Антидемпинговые законы. Российское законодательство в антидемпинговой сфере. Сущность демпинга в международной торговле

Порядок оценки заявок, позволяющий избежать необоснованного снижения цены при осуществлении закупки

Сегодня речь пойдет о том, каким образом в рамках проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ необходимо ограничивать влияние цены договора (критерия цены договора) на результат оценки и сопоставления заявок. Зачем это нужно? В большинстве случаев заказчику не нужно снижение цены вопреки мнению ФАС и других органов, авторов реформ в сфере закупок. Логика простая: за счет снижения цены происходит снижение качества поставляемых товаров/работ/услуг. Именно поэтому в рамках закупок заказчики сталкиваются с понятием демпинга.

Демпинг (от англ. dumping - «сброс»): продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Зачем и когда участники закупок применяют демпинг?

  1. При острой и срочной потребности в денежных средствах, когда нужно получить заказ любой ценой с расчетом «на авось». Ведь необходимо содержать фирму, платить зарплату работникам и как-то покрыть свои расходы.
  2. С целью получения контакта с заказчиком.
  3. С целью «разваливания» закупки и вымогательства денежных средств у победителя процедуры закупки и заказчика.

Именно поэтому необходимо применение «антидемпинговых мер», которые не прописаны в 223-ФЗ, но их всегда можно установить в Положении о закупке. По 44-ФЗ эти меры выражаются в повышенном обеспечении контракта (в полуторном размере): если участник снизил цену более чем на 25%, то заказчик обязан запросить повышенное обеспечение контракта.

Многие заказчики в Положении о закупке предусматривают меры по защите своих интересов от экономически необоснованного снижения цен при осуществлении закупок. Существуют следующие инструменты:

  • Как и в 44-ФЗ: через установление повышенного размера обеспечения исполнения договора (1) и / или необходимости предоставления участником документального подтверждения обоснованности предлагаемой им цены договора (2). За основу разработчики берут статью 37 закона «О контрактной системе» и включают ее в Положение.
  • Пример 1. если при проведении закупки участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза (?) размер обеспечения исполнения договора, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

    Насколько эффективна эта мера? С точки зрения спикера она не очень эффективна, так как не избавляет заказчика от тех участников, которые хотят нарушить процедуру закупки и получить любой контракт, предлагая низкую цену. Также в данном случае заказчик не защищен от тех, кто подает жалобы и зарабатывает на «сносе» процедур закупок. Таким образом, решать проблему стоит до ее возникновения.

    Пример 2. В случае, если при проведении закупки участником закупки предложена цена договора, сниженная на 25 и более процентов (?) по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в документации о закупке, участник закупки, признанный победителем процедуры закупки или единственным участником, заявка которого соответствует документации о закупке, обязан предоставить Заказчику письменное обоснование предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, смету на выполнение работ, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг по предлагаемой цене.

    Эта мера возникает уже на этапе заключения договора, поэтому ее также можно признать неэффективной. Демпинг является незаконным, поэтому можно ему противостоять: оформить документацию таким образом, что ни один участник не поймет, как правильно ее заполнить.

  • Через установление порядка оценки и сопоставления заявок, которые делают бессмысленным и безрезультатным применение демпинга для участника закупки.
  • Случай из практики: в 2011 году была серия из 10 аукционов, было подано 200 заявок. Было отклонено 190, осталось только 10. Заявки были отклонены законно, но возник скандал. Чтобы не создавать лишнего шума, гораздо эффективнее и предпочтительнее с точки зрения интересов заказчика убрать демпинг с помощью порядка оценки и сопоставления заявок в документации о закупке.

Как это сделать? Применить следующие меры:

  1. Весомость (значимость) критерия цена договора, в том числе «плавающая» (изменяемая) весомость (значимость) критериев оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки при снижении цены участниками закупки ниже определенных значений (по отношению к НМЦК). В рамках 223-ФЗ заказчик при установлении весомости (значимости) критерия цена договора связан только своим Положением о закупке, то есть может установить любую весомость (значимость) критерия «цена договора» (любой процент, как прописано в Положении). Возможно применение заказчиком «плавающей» (изменяемой) весомости (значимости) критериев оценки и сопоставления заявок. Если поставить 10% на цену, а остальное - на нестоимостные критерии оценки, то цена практически не будет влиять на результаты процедуры. Что такое «плавающая» весомость критериев?
  2. Пример. При проведении процедуры закупки заказчик вправе установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником закупки заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора, которая: 1) до двадцати пяти процентов (?) ниже начальной (максимальной) цены договора; 2) на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора. В случае подачи заявки на участие в процедуре закупки, содержащей предложение о цене договора на двадцать пять и более (?) процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, величина значимости такого критерия, как цена договора, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

    Большое преимущество 223-ФЗ: критерии можно прописывать в Положении о закупке самостоятельно. Цена договора не будет являться решающим фактором.

    Применение заказчиком «плавающей» (изменяемой) весомости (значимости) при оценке и сопоставлении заявок делает бессмысленным применение демпинга участниками закупки.

  3. Применение формулы оценки по критерию «цена договора», в которой предложения участников закупки оцениваются не по отношению к самой низкой из предложенных цен, а по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной в документации о закупке.
  4. Использование специального коэффициента (показателя) снижения цены договора при оценке и сопоставлении заявок при снижении цены участниками закупки ниже определенных рамок (по отношению к НМЦК).

Также существуют закупочные инновации: показатели коэффициента снижения цены договора, то есть критерий отклонения цены договора. Такой порядок был обнаружен при сопоставлении судебной практики.

Правовая позиция: использование заказчиком критерия отклонения цены с целью исключения экономически необоснованного снижения цены контракта участниками закупки является правомерным.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2016 года по делу № А56- 28921/2015

Пример из практики: предприятие ЖКХ закупало услуги по ремонту и обслуживанию лифтов в Санкт-Петербурге. В конкурсной документации был прописан такой момент: рейтинг, присуждаемый заявке участника по указанному критерию, определяется по формуле, в которую входит коэффициент отклонения цены. Значение коэффициента отклонения цены поставлено заказчиком в зависимость от предложенного участником конкурса снижения цены договора: если участником конкурса предложено понижение цены от 0% до 5%, то значение критерия отклонения цены равно «1», от 5% до 15% - «1,5», от 15% до 25% - «2», от 25% до 33% - «1,5», более 33% - «1».

Зная практику своего региона, можно прогнозировать решения. Территориальный орган ФАС не может игнорировать позицию Арбитражного суда своего региона. Заказчик обосновал свои действия представлением прокуратуры Санкт-Петербургского округа, которое говорило о том, что при ремонте и обслуживании лифтов ранее происходило снижение цены, что приводило к неэффективному расходованию бюджетных средств. То есть заказчик обосновал, зачем ему это нужно. Используя этот подход, можно «нарисовать» любой результат этапа сопоставления и оценки заявок. В комплексе все меры дают нужный результат оценки. Это можно использовать не только в классических целях «антидемпинга», но и при возникновении проблемы учета НДС при оценке и сопоставлении заявок.

Проблема учета НДС при оценке и сопоставлении заявок и ее решение с помощью «антидемпинговых» мер

Многие считают, что решить проблему НДС в процедуре оценки и сопоставления заявок невозможно. Но это не так. Некоторым заказчикам нужно возмещать НДС, поэтому им невыгодно работать с поставщиком, который применяет упрощенную схему налогообложения.

Устанавливается базис сравнения ценовых предложений. У участника, применяющего НДС, отнимаются эти 18%, и ценовые предложения оцениваются по реальной.

По факту цена может не меняться и вообще не падать, но поставщику будет предоставляться преимущество на этапе оценки и сопоставления заявок.

Правовая позиция: в порядке оценки и сопоставления заявок нельзя устанавливать, что ценовые предложения участников закупки с НДС оцениваются без учета НДС, поскольку порядок оценки распространяется на всех участников закупки, в том числе применяющих иной налоговый режим.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2015 года по делу № А73-14973/2014

В чем логика суда и ФАС? В том, что применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может, что не опроверг заявитель жалобы, привести к созданию преимущественных условий данным участникам по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения. То есть привести к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Как правильно определила апелляционная коллегия, установленный обществом в конкурсной документации порядок закупки допускает уменьшение ценового предложения участника, являющегося плательщиком НДС на сумму учтенного НДС, а ценовые предложения участников, применяющих иной налоговый режим, остаются неизменными.

Пример незаконного расчета:

Пример законного расчета баллов: начальная (максимальная) цена договора: 100 рублей 2-ве заявки: Участник № 1: цена 95 рублей, в том числе НДС 14,49 рублей Участник № 2: цена 84 рублей (падение 16 %) Коэффициент отклонения цены при падении до 15 % - 2, свыше 15% - 1. Количество баллов у участника № 1: (100-95): 100 х 100 = 5 баллов Умножая на коэффициент отклонения 2 получаем 10 баллов Количество баллов у участника № 2: (100-84): 100 х 100 = 16 баллов Умножая на коэффициент отклонения цены 1 получаем 16 баллов Разница в баллах по критерию цена договора между участником № 1 и № 2 = 6 баллам Если мы установим низкую значимость (весомость) по критерию цена договора (например, 10 %) , то будет у участника № 1: 5 баллов х 0,1 = 0,5 балла у участника № 2: 16 баллов х 0,1 = 1,6 балла.

Таким образом, с помощью антидемпинговых мер можно добиться нужного результата и знать на 100% результаты торгов. Это делается не через один критерий оценки и сопоставления заявок, а через управляемые нестоимостные критерии. Можно прописать определенные критерии, с помощью которых можно узнать итоговые баллы: срок выполнения работ, срок поставки товара, срок гарантии, наличие или отсутствие аванса и так далее.

Вопросы участников

Почему Центральный аппарат ФАС России не борется с демпингом? Ведь в определенных видах закупок, например, в строительстве, можно ограничить предложение по снижению цены не более чем на 10%.

Имеет место быть коррупционная составляющая в части навязывания системы электронных аукционов. Факт, что при реформе госсзакупок лоббируются интересы крупных российских банков. Это сотни миллиардов рублей средств, которые прокручиваются в них. Именно поэтому основным способом закупок является электронный аукцион.

Является ли порядок оплаты существенным условием?

В зависимости от вида договора. Если стороны называют эти условия существенными и прописывают это в договоре.

Договор до 100 000 рублей. Цена договора не должна превышать 84 000 рублей без НДС?

Цена договора может составлять 100 000 рублей, НДС уплачивается в полном размере.

Один участник предложил цену без НДС. Как считать критерий цены?

Как написано в Порядке оценки и сопоставления заявок. Он устанавливается в Положении о закупке.

Если они есть, то да. Обычно техническое задание и спецификация являются частью договора.

О специальном органе, на который возлагается обязанность исполнения закона, то есть обязанность принятия антидемпинговых мер;

О процедуре, связанной с принятием указанных мер.

Антидемпинговое законодательство детально регламентирует действия указанных органов в части квалификации обстоятельств как демпинга и в части порядка проведения процедуры принятия антидемпинговых мер.

В процедуру принятия антидемпинговых пошлин входит определение демпинговой разницы и материального ущерба, причиненного отрасли демпингом.

а) Определение демпинговой разницы

Для того, чтобы квалифицировать определенные обстоятельства как демпинг, необходимо руководствоваться тем, какова разница в экспортных ценах и в ценах, существовавших в момент экспорта на рынке страны-экспортера.

Существуют три способа определения обычной (справедливой) стоимости товара:

1) руководствуясь ценой на указанный товар, существующей на рынке в стране-экспортере;

2) руководствуясь подсчетом непосредственных издержек при производстве данного товара;

3) руководствуясь ценой, по которой экспортер продает указанный товар на рынках третьих стран.

Указанные три способа определения демпинга упоминаются и в Антидемпинговом кодексе - международном многостороннем соглашении ГАТТ/ВТО. При этом ГАТТ рассматривает первый из перечисленных способов определения демпинговой разницы в качестве основного, допуская применение и двух других способов. Законодательство США и Канады закрепляет применение всех трех методов определения демпинговой разницы при квалификации обстоятельств как осуществление демпинга. С учетом норм о демпинге, содержащихся в соглашениях ГАТТ/ВТО, строится также и практика компетентных органов США и Канады в части определения демпинговой разницы. В то же время применение того или иного метода определения демпинговой разницы сказывается на общих результатах проводимых расследований, в частности, на том, будет ли проводимая государством политика носить протекционистский характер. Применение второго и третьего из перечисленных способов ведет к увеличению числа антидемпинговых расследований и свидетельствует о протекционистском характере внешнеторговой политики государства.

Первый метод установления факта демпинга, основанный на сравнении с рыночной ценой страны-экспортера, применяется между странами с рыночной экономикой, где рыночные цены носят характер объективной реальности. При этих условиях экспортные цены и внутренние цены страны-экспортера могут считаться сопоставимыми для определения демпинговой разницы. При отсутствии рыночной цены и невозможности выделить покупателей аналогичных товаров на рынке страны-экспортера применяются другие способы определения демпинговой разницы. Такой подход к выбору методов подсчета демпинговой разницы характерен для законодательства стран с рыночной экономикой.

Практика применения международных антидемпинговых норм в США и Канаде имеет свои особенности. Различие заключается в определении условий сопоставимости цен на рынке США и на рынке страны-экспортера. Законодательство США предусматривает использование формального критерия, присутствие которого предопределяет применение метода определения демпинговой разницы, основанного на сравнении рыночной и экспортной цены. Таким формальным критерием является объем продаж иностранным экспортером на американском рынке. Только когда объем продаж иностранным экспортером на внутреннем рынке США превышает пять процентов его экспорта, применяется метод определения демпинговой разницы, основанный на сравнении экспортной цены с ценой внутреннего рынка страны-экспортера. Такая особенность американского антидемпингового законодательства ограничивает применение указанного метода и приводит к тому, что число случаев признания факта демпинга растет, а вместе с ним усиливаются протекционистские тенденции в регулировании внешней торговли.

Метод, основанный на подсчете издержек производства товара, является более жестким критерием квалификации экспорта как демпинга, чем метод, основанный на сравнении рыночной и экспортной цены, и, как следствие, обеспечивает осуществление более жесткой протекционистской политики государством. Например, экспорт товаров, в подсчете стоимости которых основу составляют дешевая рабочая сила, дешевое сырье, всегда будет находиться под угрозой квалификации как демпинг. А продажа товара ниже обычной (справедливой) цены может быть оправдана для каждого конкретного случая успехами в проведении торговых переговоров, предоставлением ценовых уступок экспортером при заключении внешнеторговой сделки и другими обстоятельствами.

При действии метода подсчета издержек производства при определении демпинговой разницы у компетентного органа появляется более широкий круг оснований для введения антидемпинговых пошлин на ввозимый в результате заключения такой сделки товар. Опасения слишком частого применения антидемпинговых мер на основе издержек производства демпингового товара, то есть его фактической стоимости, подтверждаются практикой применения соответствующих методов определения антидемпинговой разницы.

Более строгий метод определения демпинга, основанный на выявлении издержек производства товара при отсутствии рыночной цены, придает антидемпинговым мерам протекционистский характер и направлен против торговли с государством с нерыночной экономикой, то есть имеет дискриминационный характер. Вывод о неравноправном положении в ГАТТ государств с рыночной и нерыночной экономикой подтверждается, если учитывать особенности национального законодательства, определяющего обычную стоимость путем исчисления фактических издержек производства.

Определение обычной (справедливой) стоимости товара по методу подсчета полной бухгалтерской стоимости действует не в пользу экспортера, если страна экспортера является страной с нерыночной экономикой. Наша попытка найти объективное объяснение причин того, почему антидемпинговые меры, применяемые в отношении экспорта из государств с нерыночной экономикой, носят внешне дискриминационный характер, отнюдь не означает одобрения сложившегося положения вещей. И в американской литературе дается критическая оценка методу определения справедливой цены путем подсчета издержек производства экспортируемого товара. Применение его, по оценке американских юристов, создает две трудноразрешимые проблемы. Одна из них заключается в установлении общего критерия выявления факта наличия демпинга, вторая - в совместимости антидемпингового законодательства с антитрестовским (антимонопольным), поскольку и то, и другое направлено против недобросовестной конкуренции.

При применении антидемпинговых мер принимаются во внимание не только прямые субсидии государства, но также и возможное субсидирование экспорта самой компанией. Метод подсчета издержек производства, как это предусмотрено в антидемпинговом законодательстве США и Канады, исходит из того, что компания-экспортер должна получить от внешнеторговой операции прибыль не менее чем восемь процентов (согласно законодательству Канады) или десять процентов (в США). Если при низких экспортных ценах прибыль экспортера составляет менее 8-10 процентов всех материальных затрат на изготовление товара, то государство, применяющее антидемпинговые меры, обосновывает их применение, утверждая, что компания субсидирует свой экспорт из прибыли и, следовательно, действия этой компании-экспортера следует расценивать как применение демпинга. При этом никому не известно, чем обоснована эта условная цифра (8-10 процентов) и, главное, эта условность, точнее, формальность критерия, увеличивает для экспортера риск обложения его экспорта дополнительными антидемпинговыми пошлинами.

Другой проблемой, возникающей при применении метода определения обычной или справедливой цены путем подсчета издержек производства для применения антидемпингового законодательства, является проблема соответствия антидемпингового законодательства требованиям, содержащимся в антитрестовском законодательстве. Антидемпинговое законодательство относит к правонарушению случаи продажи товара ниже его обычной, или справедливой стоимости, которая пресекается путем введения антидемпинговых пошлин. В антитрестовском (антимонопольном) законодательстве продажа товаров ниже их стоимости может быть квалифицирована как "обычная деловая практика".

В соответствии с антитрестовским законодательством допускается совершение отдельных сделок по цене ниже стоимости издержек производства, если такая сделка обоснована "законными деловыми целями". Критика метода определения обычной, справедливой цены путем подсчета издержек производства в целях применения антидемпингового законодательства в данном случае является оценкой американских юристов положений своего антидемпингового законодательства с позиции действующего в США антитрестовского законодательства. Однако аналогичные проблемы применения антидемпингового законодательства существуют и в других странах.

Метод выявления обычной (справедливой) стоимости товара на базе сравнения экспортной цены с ценами экспорта в третьи страны (third country method) применяется в случаях экспорта из стран с нерыночной экономикой, в том числе из бывших социалистических стран. Предполагается, что названные выше два других метода определения обычной (справедливой) стоимости товара не могут дать объективной оценки обстоятельств экспорта как демпинга.

Метод выведения цены на рынках третьих стран в результате этого становится настолько искусственным, что его также относят к числу протекционистских мер по защите национального рынка. А поскольку он применяется к случаям торговли с бывшими социалистическими государствами, то опасность активного применения антидемпинговых мер как протекционистских обращена, прежде всего, против этих государств.

В США антидемпинговое законодательство, регламентируя применение данного метода при определении цены рынка третьих стран, так же, как и законодательство Канады, исходит из необходимости обеспечивать сопоставимость уровней стоимости рабочей силы и других составляющих общую сумму материальных затрат при изготовлении экспортируемого товара.

Таким образом, из всех трех методов определения обычной (справедливой) стоимости товара и, соответственно, антидемпинговой разницы, которые предусмотрены в национальном законодательстве США и Канады, только первый из применяемых в торговле между странами с рыночной экономикой отвечает целям, поставленным ГАТТ. Очевидно, что именно поэтому ГАТТ рассматривает его в качестве основного метода, стимулируя тем самым переход стран - участниц ГАТТ от системы прямого регулирования цен к системе рыночной экономики. Сохранение же системы прямого регулирования цен и одновременное участие в ГАТТ может привести к созданию неравноправных условий торговли для стран с нерыночной экономикой. Вступление в ГАТТ страны с нерыночной экономикой может лишь усилить уже сложившееся к этому моменту ее экономическое неравенство по отношению к промышленно развитым странам, участвующим в ГАТТ.

Названные три метода определения обычной (справедливой) стоимости товара с целью квалифицировать отдельные случаи продажи иностранным экспортером своего товара как демпинг составляют часть процедуры расследования, по завершении которой могут быть введены антидемпинговые пошлины. Обычно квалификация конкретного случая продажи как демпинга - предварительная часть официальной процедуры. После того как компетентные органы квалифицируют конкретный случай продажи импортного товара как демпинг, начинается так называемая официальная процедура расследования, куда входят подсчет причиненного материального ущерба, определение размера и взимание антидемпинговой пошлины.

б) Определение материального ущерба в процедуре принятия антидемпинговых мер

Национальное законодательство США и Канады уделяет большое внимание также официальной части процедуры проведения расследования случаев демпинга. Соблюдение всех правил процедуры - своего рода гарантия того, что государство не отклонилось от принципа свободы торговли, зафиксированного в ГАТТ. Принятие же антидемпинговых мер следует рассматривать как средство защиты от действий иностранного экспортера, характеризуемых как недобросовестная конкуренция.

Процедура антидемпингового расследования предполагает представление в компетентный орган заявления от национального изготовителя о том, что был осуществлен демпинг и национальной промышленности был причинен материальный ущерб. На этом первом этапе процедуры расследования существенными являются два момента:

Чтобы заявление было сделано от имени всей отрасли промышленности, а не конкретного изготовителя;

Чтобы отрасли, а не конкретному изготовителю, был причинен материальный ущерб в результате демпинга.

В основе определения отрасли и материального ущерба, содержащегося в национальном законодательстве, лежат соответствующие определения ГАТТ. В соответствии с определениями, содержащимися в Антидемпинговом кодексе, под отраслью понимается группа производителей аналогичного товара. Вопрос о том, как в заявлении формулируются положения о защите интересов отрасли, решается на основе национального законодательства.

Материальный ущерб определяется в соответствии с критериями, к которым относятся сокращение объема выпуска продукции, падение занятости, падение цены акций компаний, чья деятельность оказалась затронутой демпингом, замедление темпов роста производства, уменьшение получаемой прибыли. Перечень критериев, свидетельствующих о материальном ущербе, не носит закрытый характер. Это позволяет государствам - участникам ГАТТ принимать в своем законодательстве в случае необходимости дополнительные критерии определения материального ущерба от демпинга.

Определение материального ущерба, которое содержится в антидемпинговом законодательстве США, отличается от определения, содержащегося в ГАТТ. Антидемпинговое законодательство США определяет материальный ущерб как "вред, который не является незначительным и нематериальным". При этом закон обязывает компетентный орган проанализировать следующие данные в их взаимосвязи: объем экспорта товаров по демпинговым ценам, изменение внутренней цены в результате демпинга, изменение экономического положения изготовителей. Если в США соответствующий компетентный орган большое внимание уделяет статистическому анализу, в Канаде такой же орган руководствуется приблизительной оценкой причинной связи между демпинговой разницей в ценах и материальным ущербом, причиненным отрасли. И тот, и другой подход таят в себе достаточно много субъективизма в оценке этой связи.

В круг действий по проверке достоверности фактов демпинга входит получение от импортера демпингового товара исчерпывающей информации о ценах на аналогичный товар, продаваемый на рынке страны-экспортера, и принятие соответствующего решения о том, имел ли место демпинг. При наличии положительного решения Министерства о факте демпинга Суд начинает официальную процедуру, которая включает в себя определение материального ущерба и окончательного размера вводимой антидемпинговой пошлины.

Размер антидемпинговой пошлины соответствует сумме антидемпинговой разницы. При этом антидемпинговая разница, выявленная в ходе предварительного расследования при участии DMNR, лежит в основе предварительной таможенной пошлины, взимаемой с иностранного экспортера. Если Суд не подтверждает наличие материального ущерба, то расследование прекращается и сумма предварительной пошлины, уплаченной экспортером, компенсируется этому экспортеру.

Нормы антидемпингового законодательства США отличаются от соответствующего законодательства Канады также и в части определения порядка взимания антидемпинговых пошлин. Если в Канаде оно производится по мере пересечения товаром границы и компании, импортирующие демпинговый товар, заранее знают размер взимаемых антидемпинговых пошлин, то в США антидемпинговые пошлины взимаются ретроспективно.

Антидемпинговое законодательство США направлено против его нарушений в одинаковой степени как со стороны иностранных экспортеров демпингового товара, так и со стороны национальных предпринимателей - импортеров антидемпингового товара. Если учесть, что положение американского антидемпингового законодательства более активно применяется против импорта из стран с нерыночной экономикой, то можно предположить, что американские импортеры, вероятнее всего, будут проявлять осмотрительность при заключении внешнеторговых сделок с экспортерами из этих стран, дабы избежать риска возникновения ситуации, требующей доплаты антидемпинговых пошлин. При существующем в США порядке взимания антидемпинговой пошлины импортер демпингового товара может оказаться перед фактом необходимости доплаты ранее объявленной ему "оценочной" суммы антидемпинговой пошлины.

Важную часть процедуры введения антидемпинговых пошлин составляет право обжалования решения компетентного органа об их введении. Национальное антидемпинговое законодательство, как правило, не ограничивает право обжалования решения, принимаемого компетентным органом в судебном порядке. В ГАТТ и в других международных соглашениях о торговле допускается обращение государства страны-экспортера с заявлением о рассмотрении разногласий, возникших в связи с неправомерным принятием антидемпинговых пошлин, в арбитражный орган, созданный на основании соглашений ГАТТ/ВТО. Жалоба иностранного экспортера на неправомерное введение антидемпинговых пошлин в государстве-импортере может быть рассмотрена только после того, как она получит поддержку государства страны-экспортера и будет представлена в созданный на основе ГАТТ арбитражный орган.

Процедура разрешения межгосударственных споров в области внешней торговли, в том числе и в связи с принятием антидемпинговых пошлин, предусмотрена не только в Генеральном соглашении о торговле и тарифах, но также и в дву- и многосторонних соглашениях о свободной торговле. Так, для рассмотрения разногласий в связи с осуществлением торговли между США и Канадой в Соглашении о свободной торговле, заключенном этими странами, предусмотрена процедура разрешения споров между ними.

Введенные антидемпинговые пошлины могут действовать лишь в течение определенного времени, после чего, если это действительно необходимо, подается новое заявление от пострадавших от демпинга предпринимателей и проводится новая процедура расследования. Это положение содержится в статье IX Антидемпингового кодекса ГАТТ. Аналогичные положения предусмотрены в антидемпинговом законодательстве большинства стран - участниц ГАТТ. Они получили в литературе название "закатные положения". Норма о прекращении действия антидемпинговой пошлины по истечении определенного срока отсутствует в законодательстве США.

Результатом широкомасштабных экономических и политических реформ, приведших к кардинальному изменению места Российской Федерации в современных международных экономических отношениях, курса на последовательную интеграцию российской экономики в систему мирохозяйственных связей и попытки вступления Российской Федерации в ВТО стало формирование в Российской Федерации законодательства, регламентирующего порядок применения защитных мер во внешней торговле и соответствующего принятым в мировой практике стандартам и правилам внешнеторгового регулирования.

Основы такого законодательства были заложены еще в 1993 году принятием Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", в котором была закреплена система так называемых защитных пошлин, включающая в себя сезонные пошлины и особые виды пошлин - антидемпинговые, компенсационные и специальные.

Своей целью данный закон имеет определение порядка применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот (ст.1)

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п.1 ст.3). В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, за исключением случаев предоставления тарифных преференций на основании положений международных договоров государств - членов Таможенного союза, международных договоров Российской Федерации.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации (п.2 ст.3).

В качестве антидемпинговых мер в России был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О Специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров". Как говорит статья 11 настоящего Закона, антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Встаёт вопрос об определении факта демпинга при импорте товаров. Данный вопрос разрешает статья 12 настоящего Закона. "Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар" (п.1 ст.12).

"В случае отсутствия сделок купли-продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, либо в случае, если в силу низкого объема продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли или в силу особой ситуации на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, невозможно провести надлежащее сопоставление экспортной цены данного товара с ценой аналогичного товара, экспортная цена данного товара сопоставляется или со сравнимой ценой аналогичного товара, экспортируемого из указанного иностранного государства в третью страну, при условии, что цена аналогичного товара является репрезентативной, или с издержками производства данного товара в стране его происхождения с учетом необходимых административных, торговых и общих издержек, а также прибыли. Объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, рассматривается как достаточный для определения нормальной стоимости товара, если этот объем составляет не менее чем пять процентов общего объема экспорта товара, являющегося предметом демпингового импорта, на таможенную территорию Российской Федерации из указанного иностранного государства. Более низкий объем продажи аналогичного товара при обычном ходе торговли считается приемлемым для определения нормальной стоимости товара, если имеются доказательства того, что такой объем является достаточным для обеспечения надлежащего сопоставления экспортной цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, с ценой аналогичного товара при обычном ходе торговли" (п.2 ст.12). Также указывается, что продажа аналогичного товара на рынке иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся предметом демпингового импорта, или из указанного иностранного государства в третью страну по ценам ниже издержек производства (постоянных или переменных) на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек может рассматриваться как не соответствующая обычному ходу торговли и не учитываться при определении нормальной стоимости товара только в том случае, если орган, проводящий расследования, установит, что такая продажа аналогичного товара осуществляется в течение не менее шести месяцев в значительном объеме и по ценам, которые не обеспечивают возмещение всех издержек в этот период. В случае, если цена аналогичного товара, которая в момент его продажи ниже издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек, превышает средневзвешенные издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек в период, охватываемый расследованием, такая цена рассматривается как обеспечивающая возмещение всех издержек в течение не менее шести месяцев.

Продажа аналогичного товара по ценам ниже издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек считается осуществляемой в значительном объеме в случае, если орган, проводящий расследования, устанавливает, что средневзвешенная цена аналогичного товара по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара, ниже средневзвешенных издержек производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек и объем продажи по ценам ниже таких издержек на единицу товара составляет не менее чем двадцать процентов объема продажи по сделкам, учитываемым при определении нормальной стоимости товара.

Издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек рассчитываются на основе учетных документов иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося объектом расследования, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности в соответствующем иностранном государстве и отражают издержки, связанные с производством и продажей товара. Орган, проводящий расследования, учитывает все имеющиеся в его распоряжении доказательства правильности распределения издержек производства, административных, торговых и общих издержек при условии, что такое распределение издержек обычно практикуется иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в частности в отношении установления соответствующего периода амортизации, отчислений на капиталовложения и покрытие других расходов на развитие производства. При распределении издержек производства, административных, торговых и общих издержек в соответствии с настоящим абзацем такие издержки корректируются с учетом непериодических расходов, предназначенных для развития производства, или обстоятельств, при которых на издержки в период, охватываемый расследованием, оказывают воздействие операции, осуществляемые в период организации производства. Указанная корректировка издержек производства, административных, торговых и общих издержек в связи с воздействием на них операций, осуществляемых в период организации производства, должна отражать издержки в конце периода организации производства или, если этот период выходит за пределы периода, охватываемого расследованием, самые последние издержки, которые при наличии необходимых обоснований орган, проводящий расследования, учитывает в ходе расследования.

Суммарные количественные показатели административных, торговых и общих издержек, а также прибыли определяются на основе фактических данных о производстве и продаже аналогичного товара при обычном ходе торговли, представляемых иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования. Если такие суммарные количественные показатели нельзя определить указанным образом, они могут быть определены на основе:

  • 1) фактических сумм, полученных и израсходованных иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в связи с производством и продажей той же категории товара на рынке страны происхождения товара, являющегося объектом расследования;
  • 2) средневзвешенных фактических сумм, полученных и израсходованных в связи с производством и продажей аналогичного товара на рынке страны происхождения товара, являющегося объектом расследования, другими иностранными экспортерами или иностранными производителями данного товара;
  • 3) иного метода при условии, что установленная таким методом сумма прибыли не превышает прибыль, обычно получаемую другими иностранными экспортерами или иностранными производителями той же категории товара при его продаже на рынке страны происхождения.

В случае демпингового импорта из страны, в которой цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены или рассчитанной стоимости аналогичного товара в подходящей третьей стране (сравнимой для целей расследования с первой страной) либо цены аналогичного товара при его поставках из такой третьей страны в другие страны, в том числе в Российскую Федерацию. В случае, если определение нормальной стоимости товара в соответствии с положениями настоящей части не представляется возможным, нормальная стоимость товара может определяться на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за аналогичный товар в Российской Федерации и скорректированной с учетом прибыли.

Для целей настоящей части при определении нормальной стоимости товара страна может рассматриваться в качестве страны, в которой цены на рынке регулируются непосредственно государством или существует государственная монополия внешней торговли, в частности на основе следующих критериев:

степень конвертируемости валюты иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, на международных валютных рынках;

степень вмешательства государства при принятии иностранными экспортерами или иностранными производителями товара, являющегося объектом расследования, решений об установлении цен аналогичного товара, об определении издержек производства, о выпуске продукции, о приобретении сырья, об использовании технологий, а также об уровне инвестиций;

степень вмешательства государства при принятии иностранными экспортерами товара, являющегося объектом расследования, решений об установлении экспортных цен и объема экспортных поставок товара;

степень вмешательства государства при установлении уровня заработной платы иностранными экспортерами или иностранными производителями товара, являющегося объектом расследования;

степень воздействия государства на деятельность юридических лиц с иностранным участием или на осуществление инвестиций иностранными юридическими лицами на территории иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования;

отсутствие у иностранных экспортеров или иностранных производителей товара, являющегося объектом расследования, единой формы бухгалтерской отчетности, используемой для любых целей и соответствующей общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности.

Определение нормальной стоимости товара, являющегося предметом демпингового импорта, осуществляется органом, проводящим расследования, на основе имеющейся в его распоряжении информации.

При отсутствии данных об экспортной цене товара, являющегося предметом демпингового импорта, либо возникновении у органа, проводящего расследования, сомнений в достоверности сведений об экспортной цене данного товара вследствие того, что экспортер и импортер данного товара связаны между собой, в том числе в силу связи каждого из них с третьим лицом, либо наличии ограничительной деловой практики в форме сговора в отношении экспортной цены данного товара его экспортная цена может быть рассчитана на основе цены, по которой импортированный товар впервые перепродается независимому покупателю, или иным методом, который может быть определен органом, проводящим расследования, если импортированный товар не перепродается независимому покупателю или не перепродается в таком виде, в каком он был импортирован на таможенную территорию Российской Федерации.

Для целей настоящей части, части 5 статьи 17, а также части 2 статьи 33 настоящего Федерального закона экспортеры, импортеры, российские производители и иные лица считаются связанными между собой, если они признаются аффилированными лицами в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В статье 13 указываются способы установления ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта, статья 14 устанавливает введение предварительной антидемпинговой пошлины, которая предназначена предотвращать нанесение ущерба отрасли российской экономики. Данный ущерб причиняется демпинговым импортом. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее, чем через шестьдесят календарных дней со дня начала расследования. Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи. Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено наличие оснований, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, установлено, что отсутствуют основания, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации для возврата таможенных платежей. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины подлежат возврату плательщику также в случае освобождения экспортера товара, являвшегося объектом расследования, от ценовых обязательств в соответствии с частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона. В случае, если по результатам расследования, проводимого в соответствии со статьями 26 - 29 настоящего Федерального закона, вводится антидемпинговая пошлина или принимаются обязательства, указанные в части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет. Статья 16 описывает собственно применение антидемпинговой пошлины.

Каковы негативные последствия демпинга?

Чтобы стать победителями, недобросовестные поставщики искусственно занижали цену. Эти действия поставщиков, не увязанные с их квалификацией, качеством выполнения прежних заказов, приводили к срыву сроков выполнения госзаказа, к расторжению контрактов, к ухудшению качества товаров, работ, услуг. Но главное - к растрате бюджетных средств.

Вот почему в контрактной системе присутствует антидемпинговый механизм.

Антидемпинговые меры направлены на то, чтобы препятствовать искусственному занижению цен при проведении конкурса и аукциона. В статье 37 №44-ФЗ установлено два способа, подтверждающих возможность исполнения контракта. Эти способы и являются антидемпинговым механизмом ФКС.

Какие антидемпинговые меры предлагаются в 44-ФЗ?

Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Определяющей является сумма в 15млн. рублей, а также заниженная на 25 и более процентов НМЦК.

  1. Если цена контракта составляет более чем 15 млн. рублей, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного , указанного в документации о проведении конкурса или аукциона. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не менее аванса.
  2. Если цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или должна быть предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки (часть 3, статьи 37)

Критерии определения добросовестности участника закупки:

Основанием для определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, подтверждающая:

  • исполнение в течение не менее чем 1 года 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения неустоек (штрафов, пеней).

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт - таково общее условие для антидемпинговых мер.

Следует иметь в виду, что для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу №44-ФЗ (части 22 статьи 112 №44-ФЗ).

Каковы особенности предоставления информации о добросовестности участника конкурса?

Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию о добросовестности участника закупки. В случае признания Конкурсной комиссией информации недостоверной – заявка отклоняется, а в случае непредставления информации – контракт заключается после предоставления суммы, в 1,5 раза превышающей размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Каковы правила предоставления информация о добросовестности участника аукциона?

При направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставляется и информация о добросовестности участника закупки. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной комиссией по осуществлению закупок, контракт с участником, признанным победителем аукциона, не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Какие антидемпинговые меры применяются для отдельных закупок?

Под отдельными закупками имеются в виду закупки, которые осуществляются при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг. Заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение цены:

  • до 25% ниже НМЦК,
  • на 25% и более ниже НМЦК.
  • величина значимости критерия цены не может быть меньше 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявки.

Поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения

(продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо)

Участник закупки обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
  • иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Таким образом, антидемпинговые меры регулируются в соответствии со статьей 37 №44-ФЗ и направлены на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона. Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены. Установлены размер обеспечения исполнения контракта, который должен предоставить участник закупки, и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки. Критериями определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов и сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ.

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;



Просмотров