Законами 12 таблиц ограничены проценты на уровне. Регулирование имущественных отношений

Первая римская кодификация права восходит к середине 5 в. до н.э. Она получила название «Законы 12 таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права –публичного и частного. Своё название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Законы 12 таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями. Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов – Цицерона, Ульпиана и др. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста 2 в. н.э. Гая , автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случайно обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне (опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая).

В целом римское право 1-го периода можно охарактеризовать следующими чертами:

1)Строгий формализм правовых процедур, следование букве законов, соблюдение определенного ритуала (например, манципации).

2) Казуистичность построения правил и норм (по принципу «Если-то-иначе»).

3) Регулирование правоотношений только между римскими гражданами – квиритами («квиритское право»).

4) Суровое наказание за колдовство, убийство, измену и воровство.

Деление вещей на 2 категории. Право собственности.

Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати таблиц характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную. Римские юристы под собственностью понимали полное и абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, которые установлены договором или правом. Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подразделяло собственность на два типа:

к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации;

Ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции. Одной из форм ограничения права собственности является сервитут - право на чужую вещь. Сервитута подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собственность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).

Манципация: Продавец и покупатель приглашали 5 свидетелей и весовщика. Покупатель касался рукой купленной им вещи («хватал раба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот…(предположим, раб), принадлежит мне, и я купил его за эту медь». Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег.

Долговое рабство. НЕКСУМ – договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника. (Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.

Брачно-семейные отношения. В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

традиционный (глава семьи – мужчина);

Брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа (в форме манципации);

Брак «сине манну» - без наложения руки. Это совместное проживание, когда имущество супругов находилось в их раздельной собственности. Срок давности – 1 год; чтобы не попасть под власть мужа, жена не менее трех ночей в году проводила вне дома –давность прерывалась.

АГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО – все, кто проживают под одной крышей; КОГНАТИЧЕСКОЕ – покинул свой дом или ушли к мужу.

Судебный процесс – легисакционный процесс, очень формальный процесс, состоит из 2-х стадий:

1)Истец являлся к претору и делал заявление. Претор назначал день суда. Ответчик вызывался самим истцом. Ему дозволялось применять силу. Процесс протекает в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, затем ответчик налагают на нее палочку-виндикту. При этом они произносят установленные обычаем формулы. Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал дело. С оканчанием этой процедуры спорящие стороны заключают пари . Кто проигрывал дело – проигрывал и залог.

2) Назначаемый претором судья (любой из римских граждан) рассматривал дело по существу (выслушивал свидетелей, знакомился с документами, выносил решение).

. Законы двенадцати таблиц - плод специально созданной комиссии из 10 человек ( с консульской властью для написания законов, decemviri consulari imperio legibus scribundis ) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но не касались государственного права. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима.

Законы двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов. Их оригиналы были уничтожены во время нападения племени сенонов на Рим в

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем, 450 году до н. э., - ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт - введение (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Структура

    Таблица I(1) - «О судебном производстве» ( : приглашение на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право, судебный процесс).

    Таблица II(2) - «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).

    Таблица III(3) - «О займах и правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки).

    Таблица IV(4) - «Права отцов семейства» ( : признание отцовства, продажа-покупка детей).

    Таблица V(5) - «О наследстве и попечительстве» ( : завещание, наследование по закону, определение законного порядка наследников).

    Таблица VI(6) - «О собственности и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого и недвижимого имущества).

    Таблица VII-VIII(7-8) - «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» ( ).

    Таблица IX(9) - публичное право, об общественных делах (равных).

    Таблица Х(10) - погребальное (церемониальное) право.

    Таблица XI(11) - божественное право (религиозные обряды).

    Таблица XII(12) - брачное право (мужа).

§ 5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ

§ 5.1. Общая характеристика Законов XII таблиц

Знаменитым памятником права Древнего Рима являются законы XII таблиц (Codex decimviralis Duodecium tabulae). Согласно традиции их составила комиссия децемвиров (десяти мужей) в 45150 гг. до н.э. Во время ее работы децемвиры сами исполняли должности магистратов. Часть из них долгое время не желала расставаться с чрезвычайными полномочиями и даже пыталась совершить государственный переворот, установить тиранию. Полагают, что при составлении законов XII таблиц децемвиры изучали афинское право. Посольство из Рима было послано в греческие колонии, расположенные на юге Италии. Закончив кодификацию, Апий, старший из децемвиров, якобы сказал: «Законы призваны служить на благо, счастье и благополучие государства». Текст законов был выбит на 12 досках, которые были выставлены на форуме перед зданием сената, их изучали в школе. Оригинал утрачен, вероятно навсегда. Доски разрушены во время нашествия галлов, до нас дошли только фрагменты из высказываний римских юристов, ученых, писателей, политических деятелей.
По форме эти законы являлись в основном записью, компиляций господствующих в то время обычаев, отобранных в интересах господствующего класса, оснащенных юридическими санкциями.

Законы XII таблиц считались у римлян кладезем мудрости. Знаменитый юрист Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил, что в этих законах можно найти «многообразную картину нашей древности». Он утверждал, что «для всякого, кто ищет основы и источники права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы превосходит все библиотеки, всех философов». В Древнем Риме дети по этим законам учились читать. Проводя кодификацию обычаев, децемвиры стремились сохранить господствующее положение и привилегии патрициев, но этого им достигнуть полностью не удалось.

Плебеи по законам XII таблиц добились в судах формального равенства с патрициями, получили некоторые политические права. Это была их великая победа, так как писаное право ограничивало произвольные толкования обычаев, создавало основу законности, охраняло плебеев от произвола и беззаконий, творимых судьями и патрицианскими магистратами. Сенат в 304 г. до н.э. постановил, что должностные лица при разбирательстве судебных дел, гражданских и уголовных обязывались руководствоваться не шаткими преданиями, а буквой писаного закона.

Законы XII таблиц отражали уровень правового сознания той эпохи. Во времена родового строя, в царскую эпоху действовали международные и иные межплеменные обычаи. Субъектом такого обычая являлось племя. К моменту принятия законов XII таблиц обычное право разделялось на два: первое - внутреннее право римской общины - право квиритское, впоследствии получившее название цивильного, или гражданского (ius civile). К нему и относятся законы XII таблиц. Второе право (ius gentium) как бы регулировало внешние отношения Римского государства. В Риме имелся еще и фециальный устав, в котором предусматривались меры по соблюдению международных договоров, описывались обряды при объявлении войны. Со времен Сервия Туллия утверждается как аксиома положение, по которому квирит- ское право и обычаи существуют только для римских граждан.

В законах имеется ряд статей, в которых сохранились пережитки римской патриархальной общины, ее древние обычаи, они направлены на консервацию устоев древности. Браки между патрициями и плебеями были запрещены. Этот закон был отменен в 445 г. до н.э.

Законы сохраняют распоряжение землей в руках коллектива римской общины. По религиозной традиции земельный надел нельзя было завещать храмам и даже божествам. Земля не должна уходить из-под контроля общины, она должна оставаться ее собственностью. Из этого следует, что частная собственность на земельные участки ограничена.

Купля-продажа, наследование, дарение важных объектов недвижимого имущества (земли, рабов и рабочего скота) обставлены ритуалами, т.е. находились под контролем коллектива общины.

Завещание должно было утверждаться куриатной или даже в особых случаях центуриатной комицией (если отец лишал сына, законного наследника, права на его долю наследства). Если человек обрабатывал пустующий участок земли или бесхозный пустырь, то через два года он становился его собственником. Однако это право не распространялось на чужаков. Владеть землей и распоряжаться ею на территории Рима мог только римский гражданин, отсюда и формула: «мое по квиритскому праву».

Процедура усыновления требовала санкции куриатного собрания и великого понтифика. Комиции и жрец могли отказать в утверждении этого акта, если переход усыновляемого мог привести к вымиранию, угасанию его прежней фамилии, семьи.

Как пережиток прошлого и заботу о прочности общины, полиса следует рассматривать фиксацию в законе охраны римской семьи, огромную власть домовладыки (pater familias), главы семейства. Его положение не имеет аналогов у других народов. Глава семьи обладал исключительным правом распоряжения имуществом семьи, как движимым, так и недвижимым, а также имел почти неограниченную власть над женой и всеми нисходящими потомками, включая внуков. Памятник права закрепил принцип талиона - равное за равное при совершении преступления, что также свидетельствует о пережитках родового строя. Большое значение придавалось присяге. Лжесвидетель сбрасывался с Тарпейской скалы.

Законы охраняли права, честь и достоинство сограждан, их формальное равенство. Запрещалось наделять граждан особыми привилегиями. В целях сохранения равенства закон ограничивал расходы на погребение и продолжение траура.

Автор песни, в которой содержится клевета на римского гражданина, мог быть предан смерти. Но без санкции центуриатной ко- миции нельзя было казнить гражданина. Закон стоял на страже справедливости. Судья, уличенный в подкупе, подлежал смерти.

И наконец, как пережиток древности следует оценить решения, принятые народным собранием. Они имели общеобязательную силу закона для всех римских граждан. Следовательно, в теории римский народ (за исключением рабов, вольноотпущенников и чужаков) являлся верховным собственником территории страны, только ему принадлежала суверенная власть. Всякий, кто предал Родину, совершал измену, всякий, кто предавал врагу соотечественника, подлежал смертной казни.

Защита прав собственника законами XII таблиц охраняется суровыми наказаниями. Так, виновный в ночной краже урожая подлежал распятию на дереве, за поджог дома и лежащего возле него зерна на преступника надевали оковы, избивали и сжигали.

Право отражало также религиозные представления римлян. Эта связь с религией усматривается и в том, что в ту эпоху блюстители культов, понтифики являлись одновременно толкователями обычаев, были первыми знатоками права. Пренебрежение религиозными обрядами считалось преступлением. Большое значение придавалось формальным моментам. По законам, явный приоритет имели квириты - мужчины-патриции, способные носить оружие.

Основным источником права объявлялся закон, принятый народным собранием. Всякая сделка не должна противоречить закону.

Подробно говорится о границах, межах земельных наделов, давности владения таким наделом и порядке наследования. Закон охранял интересы собственника, ограждал его имущество от незаконного удержания, особо карались хищения чужой вещи и преступления тех, кто покушался на жизнь и здоровье квиритов.

Физическая расправа с нарушителями была основным способом защиты нарушенного права собственника.

По легенде, Нума Помпилий установил: кто сдвинет или снимет межевые знаки земельных наделов, будет проклят богом.

Все объекты собственности делились на две категории: ман- ципированные (res mancipi) и неманципированные (res nec mancipi). В первую входили земля, здания, скот, рабы. Отчуждение таких вещей, по законам XII таблиц, могло производиться лишь с соблюдением архаических формальностей, что свидетельствовало о неразвитости товарно-денежных отношений. Обряд манципации применительно к сделке купли-продажи требовал присутствия, кроме продавца и покупателя, весодержателя и пяти свидетелей, которыми могли быть, как правило, римские граждане. На весы клали слиток меди, покупатель касался рукой купленной вещи и произносил установленную формулу.

Судя по всему, обряд манципации преследовал цель затруднить чужакам, пилигримам, иностранцам доступ к собственности квиритов, римских граждан. Все другие вещи имели хождение в имущественном обороте без каких-либо обрядов.

Судьба неоплатного должника по законам XII таблиц была невыносимо тяжелой. Вначале ему давалось 30 дней на уплату долга. По истечении этого срока кредитор вел должника к магистрату, где объявлял сумму долга и его основание. Если оплаты не следовало, кредитор вел должника к себе домой и заключал в оковы. В течение 60 дней кредитор был обязан 3 раза выводить должника на рыночную площадь и объявлять сумму долга. Если никто не желал помочь несчастному и не соглашался отработать за него долг, то должник мог быть продан в рабство за Тибр или убит. При наличии нескольких кредиторов должника могли рассечь на части. Отдельные римские юристы полагали, что данная статья в части убийства должника почти не применялась. Таким образом, по законам XII таблиц власть кредитора над должником была огромной. От долговой кабалы страдали, прежде всего, плебеи. Только по закону Петелия 326 г. до н.э. плебеи добились отмены этого варварского способа защиты интересов кредитора.

Законы XII таблиц определяли права собственников и владельцев земельных участков, порядок наследования, содержали нормы семейного права, определяли преступления и наказания. Они закрепляли огромную власть домовладыки, главы семьи, а также степень родства. Он мог убить ребенка-урода, мог трижды продать своего сына, мог прогнать свою жену. Закон по-прежнему запрещал браки между патрициями и плебеями.

Законы содержали перечень наиболее тяжких преступлений. К ним относятся: измена государству, взяточничество судей, злостная клевета, особо опасное лжесвидетельство, а также поджог, тайное истребление урожая. За кражу в ночное время с оружием, если виновный был пойман с поличным, его разрешалось искалечить, убить на месте. Закон упоминает принцип талиона. «Если причинит членовредительство и не помирится (с потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое». Закон, однако, разрешал заменять саморасправу выкупом по соглашению.
Свободный гражданин за преступление мог откупиться. Раб, как правило, отвечал своей жизнью.

Кроме того, римский гражданин мог быть осужден к смертной казни только по решению центуриатных комиций.

Умысел считался отягчающим обстоятельством.

В целом, законы XII таблиц - один из первых памятников рабовладельческого права античного мира, в котором зафиксированы основы жизни римской гражданской общины, закреплены основы института частной собственности. Этот кодифицированный свод сыграл важную роль в развитии знаменитого римского гражданского права.

Общая характеристика. Законы XII таблиц были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V в. до н. э. (451-450 гг.). Свое название они получили от того, что были, начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для I всеобщего обозрения на главной площади Рима, в его политическом центре - Форуме.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст Божий». Законы таблиц регулировали сферы собственности, семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права.

Важной чертой римского права собственности было подразделение ее на два типа. К первому типу (реc манципи) относились земля (поначалу - около Рима, а затем - вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (реc нек манципи) - все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Это слово произошло от греч. «манус» - рука и отражает образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что. эта вещь принадлежит мне по праву квиритов» (потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента.

Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза - традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Что касается займа, Законы XII таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр. , знают еще и так называемый нексум, т. е. самозаклад должника - долгое обязательство под гарантию свободы. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза подряд в базарные дни кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Если таковых не находилось, должник предавался смерти или продавался за границу. Только в конце IV в. до н. э. законом Петелия подобный договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров, Законы XII таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще (воровство, потрава и пр.). Например, вора, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба».


Законы XII таблиц были основным источником права. Они называются так, что были начертаны на 12 таблицах (досках) и выставлены на Форуме - главной городской площади для всеобщего обозрения. От каждого гражданина требовалось знание законов, изложенных на досках.
Законы XII таблиц основаны на обычаях патрицианских родов, которые патриции держали в тайне от плебеев. Инициатива кодификации обычного права исходила от плебеев, так как жить в обществе и не знать обычаев - основных источников права - было небезопасно. Плебеи часто страдали от произвола патрицианских судей, руководствовавшихся своими обычаями.
По настоянию плебеев была избрана комиссия из 10 децемвиров (5 патрициев и 5 плебеев), которая на время своей работы по кодификации обычаев были предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства и управления.
Законы отличаются формализмом и ритуальностью особенно в сфере гражданских правоотношений и гражданского процесса.
В основном в таблицах были нормы, регулирующие имущественные, семейные и наследственные отношения, часть норм можно отнести к уголовному праву.
Право нашедшее отражение в Законах XII таблиц составляло основу квиритского или Римского цивильного права (от римской «цивитас» - общины).
Право собственности в Законах XII таблиц не нашло подробного освещения. Однако многочисленные источники той поры донесли до нас сведения, говорящие о том, что в течение всех первых веков Римской республики земля была общественной собственностью всех полноправных граждан Рима - общественное поле (ager publicus). Каждая семья, входившая в тот или иной род, получала земельный надел. Через два года он становился владением этой семьи по давности. Квиритское право предоставляло владельцу возможность максимально использовать эту землю, которая была под защитой государства от покушения на нее третьих лиц. Владелец участка мог защищать свое право владения в судебном порядке. Верховное же право собственности на всю землю находилось у государства.
Наряду с общинной собственностью стало развиваться уже и движимая, впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как
отклоняющаяся от норм и подчиненная общинной собственности форма.
Согласно Законам XII таблиц все вещи в Риме делились на ман- ципируемые- res mancipi и неманципируемые - res пес mancipi. К первым относились земля, здания, рабочий скот, рабы, те вещи, которые составляли самую основу хозяйствования (средства труда и орудия производства). Ко второй категории были отнесены все остальные вещи. Так для отчуждения (продажи, дарения, залога) вещей res mancipi нужно было совершить сложную процедуру- манципацию (от слова манус - рука, господство над вещью). Что же включала в себя манципация? Скажем, продавался раб. Продавец и покупатель должны были купить в присутственный день по формуле у понтифика (жреца) и перед 5 свидетелями и весодержателем произнести каждый свою формулу наизусть. Далее приобретатель хватал вещь, одновременно бросая на пустую чашу весов слиток меди (символ денег) и произнося сакраментальную фразу: «Я утверждаю, что по праву квиритов этот раб принадлежит мне и я купил его за медь, которая находится на этих весах». На другой чаше весов должна находится отчуждаемая вещь или часть ее. И только после этой процедуры право кви- ритской собственности на вещь от продавца переходило к покупателю.
Слиток меди говорит о том, что договоры купли-продажи, дарения, мены римляне знали еще до хождения в обществе денег. Медь была мерой стоимости. Свидетелей подбирали помоложе, чтобы они могли надолго запомнить самый факт сделки и ее условия, также при необходимости выступить в суде свидетелями виденного и слышанного.
Если вещь res mancipi приобретена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то право собственности оставалось у продавца. Последний мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собственности, востребовать вещь обратно. И в данной ситуации на помощь приходил претор, о чем будет сказано ниже.
Борьба за землю между плебеями и патрициями не прекращалась. Она завершилась принятием закона Лициния-Секстия (367 г. до н.э.), по которому плебеи получили право на италийскую землю. Вместе с тем был введен максимум землевладения для частного лица в 500 югеров (125 га).
Законы XII таблиц ввели понятие сервитута- права на чужую вещь. Собственники земельных участков вынуждены были терпеть прогон через участок соседского скота на водопой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.

Обязательственное право. Самым распространенным договором был договор займа. Он заключался через манципацию (5 свидетелей, весодержатель, произнесение формул). Необходимость манци- пации по договору займа объясняется тем, что право собственности на занимаемые вещи всегда переходят к займополучателю (должнику), так как вещи в этом договоре всегда определены родовыми признаками (деньги, зерно, мука и др.).
Долгое время договор займа предусматривал в качестве гарантии самозаклад должника. Такой договор назывался нексум (пехит). Законы XII таблиц подробно излагают последствия неисполнения договора. Если должник не возвращает долг, кредитор «накладывает руку» на него, т.е. арестовывает и заточает должника в своем доме в колодках или оковах весом не менее 15 фунтов. В течение 60 дней кредитор должен был трижды приводить должника в базарный день на Форум к претору. Кредитор доказывал претору сумму долга, а должник слезно молил своих родственников и друзей оказать ему помощь по выплате долга. Если подобных не оказывалось, то кредитор продавал должника в рабство за реку Тибр, т.е. за границу. Римляне боялись рабов- соплеменников.
Если у должника оказалось несколько кредиторов, то закон предписывал должника разрубить на части. «Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину», - говорили Законы XII таблиц.
«Ни одно законодательство позднейшего времени, - писал Ф. Энгельс, - не бросает должника столь безжалостно и безнадежно к ногам кредитора-ростовщика, как законодательство древних Афин и Рима».
В 326 г. до н.э. законом Петелия долговое рабство было отменено. Должник стал отвечать перед кредитором своим имуществом. Этому закону предшествовало массовое разорение крестьян - свободных граждан. Их возмущение стало все чаще проявляться при голосовании в центуриях, а безземельные крестьяне стали поддерживать выступления рабов.
Законы XII таблиц знали обязательства, вытекающие не только из договоров, но и правонарушений - деликтов. Деликты могли быть направлены как против личности (причинение телесных повреждений), так и против имущества лица (вещь уничтожена или повреждена). Потерпевший от деликта и правонарушитель становятся сторонами в гражданском процессе. Одна из сторон имеет право требовать от другой возместить причиненный ущерб. Закон предоставлял им возможность помириться.

Кража в Риме не была уголовно наказуемым деянием, а рассматривалась как деликт. Такой деликт назывался «фортумом» (fortum). Законы XII таблиц разрешали потерпевшему убить всякого ночного вора и вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор избивался и отдавался потерпевшему в рабство.
Семейное право. Во главе многочисленной римской семьи находился домовладыка (pater famileas). Семья звучала по-латински «фамилия», и домовладыка имел над всеми членами семьи право жизни и смерти, т.е. ту же власть, что и над вещами.
По воле мужа жена обязана была покинуть дом и брачные отношения прекращались. В действительности рядом с домовладыкой чуть ли не на равной степени уважения в семье была мать семейства (mater famileas). На ней лежало управление всем домом. Отец, распоряжавшийся детьми и рабами как домашней утварью, имевший право над жизнью и смертью новорожденного, преклонялся перед могущественной властью материнской любви. Брачная жизнь охранялась законом. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья какое бы общественное положение они не занимали, не имели никакой собственности. Все совершенные им сделки считались законными, если они совершены с согласия домовладыки и в его интересах.
Все лица, живущие под властью pater famileas (жена, сыновья, снохи, внуки, правнуки, братья) объединялись общим названием агнаты. Эта связь была больше юридической, чем кровной.
Все другие родственники, ушедшие из под власти домовладыки, а это главным образом, вышедшие замуж дочери, внучки, назывались когнатами. Всякая юридическая связь между ними прекращалась. Ущедшие из-под власти домовладыки теряли право на наследство.
Браку предшествовала помолвка. Она могла быть заключена, когда детям, будущим жениху и невесте, исполнилось семь лет. После помолвки, т.е. торжественного предложения со стороны жениха, родители невесты созывали всех своих и жениховых родственников на пышный обед. Это был один из самых светлых торжеств Рима. Даже траур снимался в этот день. Семьи создавались не столько по воле самих брачащихся, сколько по воле их родителей. Закон знал ряд ограничений: возраст (12 лет для жены и 14 лет для мужа); отсутствие близкого кровного родства (возможен союз только после третьей степени родства); принадлежность жениха и невесты к патрицианским родам (с 445 г. до н.э. браки между патрициями и плебеями были разрешены).
В древности существовало две формы заключения брака. Брак совершался путем религиозного обряда в присутствии жреца, Юсви-
детелей и сопровождался церемонией вкушения брачащимися особых лепешек.
Вторая форма заключения брака представляла собой покупку невесты с соблюдением всех формальностей, предусмотренных при покупке вещи res mancipi (манципация).
Обе эти формы влекли за собой брак сит тапи («кум ману») при полной власти мужа на женой. Все ее имущество переходит в распоряжение мужа.
Большее распространение в Риме получила новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство супругов. Такой брак назывался sine manu («сине ману») и в нем не было власти мужа над женой в юридическом смысле. Каждый из супругов мог прервать брачные узы. Такой брак следовало возобновлять ежегодно, а для этого жена должна была уходить от мужа на трое суток. В противном случае брак превращался в cum manu. Все расходы по содержанию семьи лежали на муже.
Чистота брака у римлян первое время соблюдалась очень строго, однако позднее при общем упадке нравственности на неверность жены смотрели, как надело обычное и даже неизбежное.
Развод (divortium) в Риме был явлением обыкновенным и не преследовался законом. Жена при разводе получЬла свое приданое.
По Законам XII таблиц предусмотрели возможность освобождения сына от власти отца: «Если отец трижды продаст сына, то пусть будет сын свободен от власти отца». Подобное случалось редко. Чаще прибегали к фиктивной продаже своего сына, чтобы не нарушив закона, предоставить свободу своему сыну. «Продавали», скажем, надежному соседу путем манципации, а тот своей волей отпускал купленного на свободу и тот снова возвращался под власть отца. И только после третьей продажи, сын имел право не возвратиться домой, т.к. получал сам статус домовладыки. Что же касается имущества, то отец мог обеспечить им сына через договор дарения или в завещании.
Наследственное право. В случае отсутствия завещания все сыновья, состоявшие под властью отца, получали равную долю имущества. А если сын умирал, то его доля переходила его сыновьям, т.е. внукам наследодателя. Как было сказано выше, наследовали только агнаты. Когда же их не было, то все имущество переходило к брату умершего. А если не было наследников, то имущество считалось вы- мороченным, общей собственностью всех граждан.
В Риме вначале было наследование по закону, т.е. имущество оставалось в роду.
Развитие имущественных отношений привело к необходимости наряду с законной формой завещания установить и наследование по
завещанию. Законы XII таблиц уже предусмотрели и такую форму завещания. Свою волю завещатель объявлял в народном собрании, а впоследствии - перед народом. Воины, находившиеся в походе или на поле брани объявляли свою волю перед строем. Лишение своего сына наследства считалось в Риме явлением экстраординарным и называлось фурором (furor). Отец обязан был объявить мотивы такого решения.
Уголовное право. Законы XII таблиц содержали сравнительно малый перечень уголовно наказуемых деяний. Прежде всего считалось преступным деяние, направленное против государства и общественного строя. Как было сказано выше, многие правонарушения не квалифицировались как уголовные, а рассматривались как гражданско-правовые деликты. Это разграничение носило формальный характер. Так, кража зерна с поля соседа рассматривался как деликт, а потрава части урожая того же соседа - преступление. Объяснить такой подход можно тем, что земля и урожай на ней значительно дольше сохраняли свой общественный характер и защищались более ревностно.
Что следовало считать наносящим вред государству, а значит преступным, определяли высшие магистраты республики, руководствуясь обычаями предков и исторической традицией. Произвол был велик при выборе наказания. Государственные преступления, такие как измена, трусость на поле боя, оказание помощи врагу и др. наиболее тяжкие воинские преступления карались смертной казнью.
Весьма суровы нормы XII таблиц, которые касаются посягательств на частную собственность. Если будет доказано, что преступление совершено по неосторожности, виновный обязан возместить ущерб. Уже во времена Законов XII таблиц римское право знало юридические категории умысла и неосторожности, связывая с тем и другим различные степени ответственности.
Право предоставляло преступнику апеллировать в центуриатные собрания. Ему предоставляли возможность избежать наказания добровольным изгнанием. Он мог покинуть Рим до того, как выскажется последняя центурия. Покидая Рим, он терял права гражданина и все свое имущество.
Жизнь рабов находилась во власти их господ. Однако совершенное рабом преступление впоследствии стали рассматривать римские суды, и они выносили наказание. Раб не имел права на защиту, права обжаловать приговор. Наказание рабов были исключительно жестоки. Там, где свободный человек отделывался ударами палки, раба истязали бичом или заковывали в цепи на всю жизнь. Приговоренного к смерти раба подвергали распятию на кресте. Распятый на кресте был
обречен на медленную мучительную смерть от голода и заражения крови. Труп долго не снимали, чтобы рабы помнили о жестокой расправе.
Суд и процесс. До нас дошли отрывочные сведения о судопроизводстве по уголовным делам. Что же касается гражданского процесса, то в древнейший период он назывался легисакционным (leges actio per sacramentum) и состоял он из двух стадий: «ин юре» (in jure) и «ин юдицио» (in judicio). На первой стадии претензии одной стороны к другой рассматривались претором. К претору сторона обращалась в том случае, когда она не имела права обратиться с иском в суд по причине того, что у нее не было права собственности на оспариваемую вещь. Чаще всего такое бывало тогда, когда вещь «рес манципи» приобретена покупателем и за нее заплачено, но не была проведена ее манципация, т.е. куплена без формулы, свидетелей и весодержателя. А коль так, то покупатель вещь получил, а право собственности на нее остались у продавца. Продавец мог оказаться не добросовестным, и ссылаясь на свое квиритское право собственности на вещь, истребовать ее от покупателя.
Вот в таком случае покупатель, не имея права обратиться с иском в суд (такое право в Риме имели только собственники вещи) вынужден был искать защиты у претора. Претор - не судья, он - высшее должностное лицо. Спор он разбирает с позиции справедливости.
В определенный день обе стороны должны были явиться к претору. Вызов ответчика производился пострадавшей стороной. Претор требовал представить ему спорную вещь. Процесс перед претором протекал в виде мнимой борьбы. Пострадавшая сторона и ответчик накладывали на вещь палочки (вендикты). В этой процедуре наблюдаются отголоски далекой древности, когда споры разрешались в поединке, т.е. вендикты олицетворяли копья сражавшихся. Претор приказывал сторонам снять вендикты со спорной вещи и внести залог, сумму залога определяла пострадавшая сторона. Внося залог, стороны тем самым выражали свое желание бороться до конца и каждая считала себя правой. Проигравшая сторона теряла свой залог в пользу государства.
Если претор видел, что справедливость на стороне покупателя, который заплатил продавцу за вещь деньги, то он писал приказ, в котором назначал судью (а им мог быть любой гражданин Рима) и говорилось примерно так: «Судья, если ты докажешь, что покупатель заплатил за вещь продавцу деньги, то присуди эту вещь покупателю». Судья, привлекая все доказательства, выносил решение. И если будет доказано, что деньги за вещь уплачены, то покупатель становится собственником вещи по справедливости (in bonus) и право собственности
истца на вещь находится под защитой претора. Так, благодаря претору, покупатель, не являясь собственником и не имея возможности сам обратиться с иском в суд, на второй стадии легисакционного процесса становится истцом. Он получил возможность в суде быть полноправной стороной.
Никто из граждан, зная что-либо по делу, не мог отказаться от свидетельства. В противном случае ему грозило бесчестие.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц .

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

  1. Положения о гражданском судопроизводстве (процессе), табл. I-II;
  2. Процесс против несостоятельного должника, III;
  3. Положения об отцовской власти, IV;
  4. Опека, наследование, собственность, V-VI;
  5. Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения причинением вреда), VII-VIII;
  6. Публичное и сакральное право, уголовное право, IX-X;
  7. Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете бра­ков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона) XI-XII.

Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие:

  • на место произвола магистратов ставился закон;
  • строгий формализм правовых процедур и общения;
  • процесс привлечения к ответственности нарушителей прав граждан предполагал энергичное участие заинтересованной стороны, а также в ряде случаев и должностных лиц государства;
  • казуистичность построения правил и норм (по принципу: "если - то - иначе");
  • обязательства возникают не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущер­ба личности, здоровью, имуществу;
  • суровыми карами наказывались колдовство, убийство, во­ровство и измена.

Основными институтами вещного права были:

  • право владения;
  • право собственности;
  • неполное право на чужую вещь.

Владение и собственность сильно обособлялись друг от друга. Владелец вещи не был ее собственником.
Для того чтобы стать собственником, нужно было обладать правом распоряжения, т.е. правом распоряжаться судьбой вещи по своему усмотрению - передать в залог, подарить, завещать, про­дать и т.д. Право собственности означало наиболее полное, наибо­лее абсолютное правовое господство над вещью - право пользо­ваться и распоряжаться ею лишь с теми ограничениями, которые собственник устанавливает в своих добровольных договоренностях (по договору) или которые возникают из обычая или иного право­вого установления. Собственность означала господство прямое и исключительное (с исключением всех других от господства над ней).



Основанные на обычае ограничения в землепользовании были введены Законами XII таблиц в таком виде: запрещалось сажать де­ревья ближе 5-9 футов от соседнего участка.

Основные способы приобретения вещных прав :

  • манципация;
  • традиция;
  • уступка права;
  • сервитуты.

Некоторые вещи были изъяты из имущественного (торгового) оборота: воздух, море, а также земля особого назначения, т.е. входящая в общественный фонд сакральных учреждений (последние были пользователями вещей по божественному, а не человеческому праву) и др.

Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились:

  • движимые и недвижимые;
  • простые и сложные;
  • делимые и неделимые;
  • манципированные и неманципированные.

В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Таким об­разом, торжественность и строгость передачи собственности на вещи первого разряда были связаны с тем, что этот разряд имел, по всей очевидности, наиболее высокую ценность для домохозяй­ства и потому подлежал наиболее строгому учету и распределению. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.

Традиция - неманципируемые вещи приобретались в собственность путем простой передачи за деньги.

Уступка права состояла в передаче права собственности на манципируемые и неманципируемые вещи путем мнимого судеб­ного спора тоже в обрядовой манере, суть которой была в уступ­ке права. Мнимый судебный спор разыгрывался перед претором: покупатель делал вид, что вещь, подлежащая отчуждению, принадлежит ему, о чем он торжественно объявлял вслух. Отчуждатель на это ничего не возражал, после чего пре­тор присуждал вещь приобретателю на правах собственности.

Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).

Сервитуты подразумевали строго ограниченные права на пользование чужими вещами, фиксируемые в обычаях или в законах и оформляемые в силу их большой важности обря­дом манципации. Сервитуты возникали в процессе частного пользования землей и оформлялись собственниками соседних земельных участков с фиксированием права прохода через участок, прогона скота, проезда с гружеными повозками (право прохода, прогона и провоза). Регулировался таким же образом порядок отвода воды с участка соседа (из водоема, из падающего потока). Многие сервитуты были распространены на основе обычного права, такие, как право прохода через земельный участок за во­дой, пожизненное проживание кормилицы в доме благодарного хозяина и др. В дальнейшем сервитуты обусловливали абсолютные и отри­цательные обязанности собственника или третьих лиц, пользую­щихся обремененным ("служащим") участком, терпеть что-либо или не делать чего-либо. Сервитуты были неотчуждаемыми и пе­реходили к новому владельцу вместе с участком. В классический период были только земельные сервитуты, в период Дигест - узуфрукты и родственные им права. Различали также земельные и личные, цивильные и преторские, положительные и отрицатель­ные, прерывные и непрерывные сервитуты.

Сервитуты классического и постклассического периода - это прежде всего вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразрывно связан­ные с определенным земельным участком или лицом. Модифика­цией таких сервитутов стала своеобразная древняя долгосрочная аренда в виде эмфитевзиса и суперфиция.

Эмфитевзис представлял собой неполное право на чужую вещь с широкими полномочиями и долгосрочным действием и вклю­чал право пользования земельным участком, право изменять ха­рактер этого участка, не изменяя его свойств, право собирать плоды и право закладыватьучасток, отчуждать (с компенсацион­ной выплатой собственнику) и передавать по наследству.

Суперфиций означал право возведения строений на чужом городском земельном участке с последующим правом на его отчуж­дение либо правом пользования и передачи по наследству.

Из знакомства с перечисленными формами вещных прав мож­но сделать вывод о значительном своеобразии права собственно­сти в римском праве. Его можно определить как разновидность вещных прав, как право лица на прямое, полное и исключитель­ное господство над вещью в виде владения (если вещь не утраче­на, не потеряна) и распоряжения ею (право отчуждать). Это право подкреплялось законной возможностью истребовать свою вещь при помощи содействия судебной власти.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки.
Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества.

Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права".



Просмотров