Знаки дорожного движения жилая зона. «Жилая зона» — что означает и правила движения. Особенности движения в пределах действия знака

Многие водители очень удивлялись, заметив инспектора с «Визиром» в руках во дворе: кто решил контролировать скорость в жилой зоне? Но итог замеров оказался довольно настораживающим. Превышают практически все: кто на 5 км/ч, кто на 8, кто на 9. За это ответственность не предусмотрена, хотя на такой скорости можно убить пешехода или велосипедиста. Были еще двое водителей, которые успели на маленьком отрезке разогнать автомобили до 31 км/ч. Некоторые из них даже не знали, сколько разрешено ехать в жилой зоне. Сразу заметим, что никто протоколы не составлял, штрафы не выписывал, в водительские талоны записи не делал. Инспекторы объясняли: это скорее предупреждающий рейд по аварийным дворам, где фиксировались ДТП, в том числе с пострадавшими.

Водитель служебного автомобиля ГАИ, но в «гражданском исполнении», паркуется в одном из дворов по ул. Шаранговича. Инспектор с «Визиром» занимает удобную позицию - так, чтобы можно было контролировать скорость сразу в двух направлениях. При появлении машины направляет радар. Получилось, что измерялась скорость абсолютно всех автомобилей, въезжающих в эти два двора.

- Вот Peugeot едет 24 км/ч. У внедорожника 26 км/ч. Opel разогнался до 27 км/ч, - объявлял периодически сотрудник ДПС.

Формально это превышение скорости. Но привлечь к ответственности за такое нарушение нельзя. Она наступает только при +10 км/ч. То есть ездить по дворам 29 км/ч без штрафных последствий вполне можно, что и делают автомобилисты, привычно прибавляя к законному максимуму +9 км/ч. Правда, в данном случае есть один существенный нюанс: на такой скорости во дворах убивают людей и такие происшествия не единичные!

Вечером жильцы начинают возвращаться с работы и трафик заметно возрастает. Кстати, вот еще одно наблюдение: интенсивность движения во дворах недооценена. За полчаса, что мы находились во дворе, проехало около сотни автомобилей. Три машины в минуту! Это больше, чем на проселочной дороге где-нибудь под Минском.

- Останови-ка этот Volkswagen Polo, - просит напарника инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Руслан Чимбур.

Водитель возмущен. Удивляется еще больше, когда инспекторы показывают на экране «Визира» его скорость: 29 км/ч. Тут же выясняется, что ранее мужчину останавливали за превышение скорости на 20 км/ч и выше. Причем несколько раз, потому что в водительском талоне указана часть 4 статьи 18.13 КоАП (она действует за повторность).

- Так то на магистрали было. Сам бог велел, - обиженно замечает водитель.

- А знаете про случай в соседнем дворе? - спрашивают сотрудники ДПС.

Выясняется, что мужчина не слышал про аварию, произошедшую 29 мая этого года. Тогда был совершен на 11-летнего мальчика. Как описывали ситуацию очевидцы, школьник выскочил на Volkswagen Passat и ударился о его кузов в районе стойки. Нога оказалась под колесом. У ребенка диагностировали открытый перелом обеих костей голени. Свидетели говорили, что скорость была небольшой - водитель притормозил перед ямкой.

- Автотехническая экспертиза установила, что сидевший за рулем не располагал технической возможностью применить меры экстренного торможения, - рассказала об итогах разбирательства руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. - Поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако это скорее исключение. Гораздо чаще именно автомобилисты признаются виновными в дворовых ДТП с участием пешеходов.

Во время рейда детей во дворе тоже было много. Ребятишки помладше играли под присмотром взрослых, сильно ограничивавших их передвижение. Дети постарше (многие считают 10-летних детей взрослыми и с легкостью отпускают поиграть во дворе) чувствовали себя более свободно. Могли выехать на роликовых коньках из-за машины или бегать между припаркованными автомобилями. Дети воспринимают двор как игровую территорию, тогда как для водителей он является дорогой к месту парковки. Это главные причины возникновения конфликта.

- Будьте, пожалуйста, внимательным в следующий раз при выборе скорости, - просит водителя Volkswagen инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Денис Деруго, возвращая документы.

Мужчина облегченно вздыхает и уезжает. А инспекторы обращаются к детям: «Почему выходите из-за автомобилей? Где ваши родители?» Смущенные ребятишки спешат домой.

Еще некоторое время после этого радар работает вхолостую: 24, 25, 26 км/ч. По нашим наблюдениям, нарушают 90% водителей. Ощущение, что порог опасности у большинства снижен.

Правда, в какой-то момент машины вдруг стали ехать заметно меньше 20 км/ч. Явно произошла предсказуемая реакция, из окон за инспекторами стали пристально наблюдать. Несколько раз к нам подходили встревоженные жильцы с вопросом: что случилось? А один из водителей стал фотографировать сотрудников ДПС на камеру телефона. Для людей измерение скорости во дворах было очень непривычным зрелищем.

- У горожан близость дома создает мнимое ощущение безопасности, - считает Татьяна Харлинская. - Ведь рядом твой подъезд, сюда выходят окна квартиры. Если ты знаешь каждый пятачок, то ничего не случится. А вот и нет! Минские дворы населяют пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, и здесь также происходят аварии. Цифры говорят сами за себя: с начала этого года на таких территориях в Минске случилось 31 учетное ДТП, в результате 3 человека погибло, 29 получили травмы. Поэтому мы рекомендуем всем участникам дорожного движения быть максимально внимательными друг к другу. В частности, водителям следует обратить внимание, что в любую минуту откуда-нибудь может появиться пешеход, а пешеходам, особенно в условиях интенсивного движения во дворах, необходимо следить за появлением автомобилей и смотреть по сторонам.

Ну а мы едем в другой аварийный двор. Переулок Корженевского, 6. Тут часто регистрировались столкновения автомобилей. Обходилось без жертв. Но на карте аварийности это место помечено красным цветом. Прямо на въезде установлен «спящий полицейский». Его размещение нелогично: проехав искусственную неровность, водители начинают разгоняться. А там закругление и подъем - обзор ограничен припаркованными машинами. Многие стремятся побыстрее проскочить участок - до появления встречного автомобиля. Иначе придется уступать, сдавать назад, маневрировать…

- Извините, как-то так получилось, - объясняет водитель Volkswagen Golf.

Его автомобиль двигался со скоростью 31 км/ч. Если бы кто-то резко выбежал из подъезда, то он бы не успел остановить машину.

- А с какой скоростью нужно ездить по дворам? - спрашивают инспекторы.

- Не более 20 км/ч, - с ходу дает правильный ответ мужчина.

Здесь такая же ситуация, как на ул. Шаранговича. Многие едут с небольшим превышением, за которое привлечь к ответственности нельзя. Особенность извилистого переулка в том, что де-факто это дворовая территория. На въезде даже установлен знак 5.38 «Жилая зона». Но де-юре это улица, поэтому покрытие на ней хорошее. Есть несколько прямых участков, на которых водители превышают скорость. На одном из них и проводился радарный контроль.

Следующим остановленным оказывается водитель BMW (его скорость - 31 км/ч). Он также в курсе действующих ограничений и не спорит с нарушением. Талон его испещрен записями о превышении скорости: 2-я, 3-я и даже 4-я части статьи 18.13 КоАП. Вот еще одна характерная деталь: чаще по дворам двигались быстрее положенного те, кто нарушает и на магистралях. Эти люди, входящие в группу риска, настроены на быструю езду.

Изучая правила дорожного движения, будущие водители стремятся как можно лучше познать все тонкости вождения автомобиля на оживленной городской дороге, поскольку именно здесь чаще всего возникают столкновения с другими автомобилями. Как результат, правила езды в жилой зоне часто остаются плохо изученными, хотя о соответствующем знаке и его значении обязан знать каждый человек, имеющий водительское удостоверение. Тем не менее, правила дорожного движения в жилой зоне имеют ряд своих особенностей, о которых мы и поговорим в сегодняшней статье.

1. Есть ли отличия между жилой зоной и дворовой территорией и в чем они заключаются?

Для многих водителей два понятия «жилая зона» и «дворовая территория» являются идентичными, хотя на самом деле они обозначают разные участки дороги. Связано это с тем, что в правилах дорожного движения на дворовую территорию распространяются все те же правила движения, которые действуют в жилой зоне. Стоит также отметить, что расшифровки понятия «дворовая территория» в современном ПДД вообще нет.

Тем не менее, каждый водитель должен понимать, что знак «Жилая зона» и «Завершение жилой зоны» не устанавливается на дворовой территории. Вместе с этим, часть жилой зоны может совпадать с частью дворовой территории, и наоборот. Таким образом, дабы избежать путаницы и не стать нарушителем правил дорожного движения, въезжая в жилые дворы, лучше придерживаться тех правил, которые регламентируются наличием знака «Жилая зона» (хотя в наших дворах вы его вряд ли увидите).

2. Какие требования к водителю предъявляются знаком «Жилая зона»?

Проезжая под таким знаком, водитель должен осознавать, что перед ним находится территория, в границах которой действуют несколько иные правила движения на автомобиле:

1. Въезжая на территорию жилой зоны или дворовой территории, водителю запрещается останавливаться с работающим двигателем. Для того чтобы оставить автомобиль, ему необходимо и полностью заглушить мотор. Стоит также отметить, что нарушением будет считаться ситуация, в которой автомобиль стоит на одном месте в течение 5 минут, и при этом в него не загружаются ни пассажиры, ни грузы.

2. Въезжать в жилую зону и оставлять на длительное время грузовые автомобили категорически запрещается. Связано это с тем, что пространство в жилой зоне обычно разбивается таким образом, что оставленный грузовой автомобиль будет мешать движению другого транспорта и даже пешеходов. Относится это к тем транспортным средствам, которые весят более 3,5 тонн. Однако стоит отметить, что в некоторых жилых зонах есть специальные места, которые разрешают остановку такого транспорта. Для этого водителю необходимо найти соответствующий знак.

Все эти правила имеют и один большой недостаток. Заключается он в том, что получить штраф можно даже в том случае, если в зимний период, находясь в жилой зоне, вы будете прогревать свой автомобиль более 5 минут. Хотя обычно наши стражи порядка не обращают на подобный факт никакого внимания, но, согласно закону, так делать не стоит.

Еще одним важным правилом парковки в жилой зоне и дворовой территории является то, что водителям строго запрещается оставлять свой автомобиль в неприспособленных для этого местах. Речь идет о газонах, на которые очень любят загонять свои автомобили современные владельцы, к чему их подталкивает нехватка парковочных мест. Решаясь на подобный шаг, стоит понимать, что этим вы не только портите общий вид жилого двора, но и подвергаете себя достаточно большому штрафу.

Как правильно ездить в жилой зоне

Выше мы ознакомились с основными правилами парковки в жилой зоне и дворовой территории, однако каждому водителю также будет полезно узнать о том, как правильно осуществлять движение по такому участку дороги. Заключаются эти правила в следующем:

1. На территории жилой зоны, которая обозначена соответствующим знаком, пешеходам разрешается ходить не только по тротуарам, но и по проезжей части. Таким образом, в жилой зоне на дороге именно пешеход имеет преимущество, хотя и в данном случае он не должен создавать специальные помехи для движения транспорта.

2. Дополнительные преимущества в жилой зоне имеют также , которые вместе с пешеходами получают право передвигаться по проезжей части. Обычно об их правах оповещает водителей автомобилей специальный знак, который вывешивается вместе со знаком «Жилая зона». Но даже если его нет, водители транспортных средств также обязаны уступать дорогу и пешеходам.

3. Въезжая на территорию жилой зоны, водитель должен сбросить скорость до 20 км/ч, а также пропускать всех пешеходов, которые движутся по проезжей части. Стоит понимать, что попытка проехаться по территории жилой зоны со скоростью в 80 км/ч может стать причиной лишения прав. С учетом того, что обычно на такой территории нет пространства для разгона, то также велика вероятность повреждения автомобиля.

4. При въезде в жилую зону водителю запрещается выполнять сквозные движения на автомобиле. В жилой зоне также запрещается учебная езда.

5. Если же водителю нужно покинуть территорию жилой зоны и выехать на обычный участок дороги, то при этом он обязан пропускать абсолютно весь транспорт. Действует это правило независимо от направления движения транспорта на главной дороге.

Тем не менее, въезжать на территорию жилой зоны и дворовой территории может даже грузовой транспорт, если он обслуживает какое-либо учреждение на территории этого двора. К примеру, если во дворе есть магазин, то подъезжать к нему и длительный период времени разгружать товар может автомобиль больших габаритов. Также заезжать во двор может такая рабочая техника как мусоровоз или ассенизатор.

Более широкими правами также пользуются инвалиды, которым разрешается заезжать в жилую зону на любом виде транспорта, если при этом они не создадут пробку во дворе и не будут мешать движению других автомобилей . При этом на транспортном средстве водителя, который имеет инвалидность, должна иметься специальная наклейка, свидетельствующая о его инвалидности.

3. Можно ли получить штраф за нарушение ПДД в жилой зоне?

Получить штраф за нарушение ПДД и парковки на территории жилой зоны может каждый водитель, пойманный «на горячем». Размер штрафа будет колебаться от вида нарушения: если это превышение скорости, то вы можете получить штраф до 680 грн., до 40 дней общественных работ, или же вообще лишиться прав.


Тем не менее, въезжая под знак «Жилая зона», стоит помнить и о тех правах, которые имеет водитель. Очень часто возникает ситуация, что вы останавливаетесь у обочины дороги и при этом не глушите двигатель после въезда в так называемую жилую зону, но при этом специального обозначающего знака на всей территории нет. Оштрафовать вас смогут лишь в том случае, если представители органов правопорядка докажут, что вы находитесь на дворовой территории.

Но стоит также понимать, что за правильностью парковки могут наблюдать и другие органы. К примеру, если вы решите оставить свой автомобиль на зеленой травке у дороги, то квитанцию о штрафе вам могут прислать из зеленстроя. Стоит понимать, что камеры видеонаблюдения сегодня установлены на многих участках дорог, поэтому остаться незамеченным практически невозможно.

Таким образом, даже при въезде во дворы жилых домов лучше придерживаться всех правил, которые требует соблюдать от водителей знак «Жилая зона». Благодаря этому вы сможете обезопасить себя не только от штрафов, но и от возможности попасть в аварию. Стоит понимать, что обычно во дворах из-за кустов и дополнительных сооружений очень плохая видимость, поэтому на высокой скорости можно очень легко наскочить на случайно выбежавшего на проезжую часть ребенка.

Вступление. Заселённую людьми территорию ограничивает на въезде знак Жилая зона 5.21. В городской черте указатель устанавливается редко. Однако нарушение движения в жилой зоне влечёт за собой наказание водителей.

Что такое жилая территория

Согласно ПДД, правил дорожного движения, жилая зона – это территория, ограниченная на въезде знаком 5.21, а выезде – 5.22 . Дворовая территория включает:

  • строения для проживания людей;
  • медицинские или образовательные учреждения;
  • детские игровые площадки;
  • стоянка автомобилей;
  • гаражи;
  • зелёные насаждения;
  • коммунальные сооружения и постройки для бытового использования.

В пределах знаков дворовой территории работают правила движения ПДД раздела 17. Требования распространяются на всю зону, включая участки озеленения – газоны, клумбы.

Какие правила для автомобилистов действуют на территории двора

На жилой территории преимущество предусмотрено для пешеходов, что означает свободное передвижение людей в любой части проезжей части дороги. При этом водитель не может создавать препятствия гражданам, остановив машину в удобном для него месте. Кроме того, он должен уступать дорогу велосипедистам. Скорость движения автомобилей по территории не может превышать 20 км/час .

Водители также должны соблюдать правила при выезде за пределы дорожного знака жилой зоны :

  • остановиться и пропустить транспортные средства, двигающиеся по главной дороге – мотоциклы, машины, велосипеды;
  • запрещается пересечение сплошной линии при выезде, поворачивать при этом можно только в правую сторону.

Водитель должен оставить свой автомобиль на автостоянке или специально отведённом для этого месте. Кстати! Главные нарушения автомобилистов – парковка на клумбах или и газонах.

Что касается пешеходов – у них нет права намеренно создавать препятствия для передвижения автомобилей, беседуя с друзьями посередине проезжей части.

Что нельзя делать в жилой зоне

Не каждый автомобилист знает правила передвижения по двору. Отчасти это связано с тем, что сотрудники ГИБДД нечасто там появляются. Итак, какие действия запрещены в жилой зоне:

  • Стоянка с работающим двигателем дольше 5 минут. Если водитель машины без посадки и высадки пассажиров стоит долее этого отрезка времени, он совершает стоянку. Это касается также транспортных средств во время погрузки и выгрузки товара.
  • Учебная езда.
  • Парковка грузовых машин категории C, имеющих максимальную массу допустимого груза свыше 3,5 тонны. Транспортные средства должны располагаться на размеченных местах или под специальным дорожным знаком.
  • Запрещён сквозной проезд через двор. Важно! Но если автомобилист, проезжая напрямик, остановится на 10 секунд, а затем снова продолжит путь, нарушение не будет.
  • Нельзя совершать манёвренные действия. Развороты или задний ход можно совершать только при выезде из тупика.

Выполнение правил вышеуказанных пунктов обязательно даже если отсутствует дорожный знак 5.21 жилая зона.

За что штрафуют водителей во дворе

При нарушении ПДД на жилой территории на автолюбителей накладываются санкции. Причины для штрафа:

  1. Если водитель прогревает зимой двигатель дольше 5 минут, он тем самым нарушает ПДД.
  2. Сквозной проезд через жилой двор. Условия для нарушения правил создаются, когда въезд и выезд в жилую зону происходит в разных местах.
  3. Превышение скорости выше разрешённых 20 км/час.
  4. Стоянка при работающем двигателе дольше 5 минут.
  5. Игнорирование пешеходов.
  6. Парковка на газонных или клумбах.

Размер штрафа варьирует в различных регионах проживания. В Санкт-Петербурге и Москве сумма колеблется от 1500 до 3 тыс. рублей.

Лишение водительских происходит при грубых нарушениях ПДД – превышение скорости передвижения на жилой территории до 80 км/час. У автомобилиста забирают права на 12 месяцев.

Водители легкового транспорта и грузовых машин должны правильно передвигаться как на территории двора, так и при выезде из него. Санкции за нарушение накладываются и в случае отсутствия знака 5.21 во дворе.

Видео: Правила движения в жилых зонах

Каждый человек за рулем автомобиля обязан знать все правила дорожного движения. Дорожный знак "Жилая зона", безусловно, знаком каждому водителю. Но, к сожалению, не все знают тонкости правила движения в этой зоне. Рассмотрим детально ПДД в жилой зоне.

Жилая зона и дворовая территория – в чем различия?

Жилая зона – это в первую очередь дорога, так как она имеет тротуары, проезжую часть. Что касается дворовой территории, то подразумевается участок, непосредственно прилегающей к дому, на котором нет дороги и тротуаров.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод: дворовая территория может быть составляющей жилой зоны. И наоборот: последняя может являться частью дворовой территории. Что касается ПДД, то понятие дворовая территория там вообще никак не расшифровывается. Поэтому ориентироваться следует на те же правила, которые относятся к жилой зоне.

Знак «Жилая зона» – водитель, убавь скорость!

Раньше в ПДД отсутствовал знак «Жилая зона», поэтому до сих пор не каждый водитель представляет в полной мере, что же такое скрыто под этим понятием, какая скорость считается допустимой, и какой штраф грозит в случае ее превышения. Жилой считается ограниченная территория, которая с двух сторон обозначена соответственными знаками. В ПДД сейчас имеется целый раздел, посвященный движению по таким территориям.

Стоит отметить, что на данной территории пешеход имеет преимущество абсолютно перед любым транспортным средством.

Он может ходить как по тротуарам, так и по самой дороге, поэтому скорость у указателя «Жилая зона» должна быть сбавлена до 20 км/ч. Пешеход имеет неоспоримое преимущество перед водителем, который должен уступить ему дорогу. Правда, и пешеходу нужно быть начеку – преднамеренно создавать помеху на пути движения автомобиля не стоит. Даже без на этой территории у велосипедистов также появляются дополнительные преимущества.

Движение в жилых зонах – что гласят ПДД?

В рамках жилой зоны действуют все те же ПДД, что и везде. Но к ним добавляются и другие:

  • Автомобилистам запрещено оставлять машину на стоянке с заведенным двигателем. Двигатель должен быть немедленно заглушен, если транспортное средство стоит без движения более 5 минут.
  • Наложен строгий запрет на остановку и стоянку автомобиля на газоне.
  • Категорически запрещено сквозное движение.
  • Запрещается учебная езда.
  • Запрещена стоянка грузовых машин, масса которых превышает 3,5 тонны. Для них отведены специальные стоянки с разметкой мест.
  • Выдвигаясь из этой территории, водитель должен уступать дорогу другим транспортным средствам.
  • осуществляется только в случае крайней необходимости.

Превышение скорости под этим знаком чревато не только штрафом (500 рублей, невелика потеря), но и лишением водителя прав сроком на год. Какое именно будет наказание, зависит от того, насколько сильно давил водитель на педаль газа. Как уже говорилось выше, машины на этой территории должны чувствовать себя совсем скромно и передвигаться со скоростью не больше 20 км/ч.

Конечно же, кроме скорости, есть и другие правонарушения. Это может быть сквозное движение или парковка грузовой машины на обычной стоянке и многое другое. За все нарушения, кроме превышения скорости, полагается штраф в размере 1 500 рублей . А в некоторых мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) правонарушение будет стоить водителю 3 500 рублей.

Штрафы были увеличены относительно недавно, так как значительно увеличилось количество машин в наших дворах. Большие размеры штрафов должны мотивировать водителей соблюдать все правила дорожного движения, соответствующие жилой зоне. Ведь люди должны чувствовать себя в полной безопасности, находясь у себя во дворе.



Просмотров