Когда издается приказ, а когда - распоряжение? Приказ распоряжение в чем разница

39. Приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

40. Приказание - форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба (заместителем командира воинской части) от имени командира воинской части, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военным комендантом гарнизона) от имени начальника гарнизона.

(см. текст в предыдущей редакции)

41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

43. Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: "Есть" - и затем выполняет его.

При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, - обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.

Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.

О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты:

1) указы Президента РФ – нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.;

2) распоряжения Президента РФ – акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационными кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений. Указы и распоряжения Президента РФ имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ, и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти и РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президента РФ состоит в предмете регулирования акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение – по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться Федеральным Собранием, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ. Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Официальное опубликование – это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания. Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ как орган исполнительной власти России. Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие; прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.

В чем разница между указанием и распоряжением? Делопроизводитель, г. Брянск

В чем разница между указанием и распоряжением?

Делопроизводитель, г. Брянск

Прежде всего, о том, что общего. Общее то, что это распорядительные документы. Указания издают не все организации. Состав распорядительных документов, издаваемых организацией, определяется уставом организации или положением о ней (или федеральным законом, если это Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и др.). Как правило, в организации издаются приказы, или приказы и распоряжения, или приказы и указания. Кроме того, указания, как и распоряжения, могут издаваться руководителями самостоятельных структурных подразделений (департаментов, управлений), если им это право предоставлено.

Отличие указания и распоряжения от приказа заключается в том, что приказы издаются по наиболее важным и принципиальным вопросам деятельности, а распоряжения и указания – по вопросам частного характера, а также в целях регулирования внутренней деятельности органа власти или организации.

Если не вдаваться в детали, можно сказать, что в тех организациях, где используются модели документирования «приказ – распоряжение», «приказ – указание», принципиальной разницы между указаниями и распоряжениями нет. И указания, и распоряжения издаются в целях реализации норм, правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, а также в целях организации внутренней деятельности органа власти или организации.

Но необходимо отметить, что в настоящее время указание вытесняется из системы организационно-распорядительной документации. Если 15-20 лет назад указания издавались многими федеральными органами государственной власти, имеющими сеть подведомственных территориальных органов, то в настоящее время указания продолжают издавать лишь отдельные органы государственной власти. Связано это было с тем, что после административной реформы руководители федеральных органов исполнительной власти получили право издавать только приказы.

Несколько иная ситуация в государственных и негосударственных организациях. В крупных организациях, имеющих сложную структуру, большую численность, система распорядительных документов может быть выстроена следующим образом:

руководитель издает приказы и распоряжения, заместители руководителя – распоряжения, руководители самостоятельных структурных подразделений – указания.

В данном случае можно говорить, что вид распорядительного документа привязан к определенному уровню управления (уровню принятия решения).

Тем не менее, всегда нужно исходить из того, что установлено учредительными документами.

В чем заключается отличие приказа от распоряжения? Трудовое право - очень обширная и сложная сфера. Разобраться даже в основных терминах и определениях здесь не так уж и просто. В этой статье будет рассказано все о таких важных категориях, как распоряжение и приказ.

Основные понятия

Трудовое право сегодня нужно качественно знать не только работодателю, но и работнику. Это действительно очень важная, нужная и полезная сфера, без которой не обошлась бы любая официальная трудовая деятельность. Особенную важность в трудовом праве составляют элементы управленческой деятельности. Управление есть везде, на каждом крупном или мелком предприятии. Руководитель - это лицо, осуществляющее управленческую деятельность, обязанное раздавать работникам разного рода указания. При этом все они классифицируются по некоторым признакам. Однако основными типами указаний являются приказы и распоряжения. У многих руководителей здесь могут возникнуть проблемы. Во многом это связано с тем, что они не совсем хорошо понимают, в чем же заключается отличие приказа от распоряжения. Именно с этим и предстоит разобраться далее.

Приказ: общая характеристика

Перед тем как рассказывать об основных отличиях представленных понятий, вначале стоило бы представить общую характеристику каждого из терминов. Начать стоит с приказа. Что он собой представляет?

Согласно Трудовому кодексу РФ, приказ - это определенный правовой акт, создаваемый руководителем той или иной организации единолично. Приказ - это способ решить основные рабочие задачи, обеспечить трудящихся работой. При этом такая форма указа распространяется абсолютно на всех подчиненных (и это особенно важном отметить). Приказ может быть выпущен как в письменной, так и в устной форме.

Если говорить о государственных органах, то здесь приказ носит характер правового акта. Он издается непосредственно руководителем государственного управления. Здесь же существует и еще одна форма указа - приказание. Отличается она от приказа разве что тем, что применяется только в воинских частях от имени командира.

Распоряжение: общая характеристика

Теперь же стоит узнать, что представляет собой определенного рода указание, носящее характер правового акта, которое издается непосредственным руководителем организации или же представителями структурных отделений. Распоряжение призвано решить основные проблемы и оперативные вопросы организации. При этом распоряжение может носить и характер приказа, вернее, указания о донесении того или иного приказа до нужных лиц. Распоряжение может распространяться как на всех, так и лишь на некоторых работников.

Рассматриваемая форма указания может носить как устный, так и письменный характер. При этом чаще всего руководители различных фирм предпочитают отдавать именно устные распоряжения.

В государственных структурах распоряжение может носить характер правового акта с ограниченным сроком действия. При этом касаться представленное указание может лишь узкого круга лиц.

Отличия в небольших организациях

Стоит, наконец, перейти к самому важному вопросу о том, существует ли хоть какое-то отличие приказа от распоряжения. Естественно, существует. Об этом можно было догадаться еще на этапе характеристики каждого из этих понятий.

В толковании к трудовому праву (Трудовому кодексу) выделяется несколько основных принципов и подходов, согласно которым можно попытаться противопоставить два представленных понятия, а также дать им небольшую сравнительную характеристику. При этом сразу стоит отметить, что разница между понятиями зависит только от того или иного предприятия. Так, в небольших организациях хоть какое-то отличие приказа от распоряжения практически отсутствует. Стоит, разве что, отметить тот факт, что приказы в маленьких фирмах рассматриваются как указание об усовершенствовании организационной деятельности, а распоряжение - как указ по оперативным и методическим вопросам.

Таким образом, отличие приказа от распоряжения на предприятии, имеющем небольшой размер, не существенно.

Отличия в средних и крупных организациях

Значительно изменен подход в крупных и средних организациях. Так, в отличие от небольших предприятий, где подписывать указания могут только руководитель и заместитель руководителя, средние и крупные организации предоставляют право подписи еще и представителям структурных организаций. Работает это следующим образом: главный руководитель издает приказы по всей деятельности фирмы (они по сути являются направляющими во всей работе организации); руководители же структурных организаций пытаются издавать разного рода распоряжения в пределах своей компетенции, но в соответствии с основным приказом главного руководителя. При этом действие распоряжений, издаваемых руководителями отделений, распространяется только на работников определенной структуры.

Отличие приказа от распоряжения в бюджетном учреждении, среднем или крупном по размеру, примерно такое же. Стоит, однако, выделить основные подвиды представленных указаний:

  • по личному составу;
  • по хозяйственной и административной деятельности;
  • по основной деятельности.

Отличие в содержании

Выше было обозначено основное отличие приказа от распоряжения. В трудовом праве, однако, выделяются и некоторые другие моменты (а не только указание на функции руководства). О чем именно идет речь?

Речь идет о содержании. Так, текст любого приказа должен состоять из двух частей: констатации и распоряжения. В первой части приводятся основные факты, цели, события и задачи. Вторая часть содержит сроки исполнения и ряд определенных действий. Текст же распоряжения не обязательно должен быть нормирован. Более того, это и вовсе не обязательно должен быть текст (распоряжение может быть устным).

Таким образом, вопрос о том, каково основное отличие приказа от распоряжения (руководителя, представителя структурного отдела, заместителей и т. д.), носит очень обширный и содержательный характер.

Отличие в круге решаемых вопросов

Необходимо выделить и еще одно важнейшее отличие между приказом и распоряжением. Речь идет о круге решаемых вопросов или же о задачах. Дело в том, что содержательные стороны двух представленных типов указаний очень разные. Так, приказ состоит из двух основных частей: констатации и распоряжения. В констатирующую часть документа входят разного рода события, факты, задачи и цели. Распорядительная же часть особым образом раскрывает все эти элементы, а также содержит в себе непосредственно указание.

Совсем по-другому обстоят дела с распоряжением. Оно может как носить, так и не носить распорядительный характер.

  • срок действия распоряжений короткий, а у приказа - длительный;
  • прекратиться действие приказа может лишь после его исполнения, а распоряжения - после его отмены;
  • для внесения изменений в приказ весь документ придется переиздать, в случае же с распоряжением этого не требуется, любая модификация или коррекция может быть внесена прямо по ходу дела;
  • круг вопросов в приказе ограничивается оперативными сведениями, а в распоряжении - правовыми отношениями.

Нормативные документы

Еще один немаловажный вопрос, который бы стоило затронуть - это документооборот под каждое из представленных указаний. К слову, хоть какое-то отличие приказа от распоряжения и указания распорядительного типа здесь не найти. Так, работодатель, желая отыскать определения рассматриваемых понятий, может найти их в ФАС - Федеральной архивной службе. Как ни странно, в этом сборнике представленные понятия трактуются как синонимы. Связано это, скорее всего, с отсутствием отличий между ними в правовом поле.

К чему все это? Дело в том, что нормативные документы практически не фиксируют хоть какой-то разницы между распоряжением и приказом. Именно поэтому обращать внимание нужно в первую очередь на практическую составляющую.



Просмотров