Дактилоскопия в беларуси. Кто в Беларуси обязан пройти дактилоскопическую регистрацию? Обязательной дакторегистрации подлежат

Сотни тысяч граждан Беларуси отказываются сдать отпечатки пальцев. Правоохранительные органы пытаются принудить их к этому, причем во многих случаях такие попытки сопровождаются грубыми нарушениями действующего законодательства. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Попробуем понять и одну и другую сторону.

1. Почему люди не хотят "откатываться".

На это есть разные причин. У каждого человека свое мировоззрение, чувство собственного достоинства, свои взгляды на жизнь, справедливость. То, что для одного может казаться простым и ничего не значащим, для другого может быть как плевок в лицо. Для кого-то процедура не соответствует его религиозным взглядам. Кто-то считает неприятным, что его отпечатки будут постоянно сверяться с отпечатками преступников, найденными на местах преступлений - отпечатками воров, насильников, маньяков. Кто-то вообще сомневается в эффективности и, главное, законности использования "поголовной" базы отпечатков. У кого-то вызывает серьезные опасения надежность технических и организационных средств сбора, хранения и доступа к дактоинформации.

Причин много и они серьезные. Это не просто чье-то банальное нежелание обусловленное, скажем, ленью. Нет. Это серьезная проблема, на которую общество должно обратить внимание пока еще не поздно.

Следует отдельно отметить факт, что подделать отпечатки не составляет никакого труда. Для этого не нужны какие-то специальне технические устройства или материалы - достаточно обычного лазерного принтера и немного клея. Вдумайтесь в это! Получается, что любой, кто тем или иным способом получит доступ к дактоинформации, сможет в домашних условиях изготовить "фальшивые" отпечатки любого гражданина и потом "подкинуть" их куда угодно, включая место совершения преступления. Принимая этот факт во внимание становится не так уж сложно понять тех, кто опасается за надежность хранения дактоинформации. Кто и каким образом может гарантировать нам, простым гражданам, которых загоняют "откатывать пальцы", что наши "пальчики" будут храниться в надежном месте и что к ним будет соответствующим образом ограничен доступ? Подумайте над этим вопросом. Если вам интересно мое скромное мнение, то исходя из моего жизненного опыта, испытываю очень сильные сомнения на этот счет.

Но и это еще не все. Даже если на время "забыть" все вышесказанное и допустить, что все необходимые мероприятия и процедуры, связанные с конфиденциальностью сбора, хранения и доступа к отпечаткам строго соблюдаются. Не нужно иметь чересчур богатое воображение, чтобы придумать достаточно реальную ситуацию, в которой ваши отпечатки могут оказаться на месте того или иного преступления. Могу привести несколько примеров.

1. Предположим, вы выпили пиво, а бутылку выбросили. Потом кому-то чисто случайно эта бутылка попалась под руку и этот кто-то этой самой бутылкой проломил своему товарищу голову. Эксперты найдут на бутылке ваши отпечатки. Хорошо, если при этом обнаружатся еще и отпечатки действительно виновного. А если нет? Если он в перчатках был? Или если чисто случайно его отпечатки не сохранились или оказались смазанными?

2. Представьте, вы взяли пачку сока в магазине или ларьке. Взяли, подержали в руках и решили не покупать по какой-то причине. А следом за вами ее взял, купил и оставил на месте преступления какой-нибудь бандит.

3. Сосед попросил у вас ножик "колбаску порезать", а потом по-пьяни воткнул это ножик в своего собутыльника.

Придумывать ситуации можно бесконечно, насколько хватит фантазии. Во всех этих случаях Вам будет очень тяжело и вероятно даже невозможно доказать, что вы не совершали преступления. Отпечатки - это серьезные доказательства. И если ваш отпечаток совпал по базе, следователь уже считает вас потенциальным преступником и будет заниматься сбором материала на вас, а не поиском настоящего преступника. И даже если вам повезет и получится доказать вашу невиновность, то сколько времени, нервов, здоровья вам и вашим близким это будет стоить? Думаете, вам кто-то компенсирует все это? Сомневаюсь... Не факт, что хотя бы извинятся.

Вот реальный пример из жизни, рассказанный человеком, попавшим в подобную ситуацию: "Дактилоскопировался я давно, и с тех пор один раз меня просто дернули как далекого свидетеля, а вот в другой раз я попал по полной программе. Ограбили склад и рядом с вскрытым ящиком нашли ручку, на которой был отпечаток одного из моих пальцев. Меня пригласили в милицию, предъявили обвинение и задержали как подозреваемого. Говорят, что отпечаток мой нашли и все – сиди мол в камере - жди. Правда, позвонить по телефону разрешили. Чем я и воспользовался – напряг сильных мира сего и … Пришел уже нормальный следователь и скрупулезно начал выяснять, почему мои пальцы там оказались, но я же ничего не знаю – чувствую что плохо дело. И вот он начал прокручивать на дисплее все фотки сотрудников склада и я С БОЛЬШИМ ТРУДОМ вспомнил (профессиональная память), что работал как-то с парнишкой похожим одним. Меня выпустили под подписку и только потому, что у меня есть знакомые в сфере, так сказать. Сказали, что если бы не Иван Иванович, то обязаны были меня задержать!!! Короче, нашли того парня и допросили – удалось доказать, что он грабанул. Очень повезло мне тогда, но тот случай запомню надолго."

Для справки: за 2010й год в Беларуси было вынесено только 0,36% оправдательных приговоров от общего числа (61.054). Т.е. вероятность того, что вас признают виновным - 99,64%. Впечатляет? Для сравнения - процент оправдательных приговоров в ЕС - 20%, США - 25%, Великобритания - 29%.

Вам недостаточно приведенных аргументов? Поразмышляйте на эту тему. Вполне

вероятно, что вы найдете и другие причины остерегаться дакторегистрации.

2. А что нам говорит Закон?

Начнем сначала, то бишь с Конституции Республики Беларусь. В соответствии со статьей 58 Конституции "Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав". Статьи, обязывающей гражданина РБ проходить дакторегистрацию в Конституции нет. Какова же ситуация с законами?

Согласно статьи 7 Закона о дактилоскопической регистрации №236-3 Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат военнообязанные. Здесь следует уточнить, что именно в соответствии с этой статьей и проводится кампания по снятию отпечатков у населения.

Согласно пункту 9 Положения о порядке осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации,утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 18.11.2004 №565, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация военнообязанных проводится при наличии: направления соответствующего государственного органа на обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию по форме, устанавливаемой Министерством внутренних дел.

В настоящее время упомянутая форма направления Министерством внутренних дел не установлена.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона №236-3: "Отказ граждан от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь". Данная формулировка предусматривает, что в законодательных актах должна быть четко указана ответственность за отказ от обязательной дакторегистрации. На сегодняшний день такая ответственность не определена.

Попробуем резюмировать простым и понятным языком приведенные выдержки из законодательства:

1. Обязанность пройти дакторегистрацию военнообязанным в законодательстве не постулируется. Написано лишь, что военнообязанные "подлежат" дакторегистрации, что совсем не то же самое, что "обязаны". Например, неопознанные трупы тоже "подлежат" дакторегистрации. Значит ли это, что трупы тоже "обязаны" ее пройти по повестке из РОВД?

2. Какие-либо определенные сроки прохождения дакторегистрации в нормативно-правовых актах так же отсутствуют. Т.е. даже если предположить, что "обязанность" будет задекларирована, то без указания конкретных сроков такая обязанность может до бесконечности откладываться гражданином на "потом когда-нибудь".

3. Нормативно-правовыми актами не определена форма направления на дакторегистрацию. И это факт делает прохождение обязательной дакторегистрации физически невозможным. Да, вы можете сдать отпечатки пальцев в добровольном порядке, если аргументы из первой части данного повествования вас не убедили. Но пройти обязательную дакторегистрацию вы можете только получив направление утвержденной формы, которой на данный момент не существует в природе.

4. В законодательстве отсутствует какое-либо наказание от прохождения обязательной дакторегистрации. Т.е. даже если бы вы согласно закона были бы обязаны и была бы утверждена форма направления и сроки прохождения, то при отсутствии предусмотренного наказания вы, теоретически, можете уклоняться от исполнения данной обязанности и вас не смогут наказать по закону, т.к. наказания законом не предусмотрено.

3. У правоохранительных органов свое отношение к законодательству

А что же наши правоохраниельные органы? В соответствии со статьей 22 закона о милиции на МВД возложена обязанность проводить дакторегистрацию.

Как это обычно бывает самые большие начальники отдали по цепочке приказы "выполнить, обеспечить, собрать" тем, у кого звездочки размером и количеством поменьше. Т.е. получается "крутись как хочешь, а приказ выполни". И это при тех явных недоработках в законодательстве о которых писалось во второй части. Вот они и "крутятся" - пишут липовые, не соответствующие законодательству повестки, звонят на мобильные, домашние, рабочие телефоны. Угрожают не только тому, кого хотят принудить к "откатке", но семье, руководству по месту работы. И так далее и тому подобное. Приходят с "чемоданчиками" на работу. Приходят домой. "Вылавливают" по дороге на работу или обратно. Пытаются "откатать" чуть ли не в поъезде, чем грубо нарушают законодательство и инструкции своего же Министерства. Кричат, ругаются, угрожают. Иногда, но редко, просто просят - так и так, у нас требуют, накажут, лишат премии. Их тоже можно понять. У них - служба. У них - приказ.

Но почему при этом страдают простые граждане, которые подвергаются незаконному давлению со стороны этих сотрудников? Почему сотрудники не пишут рапорты своим вышестоящим начальникам, что так мол и так, в законодательстве дыры, не принуждайте нас нарушать закон отдавая невыполнимые приказы. Нет, они стараются "изобрасти" какие-то способы, чтобы правдами и неправдами "выбить" из вас отпечатки пальцев. Угрожают привлечь к ответственности по cтатье 23.4 КоАП РБ "Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий". В то время, как требование пройти дакторегистрацию не является законным и поэтому действие указанной статьи на это требование не распространяется.

Стоит так же отметить, каким образом процедура проводится в отношении тех, кто пришел "откататься" по "липовой" повестке или незаконному вызову потелефону. Со слов граждан зачастую процедура проводится в довольно унизительной форме, что выражается, например, в отсутствие элементарной возможности смыть краску с рук после процедуры. Получается - сначала стоишь в очередь на "откатку", а потом еще очередь к грязному умывальнику с обмылком хозяйственного мыла. Причем иногда нет даже хозяйственного, а иногда и умывальникак как такового нет (т.е. он конечно есть где-то в здании, но туда после "откатки" не пускают). Зачем-то снимаются отпечатки не только всех пальцев, но даже ладоней. Зачем? При получении визы в страны, где требуются отпечатки, снимают только 2 больших пальца и все.

4. Экономический аспект

В Беларуси примерно 2,5 млн военнообязанных. Предположим, что на каждого нужно потратить по очень скромным подсчетам хотя бы 15 минут времени на написание/отсылку повестки и последующую "откатку". Путем простых математических операций несложно подсчитать, что это 625.000 человеко-часов или примерно 3.255 человеко-дней. Умножив это число на 500, т.е. официальную среднюю зарплату по стране в долларах получаем сумму 1.627.604. Т.е. из государственного бюджета на эту во всех смыслах сомнительную кампанию ушло как минимум, полтора миллиона долларов. И это по очень"скромным" подсчетам - мы же не учитывали повторные повестки, телефонные звонки, визиты домой, на работу, написание сотрудниками соответствующих отчетов и т.д и т.п. Большая это сумма или нет - решайте сами. Мое же скромное мнение - лучше бы эти средства направили на что-то более полезное, в детские дома, например.

Многие наши соотечественники пытаются привлечь внимание общественности и государственных органов к описанным в данной статье проблемам. Например, получен ответ из Минздрава о недопустимости использования типографской краски для целей дакторегистрации. А именно такой краской предписывают пользоваться в нормативно правовых актах. Были так же отправлены запросы в Конституционный Суд, Министерство обороны, Палату представителей, Прокуратуру и другие инстанции. К сожалению, Конституционный Суд "дистанцировался" от данных вопросов, ответив, что проверять конституционность законов с подачи обращений граждан они не станут. Палата представителей ответила примерно в том же ключе. В свою очередь, Министерство обороны официально подтвердило отсутствие какого либо документа согласующего порядок проведения Дактилоскопической регистрации в отношении лиц, указанных в подпункте 1.11 пункта 1 статьи 7 Закона об обязательной государственной дактилоскопической регистрации (т.е. военнообязанных). Кроме этого граждане пишут жалобы на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов. Один из совсем свежих примеров – Сопредседатель оргкомитета по созданию общественного объединения ветеранов войны в Афганистане Александр Комаровский 16 марта направил заявление прокурору Жодино с требованием провести проверку законности действий местной милиции, которая вынуждает афганца сдать отпечатки.

6. Ты сдал отпечатки пальцев?

Если раньше гражданину сначала должны были предъявить обвинение и только после этого в отношении его проводилась экспертиза согласно УПК, то сейчас всех подряд катают в базу непонятно для чего. Может быть для того, чтобы проводить дактилоскопические экспертизы игнорируя УК, УПК? Т.е. в обход закона, избегая необходимости следовать процедурам, соблюдать права и выполнять обязанности определенные законодательством?

Раньше последовательность была такая:

1. Презумпция невиновности -> 2. Факты, позволяющие сделать человека подозреваемым -> 3.Объявление подозреваемым -> 4."Откатка" пальцев -> 5.Сверка с отпечатками, обнаруженными на месте преступления.

Теперь же получается, что следователь (или любое другое лицо, имеющее доступ к базе) сможет беспрепятственно перейти cразу к последнему пункту. Это означает, что любой гражданин заведомо, автоматически считается подозреваемым. Получается, что сейчас, возможно, пытаются легализовать чистейшее беззаконие и отменить определенные положения УПК? Мне кажется, что рассмотрение проблемы в таком ракурсе делает ее на порядок серьезнее, чем описанный выше произвол участковых и других рядовых сотрудников правоохранительных органов. Осмелюсь предположить, что вопрос, поставленный таким образом, относится к компетенции Конституционного Суда.

Думаете, вас лично это не касается? Да, многие так думают. И потом испытывают сильнейший шок, когда их объявляют виноватыми без вины. Но когда это случается, то уже слишком поздно, к сожалению. Сегодня в ряды потенциальных преступников записали всех военнообязанных. Думаю, это только первый шаг. Вторым шагом, вероятнее всего, будет поголовная "откатка" всех граждан. Так что не думайте, что вас это не коснется, если общество "не заметит" проблемы сейчас, когда еще не поздно исправить ошибку. И не важно, "откатались" вы уже или еще нет. Каждый должен еще раз подумать и принять принципиальную позицию. Если сейчас этого не сделать - потом будет уже поздно.

Лично я не хочу, чтобы государство без каких-либо на то оснований считало меня потенциальным преступником. А вы? Неужели вы этого хотите?

Вместо эпилога.

Так кому нужно нарушение конституционных прав граждан? И главное, для чего это нужно? Если год назад механизм принятия обязанности был чётким и носил характер добровольного осознанного принятия гражданином данного обязательства, то теперь это просто принуждение.

Отказ от ОДР не формирует состава преступления. Человек, отказываясь от ОДР, не наносит вреда, ущерба государству или обществу. ВООБЩЕ. За что его карать? Польза от базы данных с отпечатками всех граждан довольно сомнительная. А вот потенциальный вред очевиден любому гражданину.

Откуда берётся дискриминационный признак - военнообязанность? Каким образом дактилоскопия отностится к военнообязанности? Разве она служит укреплению обороноспособности Родины? При чём тут именно военнообязанность?

Как можно доверять сотрудникам МВД свои отпечатки пальцев, если уже в самом начале, при сборе дактоинформации они нарушают законодательство, причем зачастую грубо нарушают? На сайте МВД есть результаты социологического опроса 2009го и 2010го годов, согласно которому на вопрос "доверяете ли вы милиции" каждый десятый ответил, что "не доверяет", каждый второй, что "не доверяет в полной мере". Полностью доверяет только один из трех опрошенных.

Кому это нужно? Гражданам страны? Покажите мне хоть одного гражданина, который скажет, что ему это нужно. Получается, что кто-то принял очень серьезное решение, касающееся всех граждан государства, без учета мнения этих самых граждан? Разве это правильно?

Много вопросов. Серьезных вопросов. Хотелось бы услышать официальные компетентные ответы из государственных органов.

Ваш читатель, Кирилл Валерьевич.


Отпечатки пальцев. Когда имеют право брать.
Сегодня в Беларуси проходит всеобщая принудительная дактилоскопия населения. Насколько данное действие противозаконное, обратимся к примерам
Дело происходит в Могилёве:

Где-то осенью примерно после семи-восьми звонков участкового домой с просьбой зайти сдать отпечатки пальцев зашел и написал заявление «От добровольного дактилоскопирования отказываюсь». Пол года про меня забыли.

Вчера звонит на мобильный (родители номер сказали) представитель РОВД и предлагает подъехать зачем не объясняет. На мое предложение отправить повестку почтой отвечает «дело срочное, почтой долго лучше приезжайте». Свободного времени приехать я не нашел. Звонили и отцу «приехать поговорить» он тоже не поехал.

Сегодня звонит он же (из РОВД, фамилию забыл спросить), спросил до сколки работаю и сказал что приедет ко мне на работу (!) чтобы вручить повестку. На мое замечание «вас охрана не пустит» - ответил «меня пустят». Ничего противозаконного не совершал. Единственный вариант – отпечатки пальцев все-таки решили откатать. Договорились встретится завтра в обед около проходной (я предложил около проходной, он готов был придти на рабочее место).

Как Вы думаете это с отпечатками связано или все-таки нет?

И подскажите как выглядит повестка, какие данные должны быть в ней заполнены чтобы я был обязан по ней явится (штамп, фамилия, еще что?). Является ли повестка «явится для сдачи отпечатков» из РОВД уважительным основанием не придти на работу в указанное в повестке время?

Кто-нибудь ходил по повестке и отказывался от сдачи отпечатков? Не хотелось бы весь пятничный вечер провести беседуя с милицией. Как быстро придти по повестке, отказаться от сдачи отпечатков пальцев и уйти?

Заранее благодарен за ответы.
Наши права в данной ситуации:
1. Раз одновременно Вас и Вашего отца вызывают, то 99% что будут "раскручивать" на добровольную сдачу отпечатков пальцев.
2. Согласно УПК, нормальную повестку могут Вам вручить и через Вашего работодателя, и я бы посоветовал сотруднику милиции поступить именно так, если его не устраивает скорость работы почты.
3. Примите за правило при общении с сотрудниками милиции сразу же использовать волшебную фразу: "Будьте любезны, представтесь пожалуйста", а затем повторите услышанные данные вслух.
4. В милиции сильно не волнуйтесь и много их не слушайте. Почитайте УПК, там есть чёткий порядок проведения следственного действия. Вам должны много пояснить, особенно Ваши права, должен быть протокол. Всё остальное, это самодеятельность, на которую Вы имеете права отвечать НЕТ и НЕ ХОЧУ. Ещё, лично я бы посоветовал в милиции вести себя максимально спокойно и корректно. Будет просто замечательно, если найдутся люди, которые смогут потом под протокол подтвердить время, в которое Вы вошли в РУВД и время в которое вышли от туда.
5. Запомните на будушее, чем наглея и агрессивней ведёт себя сотрудник милиции, тем меньше шанс, что у него есть что-то на Вас и какие-то законные основания Вас удерживать.

И ещё:
В тексте Закона Республики Беларусь от 4 ноября 2003 года «О государственной дактилоскопической регистрации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 124, 2/985; 2006 г., № 9, 2/1192) с дополнениями от 21 июля 2008 г. сказано:

Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.
2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Но есть еще 7 статья, которая описывает случаи, когда отпечатки пальцев надо сдавать обязательно. Там есть подпункт 1.1 и 1.2. Используя эту статью власти и принуждают мужчин «поиграть на пианино».

Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
1.1. граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;
1.2. граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь.

При постановке меня на воинский учёт в 2006 году дактилоскопическая регистрация не проводилась (из чего я делаю вывод, что в тексте закона "призываемый" - это человек, непосредственно направляемый в принудительном порядке на воинскую службу, а не т.н. "призывник", т.е. человек призывного возраста, поставленный на учёт, однако на воинскую службу ещё не направленный); затем мне была предоставлена отсрочка в связи с поступлением в университет, студентом 4-ого курса которого я в данный момент и являюсь (вообще говоря, при зрении -6, отягощённом локальной деградацией глазного дна, я должен потом быть признан негодным к воинской службе). Недавно мне пришла повестка, предписывающая мне явиться в военкомат для проведения дактилоскопической регистрации. Обязан ли я делать это по закону, и если да, то какие правовые последствия предусмотрены в случае неявки? Или мне лучше явиться и написать отказ? (Честно говоря, ехать влом мне)
Не стоит писать, что повестку я могу выкинуть, т.к. за неё не расписывался - это я и сам понимаю. Интересует, могут ли у меня принудительно по существующему закону требовать отпечатки пальцев.
Спасибо за ответы

PS
Из текста повестки:

На основании закона Республики Беларусь "О государственной дактилоскопической регистрации", вам надлежит явиться тогда-то туда-то (в военкомат)
При себе иметь паспорт и военный билет.
Слов "Для проведения дактилоскопической регистрации" в тексте повестки нет

Мужская часть населения Мостов Гродненской области в среду массово получила повестки с требованием прийти 10 марта в местный РОВД для прохождения дактилоскопии.

«В случае неявки свидетеля без уважительной причины… свидетель может быть подвергнут принудительному приводу. Отказ или уклонение свидетеля от дачи показаний, а ровно препятствование явки свидетеля или дачи им показаний со стороны лица, от которого человек, который не явился, является материально или служебно зависимым, влечет за собой уголовную ответственность согласно статье 402 УК Республики Беларусь», - сообщается в повестке. При этом на повестке нет никаких печатей, отмечает «Еврорадио».

Нужно отметить, что в этом году депутат Мостовского районного Совета Дмитрий Кухлей по просьбе рабочих нескольких местных предприятий, на которых в то время проводилась дактилоскопия, обратился в местное РОВД с требованием объяснить, почему дактилоскопия проводится принудительно.

На это начальник Мостовского РОВД В.Алесюк ответил, что данная процедура проходит в рамках расследования уголовного дела о взрыве в Минске 4 июля 2008 года, носит добровольный характер и гражданин может от нее отказаться.

Напомним, что 5 февраля на пресс-конференции в Минске председатель Конституционного суда Петр Миклашевич сделал заявление: «Конституционный суд не усматривает нарушения конституционных прав граждан при проведении дактилоскопии».

Ранее министр МВД Владимир Наумов обратился в Совет безопасности и Совет министров с предложением внести поправки в закон о государственной дактилоскопической регистрации, которые позволят проводить дактилоскопирование всех военнообязанных.

Стоит отметить, что, не дожидаясь ответа, Наумов приступил к проведению незаконной массовой дактилоскопии мужского населения Беларуси. Инициативу Наумова поддержал генеральный прокурор Григорий Василевич.

Для начала обратимся к самомму “ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 4 ноября 2003 г. № 236-З О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ”, который приводился немного высшее. Про граждан РБ там сказано ( - полная версия):

В соответствии со ст.7 Закона РБ “О государственной дактилоскопической регистрации” обязательная дактилоскопическая регистрация установлена для граждан, проходящих государственную службу в правоохранительных органах, в Вооруженных силах страны, налоговых и таможенных органах и в других ведомствах, где граждане работают на опасных производственных объектах. Также под обязательную регистрацию подпадают граждане, признанные недееспособными по решению суда, лица, состоящие на профилактических учетах в МВД, привлекаемые за административное правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде ареста, а также лица, подлежащие депортации.

Т.е. большинство граждан не подпадает под обязательную сдачу отпечатков пальцев. Как видно из закона, бизнесмены, учителя, безработные, компьютерные специалисты, бывшие военные, химики, физики и простые граждане могут пройти дактилоскопическую регистрацию только в добровольном порядке.

Даже если речь идет о добровольной сдаче отпечатков пальцев, то закон все-равно нарушается (УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 18 ноября 2004 г. № 565 Об утверждении Положения о порядке осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации ):

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18-летнего возраста, проводится органами внутренних дел по месту их жительства или пребывания на основании письменного заявления и при наличии документа, удостоверяющего личность дактилоскопируемого лица.

Т.е. сам факт сдачи вами отпечатков пальцев есть нарушение закона, т.к. процедура выполняется неправильно.
Будьте осторожны! Не попадитесь на провокационные уловки! Знание своего Закона не является, чем-то негативным явлением и только его знание может вас уберечь от чиновничьего произвола

Принят Палатой представителей 2 октября 2003 года
Одобрен Советом Республики 17 октября 2003 года


Настоящий Закон определяет правовые основы проведения государственной дактилоскопической регистрации в Республике Беларусь и устанавливает основные требования к получению, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации.


Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины:

дактилоскопирование - получение отпечатков кожных узоров, образуемых папиллярными линиями ногтевых фаланг и ладонных поверхностей рук, на материальных носителях;

государственная дактилоскопическая регистрация - деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Законе уполномоченными государственными органами по дактилоскопированию, учету, использованию, хранению и уничтожению дактилоскопической информации;

дактилоскопическая информация - сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с настоящим Законом;

материальные носители - дактилоскопические карты, магнитные и иные носители информации, на которые перенесены сведения с дактилоскопической карты;

дактилоскопическая карта - бланк установленного образца с изображением особенностей строения папиллярных узоров рук человека.


Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации

Государственная дактилоскопическая регистрация проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства в случаях, предусмотренных настоящим Законом.


Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации

Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.


Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации

1. Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Республики Беларусь, в соответствии с принципами законности, гуманизма и конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.

2. Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь, достоинство и деловую репутацию.


Статья 5. Виды государственной дактилоскопической регистрации

В соответствии с настоящим Законом проводится добровольная и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.


Статья 6. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию.

2. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.


Статья 7. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация

1. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

1.1. граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

1.2. граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

1.3. граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

органах внутренних дел;

профессиональных аварийно-спасательных службах;

налоговых органах;

таможенных органах;

Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

органах прокуратуры;

Следственном комитете Республики Беларусь;

1.4. члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

1.5. лица, работающие на опасных производственных объектах;

1.6. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

1.7. граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

1.8. лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел, лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

1.9. иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Республики Беларусь;

1.10. иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в Республике Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, либо иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся за получением разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, за исключением несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также иностранных граждан и лиц без гражданства старше 60 лет;

1.11. военнообязанные.

2. Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат неопознанные трупы.

3. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

4. Отказ граждан, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, от обязательной дактилоскопической регистрации влечет наступление правовых последствий, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.


Статья 8. Доступ граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства к дактилоскопической информации

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на ознакомление с дактилоскопической информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 9. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится органами внутренних дел по письменному заявлению граждан по месту их жительства или пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.


Статья 10. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации

1. Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проводят в отношении:

1.1. лиц, указанных в подпунктах 1.1 - 1.6, 1.8 - 1.11 пункта 1, пункте 2 статьи 7 настоящего Закона, за исключением граждан Республики Беларусь, указанных в подпункте 1.2 настоящего пункта, - органы внутренних дел;

1.2. граждан Республики Беларусь, проходящих военную службу в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, - соответственно Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, а военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, - Комитет государственной безопасности Республики Беларусь;

1.3. лиц, указанных в подпункте 1.7 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - органы и учреждения, исполняющие наказание и иные меры уголовной ответственности, органы внутренних дел по поручению органов уголовного преследования.

2. Материальный носитель, содержащий дактилоскопическую информацию, полученную органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, направляется в органы внутренних дел.


Статья 11. Сведения, содержащиеся на материальном носителе

На материальном носителе содержатся следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или пребывания лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию;

наименование государственного органа, осуществившего государственную дактилоскопическую регистрацию;

основание и дата проведения государственной дактилоскопической регистрации;

подпись лица, прошедшего государственную дактилоскопическую регистрацию, за исключением несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и лица, признанного недееспособным по решению суда. При отказе лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, от подписания дактилоскопической карты в ней делается об этом запись;

подписи родителей, усыновителей, опекунов или попечителей дактилоскопируемых несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, подписи опекунов лиц, признанных недееспособными по решению суда;

подпись должностного лица, получившего дактилоскопическую информацию.


Статья 12. Основные требования к использованию, хранению дактилоскопической информации

1. Использование и хранение дактилоскопической информации, содержащейся на материальных носителях, осуществляют органы внутренних дел, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. Условия хранения дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.

2. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

2.1. розыска пропавших без вести граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2.2. установления по неопознанному трупу личности человека;

2.3. установления личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных на момент установления их личности сообщить необходимые данные о себе доступными для понимания способами;

2.4. подтверждения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.5. профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений.


Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации

1. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах:

1.1. указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.11 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, за исключением лиц, указанных в пунктах 2 и 2-1 настоящей статьи, - в течение срока их работы (службы), состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет;

1.2. указанных в подпунктах 1.6 - 1.10 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 15 настоящего Закона;

1.3. прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона.

2. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о лицах, проходящих военную службу соответственно в органах государственной безопасности Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическом центре при Президенте Республики Беларусь, в течение срока ее прохождения этими лицами.

2-1. Комитет государственной безопасности Республики Беларусь хранит материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о военнообязанных, состоящих в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, в течение срока состояния их в запасе органов государственной безопасности Республики Беларусь, а в случае их письменного согласия - до установления факта их смерти или до достижения ими возраста 80 лет.

3. Органы внутренних дел хранят материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах, до установления личности человека, но не более 15 лет.


Статья 14. Право на получение и использование дактилоскопической информации

1. Право на получение и использование дактилоскопической информации имеют органы уголовного преследования, суды, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел.

2. Право на получение и использование дактилоскопической информации может быть предоставлено правоохранительным органам иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.


Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации

1. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение.

2. Основанием для уничтожения дактилоскопической информации на граждан, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, является их письменное заявление либо заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, которое подается в орган внутренних дел по месту жительства. Об уничтожении указанной дактилоскопической информации орган внутренних дел уведомляет заявителя в срок не позднее 30 суток со дня подачи заявления.

3. Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 7 настоящего Закона, уничтожается государственными органами, осуществляющими ее хранение, по письменному заявлению этих лиц в случае признания их судом дееспособными.

4. Дактилоскопическая информация о лицах, подозревавшихся (обвинявшихся) в совершении преступления и оправданных, уничтожается не позднее одного года после прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора суда.

5. Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков ее хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона.


Статья 16. Порядок обжалования действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц

Действия (бездействие) государственных органов, осуществляющих государственную дактилоскопическую регистрацию, и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


Статья 17. Ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации

Должностные лица государственных органов, осуществляющих получение, использование, хранение и уничтожение дактилоскопической информации, несут ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Статья 18. Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации

Финансирование мероприятий в сфере государственной дактилоскопической регистрации осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Глава 3 КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

Статья 19. Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации

Контроль за проведением государственной дактилоскопической регистрации осуществляют руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, Службы безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.


Статья 20. Надзор за государственной дактилоскопической регистрацией

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о государственной дактилоскопической регистрации осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Глава 4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением статьи 22, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.


Статья 22. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона:

обеспечить приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

2.Образец направления

Среди различных следов, оставляемых преступниками на месте преступления, наибольшее криминалистическое значение имеют следы рук, и прежде всего следы папиллярных узоров пальцев.


Во-первых, эти следы чаще, чем другие, возникают на местах происшествий, так как в процессе подготовки к преступлению и при его совершении человек вынужден прикасаться руками к каким-либо предметам, а окружающая его обстановка обычно благоприятна для образования следов рук.

Во-вторых, на пальцах и ладонях рук, а тем самым и в их следах содержится большое количество хорошо выраженных и устойчивых особенностей внешнего строения, облегчающих идентификацию. При этом по следам рук устанавливается непосредственно человек, оставивший их, что значительно упрощает выяснения связи его с расследуемым событием.

В-третьих, следы рук позволяют в ряде случаев установить некоторые физические особенности лица, имеющие значение для его розыска.

При наличии следов конечных фаланг пальцев розыск преступника значительно облегчается в связи с существованием в органах внутренних дел дактилоскопических учетов (уголовной регистрации). Строение рельефа кожи на ладонной стороне кисти руки. В образовании следов рук обычно участвует ладонная сторона кисти, и прежде всего конечных (ногтевых) фаланг пальцев, то есть как раз та ее часть, на которой кожа имеет наиболее сложное и разнообразное внешнее строение. Кожа на тыльной стороне кисти, а равно и на других частях тела человека также имеет неровности в виде мелких складок, образующих сложное, разнообразное и индивидуальное строение. Поэтому следы этих частей тоже могут быть использованы для идентификации, но в практике они встречаются очень редко. Кожа ладонной поверхности содержит четыре достаточно выраженные группы рельефных образований, отображающихся в следах:

  • флексорные (сгибательные) линии, представляющие собой крупные складки кожи в местах сгиба ладони и между фалангами пальцев;
  • мелкие складки кожи (морщины), не имеющие строго определенного положения и не отличающиеся устойчивостью; они могут появляться, видоизменяться и исчезать вследствие многих причин внутреннего и внешнего порядка;
  • папиллярные линии — линейные возвышения, разделенные бороздками, покрывающие всю ладонную поверхность кисти;
  • поры — небольшие (до 0,25 мм в диаметре) воронкообразные углубления, расположенные на папиллярных линиях и представляющие собой наружную часть протоков потовых желез.

Из всех элементов рельефа кожи на ладонной поверхности наиболее ценными в криминалистическом отношении являются папиллярные линии. Располагаясь в виде потоков, они образуют узоры различной формы и степени сложности. Детальные исследования, проведенные биологами и криминалистами, позволили установить, что папиллярные линии и образуемые ими узоры обладают такими важными для идентификации свойствами, как ярко выраженная индивидуальность и высокая степень устойчивости. Отрасль криминалистики, занимающаяся изучением строения и основных свойств папиллярных узоров пальцев с целью использования их отпечатков и следов для идентификации личности преступников и раскрытия преступлений, называется дактилоскопией (от греч. daktylos — палец и skopeo — смотрю, что в буквальном переводе означает пальцерассмотрение).

Правовые основы дактилоскопической регистрации определены Законом Республики Беларусь «О государственной дактилоскопической регистрации» от 4 ноября 2003 года.

Она проводится в целях установления или подтверждения личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства. Законом предусмотрены два вида государственной дактилоскопической регистрации: обязательная и добровольная .

Обязательной дакторегистрации подлежат:

1. Граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

2. Граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

3. Граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в:

  • органах внутренних дел;
  • профессиональных аварийно-спасательных службах;
  • налоговых органах;
  • таможенных органах;
  • Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;
  • органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • органах прокуратуры;

4. Члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

5. Лица, работающие на опасных производственных объектах;

6. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

7. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

8. Лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел; лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

9. Иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации за пределы территории Республики Беларусь;

10. Иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами, о предоставлении убежища на территории Республики Беларусь, а также обратившиеся с ходатайством о выдаче им разрешения на постоянное жительство.

11. Неопознанные трупы.

Лицам, указанным в п.п.1-5 для прохождения дакторегистрации по месту работы (службы) выдается направление, с которым им необходимо обращаться в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел по месту жительства или временного пребывания.

Добровольная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства по их письменному заявлению органами внутренних дел по месту их жительства или временного пребывания. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация несовершеннолетних проводится по письменному заявлению и в присутствии родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, также и с их письменного согласия.

Для прохождение добровольной дактилоскопической регистрации необходимо обращаться в дежурную часть управления внутренних дел района проживания. При себе иметь документ, удостоверяющий личность.

В день прохождения дакторегистрации гражданам выдается справка установленного образца, которая помещается в личное дело либо остается на руках (при добровольном обращении). По окончании работы (службы), а добровольно дактилоскопированные граждане — в любое время имеют право на уничтожение дактилоскопической информации в отношении себя, о чем письменно уведомляют сотрудника отдела кадров службы в специальном разделе справки.



Просмотров