Положение о федеральном государственном пожарном надзоре. Проведение проверок и другие виды деятельности. Кто осуществляет государственный пожарный надзор

Подлежит ли государственной регистрации договор безвозмездного пользования зданием на срок свыше года в соответствии с Законом № 122-ФЗ? Следует ли каким-то образом оформлять право пользования земельным участком, находящимся под зданием, полученным в безвозмездное пользование? Если право пользования земельным участком следует оформить договором, то подлежит ли он госрегистрации?

Безусловно, договор безвозмездного пользования зданием является сделкой с недвижимым имуществом. Действующее законодательство предусматривает обязательную регистрацию не для всех сделок с недвижимым имуществом. Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных в ст. 131 ГК РФ и Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ).

В свою очередь, в перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации, определенном в п. 1 ст. 131 ГК РФ, права ссудополучателя на временное безвозмездное пользование не названы.

Согласно указанной норме государственной регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами.

На основании ст. 4 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав признается обязательной только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Данная норма в соответствии со ст. 131 ГК РФ предусматривает регистрацию не только прав, но и их ограничений (обременений), которые представляют собой наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении прав собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других).

Вопросы безвозмездного пользования имуществом регулируются нормами главы 36 ГК РФ. В связи со значительным сходством безвозмездного пользования с договором аренды законодатель в п. 2 ст. 689 ГК РФ установил, что к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абзацем первым п. 2 ст. 610, пунктами 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, пунктами 1 и 3 ст. 623 ГК РФ. В вышеназванном перечне отсутствует п. 2 ст. 609 ГК РФ, устанавливающий обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.

Таким образом, действующее законодательство не требует государственной регистрации ни договора передачи объекта недвижимости в безвозмездное временное пользование, ни возникшего в связи с этим у ссудополучателя права временного безвозмездного пользования объектом недвижимости, ни возникшего временного обременения собственности на объект недвижимости. Исключение составляет лишь право безвозмездного пользования земельным участком, возникшее на основании договора безвозмездного пользования, заключенного более чем на один год. Обязанность регистрации таких сделок предусмотрена ст. 26 Земельного кодекса РФ.

О необходимости оформления права пользования земельным участком, на котором расположено здание, переданное в безвозмездное пользование, можно сказать следующее. Действующее законодательство не предусматривает обязательного оформления таких отношений, если собственником земельного участка и здания является одно и то же лицо.

Известный со времен Римского права принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества отражен в нормах Российского законодательства. Однако распространяется он только лишь на случаи приобретения права собственности на земельный участок или расположенное на нем здание или иное строение, а также на отношения, связанные с арендой зданий и сооружений.

Нормы главы 36 ГК РФ, регулирующие вопросы безвозмездного пользования имуществом, не содержат положений о правах на земельный участок, на котором расположено переданное в безвозмездное пользование недвижимое имущество. При таких обстоятельствах автор вопроса свободен при выборе решения об оформлении прав на соответствующий земельный участок. Конечно, право на участок лучше оформить. Если этот земельный участок находится в частной собственности, Вы можете решить вопрос с его собственником о заключении договора аренды или договора безвозмездного пользования. Не будет препятствий и для оформления права аренды на земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности.

А вот право безвозмездного пользования на такой участок могут приобрести только лишь определенные лица. Их перечень указан в ст. 24 Земельного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся: религиозные организации; лица, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как указывалось выше, ст. 26 Земельного кодекса РФ обязывает регистрировать договоры аренды земельных участков и договоры безвозмездного срочного пользования ими в том случае, если они заключаются на срок более одного года.

А. Блинов, эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"

Постановление Правительства № 290 содержит перечень полномочий и обязанностей инспекторов на всех уровнях надзора за соблюдением пожарной безопасности. Как правильно встретить проверку ГПН, а также как узнать, к какой категории риска относится ваше предприятие, расскажет статья.

Из этой статьи вы узнаете:

Всё необходимое – в подготовленном экспертами

Что устанавливает ПП 290 о федеральном государственном пожарном надзоре

В постановлении содержится перечень полномочий и обязанностей инспекторского состава ГПН, указана подведомственность органов, конкретизированы обязанности на каждом уровне контроля, от района, города до субъекта РФ и федерального уровня.

Цели ГПН и сфера действия

Государственный пожарный надзор предназначен для осуществления контроля за соблюдением граждан, организаций и органов самоуправления, а также для анализа причин пожаров и дознания, проведения профилактической работы с населением и организациями по соблюдению правил пожарной безопасности.

Кто осуществляет государственный пожарный надзор

Этот вид надзора в РФ осуществляют отделы надзорной деятельности территориальных управлений МЧС России.

Полномочия органов, осуществляющих ГПН

Права органов, осуществляющих пожарный надзор в районах и городах субъектов РФ, указаны в пункте 9 Положения о ФГПН 290. Инспекторы ГПН вправе проводить объектов защиты, а также жилых помещений и территорий физических лиц в части контроля за соблюдением законодательства «О противопожарном режиме в РФ».

Предъявив свое служебное удостоверение и копию распоряжения, инспектор вправе посетить любой объект и провести его обследование.

В распоряжении о проверке должна быть приведена фамилия проверяющего. Без этого на объект такой контролер допускаться не должен. Обратите внимание, что проверяющий обязан предъявить мотивированный запрос на информацию, без ссылки на нормативный акт запрашивать тот или иной документ или информацию он не имеет права.

Порядок государственного пожарного надзора

Пожарный надзор проводит исключительно выездные проверки. Документарные проверки не проводятся. Внеплановые проверки пожарный надзор .

внимание

Внеплановые проверки по жалобам инспектору согласовывать с прокурором не нужно, в прокуратуру в 24 часа направляется уведомление о начале проверки.

Проведение проверок и другие виды деятельности

О плановой проверке проверяемый будет оповещен за три рабочих днях. Предупреждение может поступить и по электронной почте. О внеплановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее, чем за 24 часа до ее начала.

Если внеплановую проверку проводят по жалобе или в связи с ранее не проведенной проверкой, то инспектор не сообщит о проверке, а вам запрещено препятствовать в этом. Более того, если жалобщик напишет заявление об анонимности, то вам и не сообщат о том, по чьей жалобе к вам пришли. При этом жалобу в ГПН или прокурору писать анонимно запрещено.

Отнесение объектов к категориям риска в 2018 году

План проверок юрлиц и ИП на следующий год утверждают в декабре 2017, а опубликуют – в январе 2018 года.

Плановые проверки не будут проводиться в организациях, . Также от плановых проверок освобождены предприятия на территории Крыма и Севастополя в переходный период.

Проверки будут проводиться один раз в три года, начиная с 1 января 2018 года. Следовательно, у крымских предприятий будет возможность привести в соответствие проектную документацию на средства пожаротушения и пожарную сигнализацию, при этом разработку данной документации вправе проводить только зарегистрированные участники СРО, имеющие действующий допуск.

Ответственность должностных лиц ГПН

установлено , что инспектор ГПН обязан соблюдать закон, уважать права и интересы организаций и граждан, не препятствовать пользоваться и распоряжаться имуществом в законном порядке, предоставлять возможность дать пояснения по проверке, перед началом проверки знакомить с регламентом и с законными правами проверяемых лиц, доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании, учитывать соразмерность наказания тяжести нарушения, его потенциальной опасности, не допускать незаконных действий во время и после проверки.

Любая проверка должна исходить из презумпции невиновности, беспристрастно и последовательно должен изучаться каждый факт, изложенный в жалобе. Если при проверке обнаружены дополнительные нарушения, то инспектор обязан поставить в известность своих руководителей, чтобы те выдали постановление на проверку по вновь открывшимся обстоятельствам.

"О пожарной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном пожарном надзоре.

2. Установить предельную численность сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, осуществляющих функции федерального государственного пожарного надзора, в количестве 21110 единиц.

Функции федерального государственного пожарного надзора в федеральных органах исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в пределах установленной предельной численности работников указанных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5491);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2005 г. N 629 "О внесении изменений в Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4555);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 771 "О внесении изменений в Положение о государственном пожарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 43, ст. 4949);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 124 "О внесении изменения в Положение о государственном пожарном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 8, ст. 985);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 777 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4763);

Положение о пожарном надзоре 290 подробно разъясняет, как организуется на местах государственный пожарный надзор, описываются права и обязанности инспекторского состава. Документ конкретизирует обязанности работников ГПН от нижестоящих органов до вышестоящих. Постановление утверждено Правительством России 12 апреля 2012 года.

ГПН в лице своих инспекторов предупреждает, выявляет и пресекает нарушения в сфере пожарной безопасности, проводя проверки. Проверяют инспектора, как проводят свою деятельность субъекты хозяйствования, в каком состоянии сооружения, орудия труда, транспортные средства, соблюдают ли проверяемые закон. Во время таких рейдов сами работники государственного пожарного надзора должны соблюдать законы РФ.

Компетенция органов

Согласно Постановлению № 290 о функциях федерального государственного пожарного надзора к компетенции ГПН относятся:

  • организация и проведение выездных проверок;
  • предварительное расследование причин пожаров;
  • составление админпротоколов;
  • статистическая отчётность;
  • сотрудничество с органами власти на всех уровнях;
  • рассмотрение жалоб, относящихся к их сфере деятельности.

Работники ГПН могут участвовать в судебных делах, если речь идёт о возмещении ущерба вследствие пожара. Организацией государственного пожарного надзора предусмотрены свои печати и свои бланки.

Осуществлять деятельность в сфере надзора имеют право инспекторы, начиная от главного государственного и заканчивая рядовыми сотрудниками.

Права и обязанности инспекторов

Согласно Постановлению инспекторы имеют право проверять деятельность субъектов хозяйствования, состояние сооружений, орудий труда, транспортных средств на предмет соответствия требованиям закона.

Положение о пожарном надзоре разрешает им посещать любую территорию и любые объекты, но только в том случае, если у них имеется удостоверение и заверенная руководителем копия распоряжения.

Проверять объект может только тот человек, чья фамилия указана в документе. В рамках контроля разрешено проводить различные исследования и экспертизы, если нужно, привлекать к расследованиям сторонних экспертов.

Существуют и другие права, описанные в законе о государственном пожарном надзоре.

Главные инспекторы и их заместители в рамках этого Постановления имеют право назначать проверки и принимать в них участие, вызывать лиц, причастных к пожарам, для дачи показаний, отменять незаконные предписания, принятые нижестоящими инспекторами.

Главный государственный инспектор РФ в рамках Положения имеет право инициировать разработку пожарной документации, утверждать инструкции, касающиеся работы инспекции, согласовывать предписания о пожарной охране на различных подведомственных объектах.

Что касается обязанностей, то должностные лица госпожнадзора должны выполнять действия по выявлению или пресечению пожаров, придерживаться в своей работе законов РФ, осуществлять проверку, если на то имеется распоряжение руководства.

Нельзя запрещать проверяемому субъекту присутствовать во время рейда, отвечать на его вопросы. С результатами рейда субъект должен быть ознакомлен, ему нужно выдать соответствующий документ, нельзя ущемлять права проверяемых субъектов, требовать документы, которые не относятся к пожарной охране.

Если инспекторы во время проведения проверок превысили свои полномочия, то они понесут за это наказание в соответствии с законами Российской Федерации. Платить им за их работу не нужно, они находятся на государственном финансовом обеспечении.

О проведении проверок

Согласно нормативному документу о госпожнадзоре инспекторы имеют право проводить как плановые, так и неплановые проверки. Такие рейды, как правило, выездные. Одни лишь документы не проверяют.

Внеплановые

Внеплановые рейды инспекция обязана согласовать с органами прокуратуры. Если внеочередная проверка проводится по факту поступившей жалобы, то её согласовывать с прокурором не следует.

В этом случае в правоохранительные органы лишь отправляется уведомление о проведении рейда. Правда, сделать такое уведомление необходимо в течение 24 часов.

План проверок составляют в конце года, а публикуют в январе наступившего. Проверяемого за 3 рабочих дня оповещают о том, что к нему собирается инспектор.

Оповещение может быть послано даже электронной почтой. Для включения объекта в ежегодный план за основу берётся дата ввода в эксплуатацию или дата последнего визита.

Внеплановые рейды согласно положению о пожарном надзоре также проводятся с предварительным уведомлением, но субъекта предупреждают за 24 часа. Если внеочередная проверка проводится по жалобе, то о ней могут и не предупредить.

Проверяемым запрещено препятствовать действиям инспекции, разумеется, если они совершаются в рамках федеральных законов и этого Постановления.

Разглашать сведения о жалобщике инспектор не имеет права, если человек предоставил органам пожарного надзора важную информацию, указал свою фамилию и попросил об анонимности.

Проверяемые объекты хозяйствования относятся к той или иной категории риска. К какой конкретно категории они принадлежат можно узнать из Постановления Правительства от 17.08.2016 №806. Можно обратиться непосредственно к инспектору пожарной охраны, который ответственен за данный объект.

Плановые

Согласно положению о ГПН в организациях с низким риском плановые проверки недопустимы. Освобождены от них и предприятия на территории Крымского полуострова в переходной период.

Субъекты малого бизнеса на всей территории России освобождены от плановых рейдов до 31.12.2018 года. Правда, в эту категорию не включены субъекты малого предпринимательства в социальной сфере.

С 1.10.2017 года пожарную безопасность в России проверяют, лишь имея на руках проверочный лист. Это делается согласно Федеральному закону от 03.07.2016 №277-ФЗ и Постановлению от 29.06.2017 №774.

Использование таких документов со списком контрольных вопросов осуществляется во время плановых рейдов на всех без исключения проверяемых объектах.

Рейд инспекция пожарного надзора проводит согласно лишь тех вопросов, которые имеются в проверочных листах. Темы, которые затрагиваются в таких документах, содержат самые значимые для общественной жизни пункты.

Данное решение было принято Правительством, чтобы уменьшить давление на бизнес и повысить прозрачность деятельности органов государственного надзора.

Приложение

В Приложении к Положению о ГПН приведены критерии отнесения объектов к той или иной категории риска.

В зону высокого риска попали объекты дошкольного и среднего школьного образования. К этому же классу относятся детские лагеря и медучреждения.

В область значительного риска отнесены объекты атомной энергетики, гидроэлектростанции и другие. Сюда же входят сооружения, относящиеся к культурному наследию России.

В зону среднего риска попали объекты, высота которых более 28 метров; сооружения, в которых одновременно пребывает до 200 человек; дачные товарищества, если они находятся вблизи леса.



Просмотров