Преступление и наказание итоги романа. Анализ романа "Преступление и наказание" Ф. Достоевского. Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"


Введение. Наша жизнь наполнена знаками судьбы, которые подсказывают, верной ли дорогой мы идём. Иногда мы можем их не замечать, но они все же существуют и помогают нам в жизни. К примеру, многие люди верят в приметы и видят в проявлениях природы голос свыше, слушают и доверяют ему. Литературные классики уделяли немалое внимание знакам судьбы и ее символам. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.


Введение. Уже первое слово преступление символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно.


Фамилия главного героя. Фамилия главного героя Раскольникова так же имеет символический характер, может быть прочитана в буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено. Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой похож на топор, а его каморка вытянутая и узкая не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента.


Топор. Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В топоре смысловая подмена.


Топор Топор. Новый топор Раскольникова уже не инструмент его воли, идеи, а подлог случая-беса. Топор взят из-под земли (дворницкая) и наделён самостоятельной злой силой. Настоящий (кухонный) топор мог оказаться неподъемным! Подставным же Раскольников действовал «почти без усилия, почти машинально», «силы его тут как бы не было». Сила шла от подложного топора с минуты его обретения Раскольниковым, который ободрился при этом «чрезвычайно». В словах Раскольникова о том, что не он, а черт убил старушку мотив навязанности действия и намек на неслучайность происшедшего: старуха-«ведьма» убита бесовским топором.


Белое белье. Способ, которым символика чистого белого заявляет о себе в романах Достоевского, выглядит очень необычно. Осуществить задуманное Раскольникову помешала прачка. Он уже занес ногу, чтобы переступить «порог», когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» После убийства Раскольников сталкивается с чистым бельём уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню».


Белое белье. Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мертвую девочку в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами». Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и свежевыкрашенная и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников и т.д. «Удвоенное» чистое белье в судьбе Раскольникова и, особенно, его возвращение в старухину квартиру, после убийства, когда квартира уже оклеена новыми белыми обоями идет как намек на возможное возрождение или излечение…


Символика снов Раскольникова. Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь.




Желтый цвет. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей это болезненный цвет. Например: Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару; Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою... Здесь желтый сахар сочетается с надтреснутым сломанным чайником и слитым чаем, который также имеет желтый цвет. Во втором примере желтый стакан, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: пожелтелая меховая кацавейка Алены Ивановны, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах шляпа Раскольникова и т.д.


Желтый цвет. Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках... Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями... Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...; лицо Порфирия Петровича было цвета больного, темно-желтого.


Красный цвет. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.


Цвет глаз героев. Особую символическую нагрузку несут цвета глаз героев. Это замечательные голубые глаза Сонечки и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с холодным, тяжелым взглядом; это прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом на первых страницах романа и эти же глаза с воспаленным, а затем и помертвевшим взглядом после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к воспаленному, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.


Христианские образы и мотивы. В романе широко использованы христианские мотивы и образы. В нем присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу ("гроб" - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице ("если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень"), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).


Христианские образы и мотивы. Свидригайлов предстает перед нами в виде "черной бани с пауками и мышами" - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает "черт". Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: "Черт меня вел на преступление". Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.




Число 3. Число три играет в романе значительную роль. Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марья Марфовна оставила Дуне 3 тысячи рублей по завещанию. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 33 тысяч сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик старухи, 3 раза ударил ее топором. «Три встречи» Расскольникова с Порфирием Петровичем,«3 раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову. У Сони три дороги, как думает Раскольников, когда она стоит в трёх шагах от стола. У Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.


Число 4. Число 4 имеет основополагающее значение. В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных (гл. 4); 4ангела, 4 угла земли, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл.12); 4 сотворённых богом предмета (гл. 14); 4 имени народа (гл. 17) и т. д. «…Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! Уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе… Она энергично ударила на слово: четыре »».(Ч. 4, гл. 4, стр. 262). «Стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю…поклонись всему свету на все четыре стороны…»(ч.5, гл.4, стр.336) В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мёртв 4 дня. История эта помещена в четвёртом Евангелии (от Иоанна).


Число 7. Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! Семь лет, только семь лет!». Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.


Число 7. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветты, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»(ч.4, гл.5, стр.53) Сам роман семичленен (6 частей и эпилог) Первые две части состоят из семи глав каждая. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Семой час давно!»(ч.1, гл.4, стр.58) Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной 7 лет, но для него они были не как 7 дней счастья, а как 7 лет каторги. Об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши 7 лет…», «семь лет из деревни не выезжал», «…все 7 лет, каждую неделю сам заводил…», «…7 лет безвыездно проживал…»)


Число 11. Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение высшей справедливости. Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди св. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)


Число 11. «Одиннадцать часов есть? - спросил он…(время прихода к Соне) - Есть, - пробормотала Соня. - …сейчас у хозяев часы пробили… и я сама слышала… Есть.» (Ч. 4, гл. 4) «Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его…».(Ч. 4, гл. 5) «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу.» (ч.3, гл.7) (время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова)


Вывод. «Преступление и наказание» наполнено мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Часто люди не замечают знаки судьбы, как и главный герой Раскольников, а потом расплачиваются за допущенные ошибки всю жизнь.


Источники. Л. В.Карасёв. - О символах Достоевского Вопросы философии С Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь»,1975, 1, с. 40. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / Под ред. Д.С.Лихачева. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, – 240 с. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман. В 6 ч. С эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. – М.: Просвещение, – 480 с



Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского.

К роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Достоевского можно по праву назвать психологом души . Л.Н.Толстой отмечал,что гениальность Достоевского неоспорима, он чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Писателя не поняли при жизни, мучившие его проблемы оказались недоступными для понимания современниками, а его пророчества казались плодом воображения. Достоевский «ведет» нас к познанию жизни особым, выстраданным путем и учит нас, читателей, искать искру добра в каждом человеке . Вопросы, которые волновали писателя вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день. В произведении автор пытался решить такие сложные нравственные проблемы:защиты обездоленных, проявления милосердия и гуманизма, любви к людям,веры и безверия, нравственного выбора и самосовершенствования. Все эти вопросы не могут оставить нас равнодушными.

Достоевского принято считать писателем - гуманистом. . В центре романа стоит необыкновенная, загадочная личность- Родион Романович Раскольников. Он чем-то похож на Е. Базарова-студент, мечтающий об образовании, определенном деле, полезности обществу. Раскольников умеет чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое. . Писателя интересовало, как такой гуманный, сострадающий человек решается на убийство,почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь, откуда берется воля, как работает их мозг, сердце, совершая преступление. Кто эти люди, берущие на себя так много жизнь человека, во имя чего совершаются такие злодеяния? Достоевский проникает в душу преступника и за идеей заблуждения доброго сердца, убийства ради любви к людям, открывает самую страшную и чудовищную идею - "идею Наполеона", разделяющую человечество на две неравные части: большинство - "тварь дрожащая" и меньшинство - "властелины", призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющие право .

Композиция романа построена на развенчании этой идеи. Достоевский рассказывает нам, читателям, в чем же ошибочность теории Раскольникова. В романе Раскольников искал логическим путем доказательств нравственного закона и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан, ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя. Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для этого привести нельзя - таков закон человеческой совести, нравственный закон. Писатель подводит нас к мысли, что совесть, натура оказались сильнее теории, несмотря на ее логическую неуязвимость. Для того,чтобы показать всю чудовищность этой теории писатель создал новую геометрию искусства, дополнив эвклидовский трехмерный мир "четвертым измерением" - духовностью. Здесь все в стиле Достоевского: и портрет, и пейзаж, место и время действия - подчиняется законам "четвертого измерения" .

В.Белов в комментариях к роману отмечал: « У каждого героя "Преступления и наказания" свой сугубо индивидуальный язык, но все они говорят на "одном" языке - на языке "четвертого измерения" писателя. В мире Достоевского время, как и пространство, является функцией человеческого сознания, оно одухотворено и может, в зависимости от духовного состояния героев, то бесконечно растягиваться, то сжиматься, то почти исчезать.» . Недаром в одной из черновых тетрадей к "Преступлению и наказанию" Достоевский записывает: «Что такое время? Время не существует; время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию.»Поэтому очень важна даже такая, на первый взгляд, незначительная деталь, как повторяющиеся в "Преступлении и наказании" числа, которые имеют важное значение для раскрытия идейной проблематики романа .

В основу нашей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелие, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, мы в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло нам сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Символика – важное средство для раскрытия позиции автора. Использование символики чисел является одним из самых сложных и одновременно одним из самых изысканных, неординарных художественных приемов. Порой то, что напрямую не говорит Достоевский, дополняют числа, раскрывающие характеристику того или иного героя. . Именно они зачастую позволяют читателю погрузиться в атмосферу, царящую в произведении, приблизиться к пониманию авторского замысла. .

Целью работы является: рассмотреть числовую символика «Преступление и наказание» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Федора Михайловича Достоевского.

Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:

1.Исследовать и выявить значение чисел « 3;4;7;11;30» в раскрытии идейной проблематики романа.

2. Классифицировать цифровые символы на основе анализа текста романа.

3.Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелие.

4.Через символику цифр показать всю сложность и глубину романа.

В Романе число-символ - главный шифр романа. Известно, что христианские мотивы для творчества Достоевского являются традиционными, поэтому можно проследить связь чисел «4, 3, 7, 11, 30» с евангельскими текстами и соотнести их с текстом романа . Прокомментируем их. Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число «7».Попытаемся разобраться, какие события делают его особенно значимым и символичным? Нам известно, что цифра «7» часто встречается и в быту,и в природе,и мифологии: есть семь дней недели, семь основных цветов, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.

Обратим внимание, что роман состоит из 6 глав и эпилога: в первой и во второй частях -по 7 глав. «Двойник Раскольникова», Свидригайлов, тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: "...во все наши семь лет...", "Семь лет из деревни не выезжал".

Все роковые события в жизни Р происходят в семь часов:Он узнал вдруг, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь вечера, останется дома одна.».«Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Седьмой час давно.» “Посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, потому что это совершается против Бога. Для главного героя - это «роковое число.» “В эпилоге вновь появляется число «7» для того, чтобы на каторге Родиону раскаяться, изжить в себе прежнего преступника и снова стать человеком Раскольников читает Евангелие, и Достоевский при этом напоминает: "Эта книга... была та самая, из которой она <Соня> читала ему о воскресении Лазаря" и в конце романа число «7» уже не как символ гибели, а спасительное число. Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! <...> Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней".

Анализируя «Преступление и наказание»,мы обратили внимание на то, как число «4» помогает раскрыть внутренний мир героев, их отношение к окружающей действительности. У Раскольникова есть четыре основных сна и после преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. Также лестница и число «4» между собой связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому. Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на 4-м этаже; полицейская контора находится на 4-м этаже этого здания.

В.Н.Топоров делает вывод: "Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре, связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его.

Обратим внимание на то, что чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти. Ю. И. Селезнев отмечает: "Многозначительна и такая деталь: Соня ведь еще не знает, что Раскольников - убийца, она только чувствует, что он "вне жизни". Читая ему о воскрешении Лазаря: "Сестра умершего Марфа говорит ему: "Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе". Она энергично ударила на слово «четыре» .Если мы вспомним, что между каморкой-гробом Раскольникова и его "гробовой" идеей прямая связь, если к тому же припомнить, что и сам Раскольников "смердит четыре дня" - со дня преступления, то существование слова и создаваемого им образа одновременно в двух стилевых планах -текущего и вечного - становится явным"

Таким образом, число "4" связано с преступлением Раскольникова, его виной и признанием.

Также мы выявили круг ассоциаций, связанных с числом «3».Это число можно считать и фольклорным, и евангельским одновременно. С ним связаны многие важные события: в 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле; согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа–тридцать сребренников. « Тридцать сребренников» означает плату за предательство.

Числа «3,30» играют значительную роль в романе «Преступление и наказание»:Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее; она оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию; в девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной; вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором и.т.д. .

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это символ несчастья, во-вторых, это символ обновления и надежды, в-третьих, упоминания в тексте этого числа связаны с предательством.

Символическую значимость в произведении имеет число «11», и оно непосредственно связано с евангельским текстом-притчей о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.» Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней, Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым .

Таким образом, число же «11» – это число высшей справедливости, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния.

Подводя итог своей работы, хочется сказать, что значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. Можно отметить, что Достоевский Ф.М., обращаясь к символике чисел, воздействует на сознательный и подсознательный уровень восприятия текста. Анализируя произведение, можно убедиться, что числа несут в себе огромную символическую нагрузку. Поэтому мы проследили наполняемость чисел, установили связь чисел с проблематикой, героями произведения., определили символику и функции чисел в романе. Убедились, что Достоевский, действительно, является величайшим знатоком человеческой души, изображает героев в их сложном духовном развитии. Основная идея романа Достоевского -это протест против всякого рода античеловеческих теорий. Писатель заставляет задуматься нас.читателей, о том, какие страшные последствия может иметь « идея вседозволенности»,когда ради великой цели можно преступить нравственные законы, и учит « осторожному обращению»с общественными теориями,которые способны воспламеняться в душах людей, порабощая их сознание и волю. превращая их в бездушных исполнителей.

Основополагающей в «Преступлении и наказании» является мысль о трагических последствиях нарушения нравственного закона как для отдельной личности, так и для всего человечества в целом. Символика распределена между двумя полюсами смысловой оппозиции: идеи нравственного нигилизма и идеи морального обновления людей. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны. Поэтому поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории и приобщению его к миру людей. Чингиз Айтматов писал: «И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами...раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия,тревожный набат Достоевского гудит неумолчно,взывая к человечности,гуманизму.»

Список литературы.

1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.-4-е изд.-М.:Сов.Россия,1979.-4-5 с.

2.Белов С. В. Не убий. //Байкал.- 1981.- № 1.- 127 - 130с.

3.Белов.С.В.РоманДостоевского«Преступлениеинаказание».Комментарий:кн.дляучителя.М.:Просвещение,1985.-238с. 4.Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании»// Русская речь.- 1975.-№1.-40с.

5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. -Свердловск,1972.-424с.

6. Карасёв Л.В. О символах Достоевского. // Вопросы философии.- 1994.- №10.- 90-111с.

7.Карякин.Ю.Н. Сомообман Раскольникова. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».-М.:Худ.лит.,1976.-158с.

8..Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. -М.:Просвещение, 1980.-376 с.

9.Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику.-В кн.:Архаический ритуал в фольклорных и литературных памятниках. -М.,1988.-54с.

10.Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического

мышления ("Преступление и наказание"). - В кн.: Проблемы поэтики и истории литературы. -Саранск, 1973.-91 с.

11.Чичерин А. В. Преступление и наказание // Рус. яз. в сов. ш коле.- 1929.-№ 6 .- 72 -87с.

«Преступление и наказание», анализ романа

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Кроме анализа «Преступление и наказание» также смотрите:



Просмотров