Что ждет роспотребнадзор в году. Без сплошных проверок. Судебный порядок обжалования

Роспотребнадзор — специальный орган исполнительной власти, который занимается санитарно-эпидемиологическим контролем. Также этот орган следит за соблюдением норм относительно организации производства, производит проверку документов и так далее. Узнаем, какие бывают проверки, какие нарушения встречаются чаще всего, как выглядит проверка Роспотребнадзора и что проверяют .

Cодержание

Виды проверок

Различают следующие виды проверок:

  • плановые. Каждый год Роспотребнадзор составляет план проверок, в котором указывается дата, продолжительность и предмет проверки. Согласно закону, хозяина компании должны известить о проверке за 3 дня до ее проведения при помощи почты или личного уведомления. Такая проверка Роспотребнадзора осуществляется раз в 3 года;

  • внеплановые. Такие проверки осуществляют, когда имеет место нарушения прав потребителей, а также при поступлении в Роспотребнадзор обращений, которые сообщают о нарушениях, представляющих вред здоровью человека и экологии. О проверке хозяина компании должны известить за 1 день до ее проведения. Если в Роспотребнадзор придет анонимное обращение или обращение, в котором не указаны факты нарушения, то внеплановая проверка исключается. Также нужно помнить, что провести внеплановую проверку могут только с разрешения прокуратуры. Впрочем, у этого ограничения тоже есть свои ограничения — внеплановая проверка может быть проведена без уведомления юридического лица без согласия прокуратуры относительно объектов, представляющих историческую ценность, а также в случае возникновения экстренных ситуаций природного или техногенного характера. Также такая проверка Роспотребнадзора без согласия прокуратуры может быть осуществлена, если существует угроза безопасности страны;
  • документарные и выездные. Периодически Роспотребнадзор требует предоставить все нужные ему документы. Такая проверка Роспотребнадзора называется документарной. Если при проверке будет выявлено какое-либо нарушение, Роспотребнадзор имеет право выехать и проверить интересующие его товары, оборудование и так далее (это и есть выездная проверка).

Кого может проверить Роспотребнадзор

Роспотребнадзор обладает большим количеством прав и полномочий. Периодической проверке подвергаются практически все фирмы, компании и индивидуальные предприниматели. Чаще всего проверяют такие организации:

  • предприятия, связанные с производством продуктов питания;
  • организации, занимающиеся продажей лекарств;
  • школы и дошкольные учреждения;

Важно! Роспотребнадзор проверят не только частные фирмы, но и государственные предприятия, а также организации со смешанной формой собственности.

Роспотребнадзор проверки 2018 — что проверяют

Узнаем теперь, как выглядит проверка Роспотребнадзора и что проверяют . Во-первых, Роспотребнадзор осуществляет проверку таких документов:

  • трудовые книжки и договоры;
  • дипломы (если занимаемая должность требует наличия специализированного образования).
  • медкнижки;
  • журнал учета, фиксирующий санитарные осмотры, экспертные заключения и так далее;
  • сертификаты, лицензии, акцизы;
  • свидетельство о праве собственности либо договор об аренде;
  • некоторые другие документы, необходимость проверки которых регулируется местными властями.

Во-вторых, Роспотребнадзор может осуществлять проверку относительно организации производства и рабочего пространства:

  • контролирующий орган имеет право на осуществление контрольной закупки товаров. В случае необходимости инспектор может взять образцы товаров или сырья для лабораторной проверки (инспектор также может потребовать документы, подтверждающие покупку сырья, чтобы в случае неутешительных результатов экспертизы понять, кто виноват в нарушении — производитель или производитель сырья);
  • визуальная проверка помещений. Проверяется размер окон, дверей, наличие работающей вентиляционной системы и так далее;
  • проверяется уголок потребителя/клиента/пациента (должна присутствовать книга жалоб, документация о хозяине предприятия/торговой точки и так далее);
  • проверка цен за товары и услуги;
  • проверка работы контрольно-кассовых машин;
  • некоторые другие проверки, необходимость которых регулируется местными властями.

Как выглядит проверка?

Сперва Роспотребнадзор должен предоставить удостоверение инспектора с фотографией, а также распоряжение о проверке фирмы, в котором должны быть указаны дата и цели проверки (не забудьте посмотреть наличие печати и подписи регионального главы Роспотребнадзора). Если вышеперечисленные документы отсутствуют, то хозяин предприятия может отказаться от проверки. Роспотребнадзор проверяет документацию, организацию рабочего пространства, качество товаров и так далее. Если у инспектора появляются вопросы, он имеет право задавать их главе предприятия или его заместителю. В конце проверки составляется заключение, в котором указана следующая информация:

  • кто и когда проводил проверку;
  • дата и длительность проверки;
  • тип и задачи проверки;
  • список обнаруженных нарушений;
  • подпись инспектора и привлеченных экспертов.

В зависимости от типа и количества нарушений проверяющий может назначить штраф, приостановить работу компании до устранения нарушения либо передать заключение в суд (если нарушение очень серьезное и подпадает под какую-либо уголовную статью).

Возможные нарушения со стороны Роспотребнадзора и длительность проверки

Когда вы знаете, что из себя представляет проверка Роспотребнадзора и что проверяют , узнаем, какие нарушения может допустить инспектор:

  • в случае неплановой проверки обратите внимание на цель инспекции — работник Роспотребнадзора должен проверять наличие нарушения, а не проводить полномасштабную «ревизию»;
  • при проверке должен присутствовать хотя бы один представитель проверяемого лица. Инспекторы могут проигнорировать это требование и все же провести проверку, однако хозяин компании может обжаловать законность такой проверки (практика показывает, что в подавляющем большинстве подобных случаев суд становится на сторону хозяина фирмы);
  • проверку осуществлять должен только тот человек, который указан в документах. Если вы обнаружили, что в документе о проверке указана одна фамилия, а проверяет вас другой человек, вы можете прервать проверку, объявив ее незаконной.
  • оригиналы документов изымать запрещено, но инспекторы могут изъять их ксерокопии;

  • результаты проверки являются тайной, разглашение которой может преследоваться в судебном порядке;
  • проверка Роспотребнадзора может осуществляться совместно с другими государственными органами (налоговая служба, Госстандарт, санитарная служба и так далее). Также возможна проверка Роспотребнадзора совместно со специализированным органами милиции (например, совместно с отделом по борьбе с экономическими преступлениями);
  • длительность проверки оговаривается заранее и составляет не более 20 дней. По требованию Роспотребнадзора сроки проверки могут быть увеличены еще на 20 дней (в таком случае нужно обязательно уведомить хозяина фирмы об этом), однако делается это только в очень редких случаях. Малые фирмы проверяются не более 50 часов, а микропредприятия — не более 15 часов.

Роспотребнадзор проверки 2018 — нарушения и штрафы

В зависимости от количества и тяжести обнаруженных нарушений может быть назначено административное или уголовное наказание. Если было выявлено легкое нарушение, то инспектор может ограничиться предупреждением или остановкой предприятия до устранения нарушения.

Чаще всего встречаются такие нарушения:

  • нарушение санитарных норм. Наказание — штраф в размере 37.500-75.000 рублей либо приостанавливается работа предприятия на 3 месяца;
  • несоблюдение правил использования нежилых помещений. В таком случае назначается штраф в размере 75.000-150.000 рублей;
  • какое-либо нарушение, которое привело к распространению инфекционной болезни. Наказание — 750.000-1.500.000 рублей. Также возможно тюремное заключение;
  • несоблюдение официальных предписаний (например, когда инспектор обнаружил легкое нарушение и обязал исправить его, но хозяин предприятия ничего не предпринял). В таком случае назначается штраф в размере 10.000-20.000 рублей.

Важно! Размер штрафов определяется исходя из ставки МРОТ. Ставка зависит от региона. Например, для жителей Москвы 1 МРОТ составляет 17.300 рублей, для жителей Санкт-Петербурга — 16.000 рублей, для жителей Новосибирской области — 9.030 рублей, для жителей Свердловской области — 8.862 рубля и так далее.

Как подготовиться к проверке

К сожалению, законодательство Российской Федерации довольно громоздкое и содержит большое количество правил и нормативных документов. Если вы хозяин компании, необходимо обратиться к квалифицированным специалистам, чтобы они проконсультировали вас, собрали все необходимые документы и так далее. Также хороший предприниматель должен держать в порядке санитарные книжки и дипломы своих работников, вовремя проводить уборку и так далее.

Распространенные нарушения

Рассмотрим несколько нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются мелкие предприниматели:

  • точки общественного питания — отсутствует или не работает вентиляция, полуфабрикаты хранятся рядом с готовыми продуктами, посуда плохо моется, во время приготовления пищи используются просроченные продукты, редко проводится санитарная обработка помещений, нет персонала для уборки помещений и так далее;
  • торговые точки — антисанитария, не производится контроль температуры на складах, отсутствует маркировка и ценники на продуктах и так далее;
  • парикмахерские — отсутствуют все необходимые инструменты, отсутствует документация к ультрафиолетовым лампам, рабочие инструменты неправильно обрабатываются, отсутствует влажная ванна и так далее.

Как вести себя во время проверки

Чтобы проверка прошла успешно, соблюдайте следующие правила:

  • наймите юриста, который будет следить за корректностью выполнения осмотра;
  • оповестите работников о приходе инспекторов;
  • пусть инспектор покажет удостоверение, а также документы о проверке. Обратите внимание на цели проверки и следите, чтобы проверка не выходила за указанные в документе рамки;
  • если вы не согласны с результатами проверки, не стоит злиться и психовать. Разумным решением будет подать апелляцию.

Заключение

Многие бизнесмены опасаются проверок. Однако если вы ведете бизнес честно, не стоит бояться Роспотребнадзора. Даже если вам выписали штраф, наймите хорошего юриста и подайте апелляцию. Практика судебных решений показывает, что суды достаточно часто становятся на сторону предпринимателя и отменяют постановления Роспотребнадзора.

Реорганизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах - последние новости об этом касаются структуры и деятельности ведомства. Какие изменения предстоят в структуре, составе службы и в чем заключается оптимизация Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, расскажем в нашей статье.

Чем занимается Роспотребнадзор

Роспотребнадзор — это орган, осуществляющий контроль и надзор за благополучием человека в сфере защиты его прав, а также санитарно-эпидемиологической обстановки в целом.

Создана эта организация на основании указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314.

В своей деятельности она руководствуется постановлениями Правительства РФ:

  • «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 06.04.2004 № 154;
  • «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» от 30.06.2004 № 322.

Это учреждение выполняет большой объем функций, среди которых:

  1. Наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения, в том числе:
    • на водных объектах;
    • в жилых помещениях;
    • в общественном питании;
    • при строительстве;
    • на производстве, включая сами производственные процессы и оборудование;
    • при утилизации отходов;
    • за содержанием образовательных и лечебных учреждений;
    • за состоянием почвы и земли.
  2. Надзор за соблюдением прав потребителей.
  3. Оформление и выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Подробнее о выдаче заключения говорится в статье «Получаем санитарно-эпидемиологическое заключение» .
  4. Проведение аттестации работников, занятых на работах, связанных:
    • с пищевыми продуктами (их производством, хранением, транспортировкой и т. д.);
    • обучением детей;
    • проведением лабораторных исследований;
    • бытовым и коммунальным обслуживанием;
    • проведением проверок на наличие инфекций и различных заболеваний.

Реорганизация Роспотребнадзора —вопрос, который на сегодняшний день весьма актуален.

Новости Роспотребнадзора РФ о реорганизации и сокращении: оптимизация

Еще в марте 2016 года в своем интервью министр финансов РФ озвучил информацию о том, что в скором времени госслужащих, а значит, и предприятия, финансируемые из бюджета, ждут значительные изменения. В том числе намечается реорганизация Роспотребнадзора.

Первым и самым действенным приемом по улучшению работы этой государственной структуры является продолжение сокращения Роспотребнадзора в 2018-2019 годах.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годахвключает в себя оптимизацию численности его персонала. Планируется введение дополнительных требований к квалификации лиц, трудящихся на государственной службе.

В качестве основных требований, предъявляемых к работникам, являются:

  1. Обязательное наличие профильного образования по занимаемой специальности. Требование касается руководителей, заместителей, специалистов. Эта категория служащих будет обязана иметь уровень образования выше чем бакалавр. Для остальных работников обязательно наличие среднего специального образования.

    В случае если сотрудник имеет достаточный уровень образования, его подвергнут испытаниям на знание:

    • Конституции РФ;
    • иных законов и актов относительно гражданской службы;
    • антикоррупционных законов и актов.
  2. Наличие необходимого для занимаемой должности трудового стажа.
  3. Иные требования.

Планируется уволить лиц, не прошедших указанные проверки на соответствие занимаемой должности.

Реформа Роспотребнадзорапредполагает оптимизацию работы всего аппарата учреждения.

Реформа Роспотребнадзора в 2018-2019 годах: объединение

Реорганизация Роспотребнадзора в предыдущие годыпланировалась с целью разделения контроля и надзора, а также объединения или упразднения ведомств, которые осуществляют эти функции.

Необходимость в этом назрела в декабре 2014 года после указаний Президента РФ о снятии тотального контроля за предприятиями и бизнесом, оптимизации работы государственных предприятий, обоснованных экономическим кризисом в стране.

Изначально с целью экономии расходования бюджетных средств планировалось сокращение существующих министерств с 21 до 15, а также упразднение 11 агентств и создание новых 9 надзорных органов.

Для исполнения этого поручения предполагалось слияние следующих структур:

  1. Роспотребнадзора;
  2. Розздравнадзора;
  3. Россельхознадзора.

Результатом такого слияния должен был стать новый мощный орган, который будет контролировать безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств.

Однако в новостях о Роспотребнадзорепрозвучало, что вопрос о слиянии контрольных органов не стоит на повестке дня Правительства РФ. Об этом в частности в октябре 2017 года заявил министр Михаил Абызов. Он заявил, что слияние госорганов является только одним из инструментов оптимизации их деятельности, а не самоцелью.

Чем занимается Россельхознадзор

Россельхознадзор — это государственный орган, который осуществляет контроль и надзор в сфере ветеринарии, карантина, защиты растений, обращения с пестицидами, а также земельных отношений, по участкам сельскохозяйственного назначения.

Это ведомство было также создано на основании указа № 314.

В своей деятельности оно руководствуется постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 30.06.2004 № 327.

Перечень его полномочий довольно обширен. Среди них можно выделить основные по контролю и надзору:

  • за соблюдением ветеринарных правил, в том числе по ликвидации очагов заболеваний при массовом заражении;
  • соблюдением ветеринарных правил при производстве, хранении, заготовке, перевозке лекарственных препаратов, кормов для животных;
  • выполнением мероприятий по охране животных на территории РФ от заражения из иностранных государств;
  • предоставлением земельных участков для проведения мероприятий по разведению животных, их содержанию, а также хранению лекарственных средств и кормов для них;
  • использованием пестицидов и агрохимикатов, средств защиты растений, семеноводства при транспортировке, хранении, перевозке, вывозе и ввозе на территорию РФ;
  • использованием семян охраняемых сортов;
  • посевами и семенами сельскохозяйственных растений;
  • оформлением и выдачей ветеринарных заключений и другие функции.

Слияние Россельхознадзора и Роспотребнадзора

Объединение Роспотребнадзора и Россельхознадзора — тема, которая тоже часто поднимается в СМИ с 2015 года.

Такая необходимость возникла из-за того, что некоторые задачи этих учреждений дублируют друг друга.

Оба этих ведомства проверяют продукцию:

  1. Россельхознадзор — товары сельскохозяйственного назначения, не прошедшие обработку (термическую и другие виды). Таким образом, допускается проверка как ферм, так и магазинов, поскольку сырые фрукты и овощи есть и там, и там. То есть ведомство следит:
  • за сырьем животного происхождения без обработки, таким как мясо, яйцо, молоко, сливки и т. д.;
  • в растениеводстве — за сырыми овощами, фруктами, зерновой продукцией, бобовыми и т. д.
  1. Роспотребнадзор — товары, уже прошедшие промышленную или другую обработку, то есть продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора. Помимо этого, указанное ведомство обладает правами по контролю и наблюдению за санитарно-эпидемиологическим состоянием населения.

Обратите внимание! Неоднократно поднимался вопрос об объединении этих 2 организаций. В своем распоряжении «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» от 01.04.2016 № 559-р Правительство РФ дало им четкие указания (пп. 39, 40) о подготовке предложений по улучшению своей работы. Целью реформы является непрерывный контроль качества продовольствия от поля до стола потребителя.

Профессиональный праздник отмечают сегодня работники Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека /Роспотребнадзор/. В этот день в 1922 г. декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О санитарных органах республики» были созданы первые в России санитарно-эпидемиологические учреждения. С этого времени в стране началось создание сети специализированных санитарно-профилактических учреждений — санитарно-эпидемиологических станций.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека образована в соответствии с указом президента России от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Руководителем Роспотребнадзора является Геннадий Онищенко, который возглавляет данную службу с момента ее образования. Главный санитарный врач Онищенко является, пожалуй, одним из самых цитируемых СМИ чиновников. Его решения бурно обсуждаются именно потому, что затрагивают жизнь каждого человека.

Роспотребнадзор обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие, механизм, с помощью которого решаются насущные проблемы охраны здоровья населения. Помимо этого служба, в целях защиты прав потребителей, осуществляет государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров

Роспотребнадзор находится в ведении Минздравсоцразвития РФ. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и иными организациями. В Роспотребнадзоре образовано 89 территориальных управлений и 90 Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах России. Специалисты Федеральной службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автомобильном транспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 — речных, 39 — на пограничных железнодорожных станциях.

Помимо Территориальных управлений и Центров гигиены и эпидемиологии, в подведомственности Роспотребнадзора находится 28 научно-исследовательских институтов, 14 противочумных станций и более 100 организаций дезинфекционного профиля.

Всего в органах и организациях Роспотребнадзора работает около 110 тысяч специалистов, которых сегодня стоит поздравить с профессиональным праздником и пожелать им успехов в работе, здоровья и счастья.

В 2017 году начнется реформа контрольной и надзорной деятельности государства

Чиновников для органов, надзирающих за бизнесом, будут отбирать по конкурсу, стимулировать их материально, но на «коррупционных» должностях будет организована ротация, следует из паспорта реформы контроля и надзора. МВД и МЧС ужесточение кадровой политики в рамках реформы не коснется

Сотрудник МЧС России во время проверки магазина (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

Актуальная для бизнеса реформа контроля и надзора, недавно включенная в число приоритетных проектов государства, начнется в 2017 году с распределения всех подконтрольных объектов по категориям риска с целью отказа от практики сплошных проверок в пользу предотвращения нарушений и сокращения ущерба. Будут актуализированы обязательные требования для пяти секторов — розничной торговли, общественного питания, производства пищевых продуктов, операций с недвижимым имуществом и пассажирских перевозок. Чиновников контрольно-надзорных органов и проверяющих-инспекторов будут брать на работу по результатам конкурса, переобучать и переаттестовывать, а также материально поощрять за приятие новой философии, эффективность и добросовестность. Облик будущей системы контроля и надзора описан в паспорте приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», с которым ознакомился РБК.

Документ был утвержден 21 декабря на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. «По сути, мы должны обновить идеологию работы всей системы контроля и надзора в нашем государстве, чтобы одновременно с сокращением рисков для жизни и здоровья людей перейти к современной модели контроля, которую принято называть партнерской, сервисной. Одним из основных показателей станет не количество проверок, а развитие бизнеса», — сказал тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Курировать программу, рассчитанную до 2025 года, назначен вице-премьер Сергей Приходько. Участники программы — 12 контрольно-надзорных ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

От сплошных проверок к «умному регулированию»

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контролеров осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов, а недифференцированность объектов по риску приводит к тому, что ресурсы используются недостаточно там, где это больше всего нужно, говорится в паспорте программы. В результате в России ежегодно проводится около 2 млн проверок, издержки бизнеса, связанные с деятельностью контролеров, достигают 5% ВВП, но смертность, например, от — в 20 раз выше, чем в странах ОЭСР, говорит министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. «Следует задуматься: наверное, что-то у нас происходит не так и требует серьезной перестройки и нового отношения», — сказал он в четверг.

Программа реформы контрольной и надзорной деятельности, в частности, ставит цель снизить количество смертельных случаев по контролируемым видам рисков на 15% к 2018 году (от уровня 2015 года) и вдвое — к концу 2025 года. В два раза к концу действия программы должна быть сокращена и «административная нагрузка» на бизнес, но методика определения и расчета этого показателя будет сформирована только к середине 2017 года. При этом программа реформы не распространяется на контрольно-надзорную деятельность, «связанную с вопросами борьбы с преступностью, национальной обороны или обеспечения общественной безопасности», следует из примечания к документу. Теоретически это оставляет пространство для злоупотреблений. Впрочем, как считает вице-президент «Опоры России» Марины Блудян, в этой формулировке нет ничего страшного. «В обычную сапожную мастерскую силовикам являться незачем, зато туда может прийти Роспотребнадзор, Роструд и другие», — говорит она.

Отбор кадров строже, зарплаты — выше

Уже в 2017 году, на первом этапе реализации проекта, запланирован централизованный набор чиновников-контролеров в федеральные органы власти, которые будут участвовать в проекте, следует из его паспорта. Однако новая кадровая политика не коснется МВД и МЧС, отмечено в документе без объяснения причин. МЧС — по количеству проводимых проверок, по итогам 2015 года на это ведомство пришлось 395 тыс. из 2 млн инспекций, сообщала РБК Генпрокуратура. Для остальных ведомств контролеров предполагается выбирать на конкурсе — не меньше трех претендентов на место. Руководителей, их заместителей и начальников кадровых служб ведомств — участников проекта предполагается лишь аттестовать. Руководства МВД и МЧС это положение также не коснется, оговорились авторы проекта.

Проект предполагает появление специальных требований к квалификации и эффективности контролеров и их руководства. Недостижение установленных показателей станет поводом для «управленческих решений», сказано в документе. В то же время предложено внедрять систему материальной и нематериальной мотивации контролеров (что подразумевается под нематериальной мотивацией, в документе не поясняется). В 2018 году авторы проекта рассчитывают на принятие специальных нормативных актов о повышении зарплат чиновникам контрольных органов. В целом запланировано введение «новой системы оплаты труда, направленной на снижение текучести кадрового состава и повышение его мотивации к результативной и эффективной деятельности», сказано в паспорте проекта.

В ходе реформы контрольным органам предстоит пересмотреть (актуализировать) обязательные требования к поднадзорным организациям. При этом каждое новое обязательное требование они смогут вводить, лишь исключив два старых, сказано в проекте. Будут наконец установлены и размещены в интернете исчерпывающие перечни нормативных актов, содержащих обязательные требования по всем видам контроля. Сейчас бизнесу до конца не известны все документы, в которых содержатся требования. Контролеры ежегодно должны будут публиковать обзоры своей практики с наглядными руководствами для бизнеса о том, как для успешного прохождения проверки вести дела «можно» («нужно») и «как нельзя».

Ротация на «коррупционных» должностях

Авторы программы уделяют внимание и борьбе с коррупцией проверяющих. Для борьбы с коррупцией в контрольных ведомствах авторы проекта планируют установить четкие критерии для принятия решений проверяющими. Они планируют организовать обучение «по вопросам профилактики коррупции» среди не менее 30 тыс. проверяющих и впоследствии проводить такие курсы каждый год. Среди чиновников контрольно-надзорных органов хотят провести социологическое исследование уровня коррупции, а инспекторов заставят использовать средства для аудио- и видеозаписи во время выездных проверок. На должностях с «высоким коррупционным риском» будет организована «ротация» федеральных госслужащих, обещают авторы.

Другие меры по минимизации коррупционных рисков описаны более абстрактно — среди них, например, «регламентация организационных процессов контрольно-надзорной деятельности», «обеспечение прозрачности, понятности и выполнимости административных процедур», а также создание «четких оснований и критериев принятия решений».

Разработчики описывают и несколько технологических нововведений. Например, у компаний, подлежащих надзору, должен быть «личный кабинет», где они смогут в досудебном порядке обжаловать решения контрольно-надзорных органов, через «личные кабинеты» свою работу будут планировать и сами ведомства, участвующие в программе. В паспорте программы упоминается «облачное решение», которое призвано обеспечить автоматизацию надзорных процессов, использование интернета вещей и технологий по работе с массивами больших данных (Big Data).

Бюджет программы пока выглядит скромно — лишь по 150 млн руб. ежегодно в 2017-2019 годах, которые будут выделяться через АНО «Аналитический центр при правительстве РФ». Недостаток финансирования — один из рисков для реализации программы, говорится в документе. С одной стороны, денег на программу действительно заложено немного — в идеале она требует больших вложений в технические новации, например в «электронных инспекторов», которых можно было бы использовать, чтобы проверяющим не нужно было физически присутствовать на предприятиях. С другой стороны, государство само нарастило «огромные требования» к бизнесу, поэтому требование вложить больше денег в ослабление контроля можно счесть и «неправильным подходом», рассуждает Блудян.



Просмотров