Сроки проведения плановых проверок по пожарной безопасности. Новые правила пожарных проверок. Чтобы не было мучительно больно

Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Противопожарные требования к помещениям

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Требования к прилегающим участкам

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Результаты контрольных мероприятий

По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:

  • ФИО инспектора.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Дата мероприятия.
  • ФИО участников проверки.
  • Список обнаруженных недочетов.

Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.

Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки

Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:

  • Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
  • Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
  • Курение в неположенных местах.
  • Загораживание эвакуационных выходов.

Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.

Несоблюдение требований пожарной безопасности чревато для компании штрафными санкциями до 400 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Спрогнозировать возможные убытки в последнем случае достаточно проблематично, но в любом случае - не копейки. Следовательно, дешевле соблюдать, чем не соблюдать. А вот что и как - это мы вам расскажем.

Порядок прохождения проверок, в том числе пожарных, регламентированы, прежде всего, нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 11. Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муници­пального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законом № 294-ФЗ устанавливаются:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при органи­зации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление госу­дарственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципаль­ного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Проверка органами государственного пожарного надзора также относится к сфере действия Закона № 294-ФЗ, организация же должна иметь внутренние документы, которые и будут проверяться инспекторами пожарного надзора по соблюдению требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной области.

Вал по плану, план по валу

Проверки организаций могут быть плановыми и внепла­новыми.

В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ предметом пла­новой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осущест­вления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведом­лении о начале осуществления отдельных видов предпри­нимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными право­выми актами, выполнение предписаний органов государ­ственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспе­чению безопасности государства, по предупреждению воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обя­зательных требований и (или) требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами
  • поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных пред­принимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного само­управления, из средств массовой информации о следу­ющих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, без- опасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государ­ственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и на основании требо­вания прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Документарные и выездные

Как указано в ст. 11 Закона № 294-ФЗ, предметом доку­ментарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального пред­принимателя, устанавливающих их организационно-пра­вовую форму, права и обязанности, документы, использу­емые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требо­ваний, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержа­щиеся в документах юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудо­вания, подобных объектов, транспортных средств, произ­водимые и реализуемые юридическим лицом, индивиду­альным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осу­ществления их деятельности.

…порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации...

Следовательно, если проверка плановая, то у организации будет возможность к ней подготовиться, поскольку проводится она один раз в три года, план утверждается заранее.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру.

Руководителю следует помнить о том, что внеплановая проверка подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры.

Итак, какие документы могут потребовать проверяющие?

Правила противопожарного режима в Российской Федерации были утверждены в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

Указанные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель органи­зации может создавать пожарно-техническую комиссию.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хра­нения веществ и материалов, а также размещения техно­логических установок руководитель организации обеспе­чивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечи­вает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

На объекте с ночным пребыванием людей (в т. ч. в школах-интернатах, домах для престарелых и инва­лидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руко­водитель организации организует круглосуточное дежур­ство обслуживающего персонала.

На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, теле­фонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных про­дуктов горения.

На объекте с массовым пребыванием людей руководи­тель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практиче­ских тренировок лиц, осуществляющих свою деятель­ность на объекте.

…что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру…

Чтобы не было мучительно больно

Следовательно, согласно указанным Правилам на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим.

На наш взгляд, указанный приказ должен определять порядок функционирования и обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение (в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»).

Кроме того, необходимо регулиро­вать места хранения и допустимое количество единовременно находя­щихся в помещениях сырья, полуфа­брикатов и готовой продукции. Это относится к обязательным доку­ментам.

Также, как указывалось выше, на предприятии (в организации) должен быть приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также о назначении ответственных за их проведение.

Также на предприятии (в организации) должны быть документы, регламентирующие вопросы о порядке действий работников при возникновении пожаров, о действиях при проведении осмотров помещений, должен быть утвержден порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.

Утверждать подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах.

На наш взгляд, разумнее иметь отдельные документы, чтобы быстрее ознакомить с ними сотрудников, и облегчить руководству контроль за исполнением.

Наконец, отдельным приказом нужно определить ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т. п.).

Вместе с этим следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

Все документы, о которых речь шла выше, должны быть в каждой организации, но есть особенности, предусмотренные Правилами.

Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению без- опасной и быстрой эвакуации. При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале.

…если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности…

Если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.

Если на предприятиях имеется оборудование с повышенной пожарной опасностью, то около каждого такого объекта необходимо повесить знаки безопасности.

На дверях производственных и складских помещений необходимо разместить информацию о категории пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок. Класс взрывоопасных и пожаро- опасных зон должны определять технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.

Если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Если в организации будут в наличии перечисленные документы, то, на наш взгляд, это значительно упростит общение между представителями этой организации и контролирующими органами.

Немного об ответственности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности регламентирована положениями ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

…за нарушение правил пожарной безопасности фирма может поплатиться штрафом от 150 тыс. рублей до 1 млн рублей...

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

Часть 2 статьи 20.4 гласит, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной без- опасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пяти- десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение лег­кого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на гра­ждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятиде­сяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного мил­лиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение админист­ративного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятиде­сяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2334 КоАП РФ дела об админист­ративных правонарушениях в сфере пожарной безопас­ности рассматривают органы, осуществляющие госу­дарственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его территори­альных подразделений.

Ольга Шибаева, эксперт журнала "Консультант"

Здравствуйте, дорогие читатели!. На днях я зашел на сайт Прокуратуры и обнаружил, что мы стоим в плане проверки на ноябрь месяц по Федеральному закону № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Все 11 зданий. Звучит жутко – плановая прокурорская проверка. Именно подготовке к проверке пожарного надзора будет посвящена моя сегодняшняя статья.

О Боже! Какой Ужас! У нас проверка! Проверка, что же делать? Примерно так реагируют 30% сотрудников, отвечающих за пожарную безопасность. А знаете почему? Думаете, что из-за того, что сталкиваются с проверкой впервые? Может быть, но у кого-то такая реакция и на вторую и на третью проверки.

Есть одна причина. И прежде всего эта неуверенность в себе связана с тем, что человек не может сориентироваться в ситуации. Что нужно проверить? Что сделать? На что обратить внимание, мимо чего провести инспектора так, чтобы он не заострил на этом внимания – люди просто не знают что делать.

Я не буду выписывать в этой статье кучу цитат из нормативных и правовых актов о том, как должна организоваться проверка, а то бывает читаешь на блоге, что так и так, вам должны передать приказ (распоряжение) на проверку в такой-то и такой-то срок, если этого не будет, то имеете полное право не пускать инспектора на проверку.

Я еще не встречал ни одного человека, которому такая линия поведения помогла бы. Ну вручат вам распоряжение, ну придут позже, что это изменит? Только разозлит инспектора.

А с инспектором нужно сотрудничать, расположить его к себе и, возможно, он не будет очень-очень строго вести себя по отношению к вашей организации. Повторяю: ВОЗМОЖНО.

И как абсолютно некомпетентного человека себя показывать тоже не нужно, это только навредит. Вы должны расположить инспектора к себе и проявить свои знания в отношении проверяемого аспекта.

Итак, к вам идет инспектор ГПН, пора действовать! 30% людей, о которых я говорил выше, нервничают потому что у них нет четкого плана действий, четкого алгоритма. Если хотите, то у вас должен быть чек-лист, в котором вам нужно проверить или выполнить некоторые позиции и поставить галочку. И сегодня я вам его постараюсь предоставить.

Данный алгоритм составлялся моим коллегой для образовательных учреждений Департамента образования города Москвы, но в принципе, за исключением некоторых специфических моментов, подойдет любой организации, просто нужно вычеркнуть лишнее и добавить какие-то пункты по специфике деятельности вашей организации.

ПАМЯТКА

образовательным организациям Департамента образования города Москвы для подготовки к проверке пожарного надзора

При получении распоряжения о проведении проверки Вы (в соответствии с законом) назначаете время проверки и спокойно готовитесь.

Перед началом проверки учреждения надзорными органами МЧС необходимо проверить наличие следующих документов:

а) приказов:

  • о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  • о запрещении курения, пользования бытовыми электронагревательными приборами;
  • регламентирующего содержание дверей эвакуационных выходов открытыми во время нахождения людей в здании;

б) инструкций:

  • о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара;
  • сотруднику охраны по действиям в случае пожара;

в) копий справок:

  • о прохождении обучения ответственного за ПБ по программе «Противопожарный минимум»;
  • об обучении сотрудника охраны мерам пожарной безопасности;

г) журнала противопожарного инструктажа с отметками всех сотрудников;

д) технической документации:

  • проекта автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
  • договора на техническое обслуживание систем противопожарной защиты;
  • акта проверки работоспособности (делается 1 раз в квартал обслуживающей организацией);
  • структурной схемы насосной станции внутреннего пожарного водопровода (ВПВ) – при наличии;
  • акта проверки работоспособности системы ВПВ (делается обслуживающей организацией раз в полгода);
  • копии договора на огнезащиту (при наличии деревянных конструкций кровли, одежды сцены и т.д.) не позднее 3-х лет;
  • акта проверки состояния огнезащитной обработки (делается комиссией учреждения 1 раз в полгода);
  • договора на очистку системы вентиляции от жировых отложений;
  • акта проверки состояния ограждений кровли (при наличии);
  • отчета о замерах сопротивления электропроводов;
  • расчета безопасной эвакуации людей в случае пожара (не обязательный документ, но желательный).

Перед проверкой необходимо проверить все эвакуационные выходы, чтобы двери свободно открывались, коридоры и тамбуры не были загромождены никакими посторонними предметами.

Проверить состояние чердака, подвала, электрощитовой. Они должны быть очищены от посторонних предметов.

Проверить работоспособность систем противопожарной защиты совместно с обслуживающей организацией. Проверить состояние электроустановочных изделий: розеток, выключателей, электросветильников и т.д. (при выявлении повреждений заменить).

Еще от себя добавлю один пункт:

Обязательно проверьте нарушения противопожарного режима по предыдущим предписаниям.

И еще один важный момент при проверке

Вот теперь вы готовы. Покупаем себе книжку ППР № 390, делаем в ней пометки и закладки и ждем проверки. Для чего вам книжка? Для устрашения. Книжка с закладками и пометками будет свидетельствовать о вашей грамотности в проверяемом вопросе.

И еще один нюанс: готовясь к проверке, смиритесь с таким моментом: инспектор выходит на проверку с целью найти нарушения и он их обязательно найдет. Поэтому штраф будет вероятнее всего обязательно, но только от вашей подготовки зависит, насколько он будет большим.

Ну что же, на этом я заканчиваю свой сегодняшний пост, желаю вам успешно пройти все проверки и отделаться предупреждением. Если статья показалась вам интересной – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, вдруг кому-то пригодится. Оформляйте подписку на блог – будет очень интересно. Всего доброго, до скорых встреч!

Как подготовиться к проверке пожарной инспекцией?

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая ревизия, – малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше внимания и какие документы изучают.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или арендаторами. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Первоисточник

Проведением проверок занимается Государственный пожарный надзор. ГПН может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.

ГПН обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки. Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся: истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма предупреждается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или нет, она всегда проводится только в выездной форме.

О внеплановой проверке пожарная инспекция должна предупредить фирму или предпринимателя не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
Сроки и регламенты

Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15часов.

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.

Необходимые документы

Какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и предоставлены инспектору? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, которым утверждены правила противопожарного режима. В соответствии с положениями постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также бумаги, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при пожаре, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения и т.д. Положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и др.

Все вышеперечисленные бумаги надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется, и хранятся в надежном месте.

При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать проведению инспекции.
Осмотр объекта

При осмотре помещений фирмы инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому компании лучше отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.
Основные требования к содержанию помещений закреплены в Правилах. Так, план эвакуации доложен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации пространства, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Инспекторы проверят наличие и состояние средств пожарной защиты, таблички с телефонным номером вызова пожарных и знаков, обозначающих местонахождение огнетушителей, а также общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Помимо этого, контролеры изучают состояние электросетей.
При осмотре объекта пожарные вправе производить отбор образцов продукции.
Руководителю фирмы, либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре их помещений. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один оригинал и копии приложений к нему передаются компании) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролер может выписать предписание об их устранении. В документе указываются полный перечень нарушений и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 12 статьи 19.5 КоАП.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений, например, отсутствие эвакуационных выходов, инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело. После его рассмотрения практически всегда принимается решение о привлечении фирмы к ответственности, назначается штраф, размер которого определяется в соответствии со статьей 20.4КоАП.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя или иных уполномоченных лиц. Коммерсант может отказаться от чтения бумаг или проставить отметку, что он с такими выводами не согласен.

Организуя собственный бизнес, будущий собственник должен понимать и быть готовым ко всем трудностям, с которыми ему придется столкнуться.

Одной из обязательных процедур, которые иногда приносят достаточное количество хлопот, являются плановые и внеплановые проверки различных служб ( , ), в том числе и МЧС.

Для того чтобы ни пришлось нести ответственности и платить серьезные штрафы за несоблюдение каких-либо требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, следует знать все моменты, связанные с проверками.

Проверки предприятий на предмет соблюдения требований пожарной безопасности являются обязательными процедурами.

Они проводятся на основании закона России «О пожарной безопасности» и направлены на выявление каких-либо нарушений, которые могут привести к опасной ситуации.

Во время проверки осмотру могут подлежать все здания, сооружения, строения, помещения, территории и прочие объекты, принадлежащие той организации, юридическому лицу или обычным гражданам, у которых проходит проверка.

Проверки МЧС делятся на два вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Осмотр первого вида включается в специальный годовой график, с которым можно ознакомиться на сайте МЧС России.

Осмотр второго вида производится тогда, когда в службу пожарного надзора поступают данные о наличии в какой-либо организации несоблюдения требований пожарной безопасности, которое может привести к появлению пожара и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Плановая проверка МЧС: основания для проведения и особенности

Для того, что бы организацию, предприятие или какой-то объект внесли в план проведения проверок, должны быть следующие основания:

  • прохождение трех лет с момента проведения предыдущего планового осмотра;
  • истечение трех лет с момента ввода объекта, подлежащего защите, в эксплуатацию, а также изменение класса его пожарной безопасности;
  • прохождение одного года с момента предоставления или переоформления лицензии МЧС (для предпринимателей или юридических лиц, имеющих лицензию Министерства чрезвычайных ситуаций).

График таких проверок утверждается заранее. Для их проведения проверяемая организация должна быть заранее уведомлена. Предупреждение проверяемой организации осуществляется за один рабочий дня до начала осмотра. При этом происходит обязательное уведомление прокуратуры о предстоящей проверке.

Приказ о проведении проверки МЧС заключительный акт

Для того, что бы начать осмотр надзорный орган должен предъявить приказ или распоряжение об осуществлении проверки.

При этом копия данных документов должна быть предоставлена собственнику недвижимости, руководителю или другому должностному лицу для подписи.

Во время изучения распоряжения следует обратить внимание на наличие обязательных реквизитов:

  • название надзорного органа;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, проводящих проверку;
  • название проверяемой организации, предпринимателя или фирмы;
  • цели, задачи, сроки и предмет осмотра, его правовые основания;
  • перечень документов, которые должно предоставить проверяемое лицо и прочее.

После того, как проверка закончена, составляется акт, в котором отображаются следующие моменты:

  • дата, место и время составления документа и проведения осмотра;
  • название надзорной организации и проверяемой фирмы, а также ФИО и должность лиц, участвующих с обеих сторон;
  • данные о результатах работы, в том числе и выявленные нарушения;
  • данные об ознакомлении с результатами работы либо об отказе в ознакомлении, а также подписи сторон.

К этому акту прилагаются объяснительные записки лиц, которые ответственны за нарушения.

В случае выявления несоблюдения каких-либо требований проверяющий орган может составить перечень предписаний по устранению нарушений и установить сроки их выполнения.

Внеплановая проверка МЧС: основания и особенности проведения

Внеплановая проверка проводится в том случае, если юридическое лицо или предприниматель не соблюдают требования безопасности, не выполняют предписания надзорных служб, не устраняют источники причинения вреда здоровью и жизни людей и животных, а также окружающей среде.

Основанием для такого осмотра служат следующие ситуации:

  • окончание срока исполнения предписаний надзорного органа;
  • поступление в пожарно-надзорную службу обращений или заявлений лиц или организаций с информацией о наличии на каком-то объекте угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью живых существ.

Данная проверка осуществляется в выездной или документальной форме (либо в обоих вариантах). Перед проведением она согласовывается надзорным органом с прокуратурой.

После этого происходит уведомление проверяемого лица за один день до проведения проверки. Если в результате осмотра выявлено невыполнение организацией предписаний надзорного органа, он может применить штрафные санкции.

Для того, что бы появление представителя пожарного надзора с проверкой, а также его действия во время осмотра не было неожиданностью, следует знать все полномочия данной службы.

Представители пожарного надзора могут прийти на объект в любое время (даже в нерабочие дни). При этом они могут производить осмотр всех территорий, сооружений, зданий, строений и прочих объектов, принадлежащих проверяемой организации.

В случае если в службу поступили достоверные данные о каких-либо нарушениях условий пожарной безопасности в жилых или нежилых зданиях, земельных участках физических или юридических лиц, которые могут угрожать безопасности людей и привести к пожару, то представители пожарного надзора могут беспрепятственно проникнуть на эти территории.

В компетенции пожарно-надзорных органов находится также изучение и согласование проектов, смет и прочих документов, связанных со строительством зданий, их реконструкцией, капитальным ремонтом, расширением и прочими операциями.

Данное рассмотрение, а также согласование производится в той части, которая касается соблюдения правил пожарной безопасности. Кроме этого такое изучение документации осуществляется также в случае наличия фактов отступления от существующих требований безопасности.

Представители пожарно-надзорной службы могут давать руководителям фирм, каким-либо должностным лицам, а также обычным гражданам, советы по устранению выявленных нарушений, способных привести к пожарам. Все этим советы обязательны для исполнения.

Одними из таких предписаний могут быть следующие пункты:

  • снятие товаров с производства;
  • прекращение выпуска какой-либо продукции;
  • временная остановка реализации каких-то товаров, предоставления услуг, остановка производства и прочее.

Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если производимая, выпускаемая или реализуемая продукция не соответствует всем правилам пожарной безопасности.

В случае возникновения пожарной ситуации представители пожарных органом могут производить дознание, вызывать должностных лиц и прочих граждан, фигурирующих в делах по пожарам, с целью получения от них каких-либо документов, объяснений, справок и так далее.

Если надзорные органы выявили какие-либо нарушения, то они могут наложить штрафные санкции в виде административных взысканий. Такие меры могут быть предприняты и в случае уклонения либо несвоевременного выполнения должностными лицами всех требований надзорных органов.

Вышеперечисленные полномочия являются основными. Кроме них имеется еще ряд дополнительных моментов, которые позволены представителям пожарно-надзорных служб.

Все это дает им возможность проводить качественную, тщательную и всестороннюю проверку, которая максимально убережет проверяемые территории от возникновения пожаров.

Таким образом, соблюдение правил и требований пожарной безопасности является важным моментом деятельности юридического лица или предпринимателя. Такое несоблюдение может привести к приостановке производства, прекращения реализации небезопасных товаров и прочих мер.

Кроме этого, небезопасная пожарная ситуация и нежелание выполнять все предписания надзорного органа может привести в административной ответственности и штрафам.



Просмотров