нравственная проблематика в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание. «Преступление и наказание» проблематика Преступление и наказание тематика проблематика

Основой сюжета романа «Преступление и наказание» является убийство, совершенное главным героем. Родион Раскольников - «молодой человек, исключенный из студентов университета» и «живущий в крайней бедности», - за полгода до совершения преступления написал статью, в которой высказал свой принцип разделения людей. Он был убежден в том, что «люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Своей теорией Раскольников пытался решить вопрос, кто из людей должен жить, а кто умереть.

Замышляя убийство старухи-процентщицы, Раскольников оправдывал себя тем, что на ее деньги он мог бы совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от нищеты свою мать и сестру. Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежит он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» Преодолев все сомнения и переступив через себя, он совершил убийство, но никакие «добрые дела», совершенные им после этого, не оправдали его поступка и не принесли ему ожидаемого удовлетворения.

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой - в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре - пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

В критический момент жизни судьба свела Раскольникова с Соней Мармеладовой. К моменту их встречи он уже был преступником, совершившим убийство, а она продажной женщиной, зарабатывающей на жизнь «желтым билетиком». Каждый из них по-своему переживает свое падение и размышляет над тем, к какому исходу оно может привести в будущем. Но их души еще не очерствели и готовы понять и принять чужую боль. Раскольников сразу понял, что судьба не случайно свела его с Соней, но им вдвоем предстоит пройти тяжелый путь.

Раскольников рассказал Соне о том, что это он убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он надеялся, что Соня его морально поддержит, взяв его тяжкий грех на себя. Но «тихая» девушка, живущая по христианским заповедям, разрушила его теорию простой логикой жизни и помогла Раскольникову вернуться к нормальной жизни. Герой нашел в себе силы признаться в совершенном преступлении, за что был осужден и отправлен на каторгу.

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно - себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

  • Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского
Основная идея в романе отражает шестую заповедь Ветхого Завета - «Не убей».
Замысел романа: Главный герой - представитель поколения разночинцев 60‑х гг. Приехав в Петербург, Родион увидел страшную картину нищеты, социальную несправедливость, страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, богатство и власть циничных дельцов Лужиных. все это поколебало его веру в Бога. Он узнал жизнь с негативной стороны (одиночество, нищета). С точки зрения автора, терзание Раскольникова есть проявление не слабости, а нравственного начала, которое живет в душе преступника и запрещает человеку использовать зло против зла. Общественная система вызвала протест, бунт, что выразилось в создании своей теории, объясняющей все течение мировой истории.
Теория героя явилась не только следствием общественных проблем, она расценивается как высшее проявление нравственной деградации общества и носится в воздухе. Это идеи об убийстве одного паука ради блага тысяч людей. Правом на уничтожение обладает особый класс людей - «сверхчеловеки», которые являются создателями нового в мире, они «двигатели» человечества. Следствием этих идей становится намерение главного героя убить старуху процентщицу. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не ʼʼтварь дрожащаяʼʼ, а ʼʼнастоящий властелин, кому всœе разрешаетсяʼʼ.
Идею Раскольникова автор увязывает с современной ему исторической эпохой. Причины духовного кризиса эпохи Достоевский видел в наступлении периода человеческого уединения. Не имеея четких духовных ориентиров,он превращается в раба идеи, утратившего свободу выбора. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам.. во время совершения убийства в квартиру вдруг входит Лизавета, Он убивает и ее.
ПиН- полифонический роман. Сюжетом романа опровергает суждения героя, однако преображение героя за рамками романа. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неожиданные чувства мучают его сердце. После преступления он не может видеть близких, они ему неприятны. Чувствует предельное одиночество. Божия правда, земной закон берет свое, и он - принужден сам на себя донести. Принужден,чтобы примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело.. Воскреснет герой на каторге. Под воскресением, возрождением автор понимает покаяние и осознание содеянного.
Причины, заставившие Раскольникова ʼʼпереступить через кровьʼʼ, раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. теперь, перед ʼʼправдойʼʼ Сони.
Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и доказывает, что историей движет духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца. Идея ʼʼПреступлении и наказанииʼʼ в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло.

Лекция, реферат. Социально-нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.











Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно.

А. С. Пушкин

Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга - роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня. Роман “Преступление и наказание” написан в 1866 году. Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось только время действия и формы общения между людьми. Мысли и чувства людей не изменились. Их стремления почти такие же, как и в XIX веке. Сейчас многих людей волнуют те же вопросы, какие задавал себе Родион Раскольников, главный герой романа “Преступление и наказание”. В своем произведении Достоевский подробно описывает вопросы, которые мучили Раскольникова. В романе Достоевского видны условия, из-за которых Раскольников попал в такое ужасное положение. Его унижали, оскорбляли; он был “тварью дрожащей”. Но человек не может жить в таком состоянии. Достоевский показывает весь ужас положения таких людей. Они очень измучены, им тяжело жить. И каждый стремится выбраться из такого состояния. Это стремление человека к свободе естественно. И Достоевский показывает попытку вырваться из такого состояния на конкретном примере. Роман “Преступление и наказание” - это произведение, посвященное истории о том, как мятущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В этом романе Достоевский рассматривает преступление Раскольникова с этой точки зрения. Для Достоевского преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все - “твари дрожащие”, а он, возможно, “право имеющий”.

Раскольников решил подняться “над этим муравейником”. Он решил убить старуху, ограбить ее и получить достаточно средств для достижения своих целей. Но его мучает один вопрос: имеет ли он право преступить юридические законы? Если обратиться к его теории, то можно увидеть, что Раскольников имеет право перешагнуть через любые препятствия, если это необходимо для достижения его целей. Убив старуху, Раскольников отнес себя к разряду людей, к которому не принадлежат ни “квартальные поручики”, ни сестра, ни мать, ни Разумихин, ни Соня. Раскольников “отрезал” себя от людей “как будто ножницами”. И для него это стало трагедией. Раскрыв поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат. Человек не может жить без общения с людьми. Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд “низших людей”. Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести.

Он очень страдает от всего этого: “Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить...” В этом монологе выявляется весь ужас его положения. Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни - вот краеугольный камень философии Достоевского.

Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию “белокурых бестий”, “суперчеловека”, которому все разрешается. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла многочисленные бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского имела и имеет огромное общественное значение.

Мне кажется, что роман Достоевского “Преступление и наказание” должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Этот роман полезен всем людям. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похожую ситуацию, найдут в романе выход из создавшегося положения.

Мне этот роман очень помог. Когда я его прочитал, то смог глубже понять смысл жизни. Этот роман предостерег меня от ошибок, которые я мог бы совершить. Я думаю, что это очень интересная, полезная книга, которую должен прочитать каждый человек, не просто прочитать, а задуматься над теми проблемами и вопросами, о которых хотел предупредить человечество Достоевский.

Арендный блок

Билет № 9

1)Нравственно-философическая проблематика романа «Преступление и Наказание»

Мир страшен, принять его, примириться с ним — невозможно, противоестественно, равносильно отказу от жизни. Но Раскольников, дитя трагического времени, не верит и в возможность тем или иным способом залечить социальные болезни, изменить нравственный лик человечества: остается одно — отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы, вырваться из той необходимости, что владычествует в мире, освободиться от сетей, спутавших, связавших человека, оторваться от “тяжести земной”. На такое “преступление” способны поистине необыкновенные люди, или, по Раскольникову, собственно люди, единственно достойные именоваться людьми. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести истинную, неслыханную свободу. Все бремя неприятия, бунта Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание, или преступление необыкновенной личности — третьего, по Раскольникову, не дано.

В свой роман «Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность. Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом. Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам — «униженным и оскорбленным», — не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души.

Весь месяц от убийства до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе. И прежде всего — это борьба с самим собою. Борьба в душе Раскольникова начинается даже еще до преступления. Совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет поднять ее. Начинаются его лихорадочные метания, хождения души по мытарствам. Благодаря множеству как бы нарочно сошедшихся случайностей Раскольникову поразительно удается техническая сторона преступления. Материальных улик против него нет. Но тем большее значение приобретает сторона нравственная. Без конца анализирует Раскольников результат своего жестокого эксперимента, лихорадочно оценивает свою способность “переступить”. Со всей непреложностью открывается ему страшная для него истина — преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: “не переступил, на этой стороне остался”, оказался человеком обыкновенным, “тварью дрожащею”. “Те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг”, — окончательный итог, подведенный на каторге. Но, главное, не вынес испытания еще и потому Раскольников, что в глубине души был убежден: человек, какой бы он ни был, пусть отвратительная старуха, пусть самый ничтожный из ничтожных, — не вошь. И если бы не было у него этого убеждения, то просто пошел бы и убил, и не стал бы рассуждать, себя оправдывать перед всеми — Соней, Дуней, Разумихиным, Порфирием. И еще одной преграды не смог преодолеть Раскольников. Порвать с людьми, окончательно, бесповоротно, хотя он ненависть испытывал даже к сестре с матерью. “Оставьте меня, оставьте одного!” — с исступленной жестокостью бросает он матери. Убийство положило между ним и людьми черту непроходимую. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его”. Как бы два отчужденных, со своими законами, мира живут рядом, непроницаемые друг для друга — мир Раскольникова и другой — высший мир: “все-то кругом точно не здесь делается”.

2)Женские образы в романе «Война и мир» (Наташа, Соня, Элен, княжна Марья)

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие. Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”. Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”. Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития. Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их. Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой. В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа. Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу. Жюли— такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения. Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА. Одним из серьезнейших образцов русской литературы, в котором затронуты глобальные жизненные проблемы и вопросы, стал роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Здесь перед чита­телем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, иска­ний, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрожде­ние. Роман поражает удивительной глубиной раскрытия человечес­ких характеров и конфликтов, силой нравственных потрясений, воз­вышенных стремлений и идей. Все это волновало и будет волновать читателей.

Описывая историю заблудшей, а затем преображенной души, автор не просто раскрывает сложный жизненный путь героя, путь терзаний, ошибок и раскаяния. Писатель проводит нас трудным и противоречивым путем поиска ответов на близкие всем, но такие сложные нравственные вопросы. Почему достойные люди - добрые, честные, благородные, умные - должны гибнуть в нищете, терпя унижение от ничтожных, подлых, жестоких, глупых, но живущих в роскоши и богатстве? В чем виноваты бедные дети? Почему они должны мучиться и страдать от голода и болезней? Что дает право на существование в мире такого порядка и как этот порядок изме­нить? Кто такой человек? В чем его предназначение? Почему суще­ствует разделение на «тварей дрожащих» и «право имеющих» пре­ступать любые моральные устои?

Не желающий прозябать среди «тварей дрожащих», которые ничего не могут изменить в этом мире, герой Достоевского, Родион Раскольников, пытается отнести себя к разряду наполеонов, которые могут все, которые презирают существующие законы и способны устанавливать свои. Но не так уж прост оказывается этот путь. Рас­крывая историю совершения преступления и особенно последующего наказания, автор касается общих особенностей общественной и ду­ховной жизни, нравственных и моральных проблем, стоящих перед всем человечеством.

События романа поражают не только своей трагичностью, но и предельной правдивостью. Поэтому все терзания героя, его нравствен­ные колебания и противоречия вызывают сопереживание и волнение в сердцах читателей. Говоря о нравственных проблемах и исканиях Родиона Раскольникова, Достоевский использует разнообразные ли­тературные приемы, позволяющие как можно глубже проникнуть в душу героя, увидеть то главное, что заложено в этом человеке. И особенную роль играет здесь мотив передачи снов Раскольникова. Вспомним «страшный» сон накануне убийства: перед нами ребенок, на глазах у которого жестоко избивают загнанную лошадь. В тупой злобе хозяин забивает животное насмерть. И в душе героя, как и в сердце каждого из нас, возникает острый протест против убийства, возмущение бессмысленной жестокостью, сочувствие чужой боли.

Все это говорит о том, что на самом деле Раскольников обладает доброй, чуткой душой. Но как типично поведение хозяина лошади! Ведь точно так несправедлива, жестока и груба жизнь многих лю­дей, вынужденных терпеть издевательства «хозяев» этой жизни, которые угнетают, унижают, а если захотят, могут и убить. И уби­вают - если не физически, то, во всяком случае, морально. Ведь что есть на самом деле существование таких несчастных людей, как Соня Мармеладова, как семья самого Родиона, если не медленная гибель. Проснувшись, Раскольников ужасается не столько той страш­ной сцене убийства животного, сколько, в первую очередь, задуман­ному им самим плану. Его природа бунтует. Но замысел продолжа­ет жить в его сознании. И желание воплотить его лишь усиливает­ся от впечатления, которое оказывает на героя история семьи Мармеладовых.

Родион видит гибель всей семьи, предельное унижение Сони, вы­нужденной торговать своим телом, чтобы прокормить сестер и брата. Теперь смутные представления героя о необходимости убить процент­щицу превращаются в целую теорию об избранных и тех, кто безро­потно подчиняется.

Себя он относит к первым и хочет доказать это себе самому и всем окружающим. Можетбыть, внутренняя борьба Раскольникова и мог­ла бы закончиться иначе, возможно, он все-таки не решился бы на осуществление жестокого плана, но именно в этот момент он узнает о бедственном положении собственной матери, о готовности сестры принести себя в жертву - выйти замуж за нелюбимого. Такое буду­щее Дуни, которое во многом напоминает судьбу Сони, пугает его. Родион не может допустить подобного и потому принимает оконча­тельное решение.

Однако, совершив задуманное убийство, Раскольников вынужден убить и ни в чем не повинное существо - Лизавету. Одно убийство влечет за собой другое. И в этом одна из важнейших идей самого автора.

Достоевский хотел показать, что жестокость и бесчеловечность в каком-то одном случае, чем бы она ни была обусловлена, не бывает единичной. Она становится проявлением бесчеловечности и несет пагубные последствия не только для самого героя, но и для его окру­жения. Меняется весь мир, рушатся главные устои. Вместе с тем писатель все же открывает перед героем путь к спасению. Хотя этот путь лежит только «через страдание».

Мучения Раскольникова заставляют его переоценить все свои мысли, чувства, принципы. И это осмысление ведет к пробуждению совести. Здесь Достоевский показывает весь процесс изменений духовной сферы человека. Преступить законы жизни - значит выключить себя из этой жизни. Именно это и происходит с Родио­ном Раскольниковым. Он оказывается отчужденным от общества, от мира, одиноким в своих страданиях и самобичевании. Преступле­ние сломило его как человека.

Главную свою идею Достоевский вкладывает в высказывание следователя Порфирия: «Станьте солнцем, вас и увидят». То есть, только через доброе, высокое, человечное можно возвыситься в этом мире. То же самое чувствует и Соня. К сожалению, ей пришлрсь убедиться в этом на своем собственном печальном опыте. Таким об­разом, подводя итог всем нравственным исканиям и вечным вопро­сам, автор приводит своего героя, а вместе с ним и всех нас, к мыс­ли о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждаться как личность только через любовь и доброту, через служение людям и идеалам справедливости и человечности. Эти идеалы истинной гуманности, духовной гармонии никогда не поте­ряют своей актуальности. Они остаются близкими нам и сегодня.



Просмотров