Жилье участникам войны в году. Ордер победы. Где можно получить ветеранский жилищный сертификат

Сертификат на жилье для ветеранов - что это такое? Данный вопрос волнует многих участников жестоких и кровавых событий Великой Отечественной войны, а также их семьи, учитывая, что российские власти обещали выдать данный документ к 2016 году. Разберемся с данной проблемой с помощью квалифицированных экспертов в сфере жилой недвижимости.

Фактически сертификат на жилье для ветеранов является инструментом правительства нашей страны в выполнении обещания об обеспечении благоустроенным жильем указанной категории наших соотечественников. Реализация указанной жилищной программы была приостановлена на фоне неблагоприятной экономической ситуации и возобновилась в прошлом году. Многие регионы страны строили дома с ветеранскими квартирами, позволяя участникам войны и их вдовам улучшить свои жилищные условия и переехать из ветхих помещений в новостройки.

Государственная программа предполагает два варианта решения жилищной проблемы ветеранов:

  • выделение готового жилья;
  • предоставление сертификата на его приобретение.

Второй вариант использовался местными властями значительно активнее, поскольку он значительно удобнее для обеих сторон. При желании такой жилищный сертификат

На практике жилье по сертификатам для ветеранов приобрести можно было исключительно в небольших городах. Документ предполагает оплату суммы в 1,13 миллион рублей. Если полностью купить на такие деньги квартиру невозможно, то их использование в качестве частичной оплаты при решении жилищного вопроса вполне ощутимо.

Знать все о сертификатах на жилье для ветеранов означает быть осведомленным об условиях его использования:

  • документ выдается каждому ветерану только один раз, что тщательно отслеживается заинтересованными ведомствами;
  • замена сертификата денежным эквивалентом не предусматривается;
  • на использование выделенных средств получателю сертификата предоставляется полгода;
  • после покупки жилого помещения по ветеранскому сертификату оно должно хотя бы частично являться собственностью участника ВОВ;
  • приобретаемое жилье должно соответствовать двум основным критериям, связанным с обязательным его благоустройством и соответствием минимальным стандартам по площади в 36 м*2.

Следует понимать, что со времени окончания Великой Отечественной войны прошло достаточно много времени. Участников тех трагических событий, принимавших участие в боевых операциях, остается все меньше. Поэтому российские власти подготовили перечень людей, которые относятся к категории ветеранов. Именно они имеют право на получение жилищного сертификата:

  • лица, имеющие медаль «За оборону Ленинграда»;
  • получившие во время блокады Ленинграда инвалидность дети;
  • участники боевых действий;
  • члены партизанских отрядов.

Дополнительно к указанной категории рассчитывать на получение сертификата на жилье могут вдовы ветеранов ВОВ, которые повторно не состояли в браке.

Другие родственники, включая детей, получить документ за ветерана не могут. Однако не существует каких-либо ограничений по дальнейшему использованию ветеранской жилплощади после ее оформления. Приобретенная по сертификату квартира может быть без ограничений передана по наследству, подарена или продана.

Обещание правительства обеспечить жильем ветеранов ВОВ до 2016 года так до конца и не реализовано. С момента принятия поправок к закону «о ветеранах» в 2008 году, которые устанавливали право участников войны 1941-1945 года претендовать на новые квадратные метры, срок полного выполнения обязательств ежегодно переносился. В субъектах РФ до сих пор остались те, кто стоит в очереди за социальной поддержкой, а часть ветеранов и вовсе не воспользовалась своими льготами.

Определить, кому положена квартира от государства в благодарность за Великую победу, каков порядок оформления документов, и какие требования предъявляются к кандидатам на жилищные сертификаты, поможет анализ существующих законодательных актов и проблем на местах.

Правовое поле

Основным документом, на базе которого строятся процедуры обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем, является 5 ФЗ (16.12.94). Поправки, изменившие документ в 2008 году, были сделаны в преддверии празднования 65-летия Победы на основании 714 Указа Президента от 07 мая.

Они сформировали федеральную цель – предоставить квадратные метры тем участникам военных действий, которые нуждаются в улучшении качества условий проживания.

Предписанный закон менялся и дополнялся практически ежегодно.

Основные изменения в законе:

  1. 153 ФЗ (22.07.08) - определены категории ветеранов, обладающие правом на получение социальной поддержки от государства.
  2. 135 ФЗ (29.06.09) - выделены в особую категорию участники ВОВ, которые до 01.03.05 были включены в очередь на улучшение жилья, утверждены льготы для семей тех, кто погиб в ВОВ, прописаны нормы предоставляемой жилой недвижимости и порядок ее передачи.
  3. 327 ФЗ (21.12.09) - уточнено, что получить жилье по льготной программе участники имеют право один раз, введена дополнительная единовременная субсидия на строительство и приобретение объектов недвижимости ветеранам в рамках программы их поддержки.
  4. 30 УП (09.01.10) - изменен срок действия программы: ее окончание, намеченное на 2010 год, стало бессрочным; списки кандидатов расширились: было снято ограничение на участие в программе только очередников 2005.
  5. 79 ФЗ (06.05.10) - запрещено учитывать имущественное положение кандидатов при обеспечении их жилыми помещениями.
  6. 169 ФЗ (07.05.13) - дополнен порядок предоставления помещений либо денежной выплаты на их покупку ветеранами в субъектах РФ.
  7. 317 ФЗ (25.11.13) - утвержден порядок отчета регионов за полученные федеральные средства.
  8. 461 ФЗ (19.12.16) - уточнен порядок отчетности субъектов перед органами федеральной власти.

Еще в 2005 году законодатели предполагали закончить программу к 2010 году, однако претендентов на квадратные метры оказалось гораздо больше, чем рассчитывали чиновники. В 2009 кроме очередников, количество которых определялось списками, составленными на 01 марта 2005 года, в закон были добавлены те, кто не встал на учет в указанный период.

Проект продолжает действовать. Чтобы получить жилую площадь от государства в рамках программы , необходимо относиться к установленной категории, имеющей на это право, соблюдать утвержденные законом условия и правильно оформить льготу.

Кто из ветеранов ВОВ вправе претендовать на жилье

Ветераны Великой Отечественной войны получили возможность принять участие в программе по обеспечению жильем с 2008 года в соответствии с указом президента.

  • военнослужащие действующей армии в годы ВОВ;
  • те, кто проходил военную службу в период с 1941 по 1945 более полугода;
  • граждане, имеющие награды СССР за службу в годы войны;
  • инвалиды ВОВ;
  • лица, работавшие в тылу, на предприятиях оборонного направления, участвовавшие в строительстве оборонительных объектов, железных и автомобильных дорог в прифронтовой зоне, а также иных военных объектов;
  • служащие в указанный период на аэродромах и морском флоте;
  • участники партизанских отрядов за пределами СССР;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда, имеющие наградной знак.

Кроме самих участников Великой Отечественной войны на получение жилья могут рассчитывать лица, приравненные к ним в правах: супруги тех ветеранов и инвалидов, которые погибли в годы войны, при условии отсутствия повторного вступления в брак.

Важным пунктом закона является выделение помещений только нуждающимся ветеранам.

Если гражданин признан ветераном военных действий, то условием получения квадратных метров от государства будет его нахождение в очереди для улучшения жилья на 01.01.05. Граждане, попавшие в списки позже, могут рассчитывать на предоставление жилплощади только на общих основаниях.


Средства на программу поступают в муниципалитеты субъектов в виде субвенции. Это значит, что возвращать деньги в бюджет РФ не надо, но использовать их можно только на ту цель, под которую они выделены.

Законодатели предусмотрели два инструмента, помогающие создать ветеранам комфортные условия проживания.

К ним относится:

  • предоставление ветерану ВОВ квартиры или жилого дома;
  • выдача денежной суммы, достаточной для покупки готового жилого помещения или строительства нового объекта недвижимости согласно установленным в законе нормам.

С предоставлением помещений «в реальности» все достаточно ясно: гражданин, после согласования необходимых документов, получает на руки ключи от готового жилья.

Система получения недвижимости по сертификатам для пожилых людей не совсем понятна.

Это связано с тем, что документ является подтверждением выделения ветеранам субсидии, которая:

  • ограничена по размеру;
  • выдается только на ту недвижимость, соответствующую условиям программы;
  • должна быть использована в течение полугода;
  • обязывает гражданина самостоятельно заниматься подбором и покупкой помещения;
  • накладывает обязательство по оформлению собственности на объект.

При этом получения денег на руки не происходит, они переводятся продавцу недвижимости напрямую.

В результате гражданин может улучшить свои жилищные условия, только приложив массу усилий, по:

  • бумажному оформлению своего права;
  • организации сделки купли — продажи;
  • получению разрешения на выделение средств сертификата для жилья, выбранное ветераном.

Тем не менее способ получения недвижимости на базе сертификатов в стране является наиболее распространенным, особенно в небольших городах, где на него можно приобрести полноценную квартиру или дом. В крупных мегаполисах суммы обычно недостаточно, тогда документ используется в качестве частичной оплаты. Оставшуюся часть суммы приходится доплачивать из личных сбережений ветерана или его родственников.

Важно помнить, что и ветеранское жилье, предоставляемое напрямую, и жилищный сертификат в рамках программы могут быть получены только единожды.

Несмотря на то, что программа поддержки ветеранов решается за счет средств федерального бюджета, ее исполнение полностью отдано в ведение региональных властей. В результате большому количеству участников военных действий отказывают в льготе, находя причины их несоответствия условиям программы.

Условия предоставления жилья ветеранам

Условия, которые ограничивают количество претендентов на участие в программе, отражены в тексте закона «О ветеранах» и Жилищном кодексе.

Стать участником проекта имеют право:

  • лица, подтверждающие факт того, что они являются ветеранами ВОВ;
  • участники ВОВ, не имеющие своего жилья, либо текущее помещение не соответствует нормам Жилищного кодекса, рассчитанным на одного человека;
  • ветераны, которые прожили на территории субъекта РФ, выделяющего жилье, установленное количество лет.

Одним из препятствий для участия в проекте является необходимость признания ветерана нуждающимся в улучшении жилищных условий (51 ст. ЖК).

Оценка жилищных условий производится региональными властями на основе ЖК РФ и локальных законодательных актов.

В большинстве регионов встать в очередь на жилье могут те, кто:

  • не имеет жилья в собственности или в социальном найме, при этом его близкие родственники также не владеют личным жилым помещением;
  • владеет помещением на правах собственника или нанимателя, однако, нормы площади меньше являющихся минимальными в пересчете на каждого из проживающих;
  • живет в доме, признанном аварийным или непригодным для проживания (согласно оценке жилищной комиссии);
  • проживает на одной площади с тяжело больным человеком, соседство с ним может принести серьезный вред здоровью ветерана.

В последнем случае, чтобы указ президента о предоставлении выполнялся, надо доказать, что альтернативные жилые помещения отсутствуют.

Важно! Минимальная норма площади на одного человека утверждена 50 статьей ЖК. Она устанавливается муниципалитетом, на территории которого находится жилое помещение. В большинстве регионов нуждающимися являются те, у кого на каждого члена семьи приходится менее 10-12 м² жилья.

При расчете норм учитываются только те члены семьи, которые проживают с ветераном (дети, родители, супруги) или ведут с ним совместное хозяйство (иные родственники, иждивенцы).

Если участник ВОВ имеет служебное жилье, то предоставление ему новой квартиры от государства возможно только на условиях выселения из текущего.

Встать на учет в качестве нуждающегося в жилье следует в местном органе самоуправления. Делается это в заявительном порядке на основании документа, удостоверяющего личность ветерана. Дополнительно предъявляются данные о месте проживания, отражающие его технические характеристики.

Кроме необходимости получить новые квадратные метры, нужно знать, какая жилплощадь должна предоставляться ветеранам по закону.

Требования к жилым помещениям

Предоставляемая в рамках программы недвижимость должна соответствовать установленным требованиям.

Квартира или дом должны:

  • быть признаны пригодными для проживания;
  • иметь все необходимые коммуникации;
  • иметь площадь не менее 36 м²;
  • по цене не превышать нормы, установленные для 1м² жилой площади в регионе.

Важно! Купленная или предоставленная недвижимость должна быть оформлена в собственность ветерана.

Если часть помещения оплачена из накопленных семьей средств, позволено оформить в личное владение ветерана долю площади.

Как воспользоваться субсидией

Чтобы получить квартиру, ветерану ВОВ следует обратиться в муниципалитет и обосновать свое право на данную льготу.

Шаги, которые следует предпринять, чтобы стать владельцем новой недвижимости за счет бюджета:

  1. Написать заявление на необходимость улучшения жилищных условий.
  2. Собрать и представить документы, которые доказывают, что текущее помещение не соответствует нормам ЖК.
  3. Принять в случае необходимости экспертную комиссию.
  4. Получить на руки решение администрации о признании права на улучшение жилья.
  5. Дождаться уведомления о выделении помещения «в реальности», либо о необходимости получить жилищный сертификат.

Если муниципалитет отказывает ветерану, то должен предоставить ему письменный ответ, в котором поясняются основания принятого решения.

Если администрация неправомерно отказывается включать ветерана в очередь на улучшение жилищных условий, решение необходимо оспаривать.

Обширная судебная практика, появившаяся за время существования программы, показывает, что региональные власти нередко допускают нарушения, поэтому выиграть процесс реально.

Необходимые документы

Набор документов, которые потребуются для получения квартиры ветерану, состоит из документов, удостоверяющих его личность, права на льготы, характеризующих имеющуюся недвижимость или подтверждающих ее отсутствие.

Полный перечень документов включает:

  • паспорт ветерана;
  • удостоверение, подтверждающее участие в ВОВ;
  • справку о составе семьи;
  • свидетельство о браке;
  • справку из ЕГРП или БТИ о наличии либо отсутствии жилой недвижимости.

Если в собственности или найме есть объект недвижимости, дополнительно потребуются:

  • актуальные кадастровые и технические документы на имеющуюся жилплощадь;
  • правоустанавливающие документы на нее;
  • выписка из домовой книги.

На принятие решения о включении ветерана в программу дается 10 дней. Если в результате ему предоставлен жилищный сертификат, то следует внимательно ознакомиться со сроками использования документа. Он устанавливается в каждом субъекте на усмотрение властей и чаще всего составляет от 3-х до 9 месяцев.

Использование сертификата

Владелец документа должен сам подобрать подходящее жилье. После того, как объект недвижимости выбран, необходимо заключить договор купли-продажи. Плата по договору осуществляется средствами сертификата, которые направляются продавцу путем безналичного перевода.

После того, как жилье будет оформлено в собственность, никаких ограничений по дальнейшему распоряжению им государство не устанавливает.

Квартиру можно передать по наследству, продать или подарить.

Предоставление жилых помещений и сертификатов производится в порядке очереди.

Тем, кто еще не успел стать участником программы, законодатели советуют поторопиться. Анализ бюджета РФ, утвержденного на 2018-2019 годы, показывает, что в следующем году проекту выделяется на 5,5 млн. меньше бюджетных денег, а на 2019 год такие расходы и вовсе не запланированы.

Чиновники объясняют ситуацию тем, что:

  • претендентов на участие в программе обеспечения жильем ветеранов становится с каждым годом меньше;
  • программа устарела, и ветераны смогут воспользоваться более современными проектами льготного улучшения жилищных условий;существующая очередь на бюджетные квартиры для ветеранов будет погашена до конца 2018.

Если у вас остались вопросы по теме, или были сложности при оформлении права на квартиру ветерану ВОВ, либо вы знаете человека, который столкнулся с несправедливым отказом местных чиновников, оставьте информацию в поле «Комментарии». Давайте обсудим ситуацию и постараемся решить ее вместе.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ предусматривается не только федеральным законодательством, но и нормативной базой региональных органов.

Основной законодательный акт, который устанавливает обязанность российского государства по предоставлению жилья ветеранам ВОВ - это закон «О ветеранах». В этом законе указаны основания и порядок предоставления жилья ветеранам ВОВ, а также перечень граждан, подпадающих под действие указанного выше законодательного акта.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется непосредственно по месту постоянного проживания ветеранов ВОВ. Жильё распределяется на основании не только федерального законодательства, но и в соответствии с нормативной базой региональных органов. Так, местными законодательными актами устанавливаются нормы, по которым человек считается нуждающимся в предоставлении ему государственного или муниципального жилья. Эти нормы обязательно применяются и при рассмотрении вопроса о предоставлении жилья ветеранам ВОВ. Таким образом, чтобы получить от государства или муниципалитета жильё, ветерану ВОВ нужно подать соответствующее в муниципалитет заявление о предоставлении жилья ветерану ВОВ, и подтвердить свой статус официально.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется на безвозмездной основе. Законодательно установлено, что под понятие «Ветераны ВОВ» подпадают не только те российские граждане, которые непосредственно воевали за спасение Родины от фашизма. Под понятие «Ветераны ВОВ», в рамках выше указанного закона, подпадают и те, кто всячески способствовал победе войск и советских граждан в Войне. Поэтому справедливо законодательство к указанной выше категории граждан отнес: 1) Непосредственных активных участников советской армии и их вдов; 2) Участников партизанских армейских отрядов за пределами территории советского государства; 3) Участников ВОВ, награждавшихся официально медалями за осуществление обороны города Ленинграда»; 4) Граждан инвалидов с самого детства, получивших соответствующие увечья или заболевания вследствие блокады фашистами города Ленинграда. Данные граждане могут претендовать на применение к ним законодательно установленных правил о предоставлении жилья ветеранам ВОВ.

Стоит сказать, что предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется не автоматически. Данное право у ветеранов ВОВ и относящихся к ним категорий лиц может возникать только после их личного письменного обращения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения. Кроме того, для предоставления жилья ветеранам ВОВ, ветеранам нужно было до 2005 г. зарегистрироваться в соответствующем органе, принимающем решение о распределении жилой площади, в качестве граждан, которым требуется государственное или муниципальное жильё. Несмотря на многочисленные указания президента о скорейшем предоставлении жилья ветеранам ВОВ, до настоящего времени эта проблема полностью не разрешена. Много ветеранов и отнесенных к ним лиц до настоящего момента государственным или муниципальным жильём не обеспечены. Это объясняется тем, что очень много людей, подпадающих под действие законодательства о ветеранах ВОВ, на учет людей, нуждающихся в жилье, встали только после 2005 г. Поэтому стало невозможным осуществление государством в отношении их правила о незамедлительном предоставлении жилья ветеранам ВОВ. В данной ситуации к ветеранам и приравненным к ним людям применяются общие для всех правила обеспечения жилой площадью. Порядок предоставления жилья ветеранам ВОВ устанавливается местным законодательством того региона, где живет ветеран ВОВ. Этот порядок состоит в необходимости предоставления ветеранам ВОВ в муниципалитет установленного пакета документов. Ветеранам ВОВ нужно документально подтвердить отсутствие у них недвижимости, факт прописки в данной местности на протяжении определенного количества времени, факт нуждаемости в получении государственного или муниципального жилья.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется государством и муниципалитетами несколькими способами: 1) Ветеранам ВОВ может предлагаться государственное или муниципальное жилье для непосредственного вселения в него. 2) Ветеранам ВОВ могут предлагаться деньги на самостоятельную покупку ими жилья. Деньги предоставляются в форме сертификата. Этот сертификат можно использовать только по целевому его назначению. Единственная сложность в реализации полученного от государства сертификата - реализация сертификата в пределах его срока. Данный срок может устанавливаться региональными органами самостоятельно. Он составляет, как правило, не более полугода. Таким образом, за этот срок нужно найти подходящее жильё и купить его с использованием денег полученного ветераном ВОВ сертификата. Чтобы ветеран ВОВ считался обеспеченным в жилье в рамках законодательства о ветеранах, право на купленную по выданному сертификату квартиру обязательно должно оформляться на ветерана ВОВ. Установленное законодательством право на предоставление жилья ветеранам ВОВ можно исполнить лишь один раз в своей жизни. То есть если после предоставления жилья ветерану ВОВ он это жильё продал или подарил, лишившись своей жилой площади, то повторно обратиться для предоставления жилья ветеранам ВОВ невозможно.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ по сертификату не всегда выгодно для человека. Во-первых, сумма, на которую можно рассчитывать при покупке жилья по сертификату, является недостаточной. Поэтому приходится добавлять свои или заемные деньги в покупку квартиры. Во-вторых, не всякое жильё можно купить по сертификату. К жилью имеются требования, установленные законодательно, и эти требования нужно обязательно соблюсти. Жильё, покупаемое по сертификату, должно соответствовать размеру, обладая которым семья ветерана не будет подпадать под определение нуждающихся в жилой площади. И данное жильё должно обладать признаками пригодности к проживанию в нем. Значит, купить жильё у строительной компании, на стадии возведения многоэтажного дома нельзя. Таким образом, квартиру придется искать на вторичном рынке, по дорогой, рыночной стоимости.

Поэтому многие ветераны ВОВ вынужденно отказываются от разрешения своей проблемы с помощью сертификата на предоставление жилья ветеранам ВОВ. Многие ветераны ВОВ не смогли собрать все документы для реализации возможности получения государственного или муниципального жилья. Поэтому если до настоящего времени остается актуальной проблема, связанная с обязательным предоставлением жилья ветеранам ВОВ, то эту проблему лучше решить с помощью юристу. Это поможет сэкономить время и нервы при осуществлении государством своей основополагающей функции по предоставлению жилья ветеранам ВОВ.

Редактор: Игорь Решетов

В 2008 году, к 65-летию Великой Победы, Президентом России был издан указ об обеспечении ветеранов ВОВ жильем в качестве дополнительной социальной поддержки.

В январе 2010 года в силу вступили изменения в Федеральный закон «О ветеранах». Речь в данном законе идет о наделении ветеранов правом получения новой квартиры. На реализацию данной программы Правительством изначально было выделено более 100 миллиардов рублей.

Не смотря на то, что изначально указ был рассчитан на три года, реализацию программы было решено продлить, чтобы довести данную работу до конца и обеспечить жильем всех нуждающихся в этом ветеранов .

Количество претендующих на жилье ветеранов ежегодно увеличивается, поэтому Правительством выделяются дополнительные средства на реализацию программы.

В 2015 году из федерального бюджета выделили более двенадцати миллиардов рублей для обеспечения жильем ветеранов ВОВ .

К апрелю 2015 почти 300 тысяч ветеранов были обеспечены жильем. На 2015 год планируется обеспечить еще 10 тысяч человек.

Кроме того, было принято решение обеспечить жильем и Крымских ветеранов Великой Отечественной . Для этой цели из Федерального бюджета в текущем году перечислили почти 300 миллионов рублей.

Какие ветераны могут претендовать на получение нового жилья?

  • Инвалиды ВОВ;
  • Участники ВОВ;
  • Вдовы участников ВОВ;
  • Жители блокадного Ленинграда.

Важно понимать, что если даже ветеран входит в одну из перечисленных выше категорий, это не гарантирует ему право получения нового жилья.

Для того, чтобы получить жилье нужно также, чтобы было соблюдено одно из условий:

  • официально стоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  • площадь проживания ветерана должна быть меньше установленной местной властью нормы (в столице эта норма составляет 10 квадратных метров, в Московской области – 6 метров квадратных).
  • жилье ветерана признано ветхим или аварийным.

Если ветеран входит в одну из перечисленных категорий, а состояние жилья не соответствует норме по площади или состоянию, а в очереди еще не стоит, то необходимо обращаться в жилищный отдел местных органов власти с заявлением о постановке на учет.

Как стать официальным очередником?

Для того, чтоб встать в очередь и получить право на обеспечение жильем, необходимо собрать и предоставить в жилищный отдел такие бумаги:

  • оригиналы и копии паспортов или других подтверждающих личность ветерана и личности членов его семьи документов;
  • оригиналы и копии документов о степени родства и составе семьи;
  • ветеранам, проживающим в многоквартирных домах также необходимо предоставить копию лицевого счета;
  • копия пенсионного удостоверения;
  • ветеранам, проживающим в частных домах, необходимо предоставить копию домовой книги;
  • документ из Росреестра и БТИ, подтверждающих отсутствие или же наличие у каждого из членов семьи собственного жилья;
  • если ветеран проживает в аварийном или ветхом жилье, то необходимо предоставить документы о тех.состоянии помещения.

Могут понадобиться и некоторые другие документы.

Что делать после подачи документов?

Когда документы были поданы, местная администрация принимает решение о том, ставить ли ветерана на жилищный учет. Такое решение принимается за срок не более тридцати дней со дня подач документов. Если решение будет отрицательным, отказ можно обжаловать в суде.

Каким образом происходит улучшение жилищных условий?

Существует несколько различных схем предоставления жилья ветеранам ВОВ , они могут быть такими:

  • может быть предоставлено готовое жилье по договору соцнайма или в собственность;
  • может быть предоставлена субсидия на строительство или покупку жилья из расчета в 36 метров квадратных согласно средней стоимости одного метра квадратного;
  • может быть предоставлено право приобрести квартиру или принять участие в долевом строительстве многоквартирного дома;
  • может быть построен индивидуальный жилой дом;

Наиболее популярным способом решения жилищной проблемы ветеранов – предоставление субсидии или сертификата на покупку или строительство жилья.

В среднем федеральная субсидия предоставляется в размере одного миллиона рублей. Если же средняя рыночная стоимость жилья выше одного миллиона, то разница компенсируется из бюджета субъекта Федерации, где ветеран проживает.

Если ветеран хочет приобрести квартиру большей площади, чем полагается по закону, то добавление собственных средств к субсидии допускается. Но при покупке жилья меньшей стоимости, разницу между субсидией и стоимостью жилья государство не возвращает.

Вконтакте

Некоторым фронтовикам ждать новую квартиру приходится десятилетиями. Фото Reuters

Российские власти уже не первый год обещают разобраться с проблемой бесквартирных участников войны в стране. С 2008 года бюджет выделил ветеранам более 300 млрд руб. для улучшения жилищных условий. Однако жилье получили не все. На сегодня около 2,5 тыс. участников Великой Отечественной войны и членов их семей все еще стоят в очереди за государственной помощью. Две трети из этих нуждающихся смогут улучшить жилищные условия в будущем году, обещают в Минстрое РФ.

Можно также предположить, что ветеранов, нуждающихся в жилье, в РФ куда больше, чем показывает статистика Минстроя. Ведь многие участники боевых действий зачастую даже не могут встать на учет в качестве нуждающихся.

К примеру, ранее в СМИ проходили сообщения о том, что 92-летний ветеран ВОВ умер в своем аварийном доме, так и не сумев за 12 лет добиться улучшения жилищных условий.

Напомним, обеспечение ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, жильем действует согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года «О ветеранах» и производится на основании указа президента РФ от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ) 1941-1945 годов». И в целом, рапортуют в Минстрое, за все время действия указа президента РФ, то есть с мая 2008 года, за счет средств федерального бюджета жильем были обеспечены 300,4 тыс. ветеранов ВОВ и членов их семей. Из федерального бюджета было выделено 317,8 млрд руб.

При этом траты правительства на улучшение жилищных условий ветеранов и их семей последовательно сокращаются. Так, по состоянию на 1 октября 2017 года свои жилищные условия улучшили 3,4 тыс. ветеранов ВОВ, из них 394 непосредственных участников и инвалидов войны. Об этом, в частности, сообщил замминистра строительства Никита Стасишин. На эти цели было выделено 4,5 млрд руб.

Еще год назад в Минстрое отчитывались о том, что предусмотренные бюджетом 10 млрд руб. пойдут на улучшение жилищных условий 8,5 тыс. ветеранов ВОВ.

На следующий год власти намерены потратить куда меньше средств. «В законопроекте о федеральном бюджете на будущий год запланировано 1,9 млрд руб., что позволит обеспечить жильем около 1,6 тыс. человек, в том числе всех инвалидов и участников ВОВ, которые в соответствии с поручением президента РФ обеспечиваются в приоритетном порядке», – заявил Никита Стасишин.

Он отметил, что общее количество не обеспеченных жильем ветеранов ВОВ и членов их семей из вставших на учет сегодня составляет 2,5 тыс. человек, из них непосредственных участников и инвалидов – 147 человек. «Более 75% вставших на учет граждан составляют члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны», – сообщил чиновник, уточнив, что ежемесячно список очередников пополняется в среднем на 265 человек.

При этом еще в начале года в Минстрое обещали, что вот-вот завершат программу жилищной помощи ветеранам. «По состоянию на 1 апреля 2017 года количество ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 278 человек, членов семей погибших ветеранов ВОВ – 4403 человека. Все они в этом году будут обеспечены жильем, и сегодняшняя очередь будет полностью закрыта», – обещал в интервью СМИ глава Минстроя Михаил Мень, подчеркивая, что в 26 субъектах РФ все инвалиды и участники ВОВ обеспечены жильем.

Впрочем, чиновники не в первый раз заявляют, что программа близка к завершению. Так, еще весной 2015 года президент РФ Владимир Путин сообщал, что все нуждающиеся участники ВОВ и их семьи получат новые квартиры в 2015–2016 годах. «В этом году должны обеспечить еще 10 тыс., и останется еще 5 тыс. Несмотря на такое резкое увеличение нуждающихся и на неточные предварительные расчеты, мы приняли решение довести эту работу до конца в этом году и следующем. Это будет сделано», – обещал в ходе «Прямой линии» глава государства. Уже осенью вице-премьер Ольга Голодец обещала поставить точку в вопросе с квартирами для ветеранов ВОВ в 2016 году. «В нашем бюджете предусмотрены средства на обеспечение жильем ветеранов, и все ветераны в следующем году в обязательном порядке должны его получить», – говорила тогда вице-премьер.

Всего же в стране по состоянию на 1 апреля проживало около 1,8 млн инвалидов и ветеранов ВОВ. Такие данные приводили в Минтруде. Кроме того, в стране живет около 1,28 млн тружеников тыла, 125,8 тыс. бывших малолетних узников фашизма, 22,4 тыс. вдов инвалидов и участников ВОВ.

«Открытым остается вопрос, почему с учетом того, что за последние 10 лет было выделено свыше 300 млрд руб. на обеспечение всех нуждающихся в жилье ветеранов, блокадников, тружеников тыла и семей погибших в боях, все еще остаются те граждане в данной категории, которые своего права не реализовали» – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, полагая, что все упирается в бюрократические проволочки. Ведь для того чтобы претендовать на получение жилья по договору социального найма или же субсидию на приобретение нового жилья, необходимо подтвердить факт необходимости в них. «Надо доказать, что на горожанина приходится жилплощадь менее законодательно установленного норматива, либо что она непригодна для проживания. В первом случае для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие, что в квартире метражом, скажем, 36 кв. м проживает один ветеран и еще трое членов его семьи, таким образом, на него приходится менее 18 кв. м жилья. Во втором случае все сложнее, поскольку, если норматив нарушен, но здание, в котором проживает ветеран, являясь ветхим или аварийным, таковым не признано, получить право на улучшение жилищных условий будет крайне непросто. Как правило, муниципалитеты крайне неохотно признают дома подлежащими выселению или аварийными, а до тех пор считается, что никаких проблем с жилплощадью у ветерана нет», – говорит эксперт.

Ситуацию также обостряет спад объемов ввода жилья в регионах, продолжает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы Александра Бурдяк. «А пока жилье не построено, физически предоставить нечего даже приоритетным категориям семей. Жилье ветерану предоставляется в том же населенном пункте, где он проживает, и даже при наличии средств федерального бюджета строительство жилья занимает примерно два года. А готовые квартиры или дома нужного качества и площади есть далеко не во всех населенных пунктах РФ», – обращает внимание эксперт. «Дотационным регионам особенно сложно это сделать на фоне кризиса в строительной отрасли, где один за другим банкротятся застройщики и новостройки превращаются в долгострои», – полагает директор развития сети компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.



Просмотров