Лицензирование добычи подземных вод. Подземные воды — Добыча подземных вод. Лицензия на подземные воды Акт добычи воды из недр

1.
2.
3.
4.
5.
6.

В сегодняшней статье мы ответим на эти и некоторые сопутствующие вопросы. А для начала, давайте разберемся на основании чего собственник или арендатор земельного участка должен получать разрешения для использования скважины на воду.

Лицензирование скважин - для чего это нужно?
Подземные воды в соответствии с законодательством РФ являются частью земных недр . Об этом свидетельствует ФЗ «О недрах» - главный нормативный правовой акт, который регулирует вопросы недропользования. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности.
Право собственности на недра принадлежит государству, включая подземное пространство, полезные ископаемые и прочие виды ресурсов. Любое использование недр является законным только после получения соответствующего разрешения со стороны государства . Данное разрешение оформляется в виде лицензии на недропользование , с указанием разрешенных видов деятельности при пользовании недрами.

Для организации водоснабжения за счет подземных вод, государством выдается два вида лицензий:
· Лицензия на геологическое изучение
· Лицензия на добычу подземных вод

Что такое лицензия на пользование недрами?
Каждая лицензия на недропользование состоит из фирменного бланка с указанием кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок она выдана. Кроме этого, каждая лицензия содержит приложения, в которых указаны условия лицензионного соглашения . В них прописаны требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь и сроки их реализации.
Лицензия на геологическое изучение и лицензия на добычу подземных вод всегда получаются последовательно, одна за другой. При этом получение лицензии на добычу подземных вод возможно только после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.
Главным условием пользования недрами в лицензии на геологическое изучение является проведение комплекса геологоразведочных работ . Такие работы проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу .
Главная задача, которая решается при проведении работ по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод заключается в следующем. Вновь пробуренная или уже давно существующая, но эксплуатируемая без лицензии водозаборная скважина, не оказывала негативного влияния на другие скважины, которые расположены по соседству и уже имеют лицензии на добычу подземных вод. Кроме этого скважина должная обеспечивать то количество воды, требуемого качества, которое необходимо недропользователю.

Кому необходимо получать лицензию на скважину?
Важно понимать, что получение скважины «в наследство» от предыдущего владельца, а также бурение ее «в прошлом веке», не освобождает нынешнего владельца от необходимости соблюдать законодательства в сфере недропользования.
Таким образом, абсолютно каждая скважина , используемая для целей водоснабжения, вне зависимости от года ее бурения, должна эксплуатироваться только при наличии лицензии на добычу подземных вод .

Когда можно не получать лицензию на скважину?
Не получать лицензию на добычу подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин, на сегодняшний день, возможно в единственном случае. В соответствии со статьей 19 ФЗ «О Недрах» , собственники или арендаторы земельных участков имеют право добывать подземные воды без лицензии для личных, бытовых и других, не связанных с предпринимательской деятельностью нужд . При этом подземные воды не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому.
Водоносный горизонт , в такой ситуации, не должен являться источником централизованного водоснабжения . Кроме этого, он должен располагаться над другими водоносными горизонтами , которые являются источниками централизованного водоснабжения.
На практике это означает, что ни один водоносный горизонт не может быть источником водоснабжения в отсутствие лицензии на скважину. Исключение составляют лишь грунтовые воды, так называемая верховодка. Такие воды, чаще всего, добываются с помощью колодцев и обладают низким качеством, вследствие загрязнения с поверхности.

Какой штраф предусмотрен за отсутствие лицензии на скважину?
А теперь давайте остановимся на том, какова ответственность за использование скважины без лицензии. Ответственность за добычу подземных вод в отсутствие лицензии предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами в отсутствие лицензии предполагает штраф в размере:
· 3000 - 5000 рублей для граждан
· 30 000 - 50 000 рублей для должностных лиц
· 800 000 - 1 000 000 для юридических лиц
Кроме этого, в соответствии со статьей 49 ФЗ «О Недрах» привлечение к ответственности за нарушение законодательства о недрах не освобождает от обязанности устранить нарушение . Таким образом, после уплаты штрафа виновное лицо обязано провести работы по получению лицензии на скважину , либо ее ликвидировать .
Необходимо отметить, что данные штрафы предусмотрены за нарушение законодательства в сфере недропользования, однако, сложность отнесения правоотношений, возникающих при добыче подземных вод, к одной отрасли права усложняет ситуацию.
Являясь частью земных недр, подземные воды относятся также и к категории водных объектов . Это однозначно указано в пункте 5 статьи 5 Водного Кодекса РФ . В статье 1 ФЗ «О недрах» также указано, что отношения, связанные с использованием и охраной водных объектов регулируются соответствующим законодательством.
Но и это еще не все. Использование подземных вод, как объекта окружающей среды накладывает на лицо, проводящее такое использование, обязанности по охране окружающей среды и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения .
Таким образом, суммарный штраф , на который можно нарваться при незаконном использовании подземных вод и которое может повлечь за собой их загрязнение , а при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств и угрозу здоровью и жизни населения в соответствии со статьями:
· 7.3 КоАП
· 8.13 пункт 2 КоАП
· 8.13 пункт 4 КоАП
· 8.42 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 1 КоАП
· 8.45 пункт 2 КоАП
составляет до 4 500 000 рублей.

Как получить лицензию на добычу подземных вод в 2016 году?
А теперь давайте разберемся, каким образом избежать обозначенных выше неприятностей и получить лицензию на скважину, а также некоторые сопутствующие разрешения, необходимые для законного использования подземных вод для водоснабжения.
Сразу оговорюсь, что в данной статье я акцентирую внимание именно на вопросах получения лицензии на добычу подземных вод , в особенности тех изменениях в законодательстве, которые вступили в силу в 2016 году . Полную информацию, касающуюся законного использования водозаборных скважин вы можете получить, прочитав небольшую серию публикаций по данной теме:
· Законное использование водозаборных скважин. Часть I. Как и у кого получить разрешение
· Законное использование водозаборных скважин Часть II. Согласование с Роспотребнадзором
· Законное использование водозаборных скважин Часть III. Получение лицензии на скважину
Необходимо отметить, что основные изменения в процедуре получения лицензий на недропользование произошли после внесения изменений в ФЗ «О недрах» в 2015 году . С 1 января 2015 года полномочия по выдаче лицензий на недропользование делятся между федеральными органами власти и органами местного самоуправления.
Многообещающие изменения в Федеральном законе «О недрах», которые отменили обязательную государственную экспертизу запасов подземных вод , при суточном объеме их потребления менее 100 кубических метров , не принесли недропользователям желаемого упрощения процедуры получения лицензий.
На сегодняшний день, при любом объеме потребления воды для законного использования скважин необходимо реализовать полный комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод :
· Получить лицензию на геологическое изучение;
· Разработать проект геологического изучения;
· Пройти государственную экспертизу проекта;
· Провести работы по геологическому изучению, включающие:
1) Анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
2) Гидрогеоэкологическое обследование территории;
3) Бурение скважин;
4) Геофизические исследования;
5) Опытно-фильтрационные работы;
6) Гидрогеохимические исследования;
7) Анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов

· Написать отчет по геологическому изучению с подсчетом запасов подземных вод;
· При объеме потребления воды менее 100 кубических метров в сутки - пройти согласование отчета в органах местной исполнительной власти
При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - пройти государственную экспертизу запасов подземных вод

· Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения:
1) разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения;
2) получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в органах Роспотребнадзора;
3) получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

· Получить лицензию на добычу подземных вод;
· При объеме потребления воды более 100 кубических метров в сутки - разработать технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора)

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

(часть первая в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.
(часть шестая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Комментарий к статье 7
Условно норму можно разделить на несколько смысловых частей. Первая - это определение понятия "горный отвод"; технические характеристики предоставления участка недр; перечень органов, участвующих в согласовании границ горного отвода.
Пункт 3 Положения о порядке лицензирования пользования недрами содержит следующие нормы, касающиеся горного или геологического отвода. Границы участка должны иметь подробное описание и координаты, быть максимально компактными и по возможности ограничены прямыми линиями. Горный отвод должен иметь ограничение по глубине. При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.
Определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора - с Федеральным горным и промышленным надзором России. А для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами государственного экологического контроля - с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и органами государственного санитарного надзора - с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В Постановлении Федерального горного и промышленного надзора России "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений" от 11 сентября 1996 г. N 35 определяется, что Инструкция устанавливает единый порядок предоставления горных отводов и определения их границ при предоставлении лицензии на пользование недрами для разработки месторождений нефти, газа, газоконденсата и теплоэнергетических вод, а также строительства и эксплуатации подземных хранилищ газа (ПХГ) и продуктов переработки углеводородов.
Инструкция является обязательной для всех организаций и предприятий, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов по добыче нефти, газа и теплоэнергетических вод и эксплуатацию подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов.
Разработка месторождений нефти или газа до получения документов, удостоверяющих границы горного отвода, за исключением случаев предоставления лицензий на несколько видов пользования недрами (совмещенных лицензий) или за пределами этих границ запрещается. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
При предоставлении лицензий на пользование недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых работы по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод осуществляются на условиях лицензии в соответствии с согласованными в установленном порядке проектными документами.
При выдаче органами Госгортехнадзора России и органами управления Государственным фондом недр разрешений на застройку площади горного отвода зданиями, сооружениями различного назначения условия застройки согласовываются в обязательном порядке с получившим горный отвод недропользователем. Предоставление земельных участков на площади горного отвода для несельскохозяйственных нужд иному землепользователю производится по согласованию с органами Госгортехнадзора России и владельцем горного отвода. Если месторождение нефти или газа находится на территории, подконтрольной двум округам Госгортехнадзора России, документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предоставляются Госгортехнадзором России или по его поручению одним из этих округов.
В случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (например, по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Госгортехнадзора России. Переоформлению подлежат горноотводный акт и топографический план, а проект горного отвода должен быть дополнен обоснованием необходимости изменения ранее уточненных границ.
Согласно Инструкции не допускается оставлять за контурами уточненных границ горного отвода запасы нефти и газа, предоставленные пользователю недр при лицензировании, а также запасы, разработка которых по технико-экономическим причинам иным недропользователем нецелесообразна. В отдельных случаях производится списание этих запасов в установленном порядке либо они включаются в границы предоставляемого в пользование участка недр.
В Инструкции предусмотрены Основные требования к определению границ горного отвода. Уточненные границы устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы нефти, газа или теплоэнергетических вод которого прошли государственную экспертизу.
Границы горного отвода закрепляются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений нефти, газа и теплоэнергетических вод, а также водоносных структур, соляных пластов или иных непроницаемых геологических образований, при их использовании для создания хранилищ, охраны окружающей среды от вредного влияния работ по добыче нефти, газа, теплоэнергетических вод или при эксплуатации подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, обеспечения безопасности при ведении работ, защиты интересов недропользователя и государства.
Для подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, создаваемых в водоносных структурах, границы горного отвода определяются аналогично порядку определения границ для месторождений нефти и газа. Для подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, создаваемых в соляных пластах, границей горного отвода служат границы геометрического тела сферического или цилиндрического вида, в которое вписываются камеры выщелачивания плюс не менее 5 м по вертикали и 25 м по горизонтали.
В границы горного отвода включаются законтурные нагнетательные скважины, а также могут включаться наблюдательные или иные скважины, предусмотренные проектом разработки для контроля за рациональным использованием недр и влиянием работ на окружающую среду.
Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проекты горных отводов на разработку месторождений нефти или газа могут составляться только теми организациями, которые имеют лицензию на составление технологической проектной документации разработки нефтяных и газовых месторождений. Проекты горных отводов могут включаться в состав технологических проектных документов разработки нефтяных и газовых месторождений специальным разделом "Обоснование границ горного отвода".
Проект горного отвода для разработки месторождения нефти или газа должен состоять из пояснительной записки и графических материалов. К нему должны быть приложены:
копия лицензии на пользование недрами, включая приложения к ней;
копия заключения государственной экспертизы проектов разработки месторождения нефти или газа и документы их согласования с соответствующими органами;
копия решения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, а также соответствующие выписки из таблиц их подсчета.
Проект горного отвода и прилагаемые к нему документы подписываются руководителем, главным геологом и главным маркшейдером организации, испрашивающей горный отвод, главным инженером проекта разработки месторождения нефти или газа и руководителем организации, разработавшей проект горного отвода, а подписи скрепляются печатью.
Для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, пользователь недр предоставляет в орган Госгортехнадзора России письмо и проект горного отвода с необходимыми приложениями. Орган Госгортехнадзора России рассматривает проект и выносит соответствующее решение не позднее 30 дней после его получения. В случае необходимости по требованию органа Госгортехнадзора России пользователь недр обязан предоставить дополнительные документы и объяснения по вопросам, связанным с границами горного отвода.
Орган Госгортехнадзора России в особо сложных случаях или при возникновении существенных разногласий между ним и пользователем недр вправе потребовать проведения независимой экспертизы предоставленных материалов. В этом случае срок принятия решения соответственно продлевается, но не более чем на 10 дней с момента получения дополнительно запрашиваемых документов и объяснений или экспертного заключения.
Материалы, обосновывающие уточненные границы горного отвода, включая проект горного отвода и приложения, хранятся в соответствующем органе Госгортехнадзора России и у пользователя недр. В состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, структурные карты и разрезы.
Решение регионального органа (округа) Госгортехнадзора России по установлению уточненных границ горного отвода может быть обжаловано в Госгортехнадзоре России или в судебном порядке.
При изъятии лицензии на пользование недрами, а также при консервации или ликвидации предприятия по добыче нефти или газа документы, удостоверяющие уточненные границы соответствующего горного отвода, возвращаются в выдавший их орган Госгортехнадзора России.
В случае возникновения угрозы безопасности людей, окружающей среде, рациональному использованию запасов полезных ископаемых, подрабатываемым зданиям и сооружениям орган Госгортехнадзора России может потребовать от пользователя недр корректировки границ и проекта горного отвода. В этом случае оформляются новые уточненные границы горного отвода в порядке, установленном данной Инструкцией.
В случае перехода права пользования недрами в соответствии со ст. 17-1 комментируемого Закона или изменения названия предприятия - пользователя недр документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, подлежат переоформлению в трехмесячный срок после переоформления соответствующей лицензии на пользование недрами. Переоформление осуществляется органом Госгортехнадзора России по заявлению пользователя недр, при этом изменения проекта горного отвода, за исключением топографического плана, не требуется. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, подлежат возврату в органы Госгортехнадзора России в случаях прекращения в установленном порядке действия лицензии на пользование недрами.
Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляет Госгортехнадзор России.
Руководители и должностные лица организации по добыче нефти или газа, виновные в самовольном пользовании недрами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для наглядности в Инструкции представлен горноотводный акт к лицензии на пользование недрами (серия, номер, дата регистрации).
Вторая часть нормы содержит определение прав недропользователя на конкретный участок недр, предоставляемый ему в пользование, а именно: недропользователю предоставляется исключительное право осуществлять в определенных границах пользование недрами; любая деятельность в границах горного отвода согласовывается с пользователем недр путем заключения договора между ним и другими лицами.
В третьей части нормы содержатся определение понятия "геологический отвод" и его содержание. Особенность правового режима геологического отвода и его отличие от горного отвода состоит в том, что в границах одного и того же геологического отвода законодательство предусматривает проведение работ нескольких пользователей недр, в то время как при горном отводе пользование недрами предоставлено исключительно одному субъекту права.
В Положении о лицензировании пользования недрами (п. 3) указывается, что при предоставлении участка недр в виде геологического отвода устанавливается площадь этого участка с ограничением по глубине или без такового ограничения. Ограничение по глубине может устанавливаться в метрах, исчисляемых от поверхности, или привязываться к определенному геологическому контакту (литологическому, возрастному, тектоническому и другим). В границах одного и того же геологического отвода могут проводиться работы по геологическому изучению недр по нескольким лицензиям, как однотипным, так и разным по своему целевому назначению. Взаимоотношения между владельцами лицензий, осуществляющими свою деятельность в границах одного геологического отвода, определяются в лицензиях.
Органы, выдающие лицензию, имеют право устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемых одному пользователю.
Статья 18 Закона Российской Федерации "О недрах" закрепляет за субъектами Российской Федерации право определения порядка предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с этой нормой Правительство Ленинградской области вынесло Постановление "Об утверждении Порядка предоставления горных отводов для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в Ленинградской области" от 3 августа 1995 г. N 301.
Выдача лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие, а также взаимоотношения пользователей недр с собственниками участков в связи с пользованием недрами регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. В частности, ст. 27 Земельного кодекса РСФСР определяет, что "предоставление участков на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласию с органами Государственного горного надзора". Глава V ЗК РСФСР также регулирует порядок изъятия и предоставления земельных участков. После изучения всех необходимых для получения недропользователем земельного участка документов, всех факторов влияния горных работ на предоставляемые земли оформляется акт выбора земельного участка и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства. Отношения по использованию земельных участков для изыскательских работ урегулированы нормами главы VII ЗК РСФСР.
Ведение переговоров с соответствующими органами о выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования участками, связанными с пользованием недрами, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными подразделениями.

Страница 6 из 6

Добыча подземных вод. Лицензия на подземные воды.

Важной особенностью подземных вод как полезного ископаемого является непрерывный характер водопотребления, что вызывает необходимость постоянного отбора воды из недр в заданном количестве.

При определении целесообразности и рациональности добычи подземных вод учитываются следующие факторы:

  • Общие запасы подземных вод,
  • Ежегодное поступление воды в водоносные горизонты,
  • Фильтрационные свойства водовмещающих пород,
  • Глубина залегания уровня,
  • Технические условия эксплуатации.

Таким образом, даже при условии больших запасов подземной воды и значительном ежегодном ее поступлении в водоносные горизонты, добыча подземных вод не всегда является рациональной с экономической точки зрения.

Например, нерациональным будет добыча подземных вод в следующих случаях:

  • очень маленькие дебиты скважин;
  • сложность эксплуатации в техническом отношении (пескование, солеотложение в скважинах и др.);
  • отсутствие необходимого насосного оборудования (например, при эксплуатации агрессивных промышленных или термальных вод).

Высокотермальные подземные воды в районах современного вулканизма (Исландия, Камчат­ка) используются для отопления жилищ, стро­ительства геотермальных электростанций, теп­личного теплоснабжения и т. д.

Виды добычи подземных вод, утвержденных Роскомнедр.

Роскомнедр в Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (утв. Роскомнедра 14 апреля 1994 г.) классифицирует добычу и извлечение подземных вод следующим образом:

Добыча подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться для следующих целей:

  • Добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;
  • Добыча теплоэнергетических подземных вод (в том числе парогидротерм) для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;
  • Добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;
  • Добыча минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для бальнеотерапевтического применения;
  • Добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для их расфасовки с целью последующей реализации.
  • Добыча подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться и для иных целей, не противоречащих условиям рационального недропользования.

Извлечение подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться для следующих целей:

  • Извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;
  • Извлечение подземных вод при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов.
  • Извлечение подземных вод при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий.
  • Извлечение подземных вод при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

Подземные воды, подлежащие государственному учету и лицензированию при добыче.

В соответствии с Общероссийским классификатором полезных ископаемых и подземных вод, подземные воды делятся на:

  • питьевые,
  • технические,
  • минеральные,
  • теплоэнергетические,
  • промышленные.

Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Эксплуатационные запасы подземных вод – количество подземных вод, которое может быть получено на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотребления с учетом природоохранных требований.

Прогнозные ресурсы — количество подземных вод определенного качества и целевого назначения, которое может быть получено в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности использования вод.

Единицы измерения запасов подземных вод.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки , пароводяной смеси — в тоннах в сутки . В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов (в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод.

По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидротерм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Оценка качества подземных вод.

Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод производится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод производится в соответствии с требованиями государственных нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования и требованиями водопотребляющих организаций.

Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения.

Минеральные воды , отнесенные в установленном порядке к категории лечебных, используются прежде всего в лечебных и курортных целях. Разрешение на использование лечебных минеральных вод для других целей в исключительных случаях выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим управление курортами, и федеральным органом управления государственным фондом недр.

Лицензия на добычу подземных вод.

Земные недра в нашей стране принадлежат государству, включая подземные источники пресной воды. Согласно действующему законодательству вода – это полезные ископаемые. Следовательно, на их добычу требуется получение разрешения государства. Оформляется оно в виде лицензии. Комплекс мероприятий по её получению именуется работами по лицензированию недропользования.

Водный кодекс РФ (ст. 9) устанавливает, что граждане и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, за исключением пользования первым водоносным горизонтом от поверхности земли для строительства колодцев и скважин, не являющихся централизованными источниками питьевого водоснабжения.

Нормативная база, регламентирующая оформление лицензии на добычу подземных вод.

Вопросы недропользования детально регламентированы действующими нормативными и законодательными актами, основными из которых являются:

  • федеральный закон под № 2395-1, датированный 21.02.92 (в редакции от 31.12.14). Указанным документом устанавливается требование получения соответствующего лицензионного документа;
  • постановление № 69, принятое российским правительством 11.02.05 (в редакции от 05.02.14), регламентирующее вопросы государственной экспертизы;
  • приказ № 710, изданный Минприроды 29.11.04 (в редакции от 25.04.12), которым регламентирован порядок рассмотрения поступающих от соискателей заявок на предоставление прав на пользование недрами;
  • приказ № 61, изданный МПР России 15.03.05 (в редакции от 27.01.15), которым регламентирован порядок выдачи разрешения на выполнение изыскательских работ;
  • приказ № 83-орг, изданный федеральным госучреждением «ГКЗ» в 2011 году (21 февраля) (Приложение 1);
  • СанПиН за № 2.1.4.1074-01;
  • приказ № 315, изданный Минприроды РФ 29.09.09 (в редакции от 19.02.15), утвердивший соответствующий административный регламент;
  • приказ № 121, изданный Минприроды 03.04.13 (в редакции от 09.12.14) приказ № 139, изданный МПР России 12.04.13 (в редакции от 28.10.14);
  • приказ № 27, изданный Минприроды РФ 25.01.13 (в редакции от 09.12.14).

Этапы получения лицензии на добычу подземных вод.

В процессе легализации имеющейся на вашем участке водозаборной скважины необходимо выполнить следующие мероприятия:

1. Собственник самостоятельно обязан получить лицензию на недропользование для того, чтобы на законных основаниях организовать геологическое изучение данных недр на своём участке. Получить такую лицензию на добычу воды можно, если среди сотрудников собственника имеются специалисты необходимой квалификации. В противном случае, следует заключить договор подряда с профильной организацией.

2. К полученной лицензии прилагаются условия, согласно требованиям которых, работы следует зарегистрировать в госреестре. Указанная регистрация проводится до того, как работы начались, сразу после подписания договора подряда, упомянутого выше.

3. Следующий шаг - создание проекта проведения геологоразведочных работ с последующей передачей документа на государственную экспертизу.

4. Очередным документом, который придётся подготовить при подготовке к получению лицензии на добычу подземных вод, является проект организации, так называемой санитарной охранной зоны подземного водозабора. Готовый документ согласуется в соответствующих надзирающих органах.

6. После этого материалы указанных подсчётов передаются в территориальный фонд геоинформации и в Росгеолфонд.

7. Успешно пройдя государственную экспертизу имеющихся запасов подземных вод, и получив протокол Территориальной комиссии по этим запасам, которым юридически подтверждается факт их постановки на государственный учёт, следует приложить к указанным документам бумаги, которые подтверждают юридически право собственности соискателя на землю.

8. И только после этого собственник скважины водозабора получает право на подачу заявки о том, что он желает получить лицензию на право пользования недрами в целях добычи воды, находящейся под землёй (лицензию на добычу подземных вод).

Порядок получения лицензии на добычу подземных вод.

Участок недр для добычи подземных вод предоставляется без проведения торгов решением комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр, в состав которой обязательно включаются представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — Комиссия).

Для получения лицензии для пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, заинтересованное лицо подаёт заявление в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы.

К заявлению для получения лицензии на добычу подземных вод прилагаются:

1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе:

  • наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица;
  • фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
  • копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);
  • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);
  • копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально);

2) данные о руководителях или владельцах заявителя и лицах, которые представляют его при получении лицензии на добычу подземных вод, включая:

  • решение уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально) или доверенность, выданная в установленном порядке;
  • выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • выписка из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ);

3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами (добычей подземных вод), включая:

  • копию бухгалтерского баланса заявителя за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;
  • документальные данные о наличии собственных, в том числе привлеченных средств на осуществление пользования недрами (договоры займа, кредита и др.);
  • справка налоговых органов о наличии (отсутствии) задолженности заявителя по уплате налоговых платежей, а также платежей при пользовании недрами;

4) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков для добычи подземных вод, включая:

  • сведения о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр;

5) информацию о предыдущей деятельности заявителя, в том числе:

  • данные о полученных заявителем лицензиях на пользование участками недр;
  • сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами.

В зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения, к заявке на получение лицензии по добыче подземных вод прилагаются дополнительные сведения, которые должны содержать:

  • целевое назначение использования подземных вод;
  • обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития;
  • требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;
  • паспорт и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения;
  • наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны;
  • наличие имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами;
  • современное состояние подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр.

Кроме того, к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения.

Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы в течение 30 дней рассматривают поступившие заявочные материалы и дают заключение о возможности удовлетворения испрашиваемых заявителем объемов водопотребления за счет разведанных запасов подземных вод.

После рассмотрения поступивших материалов, подготовки заключения и установления, в случае необходимости, лимитов водоотбора, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы направляют указанные материалы для принятия решения в Комиссию.

Заявочные материалы рассматриваются на заседании Комиссии в течение 30 дней со дня поступления материалов. Решение Комиссии о предоставлении заявителю права пользования участком недр принимается открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Отказ в предоставлении права пользования участком недр допускается в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.

Принятое решение о предоставлении права пользования участком недр направляется Комиссией в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для подготовки условий пользования недрами, оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Добыча подземных вод при разработке месторождений подземных вод производится на основании утверждённых в установленном порядке проектов и технологических схем.

Пользователь недр при разработке месторождений теплоэнергетических вод обеспечивает:

  • — рациональную разведку и разработку месторождений теплоэнергетических вод, при которых достигается предотвращение безвозвратных потерь воды и ее теплового потенциала и предотвращение загрязнения водоносных горизонтов;
  • — предотвращение смешения вод различных горизонтов и перетока из одних горизонтов в другие (с более низким напором), если это не предусмотрено проектной документацией;
  • — предотвращение нерегулируемого выпуска воды, а в аварийных случаях срочное принятие мер по ликвидации ее потерь;
  • — комплексное использование воды;
  • — охрану недр, атмосферного воздуха, земной поверхности, лесов, вод и других природных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  • — проведение рекультивации земельных участков, нарушенных при пользовании недрами.

Технологическая схема разработки месторождений минеральных вод должна устанавливать:

а) систему разработки месторождения, обеспечивающую оптимальный режим эксплуатации водозаборных сооружений и отбор минеральных вод в пределах утвержденных эксплуатационных запасов;

б) количество эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин (источников), выбор и обоснование технологического режима их работы;

в) способ каптажа минеральных вод и обустройство водозаборных сооружений, системы перекачки, транспортировки, резервирования и предварительной обработки минеральных вод (стабилизации, нагрева, охлаждения и других методов), обеспечивающие сохранность качества минеральных вод;

г) мероприятия по доразведке месторождения минеральных вод;

д) особенности проектирования и эксплуатации бальнеотехнических систем, связанные со спецификой химического состава вод;

е) комплекс мероприятий по бесперебойному обеспечению минеральными водами всех потребителей и созданию рациональной системы эксплуатации месторождений;

ж) схему обустройства месторождения;

з) комплекс гидрогеологических наблюдений (мониторинг подземных вод) по контролю за разработкой месторождений минеральных вод и порядок их ведения;

и) мероприятия по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации высоконапорных скважин, скважин, выводящих газосодержащие (метановые, сероводородные), радоновые и термальные воды, а также оборудованных в качестве водоперекачивающих устройств пневмоустановками, работающими под давлением более 2-х атмосфер;

к) мероприятия по охране окружающей среды;

л) нормативы потерь минеральных вод при их отборе, транспортировке и использовании;

м) меры охраны месторождения от порчи и преждевременного истощения.

н) мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту скважин.

Использование подземных питьевых вод для нужд, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, как правило, не допускается и может осуществляться в порядке исключения с разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованного со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и федеральным органом управления государственным фондом недр.

На втором этапе после указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к строительству и эксплуатации сооружений для разработки недр.

3.4.2. В тех случаях, если на предлагаемом к лицензированию неэксплуатируемом месторождении проведена разведка и утверждены эксплуатационные запасы подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, по категориям, обосновывающим их промышленное освоение, на первом этапе осуществляется подготовка проекта разработки и его согласование (в т.ч. экологическая экспертиза). Если с момента утверждения запасов произошло изменение природных и (или) водохозяйственных условий или требований к использованию подземных вод и природоохранных ограничений, на этом этапе проводится дополнительная разведка и вся процедура не отличается от изложенной в п. 3.4.1.

3.4.3. При выдаче совмещенной лицензии на правах предпринимательского риска (в отличие от случаев, указанных в пп. 3.4.1 и 3.4.2) эксплуатация подземных вод может быть начата до проведения государственной экспертизы геологической информации, но при наличии согласования органами Минприроды России и другими заинтересованными государственными контрольными органами.

Срок эксплуатации недр до проведения государственной экспертизы геологической информации, подготовки проекта (технологической схемы) разработки недр и его согласования в установленном порядке оговаривается в лицензионном соглашении, но не должен превышать трех лет.

3.4.4. Лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, действующими предприятиями проводится в процессе эксплуатации сооружений для разработки недр. В этих случаях на первом этапе пользования недрами действующие предприятия обязаны осуществить все мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации недр, в том числе: создание или расширение сети мониторинга, проведение в случаях, предусмотренных "Классификацией", переоценки и переутверждения эксплуатационных запасов подземных вод, уточнение проекта разработки и получение необходимых согласований, перечисленных в п. 3.5. Все эти требования, как и срок их реализации, определяются в лицензии. При невыполнении указанных требований в назначенный срок органы, выдающие лицензию, а также органы Минприроды России могут запретить или приостановить дальнейшее пользование недрами, в том числе и по представлению других государственных контрольных органов.

3.4.5. Особенности лицензирования недр для добычи подземных вод одиночными рассредоточенными скважинами изложены в разделе 8 .

3.5. При выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод и их извлечения при других видах хозяйственной деятельности, а также для добычи полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, требуются следующие согласования:

3.5.1. С бассейновыми и территориальными органами Комитета Российской Федерации по водному хозяйству:

По вопросам возможности добычи подземных вод и использования подземных вод питьевого качества для целей, не связанных с питьевым водоснабжением населения;

По величине изменения поверхностного стока при планируемом отборе подземных вод;

По возможности сброса сточных вод, образовавшихся после использования добытых подземных вод в поверхностные водные объекты (кроме подземных вод питьевого назначения).

3.5.2. С органами Минприроды России:

По вопросам возможного воздействия разработки недр на окружающую среду (при экологической экспертизе проектов или технологических схем разработки месторождений, в том числе, согласовываются и условия сброса подземных вод).

По границам горных отводов для питьевых, минеральных лечебных вод и теплоэнергетических вод, используемых для горячего водоснабжения, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

3.5.3. С органами Министерства здравоохранения Российской Федерации:

По вопросам использования минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также использования термальных минеральных лечебных вод для теплоснабжения.

3.5.4. С органами Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации:

По вопросам пригодности питьевых, минеральных лечебных вод, полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также теплоэнергетических вод при их использовании для горячего водоснабжения;

По возможности организации зоны санитарной охраны и границам горного отвода для перечисленных типов вод.

3.5.5. С органами Федерального горного и промышленного надзора России:

По условиям лицензии в части вопросов безопасности, экологии и охраны недр при разработке месторождений минеральных лечебных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, теплоэнергетических и промышленных вод, а также проектов (технологических схем) разработки указанных месторождений и границ горных отводов.

3.6. Должностные лица Роскомнедра несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае выдачи лицензии на право пользования недрами без согласования с перечисленными в п.3.5. органами заинтересованных министерств и ведомств.

4. Система выбора претендентов на получение лицензий

4.1. Владельцами лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в соответствии с п. 9.1 "Положения" могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

4.2.4. Лицензия на извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении других водопонижающих, осушительных и дренажных мероприятий выдается юридическим и физическим лицам, получившим лицензию на основной вид недропользования, без проведения конкурсов.

4.3. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензии, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов осуществляется совместно органом, определенным соответствующим субъектом Российской Федерации и Роскомнедра или его территориальными подразделениями.

Условия конкурсов и аукционов целесообразно согласовывать с бассейновыми и территориальными органами Роскомвода, с органами Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и другими заинтересованными организациями.

При определении условий конкурсов и аукционов целесообразно учитывать следующие рекомендации:

4.3.1. При проведении конкурсов на пользование месторождениями питьевых подземных вод при прочих равных условиях предпочтение целесообразно отдавать претендентам, реализующим право добычи этих вод для водоснабжения городов, населенных пунктов, сельскохозяйственных районов, не обеспеченных защищенными источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения.

4.3.2. При лицензировании разведанного, но неэксплуатируемого месторождения подземных воз, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, разведка которого ранее была осуществлена за счет средств госбюджета для удовлетворения потребностей конкретного недропользователя, предпочтение при прочих равных условиях целесообразно отдавать этому недропользователю.

4.3.4. Порядок предоставления лицензий, а также проведения конкурсов и аукционов определяется п. 11 "Положения" .

В состав комиссий по оценке соответствия условиям конкурса технико-экономических показателей, разработанных предприятием-заявителем, целесообразно включать представителей бассейновых и территориальных органов Комитета Российской Федерации по водному хозяйству, органов Минприроды России, органов Госкомсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Минздрава России и других заинтересованных организаций.

5. Планирование лицензионной деятельности

При определении пространственных границ горного отвода рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

6.3.1. При разработке месторождений питьевых и минеральных лечебных подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, горный отвод в плане должен совпадать или превосходить по площади границу зоны строгого режима санитарной охраны (первую зону округа санитарной охраны) водозабора (отдельной водозаборной скважины).

6.3.2. При извлечении подземных вод в процессе разработки месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении недропользования для других целей в соответствии с п. 1.2.2. границы горного отвода либо совпадают с участком недр, предоставленным для основного вида пользования недрами, либо превосходят его, если для извлечения подземных вод требуется сооружение водозаборных скважин вне этого участка.

6.4. Сроки пользования недрами:

6.4.1. Лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, предоставляется на определенный срок, а на извлечение подземных вод при строительстве и эксплуатации отдельных видов подземных сооружений (метрополитены и др., срок действия которых не ограничивается) без ограничения срока.

6.4.2. Сроки пользования недрами для добычи подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, не должны превышать пределов, установленных п. 7.1 "Положения" , и в каждом конкретном случае определяются с учетом расчетного срока эксплуатации, на который утверждены эксплуатационные запасы, а также необходимости уточнений условий недропользования. При проектном сроке эксплуатации, превышающем 20 лет, по инициативе владельца лицензии срок ее действия может быть продлен (п.7.3. "Положения").

6.5. Платежи при пользовании недрами.

Платежи при пользовании недрами включают плату за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

6.5.1. Платежи за право пользования недрами определяются "Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1992 г. N 828. Установлены следующие предельные уровни регулярных платежей за право на добычу минерального сырья, в том числе подземных вод, в % от стоимости добытых подземных вод:

Подземные пресные воды - 2 - 8%

Термальные (теплоэнергетические)

воды, рассолы, горнохимическое

сырье (промышленные воды) - 1 - 5%

Размеры платежей за право на пользование недрами для добычи минеральных вод, а также в тех случаях, когда подземные воды в установленном порядке отнесены к общераспространенным полезным ископаемым, определяются субъектами Российской Федерации.

6.5.2. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Нормативы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и порядок их определения устанавливаются специальными нормативными документами.

6.5.3. В лицензии на право пользования недрами для добычи питьевых и минеральных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с целью их реализации платежи за право пользования недрами могут быть заменены полностью или частично поставками производимой продукции. В этих случаях (п.5.4 "Положения") в лицензии указываются порядок и методы расчета объемов этой продукции, пункты ее доставки и т.д. Аналогичный порядок может быть установлен также для теплоэнергетических и промышленных подземных вод.

6.5.4. В состав платы за право пользования недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.

6.6. Требования к пользованию недрами.

6.6.1. В соответствии с требованиями, сформулированными в п. 14.2 "Положения" , в лицензии должны быть установлены:

Максимальная величина и режим отбора питьевых и технических, теплоэнергетических, промышленных подземных вод, а также максимальная величина и режим отбора других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных. Эти величины устанавливаются исходя из обоснованных потребностей в подземных водах заданного назначения, при этом величина максимального водоотбора не может превышать эксплуатационных запасов подземных вод. Она может быть уточнена после составления проекта разработки недр.

Для минеральных вод величина и режим отбора устанавливаются технологической схемой разработки месторождения, а для лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных - коэффициентом извлечения залежи (КИЗ).

Величина и режим извлечения подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при других видах недропользования;

Пороговые и предельные требования к качеству подземных вод или других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (кондиции);

Допустимое понижение уровня подземных вод при эксплуатации;

Максимально допустимое понижение уровня подземных вод на других участках недр в связи с отбором подземных вод на лицензируемом участке с учетом интересов других земле- и недропользователей и ненанесения ущерба окружающей природной среде;

Состав и сроки мероприятий, которые должны быть проведены для компенсации негативного воздействия водоотбора на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию инженерных сооружений;

Допустимое уменьшение поверхностного стока и снижение уровня первого от поверхности водоносного горизонта;

Границы зоны (округа) санитарной охраны (при использовании подземных питьевых, минеральных лечебных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных).

Состав и сроки проведения необходимых мероприятий по оздоровлению санитарной обстановки в пределах горного отвода;

Места и условия сброса вод после их использования по заданному назначению;

Условия проведения мониторинга подземных вод (требования к размещению наблюдательных пунктов, их конструкции, способам наблюдений за уровнем и качеством вод, качеством лечебного минерального сырья, состав и форма документации наблюдений, состав, форма и сроки передачи информации в систему государственного мониторинга геологической среды);

Необходимость переоценки эксплуатационных запасов подземных вод в случаях, предусмотренных "Классификацией".

6.6.2. Все перечисленные в разделе б требования оформляются в виде приложений к лицензии, подготовленных на основании имеющихся гидрогеологических и других материалов.

В проекте разработки недр (технологической схеме) эти требования могут быть уточнены.

При наличии согласованных со всеми заинтересованными органами проектов водозаборных сооружений и технологических схем отработки месторождений в качестве приложений могут быть использованы соответствующие выписки из них. При выдаче лицензий действующим предприятиям указанные требования должны быть уточнены с учетом данных по эксплуатации недр.

6.6.3. Лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и их извлечения при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при других видах недропользования выдаются по единой типовой форме.

7. Порядок подготовки заявок на лицензию

7.1. Предприятия, в том числе и действующие, для получения лицензии должны подать заявку в территориальные подразделения Роскомнедра, которая должна содержать данные, указанные в пп. 11.4. и 19.2 "Положения".

В последующих пунктах данного раздела приводятся необходимые разъяснения по вопросам, рассматриваемым в настоящей инструкции.

7.2. Для подтверждения данных о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя, а также о других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков, должны быть представлены копии документов, удостоверяющие право этих предприятий на ведение соответствующих работ (бурение эксплуатационных скважин, горные работы и др.).

7.3. В заявке на лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод в соответствии с п. 11.4(6) "Положения" должны быть приведены следующие предложения заявителя:

Целевое назначение использования подземных вод;

Утвержденные или апробированные эксплуатационные запасы;

Текущая и перспективная потребность в подземных водах заданного назначения;

Требования к качеству воды и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;

Возможное воздействие на компоненты окружающей среды при добыче подземных вод.

Аналогичные требования распространяются и на полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных.

7.4. В заявках, поданных недропользователями в соответствии с п.19.2 "Положения" , должно учитываться следующее:

7.4.1. К заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих ранее предоставленное право на пользование недрами и земельными участками. К этим документам, в том числе, относятся:

Разрешение на специальное водопользование (для пресных подземных вод);

Акт о выделении горного отвода (для других типов подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных);

Акт о выделении земельного участка.

К заявке также должны быть приложены копии документов, определяющих условия недропользования, справка об отработанных и числящихся на балансе недропользователя запасах полезных ископаемых (кроме подземных вод) и приведены данные об основных технико-экономических показателях деятельности предприятия за последние 5 лет.

7.4.2. Раздел заявки "...данные об основных технико-экономических показателях деятельности предприятия..." должен содержать краткую характеристику объекта лицензирования. К ней, в том числе, относится:

Целевое назначение использования полезного ископаемого;

Схему размещения и конструкции водозаборных и дренажных сооружений;

Существующий объем добычи полезного ископаемого, расходы водозаборных и дренажных сооружений;

Понижения уровней и способы их определения, качество отбираемых вод, оценку влияния эксплуатации месторождения на окружающую среду;

Обоснование размеров зон санитарной охраны;

Характеристику имеющейся наблюдательной сети и методов наблюдений за дебитом, уровнями и качеством подземных вод;

Технико-экономические показатели эксплуатации месторождения.

Все эти данные предоставляются на момент подачи заявки.

Для подземных вод вместо данных об отобранных и числящихся на балансе предприятия запасах полезных ископаемых приводятся данные о текущей и перспективной потребности в подземных водах заданного назначения и данные об утвержденных (апробированных) эксплуатационных запасах.

До окончания первого этапа эксплуатация скважины запрещается. На втором этапе после проведения указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к эксплуатации водозаборной скважины и проведению мониторинга подземных вод.

8.4.2. Лицензия на право пользования недрами для добычи подземных вод новыми водозаборными скважинами должна содержать все требования, перечисленные в п.8.3.3.

8.5. Лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод действующими водозаборными скважинами выдаются без проведения конкурсов, но с обязательным соблюдением сформулированных в лицензии условий эксплуатации подземных вод.

Лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод новыми водозаборными сооружениями выдаются на конкурсной или аукционной основе.

Если в конкурсе принимает участие всего один претендент, он может получить лицензию только на объявленных конкурсных условиях.

Регистрационный N 583

Утверждаю:

Согласовано:

Минприроды России, Минздрав России

Госгортехнадзор России

Госсанэпиднадзор России



Просмотров