Анализ потенциально опасных и вредных производственных факторов процесса приготовления асфальтобетонных смесей. Эмиссия асфальта нормирование, влияние на здоровье дорожных рабочих Способы отбора и измерения объемов проб воздуха

Производственные вредности


К атегория:

Охрана труда в дорожном строительстве

Производственные вредности

Производственная санитария - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздейстие на работающих вредных производственных факторов.

Совокупность практических мероприятий, основанных на научных положениях гигиены труда, называется производственной санитарией. К мероприятиям производственной санитарии относятся: оборудование помещений вентиляцией, отоплением и другими санитарно-техническими устройствами; обустройство гардеробных, душевых, умывальных и других санитарно-бытовых помещений; благоустройство и содержание территорий предприятий; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты на производстве. Одним из новых направлений производственной санитарии является разработка вопросов научной организации труда и производственной эстетики.

На дорожном строительстве работники подвергаются воздействию неблагоприятных условий. Нередко на работников оказывает воздействие совокупность производственных вредностей. Рабочие, занятые на укладке асфальтобетонной смеси, подвергаются воздействию повышенной температуры воздуха, вдыхают продукты испарения битума. На машиниста камнедробилки одновременно могут оказывать воздействие такие производственные вредности, как шум, вибрация и повышенная запыленность, поэтому необходимо придавать важное значение проведению профилактических мероприятий производственной санитарии, позволяющих устранить или снизить воздействие производственных вредностей на здоровье работающих.


Метеорологические условия производственной среды

На работоспособность и самочувствие человека большое влияние оказывают метеорологические условия, особенно при работе на открытом воздухе. Во время работы рабочие подвергаются непосредственному воздействию солнечных лучей или воздействию высоких температур при приготовлении и укладке асфальтобетонной смеси. От воздействия избыточного тепла и тепловых лучей самочувствие человека ухудшается по мере увеличения времени и интенсивности облучения. Резкое ухудшение самочувствия может наступить при длительном облучении солнечными лучами даже при небольшой их интенсивности.

Подвижность воздуха также может оказать вредное влияние на самочувствие человека. Движение воздуха в атмосфере или внутри производственного помещения происходит от неравномерного нагревания воздушных масс. Чем сильнее нагревается воздух, тем меньше становится его плотность и с большей скоростью он поднимается в верхние слои или зоны помещения, создавая сквозняки, сильно охлаждающие помещение и вызывающие у человека ощущение холода.

Человек, занятый физической работой, выделяет тепло. В этом случае движение воздуха Способствует усилению теплоотдачи и улучшению самочувствия работающего. На интенсивность теплоотдачи человека влияет также и влажность воздуха. Количество паров, находящихся в 1 м3 воздуха, выраженное в граммах, называется абсолютной влажностью воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше может содержаться в нем водяных паров, т. е. тем выше его максимальная влажность.

Отношение абсолютной влажности к максимальной при данной температуре называется относительной влажностью воздуха. Она выражается в процентах и определяется при гигиенической характеристике внешней среды. Обычно влажность бывает в пределах 35-70% при температуре воздуха около 18 °С.

Насыщенный водяными парами воздух обладает большей теплоемкостью, чем сухой. Это особенно ощущается при влажном воздухе и низкой температуре, когда значительно повышается теплоотдача с поверхности тела, что может вызвать его переохлаждение.

Для защиты работающих на открытом воздухе от переохлаждения используется теплая одежда. Ткани для спецодежды должны быть не только малотеплопроводными и влагоемкими, но и воздухопроницаемыми. Другими важными мероприятиями, предупреждающими переохлаждение организма, являются периодические перерывы в работе и обогрев в помещениях с температурой 18-20 °С.

Влияние на здоровье работающих повышенной концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Производственная пыль появляется при переработке минеральных материалов (дроблении камня, грохочении щебня, гравия и других материалов), приготовлении минерального порошка для асфальтобетонных смесей, разгрузке и транспортировке цемента, приготовлении асфальто- и цементобетонной смесей.

У рабочего, который продолжительное время находится в условиях запыленного воздуха, развиваются хронические воспалительные заболевания дыхательных путей и легочной ткани. К наиболее тяжелым заболеваниям легких от действия пыли относится силикоз, который возникает от попадания в легкие пыли, имеющей в своем составе значительный процент свободной двуокиси кремния, т. е. кремнезема SiCb. Силикоз развивается медленно и обнаруживается примерно после 8-10 лет работы в пыльной среде. Если содержание кварца и пыли является высоким^то силикоз может развиться в течение 2-3 лет. При заболевании силикозом возможны жалобы на небольшую одышку при физическом напряжении, боль в груди и легкий сухой кашель. В дальнейшем отмечаются заметная одышка при физическом напряжении, кашель с выделением мокроты, бронхит. И в третьей стадии силикоза наступают резкая одышка даже в состоянии покоя, кашель с обильным выделением мокроты, нарушается сердечная деятельность с расстройством кровообращения и отеками.

Отдельные дорожно-строительные материалы, а также некоторые виды топлива при испарении выделяют вредные для здоровья работающих вещества. Их действие на организм человека в значительной степени зависит от условий внешней среды - температуры и влажности воздуха, барометрического давления и др.

Нефтяные битумы являются продуктом переработки остатков перегонки нефти. При работе с битумами необходимо принимать меры профилактики и защиты работающих от вредного воздействия нефтяных продуктов, учитывая их высокую испаряемость и токсичность.

Пек - тяжелые фракции каменноугольного дегтя и других веществ, способных повышать чувствительность кожи под влиянием солнечного света, что вредно влияет на организм человека.

Рабочие, имеющие контакт с пеком, при несоблюдении правил безопасности могут заболеть солнечным дерматитом (фотодерматитом).

Работать с пеком нужно преимущественно в ночное время. Погрузочно-разгрузочные работы, в том числе и загрузка пека в котлы, должны быть полностью механизированы.

Работы вручную допускаются как исключение и с обязательным применением тележек, тачек и др.

Во время всей работы (погрузки, разгрузки, перемещения по территории баз, заводов) пек надо смачивать водой. Котлы, в которых пек плавится или смешивается с другими материалами, должны быть оборудованы вентиляцией.

Лица, страдающие кожными заболеваниями, к работе с пеком не допускаются.

Кроме технического надзора, на работах с пеком должен быть установлен медицинский надзор за состоянием здоровья рабочих. В случае обнаружения значительного раздражения кожи, слизистых оболочек или конъюнктивита глаз рабочие должны быть освобождены от работы и переведены на другую до полного выздоровления.

На работах, где применяется пек, должен быть оборудован душ с теплой водой.

Каменноугольный деготь также обладает вредными свойствами и является опасным для здоровья работающих. При нагревании дегтя до 100-150° С образуются ядовитые пары, в состав которых входят углеводороды ароматического ряда и фенолы. При продолжительном их вдыхании происходят тяжелые отравления и воспаления дыхательных путей, приводящие к общему расстройству дыхания. Признаками отравления являются: головная боль, головокружение, сонливость и утомляемость.

Рабочие, обслуживающие установки по разогреву дегтя и пека, должны находиться с наветренной стороны от места выделения вредных паров. Следует систематически брать пробы воздуха в пределах рабочей зоны для определения концентрации ядовитых веществ. Содержание ядовитых веществ выше установленной нормы вызывает отравление организма.

Применение дегтевых вяжущих материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог ограничено. Запрещено устройство покрытий с применением дегтевых вяжущих на участках подъездных дорог и тротуарах, проходящих через жилые кварталы населенных пунктов, на всех дорогах, проходящих через населенные пункты, на всех тротуарах и площадях, примыкающих к зданиям общественного назначения. Без ограничения разрешено применять дегтевые вяжущие материалы на дорогах, проходящих вне населенных пунктов, для устройства оснований под покрытия автомобильных дорог.

Этилированный бензин используется исключительно как топливо. Он обладает ядовитыми свойствами и при нарушении установленных санитарных правил может вызвать острые и хронические отравления.

Тетраэтилсвинец представляет собой бесцветную маслянистую жидкость сладковато-приторного запаха, в воде нерастворим. Пары тяжелее. воздуха в 11,2 раза. На воздухе он постепенно окисляется до окиси свинца и этана. Прибавляемый в очень небольших количествах к бензину тетраэтилсвинец устраняет детонацию в двигателях внутреннего сгорания, повышая тем самым качество топлива.

Для смещения с бензином тетраэтилсвинец выпускается в виде этиловой жидкости, содержащей примерно 50-55% тетраэтилсвинца. Эта жидкость прибавляется к бензину в количестве 2-4 см3 на 1 кг. Для опознавательных целей этиловую жидкость и бензин подкрашивают.

При отравлениях тетраэтилсвинцом пострадавший обычно жалуется на головные боли, головокружение и расстройство сна. В тяжелых случаях наблюдаются нервно-психические нарушения, ослабление памяти, снижение внимания и т. п.

Обезвреживать этилированный бензин, если он попал на почву, полы, оборудование, следует немедленно. Для этого следует применять дегазаторы - дихлорамин (1,5%-ный раствор в бензине) или хлорную известь (в виде кашицы или хлорной воды), а для металлических предметов - растворители (керосин) или щелочной раствор.

Все рабочие, работающие с этилированным бензином, периодически должны подвергаться медицинскому осмотру в соответствии с инструкцией органов здравоохранения.

Бензин - жидкость с резким запахом, легко воспламеняется и испаряется при обычных температурах. Пары бензина тежелее воздуха и при температуре 16-20° С держатся в нижних слоях помещения.

Бензин проникает в организм человека в виде паров через дыхательные пути и через кожу. Он вызывает острые и хронические отравления и в первую очередь действует на центральную нервную систему. При слабых отравлениях появляются головные боли, состояние возбудимости (опьянение), в более тяжелых случаях - потеря сознания, судороги.

Меры, предупреждающие отравление бензином,- мощная местная вентиляция. Предельно допустимая концентрация паров бензина 0,3 мг/л.

Лак этиноль изготавливается из отходов производства синтетического каучука. Лак огнеопасен, при его применении необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности. Он обладает наркотическими свойствами, раздражает верхние дыхательные пути и может вызывать экземы и другие кожные заболевания.

Меры профилактики должны быть направлены на предупреждение вдыхания его паров и загрязнения им кожи.

Способы отбора и измерения объемов проб воздуха

В связи с применением в дорожном строительстве материалов, которые вредно воздействуют на организм человека, необходимо постоянно контролировать содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ.

Предельно допустимые концентрации вредных газов, паров, пыли и других аэрозолей в воздухе рабочей зоны производственных помещений не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.005-76:

Существуют три основных метода определения количества пыли в единице объема воздуха: весовой, счетный и электрический.

Весовой метод основан на принципе определения привеса фильтра после протягивания через него определенного объема исследуемого воздуха. Обычно пробу берут в зоне рабочего места на уровне органов дыхания рабочего.

Взвесив фильтр до и после отбора пыли и поделив полученную массу пыли на число литров воздуха, протянутого через фильтр за 1 мин, получают запыленность воздушной среды (мг/л), а затем запыленность относят к 1 м3 воздуха. Полученные данные сравнивают с предельно допустимыми, регламентируемыми ГОСТом.

Счетный метод применяется для определения гигиенической оценки пыли. Наряду s содержанием пыли в воздухе на рабочем месте необходимо знать размер частиц пыли и их количество в единице объема воздуха, особенно при большом проценте очень мелких частиц.

Наиболее простым способом забора проб для определения размеров пылевых частиц является осаждение пыли из свободного объема воздуха на покровном стекле. Покровное стекло (рис. 35) тщательно очищают и вкладывают в углубление специальной лопаточки, которую помещают в место отбора пробы на 1-5 мин в зависимости от степени запыленности. Размеры пылинок определяют с помощью микроскопа, снабженного препа-ратоводителем с крестообразным столиком и окулярными микрометрами - линейкой и сеткой.

Окулярная линейка (рис. 36) представляет собой стеклышко, на котором нанесена шкала с делениями. Стеклышко помещают в окуляр и с помощью шкалы-линейки определяют размеры пылинок в препарате, расположенном на предметном столике под объективом. Пылинки в количестве 400-500 шт. измеряют в нескольких полях зрения и в зависимости от размеров распределяют по группам, например, до 2, от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 10 и свыше 10 мк.

Рис. 36. Окулярные микроскопические линейка и сетка

Электрический метод основан на заряжении частиц пыли соответствующим электрическим зарядом при помощи трубки, в которой создается электрическое поле высокого напряжения. В результате на электродах выпадают пылинки, которые можно подсчитать или взвесить.

К атегория: - Охрана труда в дорожном строительстве

Добавлен на сайт:

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, и предназначена для асфальтобетонщиков при устройстве и ремонте дорожных покрытий из асфальтобетона и материалов, обрабатываемых черными вяжущими веществами, согласно профессии и квалификации.

Общие требования безопасности

5.3.1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки для выполнения асфальтобетонных работ, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.3.2. Асфальтобетонщики обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная температура поверхностей оборудования;

повышенный уровень вибрации;

движущиеся машины и их подвижные части.

5.3.3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений асфальтобетонщики обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно костюмы хлопчатобумажные, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, наколенники брезентовые на вате. При занятости на разливе вяжущего материала из распределителей: комбинезон хлопчатобумажный, ботинки или полусапоги кожаные, рукавицы комбинированные. При занятости на развеске и дозировке материалов: комбинезон хлопчатобумажный, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные.

При нахождении на территории стройплощадки асфальтобетонщики должны носить защитные каски, а при работе отбойными молотками следует использовать защитные очки.

5.3.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах, асфальтобетонщики обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.3.5. В процессе повседневной деятельности асфальтобетонщики должны:

применять в процессе работы средства малой механизации, машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;

быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.3.6. Асфальтобетонщики обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.3.7. Перед началом работы асфальтобетонщики обязаны:

а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ;

б) надеть спецодежду, спецобувь, сигнальный жилет и каску установленного образца;

в) получить задание у бригадира или руководителя работ и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

г) определить места установки дорожных знаков и ограждений.

5.3.8. После получения задания у бригадира или руководителя работ асфальтобетонщики обязаны:

а) проверить рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности, наличие ограждений и предупредительных знаков;

б) подобрать технологическую оснастку и инструмент, необходимые для выполнения работы, проверить их на соответствие требованиям безопасности.

5.3.9. Асфальтобетонщики не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправностях технологической оснастки, оборудования, средств защиты работающих и инструмента, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается их применение;

б) отсутствии ограждений места производства работ и предупредительных знаков;

в) загроможденности или недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему.

Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это асфальтобетонщики обязаны сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности во время работы

5.3.10. Во время работы асфальтобетонщики обязаны:

а) соблюдать порядок на рабочем месте, не допускать его загромождения отходами производства, материалами, различными предметами;

б) ограждать рабочее место и обозначать соответствующими дорожными знаками: запрещающими - "Въезд запрещен", "Ограничение максимальной скорости"; предупреждающими - "Дорожные работы". Включать сигнальное освещение в темное время суток;

в) включать светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны быть расположены так, чтобы исключалось слепящее действие светового потока.

5.3.11. При нахождении строительных материалов и отходов в местах выполнения работы асфальтобетонщики обязаны размещать их на обочине или обрезе дороги, прилегающих к ремонтируемой или строящейся ее части. При складировании материалов и отходов на обочине дороги перед ними на расстоянии 5 - 10 м по ходу движения транспорта должен быть установлен барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в темное время суток. Размещать материалы на обрезе дороги, проходящей по насыпи, допускается не ближе 1 м от бровки насыпи. Песок, складируемый в штабелях, должен иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для данного вида материала.

5.3.12. При применении отбойного молотка необходимо выполнять следующие требования:

а) перед началом работы проверить исправность молотка, исправность шлангов, подающих к нему сжатый воздух, а также узлов их соединения;

б) подключать шланги к воздуховодам сжатого воздуха следует только через вентили, установленные на воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Подключать или отсоединять шланги допускается только после выключения подачи воздуха;

в) работать в небьющихся защитных очках или защитном щитке.

5.3.13. При вырубке дефектных мест в дорожном покрытии необходимо следить за тем, чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие.

5.3.14. При приемке доставленной автосамосвалом асфальтобетонной смеси в бункер асфальтобетоноукладчика или на подготовленное основание асфальтобетонщики обязаны выполнять следующие требования:

а) находиться во время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя;

б) подходить к автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова;

в) очищать кузов автосамосвала от асфальтобетонной смеси следует скребком или лопатой с удлиненной рукояткой в положении стоя на земле;

г) загружать смесь в бункер асфальтобетоноукладчика, выпавшую при разгрузке автосамосвала, следует после полной разгрузки автосамосвала.

5.3.15. При укладке асфальтобетонной смеси не допускается:

а) становиться на свежеуложенное горячее дорожное покрытие;

б) прикасаться к кожуху выравнивающей плиты асфальтобетоноукладчика;

в) находиться перед движущимся катком.

5.3.16. При укладке асфальтобетонной смеси вручную следует выполнять следующие требования:

а) подносить горячую смесь совковыми лопатами допускается на расстояние не более 8 м;

б) перемещать горячую смесь на расстояние свыше 8 м следует на носилках, огражденных бортами с трех сторон, или тачками с разгрузкой опрокидыванием вперед;

в) подавать горячую смесь к месту укладки переброской не допускается.

5.3.17. При устройстве дорожного полотна из материалов, обрабатываемых черными вяжущими веществами, следует выполнять следующие требования:

а) проверять уровень уложенного дорожного покрытия, отсыпать или снимать лишний объем материалов после окончания механизированной укладки материалов на данном участке или после остановки работы машины;

б) при заливке дорожного покрытия черными вяжущими веществами не допускается нахождение посторонних лиц на расстоянии ближе 10 м от места заливки. Площадки заливки должны быть ограждены.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.3.18. Работы должны быть приостановлены:

а) при грозе, дожде, а также тумане и снегопаде, исключающих видимость в пределах фронта работ;

б) при неисправности асфальтобетоноукладчика или ручного инструмента;

в) при утечке битума из автогудронатора;

г) при опрокидывании или повреждении транспортными средствами дорожных знаков и ограждений места производства работ;

д) при дорожно-транспортном происшествии, связанном с заездом транспортных средств на место работ.

Требования безопасности по окончании работы

5.3.19. По окончании работы асфальтобетонщики обязаны:

а) отключить от сети механизированный инструмент;

б) инструмент и технологическую оснастку, применяемые во время работы, перенести в места, отведенные для их хранения;

в) навести порядок на рабочем месте;

г) сообщить бригадиру или руководителю работ о всех неполадках, возникших во время работы.

Дисциплина: Технические
Тип работы: Реферат
Тема: Эмиссия асфальта нормирование, влияние на здоровье дорожных рабочих

Омский государственный технический университет

Кафедра:”Безопасность жизнидеятельности”

Эмиссия асфальта:

нормирование, влияние на здоровье дорожных рабочих

отчет по нирс

Выполнил: студент группы БП-214

Тюрюмов К.Н.

Проверил: доцент, к.с/х.н. Миленина Е.М.

а) Введение

б) Цель работы

в) Методы исследований

г) Результаты исследований

д) Выводы

Введение

После кризиса 1998 года, Россия начала восстанавливаться, поднимая разрушенную экономику. Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери и по этому

данной проблемой стали заниматься на самом высоком уровне.

Уже имеющееся дорожная система исчерпала свой ресурс. Вследствие чего правительство РФ предпринимает меры для ее решения.

За 2005 год на улицы Омска было уложена 41 тысяча тонн асфальта . Администрация города постоянно наращивает капиталовложения в эту область, так в 2005 году

губернатор Омской области Леонид Полежаев утвердил программу «Городской двор», по которой 75 млн. руб. было направлено на ремонт внутриквартальных дорог,

межквартальных проездов, тротуаров . И темпы развития этой инфраструктуры все еще наращиваются. Уже в начале 2006 года автопарк дорожных служб повысился на 13 единиц новой техники

а, “Всего на закупку 41 нового автомобиля спецтехники было направлено свыше 77,5 миллиона рублей, в результате чего автопарк специальной техники каждого округа пополнился на 6-9

машин.” [Третья столица от 16.02.2006]

В этих условиях стоит отметить о таком вредном факторе для рабочих, непосредственно связанных с дорожными работами, как испарения горячего асфальта. При постоянном росте

количества укладываемого асфальта – уровень безопасности остается на неизменном уровне, тем самым, подвергая здоровье рабочего опасности.

Цель работы:

Проанализировать информацию о несчастных случаях и профзаболеваниях в период 2000-2005 годы, для дорожных рабочих, подвергаемых воздействию

аэрозолей асфальта.

Сравнить нормы безопасности для данного вида работы в России и других странах.

Методы исследований:

анализ отечественной литературы, открытых источников и нормативных документов; технический перевод статей из журналов и интернет-источников; социологический опрос дорожных

рабочих (экспериментальная часть).

Результаты исследований.

Исследования влияния паров асфальта проводились во многих странах в течении десятилетий. Следует отметить, что в Европе на изучение данной проблемы в 2004 году было затрачено 2

млн. евро.

На сегодняшний день известно несколько видов вредных воздействий асфальта и асфальтовых испарений на здоровье рабочих. Самыми распространенными являются ожоги. В процессе работы

с асфальтом можно получить достаточно глубокие ожоги, потому что он липуч и его не так просто удалить с кожи. Однако основную обеспокоенность с точки зрения токсикологии, вызывает

раздражение кожи и глаз парами горячего асфальта. В случае длительной работы с горячим асфальтом эти пары могут вызывать дерматит и такие прыщеподобные повреждения, как мягкая форма

кератоза. Зеленовато-желтые пары, выделяемые кипящим асфальтом, могут так же вызывать фотосенсибилизацию и меланоз.

Кроме того, датские ученые утверждают, что эмиссия асфальта повышает риск заболевания раком легких. Среди дорожных рабочих штата Миннесота был отмечен более высокий уровень

заболеваний лейкемией и рака мочеполовых путей.

Мы проанализировали данные ГУ – ОРО ФСС РФ о несчастных случаях и профзаболеваниях за 2000-2005 г. для трудящихся, основным видом деятельности которых являются дорожное

строительство. Количество официально подтвержденных профзаболеваний за 5 лет по Омску и Омской области

составил всего три случая (вибрационная болезнь). При это у дорожных рабочих сельских филиалов профзаболеваний не выявлено.

В результате несчастных случаев на производстве погибло 3 человека, пострадало 51. К сожалению, из официальных данных неизвестно точное количество людей работающих в этой сфере

и причин возникновения несчастных случаев.

Однако, такое число зафиксированных профзаболеваниях в Омской области для дорожных рабочих настораживает, особенно в связи с однозначными выводами

европейских исследований о вредности воздействия аэрозолей асфальта на здоровье человека.

Подобный оптимистический вариант связан скорее не с “безвредностью” отечественного асфальта и технологии его производства и укладки, а с некачественным, неполным обследованием

дорожным рабочих, или не желанием фиксировать случаи профзаболеваний и показывать реальную ситуацию с безопасностью труда в дорожной области.

Для изучения реальной ситуации было проведено анкетирование среди рабочих, непосредственно, работающих с горячим асфальтом. Были разработаны опросные листы, содержащие 19

вопросов, позволяющих выяснить возможность воздействия асфальтовой эмиссии на физическое и нервно-психическое самочувствие, наличие стойких функциональных нарушений, использований

средств индивидуальных защиты, а так же осведомленность о вредности асфальта и регулярности медицинских осмотров, на основании субъективных ощущений.

К сожалению, из почти 50 опрошенных заполнить анкеты согласились лишь 6 человек. В частных беседах рабочие говорили о предостережениях со стороны своих начальников относительно

любых опросах.

Почти все опрошенные работающие с горячим асфальтом на протяжении 5 и более лет жалуются на першение в горле, что явно указывает на раздражение слизистой оболочки носоглотки.

Это обстоятельство еще более усугубляет то, что почти все рабочие курят, вбирая в себя дополнительные канцерогенные вещества. Часть опрошенных рабочих заявила, что курить они начали,

перейдя на эту работу.

Половина рабочих сказали, что у них ухудшилось зрение, многие связывают этот факт именно с профессиональной деятельностью.

Исследований влияния паров асфальта на психологическое состояние не проводилось, но возможность этого воздействия очень большая. Опрошенные рабочие, которые довольно давно

работают с горячим асфальтом, указывают на переутомление и ухудшение памяти.

При работе с горячим асфальтом, большинство рабочих не использует индивидуальные средства защиты (респираторы, перчатки и т.п.), комментируя этот факт неудобством этих

устройств. Особенно это опасно для здоровья

весной и летом, когда начинается основная часть работы. Рабочих никто не контролирует. В Европе и США за применением индивидуальных средств защиты следят очень

одного открытого участка тела, на который могла бы попасть горячий асфальт. Закрывают от асфальтовых паров так же и глаза – защитными очками с боковыми вставками. На камнедробительных

предприятиях и заводов по производству асфальта используется система принудительно вентиляции воздуха.

Большинство рабочих на вопрос: ”Известно ли Вам, что испарения асфальта являются вредными и могут вызывать рак” – ответили отрицательно, что говор...

Забрать файл

О СВОДЕ ПРАВИЛ "БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
ОТРАСЛЕВЫЕ ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА"

ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИЙ

Машинистов укладчиков асфальтобетона
ТИ РО-035-2003

Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, указанных в разделе 2 настоящего документа, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и предназначена для машинистов укладчиков асфальтобетона при выполнении ими работ согласно их профессии и квалификации (далее машинистов).

Общие требования безопасности

5.35.1. Мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

5.35.2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

шум;
вибрация;
повышенное содержание в воздухе рабочей зоны пыли и вредных веществ;
движущиеся машины, механизмы и их части;
повышенная температура поверхности оборудования и материалов.

5.35.3. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные.

При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

5.35.4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.

5.35.5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:

применять в процессе работы машины по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать машину в технически исправном состоянии, не допуская работу с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена;
быть внимательными во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.

5.35.6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

5.35.7. Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявить руководителю работ удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца.

5.35.8. После получения задания машинист обязан:

а) осмотреть с руководителем фронт работ, ознакомиться с профилем, отметками и особенностями участка, на котором предстоит работать;
б) уточнить последовательность выполнения работ и меры по обеспечению безопасности при загрузке бункера асфальтобетоном, разворотах, стоянках, а также наличие ограждений и предупредительных знаков;
в) произвести ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации машины;
г) предупредить о запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении;
д) произвести запуск двигателя и проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.

5.35.9. Машинист не должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:

а) неисправности механизмов, при которой запрещается эксплуатация укладчика;
б) наличии посторонних предметов на пути движения машины, отсутствии ограждений и предупредительных знаков;
в) недостаточной освещенности рабочего места машиниста площадки;
г) отсутствии средств пожаротушения.

Обнаруженные нарушения требований безопасности следует устранить собственными силами, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

5.35.10. Перед началом работы машинист обязан убедиться в отсутствии людей в зоне движения и подать звуковой сигнал.

5.35.11. Во время работы укладчика машинист должен находиться на своем месте у механизмов управления, следить за режимом работы двигателя, показаниями контрольно-измерительных приборов и работой механизмов.

5.35.12. Одновременная работа двух укладчиков асфальтобетона допускается при расстоянии между ними не менее 10 м, а между укладчиком асфальтобетона и катком - не менее 3 м.

5.35.13. При необходимости очистки механизмов и узлов от смеси машинист обязан полностью остановить машину и выключить двигатель.

5.35.14. Прием асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика и очистку кузова самосвала от смеси должен осуществлять асфальтобетонщик.

5.35.15. Машинисту в процессе работы не разрешается:

а) передавать управление машиной лицам, не имеющим на это прав;
б) сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки машины;
в) находиться вблизи горячих боковых стенок бункера при загрузке его горячей смесью;
г) прикасаться к бункеру, когда в нем находится асфальтобетонная смесь;
д) допускать асфальтобетоноукладчиков к регулированию толщины укладываемого слоя;
е) выполнять любые работы по техническому обслуживанию и ремонту машины при работающем двигателе, за исключением регулировки двигателя.

5.35.16. Выполнять работы в охранной зоне линии электропередачи допускается при наличии письменного разрешения владельца линии электропередачи, оформления наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ.

5.35.17. При ремонте или техническом обслуживании необходимо пользоваться исправным инструментом и приспособлениями. При работе ударным инструментом машинист обязан надевать защитные очки.

5.35.18. Во время движения укладчика асфальтобетона на подъеме и спуске машинист не должен переключать передачи.

5.35.19. В случае остановки укладчика асфальтобетона на обочине дороги днем его следует оградить красными флажками, а в темное время суток и при плохой видимости - красными фонарями по габариту.

5.35.20. Перед погрузкой укладчика асфальтобетона на трейлер машинист обязан убедиться в том, что трейлер устойчив и заторможен. После погрузки укладчика его следует надежно закрепить (упорами, растяжками и т.п.).

Во время перевозки машины машинисту не разрешается находиться в кабине.

5.35.21. Во время заправки укладчика асфальтобетона горючим машинисту и лицам, находящимся вблизи, не разрешается курить и пользоваться огнем. После заправки машину необходимо вытереть от подтеков топлива и смазки, а замасленную обтирочную ветошь положить в металлический закрывающийся ящик.
Не допускается разводить огонь на расстоянии менее 50 м от места работы или стоянки машины.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.35.22. При наличии препятствий, высота которых превышает величину дорожного просвета или которые нельзя преодолеть подъемом рабочего органа, машину следует немедленно остановить и принять меры к их устранению.

5.35.23. При возникновении неисправностей механизмов машины, при которых согласно инструкции завода-изготовителя запрещается ее эксплуатация, работу необходимо приостановить, сообщить об этом руководителю работ и принять меры к устранению неполадок.

5.35.24. При пожаре работу необходимо приостановить и принять меры к тушению очага загорания. При невозможности самостоятельно ликвидировать возгорание следует вызвать пожарную охрану и сообщить бригадиру или руководителю работ.

Требования безопасности по окончании работы

5.35.25. По окончании работы машинист обязан:

а) поставить машину на стоянку;
б) поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и включить тормоз;
в) выключить двигатель;
г) сообщить руководителю работ или лицу, ответственному за содержание машины в исправном состоянии, о всех неполадках, возникших во время работы.

12.12.2015 – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда для машиниста асфальтоукладчика. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе в качестве машиниста асфальтоукладчика допускаются лица мужского пола, возраст которых соответствует установленному действующим законодательством, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, имеющие удостоверение (свидетельство) установленного образца о присвоении квалификационного разряда машиниста, прошедшие производственное обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.

Перед допуском к самостоятельной работе машинист асфальтоукладчика (далее – машинист), должен пройти стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством специально назначенного лица.

2. Периодическое медицинское освидетельствование машинист проходит в порядке, установленном Минздравом.

Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

3. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда машинист должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

4. Машинист должен знать требования, изложенные в «Правилах дорожного движения», технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации укладчика асфальта и инструкции по охране труда.

5. Иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнение работ.

Основные вредные и опасные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная загазованность воздуха рабочей зоны (фенол, оксиды азота, оксид углерода);

повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;

опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте);

повышенная запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента и оборудования;

физические и нервно-психические перегрузки.

6. Знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения.

7. Пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

Наименование

Костюм хлопчатобумажный 3Ми — 12 мес.

Рукавицы комбинированные Ми – до износа

Ботинки кожаные Мп – 12 мес.

На наружных работах зимой дополнительно

Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.

Сапоги кирзовые утепленные СлТн30 — 24 мес.

Рукавицы утепленные Тн- до износа

8. Обо всех замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, приборов и инструмента машинист должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

9. Курить разрешается только в специально оборудованных местах. Не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и маслом.

10. Привлекаться к участию в ремонте и техническом обслуживании укладчика асфальта машинист может при соответствии его квалификации характеристике выполняемых работ или наличии соответствующей смежной профессии.

11. Закрепление машиниста за укладчиком асфальта оформляется приказом руководителя организации.

12. Не допускается использовать укладчик асфальта без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на местности, уклон которой превышает предельно допустимый паспортный уклон.

13. Для продувки системы питания нужно использовать специальные приспособления (насосы).

14. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно- технических документов по охране труда машинист привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом;

15. Машинист, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения не допускается в этот день к работе.

16. Машинист обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работ

17. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы, надеть СИЗ.

18. Проверить оснащенность укладчика асфальта огнетушителем с опломбированной запорной арматурой, аптечкой первой медицинской помощи, набором инструментов и приспособлений.

19. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей укладчика асфальтобетона, в том числе:

двигателя, рулевого управления, тормозной системы;

приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;

электрооборудования, которое должно исключать возможность искрообразования и утечки тока в проводах и клеммах, особенно вблизи нагретых частей, и в местах, где возможно попадание масла и топлива;

уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, уровень масла в картере двигателя, уровень масла в гидравлической системе;

состояние ограждения вращающихся частей;

натяжение открытых передач.

Проверку производить на заторможенном укладчике асфальта.

20. Площадка управления, рычаги должны быть чистыми и сухими. Запрещается находиться кому-либо на площадке управления, кроме машиниста, и загромождать ее посторонними предметами. Над площадкой управления должен быть установлен тент для защиты машиниста от солнечных лучей и атмосферных осадков.

21. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.

22. Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой.

23. По прибытии на объект ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы.

24. Определить рабочую зону укладчика асфальта, границы опасной зоны.

25. При обнаружении неисправностей в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом положении и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

26. При запуске карбюраторного пускового двигателя не допускается брать пусковую рукоятку в обхват, весе пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки. Во избежание удара по руке рукоятка должна двигаться (под действием пружины) свободно.

27. Во время движения асфальтоукладчика запрещается сидеть или стоять на раме, выходить из машины или подниматься на нее до полной остановки.

28. При работе выглаживающей плиты с подогревом форсунку следует разжигать только факелом с рукояткой длиной не менее 1,5 м и не касаться разогретого кожуха над выглаживающей плитой.

29. Запрещается приближаться к камере во время работы форсунки. Запрещается до полной остановки двигателя очищать механизмы и узлы асфальтоукладчика от налипшей асфальтобетонной смеси.

30. При загрузке бункера горячей смесью запрещается находиться возле боковых стенок бункера.

31. При укладке асфальтобетонной смеси двумя асфальтоукладчиками расстояние между ними должно быть не менее 10 м, между асфальтоукладчиком и дорожным катком – не менее 3 м.

32. При необходимости остановить асфальтоукладчик на дороге днем его следует оградить барьерным ограждением с установкой необходимых дорожных знаков. До наступления темного времени суток во всех случаях асфальтоукладчик необходимо вывести за границы автомобильной дороги.

33. Перед началом маневрирования во время работы укладчика асфальта машинист должен убедиться в отсутствии людей в опасной зоне действия укладчика и подать звуковой сигнал. На уклонах скорость укладчика асфальтобетона должна быть минимальной.

34. Во время работы машинист должен внимательно следить за:

работой механизмов управления;

показаниями контрольно-измерительных приборов;

нормальным режимом работы двигателя;

состоянием рабочей зоны.

35. Во время работы укладчика асфальтобетона запрещается сходить с площадки управления и входить на нее до полной остановки агрегата.

36. Не разрешается оставлять укладчик асфальта без присмотра с работающим двигателем.

37. При ремонте, требующем пребывание машиниста под укладчиком асфальта, двигатель должен быть остановлен, укладчик заторможен, а также должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное передвижение укладчика асфальта.

38. Запрещается производить ремонтные работы при работающем двигателе. При обнаружении течи масла необходимо выключить двигатель, сбросить давление до нуля и только после этого устранять неисправность.

39. Запрещается наносить удары по трубопроводу и другим элементам гидрооборудования, находящимся под давлением.

40. При перерывах в работе машинист должен заглушить двигатель и надежно затормозить укладчик асфальтобетона, исключая возможность самопроизвольного движения.

41. Запрещается оставлять укладчик асфальта на проезжей части дороги или обочине без наличия предупреждающего знака аварийной остановки.

42. Перемещение, установка и работа укладчика асфальта вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

43. Подъем и спуск укладчика асфальта на местности, угол наклона которой более установленного паспортными данными завода-изготовителя, не допускается.

44. Заправка и дозаправка топливно-смазочными материалами и рабочими жидкостями производить закрытым способом.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

45. По окончании работы машинист обязан:

произвести очистку укладчика асфальта;

произвести осмотр укладчика асфальта согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации;

сообщить непосредственному руководителю работ о недостатках, выявленных при осмотре;

поставить укладчик в отведенное для хранения место стоянки, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, затормозить укладчик асфальта.

спецодежду и другие средства индивидуальной защиты поместить в отведенные для их хранения место.

выполнить гигиенические процедуры, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, по возможности принять душ.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

46. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.

47. При возникновении пожара на укладчике асфальта немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить «массу», перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью подручных средств пожаротушения.

48. При возникновении пожара в зоне стоянки укладчика асфальта или на территории организации машинист должен:

принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

принять меры к эвакуации укладчика асфальта в соответствии с разработанным планом эвакуации;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившееся топливо следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов необходимо принять меры по отключению их от источника и применять углекислотные или порошковые огнетушители.

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

при невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения вызвать пожарную охрану.

49. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию потерпевшему первой помощи, вызову на место происшествия медицинских работников здравоохранения;

сообщить о происшествии ответственному лицу за безопасное производство работ или другому должностному лицу нанимателя, обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».



Просмотров