Презентация "Истоки преступления Раскольникова. Теория и проверка ее жизнью". Презентация «Преступление Раскольникова Осознаёт ценность обычной жизни

«Вечный спор Ангела и
Демона происходит в
нашей собственной
совести, и ужаснее
всего то, что мы иногда
не знаем, кого из них
больше любим, кому
больше желаем
победы...»
Д. С. Мережковский

Двойники Р.Раскольникова

Центральная фигура
романа -Раскольников,
нищий студент, в голове
которого созрела
безумная теория,
вылившаяся в
преступление против
самого себя.

Теория о вседозволенности
избранных. Каждое лицо,
разговор, встреча здесь играют
важную роль в душевной эволюции
героя. Очень важное значение в
этом смысле приобретают образы
двойников Раскольникова -
Свидригайлова и Лужина

Как в зеркало, смотрит Раскольников на своих отвратительных двойников и видит... себя

Двойники, доводящие одну из сторон
его теории до ее крайнего проявления,
это доказывает противоестественность
умозаключений Раскольникова.

Раскольников
Свидригайлов
Лужин

Родион Романович Раскольников - убийца

Родион Романович Раскольников убийца

В чем смысл теории Раскольникова?

Чтобы помочь другим людям, можно использовать
«простую арифметику»: убить одного ради благоденствия
многих.
Чтобы убить, необходимо ради своей идеи
«…перешагнуть через кровь», т.е. решить для себя
важный вопрос:

«Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Пытаясь выяснить это,
Раскольников идет
на эксперимент над собой,
доказывая себе,
что имеет право поступать, поправ
основные христианские заповеди, оправдывая
себя тем, что идет на преступление во имя
любви к ближнему.

Его теория -
продукт крайнего
индивидуализма,
гипертрофированной
человеческой
гордыни, ведь
все, что он делает,
он делает во имя
себя.

Нет, мне жизнь
однажды
даётся, и
никогда её
больше не будет:
я не хочу
дожидаться
«всеобщего
счастья».
Я сам хочу жить, а
то уж
лучше не жить…

Черты людей, принадлежащих к двум разрядам
«Необыкновенные»
«Обыкновенные»
люди консервативные,
живут в послушании, любят
быть послушными
обязаны быть
послушными, потому что это
их назначение, и тут
решительно нет ничего для
них унизительного
обязаны приумножать мир
численно
Современники не признают Не признают права
их права на преступление, «необыкновенных» на
однако в будущем их
совершение преступления
оправдывают и возводят на
пьедестал
имеют право разрешить
себе совершить
преступление
имеют право разрушения
настоящего во имя лучшего
будущего
двигают мир и ведут его к
цели

Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие?

-
Разработал зловещую
теорию
Презирает суд Божий и
людской
Убил
Не раскаялся
Спокоен, когда находят
мнимого убийцу
Нервничает, не хочет
защищаться на суде
+
Пожалел Мармеладовых
Спас пьяную девочку
Не выдержал, что
допустил «кровь по
совести»
Любит мать и Дуню
Отношение к товарищустуденту и его отцу
Спас детей на пожаре

В связи с чем появляется в
романе Лужин?
Зачем Лужину брать в жены
бесприданницу?
Почему появление Лужина в
романе затянуто?
Зачем автор сталкивает
Лужина с Соней?
Как раскрывается Лужин в
словах «а деловой человек
слушает да ест, а потом и
съест»?
Можем ли мы назвать его
«двойником»
Раскольникова?

Петр Петрович Лужин – законопослушный гражданин

Часть I, гл. 3.
Часть II, гл. 5.
Часть IV, гл. 2, 3
Часть V, гл. 3.

Лужин -герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя.

ЛУЖИН

«Это был господин немолодых
уже лет, чопорный, осанистый,
с осторожною и брюзгливою
физиономией, который начал
тем, что остановился в дверях,
озираясь кругом с обидно –
нескрываемым удивлением и
как будто спрашивая глазами:
«Куда ж это я попал?»

Какую характеристику внутренних
качеств Лужина дает его портретная
характеристика?
Что общего у Лужина и Раскольникова?

У Лужина есть своя теория – теория кафтанов- вульгарное
?
отражение теории «простой арифметики» ()
Схожесть в мотивах поступков пугает Раскольникова, и он
«не хочет так жить»
Образ Лужина – это возможное завершение пути
Раскольникова, неудавшегося маленького Наполеона.

Лужин

Лужин - деловой человек со своими
"экономическими теориями". В этой теории он
оправдывает эксплуатацию человека, и она
построена на выгоде и расчете.
Страдание людей тешат его душонку.

Зеркало

Столкнувшись с этими двумя персонажами,
образ мыслей которых, как в кривом зеркале,
отражает его собственные мысли и идеи, герой
убеждается, к каким ужасным последствиям на
практике может привести его теория о праве
«избранных» на «вседозволенность».

Такие как Лужин и Свидригайлов легко
опошляют и приспосабливают к своим мелким
эгоистическим интересам теорию
Роскольникова. А это и является первым
признаком ее несовершенства,
нежизнеспособности.

В своем произведении
"Преступление и наказание",
Достоевский убеждает нас в том,
что не всегда борьба добра и зла в
душе человека оканчивается
победой добродетели. Через
страдания люди идут к
преображению и очищению.

Можем ли мы поступки Лужина разделить на хорошие и плохие?

+
Довольно красивый
Солидный
Хорошо одетый
Аккуратно причесанный
?
-
Возлюби ближнего =
поступи непрактично…
«Подвиг» Лужина (часть IV,
глава3)
Поселил невесту и ее мать
в грязных и дешевых
комнатах
Совершает мелкие пакости
Это злодейство?
Преступление? Нет. Это
подлость и гадость.

Лужин – процветающий буржуа,
победитель, хозяин жизни, т.е.
человек необыкновенный
Он же подлец и мелкий
пакостник
Так стоит ли биться за место
«в высшем разряде», если
там лужины?..

Почему Лужин боится
полиции?
Как его теория,
выраженная в словах:
«Возлюби, прежде всех,
одного себя, ибо все на
свете на личном интересе
основано. Возлюбишь
одного себя, то и дела
свои обделаешь как
следует…» - связана с
теорией Раскольникова?
Лужин
Петр
Петрович

Аркадий Иванович Свидригайлов - убийца

Часть I, гл. 3.
Часть IV, гл. 2.
Часть VI, гл. 5.

- В чем сложность и
противоречивость этого образа?
- Почему появление
Свидригайлова связано с
Лужиным?
- Что мы узнаем о его прошлом?
- Кто виноват в том, что сильный
человек стал преступником?
- Чем привлекает Свидригайлов
Раскольникова?
- Как объяснить его отношение к
Дуне и детям Мармеладова?
- Почему он кончает жизнь
самоубийством?
Аркадий
Иванович
Свидригайлов

СВИДРИГАЙЛОВ

Аркадий Иванович Свидригайлов- тип более
сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии
Андреевны возникает образ деспота и развратника
?
().
Но Свидригайлов способен и на благородные
?
поступки()
Свидригайлов умен и хорошо понимает
?
Раскольникова: «…Одного поля ягоды»()
Но если для Раскольникова- это «временная мера», то
для Свидригайлова –закон жизни.

Свидригайлов наряду с Лужиным- одно из
кривозеркальных отражений Раскольникова.
Противоречивость и раздвоенность души и поступков,
приводят его к самоубийству.
Раскольников потрясен этим, потому что, внутренне
осознав свое «родство» с ним, понял:
цепь преступлений ведет к саморазрушению, даже если
человеком движет желание искупить вину.

Дворянин, служивший в кавалерии, Свидригайлов «рыскал» потом в Петербурге, был шулером. Он - вдовец. В свое время был выкуплен

женой из
тюрьмы, 7 лет жил в деревне.
Циничный и развратный
человек. На его совести
самоубийство слуги, 14летней девочки, возможно,
отравление жены.
Свидригайлов

Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Герой утверждает, что они – «одного поля ягоды». Но Аркадий

Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения

Аркадий Иванович совершает и хорошие поступки: он помогает устроить детей Мармеладова, заботится о маленькой девочке в

Можем ли мы поступки Свидригайлова разделить на хорошие и плохие?

Презирает суд Божий и
людской…
Насильник
Сластолюбец и
растлитель
Убийца
Склонен к шантажу
Самоубийца
+
Берет на себя расходы по
организации похорон
Катерины Ивановны
Обеспечивает детей
Катерины Ивановны
Дает деньги Соне
Обеспечивает будущее
невесты
Отпускает Дуню
Когда начал делать эти
добрые дела?

Добрые дела начинает делать,
когда терпит жизненный крах:
Дуня, которую он искренно любит,
боится и ненавидит его
Ночью ему является отравленная
жена Марфа Петровна
Во сне приходит погибшая из-за
него совращенная девочка
Так он «обыкновенный» или
«необыкновенный» человек?
«Необыкновенный», но груза
«хозяина жизни» вынести не
смог…

Признает ли Родион
негодяев своими
двойниками?
Кого он зовет в союзники?
Противоречие очевидное.
Умом Раскольников стремится
в «высший разряд», душой – не
принимает никаких разрядов,
желая быть рядом с матерью,
Дуней, Соней, Разумихиным
(согласно его теории, «тварями
дрожащими», «вшами».)

Вывод:
отражаясь в «людях-зеркалах»,
Раскольников получает возможность
посмотреть на себя и на свои поступки
со стороны, а читатель находит ключ к
пониманию авторской позиции: путь к
счастью лежит не через насилие, а
через жертвенное смирение…

ИТОГ

Герой Достоевского видит, что реально, а не
фантастически стать «властелином» - значит,
идти по дороге таких как Лужин и
Свидригайлов: от одного преступления к
другому. И единственный выход и
возможность избежать полного нравственного
падения заключается для Родиона в том, чтобы
обрести мужество, преодолеть себя. Прийти к
пониманию этого, помочь герою принять
верное решение и свернуть с гибельного пути
и призваны образы его «двойников».

Вывод

Система двойничества, построенная
Достоевским в романе, необходима,
чтобы показать пагубность любых
теорий, даже светлых и чистых, если
на практике их начинают применять
нравственно нечистоплотные люди.

Совершив «разумно-полезное»
преступление,
человек никогда не будет счастлив,
спокоен, удовлетворен жизнью,
т.к.любое преступление (даже во
имя благого дела) безнравственно и
ведет к разрушению человеческой
личности.

РРодион был
замечательно хорош
собою, с прекрасными
темными глазами,
темнорус, ростом
выше среднего, тонок и
строен, но настолько
плохо одет, что в таких
лохмотьях иному
человеку стыдно было
бы выйти на улицу.
Нищенствующий
бывший студент.

Антропоцентричный образ

Считает себя центром Вселенной и
целью всех совершающихся в мире
событий.

Страдает раздвоением личности

Раскольников жалеет страдающих и, в
то же время, презирает слабых.

Раскольников

Казнит себя за содеянное

Он попытался переступить через свою
натуру, но не смог, ибо нормальному
человеку чуждо кровопролитие и
убийство. Преступление отгородило
его от людей, а человек, даже такой
скрытный и гордый, как Раскольников,
не может жить без общения.

Одержим одной идеей

Раскольников долго не решается на
преступление. Он уверен, что, зная все
тонкости убийства и относя себя к людям
«необыкновенным», будет способен
переступить через себя и продолжить
спокойную, счастливую жизнь, уничтожив
старуху-процентщицу.
Его план тонко продуман, как ему
самому кажется, до мелочей.

Любит Соню

Когда мучения Раскольникова достигают
высшей точки, он открывается Соне
Мармеладовой, признавшись ей в своем
преступлении. Ведь она тоже убивает себя
как личность, но делает она это ради
своей несчастной, голодающей семьи,
отказывая себе даже в самоубийстве.
Значит, Соня сильнее Раскольникова,
сильнее своей христианской любовью к
людям, готовностью к
самопожертвованию. Кроме того, она
распоряжается своей жизнью, а не чужой.
Именно Соня окончательно опровергает
взгляд Раскольникова на окружающий
мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная
жертва обстоятельств. В страшных,
казалось бы, безвыходных обстоятельствах
она сумела остаться чистым и
высоконравственным человеком. Только
христианская любовь и
самопожертвование являются
единственным путем к преобразованию
общества.

Насилие вызывает у него отвращение

Раскольников человечен и добр,
но за мать, за честь сестры, за
идею – убил. При этом хочет, чтобы
его оправдали.

Идейный преступник

Достоевский неоднократно подчеркивает
физическое совершенство Раскольникова,
что символизирует его богатые духовные
ресурсы, но, подобно нравственным
идеалам, это качество «обезображено»
нищетой и мучительным поиском смысла
жизни. Но он ставит цель - стать прекрасным
полноценно душой, разумом и телом, что
требует от него прохождение сквозь всяческие
страдания и изыскания.

Причины преступления

Внешние
-идея Наполеона
-взгляды революционеровдемократов
-Петербург
-судьбы бедных людей
Внутренние
социальные
нравственные
психологические

Крайняя степень нищеты
Болезненное состояние
героя
Всеобщая
несправедливость жизни
Знакомство с
Мармеладовым и его
рассказ о своей семье
Письмо матери
Встреча на бульваре с
обманутой девушкой
Желание проверить
теорию
Понять, к какой
категории относится
сам герой
Боль за униженных
бедных, великая
любовь к людям.

=

Категорически отказывается от
Наполеоновских целей, но использует
его злые средства.

Осознаёт ценность обычной жизни

Раскольников - человек замечательного
ума, он глубоко и тонко чувствует,
способен к постоянному
интеллектуальному анализу своих и
чужих поступков. Он понимает, что
человеческая жизнь бесценна, но всё
же идёт на преступление.

Вопреки мнению окружающих, сумел воскресить
в себе человека.
(Раскольников претворяет в жизнь призыв Сони выйти на площадь, упасть на колени и покаяться
перед всем народом: «Страдание принять и
искупить себя им...»)

Наказание Раскольникова
П
Р
Е
С
Т
У
П
Л
Е
Н
И
Е
1
Ч
А
С
Т
Ь
Н
А
К
А
З
А
Н
И
Е
5
Ч
А
С
Т
Е
Й

Вывод

Образ Раскольникова в произведении
решает важные вопросы:
- о назначении человека
- о роли личности в истории
- о сострадании
- о неизменной природе человека и его
личной ответственности за
происходящее

Р- Родион Раскольников
А- Антропоцентричный образ
С- Страдает раздвоением личности
К- Казнит себя за содеянное
О- Одержим одной идеей
Л- Любит Соню
Ь
Н- Насилие вызывает у него отвращение
И- Идейный преступник
К- Категорически отказывается от Наполеоновских
целей, но использует его злые средства.
О- Осознаёт ценность обычной жизни
В- Вопреки мнению окружающих, сумел
воскресить в себе человека.

Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется в своей жизни, определить художественные средства, которыми пользуется автор для достижения поставленной цели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Теория Раскольникова

Создание Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года

Сам Ф.М. Достоевский так определил создание своего романа: «Это психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета, живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». Содержание

Сюжет и композиция Сюжет Преступление Действие преступления и его причины на душу преступника

Сюжет и композиция Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления) последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию); эпилог – раскаяние.

Сюжет и композиция Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социального жанра (даны картины униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований, роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

Главная идея Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

Родион Раскольников Разночинец, бедный студент. Наделен привлекательной внешностью: « замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Что есть преступление? Разумихин: «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…» (Среда заела) Порфирий Петрович: «…среда многое в преступлении значит…» Раскольников: « …существуют на свете… лица, которые могут… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления» (часть III, глава 5)

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий.

Вывод: по мнению Раскольникова, «все люди разделяются на “ обыкновенных ” и “ необыкновенных ” ». Что понимает Раскольников под этим разделением людей?

Нет, мне жизнь однажды даётся, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я сам хочу жить, а то уж лучше не жить…

Черты людей, принадлежащих к двум разрядам « Необыкновенные » « Обыкновенные » имеют право разрешить себе совершить преступление имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего двигают мир и ведут его к цели Современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного обязаны приумножать мир численно Не признают права «необыкновенных» на совершение преступления

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей» Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничтожении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Созданная теория оказалась безнравственной На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

К чему привела теория умного и доброго человека?

теория Преступление Признание Соне Разговор с Дуней «Покаяние» на площади Поведение на суде Поведение на каторге Сон на каторге Любуется весенним пейзажем Изменился по отношению к Соне Начал говорить с людьми Взял Евангелие Он раскаялся Он хочет жить

Так что победило: душа или теория? душа

Вывод Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. И, только раскаявшись, герой вновь обретает себя.

Приём антитезы У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы Использование различных художественных приёмов в романе

В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов. Символика

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой. Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость. Значение некоторых имён и фамилий

Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского. Лизавета Ивановна. Елизавета – «почитающая Бога» Значение некоторых имён и фамилий

Символика цвета в романе Жёлтый цвет – основой цвет романа. Использование и значение Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями. Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои. Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева. От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.

Символика цвета в романе Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет. У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева». Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев. Перстень с жёлтым камнем у Лужина. Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.

Символика цвета в романе Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпадали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий: Зелёный цвет в романе

(Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона). Зелёный цвет в романе

В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга. Зелёный цвет в романе

Теория Родиона Раскольникова и её крушение (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Домашнее сочинение

Трофимова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г. Энгельса 2013-2014 учебный год


Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Раскольников был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Весь его вид отображал бедность и нищету. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. На голове у Раскольникова была шляпа: высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.

Cлайд 4

Cлайд 5

Видя несправедливость и бесправие низов, царившие в городе, Раскольников создает свою преступную теорию. По этой теории люди делятся на две категории: «низших» и «право имеющих». Родион решает проверить себя: сможет ли он переступить через свои нравственные ценности, свой характер. Если да, то он докажет самому себе и другим, что он относится к категории высшей, а не к «тварям дрожащим». Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для обществ ростовщицу, как он считает, "никчемную старушонку".

Cлайд 6

Cлайд 7

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира - это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,- так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или... "или отказаться от жизни совсем!" .

Cлайд 8

Cлайд 9

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Cлайд 10

Cлайд 11

Раскольников избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится "запачкать" их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить. Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Cлайд 12

Cлайд 13

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Всем этим герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и "изобретательнее" любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие" Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. "Гениальность Достоевского, - писал М. Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру". Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психологической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям глубоко грешный. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеет". "Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого. На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует.

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Трагедия Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги-ческим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен." В его поступ-ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин - преданнейший друг Раскольни-кова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Парфирия Петровича - очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за "униженных и оскорбленных", совершил убийство "по теории", реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию "крови по совести", а теория вылилась в преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено." "Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по-нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через кровь".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:



Просмотров