Вынос пострадавших из очагов поражения. Медицинская эвакуация: Способы выноса пострадавших из очага поражения. "Временная остановка наружного кровотечения"

Спасение жизни и восстановление здоровые пострадавших в значительной мере определяется уровнем организации их сбора и сроками оказания первой медицинской помощи. Сбор пораженных представляет собой комплекс мероприятий по розыску и выносу (вывозу) пострадавших из очага катастрофы (массового поражения) в места их сосредоточения в безопасном месте, где им будет оказана дальнейшая медицинская помощь (доврачебная и первая врачебная) и осуществлена эвакуация санитарным или приспособленным транспортом в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Розыск пострадавших - совокупность мероприятий, проводимых руководством спасательных формирований и службой экстренной медицинской помощи, заключающихся в обследовании очага катастрофы с целью обнаружения пострадавших .

Способы розыска зависят от вида и характера катастрофы, особенности местности и разрушений, времени суток и погоды, степени оснащенности медицинских и спасательных формирований личным составом и техническими средствами розыска, вывоза и т.д. В любом случае, розыск должен проводиться непрерывно и в возможно короткие сроки после происшествия.

1. Розыск с помощью механизированных средств сбора . Применяется на местности, доступной для автомобильного санитарного транспорта. Для лучшего просматривания местности за каждым санитарным автомобилем закрепляется определенный сектор (полоса) в пределах которого автотранспорт передвигается зигзагообразно с максимальным удалением между витками на 300 - 350 м. При внимательном осмотре местности, ведущие поиск водитель, сандружинницы, спасатели, обнаруживают пострадавших, извлекают их из труднодоступных мест, оказывают первую медицинскую помощь и вывозят в места сбора пострадавших (временные пункты сбора пострадавших).

В лесу, горах и других труднодоступных районах для розыска пострадавших могут использоваться самолеты и вертолеты. Розыск начинается в определенной последовательности с наружной или внутренней части намеченного квадрата (метод сходящейся или расходящейся "коробочки"). Лучшие условия для осмотра местности создаются, если вертолет находится на высоте не более 400-600 м. зимой и 150-200 м летом.

2. Розыск пострадавших с помощью поисковых групп . Проводится в очагах катастрофы со значительным разрушением сооружений, а также на сильно пересеченной местности, т.е. в тех случаях когда осмотр территории наземным транспортом не представляется возможным.

Такие группы (по 4-6 чел.) создаются за счет санитарных звеньев санитарных дружин, носилочных звеньев спасательных формирований, штатных и добровольных спасателей из числа не пострадавшего населения. Группа разбивается на 2-3 человека, возглавляет ее санитарная дружинница или санинструктор (санитар) из числа военнослужащих воинских формирований и подразделений, привлеченных к ликвидации катастрофы. Каждое звено в назначенном секторе внимательно осматривает территорию, разрушенные здания, подвалы, подземные коммуникации с целью обнаружения пострадавших.

3. Розыск пострадавших способом санитарных " грабель" . Осуществляется в случае плохой видимости ночью, в туман, пургу, лесисто- болотистой местности и т.д.. В этом случае лица, участвующие в розыске, должны следовать на дистанции зрительной связи между собой и тщательно осматривать все места, где могут временно укрываться пострадавшие от непогоды, холода, ветра. Для более надежного обнаружения пострадавших осмотр местности осуществляют второй раз в перпендикулярном направлении движения к первому прочесыванию.

4. Розыск пострадавших методом наблюдения . Осуществляется в местах проведения спасательных работ санитарными постами, звеньями, др. медицинскими работниками, которые в случае обнаружения пострадавших оказывают им помощь.

5. Розыск пострадавших с помощью специально подготовленных собак . Проводится в случае сильных разрушений в населенных пунктах, ночью, в горах, лесу, среди болот. Найдя пострадавшего, собака возвращается за вожатым и указывает место нахождения пострадавшего.

6. Розыск пострадавших в ночное время с помощью приборов ночного видения , которые могут быть стационарно установлены на поисковых машинах, вертолетах, а также могут быть индивидуальными (бинокли, трубы ночного видения). Для освещения местности возможно также использование прожекторов и фар транспортных средств, осветительных ракет, карманных или аккумуляторных фонарей, открытого огня (факела, керосиновые фонари и т.д.)

III. Первичная медицинская сортировка пострадавших в очаге катастрофы.

Медицинская сортировка- это распределение пострадавших на группы в соответствии с их нуждаемостью в однородных лечебно- профилактических и эвакуационных мероприятиях .

Цель медицинской сортировки- обеспечить пострадавшим своевременное оказание медицинской помощи и рациональную эвакуацию.

Первичная медицинская сортировка проводится непосредственно в очаге катастрофы в процессе оказания первой медицинской помощи, когда возникает необходимость выбора очередности оказания помощи и эвакуации среди группы пораженных. В ходе данной сортировки выделяются две группы пострадавших : нуждающихся в оказании неотложных мероприятий по спасению жизни и нуждающихся в первоочередной эвакуации из очага катастрофы.

К первой группе относятся пострадавшие с тяжелыми повреждениями, сопровождающиеся расстройствами жизненных функций и представляющие реальную угрозу для жизни. К данным нарушениям можно отнести тяжелые артериальные кровотечения, острые нарушения дыхания (асфиксия) и кровообращения, судорожный и болевой синдром, некоторые поражения ядовитыми веществами. Такие пострадавшие нуждаются в неотложной помощи, без которой они погибнут.

Во вторую сортировочную группу войдут лица, нуждающиеся в срочной эвакуации из очага катастрофы для дальнейшего проведения медицинских мероприятий по спасению их жизни.

Как правило, контингент первой и второй сортировочных групп совпадает.

Приоритет в оказании первой медицинской помощи и эвакуации отдается пораженным, имеющим возможность выжить.

По мере прибытия в районе бедствия медицинских формирований, в состав которых уже входят врачи, медицинская сортировка продолжается и углубляется. В ходе врачебной сортировки в очаге катастрофы, согласно рекомендациям областного центра ЭМП выделяют четыре сортировочных группы:

· "НТ "- временно не транспортабельные, нуждающиеся в оказании неотложной помощи на месте по жизненным показателям, подлежат эвакуации по мере выведения из критического состояния:

· "Т-1 "- пострадавшие, нуждающиеся в продолжении реанимационных мероприятий в стационаре лечебного учреждения, эвакуируются в первую очередь;

· "Т-2 "- транспортабельные пострадавшие, которым оказание квалифицированной помощи в стационаре может быть отсрочено на несколько часов, эвакуируются во вторую очередь;

· "А "- агонирующие, нуждаются в медицинской помощи, облегчающей состояние и погибшие.

Средние медицинские работники принимают непосредственное участие в медицинской сортировке в составе врачебных сортировочных бригад: заполняют "Первичную медицинскую карточку", осуществляют выполнение назначений врача, подготовку и эвакуацию пострадавших.

IV. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в очаге катастрофы.

Первая медицинская помощь заключается в проведении срочных медицинских мероприятий, направленных на спасение жизни пострадавших, предупреждение тяжелых последствий и развития осложнений поражения, а также на уменьшение или полное прекращение воздействия поражающих факторов катастрофы.

Значение первой медицинской помощи в современных условиях резко возрастает, т.к. при катастрофах возможна высокая вероятность возникновения тяжелых множественных, сочетанных и комбинированных поражений.

Неправильное и несвоевременное оказание первой медицинской помощи может привести к тяжелым последствиям- развитию травматического шока, раневой инфекции, возобновлению кровотечения, что представляет реальную угрозу для жизни пострадавшего.

Первая медицинская помощь в очаге катастрофы включает:

¨ извлечение пострадавших из трудно доступных мест (транспорта, из- под завалов, очагов пожара);

¨ тушение горящей одежды и горючих смесей, попавших на тело;

¨ надевание противогаза на зараженной территории;

¨ временную остановку кровотечения;

¨ введение антидотов пораженным ядовитым веществом и обезболивающего средства при болевом синдроме;

¨ наложение асептической повязки на рану или ожоговую поверхность, а при открытом пневмотораксе - окклюзионной повязки;

¨ иммобилизацию поврежденной части тела;

¨ дачу внутрь таблетированного антибиотика;

¨ проведение частичной санитарной обработки.

При высокой температуре окружающего воздуха принимаются меры по предупреждению перегревания, а при низкой- переохлаждения организма пораженного.

В случае множественных или сочетанных (комбинирован-ных) повреждений в первую очередь выполняются лечебно-профилактические мероприятия в отношении повреждений, представляющие смертельную опасность, а затем - менее опасных.

При оказании помощи вначале расходуются индивидуальные средства, имеющиеся у пострадавшего, а только потом перевязочные и другие материалы оказывающего помощь. При их отсутствии используются подручные средства - нижнее хлопчатобумажное белье на бинты, жгуты - закрутки, импровизированные шины и т.д.

Техника выполнения практического навыка №1:

"Извлечение пострадавшего из труднодоступных мест".

В ходе ведения спасательных работ пострадавшие могут оказаться заваленными (засыпанными) в подвалах разрушенных зданий, траншеях, укрытиях. Они могут остаться на верхних этажах разрушенных зданий, лестничных клетках, в трубах водоводов, кюветах и т.д.

Для извлечения пораженных из труднодоступных мест, где из-за ограниченного пространства нет возможности встать во весь рост с пораженным, применяют различные способы. Так, носильщик может становиться на четвереньки над пораженным, который обхватывает его руками за шею. Если пострадавший без сознания или очень слаб, ему связывают руки на уровне кистей, а носильщик просовывает свою голову под связанные руки и, двигаясь на четвереньках, тянет за собой пораженного. Носильщик может лечь рядом с пораженным, который взбирается ему на спину и держится за его плечи. Если пораженный не в состоянии этого сделать, носильщик поворачивает его на здоровый бок, ложится рядом спиной к нему и осторожно укладывает пораженного к себе на спину. Затем, удерживая его за одно из предплечий и помогая себе одной рукой, носильщик ползком продвигается вперед.

а)первый момент; б)второй момент

Рис. 1. Лямка (складывание петель).

Из неглубоких ям, траншей, подвалов извлечение осуществляется с помощью санитарной носилочной лямки или подручных средств (веревки, ремни), которые, в зависимости от глубины, наращивают для подъема на необходимую высоту.

Один из оказывающих помощь, стоя на дне углубления, приподнимает пострадавшего за туловище руками, а стоящий на краю сверху подтягивает его за лямку и затем перехватывает под мышки. Из рвов, оврагов и глубоких ям пострадавших также можно извлекать с помощью лямки санитарной носилочной, которую наращивают с помощью веревки, троса, ремней.

Извлечение пострадавших из разрушенных зданий может производится вручную, с помощью лямок, веревочных лестниц, на носилках (после надежной фиксации пострадавшего к ним) или волоком по проходу на куске брезента, одеяле, плащ-палатке, шинели и т.д. Пострадавшие после раскопки из-под завала обычно извлекаются вручную. Сложные условия при нахождении пораженных на труднодоступных горных склонах, скатах и т.д. В этом случае оказывающий помощь опускается с пострадавшим, используя лямку, сложенную восьмеркой или кольцом (рис. 2). В ряде случаев целесообразно использовать технические средства- лестницы и люльки пожарных машин, автокран, вертолет при его нахождении в режиме зависания.

Рис. 2. Переноска пострадавшего на лямке,

сложенной в виде восьмерки.

Значительные затруднения возникают при извлечении пострадавших из деформированных при аварии транспортных средств. После создания доступа к пораженному его извлекают обычно вручную или используя санитарную носилочную или специальную лямку, а также подручные средства.

При использовании лямки (веревки) ее накладывают тремя основными способами.

Первый способ - лямку накладывают со стороны верхнего отдела туловища .

При этом ее концы проводят под мышки со стороны спины и перекрещивают у основания груди. Конец лямки, идущей из под правой руки проводят к верхней трети левого бедра, обхватывая его через наружную, а затем заднюю и внутреннюю поверхности. Фиксируется конец лямки узлом над бедром (в случае использования специальной лямки - застегиванием карабина пряжки к одному из колец лямки). Подобным же образом закрепляют и другой конец лямки, идущей из- под левой руки, над правым бедром (рис.2).

При извлечении раненных в бедро, таз или нижний отдел позвоночника, в дополнение к лямке, наложенной указанным способом, для уменьшения давления на пораженную часть тела необходимо использовать поясной ремень. Его надевают на грудь пострадавшего пряжкой вперед поверх лямки. Свободная часть лямки, находящаяся за спиной пострадавшего, пропускается один раз под ремень в направлении снизу вверх.

Второй способ- лямку накладывают в обратной последовательности, т.е. со стороны ног . Концы лямки фиксируются вокруг бедер, затем в области живота делается перекрест лямки, после чего конец лямки, идущей от правого бедра, заводится под левую подмышечную впадину, а другой конец лямки, идущей от левого бедра, соответственно, под правую с образованием петли за спиной.

Третий способ- лямку складывают кольцом , надевают на грудную клетку пострадавшего так, чтобы пряжка плотно прилегала к спине на уровне лопаток, а большая часть лямки была продета под руки и выведена вперед. Затем делают перекрест лямки на груди, а оставшуюся ее часть переносят за спину пострадавшего, поочередно приподнимая его руки так, чтобы лямка оказалась в подмышечных впадинах. Образовавшаяся при этом за спиной пострадавшего петля дополнительно фиксируется путем пропускания ее через лямку снизу вверх и завязывания на узел. Этот способ применяют при ранениях нижней половины туловища.

Извлечение пострадавших лучше осуществлять двумя или тремя спасателями. Один, находящийся внизу с пострадавшим, накладывает лямку и подает ее конец (петлю) наверх спасателю, который осторожно начинает тянуть пострадавшего вверх. В это время спасатель, находящийся рядом с пострадавшим, помогает извлечь его с помощью рук, направляя его движение и следя за тем, чтобы избежать дополнительного травмирования раненого.

По извлечении пострадавшего до уровня верхней части туловища, один из спасателей берет его под мышки и извлекает на поверхность, второй- за ноги, после чего укладывают его на санитарные носилки.

В некоторых случаях носилочную лямку целесообразнее использовать, свернув ее восьмеркой (с перекрестом у паховой области или задней поверхности шеи, предварительно пропустив ее петли через бедра), а также петлей (через подмышки, с размещением пряжки позади головы).

Если применяют поясные ремни, то спасатель, находящийся внизу вместе с пострадавшим, накладывает один ремень на уровне подмышек вокруг грудной клетки, а второй ремень продевает под первый и конец его передает наружу (наверх) второму спасателю (рис.4).

При извлечении вручную роль лямок и ремней выполняют руки двух спасателей. Первый направляет тело пострадавшего наружу, второй - подхватывает его под мышки и извлекает. В случае ранений в грудь или верхние конечности с переломом костей, пострадавшего извлекают из поврежденной техники и других труднодоступных мест за поясной ремень или ворот одежды.

Рис. 4. Извлечение раненого через люк

с помощью двух поясных ремней.

Техника выполнения практического навыка №2:

"Тушение горящей одежды или зажигательной смеси".

При возгорании одежды или попадании на одежду и кожу зажигательной (горючей) смеси типа "напалм" следует немедленно приступить к их тушению:

1. Уложить пораженного на землю, пол (сбить с ног), что предотвратит усиление интенсивности горения вследствие притока воздуха при паническом поведении (бегство, хаотичные движения). Это также уменьшит площадь горения одежды в местах прижатия к земле, полу.

2. Накрыть горящие участки одежды какой-либо плотной тканью (брезент, верхняя одежда - пальто, плащ, куртка и т.п., одеяло, гардина и т.д.) и крепко прижать к телу.

3. Пламя можно затушить, перекатываясь по земле, снегу или прижавшись к другой поверхности.

4. Иногда загоревшуюся одежду проще сбросить (срезать отдельные участки), чем затушить.

5. Наиболее трудно поддаются тушению зажигательные смеси:

à при попадании на кожу или одежду небольших сгустков напалма необходимо накрыть горящей участок рукавом, шапкой, полой куртки или пальто, влажной землей, глиной, снегом;

à небольшие участки горения можно тушить, накладывая на них несколько туров бинта, а на лице - надевая на пострадавшего противогаз и прижав маску рукой над местом горения;

à при попадании значительного количества зажигательной смеси, большие участки горения плотно накрывают тканью, а также используют для забрасывания снег - зимой, а летом - землю, песок;

à для предотвращения самовозгорания зажигательной смеси после ее тушения на обожженную поверхность необходимо наложить влажную повязку и не снимать ее до полного удаления смеси с кожи.

Примечание : нельзя стряхивать горящий напалм, снимать его руками или заливать водой, т.к. это приводит к усилению горения смеси, увеличению площади и глубины поражения.

Для тушения горящей одежды могут быть использованы специальные средства пожаротушения - огнетушители различных конструкций: жидкостные (ОЖ-5, ОЖ-10), пенные (ОХП), углекислотные (ОУ), аэрозольные (ОАХ, ОУБ) и порошковые (ОП, ОК), а также вода, если нет угрозы поражения электрическим током и горение не связано с наличием зажигательных смесей и нефтепродуктов.

Техника выполнения практического навыка №3:

"Надевание фильтрующего противогаза на пострадавшего".

При нахождении пострадавшего в зараженной атмосфере для защиты органов дыхания, глаз и кожи лица используют (надевают) фильтрующий противогаз в следующей последовательности:

1. Уложить пострадавшего на спину.

2. Оказывающий помощь становится в изголовье, извлекает шлем - маску противогаза из противогазовой сумки и кладет ее на грудь пострадавшего.

3. Уложить голову пострадавшего на колени оказывающего помощь.

4. Взять шлем - маску обеими руками за края так, чтобы большие пальцы были снаружи и направлены вверх, а остальные - внутри маски.

5. Заведите нижнюю часть шлем - маски под подбородок.

6. Плавным движением на себя и вниз натяните шлем-маску на лицо и волосистую часть головы.

7. Убедитесь, что очки маски находятся в проекции глаз и маска плотно прилегает к голове по всему периметру.

8. Закрепите противогазовую сумку на туловище пострадавшего спереди так, чтобы гофрированная трубка была вытянута во всю длину, проверьте отсутствие резиновой пробки входного отверстия противогазовой коробки, застегните клапан сумки противогаза.

9. Наденьте головной убор на пораженного в холодное время года (рис. 4-а).

При повреждениях лица и головы применяют шлем для раненых в голову (ШР-3 или ШР-4).

Рис. 5. Шлем для раненых в голову (ШР).

Он накладывается поверх соответствующих повязок в следующей последовательности:

1. Соединить шлем с поглотительной коробкой фильтрующего противогаза пораженного.

2. Расстегнуть и завернуть вовнутрь все воротники одежды у пораженного.

3. Вывернуть наизнанку шлем.

4. При ранении в голову подвести клапанную коробку к подбородку и натянуть заднюю часть шлема на голову. Если пострадавший ранен в лицо, шлем надевают в обратном порядке, т.е. через затылок.

5. Расправить клиновидный клапан наложенного на голову шлема.

6. Застегнуть на крючок обтуратор (манжета, проходящая по низу шлема) для создания герметичности шлема.

7. Установить в нужном положении очки.

8. Зафиксировать шлем с помощью тесемок путем их затягивания.

Техника выполнения практического навыка №4:

"Надевание респиратора (ватно-марлевой повязки) на пострадавшего".

1. Сними головной убор.

2. Извлеки респиратор (повязку) из сумки.

3. Приложи их внутреннюю поверхность ко рту и носу.

4. Закрепи тесемки, фиксирующие полумаску, на затылке, затянув их в боковых пряжках. При фиксации ватно-марлевой повязки верхние тесемки завязываются на затылке, а нижние - на темени.

5. Прижми концы носового зажима респиратора к носу для герметизации, с этой же целью при использовании ватно-марлевой повязки в области боковых поверхностей носа и щек вводят под нее два ватных тампона.

6. Надень головной убор и застегни клапан сумки респиратора.

Техника выполнения практического навыка №5:

"Временная остановка наружного кровотечения".

Помимо оказания самопомощи и взаимопомощи обучаемые должны овладеть способами выноса пострадавших в безопасные места и для погрузки на транспорт. Эти способы диктуются характером поражения, состоянием пострадавшего и наличием подручных средств для выноса. Например, можно перемещать пострадавших на подстилках, листах фанеры и т.д.

Наиболее удобным средством транспортировки пострадавшего являются санитарные носилки (рисунок 11).

Рис. 11. Переноска раненого на носилках

Рис. 12. Приемы переноски раненых: а - с помощью лямки; б - на спине; в - вдвоем на руках (замком из трех или четырех рук)

Укладывать пострадавшего на носилки производится следующим образом: носильщики подводят руки под его голову, плечи, таз и ноги, одновременно осторожно поднимают, передвигают его в сторону носилок и опускают на них. Можно брать пострадавшего и за одежду.

Можно устроить импровизированные носилки с помощью подручных средств (пальто, простыни, одеяла, палатки и т.д.), привязав их к двум жердям.

Одним из надежных способов транспортировки пострадавших является переноска на лямке, сложенной, кольцом или восьмеркой. Пострадавших можно также выносить на спине или на руках - способом "замком из трех рук" или "замком из четырех рук" (рисунок 12).

При этом важно обеспечить максимально удобное положение пострадавшему, особенно поврежденной части тела. Лучше всего класть пострадавшего на спину или здоровый бок. При повреждении руки ее укладывают на грудь, поврежденную ногу слегка сгибают в колене и укладывают на скатку одежды, подушку. Людей с повреждением челюсти следует укладывать на носилки лицом вниз, подложив под лоб валик из одежды. При повреждениях позвоночника и таза пострадавших транспортируют в лежачем положении на щите, при ранениях в грудь - в полусидячем положении.

Введение

Транспортировка больных и постра-давших является существенным элемен-том в системе организации скорой по-мощи.

Цель данной контрольной работы:

Рассмотреть способы переноски и транспортировки больных.

Исходя из поставленной цели задачами работы являются:

Изучить способы выноса больных и пострадавших;

Рассмотреть транспортировку больных и пострадавших в машинах скорой помощи;

Выделить основные принципы фиксации и транспортировки больных с нарушениями психической деятельности.

Способы выноса больных и пострадавших

Выносить пораженных наиболее удобно на носилках.

Для развертывания носилок носильщики становятся у их концов, расстегивают ремни, после чего, потянув за ручки, раскрывают носилки и, упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа. Каждый носильщик проверяет, хорошо ли закрыты замки распоров.

Чтобы уложить пострадавшего на носилки, двое носильщиков подводят под него руки: один под голову и спину, другой - под таз и ноги; одновременно поднимают и укладывают на носилки.

Пострадавшие с ранением в затылок и спину укладываются на носилки на бок, с травмой живота - на спину с полусогнутыми в коленях ногами, с травмой лица и челюсти - с повернутым набок лицом, с ранением передней поверхности шеи - в полусидячем положении со склоненной на грудь головой.

Переносить пораженного на носилках необходимо следующим образом. Идти не в ногу, спокойно, чтобы носилки не раскачивались и не причиняли пострадавшему дополнительных страданий. Нести пострадавшего ногами вперед, а при тяжелом состоянии - головой вперед, чтобы сзади идущие носильщики могли наблюдать за его состоянием. Пораженному, потерявшему сознание, необходимо дать понюхать нашатырный спирт, а при остановке у него дыхания - положить носилки на землю и сделать искусственное дыхание.

Если носилки обслуживаются звеном из четырех человек, то двое несут носилки за ручки, а двое поддерживают по бокам, а затем меняются местами. на подъемах и спусках нужно следить, чтобы носилки были в горизонтальном положении.

Может произойти случай, когда придется пользоваться носилками из подручных средств, такие носилки можно сделать из одной-двух палок или жердей, положив на них пальто, шинель, мешок, простыни, одеяла, палатки, привязав их концы к палкам (жердям). Пораженных можно переносить также на раскладушках, широких досках, щитах, дверях, лестницах. Однако перед тем как положить пострадавшего на жесткие носилки, следует постелить на них одеяла, одежду, сено или другой мягкий материал.

Переноска пострадавшего одним носильщиком в зависимости от расстояния может осуществляться тремя способами.

Первый способ: для переноски на небольшое расстояние носильщик, опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, подхватывает его одной рукой под ягодицы, другой - под лопатки; пораженный обхватывает шею носильщика. Носильщик поднимается и переносит пораженного.

Второй способ: на более дальние расстояния пораженные переносятся на спине. Пораженный усаживается на возвышение, носильщик опускается на одно колено между его ногами, спиной к нему, подхватывает бедра пострадавшего, а последний обхватывает носильщика за верхнюю часть груди. Затем носильщик встает и переносит пораженного.

Третий способ: на сравнительно большие расстояния удобнее всего переносить пораженного на плече.

Переноска пострадавшего двумя носильщиками осуществляется двумя способами:

Первый: один из носильщиков берет пораженного под мышки, а второй, стоя между ногами пораженного и спиной к нему, подхватывает его ноги несколько ниже коленных суставов (при переломе конечностей и повреждениях позвоночника этот метод неприменим).

Второй: переноска на “замке”. Наиболее часто ”замок” делают, соединив четыре руки; для этого каждый из носильщиков захватывает правой рукой свою левую руку (у кисти), а левой - правую руку товарища (тоже у кисти).

В случае, если пораженный небольшого веса или при переноске его необходимо поддерживать, применяется “замок” из двух рук (одна рука одного и одна рука другого носильщика) или из трех рук (две руки одного носильщика и одна рука другого).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ »

Инв. №_____ Экз. №____

Коваленко В.Н.

с руководителями

ТЕМА № 4.16

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор Санкт-Петербургского

ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС »

Г. В. Якушкин

« » _____________ 2016 г.

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Рассмотрена и принята на методическом совещании Санкт-Петербургского ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»

Протокол № _____ от ___________ 2016 г.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Отработать способы переноски пострадавших одним или двумя сандружинниками с использованием лямок, носилок, подручных средств, на руках, спине.

    Дать первоначальные практические навыки выполнение задач по переноске пострадавшего с травмой позвоночника.

Ме сто проведения занятия: классы общей и специальной подготовки.

Время : 1 час.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

п/п

Наименование учебных вопросов

Время

(мин)

Вводная часть

Основная часть

Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске

Заключительная часть

Итого:

45

ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1. Алгоритмы первой помощи: учебное пособие для водителей.-

М:Институт проблем управления здравоохранением, 2009. - 30 с.

2. Морозов М. А. Основы первой медицинской помощи: учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2015. – 310 с.

3. Учебник спасателя/ Шойгу С. К., Кудинов С. М. и др.; Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. - Краснодар: Советская Кубань, 2002. - 528 с.

4. Учебник для подготовки санитарных дружин и санитарных постов/ Ф. Г. Захаров, П. А. Курцев, М. И. Гоголев и др.; Под ред. А.Ф. Решетова. - М.: Медицина, 1981. – 185 с.



УЧЕБНО -МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран и (или) телевизор.

      Презентация по теме занятия.

      Перевязочный материал (бинты 10х10 см).

      Ножницы.

      Носилки санитарные.

      Лямки носилочные.

    Подручный материал (стул, специальная огнезащитная накидка –носилки «Шанс»).

    Методическая разработка по теме для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов) тема № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших ». Занятие 2. Вынос пострадавших.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов).

Накануне проведения занятия преподаватель изучает рекомендованную литературу, методическую разработку по данной теме, подготавливает необходимое учебно-материальное обеспечение, продумывает ход проведения занятия, составляет и утверждает план проведения занятия.

Особенности доведения материала занятия (методы отработки учебных вопросов) отражаются преподавателем в плане проведения занятия.

Занятие проводится в классах общей подготовки и специальной подготовки, оборудованными мультимедийным комплексом или видеопроектором с компьютером. Метод проведения занятия – практическая работа , под руководством преподавателя, с использованием учебно-тренировочных карт, с целью закрепления теоретических знаний, приобретения навыков и опыта деятельности в качестве сандружинников .

Вводную часть преподаватель начинает с проверки наличия с и готовности слушателей к занятиям.

Затем Проводит контрольный опрос слушателей по ранее изученному материалу.

Затем проводит инструктаж по мерам безопасности и доводит общую тактическую обстановку, формирует учебные группы для отработки вопросов на учебных точках.

Перемещение учебных групп по учебным местам осуществляется согласно схемы перемещения (Приложение № 2).

При отработке практических действий преподаватель обращает внимание на то, что при выборе способа перекладывания пострадавшего , с травмой позвоночника, на носилки большое значение имеют масса пострадавшего, характер повреждений, число участников.

После отработки вопроса преподаватель делает вывод.

Если численность слушателей в группе превышает 15 человек, то группа разбивается на 2 подгруппы, которые перемещаются по учебным точкам (рабочим местам) по команде преподавателя. Первая подгруппа выполняет задания на рабочих местах № 1 и № 2, вторая – соответственно, на рабочих местах № 3 , № 4 и № 5 под руководством второго преподавателя, привлекаемого к проведению занятия.

Время работы на каждо м мест е зависит от численности обучаемых и составляет в среднем 06 (09) минут. Задача преподавателей – контролировать работу групп, помогать и наблюдать за ходом выполнения практических действий, а также придерживаться времени, указанного на отработку вопросов .

При отработке всех учебных вопросов преподаватели на каждом учебном месте акцентируют внимание обучаемых на соблюдение требований безопасности при выполнении практических работ.

В заключительной части преподаватель подводит итог занятия, отвечает на вопросы слушателей и дает задание для самостоятельной работы (контрольные вопросы для повторения учебного материала).

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проверить наличие слушателей в группе и их готовность к занятиям.

Для проверки знаний слушателей ранее изученного материала рекомендуется задать 1 – 3 вопроса п о теме № 4.17 « Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» Занятие 1. «Размещение и погрузка пострадавших.»

ВОПРОС 1: Что подразумевается под понятием - медицинская сортировка?

ОТВЕТ: Медицинская сортировка - метод распределения пораженных на группы по принципу нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в зависимости от медицинских показаний и конкретных условий обстановки.

ВОПРОС 2: Какая переноска и транспортировка пострадавших является наименее травматичной?

ОТВЕТ: Наименее травматичной для пострадавших является переноска и транспортировка на носилках.

ВОПРС 3: Для чего применяются санитарные носилки и их главное назначение?

ОТВЕТ: Санитарные носилки применяются для переноски пораженных в положении лежа, перевозки в разных видах транспорта и могут быть использованы в качестве временной койки для размещения пораженных. Главное назначение носилок - переноска пораженных.

Объявить и дать под запись:

тема занятия № 4.16. «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших» является логическим продолжением изучения четвертого модуля программы курсового обучения: основы оказания первой помощи.

Занятие 2. «Вынос пострадавших»;

учебные вопросы:

1. Практическая отработка способов по перекладыванию и переноске пострадавших, используя штатные и нештатные средства, одним или двумя сандружинниками

Провести инструктаж по мерам безопасности.

Довести общую тактическую обстановку.

Сформировать учебные группы для отработки вопросов на учебных местах:

№ 1 -

с использованием лямок (оснащается носилочными лямками).

№ 2 - оснащается санитарными носилками).

№ 3 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

(оснащается подручными материалами (бинт 10х10 см), ножницы, стул, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

№ 4 - Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине (оснащения не требуется).

5- Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника(оснащается (твердый ровный щит, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка - носилки «Шанс»).

Довести порядок перемещения учебных групп по учебным местам

ПЕРВЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

ПРАКТИЧЕСКАЯ ОТРАБОТКА СПОСОБОВ ПО ПЕРКЛАДЫВАНИЮ И ПЕРЕНОСКЕ ПОСТРАДАВШИХ, ИСПОЛЬЗУЯ ШТАТНЫЕИ НЕШТАТНЫЕ СРЕДСТВА, ОДНИМ ИЛИ ДВУМЯ САНДРУЖИННИКАМИ

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 1

с использованием лямок»

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 1).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки (Учебно-тренировочная карта № 2).

Время : 09 минут.

Задание 1. – 05 мин.

Задание 2. - 04 мин.

Место:

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилочные лямки – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 1 и № 2.

Действия преподавателя

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 2

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь.

Задание 1. Выполнить перекладывание пострадавшего с земли на носилки, перенести пострадавшего двумя сандружинниками (Учебно-тренировочная карта № 3).

Время : 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Носилки санитарные – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 2.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь. Правила развёртывания (свёртывания) носилок, переноски и транспортировки пострадавших на носилках (смотри приложения №№ 1 и 2) в зависимости от вида травмы (заболевания), который назначит преподаватель

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 3

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить транспортировку (перемещение волоком) пострадавшего на одеяле(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) (Учебно-тренировочная карта № 4).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего на стуле (Учебно-тренировочная карта № 5).

Время: 06 минут.

Задание 1. – 04 мин.

Задание 2. - 02 мин.

Место: класс общей подготовки, класс специальной подготовки.

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Стул– 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1-2 шт. в зависимости от количества слушателей.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 3.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 4

«Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

на руках, спине»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на руках (Учебно-тренировочная карта № 6).

Задание 2. Выполнить переноску пострадавшего одним сандружинником пострадавшего на спине (Учебно-тренировочная карта № 7).

Задание 3. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: последовательно друг за другом (Учебно-тренировочная карта № 8).

Задание 4. Выполнить переноску пострадавшего двумя сандружинниками на руках: на замке из четырех (трех) рук (Учебно-тренировочная карта № 9).

Время: 06 минут.

Задания 1; 2 – 03 мин.

Задания 3; 4 - 03 мин.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 4.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

УЧЕБНОЕ МЕСТО № 5

« Перекладывание пострадавшего с подозрением на травму позвоночника»

Частная тактическая обстановка:

Задание 1. Выполнить перекладку пострадавшего методом «нидерландский мост» (Учебно-тренировочная карта № 10).

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение:

    Одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс)) – 1 шт.

Действия слушателей : отрабатывают задания по учебно-тренировочной карте № 5.

Действия преподавателя : в ходе выполнения заданий преподаватель контролирует действия слушателей, следит за выполнением мер безопасности и при необходимости оказывает им помощь.

После того, как слушатели выполнят задания, следует провести краткий разбор их действий.

Вывод . В зависимости от поражающего фактора применяемого оружия, в зоне разрушений люди могут получить различные виды травм и ранений. После оказания первой помощи, пострадавших необходимо вынести из опасной зоны для дальнейшей транспортировки в лечебное учреждение.

На практическом занятии Вы получили первичные практические навыки отработки способов по перекладыванию и переноске пострадавших одним или двумя сандружинниками, используя штатные и нештатные средства.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В конце занятия следует напомнить слушателям важность изученной темы в практической деятельности руководителей санитарных дружин (звеньев, постов).

Оказывающий помощь должен знать основы работы в экстремальных условиях, основные способы переноски пострадавших с учетом особенностей конкретного несчастного случая и конкретного человека, а также основные способы перекладывания и транспортировки пострадавших.

По активности обучаемых в ходе выполнения заданий преподаватель делает вывод о степени усвоения учебного материала, отвечает на вопросы обучаемых, дает разъяснения и задание для самостоятельной работы.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ

Повторить:

    Основные правила укладки пострадавшего на носилки.

    Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием лямок.

3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств.

4. Перемещение пострадавшего с подозрением на травму позвоночника.

Калининского района ___________ В.Н. Коваленко

Рецензенты:

Преподаватель курсов гражданской обороны

Адмиралтейского района __________ И.М. Мансуров

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района ___________ И.И. Юркевич

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ»

Инв. №______ Экз. ____

№_______

Коваленко В.Н.

ЗАДАНИЕ

для проведения практического занятия

ТЕМА № 4.16

СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 2. Вынос пострадавших

Время 1 час

Санкт-Петербург

2016

Для проведения практического занятия

с руководителями санитарных дружин (звеньев, постов)

ПО ТЕМЕ № 4.16 СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЫНОСА (ТРАНСПОРТИРОВКИ) ПОСТРАДАВШИХ

Занятие 1. Вынос пострадавших

      1. ИСХОДНАЯ ОБСТАНОВКА

В 09.00, во время авиационной бомбардировки одна из бомб попала в цех № 5. В цеху находились рабочие в количестве работающей смены. Руководитель предприятия принял решение составом санитарной дружины предприятия осуществить вынос пострадавших из зоны разрушений.

Для возможно быстрого выноса пострадавших из опасной зоны и доставки их к местам погрузки на транспорт использ овать все доступные приемы и способы : вынос на носилках, руках, спине, волоком, а также с помощью других подручных средств.

II . ИСПОЛНИТЬ

    Повторить учебный материал занятия по теме № 4.16 «Средства и способы выноса (транспортировки) пострадавших.» Занятие 1. Размещение и погрузка пострадавших.

    Изучить приложения № 1, № 2 к Заданию.

    Подготовиться к практической работе по следующим вопросам:

3.1 . Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками с использованием лямок (оснащение: носилочными лямками).

3.2. Переноска пострадавшего с использованием носилок (оснащение: санитарные носилки).

3.3. Переноска пострадавшего одним или двумя сандружинниками

с использованием подручных средств (оснащение: подручные материалы, бинт (10х10 см), ножницы, стул, одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») .

    1. Переноска пострадавшего одним или двумя

сандружинниками на руках, спине (оснащения не требуется).

    1. Перемещение пострадавшего с подозрением на т равму

позвоночника (оснащ ение: твердый ровный щит, одеяло , санитарные носилки).

Преподаватель курсов гражданской обороны

Калининского района В.Н. Коваленко

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 1

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием носилочных лямок »

Задание № 1 (Учебное место № 1)

Переноска пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью носилочной лямки

Время : 05 минут.

Место : класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод : тренировка.

Материальное оснащение: носилочная лямка.

Условия выполнения: Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на одного дружинника.

Переноска пораженного одним носильщиком с помощью носилочной лямки может осуществляться двумя способами:

Первый способ: носилочная лямка сложенная «кольцом».

Алгоритм действий:

1. Пострадавшего кладут на здоровый бок.

2. Носилочную лямку, сложенную в виде кольца, подводят под пострадавшего таким образом, чтобы одна половина лямки была под ягодицами, а другая, продетая под мышками, на спине (свободный конец лямки должен лежать на земле). Таким образом, по бокам пострадавшего образуются петли (рис.1а) .

3. Сандружинник ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли надетой на пострадавшего лямки, подтягивает их на свои плечи, связывает петли свободным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину.

4. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (пострадавший сидит на лямке, прижатый ею к носильщику) (рис. 1, б). Второй дружинник помогает встать (поддерживает) и страхует.


б

Рис.1. Переноска пораженного на лямке сложенной «кольцом».

а) - лямка надета на пораженного;

б) - подъем пораженного на лямке, сложенной «кольцом».

К недостаткам этого способа относится давление, которое оказывает лямка на спину пострадавшего. Поэтому при ранениях и повреждениях грудной клетки применяют не первый, а второй способ переноски на лямке.

Второй способ : носилочная лямка сложенная «восьмеркой»

Алгоритм действий:

1. Сандружинник надевает на ноги пострадавшего лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди.

2. Сандружинник постепенно поднимается, становясь на четвереньки, на одно колено и, наконец, во весь рост (грудь пораженного остается свободной, но носильщик должен поддерживать его руки, я пораженный должен держаться за плечи или поясной ремень носильщика (рис.2)). Второй сандружинник оказывает помощь и страхует.

Оба способа не применимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя применять при серьезном повреждении обеих верхних конечностей.

Рис.2 Переноска на лямке сложенной « восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 2

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием носилочных лямок »

Задание № 2

Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением правой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практически отработать действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью носилочной лямки.

Время: 04 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двух дружинников. При переносе пострадавшего с помощью носилочных лямок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

1. Сложить носилочную лямку «восьмеркой».

2. Надеть на себя ее так, чтобы перекрест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобедренных суставов, а петля шла у одного через правое, а у другого через левое плечо.

3. Опустится сзади пострадавшего лицом друг к другу один на правое, а другой на левое колено, приподнять пострадавшего и посадить его на свои сомкнутые колени.

4. Подвести лямку под ягодицы пострадавшего и встать на ноги (рис.3)




Рис. 3 Переноска двумя сандружинниками с помощью лямки сложенной «восьмеркой»


УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 3

«Переноска пострадавшего с использованием носилок»

Задание № 1 (Рабочее место № 2)

Переноска пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением головы и бедра левой ноги. Ему оказана первая помощь

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего сандружинниками с помощью носилок

Время: 09 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение : санитарные носилки.

Условия выполнения: преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. При переносе пострадавшего с помощью носилок даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Сандружинники развертывают носилки (рис. 4).

    Становятся на одно и то же колено (рис.5).

    Сандружинник № 1 подкладывает одну руку под голову и плечевой пояс пострадавшего, вторую руку ‒ под поясницу.

    Сандружинник № 2 поддерживает таз и конечности пострадавшего.

    Пострадавший, если может, обнимает первого сандружинника за шею.

    Сандружинники поднимаются одновременно и опускают на носилки пострадавшего.

    Уложить пострадавшего на носилки, придав транспортное положение.




Рис.4 а. Развертывание носилок



Рис.4 б. Подъем пострадавшего двумя сандружинниками



Рис.5. Положение пострадавшего с различными травмами при переноске санитарными носилками

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 4

«Переноска пострадавшего одним сандружинником с использованием подручных средств»

Транспортировка пострадавшего волоком

Частная тактическая обстановка : в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего одним сандружинником с помощью одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс» ).

Время: 02 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинника и пострадавшего (пострадавший не может встать на ноги). Основная тяжесть приходится на одного сандружинника. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (одеяло (специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс») даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий

    Повернуть пострадавшего на бок.

    П одложить со стороны спины одеяло или что-нибудь пригодное для этого ( специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки (Шанс) .

    Вновь положить пострадавшего на спину.

    Перемещать пострадавшего как можно ближе к земле (рис.6).

    Спина должна быть по возможности прямой, голова − по направлению движения.


Рис.6. Перемещение волоком

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 5

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками с использованием подручных средств»

Задание № 1 (Рабочее место № 3)

Переноска пострадавшего на стуле

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с травмой обеих рук. Самостоятельно передвигаться не может. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: практические действия по переноске пострадавшего двумя сандружинниками с помощью стула.

Время: 04 минуты.

Место: класс общей подготовки(класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: стул, бинт шириной 10 см, ножницы.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного ‒ условно пострадавшим, двоих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределяется на двоих дружинников. При переносе пострадавшего с помощью подручных средств (стула) даются пояснения проводимых действий (транспортировка пострадавшего в сознании без тяжелых травм при отсутствии щита и носилок).

Алгоритм действий

    Проверить прочность стула.

    Усадить пострадавшего.

    Привязать туловище пострадавшего к спинке стула, а бедра − к сидению стула.

    Один сандружинник становится за спиной пострадавшего и берется за спинку стула, другой держит стул за передние ножки (или сбоку за передние ножки и спинку стула).

    Стул наклонить назад.

    Старшим из сандружинников назначается идущий у головы пострадавшего.

    По команде старшего «Готовы? Поднимаем на счет «три»» поднять стул с пострадавшим.

    По команде старшего « Несем. Проходим в дверь, спиной друг к другу» спасателям идти синхронно.

    Перед изменением угла наклона стула предупредить об этом пострадавшего во избежание неожиданного смещения центра тяжести.

    По команде старшего « Опускаем. Раз, два, три» опустить стул с пострадавшим, отвязать его.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 6

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках, спине»

Переноска пострадавшего одним сандружинником на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить:

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников преподаватель назначает двоих участников – одного условно пострадавшим, другого сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре.

І. Переноска на руках

Алгоритм действий:

Рис.7а. Переноска пострадавшего на руках

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 7

«Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Переноска пострадавшего одним сандружинником на спине

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску потерпевшего одним сандружинником на руках, на спине.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников (обучаемые работают в паре). Переноску потерпевшего одним сандружинником преподаватель назначает двоих участников – одного ‒ условно пострадавшим, другого ‒ сандружинником, оказывающим первую помощь. Отрабатываются способы транспортировки пострадавшего одним сандружинником ‒ на руках, на спине.

Обучаемые работают в паре. При проведении транспортировки пострадавшего даются пояснения проводимых действий

ІІ. Переноска на спине

Алгоритм действий:

возвышенное место.

    Становится между ногами спиной к нему.

    Опускается на колено.

    Обхватывает пострадавшего обеими руками

за бёдра.

    Поднимается вместе с ним.

    Пострадавший удерживается, обнимая сандружинника за шею (Рис. 7б).

Рис. 7 б. Переноска пострадавшего на спине

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 8

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников,

Переноска пострадавшего сандружинниками на

последовательно друг за другом

Алгоритм действий:

    Один из сандружинников берёт пострадавшего под мышки,

    Второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен (рис.8).

Рис.8. Переноска последовательно друг за другом

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ КАРТА № 9

«Переноска пострадавшего двумя сандружинниками на руках»

Задание № 1 (Рабочее место № 4)

Отработка способов транспортировки пострадавшего двумя сандружинниками на руках

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с ранением левой голени. Ему оказана первая помощь.

Исполнить: переноску пострадавшего двумя сандружинниками ‒ последовательно друг за другом, на замке из трех рук, на замке из четырех рук.

Время: 1.5 минуты.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное обеспечение: не требуется.

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподавателем назначаются 1 – 2 пострадавших, остальные члены группы – сандружинниками, отрабатывают задачу по переноске, сандружинники дают пояснения проводимых действий.

Переноска пострадавшего на «замке» из трех (четырех) рук

Алгоритм действий:

    Для образования «замка» каждый из двух сандружинников захватывает правой рукой свою левую руку у кисти.

    Своей левой рукой правую руку напарника у кисти (рис.9).

Образуется кресло, в котором переносится пострадавший придерживается двумя или одной рукой за плечи или шею сандружинников.


способом «Нидерландкий мост»

Частная тактическая обстановка: в зоне разрушений обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночника. Ему оказана первая помощь.

Слушатели находятся в роли сандружинников. Обнаружен пострадавший с подозрением на травму позвоночник

Исполнить: отработать действия по перекладыванию пострадавшего способом «нидерландкий мост».

Время: 06 минут.

Место: класс общей подготовки (класс специальной подготовки).

Метод: тренировка.

Материальное оснащение: санитарные носилки, одеяло(специальная огнезащитная (огнестойкая) накидка-носилки «Шанс»).

Условия выполнения: слушатели находятся в роли сандружинников, преподаватель назначает участников – одного условно пострадавшим, троих ‒ сандружинниками, оказывающими первую помощь. Основная тяжесть при переносе пострадавшего приходится на среднего спасателя. При перекладывании пострадавшего даются пояснения проводимых действий.

Алгоритм действий:

    Первый сандружинник захватывает пострадавшего под мышками, расположив его голову на своих предплечьях.

    Второй сандружинник подкладывает руки под тазовую и поясничную область.

    Третий сандружинник располагает на своих предплечьях голени и стопы пострадавшего.

    Перенос пострадавшего начинать по команде центрального сандружинника.

    По команде центрального сандружинника перенести пострадавшего на носилки или одеяло.

Задача во время перекладывания удерживать условно поврежденные конечности, голову и туловище пострадавшего в одной плоскости.


Больной с травмой позвоночника и спинного мозга должен быть уложен на носилки лишь один раз; второе перекладывание допустимо только в постель с операционного стола. При травме позвоночника и спинного мозга в поясничном и грудном отделах при наличии щита более атравматично транспортировать больного в положении на спине, а при отсутствии щита - в положении на животе. Транспортировка больного с травмой в шейном отделе позвоночника должна осуществляться в положении на спине независимо от наличия щита.

Приложения:

Приложение № 1

Развертывание носилок

    носильщики расстегивают ремни;

    потянув за ручки, раскрывают носилки;

    упираясь коленом в распоры, выпрямляют их до отказа;

    каждый проверяет, закрыты ли замки распоров (рис. 1, а и б).


а) б)

Рис. 1. Развертывание носилок

а) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 1

б) – проверка закрытия защелок распоров спасателем № 2

Свертывание носилок

    носильщики одновременно открывают защелки замков,

    подтягивая распоры на себя, полускладывают носилки,

    переворачивают их ножками вверх,

    когда полотнище провиснет на сторону, противоположную

ножкам, сдвигают брусья,

    ставят носилки на ножки,

    сложив полотнища в три складки, обвязывают их ремнями.

Правила переноски пострадавших на носилках

    По ровной поверхности пострадавшего нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания ‒ головой вперёд, обеспечивая приток крови к мозгу.

1. Введение.

Одновременно с оказанием первой медицинской помощи проводят вынос пострадавшего из очага поражения и его медицинскую эвакуацию в близлежащее медицинское учреждение.

Для медицинской эвакуации пораженных максимально используют различные виды транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный) и разнообразные приемы выноса (на носилках, на руках, с помощью подручных средств).

В медицине используется основной принцип эвакуации «на себя» - медицинское учреждение своим транспортом вывозит раненых и больных из очага поражения.

Однако в ситуации, когда медицинская помощь далеко, а транспортировать необходимо немедленно, каждый человек должен знать элементарные правила эвакуации и выноса пораженных.

2. Медицинская эвакуация пострадавших.

Медицинская эвакуация- это система мероприятий по удалению из зоны катастрофы поражённых, нуждающихся в медицинской помощи и лечении.

Цель эвакуации - госпитализация пострадавшего в медицинское учреждение, где ему будет оказан полный объём медицинской помощи и окончательное лечение.

Какие бы ни выдвигались предложения для облегчения эвакуации поражённых при катастрофах, несомненно одно, необходимо считать эвакуацию слагаемым лечебного процесса и в ходе транспортировки продолжать бороться за жизнь пострадавшего. Не допустима эвакуация просто на вывоз.

На военное время предназначено типовое санитарное оборудование (ТСО), которое в мирное время хранится в специальных хранилищах. Оно предназначено для оборудования транспорта народного хозяйства (автобусов, грузовиков, пассажирских и транспортных самолетов, пароходов и тд) для перевозки раненых и больных и предусматривает крепления для носилок и систем переливания крови.

При эвакуации важно правильно размещать поражённыхвтранспортном средстве. Тяжелых раненых и больных, нуждающихся в более щадящих условиях транспортировки, размещают в передних секциях и не выше второго яруса. Легкораненые размещаются на верхних ярусах салона, а так же заполняют сидячие места (самейки).

Головной конец носилок должен быть обращен в сторону кабины (передней части транспорта).

Сначала загружают тяжелораненых (носилочных), затем легкораненых.

Скорость движения автомобилей определяется состоянием дорожного покрытия, видимостью на дорогах, временем года и суток. И обычно устанавливается не более 40 км/час.

При массовой эвакуации поражённых железнодорожным (водным) транспортом (эвако-санитарными поездами, железно­дорожными летучками) в местах погрузки оборудуются подъ­ездные пути, простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пострадавших (сходни, мостики и щитки). Для этих целей используют также платформы, трапы, пристани. При непогоде принимаются меры по защите поражённых от дождя, снега, холода и т. п.

При погрузке поражённых на транспорт желательно составлять пофамильный список эвакуи­рованных, особенно при эвакуации на попутном грузовом и индивидуальном транспорте, записывать номерные знаки автомобилей.

Эвакуация поражённых из очагов инфекционных болезней имеет свои особенности. Она, как правило, резко ограни­чена, а при необходимости (угрозе жизни) должно быть обеспечено выполнение противоэпидемического ре­жима с целью недопущения рассеивания инфекции на путях эвакуации (выделение специальных путей эвакуации, безоста­новочное движение через населенные пункты, дезинфекция транспорта после эвакуации).

При перевозке пострадавших в неприспособленном транспорте, на пол кузова кладут траву, ветки, брезент и др.

3. Вынос пострадавших из очага поражения.

Медицинская эвакуация всегда начинается с выноса пострадавших из очага поражения - это ее начальный этап.

Как показал опыт работы в зонах катастроф, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) поражённых через завалы, очаги пожаров и т. п.

В труднодоступных местах (узкие и низкие завалы) обычно пользуются одним из способов выноса: на боку, на спине, на волокуше.

При выносе на боку : лечь боком к пострадавшему, положив его голову к себе на грудь, а под туловище подсовывают полусогнутую ногу. Передвигаются - придерживая пострадавшего одной рукой, отталкиваясь свободной другой рукой и ногой.

При выносе на спине: пострадавшего укладывают на бок (здоровую сторону), спасатель ложится рядом с ним вплотную, прижимаясь спиной к его груди, подводит ногу под его ноги и рукой захватывая за одежду переваливает себе на спину.

При выносе волокушей (пальто, одеяло и тд): пострадавшего поворачивают на здоровый бок, рядом с ним кладут подготовленную волокушу со скатанным краем, затем переваливают его на спину, расправляют скатанную сторону, углы волокуши связывают.

Для переноски пострадавшего на носилках тоже существует ряд правил .

Носилки устанавливают возле пострадавшего с его пораженной стороны. Носильщики становятся на колени, подводят руки под голову, плечи, таз и ноги пострадавшего. Затем одновременно, не вставая, подвинувшись вперед, укладывают пострадавшего на носилки.

Переносят пострадавших головой вперед, соблюдая на подъемах и спусках ее возвышенное положение.

Пораженных в грудь переносят в полусидячем положении.

Пораженных в живот кладут на спину с согнутыми коленями.

Пораженных в позвоночник переносят на щите, уложив пострадавшего на спину, под колени - валик.

На военное время имеется обменный фонд носилок, предназначенный для того чтобы не перекладывать пострадавшего с одних носилок на другие (разных ведомств). Носилки являются инвентарным имуществом, требуют специального способа хранения)

При отсутствии в зоне поражения табельных медицинских средств транспортировки (носилки, лямки) организуется перенос пострадавших на руках, на спине и подручных средствах (доски, щиты, двери).

Легче переносить пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук.

4. Заключение.

В МЧС России имеется реанимацион­но-операционные самолеты АН-26м ""Спасатель", который имеет на борту операци­онную, палату интенсивной терапии, санитарные вертолеты БО-105, БК-117, Ка-226А.

Вертолеты БО-105 и БК-117 широко используются в мегаполисах (Москва и Питер) для медицинской эвакуации тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи.

Аварийно-спасательный вертолет КА-226А (легкого класса) используется так же для доставки пострадавших в клиники города.



Просмотров