» своей обязанности. Копия письма, выписка из журнала учета исходящей документации Ассоциации частных охранных предприятий, ответ управления почтовой связи о пересылке соответствующего письма от указанной даты в адрес бывшего работодателя (ИФНС России по г. Сергиев Посад) легли в основу отказа в привлечении ООО ЧОП «****» к административной ответственности. Между тем доказательств того, что пересылке подлежало именно письмо-уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, так и не было представлено.

Как стало сейчас…

Проверкой соблюдений требований законодательства в области противодействия коррупции занимается прокуратура. Получая сведения об увольнении государственного служащего с государственной службы, данный орган продолжает наблюдать за дальнейшей карьерой бывшего госслужащего в течение двух лет. После получения органами прокуратуры информации (в том числе от самого бывшего госслужащего, его бывших коллег по госслужбе, из иных источников) об устройстве данного гражданина на работу новый работодатель становится центром внимания для них. После истечения десятидневного срока, в течение которого новый работодатель должен направить соответствующее уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, а также истечения возможных и максимальных сроков пересылки, прокуратура начинает проверку. Запросы, повестки, формирование «дела»… С учетом уже сложившейся практики дела по административным правонарушениям, предусмотренные ст. 19.29 КоАП РФ, условно можно подразделить на «простые» и «сложные».

«Простое» дело:

Свернуть Показать

Пример 3

Свернуть Показать

«Простое» дело

Мировой судья судебного участка № 3 г. Нижнекамска Кожевников В.А. постановлением от 31.03.2011 привлек к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ директора ООО «ххх» С. и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Как установил суд, С., будучи директором ООО «ххх», 19.11.2010 принял на работу К., специалиста 1 разряда, должность которой относится к должностям федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, обязан в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной службы в 10-дневный срок сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту службы в порядке, установленном нормативными актами РФ. С. в установленный законом 10-дневный срок не сообщил о приеме на работу К., пояснив в ходе судебного заседания, что он не знал о том, что нужно сообщать в 10-дневный срок, поэтому сообщил лишь 03.12.2010.

В основу обвинения положены приказ о принятии на работу от 19.11.2010 К., список сообщений.

Как уже было сказано, довольно часто виновный работодатель (юридическое лицо) не находит в себе силы отрицать очевидное нарушение требований закона. Именно поэтому в настоящее время дела в основном возбуждаются в отношении должностных лиц, а не юридических. Однако в случае активного сопротивления работодателя при очевидных обстоятельствах привлечению к административной ответственности прокуратура возбуждает административное производство и в отношении юридического лица. А к нему, как известно, санкции намного строже. В этом случае суд не так лоялен к действиям и желаниям правоохранителей, он зачастую ограничивается наказанием должностного лица работодателя, не привлекая к ответственности юридическое лицо в целом. В связи с изложенным дело приобретает новый оборот, когда должностное лицо не признает себя виновным.

«Сложное» дело:

Свернуть Показать

Пример 4

Свернуть Показать

«Сложное» дело

Мировым судьей Динского района вынесено постановление о привлечении директора ООО «Аура» к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 рублей (в связи с несообщением ООО «Аура» в администрацию муниципального образования Динского района информации о заключении трудового договора с бывшим начальником управления архитектуры и градостроительства, главным архитектором администрации Малюк А.Н.). В отношении же юридического лица ООО «Аура» мировым судьей применена ст. 2.9 КоАП РФ, и хозяйствующий субъект освобожден от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Прокуратура Динского района считает постановление мирового судьи Динского района о вынесении юридическому лицу ООО «Аура» устного замечания незаконным и необоснованным, в связи с чем указанное постановление обжаловано в Динской районный суд Краснодарского края. К сожалению, результат обжалования на момент подписания журнала неизвестен .

Как работодатель пытается уйти от ответственности

На этапе получения повестки или запроса из прокуратуры работодатель, наскоро изучив свежее законодательство в области противодействия коррупции, понимает, что ответственности не избежать. И… начинает изыскивать возможности уйти от ответственности. К сожалению, все эти варианты уже кем-то когда-то были опробованы. Как показала практика, предпринятые меры, увы, не приводят к ожидаемому результату. Работодателя все равно наказывают! В качестве таких уловок известны попытки:

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что и теоретическая база, и сложившаяся судебная практика уже выработали «стандартный» набор видов доказательств, которые используются органами прокуратуры в делах по привлечению должностных лиц работодателей (или ИП, а также самих юридических лиц в целом) к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Доказательства правонарушения: «стандартный» набор

Как уже было указано, инициатором привлечения должностных лиц организаций и юридических лиц является прокуратура, проводящая в рамках своей компетенции соответствующие проверки соблюдения законодательства в области борьбы с коррупцией.

На отдельном примере выясним, какие доказательства совершения факта правонарушения и наличия вины используются данным органом при формировании административного материала и подготовке его к рассмотрению в суде.

Пример 6

Свернуть Показать

Фабула дела: С.А.Ю. с 01.12.2006 работала в администрации сельского поселения Лозовский сельсовет в должности ведущего специалиста, которая в соответствии с законом Липецкой области от 02.07.2007 № 67-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы Липецкой области» относится к старшей группе должностей муниципальных служащих. 30.11.2009 С.А.Ю. была уволена по собственному желанию из администрации сельского поселения Лозовский сельсовет. 01.09.2010 она принята на работу в ООО «РУБИКОН» на должность главного бухгалтера. Однако от генерального директора ООО «Рубикон» Мамедова Р.Г. в десятидневный срок сведения о заключении трудового договора с С.А.Ю. в администрацию сельского поселения Лозовский сельсовет не поступали.

Решение суда: постановлением мирового судьи Чаплыгинского судебного участка № 2 Липецкой области от 23.12.2010 по делу № 5-589/2010 к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ был привлечен генеральный директор ООО «РУБИКОН» Мамедов Р.Г., который был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в доход государства в сумме … рублей.

Документы, положенные судом в основу решения:

  • постановление о возбуждении дела об административном правонарушении,
  • объяснения С.А.Ю., Мамедова Р.Г,
  • акт проверки от 15.12.2010,
  • копия трудовой книжки С.А.Ю.,
  • контракт с генеральным директором от 19.07.2010,
  • справка об увольнении С.А.Ю. из администрации сельского поселения Лозовский сельсовет,
  • приказ от 01.09.2010 о приеме на работу С.А.Ю. главным бухгалтером ООО «РУБИКОН»,
  • трудовой договор от 01.09.2010 № 1 с С.А.Ю.

Обратите внимание! Поскольку Мамедов Р.Г. признал свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, прокуратуре не потребовалось доказывать факт неисполнения Мамедовым Р.Г. обязанности по уведомлению предыдущего работодателя работника (писать и получать запросы из управления почтовой связи, курьерской службы и пр.).

Наказывают всех!

Казалось бы, правоохранители нацелены на сбор штрафов за нарушение ФЗ «О противодействии коррупции» в казну, вот и акцентируются на несчастных нарушителях - индивидуальных предпринимателях (ИП) да обществах с ограниченной ответственностью. Это не так. Привлекают не только коммерсантов, но и должностных лиц государственных и муниципальных органов власти.

Так, в отношении главы Ики-Бурульского сельского муниципального образования прокурором района возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ. 22.02.2011 постановлением мирового судьи Ики-Бурульского судебного участка он признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Бывают и казусы…

Пример 7

Свернуть Показать

15.02.2011 постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе Мосунов В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Новоторъяльский районный суд Республики Марий Эл своим решением от 31.03.2011 по делу № 10-4/2011 постановление мирового судьи отменил и возвратил дело на новое рассмотрение тому же мировому судье .

Мосунов В.А., освобожденный от должности председателя комитета по оперативному управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» и уволенный из администрации МО «Новоторъяльский муниципальный район» 02.06.2009 с должности, которая отнесена к главной должности муниципальной службы, обязан был в течение 2 лет в случае последующего трудоустройства сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы, а также сообщить в десятидневный срок о заключении трудового договора работодателю по последнему месту службы. При назначении 21.12.2010 на должность директора ООО <…> не уведомил состав учредителей общества о последнем месте своей службы и не сообщил о заключении с ним трудового договора последнее место службы, тот есть администрацию МО «Новоторъяльский муниципальный район». Судом установлено, что Мосунов В.А. устно предупреждал учредителей о занимаемой им ранее должности, а письменного предупреждения закон не требует. Считает, что уведомление в администрацию должен был подать его работодатель, т.е. учредители ООО <…>.

Как следует из текста постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.02.2011, дело возбуждено в отношении Мосунова В.А. как должностного лица - директора ООО <…>. Из текста же постановления мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе от 15.02.2011 следует, что Мосунов В.А. привлечен к административной ответственности как физическое лицо. Таким образом, суд пришел к выводу, что постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Новоторъяльском районе Мосунов В.А. привлечен к административной ответственности по иному составу административного правонарушения. Это является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, основанием для отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение.

Несомненно, поставленная законодателем антикоррупционная цель, достижение которой стало возможным после полного и всестороннего законодательного урегулирования вопроса, вкупе с полномочиями, жесткостью и быстротой реакции органов прокуратуры, сделают свое дело: работодатели будут соблюдать требования антикоррупционного законодательства. Вопрос только в том, случится ли это до первого привлечения к административной ответственности или уже после сего печального события. Надеемся, что представленный материал наглядно и подробно подготовит работодателей к правильным, четким и безошибочным действиям при приеме на работу бывшего государственного служащего.

Сноски

Свернуть Показать


На руководителей организаций в России возложена обязанность при заключении трудового контракта с гражданином, ранее пребывавшем на службе в муниципальном/государственном учреждении, после отчисления из которого не прошло еще двух лет, на протяжении десятидневного периода сообщить работодателю (представителю нанимателя) по месту этой службы о подписании трудового договора. Как должно быть осуществлено уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Первостепенно следует отметить, что необходимость оповещения в обязательном порядке о привлечении специалиста к профессиональной деятельности в другой компании предусмотрена не для всех должностей муниципальной/государственной службы. Ознакомиться с перечнем постов, после увольнения с которых определена обязанность сообщения о трудоустройстве работников, можно в указе Президента РФ №1574 от 31 декабря 2005 года.

Список таких постов для муниципальной службы устанавливается муниципальными правовыми постановлениями согласно реестру постов в отдельном субъекте РФ, который утвержден законами последнего.

Нужно ли сообщать о госслужбе

В соответствии со ст. 61 трудового законодательства РФ, бывший государственный служащий обязан при подписании трудового контракта сообщить новому нанимателю о последнем месте службы. Какого-либо четко определенного формата, в котором должно быть осуществлено такое оповещение, не установлено. На практике считается достаточным устного сообщения соискателя о том, что ранее он занимал определённую должность и пребывал на государственной службе. Тем более, что процедура трудоустройства работников, регламентированная Трудовым кодексом РФ, требует представления трудовой книжки, а в ней будут содержаться все сведения о последнем месте работы.

Уведомление о приеме на работу госслужащего оформляется на бланке компании, визируется уполномоченным лицом, которым был подписан контракт о сотрудничестве со стороны нанимателя, или руководителем организации.

Подпись в обязательном порядке должна быть заверена печатью организации, или, если такое разрешается внутренними нормативно-правовыми актами компании, службы по управлению персоналом.

Письмо о приеме на работу бывшего госслужащего должно содержать такие сведения:

  • ФИО гражданина;
  • место и дата рождения трудоустраиваемого;
  • должность муниципальной или государственной службы, которую соискатель занимал перед увольнением (согласно сведениям из трудовой книжки);
  • название организации, которая принимает бывшего госслужащего и направляет это сообщение;
  • номер и дата распоряжения (приказа) или другого решения нанимателя, согласно которому гражданин принимается на работу;
  • дата составления контракта о сотрудничестве и период, на который он заключается (при заключении срочного контракта указывается дата, когда бывший госслужащий приступил к выполнению должностных обязанностей в компании, срок его действия, причины (обстоятельства), на основании которых подписывался этот контракт);
  • наименование должности, занимаемой соискателем по трудовому контракту согласно штатному расписанию, и, если таковое имеется, структурного подразделения организации;
  • должностные обязанности, которые исполняются бывшим сотрудником на занимаемой должности (основные направления).
  • Такая форма уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего строго регламентирована постановлением Правительства РФ № 700 от 08 сентября 2010 года, и согласно ему, как уже ранее отмечалось, составленное таким образом письмо должно быть перенаправлено представителю нанимателя работника по последнему месту осуществления служебной деятельности в десятидневный период со дня подписания между сторонами (новым работодателем и бывшим госслужащим) договора об устройстве на работу.

    Обязательно нужно сохранять почтовую квитанцию, которая является подтверждением факта отправки уведомления и даты этой процедуры, что в будущем позволит избежать каких-либо претензий со стороны контролирующих органов.

    Ответственность

    Если кадровик нового работодателя не сообщит в государственное или муниципальное учреждение, в котором бывший госслужащий замещал ранее определенную должность, о приеме его на работу, трудовые взаимоотношения между сторонами не могут дальше продолжаться, и контракт о сотрудничестве, согласно ст. 84 ТК РФ, подлежит расторжению. Основание прекращения трудовых взаимоотношений в данном случае определяется п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение определенных ТК РФ правил заключения контракта о сотрудничестве, которыми исключается возможность дальнейшего продолжения работы.

    При этом неуведомление работодателя гражданина по последнему месту несения службы о трудоустройстве последнего расценивается контролирующими органами как административное правонарушение, и согласно ст.19 КоАП РФ, наниматель может быть оштрафован на сумму размером от 100 до 500 тыс. руб., а должностные лица – от 20 до 50 тыс. руб.

    Прием на работу: Видео



Просмотров