Крепостное право когда. Крепостное право в России: было ли оно рабством

Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)

Крепостное право в России - существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года, отменено 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) царским манифестом.

Краткая история

Возникновение

В российской историографии существуют два противоположных взгляда на обстоятельства и время возникновения крепостного права - так называемые «указная» и «безуказная» версии. Обе они возникли ещё в середине XIX столетия. Первая из них исходит из утверждения о существовании конкретного закона в конце XVI века, а именно от 1592 года, об окончательном запрете крестьянского перехода от одного землевладельца к другому; а другая - опираясь на отсутствие среди сохранившихся официальных документов подобного указа, рассматривает крепостничество как поэтапный и растянутый во времени процесс утраты прежде свободными людьми гражданских и имущественных прав.

Основателем «указной» версии считается известный историограф XIX века С. М. Соловьев. Именно он, по ряду причин, отстаивал существование закона 1592 г. о запрете крестьянского перехода, или отмене «Юрьева дня», изданного в правление царя Феодора Иоанновича. Необходимо отметить, что советская историография активно приняла сторону С. М. Соловьева в данном вопросе. Предпочтительными преимуществами этой гипотезы в глазах советских историков было то, что она представляла социально-классовые противоречия более выпукло и остро, отодвигая факт закрепощения более чем на 50 лет в прошлое.

«Указная» версия в самом начале была опровергнута В. О. Ключевским, извлекшим из достоверных источников множество текстов крестьянских порядных записей 20-х - 30-х годов семнадцатого века, свидетельствующих о том, что ещё в это время, то есть спустя почти полстолетия после предполагаемого указа о закрепощении крестьян от 1592 года, древнее право «выхода» крестьян с помещичьей земли сохранялось вполне. В порядных оговариваются только условия выхода, само право на который не ставится под сомнение. Это обстоятельство наносит ощутимый удар по позиции «указников», как прежних, так и их позднейших последователей.

Развитие со времён Древнерусского государства до XVII столетия

Объективная картина развития крепостного права на Руси от древних времен и до середины XVII столетия представляется следующим образом: княжеское и боярское землевладение, в сочетании с укреплявшимся бюрократическим аппаратом, наступало на личную и общинную земельную собственность. Прежде свободные земледельцы, крестьяне-общинники или, даже, частные собственники земли - «своеземцы» древнерусских юридических актов - постепенно становились арендаторами участков, принадлежащих родовой аристократии или служилому дворянству.

В Великом княжестве Московском, объединившем в своём составе большую часть древнерусских земель, получает развитие поместное землевладение, как система вознаграждения за военную или гражданскую службу. Служилое поместье в Русском государстве XV - начала XVII веков представляло собой земельный участок, находящийся в собственности государства, населённый лично свободными людьми, сельскохозяйственными работниками - «крестьянами», обязанными временно (до тех пор, пока земля записана за помещиком) отчислять определенную долю своих сельскохозяйственных прибытков, чаще всего натурой, но иногда и в денежном эквиваленте, не в государственную казну, а в пользу помещика. Раздача поместий была вызвана недостатком наличных денежных средств, чтобы оплатить услуги лиц, несущих военную или бюрократическую службу государству.

Кроме поместья, полученного временно, под условием службы, многие дворяне владели землей на праве частной собственности, доставшейся в качестве приданого, по наследству, «благоприобретённой» и т. д. - «вотчинами». Но свою частную землю собственник возделывал или с помощью нанятых вольных работников, или поселяя на неё лично зависимых от него лиц - «холопов». Вотчинник не имел права переселить крестьян из государственного поместья в свои частные владения, потому что жители поместья ни при каких обстоятельствах не считались собственностью помещика, а исключительно свободными государственными налогоплательщиками, временно обязанными свои прямые выплаты в государственную казну заменить косвенными платежами - в пользу «помещика», то есть человека, служащего государству своим образованием или воинским умением, и потому взятого государством на содержание.

Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с воцарением династии Романовых. К этому времени сроки сыска беглых крестьян увеличились с 5-ти лет, объявленных ещё в царствование Федора Иоанновича в 1597 году, до 15-ти лет. Однако землевладельцы в многочисленных челобитных настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно, и царь Алексей Михайлович идет не только навстречу этим требованиям, но и намного дальше.

Дело в том, что во всех прежних указах о сроке сыска беглых крестьян речь шла исключительно о тех, кто ушёл с помещичьей земли, не внеся всех необходимых выплат помещику, оговоренных в порядных записях, то есть - о возвращении должников. Крестьянин, рассчитавшийся по своим обязательствам, был волен идти куда угодно, или оставаться на месте, или вовсе оставлять землепашество и выбирать другой род занятий, если позволяли средства и умение.

В изданном в 1649 году Соборном Уложении появилось два принципиально новых обстоятельства. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.

Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства - он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.

Фактически, Уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Соборное Уложение 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Здесь же, хотя ещё и неясно, и не вполне уверенно, но проскальзывает взгляд на крестьянина, как на личную собственность господина, утвердившийся впоследствии. Так, например, Уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей.

Одним из главных недостатков Уложения, по замечанию В. О. Ключевского, было то, что законодатели не подумали о регламентации обязанностей крепостных перед помещиками. Этот вопрос был обойден молчанием, что привело в будущем к значительным злоупотреблениям властью помещиками.

Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика. С конца XVII века постепенно входят в практику скрытые сделки по купле-продаже крестьян между помещиками, также крепостных отдают в качестве приданого и т. д. Но речь шла, всё-таки, о переселении, перемещении земледельцев, причем непременно вместе с семьей, из одного поместья в другое. Закон запрещал обезземеливание крестьян. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами. В главе 20 Уложения на этот счет недвусмысленно говорилось: «Крещёных людей никому продавати не велено».

Наказание крепостного кнутом в XVIII веке. Из книги Жан Шапп д’Отроша

Развитие крепостного права с конца XVII века и до 1861 года

С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон все более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».

Сенатским указом 14 марта 1746 г. определено "впредь купечеству, архиерейским и монастырским слугам, и боярским людям и крепостным, и написанным к купечеству и в цех, такоже казакам и ямщикам и разным разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крепостных без земель и с землями покупать во всем государстве запретить". 26 февраля (8 марта) 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель и около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло в ведение Коллегии экономии (позже они были приравнены к прочим казенным крестьянам). Таким образом право владения крепостными становилось монополией дворянства.

Крепостное право в поздний период

Несмотря на осознание того, что крепостнические порядки являются социальным злом, правительство не предпринимало никаких решительных мер к их уничтожению. Указ Павла I, «о трехдневной барщине », как часто называют этот указ, носил рекомендательный характер и никогда почти не исполнялся. Барщина в 6 и даже 7 дней в неделю была обыкновенной. Распространение получила и так называемая «месячина». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне-«месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от невольников на плантациях Нового Света.

Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества.

Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 г. Правда, появляется формальный запрет продавать крепостных с разделением семей и без земли, а также ограничено право беспоместных дворян приобретать крепостных. Но эти запреты легко обходили на практике. Крестьян и дворовых покупали и продавали как и прежде, оптом и в розницу, но теперь в газетах такие объявления маскировали: вместо «продаётся крепостной человек» писалось «отпускается в наём», но все знали, что на самом деле имеется в виду. Телесные наказания крепостных получили чрезвычайно широкое распространение. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это означало лишь, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист сохранял право собственности и исправно получал доходы от имения. Причем по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».

В 1848 году крепостным разрешили приобретать недвижимость - до этого времени им было запрещено владеть любой собственностью. С одной стороны такое разрешение должно было стимулировать увеличение числа «капиталистых» крестьян, сумевших разбогатеть и в неволе, оживить экономическую жизнь в крепостной деревне. Однако этого не случилось. Указ разрешал крестьянам покупать недвижимость только на имя своего помещика. На практике это привело к злоупотреблениям, когда господа, пользуясь формальным правом, отнимали недвижимость у своих крепостных.

Крепостное право накануне отмены

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян.

В 1816-1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель).

К концу царствования Николая I доля помещичьих крепостных крестьян, по разным оценкам, сократилась до 35-45 %. В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об упразднении крепостного права, но все они оказались бесплодными ввиду противодействия помещиков.

19 февраля 1861 (3 марта 1861) Манифестом императора Александра II крепостное право было окончательно отменено. Основными причинами реформы был кризис крепостнической системы и крестьянские волнения, усилившиеся во время Крымской войны.

Оценка крепостного права в российской науке и общественной мысли

Объективное отношение к проблеме крепостничества в России всегда было затруднено жестким контролем цензуры. Это объясняется тем, что, так или иначе, но правдивая информация о крепостном праве негативно отражалась на государственном престиже. Поэтому, несмотря на то, что в разное время появлялись в печати интересные материалы, выходили научные исследования и достаточно острые публицистические работы, в целом история эпохи крепостного права оказалась изучена и освещена недостаточно полно. Харьковский правовед профессор Дмитрий Каченовский в своих лекциях критиковал рабство в США, но его многочисленные слушатели воспринимали эту критику как эзопов язык. Его студент, впоследствии одесский градоначальник Павел Зеленой писал:

«Нет нужды объяснять, что всякий слушатель ясно по­нимал и чувствовал, что, рассказывая о страданиях рабов, Каченовский разумеет белых, а не одних черных.»

С самого начала существовали прямо противоположные оценки крепостничества как социального явления. С одной стороны его рассматривали как экономическую необходимость, а также наследие старинных патриархальных отношений. Утверждалось даже о положительной воспитательной функции крепостничества. С другой стороны, противники крепостного права обличали его разрушительное моральное и экономическое влияние на жизнь государства.

Однако примечательно, что идеологические противники одинаково именовали крепостничество «рабством». Так, Константин Аксаков писал в обращении к императору Александру Второму в 1855 году: «Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ - значение раба-невольника в своей земле». «Белыми рабами» называл русских крепостных крестьян А. Герцен. Однако и шеф корпуса жандармов, граф Бенкендорф, в секретном донесении на имя императора Николая Первого признавал: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т. д. - свободны».

Неоднозначны оценки значения эпохи крепостного права и в наши дни. Представители патриотического направления современной политики склонны отвергать негативные характеристики крепостничества, как направленные на очернение Российской империи. Характерна в этом смысле статья А. Савельева «Выдумки о „темном царстве“ крепостничества», в которой автор склонен подвергать сомнению самые авторитетные свидетельства о насилиях над крепостными людьми: «Картины бедствия крестьян, описанные Радищевым в „Путешествии из Петербурга в Москву“, - следствие помрачения рассудка автора, искажающего восприятие социальной действительности». К положительным оценкам крепостного права, как системы хозяйственных отношений, склоняются и некоторые исследователи. Кое-кто считает его даже естественным результатом развития особенностей национального характера. Например, д.и.н. Б. Н. Миронов заявляет, что «крепостничество… являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности… Оно являлось оборотной стороной широты русской натуры… результатом слабого развития индивидуализма».

Однако в последнее время наметилась тенденция к более резкой оценке как причин происхождения крепостного права, так и последствий его двухсотлетнего господства для страны. Здесь примечательна позиция современного историка и писателя Б. Керженцева. Он утверждает: «Объективный анализ истории происхождения крепостного права свидетельствует, что в том виде, каким оно предстает с начала XVIII века и до самой его отмены - во второй половине XIX столетия - крепостничество являлось ничем иным, как социальным произволом власти. Его настоящие причины лежали не в экономических нуждах государства, которым крепостнические порядки прямо противоречили, а в личных интересах правителей империи, часто случайных узурпаторов на троне, и окружающей их дворянской бюрократии. Крепостное рабство стало преступной взяткой, которой правительство покупало дворянскую поддержку и лояльность».

Хронология закрепощения крестьян в России

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

1497 год - введение ограничения права перехода от одного помещика к другому - Юрьев день.

1581 год - отмена Юрьева дня - «заповедные лета».

1597 год - право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу - «урочные лета».

1607 год - соборное уложение 1607 года: срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

1649 год - соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

1718-1724 гг. - податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.

1746 год - сенатский указ "О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян".

1747 год - помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.

1760 год - помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.

1765 год - помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.

1767 год - крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

1783 год - распространение крепостного права на Левобережную Украину.

Доля крепостного населения в России по ревизии (переписи) 1857-1859 года

В период подготовки реформы по отмене крепостного права была проведена 10-ая народная перепись, которая проходила с 1857 по 1859 год. Так, в 1858 году в Санкт-Петербурге была опубликована работа А. Г. Тройницкого «О числе крепостных людей в России». Затем, в 1861 году, была издана книга «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи». Перепись 1857-1859 года проводилась Центральным статистическим комитетом и имела целью установить текущий состав населения и долю в нем крепостных.

Следует отметить, что доля крепостных в общем народонаселении России была различна в разных ее частях. Так, в Польше, Прибалтике, Финляндии, на территории Средней Азии и современного Казахстана крепостных практически не было. Значительно выше доля крепостных была в центральных регионах. Если в целом по России доля крепостных накануне отмены крепостного права составляла 34,39 %, то в отдельных губерниях, например в Смоленской и Тульской, она составляла 69 %. Так, численность населения на указанный период составляла 67 081 167 человек, из них крепостных 23 069 631.

По 10-ой ревизии в России в 1858 году насчитывалось 65 губерний и областей. Из них в 56 губерниях и областях имелись крепостные, а в 9-ти губерниях и областях крепостных не было, а именно: В трёх остзейских губерниях, земле Черноморского войска, Приморской Восточной Сибири области, Семипалатинской области и Области Сибирских Киргизов, а также в Дербентской и Эриванской губерниях. В четырех губерниях и областях (Архангельской, Шемахинской, Забайкальской и Якутской) практически нет крепостных, имелось лишь незначительное количество (несколько десятков) дворовых людей (слуг), поэтому эти губернии и области можно также исключить из числа губерний и областей с крепостным населением. Таким образом крепостные были в 52 губерниях и областях из 65.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Возникновение.

    В российской историографии существуют два противоположных взгляда на обстоятельства и время возникновения крепостного права - так называемые «указная» и «безуказная» версии. Обе они возникли ещё в середине XIX столетия. Первая из них исходит из утверждения о существовании конкретного закона в конце XVI века, а именно от 1592 года, об окончательном запрете крестьянского перехода от одного землевладельца к другому; а другая - опираясь на отсутствие среди сохранившихся официальных документов подобного указа, рассматривает крепостничество как поэтапный и растянутый во времени процесс утраты прежде свободными людьми гражданских и имущественных прав.

    Основателем «указной» версии считается известный историограф XIX века С. М. Соловьев . Именно он, по ряду причин, отстаивал существование закона 1592 г. о запрете крестьянского перехода, или отмене «Юрьева дня», изданного в правление царя Феодора Иоанновича. Необходимо отметить, что советская историография активно приняла сторону С. М. Соловьева в данном вопросе. Предпочтительными преимуществами этой гипотезы в глазах советских историков было то, что она представляла социально-классовые противоречия более выпукло и остро, отодвигая факт закрепощения более чем на 50 лет в прошлое.

    «Указная» версия в самом начале была опровергнута В. О. Ключевским , извлекшим из достоверных источников множество текстов крестьянских порядных записей 20-х - 30-х годов семнадцатого века, свидетельствующих о том, что ещё в это время, то есть спустя почти полстолетия после предполагаемого указа о закрепощении крестьян от 1592 года, древнее право «выхода» крестьян с помещичьей земли сохранялось вполне. В порядных оговариваются только условия выхода, само право на который не ставится под сомнение. Это обстоятельство наносит ощутимый удар по позиции «указников», как прежних, так и их позднейших последователей.

    Развитие со времён Древнерусского государства до XVII ст.

    Объективная картина развития крепостного права на Руси от древних времен и до середины XVII столетия представляется следующим образом: княжеское и боярское землевладение, в сочетании с укреплявшимся бюрократическим аппаратом, наступало на личную и общинную земельную собственность. Прежде свободные земледельцы, крестьяне-общинники или, даже, частные собственники земли - «своеземцы» древнерусских юридических актов - постепенно становились арендаторами участков, принадлежащих родовой аристократии или служилому дворянству.

    Однако некоторые права крепостного крестьянина ещё сохранялись и защищались Уложением. Крепостной не мог быть обезземелен по воле господина и превращён в дворового; он имел возможность приносить жалобу в суд на несправедливые поборы; закон даже грозил наказанием помещику, от побоев которого мог умереть крестьянин, а семья жертвы получала компенсацию из имущества обидчика. С конца XVII века постепенно входят в практику скрытые сделки по купле-продаже крестьян между помещиками, также крепостных отдают в качестве приданого и т. д. Но речь шла, всё-таки, о переселении, перемещении земледельцев, причем непременно вместе с семьей, из одного поместья в другое. Закон запрещал обезземеливание крестьян. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами. В главе 20 Уложения на этот счет недвусмысленно говорилось: «Крещёных людей никому продавати не велено». .

    Развитие крепостного права с конца XVII века и до 1861 года

    С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон все более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица». .

    Крепостное право в поздний период

    Несмотря на осознание того, что крепостнические порядки являются социальным злом, правительство не предпринимало никаких решительных мер к их уничтожению. Указ Павла I , «о трехдневной барщине », как часто называют этот указ, носил рекомендательный характер и никогда почти не исполнялся. Барщина в 6 и даже 7 дней в неделю была обыкновенной. Распространение получила и так называемая «месячина ». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне-«месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от невольников на плантациях Нового Света.

    Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества.

    Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 г. Правда, появляется формальный запрет продавать крепостных с разделением семей и без земли, а также ограничено право беспоместных дворян приобретать крепостных. Но эти запреты легко обходили на практике. Крестьян и дворовых покупали и продавали как и прежде, оптом и в розницу, но теперь в газетах такие объявления маскировали: вместо «продаётся крепостной человек» писалось «отпускается в наём», но все знали, что на самом деле имеется в виду. Телесные наказания крепостных получили чрезвычайно широкое распространение. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это означало лишь, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист сохранял право собственности и исправно получал доходы от имения. Причем по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».

    В 1848 году крепостным разрешили приобретать недвижимость - до этого времени им было запрещено владеть любой собственностью. С одной стороны такое разрешение должно было стимулировать увеличение числа «капиталистых» крестьян, сумевших разбогатеть и в неволе, оживить экономическую жизнь в крепостной деревне. Однако этого не случилось. Указ разрешал крестьянам покупать недвижимость только на имя своего помещика. На практике это привело к злоупотреблениям, когда господа, пользуясь формальным правом, отнимали недвижимость у своих крепостных.

    Крепостное право накануне отмены

    Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в и 1803 годах подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о свободных хлебопашцах , в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян.

    Оценка крепостного права в российской науке и общественной мысли

    Объективное отношение к проблеме крепостничества в России всегда было затруднено жестким контролем цензуры . Это объясняется тем, что, так или иначе, но правдивая информация о крепостном праве негативно отражалась на государственном престиже. Поэтому, несмотря на то, что в разное время появлялись в печати интересные материалы, выходили научные исследования и достаточно острые публицистические работы, в целом история эпохи крепостного права оказалась изучена и освещена недостаточно полно. Харьковский правовед профессор Дмитрий Каченовский в своих лекциях критиковал рабство в США , но его многочисленные слушатели воспринимали эту критику как эзопов язык . Его студент, впоследствии одесский градоначальник Павел Зеленой писал :

    Нет нужды объяснять, что всякий слушатель ясно по­нимал и чувствовал, что, рассказывая о страданиях рабов, Ка­ченовский разумеет белых, а не одних черных.

    С самого начала существовали прямо противоположные оценки крепостничества как социального явления. С одной стороны его рассматривали как экономическую необходимость, а также наследие старинных патриархальных отношений. Утверждалось даже о положительной воспитательной функции крепостничества. С другой стороны, противники крепостного права обличали его разрушительное моральное и экономическое влияние на жизнь государства.

    Однако примечательно, что идеологические противники одинаково именовали крепостничество «рабством». Так, Константин Аксаков писал в обращении к императору Александру Второму в 1855 году: «Образовалось иго государства над землею, и русская земля стала как бы завоеванною… Русский монарх получил значение деспота, а народ - значение раба-невольника в своей земле». «Белыми рабами» называл русских крепостных крестьян А. Герцен . Однако и шеф корпуса жандармов, граф Бенкендорф, в секретном донесении на имя императора Николая Первого признавал: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т. д. - свободны».

    Неоднозначны оценки значения эпохи крепостного права и в наши дни. Представители патриотического направления современной политики склонны отвергать негативные характеристики крепостничества, как направленные на очернение Российской империи. Характерна в этом смысле статья А. Савельева «Выдумки о „темном царстве“ крепостничества », в которой автор склонен подвергать сомнению самые авторитетные свидетельства о насилиях над крепостными людьми: «Картины бедствия крестьян, описанные Радищевым в „Путешествии из Петербурга в Москву“, - следствие помрачения рассудка автора, искажающего восприятие социальной действительности». К положительным оценкам крепостного права, как системы хозяйственных отношений, склоняются и некоторые исследователи. Кое-кто считает его даже естественным результатом развития особенностей национального характера. Например, д.и.н. Б. Н. Миронов заявляет, что «крепостничество… являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности… Оно являлось оборотной стороной широты русской натуры… результатом слабого развития индивидуализма».

    КРЕПОСТНОЕ ПРАВО, совокупность юридических норм, закреплявших наиболее полную форму зависимости крестьянства от феодалов. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (так называемое прикрепление крестьян к земле, или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение так называемой вотчинной (административной и судебной) власти определённого феодала, лишение крепостных крестьян права отчуждать земельные наделы и ограничение в праве приобретать недвижимость. Принято отличать крепостничество как систему социальных отношений от крепостного права как юридической формы их выражения.

    Юридическое прикрепление крестьян к земле существовало в раннее Средневековье только в Юго-Западной Европе, в пределах бывшей Римской империи. В Западной и Центральной Европе крестьяне находились по наследству в личной или судебной и административной зависимости от сеньоров, но, исключая дворовых людей и рабов, посаженных на земельные наделы, не были юридически прикреплены к земле или лично к господину.

    В 10-15 века в Западной Европе некоторые элементы крепостного права (запрет ухода со своих земельных наделов, наследственная личная зависимость от сеньора и т.п.) сложились в отношении отдельных категорий крестьянства: вилланы центральной Англии, ременсы Каталонии, французские и южноитальянские сервы, среднеитальянские и североитальянские колоны и массарии, южногерманские Leibeigenen. Крепостное право как совокупность юридических норм фиксировалось в сводах феодального (обычного) права («Барселонские обычаи», французские кутюмы и др.).

    В 12-15 века в ходе расширения прав крестьян на куплю-продажу земли, выкупа ими основных феодальных повинностей, утверждения фиксированной денежной ренты, а также развития видов земельных держаний, отличных от феодальных, крестьяне Западной Европы освободились от крепостной зависимости.

    В Центральной и Восточной Европе распространение крепостного права определило рост помещичьего хозяйства, ориентированного на производство товарной сельскохозяйственной продукции, в конце 15 - в 17 века. В Восточной (Заэльбской) Германии крепостное право сложилось после Крестьянской войны 1524-26 и получило особенно полное развитие в 1-й половине 17 века (наиболее тяжёлые формы приняло в Мекленбурге, Померании, Восточной Пруссии). В Венгрии крепостное право было закреплено в Уложении 1514, изданном после подавления Дожи Дьёрдя восстания 1514. В Польше нормы крепостного права зафиксированы в Петрковском статуте 1496. Крепостное право в этом регионе распространялось на основную массу крестьян. Оно предполагало многодневную (до 6 дней в неделю) барщину, лишение крестьян большинства владельческих и личных прав, сопровождалось сокращением крестьянской запашки или обезземелением части крестьян. Отмена крепостного права на территории Восточной и Центральной Европы происходила в ходе реформ конца 18-19 века (в 1781-82 в Чехии, Моравии, Крайне, в 1785 в Венгрии, в 1807 в Пруссии, в 1808 в Баварии, в 1820 в Мекленбурге и Гессен-Дармштадте, в 1848 в Галиции, в 1864 в Румынии и т.д.).

    На Востоке институт крепостного права ввиду отсутствия развитого барщинного хозяйства и связанной с ним отработочной ренты не получил распространения. Смотри также Феодализм.

    Крепостное право в России. С начальным этапом формирования крепостного права связывают ограничение с середины 15 века для некоторых категорий крестьян отдельных вотчин права перехода в другие вотчины в течение недели до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября по старому стилю). Срок выхода, указанный в грамотах середины 15 века, подтверждён в качестве общегосударственной нормы Судебником 1497 (смотри в статье Судебники 15-16 века), которым также установлен размер выходной пошлины («пожилого»). Юридическое оформление крепостного права стало интенсивным с конца 16 века, с введением заповедных лет (начало 1580-х годов, когда были запрещены в ряде регионов любые переходы крестьян), а также урочных лет (1597), то есть 5-летнего срока, в течение которого владелец мог законно вернуть своих беглых крестьян. Некоторые исследователи к концу 16 века относят начальный этап формирования крепостного права. Поземельное закрепощение крестьян связано с усилением государственного обложения при одновременном резком сокращении тягло-надельной пашни и численности трудового населения. При этом поземельная крепость распространялась на глав крестьянских дворов. Сыск и возвращение беглых были в сфере частного права; законом первоначально не предусматривались санкции за приём и держание беглых (впервые установлены в 1607 - штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого). В годы восстановления хозяйства после Смутного времени был подтверждён 5-летний срок сыска. Для отдельных духовных, а позднее (1637) и светских владельцев он был увеличен до 9 лет, в 1641 - до 10 лет для беглых и 15 лет для вывезенных крестьян. В 1-й половине 17 века началась продажа крестьян без земли (санкционирована указами 1675, 1682 и 1688). В 17 веке вырабатывалась средняя цена крестьянина, не зависевшая от цены земли. Соборное уложение 1649 ввело бессрочное и лично-потомственное прикрепление всех частновладельческих крестьян (в том числе бобылей) к земле (наделу) с установлением штрафных санкций за приём беглых и последующей практикой их государственного сыска. При этом крепостные крестьяне ещё оставались субъектами в отдельных сферах действия права, они вступали в сделки внутри имений и за их пределами, были материально ответственны по суду за свои действия, могли выступать свидетелями, истцами, ответчиками в вотчинном, земском, а отчасти и в государственном суде. Их убийство или увечье в ряде случаев подпадало под уголовное преследование, за их «бесчестье» полагался штраф. Со 2-й половины 17 века вводились телесные наказания для крестьян, не подчинявшихся воле землевладельца. В конце 17 века за феодалами было признано право брать крестьянских детей в дворовые.

    В 1783-85 годах в связи с предоставлением прав российского дворянства украинской старшине казацкой было закрепощено и жившее на её землях украинское крестьянство. Распространение крепостного права на окраины Российской империи проходило и путём переселения крепостных крестьян помещиками на пожалованные им земли в южных степных и заволжских губерниях. Для крепостных крестьян вводились запреты или ограничения в сфере предпринимательства: вступать в откупа и подряды (1731), заводить суконные фабрики (1734). Помещикам было предоставлено право покупать дворовых для отдачи в рекруты, а также продавать другим помещикам для этой цели своих крестьян (1747); ссылать неугодных дворовых людей и крестьян (в возрасте не старше 45 лет) в зачёт рекрутов в Сибирь на поселение (1760; ежегодно ссылалось 5-6 тысяч человек; мера рассматривалась как способ освоения российских окраин) и каторжные работы (1765), заключать крестьян в тюрьмы (1775). При продаже крестьян или их ссылке в Сибирь разрешалось разлучать родителей и детей (1760). Продажа и покупка крепостных без земли не были ограничены ничем, кроме запрещения торговать ими за 3 месяца до рекрутского набора (1766) (это не касалось пожилых и малолетних) и при конфискации или продаже имений с аукциона (1771). Вскоре после запрещения всем крестьянам под страхом уголовного наказания подавать прошения на Высочайшее имя (1765) крепостным крестьянам под страхом наказания кнутом и ссылки в бессрочную каторгу было отдельно запрещено подавать челобитные с жалобами на жестокость помещиков (1767). В 1782 помещикам разрешено отпускать на волю больных и престарелых крестьян, то есть избавляться от содержания нетрудоспособных. Решение помещика о наказании крестьян было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. Закон предусматривал наказание самого помещика только за смерть крепостного от истязаний. К концу 18 века процесс оформления крепостного права завершился: крепостные крестьяне фактически были полной собственностью помещиков, которые могли отнять у них всё имущество, их самих с семьями или отдельно от них продать, заложить, подарить, вмешиваться в дела крестьянского самоуправления.

    Вместе с тем государство принимало меры против злоупотреблений помещичьей властью, допускало, при определённых условиях, возможность для крестьян возбуждать иски о своём освобождении от крепостной зависимости. В 1-й четверти 18 века введено правило отстранять помещика от управления имением, если он разорял крестьян непосильными повинностями, и устанавливать над его имением опеку, которая поручалась ближайшим родственникам, а самого помещика направлять «для исправления под начал». Указы 1718, 1734, 1750, 1761 и 1767 обязывали помещиков кормить своих крестьян во время неурожая и голода, не допускать их обнищания. С 1722 на помещиков была возложена ответственность за исправную уплату их крестьянами подушной подати (подать собиралась с крестьян и вносилась в казну самим помещиком или его приказчиком). Запрещалось ставить крестьян «на правёж» за долги их господина. С целью пресечь махинации помещиков, записывавших за собой во время проведения ревизий лиц, не принадлежавших к крепостным крестьянам, якобы с их согласия, указами 1775, 1781 и 1783 запрещалась добровольная запись в крепостное состояние. Законодательство предусматривало условия, позволявшие крестьянам выйти из крепостного состояния. Указы 1737, 1743, 1744, 1745, 1770 и 1773 объявляли вольными вернувшихся из плена, а также инородцев, принявших православие. Закрепощению не подлежали питомцы воспитательных домов и окончившие Академию Художеств. Свободу получали отставные солдаты - выходцы из крепостных крестьян.

    В связи с распространением среди российского дворянства на рубеже 18-19 веков идей Просвещения и гуманизма развилось убеждение в порочности системы крепостного права, которое тормозило развитие экономики, препятствовало росту городов. Первой попыткой со стороны государства регламентировать повинности крепостных крестьян стал указ императора Павла I от 5(16).4.1797 о 3-дневной барщине, запрещавший помещикам принуждать крестьян работать на барина в воскресные дни и рекомендовавший остальные 6 дней недели разделить поровну, указывая, что для барина «при добром распоряжении достаточно будет на удовлетворение всяким хозяйственным потребностям половина этих дней». Несмотря на рекомендательный характер этого указа, он соблюдался на практике, и 4-6-дневная барщина была исключением. В 1-й половине 19 века проблема решения «крестьянского вопроса» выдвинулась на первый план. Указом о вольных хлебопашцах 1803 предусматривалось освобождение крепостных крестьян по обоюдному согласию с помещиком за выкуп с землёй (по этому указу к 1858 выкупились на волю 152 тысячи душ мужского пола, или 1,5% крепостных). В результате крестьянской реформы в Остзейском крае 1804-19 личную свободу получили крестьяне Лифляндии, Курляндии и Эстляндии (земля осталась в собственности помещиков). Александр I запретил давать объявления о продаже крепостных без земли (1801), продавать крестьян на ярмарках (1808), отменил право помещиков ссылать крестьян на каторгу (1807) и на поселение в Сибирь (1809). В 1818 Александр I дал секретные поручения 12 сановникам разработать проекты отмены крепостного права (среди авторов проектов - А. А. Аракчеев, П. А. Вяземский, В. Н. Каразин, П. Д. Киселёв, Н. С. Мордвинов, Н. Г. Репнин). Все эти проекты объединял принцип постепенного освобождения крестьян без ущемления при этом экономических интересов помещиков. Однако в связи с изменением внутриполитического курса Александр I в 1822-23 вновь запретил крепостным крестьянам подавать властям жалобы на жестокость своих господ, возбуждать иски об освобождении, а также восстановил право помещиков по своему усмотрению ссылать крестьян в Сибирь.

    Необходимость решения «крестьянского вопроса» со всей остротой встала в царствование императора Николая I. Признавая, что «крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное», Николай I считал его отмену преждевременной. Император и высшие государственные деятели опасались, что освобождение крестьян будет сопровождаться народными волнениями, учитывали нежелание помещиков лишиться «крещёной собственности». Для обсуждения «крестьянского вопроса» Николаем I последовательно было создано 9 секретных комитетов, издано свыше 100 указов, направленных на смягчение крепостного права, но не затронувших его основ. С 1833 не разрешалось продавать крепостных крестьян с публичного торга «с раздроблением семейств», «удовлетворять казённые и частные долги», расплачиваясь за них крепостными с отрывом их от земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. Ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению (1828). Издан указ об обязанных крестьянах (1842), согласно которому помещики могли отпускать на волю своих крестьян, но крестьянские наделы передавались не в собственность, а в пользование крестьянам, за что они должны были выполнять повинности в пользу помещика. Помещикам давалось право отпускать на волю дворовых по обоюдному с ними договору (1844). Крестьянам помещичьих имений, продававшихся с аукциона за долги владельца, разрешено выкупаться на волю (1847; в 1848-52 правом воспользовались 964 крестьянина мужского пола). В 1847-48 в губерниях Правобережной Украины (Волынской, Киевской и Подольской), а в 1855-1861 в белорусских губерниях (Витебской, Гродненской, Минской и Могилёвской) были введены инвентарные правила, зафиксировавшие крестьянские наделы и повинности. Императором Александром II в 1857 начата подготовка к отмене крепостного права. Она осуществлена в ходе крестьянской реформы 1861 года.

    Лит.: Семевский В. И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881-1901. Т. 1-2; он же. Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX в. СПб., 1888. Т. 1-2; Игнатович И. И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения. 3-е изд. М., 1925; Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в. 2-е изд. М., 1952-1954. Кн. 1-2; Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во 2-й половине XVII в. М.; Л., 1962; Корецкий В. И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970; История крестьянства в Европе: эпоха феодализма. М., 1985-1986. Т. 1-3; Bonnassie Р. From slavery to feudalism in southwestern Europe. Camb., 1991; Brenner R. Auges у declives de la servidumbre en Europa durante la edad media у la edad moderna // Hispania. 1996. Vol. 56. №192; Крепостное право и крепостничество в России. Дискуссионные проблемы (материалы «круглого стола») // Английская набережная, 4: Ежегодник. СПб., 1997; Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. 2-е изд. М., 1998; Forms of servitude in Northern and Central Europe. Decline, resistance and expansion / Ed. Р. Freedman, М. Bourin. Brepols, 2005; Долгих А. Н. Крестьянский вопрос во внутренней политике российского самодержавия в конце XVIII - первой четверти XIX в.: В 2 т. Липецк, 2006; Аракчеев В. А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI - начало XVII в. // Вопросы истории. 2009. №1. Смотри также литературу при статьях Крестьянство, Крестьянская реформа 1861.

    Инструкция

    По мнению известного историка В.О. Ключевского, крепостное право является «худшим видом» неволи людей, «чистым произволом». Русские законодательные акты и правительственные полицейские меры «прикрепляли» крестьян не к земле, как было принято на Западе, а к владельцу, становившемуся полновластным хозяином над зависимыми людьми.

    Земля - главная кормилица для крестьянства в России на протяжении многих веков. Собственное «владение» давалось человеку нелегко. В 15 в. большая часть русских территорий была непригодна для земледелия: леса покрывали обширные просторы. На добытой ценой огромного труда пашне основывались заимки. Все земельные владения находились в собственности великого князя, а крестьянские дворы пользовались самостоятельно разработанными пахотными участками.

    Владеющие землей бояре и монастыри зазывали к себе новых крестьян. Для обустройства на новом месте землевладельцы предоставляли им льготы в исполнении повинностей, помогали обзавестись собственным хозяйством. В этот период люди не были прикреплены к земле, имели право искать более подходящие для жизни условия и менять место проживания, выбирая нового землевладельца. Частный договор или «рядная» запись служили для установления отношений между собственником земли и новым поселенцем. Главной обязанностью землепашцев считалось несение определенных повинностей в пользу владельцев, самые важные из них - оброк и барщина. Для помещиков было необходимо удержать рабочую силу на своей территории. Между князьями даже устанавливались договоры о «непереманивании» крестьян друг у друга.

    Затем в России наступила эпоха крепостного права, продолжавшаяся достаточно долго. Начиналась она с постепенной потери возможности свободного переселения на другие территории. Обремененные непомерными выплатами земледельцы не могли погасить задолженности, они убегали от своего помещика. Но по закону принятых в государстве « лет» землевладелец обладал полным правом разыскивать беглецов пяти (а позднее пятнадцати) лет и возвращать назад.

    С принятием Судебника 1497 г. крепостное право стало оформляться. В одной из статей этого сборника русских законов указывалось, что переход крестьян к другому хозяину разрешается один раз в году ( до и после Юрьева дня) после уплаты пожилого. Размер выкупа был немалый и зависел от продолжительности проживания на земле помещика.

    В Судебнике Ивана Грозного Юрьев день сохранился, но плата за пожилое значительно возросла, к ней прибавилась дополнительная пошлина. Зависимость от помещиков усиливала новая статья закона об ответственности хозяина за преступления его крестьян. С началом переписи (1581 г.) в России на отдельных территориях наступали «заповедные годы», в это время для людей существовал запрет на уход даже в Юрьев день. По окончании переписи (1592 г.) специальный Указ окончательно отменил переселение. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», - стали говорить в народе. Для земледельцев оставался один выход – побег с надеждой, что их не отыщут.

    17 век – эпоха усиления самодержавной власти и массового народного движения в России. Крестьянство делилось на две группы. На помещичьих, монастырских землях проживали крепостные крестьяне, на долю которых выпадало несение разнообразных повинностей. Черносошных крестьян контролировали власти, эти «тяглые люди» были обязаны платить налоги. Дальнейшее закрепощение русского народа проявлялось в различных формах. При царе Михаиле Романове помещикам разрешалось уступать и продавать крепостных без земли. При Алексее Михайловиче Соборным Уложением 1649 г. крестьян окончательно прикрепили к земле. Розыск и возвращение беглых становились бессрочными.

    Крепостная неволя переходила по наследству, а право распоряжаться имуществом зависимых людей получал помещик. Долги владельца покрывались имуществом подневольных крестьян и холопов. Полицейский надзор и суд внутри вотчины вершили их хозяева. Крепостные оказались совершенно бесправными. Они не могли без разрешения владельца заключать браки, передавать наследство, самостоятельно выступать в суде. Помимо обязанностей перед своим господином, крепостные должны были исполнять повинности в государственную пользу.

    Законодательство возлагало определенные обязательства и на помещиков. Они наказывались за укрывательство беглых, убийство чужих крепостных, платили государству налоги за сбежавших крестьян. Хозяева должны были наделить своих крепостных землей и необходимым инвентарем. Запрещалось отбирать у зависимых людей землю и имущество, превращая их в холопов, отпускать на свободу. Крепостное право набирало силу, оно распространялось на черносошных и дворцовых крестьян, которые теперь лишились возможности покидать общину.

    К началу 19 века в связи с доведенными до предела оброком и барщиной между помещиками и крестьянами обострялись противоречия. Работая на своего господина, крепостные не имели возможности заниматься собственным хозяйством. Для политики Александра I крепостничество составляло незыблемую основу государственного устройства. Но первые попытки освобождения от крепостной зависимости были утверждены законодательно. Указом 1803 г. «О вольных хлебопашцах» разрешался выкуп отдельных семейств и целых селений с землей по согласованию с землевладельцем. Новый закон внес мало изменений в положение подневольных людей: выкупиться и договориться с помещиком многим было не по силам. А на значительное количество не имеющих земли батраков указ вовсе не распространялся.

    Царем-освободителем от крепостной неволи стал Александр II. Февральским Манифестом 1961 г. крестьянам объявлялись личная свобода и права гражданина. Сложившиеся жизненные обстоятельства привели Россию к этой прогрессивной реформе. Бывшие крепостные становились на долгие годы «временнообязанными», выплачивающими деньги и отбывающими рабочую повинность за пользование отведенными им земельными наделами, и до начала 20 века не считались полноправными членами общества.

    Сегодня мы расскажем о том, как жили крепостные крестьяне на Руси. В том числе для того чтобы многие кто жалуются на жизнь в наше время, поняли, что время то нынче не такое и плохое…

    Перед тем как мы осветим суть крепостного права — давайте представим масштабы.

    Перед отменой крепостного права (с 1857 по 1859 год) была проведена 10-я народная перепись.

    «Если в целом по России доля крепостных накануне отмены крепостного права составляла 34,39 %, то в отдельных губерниях, например в Смоленской и Тульской, она составляла 69 %. Так, численность населения на указанный период составляла 67 081 167 человек, из них крепостных 23 069 631″.

    То есть Русь больше чем на половину была крепостной, причем жили в таком состоянии русские люди несколько веков. Вдумайтесь — люди принадлежали на правах собственности другим людям! Сегодня у нас даже хомячки не принадлежат хозяину…

    «Помещичьи крестьяне - крепостные крестьяне, принадлежащие на правах собственности дворянам-помещикам. Являлись наиболее многочисленной среди других категорией крестьянства Российской империи - в 1859 - 23 млн. человек обоего пола.

    Крепостное право в России - существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца-крестьянина от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином.

    В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года, отменено 19 февраля 1861 года (3 марта 1861) царским манифестом».

    Историю и исторические понятия знают многие из нас, кто не прогуливал школу. Хотелось бы рассмотреть именно жизненный аспект жизни людей, принадлежавших на правах собственности более знатных особам, а не исторический.

    В нашем сегодняшнем мире не укладывается, как вообще возможно такое, что один человек может принадлежать другому и быть ему рабом.

    Однако крепостное право, существовавшее на Руси почти 9 веков, 2 века в активной форме, — это реальность, из века в век оно укоренялось, обвивало Русь своими цепкими руками, а вот 150 лет после отмены крепостного права — это еще лишь путь к демократизации, слабенький, некрепкий, где личность человека то превозносится, то обнуляется ниже плинтуса — по инерции, тяготея к историческим корням крепостничества, либо это будет всегда, унижение и превозношение идут рука об руку во все времена и пространства.

    Сама суть крепостного права, когда живой человек может на правах собственности будто на бездушный объект (а ведь так было фактически) принадлежать более знатному хозяину, противоречит всем сегодняшним конвенциям о правах человека, конституциям и прочим международным правовым актам. Это немыслимо, чтобы человек на правах скота жил при дворе и принадлежал хозяину словно авто или часть дома.

    Однако в той же Библии, Новом Завете — есть понятие «раб», «хозяин», «служение господам»:

    «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по его воле, бит будет много» (Лк. , 12:47)

    «Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь бога» (к Фил. , 4:22).

    «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым, но и суровым» (1 Пет. , 2:18).

    «Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (к Еф. , 6:5).

    Да и все мы рабы Бога… согласно христианству. Более того — ряд историков, исследователей склонялись к тому, что крепостное право в разных его проявлений на Руси — это издержки русского характера, это норма, это в крови русского человека, так всегда было и будет — одни служат другим, а знать должна заниматься образованием, реализацией власти, в общем, быть «белоручками» и «зазнайками». И если этого нет — общество ищет альтернативы и загоняется в угол отсутствием привычной системы. То есть привычная система для нашего общества (хоть нам и сложно это принять) — это когда есть слуги и есть господа.

    И тотальная демократизация, когда, простите, кухарке дают власть, а она только и может что пересолить борщ, превращая это в революцию необразованных слоев — принесет только зло. Но народ, не привыкший к власти, словно Адам и Ева в Эдеме, падок на льстивые зазывы и обещания быть равными Богу, вкусив запретный плод, поверив в то что и они смогут править миром и быть свободными наравне с господами. Кто-то даже сравнивал отмену крепостного права с пришествием Христа и провозглашением Нового Завета после Ветхого, когда простым смертным дали возможность спасения (свободы).

    Но сегодня же есть такая каста как «обслуживающий персонал, рабочий класс, гувернантки, няни, дворники, помощницы по хозяйству, сиделки и прочие. То есть, получив свободу, не все подались в знатные господа, не все занялись интеллектуальным трудом, образованием. Но в чем разница? Те кто моют полы, согласно нынешним законам, личность и никто не вправе этого отнять у человека. За убийство любого человека предусмотрено уголовное наказание, а не штраф, и никто не может делать рабом другого, и владеть человеком на правах собственности.

    На самом деле в вопросе крепостного права не все так просто, нельзя однозначно сказать, что крепостное право это зло. Злом былом самоуправство и наглость, цинизм помещиков, дворян, издевавшихся над подневольными, убийства и жестокое обращение с последними, обесценивание жизни слуги и право собственности на эту жизнь, а само по себе крепостное право как работа одних, менее образованных людей и более трудолюбивых, на других, зажиточных и умных — не зло.

    Ведь таким образом одни имели работу, а другие содержали свои поместья в хорошем состоянии, занимались образованием и правлением. Но человеческая природа, склонная к неуемной власти, к вседозволенности по причине безнаказанности — не смогла помещикам дать возможность относиться к своим слугам как к людям, с уважением. Крепостных, а крепостное право на Руси особенно активно процветало в 16-17-18 века, стало возможно со временем не только продавать, покупать, наказывать, бить плетьми, но и убивать, насиловать….

    В 1765 году помещики получили право ссылать крестьян на каторгу, а в 1767 году жалоба крепостного на помещика стала уголовным преступлением, теперь по закону хозяин мог не только убить крепостного, все остальное было можно. К концу столетия дворяне (1 % от всего населения) владели 59 % всех крестьян. Образованный и знатный род считал крестьян чуть ли не животными и вообще не людьми, неразумными созданиями.

    Рекомендация по образу жизни для крестьян в 1942 году были такие: подъем в 4 часа утра, весь день работать до 20-21 часу, по субботам баня, по воскресеньям церковь, избегать лени поскольку она приводит к разбоям и воровству. (информация из документального фильма)

    Самое суровое наказание за убийство крепостного штраф (около 5 гривен), перед отменой КП он составлял несколько рублей, а уж наказание плетьми — это была реальность, каждодневная, будничная, пороли, били за плохо вымытые полы, провинность и просто так.

    Учитывая, что жизнь крестьянина по сути равнялась нулю, убить помещики своих слуг не боялись, и если и убивали — это было устрашающей и превентивной мерой для остальных.

    Вспомним чего стоил террор Салтычихи — Салтыковой Дарьи Николаевны, помещицы, барыни в 18-м веке «прославившейся» издевательствами над крестьянами, пусть даже он излишне приукрашенный, однако таких Салтычих на самом деле было много, не все они стали известны своими злыми делами…

    Насиловать, убивать крестьян было нормой.

    Говорить правду о беспределе помещиков и гнете крепостных тогда решались единицы. А царицы и цари нередко, во избежание народного бунта, предпочитали дать просимое знатному народу, потому ужесточение отношения к крестьянам — закономерный итог «поблажек» дворца для знати. Говорить правду поперек воли дворца каралось. Потому всех кто даже пользовался авторитетом и пытался осветить реальность крепостничества так или иначе обесценивали.

    Пример тому — Радищев с „Путешествием из Петербурга в Москву“. Великая книга, смело описывавшая крепостные нравы и жестокость помещиков тех времен (1790), была так оценена по наставлению императрицы: «Картины бедствия крестьян, описанные Радищевым в „Путешествии из Петербурга в Москву“, - следствие помрачения рассудка автора, искажающего восприятие социальной действительности».

    Радищева приговорили к смертной казни, несмотря на то что он пользовался авторитетом и сам был знатного рода, однако в последний момент заменили приговор на 10-летнюю ссылку в Сибирь, а его литературные творения были признаны лишенными здравого смысла и покушающими на честь государеву.

    Крестьянину лучше при помещике! И нигде такой «сладкой» жизни нашему русскому подневольному человеку не будет как с помещиком! И у наших русских крепостных не жизнь, а рай. Это девизы и лозунги императрицы и всего ее кружения тех времен.

    Крестьянам вбивалось в головы что лучшей жизни они нигде не найдут, да и возможности искать ее у несчастных не было, где ж тут: подъем в 4 утра, до 9 вечера работа, если что грешное на ум взбрело или появился ропот на помещика — значит. мало работы было, надо больше себя загружать, если избил хозяин — за дело, лучше работать надо было.

    Если купец разорялся - его слуг могли продавать с аукциона, нередко всю семью разъединяли и они не могли видеться, что было для них большой трагедией. Молодых девиц часто насиловали их хозяева, однако жаловаться на это было нельзя, поскольку считалось, что даже путем насилия, но девушка исполнила волю господина.

    На сайте медуза.ру, в статье «Это рабство? Крестьян можно было бить? Стыдные вопросы о крепостном праве» — есть калькулятор стоимости потенциальных крепостных «сколько бы вы стоили до 1861 года». (с 1799 по 1802 год)

    Например, крепостного в начале 19-го века можно было купить за 200-400- рублей рублевыми ассигнациями.

    В основном крестьяне были бедными, крайне редки случаи нормальной, средней по материальным меркам, жизни крепостных. Однако история говорит о таком крестьянине как Николай Шипов, разбогатевший на перегонах стад овец и писавший на лоне спокойствия литературные мемуары.

    Да, кстати. 1861 год - не конец мытарств крепостных. Крестьяне по-прежнему остались зависимы от крестьянской общины, которая «регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать (из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей) и так далее.

    Получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям стало возможным только после закона 14 июня 1910 года».

    Спустя около 150 лет от отмены крепостного права, когда людям дали свободу, прошлое воспринимается современным поколением как исторические зверства, о которых можно снимать кино либо как неправдоподобные события, излишне приукрашенные. И наша сегодняшняя жизнь, ее уровень - часто нам кажется тупиковыми, мол, беспредел везде, коррупция. Сильные мира сего гнобят слабых и т. д., зарплаты маленькие, перспективы плачевные…

    Что касается трагедий, войн, уносящих жизни людей - это всегда страшно, независимо от времени в которое люди живут. Но уклад жизни, уровень перспектив во времена крепостного права, возможность быть личностью а не букашкой сегодня и тогда - несравнимы.



Просмотров