Глеб доман раннее развитие. Методика воспитания детей глена домана

Рассмотрим методику раннего развития и воспитания ребенка - методику Глена Домана

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. (Г. Доман)

Пространство неограниченных возможностей

Многие годы педагоги разных стран успешно используют уникальную методику американского педиатра Глена Домана, связанную с ранним развитием ребенка. Результаты экспериментов поразительны: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, прекрасно чувствуют себя в воде.

Тексты песен: Все упражнения сопровождаются словами, прописанными терапевтом. Мы стараемся выбирать слова с аллитерацией фонем, в частности фонем, которые пациент еще не передает правильно, и мы по-прежнему пытаемся выбрать фразы, которые обеспечивают хорошие сообщения, увеличивают словарный запас и рассуждают рассуждения. чтобы вызвать ритм для тех, кто этого не делает, и, кроме того, мышцы лучше реагируют на ритмические движения.

Кто может применить этот метод?

Эти слова - хорошие стимуляторы, все пациенты любят их, независимо от их возраста. Как логопед, мы применяем этот метод к людям, у которых есть проблемы речи и / или языка. В целом, люди, которые ищут это лечение, имеют эти расстройства. Они могут присутствовать не только у носителей определенного типа инвалидности, но и у людей нормального развития.

Глен Доман предложил свою методику родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. Более того, знаменитый нейрофизиолог считал, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Этому посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг самого Домана.

Проблемы речи и языка для Храма Фэй - это не разные проблемы, но разные степени одной и той же проблемы, то есть проблемы имеют общее происхождение, что является определенным расстройство развития или организации центральной нервной системы. Если причина одна и та же, лечение должно быть одинаковым, изменяясь в зависимости от тяжести расстройства. Это то, что мы делаем в нашей терапии.

Как видно, метод состоит из очень простых упражнений, которые принадлежат человеческой природе. Это не движения, созданные искусственно или воображаемые. Они настолько просты, что могут заставить людей сомневаться в их эффективности. Природа проста, ее законы здесь, доступны тем, у кого есть способность распознавать, понимать и систематизировать их, а затем чтобы обнаружить элементарные законы вселенной - единственный путь - это интуиция. Механизм открытия не является ни логическим, ни интеллектуальным, это внезапное озарение почти экстаза.

Возникла эта методика более полувека назад, когда молодой американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.

Ясно, что тогда анализы и опыт разведки подтверждают интуицию. Рудольф Штайнер и Храм Фэй имели эту привилегию, имея интуицию и разум, чтобы подтвердить эту интуицию через опыт. И у меня была прекрасная возможность узнать и извлечь выгоду из их работы.

Где она преподает и преподает, а также организует курсы и лекции. Делала ли она какие-либо личные публикации? Где мы можем получить информацию во Франции об этом методе? Беатрис Падован - бразилец. Она была профессором Школы Рудольфа Штайнера в Сан-Паулу. Именно в этот период обучения она встречала детей с трудностями любого рода: трудности в обучении, запоминании, письме, понимании Беатрис часто посвящала время этим детям за пределами школьного времени, изобретая истории, воображая другие способы объяснения.

Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.

Несмотря на то, что она назвала «лучшей педагогикой в ​​мире», несмотря на всю личную педагогическую гениальность, которую она могла бы реализовать, несмотря на всю любовь детей, от которых она была способна, трудности сохранялись. предел между педагогикой и терапией. Поэтому она покинула школу, чтобы заниматься лечением на языке речи. Беатрис осознала тот факт, что в традиционной речевой языковой патологии она переучивала языковые трудности посредством языковых упражнений. Если это улучшает определенные отклонения, многие другие сохраняются, как будто только симптом лечился без достижения причины.

По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

Далее была разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, еще недавно отстававшие в физическом развитии, обгоняли своих сверстников, выполняли сложные гимнастические упражнения, демонстрировали творческие способности и относительно высокий уровень интеллекта.

Именно там она познакомилась с работой американского нейрохирурга, Храма Фэй, который заметил, что все дети в мире следовали тем же шагам, имели те же «боссы» для этого ученичества. внутренние препятствия для ребенка помешали некоторым детям пройти эти этапы. Храм Фэй проиндексировал эту последовательность основных моделей, связав их с понятием «неврологическое созревание».

Действительно, последние десять лет научных исследований показали, что наша нервная система не завершена при рождении, поскольку клетки там, завершение их сети связи тесно связано с сенсорными и эмоциональными стимулами, которые позволят или нет, создание связей между ними. Штайнер сказал педагогам в начале века. Каждый детский сад знает, между прочим, что органы чувств неполны у самого маленького ребенка и что он согласно тому, что ухо воспринимает, что оно завершает себя, согласно этому что глаз видит, что он созрел.

Систему, разработанную для больных, Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

Цветки, запахи, прикосновение, все эти сенсорные переживания предлагаются с таким глубоким уважением к развитию ребенка. Храм Фэй проливает свет на неврологическое созревание, связанное с развитием движения у маленького ребенка. Беатрис Падован, из научных наблюдений Искушения Фей, добавил своего гения в качестве учителя. В один сеанс она предложила повторение этих основных движений. Она привнесла ритм, терапевтическое превосходство, сопровождающее каждое движение стихами, рифмами или песнями.

К этому повторению движений всего тела она добавила, что было ее собственным исследованием от созревания функций рта: говорить, мы используем ту же самую нейро-мускулатуру, что и есть и дышать. Таким образом, ступень речи будет улучшена также путем повторения первых движений рта: сосания, жевания, глотания, а также дыхания, которое касается гораздо более обширных областей, чем рот. Эти функции также относятся к схемам ниже уровня сознания и будут сопровождаться стихами и ритмами.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста.

Вся эта реорганизация завершается повторением развития руки и глаза. Через стихи и рифмы также стимулируется чувство слуха. Если терапевт связывается со смыслом слова, глагола, позволяя всем своим телесным инструментам звучать через свой Голос, также может быть приведена сонографическая онтогенетическая рекапитуляция.

Одним из неожиданностей, с которыми столкнулся Беатрис Падован и практиков его метода, было понимание того, что с этой работой улучшился не только язык, но и другие неожиданные элементы. Родители замечают: Он не мочится в постели, он менее агрессивен, теперь он приглашает друзей, он более присутствует в том, что его окружает; он пишет лучше; он более гей; он лучше организован в своей работе, он более легко ориентируется на то, чтобы отправиться в город и т.д.

Чем хороша методика Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. Кстати, в мире уже немало нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

Все эти приспособления к повседневной жизни часто не хватало, но они не упоминались, потому что они были менее заметны, чем инверсия письма или отсутствие произношения. Все они связаны с процессом неврологического созревания. Они становятся эффективными, как только нервная система получает адекватную стимуляцию.

Предлагая пересказывание движений начала жизни, мы стимулируем нервную систему до выявленной трудности. В результате мы с большей вероятностью «развернем» область, где ступень созревания была ранена или нестимулирована, что привело к общему улучшению всего существа.

Работы Домана стали источником вдохновения для многих педагогов-новаторов. В частности, многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога — француженки Сесиль Лупан. Тем более что система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.

За дополнительной информацией обращайтесь к нам. Синхронитик34 Путь правосудия мира. Цели метода Падована. Нейро-функциональная реорганизация работает над предпосылками эволюции личности. Он обеспечивает справедливую структуру и структуру тела на этапах развития, что облегчает лучшую привязанность ко всем приобретениям и повседневной жизни.

Улучшение созревания нервной системы при нарушениях развития сенсорно-моторных, психоаффективных, поведенческих и обучающих трудностей. Стимуляции новых нейронных путей и ассоциативных областей в случае случайных поражений центральной нервной системы. Это прямое применение нейропластики.

Правое полушарие и минусы обучения

Система Глена Домана имеет непосредственное отношение к теме, которая в настоящее время широко обсуждается педагогами всего мира. Дело в том, что у большинства людей лучше развито левое полушарие мозга (язык, логическое мышление), кроме того, само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственно правое полушарие). При таком подходе левое полушарие развивается активно, а правое в известной степени атрофируется из-за неэффективного использования.

Штайнер, о работе в неврологии Храма Фэй и о текущих научных исследованиях. Во Франции обучение организовано. Некоторые типы нейронов продолжают расти на протяжении всей жизни у всех изученных видов млекопитающих, включая людей. Существование этого нейрогенеза могло бы изменить теории мозгового функционирования.

Обсуждение преимуществ или недостатков генетических методов в начальных школах привело нас к идее использования этого метода для ускорения начала чтения в практических начальных школах несколько раз. Попробуйте другой метод чтения, чтобы помочь детям, у которых есть проблемы с общим методом. Если мы рассмотрим тематические планы с классической инструкцией по чтению аналитически-синтетическим методом, мы обнаружим, что последняя буква - это ученики, знающие в конце третьего года. Четыре формы каждой буквы изучаются одновременно и время, когда ученики начинают читать свободно и с пониманием, задерживаются.

Проще говоря, левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается.

В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления.

С генетическим методом чтение в предложениях с символами почти мгновенно, и все большие буквы алфавита научатся читать и писать к концу первого года. Дальнейшие чтения основаны на синтезе звука слуха. Ученики изучают только большие печатные письма. Считывающее слово произносится громко, а затем сливается в одно слово. Он начинает практиковать анализ слуха и синтез коротких слов, и постепенно количество звуков увеличивается. Ученики также учат большие печатные письма.

Когда они читают все большие печатные письма, они читают небольшие печатающие головки. Многие маленькие буквы очень похожи на большой, поэтому умение читать быстро. Джармила Вагнерова и ее письменные учебники и книги. В этих материалах достаточно места для рисования каждой буквы, чтобы практиковать ее достаточно в словах и текстах.

Доман считает, что идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести лет невозможна прежняя скоростная система запоминания, но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.

Вначале акцент был сделан на интерактивную работу учеников с доской, оригинальные идеи, мнемонические инструменты для запоминания писем и дидактических заметок для учителей. В конце первого года мы также можем оценить плюсы и минусы этого метода. Среди бесспорных преимуществ - скорость чтения, предложения и простые тексты. Дети очень скоро могут прочитать надписи вокруг них в повседневной жизни, что является мощной мотивацией для дальнейшего обучения.

Кроме того, мы должны подчеркнуть, что ученики способны лучше воспринимать содержание предложений, и с самого начала они могут читать понимание. Когда ученики учатся читать и писать слоги, используя аналитико-синтетический метод чтения, я, мои ученики, уже готовят свои учения в процессе обучения по методу генетического чтения. Дети понимают прочитанный текст и понимают его как новый способ общения. Свидетельством является спонтанное письмо писем учителю, которое началось уже в конце первого тайма.

Вот почему, как считают некоторые сторонники Домана, большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях.

Другим преимуществом является немедленное письмо больших печатных писем, которое понимается только как облегчающий элемент процесса чтения, но также является средством выражения ученика и осуществления его тонких моторных навыков. Ученики начинают писать на второй год, поэтому в течение первого года у них есть время посвятить себя упражнениям на расслабление, грамматическим движением и приобретению надлежащих гигиенических навыков письма, что является еще одним большим преимуществом генетического метода в начальной школе.

В контексте межсубъектных отношений мы ценим практическое использование письменности и чтения в классе по генетическому методу. Со второй половины мы сначала пишем имена овощей, фруктов, имена животных и т.д. в математике мы читаем простую лексику. Наконец, хорошие новости для учителей, начинающиеся с генетического метода. Этот метод дидактически очень прост. Первоначально важно регулярно тренировать слуховой и голосовой синтез и каждую неделю преподавать новое письмо.

Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое — логическое.

Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора — только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны.

Такова методика Глена Домана. С момента своего появления она вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, которая не утихает до сих пор. Если суммировать скептические взгляды и мнения оппонентов американского врача, то они сведутся к следующему.

Во-первых, сама система требует от родителей, в первую очередь от матери, полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, отвлекаться на посторонние вопросы не рекомендуется. Как таковые отсутствуют диалог и совместное творчество.

Оппоненты Глена Домана считают, что обученный таким образом ребенок вырастет пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет подавляться в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, т. е. картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление — умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, получать необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана почти не остается времени.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но мальчик и девочка отличаются от компьютера тем, что им необходимо не только получить определенный объем информации. Прежде всего им нужно сделать то, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мире, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками; проводить же такие занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно не нужны обычные игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок, мы превратим его в холодноватого всезнайку.

Оппоненты утверждают: детские игры — это не пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает фантазию.

Голые факты, сухие знания не научат малыша главному — адаптироваться к окружающей действительности.

К счастью, у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения и они обычно столь активно протестуют против той или иной формы занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для собственных детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Надо лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Заповеди Глена Домана

♦ Начинайте как можно раньше.

♦ Учите с удовольствием.

♦ Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

♦ Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

♦ Создайте подходящую для обучения обстановку.

♦ Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

♦ Почаще вводите новый материал.

♦ Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

♦ Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Видимо, вы что-то делаете неправильно.

Большинство современных родителей считают, что с самых первых дней жизни ребенка необходимо всесторонне развивать. Сегодня существует множество педагогических систем, разработанных как иностранными, так и отечественными специалистами, направленных на раннее развитие ребенка.

В этой статье мы расскажем об одной из них, популярной уже несколько десятилетий, автором которой является врач-нейрохирург из США Глен Доман. Методика этого автора, способствующая более раннему развитию детей, сегодня широко применяется во всем мире. По ней занимаются как со здоровыми детьми, так и с теми, какие-либо проблемы развития.

Кто такой Доман?

Прежде чем начнем рассматривать методику, скажем несколько слов о ее авторе - Глене Домане. В 1940 году он успешно окончил Пенсильванский университет в Филадельфии, после чего недолгое время проработал в больнице врачом-физиотерапевтом. Всю Вторую мировую войну он прослужил в пехоте, пройдя путь от рядового до командира роты.

Вернувшись к мирной жизни, он возобновил медицинскую практику, а впоследствии занялся реабилитацией детей с серьезными патологиями и заболеваниями нервной системы, а также с различными дисфункциями головного мозга. В 1955 году он создал, а затем длительное время и руководил филадельфийским Институтом развития человеческого потенциала. В результате многолетних исследований и практической работы как с больными, так и со здоровыми детьми, было сделано множество открытий и создана методика развития Глена Домана.

Базовые положения

При разработке системы раннего развития Доман и коллектив возглавляемого им института опирались на следующие принципы:

  1. Только при постоянной работе может расти и развиваться.
  2. Интеллект ребенка лучше всего развивается при интенсивной загрузке мозга с первых дней жизни и до трех лет.
  3. Хорошее физическое развитие маленького человека способствует более интенсивному формированию мозга и двигательного интеллекта.
  4. В фазе активного роста, длящейся с момента рождения и до 3-5 лет, мозг ребенка запрограммирован на обучение и не требует дополнительных мотиваций.

Когда начинать?

Исходя из базовых положений, которые разработал Глен Доман, методика раннего развития может использоваться начиная с 3 месяцев, когда ребенок уже реагирует на предметы. Начинают занятия с демонстрации карточек, на которых изображены разнообразные реальные объекты - фрукты, животные, игрушки, птицы, транспорт и другие. Благодаря таким занятиям развивается речь, внимание, фотографическая и аудиальная память. Родители, на которых использовалась методика Глена Домана, отзывы оставляют положительные, так как для малыша это увлекательная игра, а не скучное обучение. Эта методика рассчитана на детей в возрасте до трех лет, так как позже, отметил Доман, способности к усвоению новой информации значительно снижаются.

Двигательный интеллект

Чем интенсивнее нагружается мозг ребенка, тем быстрее он развивается, выяснил в результате исследований Глен Доман. Методика, которую он разработал, предлагает развивать умственную деятельность малыша через формирование «двигательного» интеллекта, то есть путем освоения разнообразных двигательных навыков. Для «форсирования» развития движений Доман разработал специальный тренажер - трек для ползания. Это узкое пространство, с двух сторон ограниченное бортиками. Ширина трека должна быть такой, чтобы бедра и предплечья малыша касались бортиков. Все это направлено на создание имитации внутриутробного пространства и пробуждении в памяти ребенка «первого рефлекса», благодаря которому он смог появиться на свет. Такой тренажер позволяет малышу уже к 4 месяцам активно ползать и «покорять» довольно большие дистанции, тем самым развивая его двигательный интеллект, головной мозг и способности к восприятию новой информации.

Сделать подобную конструкцию можно и из двух готовых книжных полок, укрыв стенки и пространство между ними мягким одеялом или пледом. Чтобы заинтересовать малыша, в конце «пути» можно устанавливать яркую игрушку.

Главный инструмент

Параллельно с треком-тренажером для раннего развития детей используются специальные карточки.


Они делаются определенного размера и содержат реалистичные изображения и надписи, что помогает ребенку воспринять информацию и получить необходимую для развития нагрузку мозга. Малышу достаточно показать карточки с изображениями изучаемых понятий, а правила, которым они подчиняются, ребенок найдет сам. Как утверждал сам Глен Доман, эта методика при правильном применении сможет воспитать вундеркинда и гения.

Где их взять?

Если возникли заинтересованность и желание позаниматься со своим чадом, то можно:

  • купить;
  • найти комплекты в Интернете и распечатать их;
  • подобрать картинки и сделать карточки самостоятельно.

Только важно помнить, что если используется методика Глена Домана, карточки должны быть с белым фоном, на котором размещается крупное, а самое главное, как можно более реалистичное изображение объекта.


В нижней части красным крупным шрифтом пишется слово, которое обозначает изображенный на картинке предмет, объект или явление.

Правила создания

Для тех, кто решил смастерить карточки Домана своими руками, приведем их основные параметры и характеристики:

  1. Размеры: 28 x 28 см. Как отмечают многие родители, уменьшение на пару сантиметров не сказалось на занятиях.
  2. На каждой карточке - одно изображение.
  3. Фон - только белый.
  4. Изображение должно быть четким и максимально реалистичным.
  5. Название предмета, изображенного на карточке, пишем под ним большими красными печатными буквами. На обратной стороне дублируем надпись карандашом. В дальнейшем там же можно будет записать интересные факты и информацию.
  6. Предлагаемые сведения должны быть новыми и незнакомыми для ребенка, иначе он быстро потеряет интерес.

Как проводить занятия?

Как часто и сколько по времени будут продолжаться занятия, родители решают сами, ориентируясь на физическое и малыша и его режим. Заниматься стоит только тогда, когда ребенок спокоен и бодр, выспался и сыт.


Для занятий нужно подобрать 5 карточек, относящихся к одной теме и демонстрировать малышу каждую по несколько секунд, одновременно произнося название предмета, рекомендует Глен Доман. Методика предусматривает через три занятия замену одной карточки из набора новой. Таким образом, все картинки будут заменены. Примерно за неделю можно неспешно познакомиться и с самим методом, и с карточками.

  • заранее подготовить 5 наборов слов одинаковой или разных тематик;
  • во время каждого занятия один раз демонстрируется один набор;
  • время занятия около 10-15 секунд;
  • в день проводится до 15 демонстраций;
  • каждый набор и карточка показывается ребенку три раза в день.

Учимся читать

Методика чтения Глена Домана основывается на механическом запоминании малышом всего слова сразу, а не складывании его из отдельных букв и слогов.


Сначала ребенку показывают и озвучивают отдельные слова, затем словосочетания, а потом простые предложения. По тому же принципу, что и работа с карточками, строится чтение книг. На протяжении нескольких дней взрослый читает книгу два-три раза за день. В какой-то момент у ребенка возникнет желание прочитать книжку самостоятельно. Так как малыш запоминает слово целиком, а не складывает из букв слоги, видя его в тексте, он узнает и воспроизводит его звучание.

Иностранные языки

Если ваш малыш овладевает родным языком без каких-либо трудностей, то методика Глена Домана английский, да и другой иностранный язык также поможет освоить. Начинать заниматься можно с двухлетнего возраста.


Прежде чем приступить к освоению с ребенком какого-либо иностранного языка, родители должны адекватно оценить свой уровень владения им. Хорошо поставленное произношение и знание грамматических основ будет достаточным, чтобы помочь малышу в изучении нового языка. Если вы сомневаетесь в собственном произношении или знаниях, то лучше найти педагога.

Независимо от того, есть педагог или нет, можно организовать для ребенка следующие потоки информации, которые будут способствовать изучению выбранного языка:

  • Песенки и аудиосказки, телевизионные передачи на этом языке, которые можно включать в качестве фона при играх или укладывании деткам с рождения и до двух лет. Ребенок, вероятнее всего, на экран смотреть не будет, а вот его мозг будет «записывать» слова и звуки.
  • Начиная с двух лет, когда ребенок уже может довольно длительное время фокусировать внимание на движущемся изображении, можно начинать просмотр мультипликационных фильмов, сказок, театральных постановок для детей на иностранном языке. Это поможет малышу соотносить ситуации, движения и предметы со звуками и понимать их смысл.
  • С трех лет можно учить ребенка пользоваться обучающими языковыми интерактивными программами на компьютере или другом устройстве.


Благодаря огромной работе, которую проделал Глен Доман, стала очень популярна. Многие родители берут ее за основу и оптимизируют под развития и состояние здоровья своего малыша, зачастую комбинируя с элементами других систем. Помните, что для ребенка это - игра, и она должна быть веселой, интересной и увлекательной.



Просмотров