Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется Обеспечение заявки для участия в аукционе

Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.


Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.


Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.


Обеспечение заявки требуется при участии в , . Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

  • в виде денежного залога;
  • и банковской гарантии.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

  • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
  • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).

Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

  • безотзывной;
  • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
  • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).

Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.


Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов . К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.


Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите.

Отличия закупок по 223-ФЗ от норм 44-ФЗ

  • Размер обеспечения договора по 223-ФЗ устанавливается заказчиком в положении о закупках.
  • Заказчиками являются компании с долей государственного участия более 50 %, естественные монополии (РЖД, нефтегазовые компании и т. д.), компании регулируемой сферы деятельности (энергетика, водоснабжение и т. д.) и бюджетные субъекты, использующие внебюджетные средства для закупок.
  • Условия контракта по 223-ФЗ могут быть изменены, если это отражено в тендерной документации или по согласованию с исполнителем.
  • Срок подачи заявок, возможный тип обеспечения и требования к поставщикам регламентируются положением о закупке.

Проведение закупок по 223-ФЗ в значительной степени расширяет возможности заказчиков, но при этом сохраняется открытость процедур (публикация информации на сайте ЕИС) и возможность оспаривания решений заказчика путем подачи жалобы в ФАС.

Компания Gostender Style осуществляет помощь в быстром оформлении банковских гарантий с любым размером обеспечения исполнения по 223-ФЗ.

Может ли Заказчик в рамках 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" требовать от подрядчика внесения денежных средств, в счет обеспечения исполнения контракта и отказывать в принятии банковской гарантии.

Ответ

Форма обеспечения контракта должна быть установлена положением о закупке, закупочной документацией и указана в извещении (ч. , ст. 4; ч. ст. 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Если форма обеспечения контракта в указанных документах не конкретизирована, то заказчик не может отклонить обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии. В данном случае победитель может обратиться в контролирующий орган и обжаловать решение заказчика.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» , «БСС Системы Главбух».

Положение о закупке.

Положение о закупке - один из основных документов, который регулирует закупочную деятельность заказчика и не может противоречить законодательству. В нем укажите требования к закупке, в том числе:

  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), а также условия их применения;
  • критерии и порядок оценки заявок. В частности, заказчики могут прописать, что будут проводить сравнение цены единицы товара (работы, услуги) без учета НДС ();
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • методику обоснования начальной (максимальной) цены договора (в т. ч. в зависимости от предмета закупки). Для расчета цены можно воспользоваться , которые утверждены . Такие рекомендации даны в . А в Минэкономразвития России привело пример определения цены, когда заказчику нужно получить кредит;
  • перечень товаров (работ, услуг) для закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки. К примеру:
    - порядок и случаи внесения изменений в план закупок ();
    - порядок размещения в ЕИС информации об отказе от закупки;
    - для проведения закупки в иностранной валюте: стадию закупки, по которой будет фиксироваться курс инвалюты (например, дата перечисления аванса или первой оплаты по контракту). Кстати, если вы проводите закупки в инвалюте, установить такой момент важно. Ведь закупка - это довольно длительная процедура, а курс иностранной валюты в последнее время нестабилен.

Положение должно распространяться на все закупочные процедуры, которые составляют хозяйственную деятельность заказчика, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) в коммерческой деятельности.

В Положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса и аукциона) способы закупок, предусмотрев порядок проведения закупок такими способами. Например, запросы предложений, запросы котировок, закупки у единственного поставщика и т. д. При этом для повышения прозрачности ФАС России рекомендует также прописать критерии выбора заказчиком того или иного способа в зависимости от предмета закупки или цены. Подробнее о том, как обосновать свой выбор, см. в .*

Внимание: в Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах , .

Положение утверждает наблюдательный совет автономного учреждения. Сделать это надо один раз, то есть ежегодно утверждать новое положение о закупке не нужно.

Такие правила установлены частями , статьи 2, статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России , .

Положение о закупке, а также вносимые в него изменения должны быть размещены в ЕИС в течение 15 дней со дня их утверждения ().

Извещение о закупке.

Извещение - это неотъемлемая часть документации о закупке, которая должна соответствовать сведениям, содержащимся в ней ().

В извещении о закупке должны быть указаны, в частности, такие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый электронный аукцион или другой, который предусмотрен Положением о закупках);
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке;
  • размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и точную дату, когда будут рассмотрены предложения участников закупки и подведены итоги закупки. Указывать период вместо точной даты нельзя. То есть неправильно писать в извещении и документации: «рассмотрение заявок не позднее… », «рассмотрение заявок в течение…». Об этом сказано в , .

Для проведения конкурса (аукциона, закупки другим способом) заказчик должен опубликовать извещение об этом в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) (). Одновременно с извещением разместите в ЕИС в электронном виде:

  • документацию о закупке;
  • проект договора.

Порядок размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта договора, а также вносимых в них изменений установлен положения, утвержденного .

Документация о закупке.

В документации о закупке укажите сведения, которые установлены в Положении о закупке. В том числе:

  • требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т. п.;
  • требования к участникам и документы, которыми участники могут подтвердить, что соответствуют им. Если для проверки соответствия вам нужны , то можете это требование тоже включить в документацию ().
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в том числе и ее обоснование ();
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Помимо этого заказчик вправе потребовать от участников представить другие сведения, если они предусмотрены Положением о закупке. В частности, справку об отсутствии задолженности по налогам. При этом участник вправе подать такую справку как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с применением усиленной квалификационной подписи. Об этом сказано в .*

Стоит отметить, что если в документации о закупке не указаны какие-либо требования к участникам, товарам (работам, услугам) или условиям договора, то и предъявлять их нельзя. Кроме того, нельзя проводить оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не установлены в документации. При этом исчерпывающий перечень критериев, по которым нужно оценивать и сопоставлять заявки, не утвержден. А значит, заказчики сами выбирают их для оценки в зависимости от потребностей каждой закупки и прописывают в документации.*

Внимание: за отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок предусмотрена административная ответственность.

Изменение извещения и документации.

Изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации разместите в ЕИС не позднее чем в течение трех дней с даты решения о таких изменениях, представления указанных разъяснений ().

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Рассмотрим решение вопроса по возврату обеспечению контракта в рамках Закона 44-ФЗ и Закона 223-ФЗ.

Возврат обеспечения контракта по Закону 44-ФЗ

В соответствии с нормами закона № 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие возврата поставщику денежных средств, перечисленных в счет обеспечения исполнения контракта . Такой пункт контракта по закону № 44-ФЗ может иметь место, если исполнитель выбирает форму денежного залога, а не банковскую гарантию в виде обеспечения исполнения контракта.

Проблема состоит в том, что закон 44-ФЗ не говорит о том, когда эти средства должны вернуться на счет исполнителя. Формально с момента подписания сторонами акта приемки работы считаются подрядчиком исполненными и должен наступить момент возврата обеспечения исполнения контракта, однако это не так.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В контракт по 44-ФЗ включаются условия по исполнению гарантийных обязательств, что увеличивает время исполнения контракта . Может ли заказчик связать исполнение гарантийных обязательств, указанных в контракте, с обязательством возврата обеспечения ?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Некоторые юристы считают, что гарантийные условия являются всего лишь одним из условий контракта , нарушение которых должно быть наказано штрафом по факту нарушения банковской гарантии, а не замораживанием денежных средств исполнителя на неопределенный срок.

Другой подход реализуется в ходе судебной практики. По факту, суды часть отказывают в возврате обеспечения исполнения контракта исполнителю даже при наличии акта приемки работ . Причем основанием для такого решения как раз и является указание на срок, согласованного в договоре гарантийного периода.

Простым решением, страхующим заказчика от зависания денежных средств на счете заказчика, будет

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление . Действующая редакция Закона не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

Требования об обеспечении, его размер и способы предоставления, а так же сроки и порядок предоставления должны быть закреплены в Положении о закупках. Размер обеспечения устанавливается, как правило, в процентном отношении от общей суммы заказа и закрепляется в извещении о начале выбора поставщика. Обычно заказчиками в Положении о закупках устанавливаются требования об обеспечении сделок, аналогичные требованиям, изложенным в .

Следует отметить, что в отличие от норм Закона 223-ФЗ, положения Закона 44-ФЗ в отдельных случаях напротив - требуют установление обеспечения по контракту.

Требования к обеспечению контракта по 223-ФЗ

Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки. Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.

Таким образом, участникам аукционов в рамках 223-ФЗ необходимо в составе аукционной документации уделить внимание вопросу предоставления соответствующих обеспечений и подготовки всех необходимых документов.

Залог денежных средств мало приветствуется у большинства исполнителей (участников торгов), т.к. это связано с неэффективным отвлечением денежных средств из компании. Поэтому банковская гарантия, посредством которой банк берёт на себя ответственность за выполнение поставщиком условий контракта, представляется более привлекательным инструментом.

Сведения о предоставленных в обеспечение государственных контрактах подлежат обязательной публикации на сайте госзакупок.



Просмотров