Категория объекта по го. Категории объектов и группы территорий по гражданской обороне. Перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .
«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна, чтобы:
- сохранить жизнь работников и населения в случае войны, аварий, катастроф;
- проводить неотложные действия в очаге катастрофы;
- обеспечить работу объекта в чрезвычайной ситуации;
- не допустить увеличения масштабов катастрофы.
Все организации, как коммерческие, так и государственные, обязаны:
- планировать и организовывать мероприятия по ГО;
- готовить организацию к работе в военное время;
- обучать работников по ГО;
- создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Чтобы организовать работу по гражданской обороне:
- назначьте уполномоченного в области ГО или создайте структурное подразделение по ГО;
- составьте программы и проведите курсовое обучение работников в области ГО, для этого создайте и поддерживайте в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
- разработайте программу вводного инструктажа по ГО;
- проводите вводный инструктаж по ГО с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
- проводите учения и тренировки по ГО.
Это следует из подпункта «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Мероприятия по ГО организация проводит за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).
Региональные власти по согласованию с МЧС присваивают категории по гражданской обороне организациям:
- с мобилизационным заданием, или
- высоким риском ЧС, или
- уникальным культурным статусом.
Этим организациям присваивают:
- категорию особой важности;
- первую категорию;
- вторую категорию.
Если организации присвоят категорию по ГО, то ей сообщит об этом соответствующий орган.
Остальные организации считают некатегорированными.
- нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (см. Типовой порядок, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701);
- нештатные аварийно-спасательные формирования - организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999);
- локальные системы оповещения - организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 и Методические рекомендации МЧС России от 24 декабря 2002 г. № б/н).
Организации с категорией по ГО, чтобы оснастить нештатные формирования, создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379).
Ответственные за гражданскую оборону в организации
Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.
Количество уполномоченных по ГО зависит от вида организации и численности работников.
- до 1000 человек - один освобожденный работник;
- от 1000 до 5000 человек - не менее двух освобожденных работников;
- от 5000 и более человек - не менее четырех освобожденных работников.
- до 200 человек - один из работников организации по совместительству;
- свыше 200 человек - один освобожденный работник.
Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.
Работники по гражданской обороне:
- планируют и проводят мероприятия по ГО;
- создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
- обучают работников организаций по ГО и ЧС;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
- проводят мероприятия по поддержанию функционирования организаций в военное время;
- создают и поддерживают в готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782.
Это следует из пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Квалификационные требования к работникам по ГО см.:
Например, инженером по ГО и ЧС назначают работника с высшим техническим образованием и подготовкой по специальной программе по ГО и ЧС.
Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО проходят:
- в лицензированных образовательных организациях, например в учебно-методических центрах;
- на курсах гражданской обороны.
Вводный инструктаж по гражданской обороне
Проведите инструктаж в первый месяц после приема нового сотрудника. Для этого разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Утвердите инструкцию по гражданской обороне и действиям персонала при угрозе ЧС.
Вводный инструктаж проводит работник, ответственный за ГО. Он знакомит нового работника с инструкцией и дает общие знания по ГО. Работник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки и хранит на рабочем месте.
После инструктажа устно проверьте знания работника.
В журнале вводного инструктажа по гражданской обороне сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.
Курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне
Для работников организуют занятия по месту работы по рекомендуемым программам и закрепляют знания и навыки на учениях и тренировках.
Проведите курсовое обучение работников для подготовки к действиям при угрозе военного конфликта или ЧС, которые характерны для района работы и проживания работников. Курсовое обучение проводите ежегодно внутри организации в объеме не менее 16 часов.
Разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Программы обучения в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования согласуют с МЧС России.
Работников информируют:
- о поражающих факторах источников ЧС, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
- порядке действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
- правилах использования средств индивидуальной и коллективной защиты при ЧС, средств пожаротушения;
- порядке действия при угрозе и возникновении ЧС, войны, террористических актов;
- правилах оказания первой помощи.
Для курсового обучения создают учебные группы в количестве не более 25 человек с учетом особенностей должностей и профессий работников.
Занятия проводите в рабочее время ежемесячно в течение года, кроме времени массовых отпусков.
Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам проводят лекции по теме с использованием наглядных пособий, обучающих программ, видеофильмов и плакатов.
Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы работники получили навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, средств пожаротушения и оказания первой помощи.
Комплексное занятие проводите, чтобы работники последовательно отработали действия в конкретной обстановке.
Ответственный за обучение отмечает сотрудников на занятиях в журнале учета. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.
Такой порядок установлен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.
Когда проводят учения по гражданской обороне
Организации проводят:
- комплексные учения;
- командно-штабные учения;
- специальные учения;
- объектовые тренировки по ГО.
Командно-штабные учения | Специальные учения | Комплексные учения и тренировки | |
Продолжительность |
До 3 суток - в госорганах ; до 1 суток - в организациях |
До 8 часов | До 2 суток (тренировки до 8 часов) |
Периодичность | 1 раз в 2 года - в госорганах | 1 раз в 3 года - с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований | 1 раз в 3 года - в муниципалитетах, организациях с ОПО, ЛПУ, в которых больше 600 коек |
1 раз в 3 года - в муниципалитете | 1 раз в год - с участием формирований постоянной готовности | 1 раз в 3 года - тренировки в организациях | |
1 раз в год - в организациях | 1 раз в год - тренировки в образовательных учреждениях |
Таблица составлена на основании приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят при объектовых тренировках (ОТ) продолжительностью до 8 часов (п. 15 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).
Комплексные учения (КУ) продолжительностью до 2 суток проводят 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 3 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).
Практическое обучение работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее - СУТ).
СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов (п. 19 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).
Цели СУТ:
- проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
- проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
- обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
- повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.
В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов (п. 21 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).
При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.
Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (п. 24 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).
При подготовке и планировании учений и тренировок разработайте:
- приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки);
- схему организации руководства учением (тренировкой);
- календарный план подготовки командно-штабного учения (тренировки);
- замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной запиской;
- задание на командно-штабное учение (тренировку);
- план проведения командно-штабного учения (тренировки);
- инструкцию по мерам безопасности при проведении комплексного учения (тренировки).
Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.
Расписание и результаты курсового обучения в области ГО и ЧС фиксируйте в журнале.
Контроль за учениями и тренировками осуществляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах их полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Ответственность за невыполнение правил ГО
Проверки по гражданской обороне проводит МЧС России.
За невыполнение правил в области гражданской обороны МЧС оштрафует должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Это следует из части 2 статьи 20.7 КоАП РФ.»
Система управления гражданской обороной
составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны и представляющая собой совокупность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и систем средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и других специальных систем. У. ГО осуществляют: федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы; структурные подразделения (работники) федеральных органов исполнительной власти; органы, осуществляющие управление гражданской обороной на территории субъектов РФ и на территории муниципальных образований; структурные подразделения (работники) организаций.
К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
К первой группе
численность населения превышает 1000 тыс. человек;
численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;
численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность населения составляет от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек;
численность населения составляет от 50 тыс. человек до 250 тыс. человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
Имеющие мобилизационное задание (заказ);
И (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
И (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой категории, второй категории.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне являются: численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время; объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Планирование мероприятий ГОЧС.
Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны при переводе ее с мирного на военное время
Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований разрабатываются органами местного самоуправления.
Планы гражданской обороны организаций разрабатываются организациями.
Разработка планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований выполняется в два этапа и включает в себя:
На первом этапе: - доведение органами исполнительной власти субъектов РФ до органов местного самоуправления выписок из возможной обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника
На втором этапе: - определение органами местного самоуправления порядка организации, объемов и сроков выполнения мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны.
Планирование мероприятий по гражданской обороне;
Практическую разработку и оформление планов гражданской обороны и защиты населения органами местного самоуправления.
Исходными данными для разработки плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны) являются:
Закон РФ «О гражданской обороне»;
Постановления Правительства РФ по ведению ГО;
Приказ МЧС России от 16.02.2012г. № 70 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)»;
Указания министерств и ведомств по ведению ГО
Основные требования, предъявляемые к плану гражданской обороны и защиты населения (плану гражданской обороны):
1. Полнота содержания и краткость изложения; 2. Строгий учет времени; 3. Конкретность и всесторонняя обоснованность планируемых мероприятий; 4. Целесообразность запланированных мероприятий (в том числе и экономическая); 5. Реальность намечаемых мероприятий.
Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований оформляются в виде текстовых документов с приложениями, являющимися составной и неотъемлемой их частью.
План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и руководителем органа военного управления - начальником местного гарнизона. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного гарнизона план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником территориального гарнизона.
Корректировка плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.
23 Защита населения – это комплекс взаимосвязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Мероприятия по подготовке к защите и по защите населения планируются заблаговременно; осуществляются они, по возможности в мирное время; наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с начала войны или вооруженного конфликта. Объем и сроки их проведения определяются исходя из экономических возможностей и из принципа разумной достаточности и максимально возможного использования всех сил и средств.
В соответствии с законом о Гражданской обороне от 12.02.98г. №28-ФЗ (ст.2) одной из основных задач Гражданской обороны является обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий, а также предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Осуществление этой задачи требует подготовки и проведения комплекса мероприятий и применения всех имеющихся способов защиты населения.
Защита населения начинается со своевременного оповещения и информирования об угрозе или возникновения какой-либо опасности. Оповещение - это метод пассивной защиты. Сигнал оповещения о чрезвычайной ситуации - сообщение, являющееся предупреждением о возникновении чрезвычайной ситуации и командой для проведения мероприятий органов РСЧС, а также для использования населением средств и способов защиты и для немедленного включения им (населением) радиотехнических средств речевой информации.
В нашей стране установлен такой порядок оповещения: при любой опасности включаются сирены, звук которых означает единый сигнал опасности: «Внимание всем». Услышав его, следует включить радиоприемник, телевизор, репродуктор проводного вещания и прослушать сообщение о характере и масштабах угрозы и рекомендации по наиболее рациональному поведению в сложившейся ситуации для защиты жизни и здоровья.
Основными способами защиты населения, которые планируются и проводятся в комплексе, являются:
1. организационный;
2. укрытие населения в защитных сооружениях;
3. эвакуация населения;
4. использование средств индивидуальной защиты;
5. проведение радиационных, химических и медико-биологических мероприятий.
11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.
12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.
Приложение N 1
к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне
(в редакции постановления
Правительства РФ
от 22 октября 2015 г. N 1131)
Секретно
(по заполнении)
Экз. N_____
Предложения
по отнесению территорий к группам по гражданской обороне
Наименование территории города |
Численность населения, |
Попадающие в зону возможного |
Группа |
Примечание |
|||||||||
особой важности |
химического заражения |
радиоактивного загрязнения |
катастрофического затопления |
существующая |
предлагаемая |
||||||||
население, процентов |
территория, процентов |
население, процентов |
территория, процентов |
население, процентов |
территория, процентов |
||||||||
Приложение N 2
к Порядку отнесения территорий
к группам по гражданской обороне
(в редакции постановления
Правительства РФ
от 22 октября 2015 г. N 1131)
Секретно
(по заполнении)
Экз. N_____
Перечень территорий,
отнесенных к группам по гражданской обороне
Наименование города |
Численность населения, |
Количество организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне |
Попадающие в зону возможного |
Группа |
Примечание |
||||||||
особой важности |
химического заражения |
радиоактивного загрязнения |
катастрофического затопления |
существующая |
предлагаемая |
||||||||
население, процентов |
территория, процентов |
население, процентов |
территория, процентов |
население, процентов |
территория, процентов |
||||||||
Постановление
Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;
в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации
Утвержден
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.
* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.
имеющие мобилизационное задание (заказ);
и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.
4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.
степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
месторасположение организации;
значимость организации как объекта культуры.
Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:
численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.
Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.
Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.
5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.
Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.
6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.
7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.
8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;
направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.
9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.
10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.
11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.
Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).
Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.
Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:
-Категория объекта по гражданской обороне (ГО).
Как определить к какой категории по ГО относится организация?
- Если организация прекращает свою деятельность в случае военной угрозы , то значит организация не относится к категори по ГО. В данном случае потребуется разработать только раздел ЧС (защиты от чрезвычайных ситуаций), это заметно упращает дело, однако (перечень документов по ЧС, вы можете посмотреть , как можно заметить, даже в этом случае требуется разработать не мало организационно-распорядительных документов (ОРД), схем, планов, инструкций и журналов. Подводя итог, отметим, что в вышеописанном случае на организацию не разработано (отсутствует) мобилизационное задание (МОБ задание, гриф только для служебного пользования), т.е. обязанность по выполнению мероприятий ГО в особый период (военное время). Организации, имеющие МОБ задание и входящие в систему обеспечения ГО в особый период, проверяются на предмет "готовности"со стороны соответствующих органов особо тщательно.
- В случае если МОБ задание имеется, и организация не прекращает свою работу а переходит на режим выполнения мобилизационного задания, потребуется разработка разделов ГО (дополнительно к документации по ЧС). К дополнительной документации можно отнести план гражданской обороны объекта экономики, план основных мероприятий объекта экономики по вопросам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности и другие специализированные документы в области организации ГО в рамках МОБ задания, при наступлении особого периода (военных действий на территории РФ).
Общее количество работников в организации
- Общее количество работников в организации, также влияет на перечень документов и состав организационных мероприятий по Го и ЧС. Так если в организации менее 50 человек, то существует определенные различия при подготовке документов по ГО и ЧС, для количества работников менее 50 и более 50 работников. В определенных случаях, кроме работников одной организации, при планировании юридическим лицом мероприятий по ГО и ЧС, следуе учитывать также количество (среднее) посетителей "объекта", или к примеру арендаторов, субарендаторов и т.п., которые также могут находится на территориях и помещениях условного объекта экономики.
-Территориальная расположенность и наличие обособленных подразделений
В чем заключается задача по разработке всех требуемых по законодательству документов в области ГО и ЧС?
Рассмотрим порядок действий, которого нужно придерживаться в процессе разработки и согласования документации по ГО и ЧС
1. Определение категории по ГО, к которой отнесена организация;
2. Запрос информации в органы МЧС и АГЗ, администрации района о сведениях для разработки основных документов
- План мероприятий по ГО и ЧС на год
4. Обеспечить обучение работников по ГО и ЧС в учебных чентрах МЧС (бесплатно), либо в других лицензиролванных центрах по программе ГО и ЧС для руководителей и специалистов организаций в объеме должностных обязанностей.
Для грамотного и оператвного оформления документации по ГО и ЧС, в том числе по предписаниям на устранение нарушений от МЧС, требуется четкое понимание структуры формирования органов по ГО и ЧС в организации.
Для выполнения работ по согласованию, разработке документов по ГО и ЧС, центр охраны труда и правового информирования, распологает квалифицированными специалистами и экспертами в области ГО и ЧС, с нами комплекс работ по разработке документов ГО и ЧС будет носить конструктивный и четкий характер выполнения работ и взаимодействия с заказчиком.
Специалисты нашего Центра оказывают любые справочные и консультационные услуги по вопросам ГО и ЧС
Свои вопросы вы можете направлять нам на электронную почту [email protected]