Представление. Воображение. Фантазия. Убедительность во что бы то ни стало. Воображение и фантазия

ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)

(англ. imagination ) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества , В. обеспечивает как историческое создание форм культуры , так и их освоение в онтогенезе .

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием , памятью , вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И . Канта ). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. ) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А . В . Запорожец ), «продуктивного восприятия» (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Н . А . Бернштейн ) и т. д.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления .

Для В. характерно то, что еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации . Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста ). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В. служит к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты , 2-е - в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. ), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.

Особую форму В. образует . Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста . Одним из ведущих источников его развития в детстве становится дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В . В . Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ВООБРАЖЕНИЕ (фантазия)" в других словарях:

    Воображение (фантазия) - – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Различают воображение произвольное… … Словарь-справочник по социальной работе

    ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психич. процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творч. преобразования имеющихся у человека образов действительности. Во многих языках В. синонимично образу, представлению, изображению. Выделяют различ. приемы… … Российская социологическая энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия

    воображение - Фантазия. Ср … Словарь синонимов

    воображение - ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ВООБРАЖЕНИЕ - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ - (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь

    Воображение - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина "Руслан и Людмила", небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик - это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Чем отличается фантазирование и воображение от серьезного решения задач? При фантазировании ребенок сам создает какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую ему угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает ее как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребенок ищет не любое, а реальное, "взрослое", серьезное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

Чем отличается фантазия от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость - это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, не делающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия - это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле - это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка .

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи. Однако все же следует обратить внимание на то, о чем мечтает ребенок. Если он все время рассказывает о своих несуществующих друзьях, о нежных родителях или об игрушках, то, может быть, он страдает, мечтает об этом и таким образом изливает душу? Немедленно помогите ему.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: "Без воображения нет соображения".

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Способы развития фантазии и воображения.

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше вам доверяют и охотнее слушаются.

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

  1. в нежном возрасте (2-6 лет) - сказки, фантастические рассказы;
  2. в отрочестве (7-14) - приключенческие фантастические романы;
  3. в юности и в зрелые годы - добротная научно-фантастическая литература. Научите детей восхищаться хорошей фантазией.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приводимым ниже приемам развития воображения и фантазировании.

Использование приведенных ниже приемов не исключает надобности думать. Приемы "не вместо", а "в помощь" фантазии, приемы указывают направления думанья. Знание приемов фантазирования подводит детей к овладению "взрослыми" приемами разрешения противоречий и решения изобретательских задач.

Приемы развития фантазии и воображения .

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.

Консультация для педагогов

Фантазия и воображение

Подготовила

Педагог-психолог д/с №21

Глубокова Евгения Александровна


Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала - комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.

На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Фантазия, как деятельность, созидающая образы, является необходимым условием всякого художественного творчества. Поскольку образы слагаются путем придумывания и искусственного соединения элементов, они бывают лишены живости и художественной правды. Фантазия дает художнику необходимый запас образов и намечает возможные способы их сочетания, построение же целого определяется эстетическим чувством и основной идеей художественного замысла. Поэтическое творчество может принимать характер совершенно бессознательного процесса, в котором образы соединяются в художественное единство помимо всякого контроля рассудочной и вообще критической деятельности. Такое проявление поэтической фантазии характеризует собою наибольший подъем поэтического вдохновения и имеет своим внешним выражением так называемую импровизацию. Фантастическими построениями наиболее богат романтизм. Наибольшее применение фантазия находит при создании гипотез в эмпирических науках и вообще при исследовании причин в той или иной области явлений. Во всех подобных случаях фантазия дает богатый материал возможных догадок и предположений, из которых рассудок путем и логического анализа, и эмпирической проверки извлекает все то, что может иметь научное значение.

Фантазия рождает идею, которая вышла за пределы окружающего локального мира. Воображение с помощью деталей превращает идею в зримый, ощущаемый образ.

Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.

Фантазия и воображение спонтанны и не терпят ограничения. Однако и в этом спонтанном процессе наблюдается последовательность всех фаз деятельности четырех форм психики: интуиции, мышления, ощущения и чувства. Это выглядит парадоксом. Но он кажущийся, так как в заданной последовательности форм есть безграничность оттенков, благодаря которым воображение оставляет след не только в настоящем - в своем бунте оно устремляется в будущее. Образ разрастается с участием этих четырех форм психической жизни. Интуиция обнаруживает с помощью догадок новые связи, которые мышление гармонически соединяет в целостный образ; чувство окрашивает образ эмоциональными переживаниями, а ощущение делает его зримым, осязаемым. Такое воображение является творческим и, когда оно сталкивается с реальностью, в этом столкновении рождается новое.

Французский психолог Т. Рибо писал в своем исследовании творческого воображения: «Для творческого воображения регулятором служит внутренний мир… творческое воображение в своей совершенной форме стремится проявиться во внешнем мире, выразиться в творении, которое существовало бы не только для творца, но и для всех. …у простых мечтателей воображение остается внутри в виде смутного абриса, оно не воплощается в эстетическое или практическое создание». Творческое воображение, - полагал Рибо, - может быть разложено на несколько элементов, в число которых входят: умственный фактор, эмоциональный фактор, бессознательный фактор. Парадокс роли умственного фактора Рибо видел в том, что часть любого образа, находящегося в памяти, переходит в целое, каждый элемент стремится воспроизвести полное состояние этого образа. Но, если бы существовал только этот закон, - пишет Рибо, - то созидание было бы всегда недоступно для нас, мы не могли бы выйти за пределы повторения. Однако человек свободен в своем выборе благодаря тому, что существует диссоциация образов и возможность их новой комбинации. Рибо заметил, что роль диссоциации велика из-за того, что цельное восстановление образа в памяти препятствует творчеству. Эмоциональный фактор в воображении является необходимой составляющей, поскольку, - пишет Рибо, - нельзя найти пример такого произведения, которое было бы создано абстрактно, свободным от какого бы то ни было аффективного элемента. С бессознательным фактором Рибо связал вдохновение. Все названные им факторы объединяет принцип единства, ибо всякое творчество требует единства и синтеза.

Фантазия необходима не только в художественном, научном и техническом творчестве, но и в игре, спорте, труде, общении - везде, где содержится творческий компонент.

Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию.

Чем шире пространство воображения, тем богаче и глубже внутренний мир личности и тем больше воображение способно давать жизнь явлениям скрытой реальности, в которой живет человек. Функция воображения выражает себя в различных представлениях поэтических, музыкальных, художественных образов. Но не каждый способен увидеть образ не глазами, а представить его в своем воображении и целостно нарисовать картину образа.

Нужно ли развивать фантазию и воображения и зачем?

Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

В качестве творческой способности фантазию можно воспитывать и совершенствовать путем специальных упражнений (тестов), в процессе участия в самой деятельности. Развитие творческого воображения играет важную роль в познавательном процессе.

Воображение и фантазия

Человек всегда испытывал потребность в по­гружении в виртуальную реальность. Главным инструментом ее создания на всех этапах человеческой истории было искус­ство, формирующее «вторую реальность». Когда первобытный

21.2. Воображение и фантазия

художник изобразил на стене пещеры сцену охоты, это была первая фиксация на материальном носителе виртуального взгляда человека на окружающий мир. Ведь сознание - это ин­струмент, отражающий мир в представлениях, позволяющих человеку выжить в обстоятельствах, которые чаще всего он не сам себе выбирает. В основе виртуальной реальности лежит та­кое свойство человеческой психики, как воображение, фан­тазия. Воображать - «изображать в уме чувственные и отвле­ченные предметы; возможность сочетания и мысленного жи­вописания умственных картин» 1 . Термином «воображение» пользуются и наука, и искусство, и здравый смысл. Под вооб­ражением могут пониматься «сны наяву», фантазии, мечта­тельность и т.п. В психологии воображение понимают «как психический процесс, заключающийся в создании новых об­разов... на основе трансформации и рекомбинации элементов прошлого опыта человека» 2 . Содержанием образов может стать и то, что человек никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; неизвестные ему места; существа, которых нет на Земле. Образы позволяют че­ловеку выйти за пределы реального мира во времени и про­странстве. Воображение как основа любой творческой дея­тельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, де­лая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что создано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем свидетельствует о тесной связи воображения и мышления. Подобно мышле­нию, воображение возникает в проблемной ситуации, мотиви­руется потребностями личности, обусловлено уровнем разви­тия общественного сознания. Воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной

" Даль В. Воображать// Толковый словарь живого великорусского языка (Со­временное написание слов). М., 1998.

2 Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. С. 53-54.

Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях

деятельности и обеспечивающий создание программы поведе­ния в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Несмотря на то что в воображении у чело­века возникают образы предметов и явлений, ранее ему не встречавшихся, всегда можно найти реальные аналоги состав­ляющих их элементов. Даже в изображении марсиан писате­лем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реа­лии: голова марсианина похожа на металлический цилиндр с клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин похож на огромного спрута. Создавая новый предмет, человек мысленно представляет его собранным из из­вестных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впе­чатления, тем более интересные и неординарные образы воз­никают в его воображении.

Воображение людей обслуживает их «ролевые игры», обес­печивающие пребывание в виртуальном мире, как в реальном. Образы воображаемого мира участвуют в вымышленных при­ключениях и деформированных в благоприятном (или небла­гоприятном) для субъекта виде реальных историях. Каждый человек «живет» в придуманном мире, но эти «придумки» должны укладываться в диапазон общепринятых значений, иначе возможна патология - полная идентификация вообра­жаемого мира с миром реальным, т.е. патологически неадек­ватное восприятие действительности.

Человек издревле объяснял себе реальность с помощью ми­фов, сказок, персонажей религий и т.д. Языческие божества, олицетворявшие силы природы, - гром и молния, Солнце и огонь, духи гор, лесов, озер, вод и домов - все это принадлежит виртуальной реальности. В сказаниях и легендах всех древних народов присутствуют образы сверхчеловека (Прометей, по­знакомивший людей с огнем), в религиях - пророки и святые, в волшебных сказках и эпических песнях - рыцари, спасаю­щие пленных принцесс, побеждающие драконов, сражающие­ся с гигантами и людоедами.

Сновидения также являются видом виртуальной реально­сти. Во сне человек «живет» в фантастическом мире, где самые невероятные вещи кажутся простыми и естественными. Сю­жеты сновидений неправдоподобны, в них обычно отсутствует

21.2. Воображение и фантазия

логика и нарушены законы привычной реальности. Однако сны являются важной частью психической жизни людей.

Психологи полагают, что измененные состояния сознания играют важную роль в жизни человека. Известны ритуалы, приводящие людей в состояние экстаза с помощью таких раз­дражителей, как, например, ритмические танцы. В древности подобный массовый экстаз служил средством «общения» с до­брыми и злыми духами, и сейчас монотонное пение шамана, интонирование определенных мантр и сур способны приво­дить к измененным состояниям сознания.

Воздействие искусства на человека объясняется похожими механизмами. Произведение искусства выступает для зрителя, слушателя как постоянный источник прозрения, которое тот постигает постепенно, с большей или меньшей ясностью, воз­можно, без всякой логической полноты, хотя его душевное пе­реживание также пробуждает характерную эмоцию, называе­мую чувством красоты, эстетической эмоцией, эстетическим удовольствием. В частности, аристотелевский катарсис, яв­ляющийся результатом сопереживания, включения зрителя в художественный сюжет, по своему характеру близок к вирту­альным состояниям, вызываемым иными средствами.

Возможности искусства создавать «вторую действитель­ность» многократно усилил кинематограф. Эффективность этой новой системы виртуальной реальности была продемон­стрирована на первых киносеансах братьев Люмьер, когда зри­тели в ужасе бежали от поезда, который, как им казалось, дви­гался с экрана прямо на них. Действительно, кино всегда соз­давало виртуальный мир. «Кино не отражает реальность, оно создает свою реальность, творит ее, как бог, со своими закона­ми, противоречащими законам физики» 1 . Из всех видов искус­ства кинематограф наилучшим образом умеет показывать гра­ницу иллюзорного и реального и столь же тесно связан со сно­видением и бессознательным. То, что снято и отражено на экране, кажется настоящим, но только кажется, как кажется спящему реальностью то, что он видит во сне.

Воображение - это психический процесс, который является чрезвычайно важным для развития творчества, творческого мышления, Г. Селье говорит о воображение как одну из ведущих характеристик творческой личности. Воображение, по его мнению, связана с независимостью мышления и должна сочетаться с пониманием важности воображаемого. "Сочетание воображения с последующей проекцией значимых аспектов воображаемой картины на усвідомлювану реальность представляет собой основу творческого мышления... много открытий, которые обычно считают случайными, на самом деле родились благодаря большой силе воображения, которая мгновенно рисует разнообразные выводы из случайного наблюдения" (Г. Селье). Как пример Г. Селье приводит в этой связи изобретение инсулина фон Мерінгом и Минковским, который возник из случайного наблюдения, что моча собак с удаленной поджелудочной железой притягивает рои мух.

Кроме термина "воображение" часто синонимически используется термин "фантазия". Однако существует мнение, что за этими словами кроется немного разная психологическая реальность. Так, известный философ Л. Голосовкер считает, что человеку и человечеству присущ высший инстинкт культуры и творчества (в отличие от низких инстинктов - вегетативного и сексуального). Этот инстинкт осуществляет свою функцию через імажинацію - воображение. Отсюда и его название - імажинативний абсолют. В этом подходе принципиально различаются фантазия и воображение. Они не совпадают, поскольку фантазия не познает, она не угадывает, а только играет, ее основная деятельность - комбинирование. И именно этим иногда лишним комбинированием она может мешать воображению в ее творчески-познавательном процессе.

Отмечая отрицательную роль фантазии, которая мешает исследованию истины воображением, следует подчеркнуть, что различить их функции очень трудно, подобно тому, как "в реке трудно отделить холодное течение от общего потока ее вод" (Л. Голосовкер). Фантазия тоже создает, однако прежде всего то, чего быть не может. Это сказки, мифы, связанные с эстетическим чувством, в частности, ребенка.

Однако научное, техническое творчество и вообще профессиональная творчество связаны уже не с фантазией, а с воображением, фантазией стимулируемым. Не фантазия, а воображение подсказывает ученым и изобретателям новые образы, инсайты и прочее. Стимулированная фантазией воображение создает "замыслы поэта" и "імажинативні миры", сила которых не в том, что они дублируют действительность, а в том, что они делают явным и характерным то, что скрыто в предметах и их взаимоотношениях, они раскрывают действительность.

Итак, речь идет о "силу воображения, которая познает" и "силу фантазии, которая стимулирует". Понятно, что в развитии воображения достаточно принципиальным является этап формирования "фантазии, которая стимулирует", особенно в детском, подростковом возрасте, Но тот факт, что фантазия и воображение жизненно важные для развития креативности, творчества, изобретательства, не вызывает возражений.

Воображение и фантазия развиваются в норме по обычным законам развития высших психических функций - от непроизвольного воображения к произвольной, от репродуктивной к творческой. Однако этот процесс может нарушаться как вследствие неудачных педагогических воздействий (есть, например, версия, согласно которой школьное обучение в его стандартных формах "гасит" творческий потенциал ребенка), так и благодаря использованию точных психологических приемов формирования. Так, не вызывает сомнения, что развитию творческого воображения, в частности ребенка, способствуют сказки, художественная литература, хорошие фантастические произведения, в целом искусство, природа. Однако существуют и непосредственные приемы, упражнения, выполнение которых тренирует воображение. Человеку можно предложить тему для небольшого рассказа, например, "Театр", "Магазин", "Путешествие за город". Однако раскрыть тему нужно так, чтобы все события были описаны в обратном порядке - будто на киноленте, которая прокручивается назад. Такое упражнение, безусловно, тренирует развитие воображения, поскольку для того, чтобы повернуть события вспять, нужно очень детально представить себе их естественный ход.

Одним из эффективных приемов развития воображения является "работа с воображаемыми предметами". Группе школьников или взрослых предлагается представить, якобы они пришли на выставку последних новинок техники (скажем, японской). Здесь демонстрируются замечательные предметы быта - они невидимы, хотя ими можно пользоваться. Руководитель достает из кармана "коробку спичек". Затем он делает несколько выразительных движений, якобы перекладывая воображаемую коробку из одной руки в другую, открывая и закрывая ее. Потом зажигает и гасит несуществующего спички, передает воображаемую коробку кому-то из участников.

Далее воображаемая коробка проходит через руки всех членов группы. Каждый должен что-то сделать с ней или со спичками, желательно то, чего еще никто не делал. Действия должны легко читаться и трактоваться, то есть быть последовательно понятными, однозначными движениями, потому что воображаемые вещи другого, "размытый", отношение не воспринимают. К моменту, когда мнимая, уже пустая, коробка возвращается к руководителю, а "сожгли" спички собраны и выброшены, движения становятся ясными и четкими, вполне вероятными. Воображаемые действия должны быть четкими, а мнимые спички - давать настоящее ощущение тепла и горения, если их вовремя не потушить, мнимая игла - колоться и др. Этот прием развития воображения базируется на тесной ее связи с действиями и ощущениями, а также эмоциями человека. Так можно изображать, тренируясь, работу со многими воображаемыми предметами - как общеупотребительными, скажем иглой, ручкой, так и предметами и приборами, которые используются в профессиональной деятельности, технике и тому подобное (руль автомобиля, доска с приборами, клавиатура фортепиано, компьютера, пишущей машинки).

Среди форм воображения, которые надо развивать, стоит назвать такую глубинную и эмоциональную ее форму, как эмпатия. Развитое воображение способствует емпатичному пониманию - важному качеству личности Эмпатичное понимание другого человека объединяет способность слушать и передавать услышанное другому. Точное эмпатичное понимание включает процессы адекватного представления (то есть восприятие того, что и как человек переживает) и коммуникации (то есть убеждение других в своем понимании их чувств, поведения и опыта). Оно является важным для любой совместной деятельности (в частности, творческой совместной деятельности).

В техническом творчестве очень весомой является способность эмпатии неодушевленных предметов, мнимого перевоплощения в механизм, прибор или его деталь. Такой метод широко применяется в синектиці - одном из подходов к активизации изобретательства.

На этом же умении основан "метод маленьких людей" (Г. Альтшуллер), согласно которому эмпатия определенного технического элемента (или технической системы) не должна происходить целостно (скажем, человек представляет себя ледоколом), а нужно, наоборот, "оживлять" эту систему, представляя на ее месте группу "маленьких людей", которые держатся за руки. Такой эмпатический прием помогает разделить систему на части ("разомкнутые руки"), снова собрать ее и др. "Люди" могут перегруппировываться, разрывать свой поток в любом месте, становиться ближе или дальше и тому подобное. Соответственно этому модифицируется техническое устройство.

Для развития эмпатии можно предложить, скажем, такое упражнение. Участники тренинга рассказывают о какой-то предмет или изображают его (а еще лучше - делают это одновременно). Это может быть лифт, стул, дерево, гитара и др. Понятно, что для хорошего ответа нужно "представить себя" этой вещью, понять, что ее окружает, как она "живет", можно ли как-то улучшить ее "жизнь". Вот как, например, один из участников занятий по развитию воображения описывает жизнь лифта: "Я перевожу людей и вещи вверх-вниз, вверх-вниз... Все время.

Отдыха нет ни днем, ни ночью, нет выходных и отпусков. Рабское, трудная жизнь, голова болит, давление высокое. Ломают меня постоянно, режут, бьют дверями. Ой, тяжело мне, плохо, умираю! (Изображает падение.) Ходите теперь пешком!"



Просмотров