Повторное собрание кредиторов в конкурсном производстве сроки. Как проводится собрание кредиторов при банкротстве. Нюансы и отличия проведения собрания в деле о несостоятельности

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится законом о банкротстве собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов (см. табл. 7). Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов: выявленных конкурсных кредиторов (кредиторов, обратившихся в установленный срок и в установленном законом порядке и внесенных в реестр требований кредиторов), уполномоченные органы, представителя работников должников и др.

Особенности первого собрания кредиторов:

Определенная дата проведения (не позднее 10 дней до даты окончания наблюдения);

Предоставление протокола проведения в арбитражный суд;

Принятие решения об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении финансового оздоровления, внешнего управления или об открытии конкурсного производства. Т.е. решение первого собрания кредиторов является основанием для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей участи должника;

Определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов;

Решение иных вопросов, предусмотренных Законом о банкротстве.

Таблица 7.

Первое собрание кредиторов
Цель Определение дальнейшей судьбы должника
Дата Не позднее 10-ти дней до даты окончания наблюдения
Принимаемые решения (принимаются большинством голосов из числа присутствующих на собрании) 1. решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: - о введении финансового оздоровления; - о введении внешнего управления; - о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 2. Другие вопросы, в том числе: - образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; - определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего; - определение саморегулируемой организации, которая должна представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих; - выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией; - решение иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве.

Решения первого собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов. При банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса первое собрание кредиторов принимает решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем ¾ голосов от их общего числа (это положение действовало до 1 января 2005г.).



Первое собрание кредиторов – очень важный для должника этап. Цель его проведения состоит в определении кредиторами дальнейшей судьбы должника. Временный управляющий на собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложениями перспектив возможности или невозможности восстановления платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются обязательными для кредиторов. Кредиторы могут иметь собственный взгляд на возможность или невозможность оздоровления должника, не совпадающий с результатами анализа.

Протокол первого собрания кредиторов представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем через 5 дней с даты проведения первого собрания кредиторов.

Окончание наблюдения

Последнюю точку в процедуре наблюдения ставит арбитражный суд: он на основании решения первого собрания кредиторов или руководствуясь законом о банкротстве принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

Основой для вынесения определения или принятия решения арбитражного суда служит решение первого собрания кредиторов. Однако суд может поступить вопреки воле кредиторов в том случае, если есть ходатайство учредителей должника, уполномоченного государственного органа или третьих лиц и они предоставляют банковскую гарантию на сумму свыше 120% от размера обязательств должника, а также существует график погашения задолженности, соответствующий требованиям закона о банкротстве. В этом случае вместо предложенного кредиторами внешнего управления или конкурсного производства суд вводит финансовое оздоровление. Кроме того, если решение собрания кредиторов нарушает чьи-либо права и законные интересы, суд по заявлению соответствующих лиц может признать такое решение недействительным.

Если первое собрание кредиторов не приняло решение о том, какую процедуру надо ввести следующей, суд может отложить рассмотрение дела. Однако если решение не вынесено в течение 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, то суд принимает решение о ведении какой-либо из процедур банкротства самостоятельно:

Если есть соответствующее ходатайство, то вводится финансовое оздоровление;

Если нет оснований для введения финансового оздоровления, но есть возможность восстановления платежеспособности, то вводится внешнее управление;

Если нет оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления, то вводится конкурсное производство и должник признается банкротом.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения финансового оздоровления или внешнего управления, или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Контрольные вопросы

1. Что является целью процедуры банкротства Наблюдение?

2. Какова длительность процедуры наблюдения?

3. Кто руководит во время наблюдения предприятием-должником?

4. Какие сделки администрация должника не имеет право осуществлять во время наблюдения?

5. Кто может быть назначен временным управляющим?

6. Какие права и обязанности имеет временный управляющий?

7. В каком случае управление должником осуществляет временный управляющий?

8. Какие сделки осуществляются только с согласия временного управляющего?

9. Каким образом производится удовлетворение требований кредиторов в течение периода наблюдения?

10. Кто определяет дату проведения первого собрания кредиторов?

13. Какие решения может принимать первое собрание кредиторов?

14. В каком случае может быть прекращена процедура банкротства Наблюдение? Кто принимает решение об ее окончании?

15. Что происходит с предприятием-должником после завершения процедуры наблюдения?


Тема 5. Финансовое оздоровление

Особенности процедуры

Финансовое оздоровление – это процедура, появившаяся с введением Закона о банкротстве 2002г. (см. табл. 8). Так же, как и внешнее управление, она направлена на восстановление платежеспособности должника. Существует и еще одна процедура, связанная с оздоровлением - санация (в законе 1992г. она относилась к судебным процедурам, а в законе 1998 и 2002г. является досудебной процедурой). Разница между ними заключается в следующем:

Досудебная санация является процедурой добровольной и заключается в оказании финансовой помощи должнику (например, учредитель оплачивает все долги должника, а должник берет на себя обязательства перед этим учредителем).

Во время внешнего управления кроме того, что осуществляются меры по оздоровлению должника, действует мораторий на долги. Т.е. долги замораживаются и начинают выплачиваться после окончания процедуры.

При финансовом оздоровлении должник начинает расплачиваться по долгам почти сразу после введения процедуры (в соответствии с графиком), одновременно осуществляются меры по финансовому оздоровлению. Гарантом исполнения обязательств в соответствии с графиком выступают лица, предоставившие обеспечение. В случае неисполнения должником графика погашения задолженности ее будут погашать лица, предоставившие обеспечению, после чего их требования будут включены в реестр как требования конкурсных кредиторов. Если они не смогут исполнить эту обязанность, то будут нести ответственность в пределах стоимости имущества и имущественных прав, предоставленных в качестве обеспечения исполнения обязательств.

Таблица 8.

Финансовое оздоровление
Определение Процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Ст. 2 Закона о банкротстве
Не применяется - К ликвидируемому должнику; - К отсутствующему должнику; - К кредитным организациям* Ст. 225,228 Закона о банкротстве, ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций
Срок - Не более 2 лет. Кроме того, совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет; - Для градообразующих организаций – не более 2 лет с продлением еще не более чем на 1 год по ходатайству органа местного самоуправления, привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства; - Для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств - срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции, с продлением еще на 1 год в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, эпизоотий и др.). Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть больше 2 лет и 3 месяцев. Ст. 80,92,172, 178, 219 Закона о банкротстве
Начало По окончании наблюдения на основании определения арбитражного суда при наличии обеспечения исполнения должником обязательств, предоставленного учредителями (участниками) должника, собственниками имущества должника – унитарного предприятия, третьего лица или третьих лиц. Ст. 76, 78 Закона о банкротстве
Орган управления Руководство должника под контролем административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Специфика Руководителем осуществляется оздоровление должника в соответствии с планом финансового оздоровления, одновременно производится погашение задолженности в соответствии с графиком, утвержденным арбитражным судом. Большинство сделок должно быть внесено в план финансового оздоровления, либо они контролируются собранием (комитетом) кредиторов, административным управляющим. Сделки с имуществом величиной больше 5% балансовой стоимости активов, выдача займов, кредитов, поручительств, гарантий, учреждение доверительного управления, сделки, увеличивающие обязательства больше чем на 20%, осуществляются только с согласия собрания (комитета) кредиторов. Реорганизация осуществляется с согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение. Сделки, связанные с увеличением кредиторской задолженности более чем на 5%, приобретением или продажей любого имущества (за исключением продажи готовой продукцией, работ, услуг), уступка прав требований, перевод долга, получение займов, кредиторов осуществляется только с согласия административного управляющего. Ст. 82 Закона о банкротстве
Окончание процедуры С момента: - Вынесения арбитражным судом определения о прекращении производства по делу; - Вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления; - Принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Ст. 86,87,88, 92 Закона о банкротстве
* Для кредитных организаций до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуется мера по предупреждению банкротства кредитных организаций, также носящая название «финансовое оздоровление», однако она является внесудебной процедурой и включает в себя другие положения. Ст.3, гл.II Закона о банкротстве кредитных организаций

Процедура банкротства набирает популярность и применяется с 2015 года не только к юридическим, но и к физическим лицам. Обязательной частью этого процесса признаются собрания кредиторов. Алгоритм осуществления данных мероприятий регламентируется Федеральным законом “О банкротстве” от 26 октября 2002 года. Внесенные в закон изменения и дополнения действуют с 1 января 2017 г.

Первое собрание кредиторов.

Обозначенному мероприятию предшествует процедура временного наблюдения, когда временный управляющий подготавливает список претензий всех заимодателей, знакомится с актуальным положением дел, анализирует финансовое состояние банкрота. Он же назначает дату этого мероприятия.

Задача первого созыва кредиторов - определение следующих ключевых моментов:

  • Избрание арбитражного управляющего квалифицированным большинством голосов кредиторов.
  • Обозначение стратегии дальнейших действий. Путем голосования решается основное направление следующего этапа процедуры: конкурсное производство, внешнее управление, мировое соглашение или восстановление платежеспособности.
  • Учреждение комитета кредиторов. Происходит по согласованному заключению всех участников, обладающих правом голоса. Однако может выступить обязательной мерой, если число заимодателей превышает 50 человек.

При условии предварительного ходатайства возможно рассмотрение дополнительных вопросов по существу дела.


Чтобы стать участником мероприятия, важно заявить о своих претензиях к должнику не позднее календарного месяца с момента опубликования информации об открытии процедуры банкротства. В РФ подобные данные размещаются в газете ”Коммерсантъ”.

Тем, кто пропустил период подачи претензий по уважительной причине, суд может предоставить дополнительное время.

Проведение мероприятия

Основные положения относительно процессуальной части проведения собрания кредиторов закреплены в Постановлении Правительства РФ N56 от 6 февраля 2004 года.

Время проведения заключено в строгих пределах с 8.00 до 20.00 в будние дни.

Круг вопросов, очерченный в целях рассмотрения участниками созыва:

  • Алгоритм дальнейшей процедуры банкротства.
  • Реструктуризация долгов.
  • Возможности финансового оздоровления предприятия-банкрота либо стратегия внешнего управления.
  • Возможность выплаты гонорара арбитражному управляющему и его размер.
  • Вероятность мирового договора.
  • Вердикт о начале конкурсного производства.

Повестка собрания намечается заранее. Решение кредиторами принимается путем голосования, причем число голосов каждого из заимодателей прямо пропорционально отношению его претензий к общему объему требований. Иными словами, большим количеством голосов обладает тот, кому должны большую сумму. При этом важно условие, согласно которому штрафы, пени и т.п. игнорируются при учете голосов.

В ходе мероприятия ведется протокол. Впоследствии один из экземпляров в пятидневный срок отправляется в арбитражный суд. В случае самостоятельного проведения необходим еще один экземпляр для предоставления арбитражному управляющему. Протокол в обязательном порядке отражает:

  • Данные о банкроте: адрес прописки и фактического проживания, ФИО либо наименование для юрлица, реквизиты и т.п.
  • Указание на арбитражный суд, разбирающий дело.
  • Информацию о мероприятии: время и адрес проведения, причины, повестка, факт уведомления участников.
  • Перечень участников и общее количество голосов.
  • Данные выступавших на заседании.
  • Прошения о рассмотрении дополнительных обстоятельств.
  • Процесс голосования и принятые вердикты.

Кроме того, протокол сопровождается копиями реестра, бюллетеней, правоустанавливающих и иных документов, использованных в ходе заседания.

По общепринятой схеме заседания назначаются по месту фактического проживания должника, однако по инициативе арбитражного управляющего место может быть изменено.

Участники собрания кредиторов

Законодательством определен круг лиц, допущенных на подобные собрания:

Конкурсные кредиторы и иные организации с правом голоса, упомянутые в перечне требований на момент проведения собрания. К конкурсным относят кредиторов по денежным обязательствам.

Заинтересованные представители со стороны должника - это могут быть работники, учредители, руководители и т.д. Участвовать в голосовании не могут. Присутствие самого банкрота не обязательно.

Права участников

Основным правом, реализуемым на мероприятиях такого рода, выступает право голоса. Как упоминалось выше, им обладают конкурсные кредиторы, фигурирующие в реестре требований, в соответствии с размером своих претензий.

Остальные участники уполномочены вносить предложения и обсуждать актуальные вопросы, но на принятие решения повлиять не могут.

Всех участников закон наделяет правом обжалования вынесенных решений в суде.

Уведомление о собрании

Каждому, имеющему право на участие в мероприятии, в обязательном порядке предварительно направляется официальное уведомление о его назначении с указанием времени и места, а также ключевых моментов и регламента.

Со всеми актуальными материалами дела участники вправе ознакомиться заранее не более чем за пять дней до начала заседания.

Уведомление может быть отправлено почтой за две недели до мероприятия либо иным способом в пятидневный срок.

В случаях, когда кредиторов насчитывается более пятисот, и при невыполнимости предыдущего условия, сведения о собрании публикуются в официальном печатном издании.

Кредитор, не получивший уведомление своевременно и доказавший, что в этом отсутствует его собственная вина, имеет право требовать отмены решений, принятых без его участия. Конечно, при этом учитывается процент его претензий и последствия, вызванные данным фактом.

Ответственный за рассылку уведомлений - инициатор мероприятия, в большинстве случаев это арбитражный управляющий. Информация о собрании заносится в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве за две недели до начала мероприятия.

Заочное проведение

Законодательство предусматривает проведение собрания без личного участия кредиторов, путем электронного голосования. Используются специальные каналы связи, операторы которой гарантируют конфиденциальность сведений и своевременность поступления новой информации. Протокол собрания скрепляется подписью управляющего либо иного лица, организовавшего мероприятие.

Уведомления и иные документы, предоставляемые участникам, должны включать ссылку на сайт, где содержится информация о собрании. Срок рассылки уведомлений увеличивается и составляет 30 дней до собрания.

На практике такая форма проведения собраний почти не применяется. Чаще используется способ рассылки бюллетеней участникам, которые они заполняют и далее в установленные сроки передают управляющему.

Сроки проведения

Первое собрание проводится в период, не превышающий 10 дней до завершения процедуры наблюдения.

Дальнейшие подобные мероприятия назначаются арбитражным управляющим, как правило, раз в три месяца. При необходимости внеочередного собрания кредиторы направляют требование о его проведении, на которое арбитражный управляющий должен отреагировать в течение трех недель. Если этого не происходит, кредиторы вправе самостоятельно провести собрание.

Отложение собрания кредиторов

Собрание может быть отложено по решению арбитражного суда, в ведении которого находится дело. Причиной такой меры обычно является наличие в суде требований кредиторов, еще не рассмотренных.

Однако существует условие, при котором возможна данная мера: требования по таким ходатайствам должны быть достаточно значительными, чтобы повлиять на ход собрания.

Признание собрания недействительным

Решения, принятые на собрании кредиторов, могут быть обжалованы, а само собрание признано недействительным, если:

  • В ходе процедуры было допущено ущемление прав и законных интересов участников мероприятия и третьих лиц.
  • В мероприятии приняли участие кредиторы, чьи требования составили менее половины от общего числа.
  • Кредитор, чьи претензии достигают не менее 10% от общего числа требований, не был уведомлен о проведении собрания и смог доказать этот факт.

К лицам, уполномоченным обжаловать решения собрания, относятся представители должника, а также те, чьи требования еще не фигурируют в реестре, но приняты к рассмотрению судом.

Важно помнить, что судом может быть пересмотрено любое решение, принятое кредиторами, в особенности касающееся вопросов конкурсного производства или внешнего управления.

Банкротство - дело достаточно многогранное и неоднозначное, и в целях увеличения шансов на успех целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Не совсем так, собрание уже проведено, срок проведения собрания рассчитан с момента моего назначения. Подали жалобу, СРО после проверки моей деятельности - оправдала, а ФРС не согласна, ссылается на пропуск срока проведения собрания, т.к. необходимо считать с момента последнего собрания. Пытаюсь докопаться до истины...

Есть различная практика. Очень много судебных актов, когда управляющего привлекают к административной ответственности по формальным признакам, но есть и обратная, положительная для управляющих практика:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буракова Ю.С.
судей Каранкевича Е.А., Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Радужному Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на определение от 31.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зуева И.В.) и постановление от 20.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зорина О.В., Семенова Т.П., Смольникова М.В.) по делу N А75-1618/2010 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "РуссИнтегралНефтемаш" (628463, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Радужный, улица Губкина, 5, ИНН 8609222340, ОГРН 1058603250958) по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Радужному Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на действия (бездействие) конкурсного управляющего Спирова Вячеслава Николаевича.
Суд

Установил:

Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Радужному Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ФНС России, уполномоченный орган, податель жалобы) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой на действия конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "РуссИнтегралНефтемаш" (далее - ООО "РуссИнтегралНефтемаш", должник) Спирова Вячеслава Николаевича (далее - конкурсный управляющий Спиров В.Н.).
Определением от 31.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 20.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении жалобы ФНС России отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, уполномоченный орган обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении жалобы ФНС России.
По мнению подателя жалобы, конкурсным управляющим Спировым В.Н. нарушен пункт 1 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), поскольку за период проведения конкурсного производства проведено лишь одно собрание кредиторов должника. Данный факт установлен и саморегулируемой организацией арбитражных управляющих Некоммерческое партнерство "Сибирская гильдия антикризисных управляющих".
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением суда от 28.09.2010 ООО "РуссИнтегралНефтемаш" признано несостоятельным (банкротом) с открытием в отношении него процедуры конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Спиров В.Н.
Сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом) опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 16.10.2010 N 193.
Уполномоченный орган, полагая, что конкурсным управляющим нарушена периодичность проведения собраний кредиторов должника, обратился с настоящей жалобой в арбитражный суд.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении жалобы, пришли к выводу, что ФНС России не доказано, что допущенные конкурсным управляющим Спировым В.Н. нарушения сроков, проведения собрания кредиторов должника нарушили права и законные интересы уполномоченного органа.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со статьей 60 Закона о банкротстве кредиторы вправе обращаться в арбитражный суд с жалобами о нарушении их прав и интересов.
Из смысла статьи 60 Закона о банкротстве следует, что при рассмотрении арбитражным судом жалобы на действия (бездействие) конкурсного управляющего законодателем предусмотрена возможность признания таких действий (бездействия) незаконными лишь в том случае, если они нарушили права и законные интересы подателя жалобы.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае лицу, обратившемуся с жалобой необходимо доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы этого лица, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям закона, добросовестности и разумности.
Пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве предусмотрено, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже, чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Из материалов дела усматривается, что собрание кредиторов должника с повесткой дня: отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства предприятия должника проведено 28.01.2011, то есть с нарушением положений пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве.
При этом из изложенных норм и обстоятельств дела следует, что сам по себе факт несоответствия действий арбитражного управляющего законодательству о банкротстве не является достаточным основанием для удовлетворения данной жалобы.
Кроме того, как правильно указано судами, уполномоченным органом не доказан факт нарушения конкретными действиями (бездействием) конкурсного управляющего Спирова В.Н. каких-либо прав и законных интересов подателя жалобы.
С учетом изложенного оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Постановил:

Определение от 31.03.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 20.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1618/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Ю.С.БУРАКОВ

Судьи
Е.А.КАРАНКЕВИЧ
Л.В.ТУЛЕНКОВА

Собрание кредиторов при банкротстве юрлица представляет собой объединение конкурсных кредиторов, уполномоченных лиц, созданное для защиты интересов данных лиц при производстве дела о несостоятельности юрлица. О составе данного собрания, его компетенции, а также порядке созыва читайте в нашей статье.

Состав собрания кредиторов

П. 1 ст. 12 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — закон о несостоятельности) подразделяет участников собрания кредиторов при банкротстве юрлица на следующие категории:

  1. Голосующие участники, к которым относятся лица, чьи требования включены в реестр, а именно:
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы.
  1. Неголосующие участники, а именно уполномоченные лица:
  • от сотрудников юрлица;
  • участников юрлица;
  • собственника имущества юрлица, созданного в форме унитарного предприятия;
  • саморегулируемой организации, в которой состоит арбитражный (конкурсный) управляющий (далее — конкурсный управляющий, т. к. данный вид управляющих встречается наиболее часто);
  • контрольного органа.

Особняком стоят конкурсные кредиторы, чьи требования обеспечены залогом имущества юрлица-банкрота. Они могут участвовать в голосовании только:

  • в ходе наблюдения;
  • в ходе финоздоровления либо внешнего управления в том случае, если в продаже объекта залога было отказано судом либо сам залогодержатель отказался от продажи;
  • по вопросам избрания либо снятия управляющего;
  • по вопросу о подаче в суд заявления о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Полномочия собрания кредиторов и кворум для его проведения

П. 2 ст. 12 закона о несостоятельности в качестве вопросов, решение по которым правомочно принимать только собрание кредиторов при банкротстве юридического лица, называет:

  • введение либо изменение периодов проведения процедур финоздоровления или внешнего управления;
  • утверждение плановых документов финоздоровления или внешнего управления;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из членов которой он будет выбран;
  • назначение конкурсному управляющему дополнительных выплат;
  • назначение реестродержателя;
  • заключение мирового соглашения;
  • обращение в суд с заявлением о признании юрлица несостоятельным и открытии конкурсного производства;
  • образование комитета кредиторов (далее — КК), определение его компетенции и выбор членов.

Все вышеуказанные вопросы не могут быть переданы для разрешения каким-либо другим организациям или лицам.

В соответствии с п. 4 ст. 12 закона о несостоятельности кворум для того, чтобы на заседании можно было принимать решения по указанным выше вопросам, составляет более 50% голосов от общего числа голосующих участников. Кворум для повторного заседания составляет 30% при условии, что все участники собрания были извещены надлежащим образом.

Правила созыва собрания кредиторов

В соответствии с п. 1 ст. 14 закона о несостоятельности заседание собрания кредиторов может состояться по инициативе:

  • конкурсного управляющего (о его полномочиях и статусе можно прочитать в статье «Арбитражный управляющий в деле о банкротстве»);
  • голосующих участников, чьи права требования составляют 10% и более от общего размера задолженности юрлица;
  • 1/3 голосующих участников.

В документе с инициативой о проведении заседания должны содержаться темы и вопросы, требующие обсуждения и разрешения. После получения требования у конкурсного управляющего есть 3 недели, чтобы провести мероприятие. В противном случае такое заседание имеют право организовать своими силами лица, которые требовали его проведения (п. 5 ст. 12 закона о несостоятельности).

Уведомление о дате и месте заседания должно быть направлено заинтересованным лицам:

  • почтой не позднее чем за 2 недели до его проведения;
  • курьером или другим способом, обеспечивающим получение уведомления не позднее чем за 5 рабочих дней до момента его проведения.

Кроме того, уведомление должно быть размещено в Едином реестре сведений о банкротстве не позднее чем за 2 недели до момента проведения заседания.

В том случае, если количество участников собрания превышает 500, а также при невозможности личного уведомления участника, например при отсутствии возможности выяснить его контактные данные, размещение объявления в Едином реестре считается надлежащим уведомлением (п. 2 ст. 13 закона о несостоятельности).

Правила проведения собрания кредиторов

Заседание собрания кредиторов проводится, как правило, по местонахождению несостоятельного юрлица либо его руководства. По общему правилу для принятия решения достаточно простого большинства голосующих, присутствующих на заседании. Однако в п. 2 ст. 15 закона о несостоятельности содержится перечень вопросов, по которым для принятия решения потребуется большинство голосов от общего числа голосующих участников.

К таким вопросам относятся:

  • формирование либо роспуск КК;
  • выбор конкурсного управляющего или организации, из которой он будет утвержден;
  • оформление мирового соглашения и т. д.

Решения, принятые собранием, фиксируются в протоколе, один экземпляр которого в течение 5 дней направляется в арбитражный суд. К протоколу прикладываются копии следующих документов (п. 7 ст. 12 закона о несостоятельности):

  • реестра требований, актуальных на момент проведения заседания;
  • бюллетеней, с помощью которых проводилось голосование;
  • документов, подтверждающих полномочия лиц, принимавших участие в заседании;
  • материалов, которые были представлены участникам для утверждения либо ознакомления;
  • материалов, доказывающих своевременное уведомление участников собрания о времени и месте его проведения.

Оригиналы протоколов и приложений к ним должны храниться у конкурсного управляющего до завершения производства по делу о несостоятельности юрлица.

Общие правила проведения собрания утверждены постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 56.

Формирование комитета кредиторов

Комитет кредиторов при банкротстве юрлица осуществляет полномочия, предоставленные ему собранием кредиторов, в целях защиты прав кредиторов и контроля за деятельностью конкурсного управляющего (п. 1 ст. 17 закона о несостоятельности). Данный орган может не образовываться, если количество голосующих участников составляет менее 50.

КК создается в количестве 3-11 человек. Точный состав определяется на заседании собрания кредиторов. Кандидаты в члены КК предлагаются голосующими участниками, при этом госслужащие могут быть избраны только по предложению уполномоченного органа.

Выборы членов КК производятся кумулятивным голосованием участников собрания кредиторов, имеющих право голоса. При этом размер голосов каждого определяется как произведение размера требования кредитора в рублях на количество членов формируемого КК (п. 2 ст. 18 закона о несостоятельности). Свои голоса голосующий участник может отдать за одного претендента или распределить их между несколькими.

Избранными считаются претенденты, которые набрали большее число голосов.

Права КК

Права КК закреплены в п. 3 ст. 17 закона о несостоятельности. Итак, КК может:

  • затребовать от конкурсного управляющего либо директора юрлица-банкрота сведения о финансовом состоянии юрлица в ходе применяемых процедур в деле о несостоятельности;
  • обжаловать действия конкурсного управляющего в судебном порядке;
  • принять решение о созыве собрания кредиторов;
  • принять решение об обращении к собранию кредиторов с предложением об отстранении конкурсного управляющего;
  • осуществлять другие полномочия, переданные ему собранием кредиторов.

Для осуществления своих полномочий КК может выбрать своего представителя, закрепив такое решение в протоколе заседания. О правилах ведения протокола читайте в следующем разделе статьи.

Правила работы КК

После образования КК его участники выбирают из своего состава председателя (п. 3 ст. 18 закона о несостоятельности), а также определяют регламент работы. Примером может служить типовой регламент работы комитета ликвидируемого банка (приложение 1 к Порядку организации и проведения заседаний комитетов кредиторов ликвидируемых финансовых организаций, утв. решением правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 21.12.2015, протокол № 192).

При принятии решений каждый член КК имеет 1 голос, который он не может передать кому-либо другому (п. 5 ст. 17 закона о несостоятельности). Решения по вопросам, включенным в повестку заседания, принимаются большинством голосов. В ходе заседания ведется протокол, который, если в регламенте работы не указано другое правило, подписывается председателем КК. Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых в течение 5 дней с момента проведения заседания передается в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности.

К протоколу в обязательном порядке прикладываются документы (копии), идентичные тем, что прикладываются к протоколу собрания кредиторов:

  • бюллетени;
  • материалы для утверждения;
  • доказательства своевременного уведомления членов о проведении заседания и т. д.

Информация о решениях, принятых на заседаниях комитета, в течение 3 рабочих дней с момента получения протокола должна быть размещена конкурсным управляющим в Едином реестре.

Таким образом, собрание и КК являются органами, защищающими права и законные интересы кредиторов юрлица-банкрота. Общее собрание формирует КК, выбирает арбитражного управляющего, устанавливает для него дополнительные выплаты. КК осуществляет контроль за деятельностью управляющего. Данный орган может не формироваться, если число кредиторов менее 50.

При банкротстве активность кредиторов имеет немаловажное значение. От того насколько ответственно подойдут к собраниям держатели долгов, во многом зависит успех процедуры и количество вырученных средств.

Разберем, каким образом проводятся собрания, и какие вопросы там могут быть решены.

О понятии

Право кредиторов выдвигать индивидуальные требования к должнику теряется при его банкротстве. Начало процедуры признания финансовой несостоятельности должника вносит свои коррективы в отношения между сторонами, и кредиторы с этого момента должны представлять собой своеобразный единый орган – собрание кредиторов.

Состав собрания можно разделить на следующие категории:

  1. Голосующие участники :
    • конкурсные кредиторы;
    • представители уполномоченных органов.
  2. Участники, которые не имеют права голосовать :
    • работники банкрота;
    • учредители;
    • управляющий;
    • представители надзорных органов.

Уполномоченными органами считаются государственные структуры, предъявляющие требования по уплате обязательных платежей. Участники, которые не вправе голосовать, имеют право выступать при обсуждении вопросов.

Как проходит

Собрание кредиторов при банкротстве — это орган, решающий следующие задачи:

  • решение о начале процедуры банкрота;
  • утверждение плана оздоровления;
  • решение о начале процедуры внешнего управления;
  • заключение мирового с должником;
  • вынесение решения о начале ;
  • контроль работы конкурсных управляющих, их выбор и утверждение;
  • определение размера , которое будет оплачиваться сверх нормы;
  • утверждение представителя кредиторов;
  • прочие задачи, которые влияют на защиту интересов кредиторов.

Разберем подробно, каким образом проходит собрание кредиторов, рассматривая каждую стадию отдельно.

Процедура созыва

Требование о проведении собрания может исходить от:

  • (это его прямая задача);
  • комитета кредиторов;
  • части кредиторов, сумма задолженности перед которыми составляется не менее десяти процентов от общей суммы долгов банкрота;
  • 1/3 кредиторов.

Требование о проведении собрания должно отражать вопросы, которые будут на нем подняты. Если инициаторами созыва являются кредиторы, управляющий не может менять повестку собрания.

Стоит отметить, что управляющий должен организовать собрание в течение трех недель после поступления требований. Если этого не произойдет – организацией может заняться инициатор.

Уведомление о проведении

Оповещение кредиторов о грядущем собрании является обязательной процедурой и должно производиться в соответствии со следующими правилами:

  • почтовые уведомления рассылаются не позднее двух недель до собрания;
  • уведомления с помощью других средств – не позднее пяти рабочих дней ;
  • при большом числе кредиторов (более 500) или в том случае если личное оповещение невозможно, в качестве уведомления может быть признана публикация в СМИ.

К самому уведомлению также предъявляются требования:

  • указывается информация о должнике;
  • описывается место созыва и время начала процедуры;
  • указывается повестка собрания;
  • описывается порядок регистрации участников;
  • также к уведомлению должна прилагаться информация о правилах ознакомления с материалами дела.

Подведение итогов

Существуют случаи, когда утвержденное собранием решение может быть отменено судом. Так, например, решение может быть аннулировано в следующих случаях:

  • решение выходит за рамки компетенции собрания;
  • решение не учитывает интересы одной из сторон.

Протокол заседания

Данный документ составляется по итогу собрания и должен быть передан в арбитражный суд для отчета об успехе мероприятия. Протокол должен быть составлен в двух экземплярах, а если собрание велось без участия управляющего – в трех.

Протокол должен иметь обязательные приложения:

  • бюллетени голосования;
  • документы, подтверждающие полномочия голосовавших;
  • документы, которые подтверждают, что порядок уведомления участников был соблюден;
  • реестр кредиторов;
  • информация, которая направлялась участвующим для ознакомления с материалами дела.

Приложения представляют собой копии документов, а оригиналы должны находиться у управляющего. Итоги проведения собрания должны быть отражены в .

Сроки

После того как от кредиторов поступило требование о проведении собрания, управляющий обязан в течение трех недель это собрание организовать (в соответствии с ).

После проведения собрания протокол по его итогам должен передаваться в судебные органы в срок не позднее пяти дней . Кроме этого управляющий должен в течении этого же срока обновить информацию в реестре.

Первое собрание кредиторов при банкротстве

Разберем, чем отличается первое заседание от тех, которые производятся впоследствии:

  1. Его организация лежит на плечах управляющего и проводится оно во время стадии наблюдения.
  2. Для собрания установлены определенные временные рамки:
    • собрание проводится не позднее 10 дней до окончания стадии наблюдения (исключение составляют случаи, когда наблюдение за должником не проводится);
    • после проведения собрания в течение пяти дней в суд должен быть направлен протокол.
  3. Если реестр требований содержит лишь требования по расчету с работниками, собрание не организуется. В подобных случаях все вопросы решаются арбитражным судьей. Тот же самый порядок предусматривается, если собрание не смогло вынести конкретное решение по выбору определенной стадии банкротства.

Вопросы, которые поднимаются на первом собрании, имеют следующий характер:

  • выбор определенной стадии банкротства (внешнее управление, конкурсное производство);
  • утверждение графика финансового оздоровления должника;
  • утверждение комитета кредиторов;
  • разработка списка дополнительных требований к управляющему;
  • выбор СРО и управляющего на определенную стадию банкротства;
  • утверждение возможности подписать мировое соглашение.

Особенности повторного и последующих

Не всегда первое собрание может быть признано состоявшимся, к примеру, из-за недостаточного числа голосов или по другим причинам. В этом случае должны созываться повторные собрания. По правилам для их успеха достаточно участия тридцати процентов голосов.

На повторных собраниях решения принимаются по большинству голосов. Несмотря на это о собрании должны быть проинформированы все кредиторы, в том числе те, которые не участвуют в голосовании.

То, насколько часто должны проводиться последующие собрания, не регламентировано законом. Руководствуются тем, что созыв может быть инициирован для решения вопросов, связанных с интересами кредиторов. Приведем примеры оснований для проведения повторных заседаний:

  • в том случае если управляющий не справляется ос своей работой кредиторы могут ходатайствовать на собрании о его отстранении;
  • если на стадии внешнего управления управляющий производит крупную сделку, которая затрагивает интересы кредиторов, они вправе одобрить ее или нет;
  • процесс реализации имущества должника также затрагивает интересы кредиторов, поэтому они имеют право на утверждение порядка продажи собственности банкрота.

Нюансы и отличия проведения собрания в деле о несостоятельности

Банкротство организаций и граждан проходит по схожему сценарию, однако процедуры имеют определенные отличия.

Физического лица

Объявить о своей финансовой несостоятельности физическим лицам стало возможно с 2015 года. В отличие от банкротства юридических лиц для граждан установлена большая сумма долга – 500 тысяч рублей . При подаче заявления в суд публикация в СМИ уведомления об этом намерении не требуется.

Собрание кредиторов в случае может применить к должнику упрощенный список процедур. Так, например, стадия внешнего управления не используется, а применяются:

  • реструктуризация;
  • конкурсное производство и реализация имущества;
  • мировое соглашение.

Кандидата в банкроты может производиться уже на этапе реструктуризации, тогда как для организаций на первом этапе процедуры это не допускается.

Юридического лица

Банкротство организаций возможно после накопления долга в 300 тысяч рублей . Основной особенностью, отличающей процедуру банкротства юридического лица от физического – наличие большего количества кредиторов , особенно если банкрот является крупной организацией (банки, промышленные предприятия и т.п.).

Собрание кредиторов юридического лица может ходатайствовать о назначении в отношении должника следующих процедур:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Каждая из процедур направлена на получение максимально выгодного для кредиторов результата. В отличие от банкротства физических лиц при финансовой несостоятельности организаций установлены большие сроки процедуры , что обусловлено сложностью принятия решений.

Застройщика

Финансовая несостоятельность организаций, занимающихся строительством, имеет определенную особенность – наличие дольщиков, которые вложили свои денежные средства в строительство. В случае законом предусмотрено проведение:

  • собрания кредиторов;
  • собрания участников строительства, чьи требования включены в реестр кредиторов.

В соответствии с участники строительства имеют право на получение денежных средств с должника в третью очередь. Требования кредиторов удовлетворяются в четвертую очередь.

Видео: Порядок проведения



Просмотров