Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных

В правописании падежных форм имен существительных можно выделить несколько правил

1) правописание окончаний "а" и "о" в существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами;
2) правописание "и" или "е" в падежных окончаниях единственного числа;
3) правописание окончаний творительного падежа существительных 2-го склонения - фамилий и названий населённых пунктов;
4) правописание суффикса "ен" в разносклоняемых существительных;
5) правописание "о" и "е" после шипящих и ц в окончаниях существительных.
6) правописание ь в падежных формах существительных;
7) Правописание окончаний "а", "о", "е" в именительном падеже существительных с уменьшительными, увеличительными суффиксами и после "л":

После суффикса "ищ" у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание "е", а у существительных женского рода - окончание "а": арбуз-ищ-е, басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание "и", а существительные среднего рода окончание "а": заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища.

Примечания:

1. При образовании существительных с суффиксом "ищ" необходимо иметь ввиду исходное слово и его значение при этом пишутся разные окончания как в единственном, так и во множественном числе; Например: ручище (от рука) и ножища (от нога); муж род - городище (большой город), мн. число - городищи и ср. род - городище (остатки древнего поселения), мн. число - городища; м. род - топорище (большой топор), мн. ч. - топорищи и ср. р.- топорище (рукоятка топора), мн. ч. - топорища; м. р. - пожарище (большой пожар), мн. число - пожарищи и ср. род - пожарище (место, где был пожар), мн. число - пожарища.

2. Все существительные с суффиксом -ищ- в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и существительные без этого суффикса; например: домище (дом), домища (дома), домищу (дому), домищем (домом); ножища (нога), ножищи (ноги), ножище (ноге); головищи (головы), головищ (голов), головищам (головам) и т.д.

После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

1) окончание "а" у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: думушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка;

2) окончание "о" у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: горюшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко,сараишко, заборишко.

Примечания :

1. Слова мужского рода типа заборишко в косвенных падежах имеют такие же окончания, какие имеют эти существительные без суффикса "ишк"; например: заборишко (забор), заборишка (забора), заборишку (забору), заборишком (забором), о заборишке (о заборе). Формы косвенных падежей заборишки, заборишке, заборишкой считаются устаревшими.

2. Слова воробышек - воробушек, камешек - камушек различаются стилистически: суффиксами "ышек", "ешек" оформляются в стилистическом отношении нейтральные слова, а суффиксом "ушек" - слова разговорные или диалектные.

После суффикса "л" в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание "а", у существительных среднего рода - окончание "о": верзи-л-а,заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило.
После суффикса "иц" у существительных среднего рода пишется окончание "е": варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (Например: пальтецо, ружьецо).

Правописание -и или -е в падежных окончаниях единственного числа :

1. В родительном падеже единственного числа у имён 1-го склонения пишется окончание -и или -ы, а в дательном и предложном – -е; но в словах на -ия и в этих падежах пишется окончание -и: Р.–с улицы, из деревни; Д.–к улице, К деревне; П.–на улице, в деревне; но: Д.– к линии; П.– на линии (от слова линия).

2. В предложном падеже единственного числа у имён 2-го склонения пишется окончание -е; но в словах на - u[j], -и (орфографически -ий, -ие) в этом падеже пишется -и: в доме, в инее, в масле, в горе; но: о гении (от слова гений); в заявлений (от слова заявление).

3. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа у имён 3-го склонения пишется окончание -и; от двери, к двери, о двери.

Примечания .

1. У имён среднего рода 2-го склонения на -ье в предложном падеже надо писать "е": в платье, в ущелье.
2. Имена и отчества должны быть в одинаковых падежных формах, а их окончания в родительном, дательном и предложном падежах пишутся согласно правилам: Род падеж.– oт Марии Семёновны, от Клары Васильевны: Дат. падеж – к Марие Семёновне, к Кларе Васильевне; Предл.падеж – о Марии Семёновне, о Кларе Васильевне, об Денисе Сергеевиче; о Борисе Михайловиче.

Правописание окончаний творительного падежа существительных 2-го склонения – фамилий и названий населённых пунктов:

В творительном падеже русские фамилии на -ын (-ин), -ов (-ев, -ёв) имеют окончания "ым";
Знаком с Чапаевым, с Петровым.
в творительном падеже нерусские по происхождению фамилии на -ын (-ин), -ов (-ев, -ёв) имеют окончания "ом";
Знаком с Чаплином, с Бюловом.
в творительном падеже названия населённых пунктов на -ын (ин-), -ыно (-ино), -ов (-ев, -ёв), -ово (-ево, -ёво) имеют окончания -ом.
Родился под Бородином, под Усачевом.

Правописание суффикса "ен" в разносклоняемых существительных :
Нужно запомнить 10 существительных на мя:
бремя, племя, время,
семя, темя, стремя,
знамя, пламя,
вымя, имя

Разносклоняемые существительные на -мя в косвенных падежах имеют суффикс -ен-.
Нет темени, об знамени, нет вымени, в семени.
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя – нет семян, нет стремян; но в других формах этих существительных используется суффикс -ен-.
Например: нет времени, в семени, в семенах; нет имени, в имени, в именах

Буквы о и е в падежных окончаниях после шипящих и ц.
Под ударением после шипящих и ц пишется "о", без ударения пишется "е" в следующих падежных окончаниях:
1) -ой, -ей: межой, но рогожей; лапшой, но кашей; овцой, но курицей.
2) -ом, -ем: плащом, но товарищем; кольцом, но пальцем.

Буква ь на конце существительных после шипящих.
В именительном (и сходном винительном) падеже единственного числа у имён существительных 3-го склонения после шипящих пишется буква ь: рожь, сушь, вещь, ночь. Буква ь в этом случае не обозначает мягкости, а является лишь знаком формы слова (женского рода единственного числа именительного или винительного падежа 3-го склонения). У имён существительных мужского рода 2-го склонения в тех же падежах буква ь не пишется: нож, ковш, плащ, мяч.

Примечания .
1. В родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: Решили несколько задач. Камень сбросили с плеч.
2. Фамилии, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без буквы ь на конце и тогда, когда они относятся к женщинам: Иван Волкович – Елена Волкович.

Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -а, -я

жена , земля

, -о, -е

конь, село , поле

ночь, лошадь

Р. п. -ы, -и

жены , земли

-а, -я

коня , села , поля

ночи , лошади

Д. п.

жене , земле

-у, -ю

коню , селу , полю

ночи , лошади

В. п. -у, -ю

жену , землю

,-а, -я, -о, -е

коня , село , поле

ночь, лошадь

Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

женой , землей

-ом, -ем

конём , селом , полем

-ью

ночью , лошадью

П. п.

жене , земле

-е, -и

коне , селе , поле

ночи , лошади

В падежных окончаниях единственного числа пишется:

  1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
  2. буква и :
    • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
    • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
    • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

Падежные окончания в фамилиях и названиях

В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

Падежные окончания существительных множественного числа

Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

Падежи I склонение II склонение III склонение
И. п. -ы, -и

жены , земли

а, -я, -ы, -и

кони , сёла , поля

ночи , лошади

Р. п.

жён, земель

-ов, -ей,

коней , сёл, полей

-ей

ночей , лошадей

Д. п. -ам, -ям

жёнам , землям

-ам, -ям

коням , сёлам , полям

-ам, -ям

ночам , лошадям

В. п. -ы, -и,

жён, земли

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов

коней , сёла , поля

-и, -ей

ночи , лошадей

Т. п. -ами, -ями

жёнами , землями

-ами, -ями

конями , сёлами , полями

-ами, -ями

ночами , лошадями

П. п. -ах, -ях

жёнах , землях

-ах, -ях

конях , сёлах , полях

-ах, -ях

ночах , лошадях

  1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
  2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
    У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
  3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .

Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.

2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.

Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу .

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение: -и, -ы.

2-е склонение: -а, -я.

3-е склонение: -и.

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -у, -ю.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .

Окончания:

1-е склонение: -у, -ю.

2-е склонение: -а, -я.

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение: -ой(-ей).

2-е склонение: -ом(-ем).

3-е склонение: -ю.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение: -е.

2-е склонение: -е.

3-е склонение: -и.

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.

Эмоциональный настрой на работу.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда, за работу! Удачи желаю всем вам!

Актуализация знаний.

Обобщение знаний о творительном падеже имён существительных.

Предлагает учащимся выполнить задания в группах.

1 группа.

Прочитайте предложения. Найдите слова, связанные по смыслу с выделенными словами, задайте к ним вопросы. Запишите вопросы. Определите падеж выделенных существительных.

Мороз покрыл землю пушистым одеялом. Медведица любуется своим забавным медвежонком. В селе за рекою потух огонёк. Дети отправились за клюквой .

2 группа.

Прочитайте предложения. Определите падеж выделенных существительных, подчеркните предлоги, употреблённые с этими существительными..

В селе за рекою потух огонёк. Красна речь с пословицей . Набита пухом , лежит под ухом . Снежная туча плывёт над лесом. Дорога к школе шла между лесом и полем .

3 группа.

Румяной зарёю покрылся восток. Апрель с водою , май с травою. Над рекой кружились ласточки. Дети заслушались песней жаворонка. Царь с царицею простился.

4 группа.

Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания.

Мир освещается солнцем , а человек - знанием . Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.

5 группа.

Прочитайте предложения. Определите склонение и падеж выделенных существительных. Выделите окончания.

Приди, весна, с радостью , с великою милостью . Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

6 группа

Выполните синтаксический разбор предложения.

Над морем кружились резвые чайки.

Определите падеж существительного, которое в предложении является второстепенным членом.

Обобщение знаний детей. Составление таблицы.

Каждой группе задаёт вопрос, ответ на который помогает составить один из разделов таблицы.

Практическая задача.

Ставит перед детьмипрактическую задачу.

Учащиеся 4 класса работают над проектом «Школа юного кулинара». Для защиты проекта они решили организовать в школе ярмарку сладостей. Эта идея понравилась большинству одноклассников: каждый хотел похвастаться своими кулинарными способностями. Они собрали много информации о правилах проведения ярмарок, приготовили различные блюда, красочно оформили торговые прилавки и изготовили ценники для своих кулинарных шедевров. Школьный повар положительно отозвался о подготовке детей к ярмарке, однако, порекомендовал доработать оформление ценников. Вот как выглядели таблички, которые ребята разложили около блюд, приготовленных для ярмарки.

Печенье с повидл…м, пирожки с капуст…, пирожное с глазур.., селёдка под шуб…, блины с творог… м, вареники с вишн…, торт с ваниль….

Как вы думаете, какие советы он мог дать школьникам?

Почему ребята не дописали окончания слов? Можем ли мы помочь им в решении этой проблемы?

Учитель задаёт детям ряд вопросов.

Какие способы определения окончаний имён существительных мы использовали на прошлых уроках? (Проверка с помощью слова с ударным окончанием в том же склонении, определение окончания имени существительного в зависимости от склонения и падежа.)

В каком падеже употреблены существительные с пропущенными окончаниями?

Какой из этих способов мы можем сейчас применить, чтобы помочь ребятам? (Проверка через слово- помощник.). Попробуем воспользоваться этим способом.

Выявление места и причины затруднения.

Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить проверку другим способом?

Тема: «Правописание падежных окончаний имен существительных в творительном падеже» (4 класс)

Цель урока:

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Предметные результаты:

1. Познакомить с падежными окончаниями имён существительных в творительном падеже, формировать навык правописания окончаний имён существительных в творительном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять имена существительные в творительном падеже.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое творительный падеж имен существительных, его вопросы, предлоги, окончания;

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

ХОД УРОКА

    Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл?

– В конце урока мы вернёмся к нему и ответим на вопрос: Почему я решила применить его к нашему уроку?

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». Л.Н.Толстой

( Пропустил через себя, свои мысли, обдумал и понял. Если ты справляешься с трудной задачей, тогда чувствуешь себя победителем)

- Сегодня на уроке мы будем добывать знания, исследовать объекты русского языка.

2. Минутка чистописания .

А начнём урок с минуты красивого письма.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

– О чем говорится в загадке?

(Зима. Удивительно красивое время года)

Охарактеризуйте звуки.

Зима, зимушка, зимовье, мороз.

– Какое слово можно назвать «лишним»?

– Почему?

Спишите слова с этой буквой, расставьте ударение, подчеркните проверочное слово.

Сегодня на уроке я приглашаю Вас, ребята, отправится в путешествие по морю. Подумайте, как оно называется?

Прочитайте слова, записанные на доске. Кто из Вас догадался, по какому морю мы отправимся в путешествие?

Что Вы знаете об Имени Существительном?

3. Словарная работа. .- Наш корабль подходит к о. Склонения.

Записать слова и определить склонение (на компьютере)

Библиотека, вагон, декабрь, квартира, молоко, хозяйство, посуда.

Ребята, для чего нам необходимо правильно определять склонение имен существительных?

(чтобы правильно написать безударное падежное окончание имен существительных – это орфограмма)

4.Постановка цели и задач урока.

Давайте вспомним, сколько падежей в русском языке?

Назовите их по порядку.

Игра «Узнай падеж»

– Я называю вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, а вы должны определить падеж.

1) кому? (Д. п.)

2) на, за, под, через, про, в. (В. п.)

3) нет. (Р. п.)

4) «щедрый» падеж. (Д. п.)

5) без предлога не употребляется. (П. п.)

6) подлежащее. (И. п.)

7) кого? (В. п., Р. п.)

8) два предлога. (Д. п.)

9) что? (И. п., В. п.)

– С правописанием окончаний существительных в каких падежах мы уже познакомились?

Вспомните алгоритм написания безударных окончаний существительных.

– Попробуем записать эти слова в три столбика по падежам, вставив пропущенные окончания. (Р.п.; Д.п; В.п.)

- Игра « Заселяем домики»

К реке, от деревни, для сестры, из нефти, по площади, к подруге, в ручей, за ногу, про лисицу, над городом, по улице, без медали, от сирени, к озеру, за дорогу, через реку, по яблоне, у дома.

– А какое слово мы не смогли записать в столбики?

– Почему?

У каждого падежа свой порт. Как вы думаете, в каком порту нам следует остановиться, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос?

Итак, кто назовёт тему нашего урока?

– Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного. Что мы сегодня узнаем о Т.п. (Вопросы, предлоги, окончания.)

5. Работа над новым материалом.

– Ребята, мы с вами проведем самостоятельно исследование существительных в Т.п.

Записать слова, поставить его в Т.п, выделить окончание, определить склонение.

Береза, вишня, ученик, сердце, смелость

Вывод: Какие окончания имеют существительные в Т.п.? (карточка)

Дети с улыбкой наблюдали за обезьянкой.

Разберите предложение по членам и скажите, каким членом предложения являются существительные в Т.п.:

6.Физминутка.

Я буду называть падеж и падежные вопросы. Если падеж и вопросы совпадают--хлопайте, если нет- топайте.

И.п. Кого? Что? И. п. Кто? Что?

Д. п. Кому? Чему? В. п. Кого? Чего?

В. п. Кого? Что? Т. п. Кем? Чем?

Р. п. Кем Чем? В. п. В ком? В чём?

П. п. О ком? О чём? Р. п. Кого? Чего?

Т. п. Кого? Чего? Д. п. Кому? Чему?

6. Первичное закрепление . (1 у доски)

Выпишите существительные в Т.п., выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.

Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель…

7.Работа по учебнику. (с.109)

Упр.209. с.109

8. Определите падеж существительных и запишите только буквы падежей.

Растет под березой, убежал от лисы, прочитал про слона, сидели у реки, шли по городу, шагать с песней, смотрел на крокодила, жить без друга, сидит с газетой, лететь над деревней, приехал к сестре, стать писателем.

Взаимопроверка по таблице.

8. Итог урока.

Пора подвести итоги нашей работы.

– Что вы нового и интересного узнали на уроке?

9.Рефлексия.

«!» – молодец, все делаю правильно;

«+» – хорошо, допускаю незначительные ошибки;

«?» – нужна помощь учителя

Выставление оценок

10. Д/з. Упр.213, правило с.108



Просмотров