День работников следственных органов мвд рф. День следователя: когда отмечается в России

Немного истории

Официально в нашей стране этот праздник введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года, хотя история становления следственного аппарата началась гораздо раньше.

В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства. В нем была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В 1922 году состоялась первая реформа органов предварительного расследования: весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстции, была расширена компетенция органов дознания.

В 1928 году следственный аппарат перешел в ведение прокуратуры, а через год было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий.

В 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

В 1958 году были приняты Основы уголовного судопроизводства, которые наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был ликвидирован, а следователи прокуратуры из-за большой нагрузки оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

19 декабря 1963 года был издан Закон СССР от N 2001-VI «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР „О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка“. Таким образом Указ приобрел статус Закона и следственные органы в системе МВД были окончательно узаконены.

Правовой казус

Но тут возникает вопрос: а действительно ли следственные подразделения в системе МВД РФ до сих пор существуют на законных основаниях?

Давайте попробуем разобраться вместе.

Итак, как было сказано выше, право осуществлять предварительное следствие сотрудникам органов внутрених дел было предоставлено Указом от 6 апреля 1963 г. Во исполнение данного Указа в системе МВД было создано следственное управление, введены штатные должности следователей и т.д.

Но, 18 декабря 2001 года В.В.Путин подписал Федеральный закон № 177 «О введении в действие УПК РФ». Так вот, п.4 ст.3 этого ФЗ признает не действующим на территории Российской Федерации с 1 июля 2002 года Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года N 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» и Закона СССР от 19 декабря 1963 года N 2001-VI «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР „О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка“.

Таким образом, с 1 июля 2002 года следственные подразделения системы МВД РФ утратили легитимность своего существования и право расследовать дела!

Вот такой вот казус.

Поздравляю всех своих бывших коллег - следователей органов внутренних дел с профессиональным праздником!

6 апреля в России с 1963 года празднуют День работника следственных органов. Начиная с этого года, по указу правительства в СССР право ведения предварительного следствия передавалось Министерству охраны общественного порядка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История же становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать любое преступление. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.

1963-1965 гг. - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 гг. - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 гг. - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 гг. - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Сегодня следственный аппарат МВД - крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений, по которым производство следствия обязательно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер.

Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы. История же становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования. Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований. Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания.

Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры.

А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР. Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР.

Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития. 1963-1965 гг. - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории. 1965-1978 гг. - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль). 1978-1986 гг. - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях. 1987-1988 гг. - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений. Сегодня следственный аппарат МВД - крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений, по которым производство следствия обязательно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.

1963-1965 годы - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 годы - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 годы - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 годы - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Совершенные преступления необходимо незамедлительно раскрывать. Для этого требуется проводить следственные мероприятия. Они должны всесторонне определять тяжесть, степень вины, мотивы правонарушения. В государстве существуют службы, на которых возложены подобные обязанности. Для чествования сотрудников таких ведомств в России создан профессиональный праздник.

Когда проходит

День работников следственных органов МВД РФ отмечается ежегодно 6 апреля. Он не является выходным и не носит официального статуса. В 2019 году дату справляют 57-й раз.

Кто отмечает

В чествованиях принимают участие работники органов предварительного следствия. К торжествам присоединяются их родственники, друзья, знакомые, близкие люди. Праздник считают своим ветераны, студенты и преподаватели профильных специальностей ВУЗов.

История праздника

Событие берет начало 6 апреля 1963 года. В этот день Президиум Верховного Совета СССР издал указ, согласно которому право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка Советского Союза (переименованного позже в МВД). Нормативный правовой акт стал началом деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Его кадры формировались на основе органов дознания и прокуратуры. После распада СССР и возникновения Российской Федерации праздник продолжили отмечать. Он пока не имеет официального статуса и не закреплен в перечне памятных дат РФ.

О профессии

Сотрудники ведут деятельность по раскрытию преступлений. Они проводят досудебное следствие, собирая материалы для государственного обвинения, вынесения приговора подозреваемым, ведут выяснение обстоятельств, мотивов, последствий правонарушений. Профессия требует знаний норм законодательства. Работа связана с высоким риском для жизни и здоровья. Служащие подвергаются частым стрессам.

Следственные подразделения в Российской Федерации имеются у четырех ведомств. В их числе - прокуратура, Министерство внутренних дел, Федеральные службы безопасности и контроля за оборотом наркотиков.

В МВД существует Следственный департамент. Он выполняет функции главного подразделения, координирующего проведение дел, связанных с нарушением закона.

Следственные органы МВД контролируют выяснение обстоятельств и виновников дорожно-транспортных происшествий.



Просмотров