Какие положения содержались в конституции н муравьева. Основные положения конституции муравьева

Никита Муравьев имел блестящие исторические познания. Он доказывает, что конституция должна быть монархической. Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта, и применения его к русской действительности. Никита Муравьев был глубоким знатоком современной ему политической литературы, интересовался историей и сам являлся автором работ исторического характера, например разбора "История Государства Российского" Н.М.Карамзина и других работ. Конституция Никиты Муравьева, в отличие от "Русской Правды" Пестеля, не была обсуждена всем Северным обществом, не была проголосована и принята всей организацией.

Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Тот сдвиг вправо, который произошел около 1821 года в политических взглядах Никиты Муравьева, нашел яркое отражение в его конституции. Прежние республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими. Классовая дворянская ограниченность сказалась, прежде всего, в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно выводил положение: "Земли помещиков остаются за ними". По его проекту крестьяне освобождались без земли. Но в последнем варианте своей конституции по неясным причинам появилось положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Никитой Муравьевым вдвое "дороже" капиталиста. Позже Муравьев отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей - 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемы на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления - волостного старшины - отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались "все граждане, без изъятия и различия ". Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность; он доходил в некоторых случаях до 60 тыс. рублей серебром.

Женщины по конституции Никиты Муравьева, как и по конституции Пестеля, были лишены избирательного права. Кроме того, Никита Муравьев был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Так как образование можно было получать только за плату, введение ценза грамотности было еще одним предпочтением материально состоятельных избирателей несостоятельным. Сверх этого конституция Никиты Муравьева вводила еще ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался, согласно проекту Никиты Муравьева, «владельцем» - собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограничено. При всех чертах сильно выраженной классовой дворянской ограниченности конституционный проект Никиты Муравьева является значительным памятником политического творчества революционера-дворянина. Многие его положения имели положительное значение.

Надо представить себе, какой объективный исторический смысл имели перечисленные выше пункты конституции Никиты Муравьева в бесправной стране крепостного рабства, самодержавного деспотизма, в стране "старого порядка ", еще не знавшей революции. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным:

"Крепостное состояние рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской становится свободным", гласил 3-й параграф его конституции. Сословия также отменялись. "Все русские равны перед законом" . Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного разделения."Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены по воли Божией, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны". Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе"одни вещи" : человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено, а"право собственности, заключающее в себе одни вещи, - священно и неприкосновенно". По конституции Никиты Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения."Военные поселения немедленно уничтожаются" ,- гласил 30-й параграф конституции: военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, т.е. земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковывались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. Отменялся "табель о рангах " разделявший военных и гражданских служащих на 14 классов.

Национальное чувство Никиты Муравьева было возмущено засильем в России иностранцев: "Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского" . Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием "гражданин" или "русский ". Понятие "русский " по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности - оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено конституцией Муравьева на большую высоту: "Каждый Русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон". Конституция Муравьева утверждала ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповедания. Отменялся сословный суд и вводился суд присяжных заседателей для всех граждан.

Как обстояло дело с царской властью? Конституция Никиты Муравьева была ограниченно-монархической. Но тут все же необходимо сделать оговорку: в крайнем случае, Никита Муравьев предполагал введение республики. "Если бы император, - показал он на следствии,- не приняла конституции, то, как крайнее средство я предполагал изгнание оного и предложение республиканского правления". Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только "верховный чиновник российского правительства" , он является представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император получал большое жалованье"8 млн. рублей в год" и если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат. Никита Муравьев хорошо понимал, насколько вредна была роль придворной камарильи, ее интриг и влияний в политике царского правительства. Поэтому его конституция трактовала всю придворную челядь - всех камергеров, гофмаршалов, гофмейстеров и т.д., как прислужников царя. Все царские придворные по конституции Муравьева лишались избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия представлялась Никите Муравьеву, в отличие от Пестеля, федеральным государством, он был сторонником государственного устройства Северо-Американских Соединенных Штатов. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Всех держав было пятнадцать. В каждой державе была своя столица. Столицей федерации должен был стать, как и у Пестеля, Нижний Новгород - город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны. Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась палатой народных представителей. Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто. В державах также должна была существовать двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - палаты Выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Должность начальника уезда, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными. Конституция Никиты Муравьева, будь она введена, пробила бы огромную брешь в твердынях феодально-абсолютистского строя и серьезно расшатала бы его основы.

Несомненно, что проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, является чрезвычайно прогрессивным для своего времени. Никита Муравьев хорошо сознавал, какое бешеное сопротивление старых сил может встретить его конституционный проект.

Итак, проект конституции Муравьева осуждал крепостное право и объявлял об его отмене. В нем предлагалось отменить все сословные различия, военные поселения; провозглашалось равенство всех граждан перед законом. Но вместе с тем автор проекта конституции оставался твердым сторонником установления высокого имущественного ценза при занятии любых должностей в государственном аппарате и сохранения за помещиками права собственности на землю.

Но сколь яростны и дерзки были против этого протесты республиканцев! Они возражают, спорят и доказывают Никите Муравьеву его заблуждения, ссылаются на горький опыт других народов. Пестель настаивал, что России нужна только демократическая республика и, чтобы оградить ее безопасность от возможных междоусобиц, нельзя оставлять ни одного претендента на царский престол.

Скажем несколько слов о его проекте конституции, которая воодушевляла декабристов-республиканцев и которая, как мне кажется, сыграла еще большую роль в революционном движении декабристов, чем конституция Никиты Муравьева.

В. Псарев "Декабристы"

Восстание декабристов было первым политическим вооруженным выступлением против царизма, причем впервые это выступление имело политическую программу. О движении декабристов много писали и спорили. Пишут и спорят до сих пор, оценивая его с разных классовых и нравственных позиций.

Конституция Никиты Муравьева

Это программный документ Северного общества декабристов. Н. Муравьев работал над ней в течение 1821-1825 г.г. Знакомство с ней поможет лучше понять политические взгляды декабристов.

При составлении Конституции Никита Муравьев изучил и использовал опыт Западной Европы, творчески его переработав. Он глубоко изучил и проанализировал и современную ему политическую литературу и сам написал несколько работ исторического характера: анализ «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина, работ Суворова и других.

Рукописные тексты Конституции Муравьева и "Русской правды" Пестеля

Работая над Конституцией, Н. Муравьев постепенно отходил от республиканских воззрений и склонялся к идее конституционной монархии.

Вопрос о крепостном праве . Н. Муравьев объявлял освобождение крестьян, но земли помещиков оставлял за ними, т.е. крестьяне освобождались без земли. Однако в последнем варианте Конституции он под давлением других участников тайного общества ввел положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и еще по две десятины на двор в порядке общинного владения.

Имущественный ценз. Этот вопрос имел варианты, но окончательно автор Конституции остановился на общем цензе для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах, а избираемые на общественные должности должны были обладать еще более высоким имущественным цензом: лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались «все граждане, без изъятия и различия». Для других выборных должностей ценз не только сохранялся, но и возрастал соответственно значимости должности, в некоторых случаях он доходил до 60 тысяч рублей серебром.

Избирательное право . По Конституции Н. Муравьева, его были лишены женщины. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через 20 лет после принятия Конституции предполагалось ввести требование грамотности: неграмотный лишался избирательных прав. Кочевники также не имели избирательного права.

Избирательное право крестьянина-общинника также было ограничено, т.к. он не являлся владельцем по Конституции Муравьева.

Крепостное право. Конституция Н. Муравьева отменяла крепостное право: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».

Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». «Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поскольку противно Вере, по которой все люди братья, все рождены благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны». Все названия сословных групп (дворяне, мещане, однодворцы и др.) отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский».

Право собственности . Конституция Н. Муравьева утверждала право собственности, но это право относилось только к собственности вещи, но не к человеку: человек не может быть собственностью другого, а «право собственности, заключающее в себе одни вещи, – священно и неприкосновенно».

Военные поселения . По Конституции Никиты Муравьева, они должны были быть ликвидированы: «Военные поселения немедленно уничтожаются». Военные поселяне должны были перейти на положение казенных крестьян, а земля передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли (земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома) передавались во владение крестьянам.

«Табель о рангах» , разделявшая военных и гражданских служащих на 14 классов, отменялась.

Национальные вопросы . Н. Муравьев выступал своей Конституцией против засилья иностранцев: «Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собою, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского». Понятие «русский» по Конституции не относилось непосредственно к национальности – оно означало гражданина Российского государства.

Патриотизм. «Каждый Русский обязан носить общественные повинности – повиноваться законам и властям отечества, быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».

Н.А. Бестужев "Портрет Н. Муравьева"

Конституционные свободы : свобода передвижений и занятий, свобода слова, печати и свобода вероисповеданий.

Судебная система. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Законодательная, исполнительная и судебная власти по Конституции Никиты Муравьева были разделены.

Верховным органом законодательной власти по Конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата носила название Верховной думы, нижняя называлась Палатой народных представителей. Народное вече должно было собираться 1 раз в год. Дума, по проекту Муравьева, должна состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один - от Донской области. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя (генерал-прокурора). Каждые два года переизбиралась одна треть членов Верховной думы. Принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Все должности в управлении государством были выборными. Судьи также были выборными.

Император — только «верховный чиновник российского правительства», законодательной власти император не имел. Это, конечно, было решительным отходом от неограниченной царской власти. Император, получая большое жалованье (8 млн. рублей в год), мог за свой счет содержать придворный штат. Зная из истории о дворцовых интригах, фаворитах и их влиянии на политику, Н. Муравьев считал необходимым придворных императора считать личной прислугой и лишить их избирательного права. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Император не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского звания.

Российская федерация . Россию Никита Муравьев видел федеральным государством и, как Североамериканские Соединенные Штаты, она делилась на федеративные единицы, которые он называл державами.

Историки сходятся во мнении, что проект Конституции Никиты Муравьева, несмотря на дворянскую ограниченность, был прогрессивным для своего времени.

Но идеологическая направленность Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков, не все члены общества были согласны с Конституцией Никиты Муравьева, к тому же многие из них по убеждению были республиканцами (К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы).

«Русская правда» П.И. Пестеля

Рукопись "Русской правды" Пестеля

Полное название программного документа Южного общества декабристов Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования России и содержащая верный наказ как для народа, так и для временного верховного правления» .

Члены Южного общества одобрили основные положения «Русской Правды» в 1823 году, а своё название документ получил в 1824 году. Пестель работал над документом 4 года. Из запланированных 10 глав написаны только 5.

Глава первая . О земельном пространстве.

Глава вторая . О племенах, Россию населяющих.

Глава третья . О сословиях, в России обитающих.

Глава четвёртая . О народе в политическом отношении.

Глава пятая . О народе в гражданском отношении.

Государственное устройство. Пестель являлся сторонником установления республики. Россию после свержения старой власти он представлял единым и неделимым государством.

  • Вся страна делилась, по плану Пестеля, на 10 областей , состоящих из 5 округов (губерний ). Округа, в свою очередь, делились на уезды (поветы ), а те - на волости .
  • Высшая законодательная власть должна была принадлежать однопалатному Народному вече в составе 500 человек.
  • Исполнительная власть — Державная дума в составе 5 человек, избранных Народным вече на 5 лет (каждый год по одному человеку). Председателем был тот человек, который заседал в Думе последний год. Думе подчинялись все министерства.
  • Высшую контрольную («блюстительную») власть предполагалось передать Верховному собору из 120 человек, куда пожизненно избирались самые уважаемые люди со всей страны.
  • Распорядительную власть на местах получали областные, окружные, уездные и волостные наместные собрания .
  • Исполнительная власть на местах осуществлялась соответствующими наместными правлениями .

Крестьянский вопрос . Решительная отмена крепостного права, но половина пахотной земли, выполняющая социальную функцию, должна находиться в общинной собственности. Вторую половину земельного фонда предполагалось оставить в собственности помещиков. Помещичья земля могла сдаваться в аренду фермерам - «капиталистам земледельческого класса», которые должны были организовать на ней крупные товарные хозяйства с привлечением наёмного труда. Пестель объяснял свою мысль так: «Ещё хуже - отдать землю крестьянам. Здесь речь идёт <…> о капитале и просвещении, а крестьяне не имеют ни того, ни другого».

А. Корин "Портрет Пестеля"

Для того времени проект Пестеля был достаточно радикальным. Пестель отдавал крестьянам половину всей обрабатываемой в государстве земли, таким образом значительно увеличивая крестьянское землепользование по сравнению с тем, чем крестьяне могли пользоваться при крепостном праве. Крестьянская реформа 1861 г., как известно, ещё отрезала от крестьянского землевладения одну пятую крестьянских земель (знаменитые «отрезки») и выселила крестьян «на песочки» (земельные наделы, выделявшиеся крестьянским семьям). В проекте Пестеля не было ничего подобного.

Аграрный проект Пестеля предполагал дать крестьянам значительно больше земли, чем дала спустя три десятилетия правительственная реформа. Таким образом, аграрный проект Пестеля был гораздо шире, чем реформа 1861 г., открывая возможность буржуазному развитию страны.

Гражданское право. Все проживающие на территории народы принимали название русский народ.

Однако в конституции намечались жесткие меры против «буйных» кавказских народов. «Русская правда» предлагала «разделить все сии кавказские народы на два разряда — мирные и буйные. Первых оставить в их жилищах и дать им российское правление и устройство, а вторых силою переселить во внутренность России, раздробив их малыми количествами по всем русским волостям». Пестель считал желательной и христианизацию нерусских народов, и вселение на земли других национальностей русских колонистов.

Отменялись сословия, оставалось одно сословие: граждане. Все были равны перед законом. Избирательным правом могли пользоваться только мужчины, достигшие возраста 20 лет. Провозглашались свободы: слова, печати, вероисповедования , а также занятий, собраний, передвижения . Личность и жилище объявлялись неприкосновенными. Суд должен быть равным для всех.

Особенностью «Русской правды» является ее направленность против самодержавия, поскольку сам Пестель был настолько непримиримым противником самодержавия, что даже воспоминание об этом хотел полностью уничтожить и в будущем своде законов запрещает даже упоминать о крепостническом и самодержавном прошлом. По проекту Пестеля, самодержавие в России должно быть уничтожено безвозвратно, а для этого надо физически уничтожить весь царствующий дом, иначе не исключена возможность его возврата.

«Русская правда» должна была действовать сразу же после восстания как основной закон, регламентирующий деятельность Временного правительства. Конституция Пестеля не была закончена, он продолжал над ней работать в 1825 г., когда был арестован в связи с подготовкой восстания. Однако успел ее спрятать перед арестом и передать братьям Крюковым, которые зарыли ее в землю. Но в результате следственного поиска она была найдена.

Программа П.И. Пестеля – наиболее демократическая программа декабристов.

Крепостное право:

Считалось, что крепостное право должно быть отменено.

Земля:

По Конституции, земли должны были быть сохранены за помещиками.

Сословия:

Должны быть сохранены.

Государственное устройство:

По Конституции, Российская империя должна была быть конституционной монархией. Обязательным было наличие двупалатного парламента, где верхней палатой была бы Державная Дума, а нижняя палата – Верховная Дума, и была бы палата народных представителей – Народным вече – это все законодательная власть, исполнительная власть осуществлялась бы императором.

Административное деление:

Административно-территориальное деление России должно было представлять собой федерацию, которая состояла бы из 15 держав.

Права:

Конституция Муравьева регламентировала введение гражданских прав и свобод.

Форма правления:

Конституционная монархия.

Избирательное право:

Всеобщее, но при наличии цензов: гендерный ценз, возрастной ценз, имущественный ценз, ценз на образование.

Русская правда Пестеля

Крепостное право:

Крепостное право должно быть отменено.

Земля:

Земля должна быть как общественной, так и частной.

Сословия:

Сословное деление должно было быть ликвидировано.

Государственное устройство:

Государственное устройство основано на разделении властей, где исполнительная власть была в руках Державной Думы, законодателная – в руках парламента – Народного вече.

Административное деление:

Унитарная республика.

Права:

В Конституции провозглашались гражданские свободы, а контроль за соблюдением конституции должен был осуществлят Верховный собор.

Форма правления:

Согласно Русской правде, Россия должна была быть республикой.

Избирательное право:

Всеобщее при наличии гендерного и возрастного цензов.

Конституция
Соч. Никиты Муравьева
(написанная его рукою в каземате
крепости и представленная при ответах)

Донесение Высочайше учрежденному Комитету, от капитана Муравьева

В донесении моем на 16 пункт запроса сделанного мне Генваря 5-го дня я изъяснился уже, что не будучи в состоянии представить писанного мною Проэкта Конституции совершенно в том виде, в каком оный был написан, сохраню дух оного и содержание. В следствие сего имею честь оную здесь представить.

Предполагаемый мною конституционный устав

О России вообще

Образ Правления ее Монархической Представительной, одинаковой для всех частей ее.

Разделение оной. Основным разделением принимаются Уезды, которые соединяются в Области равные нынешним Генерал Губернаторствам. - Уезды составлены из городов и волостей, которые делятся на Сотни и на Десятки домов или Дворов.

Столица предполагалась в Москве, коей Губерния составила бы Округ, независимый от Областей. Итак следующие были бы центры Управления и Правосудия:

Москва, Столица и Окружной Город.

Итого...... 15

Об обязанностях и Правах Жителей

Все Руские подчинены одним и тем же Законам без различия состояний, обязаны участвовать в выборах, естьли ответствуют условиям, требуем Законом, и не отклоняться от должностей на которые они изберутся. - Крепостное состояние отменяется. Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия в оных находящиеся и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их. Земли же они обработывают по договорам обоюдным которые они заключат с владельцами оных. Они получают право приобретать землю в потомственное владение.

Все жители, какого бы они состояния не были (естьли они не порочны перед Законом, пользуются здравием ума, совершеннолетние и не находятся в услужении при ком либо) имеющие движимого или недвижимого имения на 500 серебрянных рублей, составляют Класс Избирателей и Присяжных. Гражданские чины и классы отменяются.

За долги всякой ответствует своею личностью и заключается в тюрьму. Служба не освобождает от заключения за долги.

Заключенные за легкие проступки, или долги и несовершеннолетние не должны находиться вместе с преступниками: обвиненные с обличенными.

Подушной Оклад распространяется на всех жителей. Оный платится только с 18 лет возраста и прекращается на 60-м году.

В Мирное время безденежной постой войск и взымание подвод возбраняются.

Цехи Мещанские и Гильдии в Купечестве отменяются. Книги подвергаются обвинению в обыкновенных Судилищах при Присяжных

Об Императоре

Лицо Императора священно и неприкосновенно - Он не подлежит суждению. Он облечен всею Верховною Исполнительною Властью. Он Верховной Начальник всей Сухопутной и Морской Силы, назначает и отменяет по своему произволу Министров, Главнокомандующих армиями и флотами и всех Чиновников Исполнительной власти - представляет Россию во всех ее сношениях с иностранными Державами, назначает Посланников и ведет переговоры.

Имеет право созывать по своему Произволу обе Палаты Народного Веча и отсрочивать их заседания - но не более как на три месяца. Он предлагает Народному Вечу Проэкты Законов, принуждает его ко вторичному рассмотрению принятого или отвергнутого им предложения. В случае Суда он имеет власть созвать Верховную Думу отдельно. Он заключает Мирные Трактаты с согласия одной Верховной Думы.

Император дает Грамоты назначения всем Сановникам Империи Его Изображение чеканится на Монетах. Он пользуется определенным на все его Царствование Доходом. Женщины не наследуют Престола Министерств полагается четыре: Финансов, Иностранных дел, Военное и Морское.

Министры ответствуют за всякое противузаконное веление ими подписанное.

Законодательная власть вверяется Народному Вечю составленному из двух Палат: Верховной Думы и Палаты Представителей.

Верховная Дума

Члены оной должны быть не моложе 30 лет и владеть движимым или недвижимым имением ценою не менее 60000 серебряных рублей. Они избираются Областными Палатами на 6 лет, от каждой Области по Три. Итак Дума состояла бы из 45 членов. Дума возобновляется каждые два года по третям.

Дума участвует в заключении Мирных Трактатов и ей одной Министерство Иностранных дел сообщает свои сношения Трактат на который она согласилась пребывает непоколебимым. Ей принадлежит суд над министрами и вообще Сановниками Империи обвиненными Палатою Представителей - но власть ее судная ограничивается тем, что она имеет только право лишить судимого его политического Звания, после чего он уже не подлежит Думе а поступает в обыкновенные Судилища и получает Присяжных Верховная Дума наровне с Палатою Представителей представляет Законы и отвергает ей предложенные на рассмотрение, если их не одобривает.

Палата Представителей. Каждые 50000 жителей мужеского пола посылают в оную одного Представителя, что составит около 450 членов Они избираются на 2 года.

Условия чтобы быть Представителем: Совершеннолетие, здравие ума, непорочность пред Законом и Доверие избирателей Чиновники находящиеся на службе не могут быть избраны ни в ту, ни в другую Палаты - равно как и все те, которые приняли на себя казенные подряды и не очистили еще дел своих по оным. Обвинение Чиновников предоставлено Палате Представителей. Народное Вече собирается по крайней мере два раза в продолжении каждого двухлетия. Продолжение сих съездов не определено, но зависит от большего или меньшего числа занятий. Обе Палаты от времени до времени печатают журнал своих заседаний, кроме того, что положено будет оставить тайным Заседания обеих Палат происходят при открытых дверях. В Верховной Думе по соглашению 5-ти членов, а в Палате Представителей по соглашению 50-ти происходят тайные заседания. По востребованию Императора, всегда бывает тайное совещание в обеих Палатах. Когда Дума рассуждает о дипломатических сношениях и Трактатах, то ее заседания всегда должны быть тайные. Народное Вече имеет право распустить Областные Палаты, преступившие пределы своей власти и повелеть избирателям приступить к новым выборам. Члены Народного Вече получают денежное вознаграждение за всякой день, в который они заседали в своей Палате - равномерно на путевые издержки в Столицу и обратно к себе.

О составлении Законов . Власть предлагать Законы имеют Министры и члены обеих Палат. Вход в Народное Вече, кроме Министров, имеют еще особенно на то определенные Чиновники от каждого департамента Министерств для доставления сведений и советов членам Веча. Закон принимается или отвергается большинством голосов. Ежели Император не согласится на какой либо закон, то Он возвращает его с своими возражениями в ту Палату, в которой возник сей Закон. Замечания сии вписываются в протокол Палаты без сокращений и возобновляется прение Имена всех членов, противящихся на сей закон записываются в Журнал и 2/3 голосов необходимы для решения сего прения. После того предложенный Закон поступает в другую Палату, где подлежит таковому же испытанию. Если же Проэкт при вторичном рассматривании оного принят двумя третями голосов всего Веча, то он становится Законом. Объявление Войны по предложению Министров, принадлежит Вечю.

Вече не имеет права ни уничтожить сего Устава, ни даже делать в оном изменений. Право сие принадлежит Народному и областным Соборам, на сей единственно предмет собираемым.

Судная Власть

Пределы оной. Никакой Судья и никакое Судилище не имеет права толковать Закон, ни решить случаи им непредвиденные - одним словом не может присвоить себе Законодательной власти.

Исполнительная власть, Надзирательная или Полицейская, Хозяйственная или Административная совершенно отделены также от Судной. Равным образом Судилище или Судья не должен никого обвинять, но действует только в следствии жалобы или обвинения. Всякое Судилище или Судья преступивший сии пределы подвергается взысканию. С другой стороны Устав сей не признавал так называемого Полицейского Суда за малые проступки и предоставлял Полиции, Уездным, Городовым и волостным Правлениям только право задерживать виновных и предавать их Суду от которого уже зависели также и исправительные наказания. Каждая Область составляла в судебном отношении отдельное целое, подразделенное на Присуды, равные нынешним Губерниям.

Внутреннее Образование Судной Власти и степени оной

В каждом Уезде полагались Совестные Судьи, в областях Областные, а в Столичном Округе Верховные.

Об Совестных Судьях. В каждом Уезде, на каждые 4000 душ мужеского пола полагается один Совестной Судья, который назначается обыкновенными избирателями и остается в своем звании, буде окажется непорочным до 70-ти летнего возраста.

Совестный Судья может быть избран из всякого звания, лишь бы он был в совершенных летах, пользовался доверием жителей, имел постоянное пребывание в Уезде, не находился в другой какой либо службе и владел бы движимым или недвижимым имением не менее 2000 серебряных рублей, полагая умеренную собственность трудом, промышленностью и бережливостью приобретенную, вернейшим залогом честности и бескорыстия Судьи.

Местопребывания их. Совестной Судья по избрании своем не переменяет своего жительства и не обязан жить в уездном Городе. Он обязан только объявить по Уезду, что он имеет свое пребывание в таком то месте и кроме необыкновенных случаев принимает жалобы по таким то дням в неделю и в такие то часы. Объявление сие выставляется на Площадях Уездного Города и значительнейших местечек Уезда. Все Совестные Судьи равны между собою и власть каждого равномерно простирается на весь уезд. Всякой с своею жалобою имеет право идти к тому из них, к которому имеет более доверенности; но дело поступившее к одному из них не может уже быть передано другому и никто из них не имеет пересуда над решением другого.

Совестные Судьи не пользуются от жителей ни столом, ни подводами, ни деньгами и подвергаются за нарушение сего лишению своего места. Каждый Совестной Судья назначает себе письмоводителя, за которого он отвечает. Никто в уезде не может быть взят под стражу без предписания Совестного Судьи, кроме в случае буйства или насилия. Чиновники Благочиния захватив буйных испрашивают у Совестного Судьи предписания о содержании их под стражею, что Совестный Судья обязан немедленно исполнить. Совестной Судья судит гласно и явно при открытых дверях; посторонние могут приходить во время его расправы. Суд его словесной сколько возможно. Он имеет право требовать явки свидетелей, которые обязаны повиноваться его позывам. Буде тяжущиеся стороны довольны его решением, то оное становится окончательным. Никакое третье лицо не вправе опровергать оное. Никакая должность несовместна с званием Совестного Судьи Он может однакож быть избран в Представители и тогда по возвращении своем вступает опять в прежнюю должность. Совестной Судья отлучившийся более нежели на год по своим делам теряет свое место.

Каждые Три месяца в Уездном Городе и в главнейших местечках Уезда происходят Съезды Совестных Судей, в которые поступают аппелляции на частные решения Сов. Судей. Присудствие пяти Сов. Судей по крайней мере необходимо для законности Съезда.

Сов. Судья, на решение которого приносят жалобу, не имеет по сему делу голоса, но должен только изложить причины на которых он основал свое решение.

Уголовные дела не поступают на суждение сих Съездов. Сов. Судьи и Съезд имеют право осудить на трех дневное заключение и на пеню, не превышающую цену трех рабочих дней без Присяжных.

Съезды сии объявляются за две недели вперед и происходят с торжественностью. На оных присудствуют Тысяцкой (Исправник) или его Помощник, Уездный Блюститель (Прокурор) Уездной Докладчик (Стряпчий казенных дел), Присяжные Адвокаты или Стряпчие и свидетели. Жители без различия пола имеют право посещать их. Протоколы и действия Съезда предаются тиснению и всякой пользуется правом писать свои замечания о правильности суждений.

Вспомогательные Учреждения

Присяжные. Составление Списка их в каждом Уезде поручается Тысяцкому (Исправнику) и его помощникам. Оный распределяется по сотням домов, дабы при каждом востребовании их все сотни по очереди участвовали в том и сия тягость уравнивалась бы между жителями. Дела Уголовные и Дела Гражданские (естьли оные не основаны единственно на Актах) происходят с Присяжными.

Присяжные суть двух родов: Предварительные и Окончательны е. Первые рассматривают в уголовном деле одно обвинение, а в гражданском одну жалобу; они большинством голосов отвергают обвинения нелепые и тяжбы пустые или дают ход делу. Вторые решат дело по прекращении всего прения и решение их должно быть единодушно.

Стряпчие или Адвокаты. В Каждом уездном Городе, в Областных и в Столице полагается особое сословие адвокатов, в которое поступают люди получившие в Университетах атестаты в том, что они имеют надлежащие сведения в юридических и словесных науках. Они обязаны находиться при съездах Сов. Судей, в собраниях Областных и Верховных Судей и за известную плату излагают дела вместо тяжущихся, обвиняющих или обвиненных.

Адвокаты имеют право исключить из своего сословия того, кто бы соделался оного недостойным.

Адвокаты находятся в ведении у Блюстителей Уездных, Областных и Верховных. (Блюститель соединяет в себе должность Прокурорскую и должность Стряпчего уголовных дел).

Блюститель есть истец по делам Правительства. Он обвиняет в уголовных делах от лица Правительства и от частных лиц, но без возмездия.

Кроме сего полагались еще Докладчики в Уездах, Областях и столице (Стряпчие казенных дел).

Докладчик есть ответчик Правительства в случае частных претензий. Он же в случае, еслиб кто обвиненный не имел адвоката, обязан взять его защиту но без возмездия яко чиновник Правительства.

Об Областных Судьях и Уголовном Суде

В каждой Области полагается столько Областных Судей, сколько Присудов (Губерний) в оной находится. Сии Областные Судьи избирают себе помощников из числа Сов. Судей находящихся в Областном Городе (которые заменяют их в случае болезни) и назначают себе Письмоводителей, отвечая за действия тех и других. Областные Судьи избираются Областными Палатами из списка особ имеющих движимого или недвижимого имения ценою не менее 15000 серебрянных рублей. Они получают ежегодное вознаграждение равное 3000 серебр. рублей и остаются в сем звании до 70-ти лет, буде окажутся непорочными. Между Областными Судьями происходит ежегодно новое распределение Присудов, с тем, чтобы каждый по прошествии нескольких лет объехал всю свою Область.

Каждые шесть месяцев Областные Судьи объезжают свой Присуд и в каждом Уездном Городе держат свои заседания, которых открытие обнародовается за две недели и Присяжные приглашаются.

На сих Уездных Заседаниях собираются Сов. Судьи того Уезда и под председательством Областного Судьи решат уголовные дела.

Следствие не производится отдельно от суда, но все сопричастные к делу должны быть явлены и предстать лично. Уездное заседание происходит торжественно как съезд Сов. Судей. - Право обвинять предоставлено всякому, в особенности же Блюстителям. Суд происходит следующим порядком: Свидетелей одной стороны допрашивают Судьи, Блюститель, Присяжные, Адвокат противной стороны и наконец с дозволения и под надзором Судей и посторонние Лица. Потом тоже происходит с свидетелями противной стороны. - Закон определит судные пошлины на издержки, которые влечет за собою явка свидетелей и их содержание.

После сего охранные тюрьмы должны быть очищены, оправданные отпущены а виновные переведены в Исправительные темницы. Надзор за тюрьмами принадлежит Обл. Судьям. Производство Уездных Заседаний печатается в общенародное известие. - Дело Гражданское или Уголовное происходившее с Присяжными уже окончательно решено и нет на него аппелляции ни пересуда. Дело обсуженное не может быть вторично в Суде, кроме того случая, когда одна сторона представит новые документы или откроются обстоятельства дотоле неизвестные. В таковом случае дело почитается уже новым. - Областное Судилище принимает аппелляции на Уездные Заседания, в том только случае, когда в следствие приговора Окончательных Присяжных Судьи не тот применили Закон к делу, который следовало.

Все затруднения в применении законов поступают в Обл. Судилище. Никакое Судное дело не выходит из пределов Области и виновные наказуются в пределах оной и не высылаются из оной.

Обл. Судьи кроме того на Общих Собраниях своих в Областном Городе судят Областных Чиновников.

Обл. Судилище судит при открытых дверях и журналы оного предаются тиснению.

Всякой житель, который полагает, что он неправильно заключен Сов. Судьями или лицами не имеющими права его заключать, или что с ним бесчеловечно поступают в темнице, имеет право просить о том Обл. Судей, которые обязаны немедленно его истребовать к себе, естьли жалоба им покажется законною, и удостовериться в том. Право просить защиты Обл. Судей предоставляется также родным, знакомым заключенного и наконец свидетелям насильственного или беззаконного поступка.

О Верховных Судьях и Верховном Судилище

Народное Вече избирает 5 или 7 Верховных Судей, которые пребывают в сем звании до 70 лет, естьли окажутся непорочными. Они избираются из списка лиц, имеющих не менее 15000 рублей серебреных имения. Они получают ежегодного вознаграждения 10000 рублей серебром. Они избирают себе Председателя, который в общем собрании их имеет голос только при равном разделении оных, но назначает вопросы и смотрит за порядком рассуждения и соблюдением предписанных форм. Каждый год они избирают нового Председателя Они назначают себе также помощников и письмоводителей, как Обл. Судьи. В. Судьи в столичном округе исполняют туже должность, что Обл. Судьи в своих Областях.

Особенные занятия Верховного Судилища

Верховное Судилище судит Верховных Чиновников лишенных их звания Верховною Думою. Его суждения гласны на подобие Сов. Съездов, Уездных Заседаний и Обл. Судилищь и происходят с Присяжными. Журналы оного печатаются.

Все дела, в коих тяжущиеся основываются на каком либо Мирном Трактате и на Договоре, или жалуются на нарушение Права лиц, принадлежат единственно Верховному Судилищу.

Получа донесения от всех Областных Судилищь и отчеты в действиях их, В. Судилище делает замечания тем, которые дают произвольные толкования закону или превращают смысл оного.

В случае неясности или противуречия Законов - В. Судилище доносит о том Вечю.

Каждые четырех летия В. Судилище обязано представить Императору и обеим Палатам систематической отчет всех Законов и постановлений, вышедших в продолжении этого времени, с примечаниями о тех, которые кажутся излишними, темными или противными сему уставу.

О Надзоре за Судною Властью

На частные действия Сов. Судей жители приносят жалобы в съезды Сов. Судей, Обл. Судьям, Обл. Правителю и наконец Областным Палатам. Всякой Судья за личное действие обвиняется в Уездном Заседании. Судья, уличенный в лихоимстве - подвергается гораздо большему наказанию, нежели тот, кто его подкупил, за нарушение общественной доверенности.

Областныя Палаты, естьли не имеют положительных и ясных улик в виновности Сов. Судьи, но только нравственное убеждение в его неправосудии по общему негодованию Уезда противу него, большинством голосов увольняют его от сего звания. В случае же ясных доказательств отрешают его и предают суждению Обл. Судей. Жалобы на Обл. Судью подаются в Обл. Судилище, Обл. Правителю, Обл. Палатам, Верховному Судилищу и наконец Палате Представителей.

Жалобы на В. Судью подаются в В. Судилище, Министрам и Палате Представителей. Их судит Дума Верховная. Когда же они лишены своего звания, то поступают на суд Столичного Уездного Заседания.

Заключение Купчих, Закладных и всякого рода крепостных актов вверяется нотариусам.

Местное Управление

Областное Управление. Для каждой Области избирается Народным Вечем, из числа Кандидатов представленных Областными Палатами, Правитель Областной на четыре года. Правитель должен быть из числа владельцев в той Области, и иметь имения ценою не менее 60 000 серебрянных рублей - не моложе 30 лет. При нем назначается Наместник, который должен - ответствовать тем же условиям и заменяет его в случае кратковременного отсутствия не вступая однакож в права его. В случае же смерти Правителя он заменяет его совершенно.

При Правителе находится Совет который не должен иметь менее 5-ти и более 9-ти членов.

Советники и Наместник избираются Областными Палатами из числа Областных жителей. Советники должны владеть имением не менее 15000 сер. рублей.

В кратковременные отсутствия Правителя Управление Области поручается Совету под председательством Наместника Правителя, который не имеет голоса, кроме в случае равного разделения оных.

Правитель имеет право отсрочить заседания Палат, но не более как на три месяца и созвать оные, когда one распущены; В случае возмущения, неприятельского нашествия или заразительной болезни созвать Палаты в другом Городе. Все Чиновники Министерств или Исполнительной власти, пребывающие в Области находятся под надзором Правителя. Все же Чиновники Областного Управления и все Чиновники Благочиния состоят в ведении его и под его властью.

Когда Правитель лично присудствует, то Советники имеют только совещательный голос. Но каждой из них имеет право требовать, чтобы голос его был вписан в Журнал, без всякого сокращения и чтобы в оном поименно были означены, кто с ним соглашался и кто был противного мнения. Обе Областные Палаты имеют право требовать, когда им заблагорассудится, Журнал Совета, для соображений.

Областные Палаты

В каждой Области должны находиться две Палаты, Областная Дума и Палата Выборных.

Палата Выборных состоит из Депутатов выбранных обыкновенными избирателями, на каждые 10000 душ мужеского пола по одному выборному.

Областная Дума в населенных Областях должна быть не более трети Палаты выборных а в малонаселенных не боле половины.
Условия, чтобы быть членом Областной Думы, суть те же, которые требуются от Областного судьи. Выборные назначаются на год, Члены Думы на четыре и каждый год четвертая часть оной возобновляется, новыми выборами. Дела Министерств Внутренних дел и Просвещения, равным образом занятия Департамента Путей Сообщения поступают в особое ведомство сих Палат. Оне обязаны во всем соображаться с общими Законами Империи, но имеют право делать частные постановления по предметам внутреннего Управления и учреждать для сего налоги при определенных Законодательной властью ограничениях.

Палаты не могут преступить пределов, оным начертанных; в противном случае Вече имеет власть их распустить. Палаты не могут оставаться в краю возмущенном или занятом неприятелем. В таковом случае оне теряют свою законность и каждый из членов оных подвергается личной ответственности. - Палата выборных пользуется правом обвинять Областных Чиновников; суд же оных предоставляется Думе.

Правление волостное, Городовое и Уездное

В каждой волости, все жители мужеского пола без изъятия или отцы семейств избирают себе голову. Писаря и волостной Совет из 24 человек.

В каждом Городе все владельцы домов избирают из среды своей, Городничего, Секретаря и Советников сообразно населению Города.
Городовое и волостные Управления соединясь в Уездном Городе избирают Уездного Голову, Секретаря и Уездной Совет. Управление Уездное и Городовое ни в каком случае не могут состоять из одних и тех же лиц.

Сим Управлениям вручается хозяйственная или административная власть, сбор податей и пр. Судная же и Полицейская власти им вовсе чужды, хотя они пользуются правом брать под стражу нарушителей порядка и тишины и представлять их Полиции или Сов. Судье.

Надзирательная или Благочинная власть (полиция)

В каждом Уезде назначается ежегодно обыкновенными Избирателями Тысяцкой (исправник). Он должен иметь по крайней мере 30 лет, движимого или недвижимого имения ценою не менее 15000 рубл. серебр. Он получает ежегодного вознаграждения 1500 рубл. сер. Он не должен пользоваться от жителей ни столом, ни деньгами, ни подводами. В противном случае обвиняется перед Областным Судилищем и пред Палатою выборных и подвергается взысканию.

Он есть хранитель тишины в Уезде; ему поручено составление Списка Присяжных, который издается им в общенародное сведение. Он задерживает бродяг и представляет Суду. Он имеет вход и голос в Уездном Управлении, он присудствует на Сходах, где избираются Представители. Он назначает себе двух или трех помощников (смотря по многолюдству уезда), за которых действия он отвечает. Естьли Уезд обширен или населен, то он назначает заблаговременно для избрания Представителей или выборных Три или Четыре Сходки в одно и тоже время в разных местах Уезда. На одной присудствует он сам, а на других его помощники. Избрания должны быть окончены в продолжении четырех дней.

По деревням, все жители мужеского пола избирают себе в каждом Десятке дворов Десяцкого; в каждой сотне, Сотского; в волости же Волостного Старейшину, которые смотрят за сельским благочинием и подчинены Тысяцкому. Сей последний назначает между Волостными Старейшинами надежнейших в Окружные Старейшины и подчиняет им остальных Старейшин. Число таковых Округов зависит от населения и пространства Уезда и определяется Областными Палатами по представлению Тысяцкого.

Все владельцы домов в городах избирают из среды своей Чиновников Благочиния, смотря по населению Города, которые равным образом в больших городах разделяются на Сотских Приставов, Частных и Благочинных и также подчинены Тысяцкому, как и сельские.

О изменениях Устава

Еслиб нашлась необходимость изменить, усовершенствовать или вовсе отменить сей Устав, то Народное Вече объявляет сие посредством обыкновенного Закона и созывает в Столице или в другом каком либо Городе, на сей предмет Народный Собор. Члены оного должны быть равны числом членам Народного Веча и назначаются теми же Избирателями. Народный Собор не имеет никакой власти и должен только заниматься порученною ему работою. Рассуждения его происходят гласно и печатаются. Все решится в оном 2/3 голосов. Шесть месяцев определяются для приведения к окончанию его поручения. По окончании оного Народный Собор распускается и Председатель оного доносит о том Вечю препровождая при том Проэкт Собора, который немедленно печатается.

После того другой Закон назначает Областные Соборы для обсуждения, принятия или отвержения Проэкта Устава сочиненного Народным Собором. Каждая Область назначает в собор свой двойное число Депутатов противу того, которое она имела в Народном Соборе. - Областные Соборы созываются все в один и тот же день. Им назначается срок, к которому они должны решительно принять или отвергнуть предлагаемый им устав - и они должны разойтись все в один и тот же день. Они не имеют уже права делать новыя соображения, но должны только принять или отвергнуть Проэкт Народного Собора. Для сего нужны 2/3 голосов в каждом Областном Соборе.

Так как Народонаселение Областей весьма не равно, то для принятия или отвержения Нового Устава считаются не Соборы, но 2/3 голосов наличных членов заседавших в оных.

После того Новой Устав приводится уже в исполнение или остается старый.

Капитан Муравьев.

Генваря 13-го дня
1826.

2.4 Конституция Никиты Муравьева

Конституция Никиты Муравьева явилась плодом длительной работы. Он начал ее писать с осени 1821г. «Никита составил проект монархической конституции…подобно конституции Северо-Американских Соединенных штатов».

Конституция Никиты Муравьева сохранилась в нескольких вариантах; их изучение показывает развитие его политических взглядов, говорит о работе над конституционным проектом и об изменении ранее принятых формулировок в сторону большей прогрессивности. Конституционный проект Никиты Муравьева обсуждался среди членов Северного общества; они внимательно взвешивали его формулировки, писали свои замечания возражения.

Работая над конституцией, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Классовая дворянская ограниченность сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве. Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». По проекту крестьяне освобождались без земли. Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики своих товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получал усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева всегда характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владетель капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. При этом землевладелец сначала ценился Муравьевым вдвое «дороже» капиталиста.

Позже он отказался от двойного ценза и ввел один общий ценз для избирателей – 500 рублей. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Лица, избираемые на общественные должности, должны были обладать еще более высоким имущественным цензом; лишь при выборах низшего представителя местного управления – волостного старшины – отсутствовало требование имущественного ценза; к этим выборам допускались все граждане. Но для других выборных должностей ценз сохранялся и был тем значительнее, чем выше была должность.

Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства. Избирательные права получали лица, достигшие 21 года. Через двадцать лет после принятия конституции предполагалось ввести обязательное требование грамотности избирателя: неграмотный лишался избирательных прав. Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права.

Крестьянин-общинник не считался «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Первый вариант конституции предоставлял крестьянам-общинникам ограниченное избирательное право: с каждых 500 человек мужчин избирался только один, который имел право выбора. Во втором варианте Муравьев изменил свою формулировку. Теперь к участию в выборах волостного старшины допускались все граждане без различия.

Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным». Сословия также отменялись. «Все русские равны перед законом». Даже религия призывалась на помощь, для того чтобы доказать глубокий вред старого феодально-сословного подразделения: «…все люди братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди…».

Конституция Никиты Муравьева утверждала священное и неприкосновенное право буржуазной собственности, но в ней подчеркивалось, что право собственности заключает в себе следующее: человек не может быть собственностью другого, крепостное право должно быть отменено.

По конституции Муравьева должны были быть ликвидированы и многие другие феодально-абсолютистские учреждения. Немедленно уничтожались военные поселения, все военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность.

Земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян. Все гильдии и цехи объявлялись ликвидированными. «Разделение людей на 14 классов отменяется». Все названия сословных групп отменялись и заменялись названием «гражданин» или «русский». Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности – оно означает гражданина Российского государства.

Понятие Родины и ее защиты вознесено в конституции Муравьева на большую высоту.

Проект Муравьева утверждал ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан.

Конституция Муравьева была конституционно-монархической. В крайнем случае, автор предполагал введение республики.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел.

Император получал большое жалованье и, если ему угодно, мог за свой счет содержать придворный штат (никаких дополнительных средств ему для этого не давалось). Но конституция трактовала всю придворную челядь, всех камергеров и т.д. как личных прислужников царя.

Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия должна быть федеративным государством, Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами. Было пятнадцать держав (и областей). В каждой державе была своя столица.

Столицей федерации должен был стать Нижний Новгород – город, славный своим героическим прошлым во время польской интервенции XVII в., центр страны.

Верховным органом законодательной власти по конституции Никиты Муравьева должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхняя палата – Верховная дума, нижняя – Палата народных представителей.

Палата народных представителей должна была состоять из членов, выбранных на два года гражданами держав. От каждых 50 тыс. жителей мужского пола выбирался один представитель. Палата первого созыва должна была состоять из 450 членов. Все члены Народного веча получали жалованье – по 5 рублей серебром за каждый день, когда они присутствовали на заседании.

Дорожные расходы возмещались особо.

Дума, по проекту Муравьева должна, состоять из 42 членов: в нее выбирались по три гражданина от каждой державы, два гражданина от Московской области и один – от Донской. Кроме основной, законодательной работы, в компетенцию Верховной думы должен был входить суд над министрами, верховными судьями и прочими сановниками в случае обвинения их народными представителями. Совместно с императором Дума участвовала в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутными и морскими силами, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя.

Всякий законопроект должен был три раза читаться в каждой палате. Чтения должны были быть разделены, по крайней мере, тремя днями, посвящаемыми обсуждению закона. Если законопроект принимался обеими палатами, он шел на представление императору и лишь после его подписи получал силу закона. Император мог вернуть неугодный ему законопроект в палаты со своими замечаниями, тогда законопроект обсуждался вторично; в случае вторичного принятия законопроекта обеими палатами проект получал уже силу закона и без согласия императора. Таким образом, принятие закона могло быть отсрочено императором, но не могло быть им самовольно отвергнуто.

В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть в каждой державе принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат – палаты выборных и Державной думы. Державы делились на уезды. Начальник уезда назывался тысяцким. Должность эта, как и все прочие должности в управлении государством, была выборной. Судьи также были выборными.

Проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени.

Муравьев хорошо сознавал, какое сопротивление старых сил может встретить введение его конституционного проекта. Он считал, что в борьбе придется воспользоваться «силою оружия».

Задачи военного выступления, нанесения «решительного удара» правительству, устранения его силой стояли, таким образом, как очередные перед тайным обществом.

Конституция Никиты Муравьева была идеологическим документом всего Северного общества в целом. Идеология Северного общества была сложной, в ней боролись политические течения разных оттенков. Группа декабристов, которая подготовила и организовала восстание 14 декабря на Сенатской площади, в своем руководящем ядре придерживалась преимущественно республиканских убеждений.

Глава 3 Развитие российского конституционализма конца XIX и начала ХХ в.в.

3.1 «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова

В конце 70-х гг. ряд высших чиновников пришел к выводу, что «все наше государственное устройство требует коренной реформы снизу доверху». Таково было мнение О.А. Милютина. Сенатор П.А. Валуев в июле 1879 г. писал: «Чувствуется, что почва под ногами зыблется, зданию угрожает опасность, но обыватели как бы не замечают этого, и хозяева смутно чувствуют недоброе, но скрывают внутреннюю тревогу». О конституционных началах заговорил и Александр II, состоялось обсуждение записок П.А. Валуева и великого князя Константина Николаевича, в которых речь шла о возможности допустить к участию в управлении государством с законосовещательными функциями представителей общества. Однако император на решительные меры не пошел и, по мнению сторонников реформ, без потрясений более сильных, без нужды более крайней, чем нынешние потрясения и нужды, они приняты небудут.
Толчком к более активным решениям послужило очередное покушение на Александра II в феврале 1880 г., когда прогремел подготовленный С.И. Халтуриным взрыв в резиденции императора - Зимнем дворце. Накануне М.Т. Лорис-Меликов, пока еще харьковский генерал-губернатор, докладывая царю о своей деятельности, подчеркнул, что главное, к чему он стремился, - это «строгое карание и преследование зла не только совершенного, но и злоумышленного» и проведение мер, которые способствовали бы успокоению благонадежных элементов в обществе и, охраняя законные их интересы, восстановили бы в них ослабевшее доверие и власть. На следующий день император объявил об образовании Верховной комиссии и назначил Лорис-Меликова ее начальником.

Уже в апреле он представил царю доклад, в котором доказывал необходимость «непоколебимой строгости к злоумышленникам… и тесного сотрудничества с людьми благополучными», чтобы убедить народ и образованную часть общества в дееспособности самодержавия и его готовности заботиться о народе. Начальник комиссии предлагал пересмотреть паспортную систему и облегчить переселение крестьян из малоземельных губерний, установить отношения нанимателей с рабочими, т.е. ввести рабочее законодательство, обеспечить надлежащее руководство печатью, преобразовать губернские административные учреждения.

Летом 1880 г., когда активно действовали народовольцы, Лорис-Меликов предупреждал царя, что «проявление вредных социальных учений в нашем отечестве достигло таких размеров, при которых дальнейшее их развитие могло возбудить основательные опасения относительно сохранения в будущем не только общественного спокойствия, но даже существования государства». Он добился отставки вызывавшего наибольшую неприязнь общества министра просвещения Д.А. Толстого и назначения товарищем министра финансов Н.Х. Бунге. Был поставлен вопрос об отмене выкупных платежей и подушной подати.

В основу программы Лорис-Меликова были положены две основные идеи. Во-первых, сотрудничество с либеральными кругами, перевод их из лагеря оппозиции в лагерь союзников по борьбе с революционным движением. Формой такого сотрудничества должно было стать общегосударственное представительство, причем об этом говорилось в очень осторожной форме. Автор программы настоятельно подчеркивал, что такая мера отнюдь не ведет к ослаблению самодержавия, а, наоборот, будет способствовать его укреплению. Подобные оговорки были вызваны тем, что несмотря на кризис в верхах, Александр II вовсе не стремился совершить крутой поворот в политике. Лорис-Меликов убеждал царя, и небезуспешно, в его необходимости. Во-вторых, облегчение положения крестьян, что должно было, с одной стороны, создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства, а с другой - ослабить недовольство деревни и удержать крестьян от участия в массовых выступлениях.

В августе 1880 г. Верховная комиссия была распущена, а Лорис-Меликов назначен министром внутренних дел. Одновременно этим же указом императора было упразднено стяжавшую печальную славу III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, и корпус жандармов подчинен министру внутренних дел. Это означало, что в руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова». Заняв министерский пост, он опубликовал обращение к жителям столицы, в котором обещал «без малейшего послабления» наказывать за «преступные действия, позорившие общество» и «оградить законные интересы его здравомыслящей части». Министр заявил, что рассчитывает на поддержку общества как «главную силу, могущую содействовать власти».

Пригласив к себе редакторов либеральных изданий, Лорис-Меликов заверил их, что они получили возможность обсуждать мероприятия правительства, однако просил не волновать умы мечтаниями о каких-либо представительных собраниях, речь может идти лишь о том, что земства будут пользоваться правами, предоставленными им законом, и выяснять нужды и желания населения разных губерний. Результаты встречи не замедлили сказаться. Авторитет правительства Лорис-Меликова в глазах общества вырос.

Он имел основание утверждать в новом докладе Александру II, что политика в значительной мере «удовлетворяет внутреннее стремление благомысленной части общества и укрепляет временно поколебленное доверие населения к силе и прочности власти».

«Великие реформы» остались «отчасти незаконченными», писал докладчик и предлагал для их завершения организовать две комиссии - административно-хозяйственную и финансовую - для обсуждения законопроектов, которые затем будут рассматриваться обшей комиссией из выборных представителей земств и городов и лицами, назначенными правительством. Комиссия должна была собираться на срок не более двух месяцев, и затем одобренный ею законопроект передавался в Государственный совет, где уже лишних выборных представителей не было, а лишь приглашались 10-15 лиц, «обладавших особыми познаниями, опытностью и выдающимися способностями». Видное место в программе занимал закон о печати, для разработки которого создавалась специальная комиссия. Закон должен был устранить вызывавший особое недовольство цензурный произвол и ввести практику судебного разбирательства. Программа была рассчитана на 5-7 лет и должна была осуществляться при поддержке общества.

Проект Лорис-Меликова был обсужден на совещаниях у царя 3 и 13 февраля и утвержден Александром 17 февраля. Наконец, 28 февраля императору был представлен проект учреждения из «представителей ведомств и сведущих лиц двух представительных и общей комиссии». К 1 марта 1881 г. было подготовлено правительственное сообщение об их созыве и, обращаясь к великим князьям и наследникам, император заявил, что «сделан первый шаг к конституции». Но сделан он не был. Бомба, брошенная в императорскую карету 1 марта 1881 г., гибель Александра I и приход к власти Александра II круто повернули и курс государственной власти.

Уже 8 марта 1881 г. проект обращения был вынесен на заседание Совета министров. Оно началось с выступления графа С.Г. Строганова, заявившего, что предложения Лорис-Меликова приведут к передаче власти из рук самодержавной монархии. Его слова были подхвачены Александром III, бросившим реплику, что «и я тоже опасаюсь, что это шаг к конституции». Затем на проект обрушился Победоносцев. Политику реформ, которая угрожала России введением конституции «по типу французских генеральных штатов», он объявил несостоятельной. Реформы 60-70-х гг., по его словам, дали свободу крестьянам, не установив над ними власть; земство - это говорильня, в которой орудуют люди «негодные и безответственные»; суд присяжных - говорильня адвокатов, к говорильне привела свобода печати. Фактически то, о чем говорил обер-прокурор Святейшего синода, было программой контрреформ. Несмотря на поддержку многих участников заседания, проект был отложен.

Однако Лорис-Меликов, пользуясь тем, что по императорской формуле проект не был отвергнут, а отложен, предпринял еще одну попытку претворить в жизнь свою программу. 12 апреля он представил царю «всеподданнейший доклад», в котором реформе управления было уделено особое внимание. Министр предлагал обеспечить «единство правительства и программы внутренней политики», иными словами, создать «однородное правительство» для обсуждения в Совете министров важнейших государственных вопросов и «привлечения общественных представителей к предварительной разработке и выполнению реформ». Этому коллегиальному правительству надлежало, по мнению автора, объединить полицейские и жандармские органы в губерниях и подчинить их губернаторам; пересмотреть вопрос о земском и городском самоуправлении, расширив права местных городских и земских учреждений; отменить подушную подать и ввести налоги на «всесословных», более справедливых основаниях. В целях совершенствования учебного процесса и развития грамотности предлагалось провести реформу высшей и средней школы, улучшить законодательство и печать.

Парламента, без рассмотрения и одобрения которого монарх не мог бы издать ни одного закона. Законодательная инициатива принадлежала императору (глава исполнительной власти). Специальная глава конституционного проекта была посвящена провозглашению гражданских свобод (свобода слова, печати), вероисповеданий, равенство вех перед законом, неприкосновенность личности, право частной собственности. Но...

Наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения...

А Манифест не предлагал никакой формы правления, учреждая Временное правление и перелагая решение вопроса на новый выборный орган – палату представителей народных. Итак, из двух основных конституционных проектов декабристов только Конституция сохраняла монархию, но в существенно изменённом виде – ни о каком самодержавии не шло и речи. Интерес представляет само появление монарха в Конституции – ...



Просмотров