Проект яровой суть. Что значит пакет яровой для россиян и чем он грозит. Телекомы вынуждены закупать оборудование Cisco, HPE и Huawei для исполнения закона Яровой

Приветствую, мои уважаемые читатели. На связи Галиулин Руслан. Сегодня поговорим про то, как нас щемят в интернете. 24 июня 2016 года Госдума приняла «пакет Яровой» - «антитеррористический акт», который был составлен Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым.

Еще до своего принятия он стал одной из самых обсуждаемых тем в русскоязычном сегменте интернета, а чуть позже о нем заговорили и за рубежом, в основном, подчеркивая всю сложность и радикальность поправок, которые предполагается внести.

После принятия пакета у тех, кто был категорично настроен против всех изменений, который он должен внести в законодательство, оставались надежды на то, что президент Российской Федерации, Владимир Путин не подпишет его, однако 7 июля произошло и это. А 20 июля 2016 года пакет Яровой (большинство поправок) вступил в силу.

Эта новость вызвала широчайший резонанс среди обычных пользователей, представителей компаний, которых затронут изменения закона и даже среди мировой общественности. Так, к слову, Эдвард Сноуден, бывший сотрудник ЦРУ, который получил политическое убежище именно в РФ, в день подписания закона президентом России, заявил, что это «темный день для России». По его подсчетам, изменения повлекут за собой траты в размере более чем 33 миллиардов долларов.

Что значит пакет Яровой и его основные положения

В первую очередь о тех законах, которые не требуют существенных затрат, а просто меняют законодательство:

  • Теперь граждане РФ обязаны информировать власти о готовящихся терактах, мятежах и других видах преступлений. В противном случае утаивших информацию могут лишить воли сроком до одного года.
  • Поведение обычных пользователей в социальных сетях теперь приравнивается к СМИ по уровню ответственности. За призывы к терроризму или экстремистской деятельности, оправдание подобных действий человек может быть лишен воли сроком до 7 лет. К слову, призывом считается не только собственный пост или комментарий, а любой вид контента, включая изображения, который могут быть скопированы из чужих аккаунтов к себе в ленту.
    В первоначальном варианте пакета, когда все только лишь узнали о существовании и начали узнавать, что это такое, пакет Яровой, то обнаружили там некоторые абсурдные и сверхрадикальные положения. За вышеупомянутые подобные действия предполагалось лишать людей гражданства. К этому также могла привести служба в армиях или правоохранительных органах других стран. Но это настолько радикальный закон, что все начали задаваться вопросом, отменили или нет эти конкретные пункты, так что в результате положения пропали из редакции, без каких-либо пояснений.
  • Также планируются некоторые ужесточения. За экстремистскую деятельность во всех ее направлениях будут повышены штрафы и увеличены сроки лишения свободы.
  • Теперь людей будут также судить за террористические акты, которые были совершены за пределами России, но в которых так или иначе пострадали граждане РФ.
  • Ранее в законодательстве Российской Федерации был перечень преступлений, за которые могли судить, начиная с 14 лет. С пакетом Яровой количество таковых повысилось, и туда вошли: международный терроризм, массовые беспорядки и т.д.

Этот перечень, включая несколько не упомянутых изменений можно отнести к первой категории, которая, в первую очередь, затронет обычных граждан. Вторая - более обсуждаемая и она к списку «пострадавших» включает еще и огромный список компаний, предполагает очень затратные изменения, на что особенно сделали акцент протестующие.

Каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту частной жизни на основании ст. 23 ч.1 Конституции РФ, а ее нарушение влечет наказание по ст.137 УК РФ. И что мы имеем? Наши права будут перечеркнуты и свободно за каждым вашим шагом будут следить все кому не лень, так как мы с Вами живем в стране где все решает бабло. Есть деньги, то ты сможешь узнать всю личную инфу своего соседа, а в худшем случае используя информацию человека можно не хило подставить.

Вспомните скандал который был в Америке, когда ФБР требовало дать ключи для взлома айфонов, но после отказа его все же взломали. Тогда о какой защите мы говорим?

Пакет Яровой для компаний и миллиарды долларов бюджета

В качестве основных тезисов стоит сказать, что теперь, с принятием закона, операторы связи и «организаторы распространения информации», к коим относятся социальные сети, мессенджеры, новостные порталы должны хранить всю информацию о звонках, переписках в интернете, сообщениях на протяжении полугода. Подразумевается, непосредственно, содержание. Мета-данные - служебная информация, должны хранится еще дольше – на протяжении 3 лет. И те же самые распространители обязуются помогать федеральным службам в расшифровке сообщений.

Если первые 2 изменения затронули больше всего крупные компании, которые сразу же сделали акцент на том, в сколько раз придется повысить стоимость обслуживания простых потребителей, то последнее подверглось жесткой критике от отдельных людей, в частности, Павла Дурова – создателя защищенного мессенджера Telegram, который известен своей твердой позицией в отношении сотрудничества с какими-то либо государственными силами.

А что значит пакет Яровой для бюджета страны? Сразу же после принятия закона были проведены экспертные оценки касательно того, сколько бюджета нужно будет на внедрение всех систем. Это очень большие суммы, которые составляют больше трети федерального бюджета России за 2015 год.

Вот что думает об этом пакете Эдвард Сноуден.

Помимо этого, для построения хранилищ информации, в которых предполагается сохранять и историю переписок, звонки, и метаданные, которых, как и следовало ожидать, в России нет, нужно будет обращаться к зарубежным производителям, что выльется в невероятные суммы, идущие исключительно из страны. А это очень сильно противоречит политике импортозамещения, которая активно продвигается властями в последнее время.

Невозможность выполнения пакета

Говоря о расшифровке информации, то тут стоит сказать одно – на данный момент, это технически невозможно. Дело в том, что и протокол HTTPS, и все современные мессенджеры с шифрованием работают так, чтобы не хранить эти ключи нигде, кроме как на устройствах конечных потребителей. Именно так и обеспечивается максимальная безопасность. Для того чтобы полностью соответствовать закону – нужно, фактически, разработать новые методы шифрования и убедить компании перейти на них, причем это приведет к тому, что безопасность в интернете будет кардинально нарушена. А тот хаб, на котором предполагается хранить все ключи шифрования, станет целью хакеров.

На данный момент за отказ сотрудничать с федеральными структурами безопасности предполагается штраф в размере от 800 тысяч до 1 миллиона рублей.

Что там с почтовыми службами

Последнее важное изменение, которое затронет «Почту России» и отдельные почтовые компании – то что их обязуют проверить, чтоб в посылках не было ничего запрещенного. «Почта России» предположила, что на покупку новых технологий (металодетекторов, сканеров, детекторов газа и т.д.) нужно будет потратить около 500 млрд. рублей, а также еще 100 млрд. на обеспечение правильной работы ежегодно. Чуть позже в компании заявили, что если правительство не обяжет их делать такие затраты, то они просто начнут принимать посылки в открытом виде.

Разобравшись с тем, что это такое, пакет Яровой, и что он значит теперь нужно следить за тем, насколько его предписания будут выполнятся и окажутся ли предупреждения глав компаний и отдельных личностей правдоподобны. Все выглядело не настолько устрашающе до 7 июля. Но когда пакет был подписан президентом, все осознали, что дальше будет только хуже. Действительно ли власти изменят своему стремлению к импортозамещению и будут ли готовы возложить повышенные тарифы на себя?

Вот такие пироги. Если материал был полезен ставим лаки и подписываемся на рассылку блога. До скорых встреч.

С уважением, Галиулин Руслан.

Для операторов связи правительство дало отсрочку в части хранения пользовательского интернет-трафика

Архивное фото

Москва. 1 июля. сайт - С 1 июля в РФ вступил в силу пакет антитеррористических поправок в законодательство (так называемый "Закон Яровой"), подписанный президентом 7 июля 2016 года. Согласно документу, операторы связи и интернет-компании обязаны хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей в срок до шести месяцев. Вслед за законом был подписан перечень поручений правительству в части разъяснения правил хранения.

В апреле 2018 года правительство утвердило правила для операторов связи. Согласно постановлению, которое вступило в силу также с 1 июля, телеком-компании обязаны будут хранить аудиозаписи разговоров и SMS-сообщения пользователей в течение шести месяцев. При этом правительство дало отсрочку для операторов в части хранения пользовательского интернет-трафика. Так, с 1 октября 2018 года операторы связи должны будут хранить весь интернет-трафик пользователей за последние 30 суток в течение шести месяцев. При этом емкость технических средств хранения будет увеличиваться ежегодно на 15% в течение 5 лет с даты ввода их в эксплуатацию.

Данные можно хранить на серверах других операторов, но по предварительному согласованию с ФСБ.

Разъяснения для интернет-компаний правительство опубликовало 28 июня, за пять дней до вступления в силу закона. В отличие от операторов связи, интернет-сервисы не получили отсрочку по хранению пользовательских данных. Согласно постановлению, записи переговоров в интернете, текстовые сообщения, видео- и иной контент, пересылаемый их пользователями, должен храниться полгода. Речь идет о пользователях, осуществляющих доступ в интернет на территории России или с использованием телефона российского сотового оператора.

"Закон Яровой" в течение последних двух лет подвергается критике со стороны отрасли. Бизнес и государство активно обсуждали возможность смягчения требований в части объемов и сроков хранения данных, также предлагалось отложить вступление в силу закона.

Обязанность хранить большие массивы данных, часть которых дублирует друг друга несколько раз, требует масштабных капитальных затрат со стороны бизнеса, заявляли представители отрасли.

Ранее большая тройка операторов связи озвучила свои оценки на исполнение закона в течение пяти лет. "Мегафон" заложил в бюджет 35-40 млрд рублей, VEON оценивает затраты в 45 млрд рублей, "МТС" - 60 млрд рублей. ПАО "Ростелеком" вовсе назвало "затруднительным" выполнить требования по исполнению "Закона Яровой" из-за нехватки оборудования на рынке. Интернет-компании не дают оценок затрат на реализацию закона.

Зако́н Ярово́й (также паке́т Яровой или пакет Яровой-Озерова) - два законопроекта, декларировавшиеся их авторами как имеющие антитеррористическую направленность, были приняты в России в июле 2016 года. В СМИ и общественных дискуссиях закон стали называть именем одного из его авторов - Ирины Яровой . Пакет состоит из двух федеральных законов :

Поправки, вносимые этим набором дополнений в федеральное законодательство, можно условно разделить на следующие части:

История принятия

13 мая 2016 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении , до этого получив одобрение Правительства (потребовавшего лишь доработать пункт касательно операторов связи ) и возглавляемого Яровой Комитета по безопасности. 24 июня закон успешно проведен через 2-е и 3-е чтение в Думе. 7 июля 2016 года пакет подписан Президентом РФ В. В. Путиным . В итоговой версии документа, которая была направлена на рассмотрение Совета Федерации, срок хранения данных о фактах передачи информации пользователями был сокращён с трёх лет до одного года .

Поправки, дающие Правительству полномочия обязывать операторов связи хранить записи телефонных разговоров, SMS и интернет-трафик пользователей сроком 6 месяцев, должны были вступить в силу 1 июля 2018 года . При этом, как это следует из поправок, указанная информация должна была храниться исключительно на территории России. Однако 19 июля 2016 член Совета Федерации Антон Беляков внёс законопроект о переносе срока вступления в силу этих поправок на 2023 год .

Законопроекты приняты Думой во втором и третьем чтениях 24.06.2016 , на последнем пленарном заседании VI созыва . Во втором чтении за проект 1039101-6 получено 276 голосов (61 %) , в третьем - 277 (61 %) . За проект 1039149-6 - 266 голосов во 2 чтении и 287 в 3 чтении . За проекты проголосовали все представители партии Единая Россия и около 40-50 депутатов партии Справедливая Россия.

Среди нововведений содержатся повышение срока по ряду уголовных статей, введение дополнительных причин для запрета на выезд и въезд, повышение срока хранения операторами мобильной связи информации о фактах приёма, передачи и содержимого голосовой информации и сообщений (от полугода до трёх лет) , дозволение следователям получать информацию из электронной переписки , лишение гражданства (убрали из закона) для совершивших террористические и экстремистские действия, введение понятия «акт международного терроризма» и введение уголовной ответственности за недоносительство.

«Пакет Яровой» состоит из двух законопроектов:

Уголовный кодекс

Первый законопроект дополнил уголовный кодекс России тремя новыми составами преступления - несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности и совершение акта международного терроризма.

Хранение интернет-трафика

Второй законопроект обязывает операторов связи хранить звонки и сообщения абонентов за период, определяемый Правительством Российской Федерации (но не более, чем за 6 месяцев) в соответствии с 64-й статьей федерального закона «О связи», а информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков - 3 года .

Согласно проекту приказа Минкомсвязи, интернет-компании и сервисы должны хранить и предоставлять спецслужбам: псевдоним, дату рождения, адрес, фамилию, имя, отчество, паспортные данные, языки, которыми владеет пользователь, список его родственников, текст сообщений, аудио- и видеозаписи, адрес электронной почты, дату и время авторизации и выхода из информационного сервиса, наименование программы-клиента .

12 апреля 2018 года правительство РФ подписало постановление о том, что с 1 октября 2018 года операторы связи обязаны хранить в течение 30 суток текстовые, голосовые, видео- и другие сообщения пользователей. Далее оператор обязан увеличивать объем хранения на 15 процентов в год.

Средства шифрования

Законопроект устанавливает запрет на использование несертифицированных средств кодирования (шифрования). За нарушение этого запрета нарушителю грозит штраф в размере от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией средств шифрования . В Федеральной службе безопасности уточнили, что обязательная сертификация средств кодирования (шифрования) требуется только при передаче сведений, составляющих государственную тайну , поэтому сертификации систем мгновенного обмена сообщениями (месенджеров), таких как Telegram , WhatsApp и прочих при передаче сведений не составляющих гостайну, не требуется .

Также «закон Яровой» обязывает организаторов распространения информации в интернете декодировать сообщения пользователей. По требованию ФСБ компании должны будут предоставлять ключи к зашифрованному трафику.

Деятельность религиозных организаций

Закон также накладывает ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, также вводится запрет миссионерской деятельности в жилых помещениях (кроме проведения религиозных обрядов и богослужений) .

При ведении миссионерской деятельности закон обязывает миссионеров иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия. Вводится ограничение на участие иностранцев, въехавших в Россию по приглашению религиозной организации, на миссионерскую деятельность от имени иных религиозных организаций. Вводится запрет на миссионерскую деятельность, направленную против общественной безопасности, общественного порядка, прав и свобод личности и ряда иных целей

Оценки

Директор отдела анализа и контроля рисков, информационной безопасности PwC в России Роман Чаплыгин отмечал, что исполнение закона может привести к созданию хранилищ данных с большим объёмом накопленной информации, которые могут стать привлекательной целью для злоумышленников и спровоцировать рост числа кибератак. При этом угрозой конфиденциальности могут стать недобросовестные сотрудники, обладающие доступом к данным .

Пакет законопроектов критиковали Правовое управления Государственной думы [ ] , Совет по правам человека при президенте РФ (заместитель председателя - правозащитник Евгений Бобров и член - директор информационно-аналитического центра «Сова» и вице-президент и главный редактор информационно-исследовательского центра «Панорама» Александр Верховский) , министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров , депутаты КПРФ [кто? ] и ЛДПР (в частности В. В. Жириновский ), а также интернет-издание Meduza за жёсткость, внесудебность, нарушение прав граждан и регламента.

Затраты на реализацию

Авторы законопроекта заявляли, что бюджетных денег для его реализации не потребуется . Как отмечала газета «Ведомости», это вполне возможно в случае, если оборудование для сбора информации закупят операторы, а в центры хранения данных вложатся инвесторы (в роли потенциальных инвесторов упоминались Ростех и Ростелеком) .

На реализацию требований «закона Яровой» потребуются следующие затраты:

Для сравнения: ВВП России в 2015 году в текущих ценах составил около 80 трлн рублей .

После принятия закона акции российских операторов сотовой связи упали в цене: акции МТС упали на 2,5 %, МегаФона - на 1 % .

За полгода (максимально возможный срок, которым Правительство может в будущем обязать операторов связи хранить информацию) абонентами сотовой связи в России создается порядка 700 млрд минут телефонных переговоров и 50 млрд SMS-сообщений, а также потребляется 6 Эксабайт интернет-трафика . Для снижения затрат на хранение записей телефонных разговоров российская компания Spirit предложила алгоритм сжатия этих данных, сжимающий до 1 МБ голосовую запись длительностью 2 часа . Таким образом, при использовании этого алгоритма для хранения 700 млрд минут телефонных переговоров понадобится хранилище ёмкостью около 6 петабайт .

Уже после подписания этого закона Президентом выяснилось, что оборудования, необходимого для хранения таких гигантских объёмов данных, нет не только в России, но и во всём мире. В связи с этим Путин распорядился запустить собственное производство необходимого аппаратного обеспечения . К 1 сентября 2016 года он также поручил проанализировать возможность, сроки и затраты на организацию производства отечественного оборудования и программного обеспечения, нужного для хранения и обработки данных.

Виктор Озеров оценивал ежегодные затраты операторов связи на хранение трафика в 3 млрд руб. Такой вывод он сделал на основе расчётов правительственных экспертов об исполнении закона в Москве (там сумма равнялась 287 млн рублей) .

Летом 2017 года рабочая группа РСПП выступила с предложением выбрать, кто будет оплачивать расходы (государство или пользователи). Согласно расчётам организации, реализация закона в нынешнем виде будет означать рост тарифов на услуги мобильной связи на 180 %, на проводной интернет - на 1257 % .

На выполнение требований закона Яровой Билайн в течение 5 лет планировал потратить 45, Мегафон - 35-40, МТС - 60 млрд руб. Агентство Fitch оценивало чистые убытки в 2,5-3,3 % от общей выручки, по сравнению с 2017 годом рост капитальных инвестиций составлял 14-23 %. В июне 2018 года интернет-операторы начали повышение тарифов на 8-10 %, которое оправдывали затратами на закупку требуемого по законопроекту оборудования.

Хранение интернет-трафика

Соавтор закона Виктор Озеров среди возможных исполнителей указывал Ростех . Дочерняя структура этой фирмы - Национальный центр информатизации, по данным газеты «Ведомости» , предлагала создать единый центр хранения и обработки данных, который бы предоставлял операторам связи «соответствующие услуги». Возможными выгодоприобретателями это издание также называло «Ростелеком », предложивший создать систему хранения данных на базе мощностей, которые сейчас используются поисковиком «Спутник » .

Оценки размера сохраняемого трафика:

Оценки суммарных пропускных способностей сетей передачи данных.

Из этих данных:

Крупнейшие хранилища данных

В 2011 году было объявлено о постройке компанией IBM для неназванного заказчика крупнейшего на тот момент хранилища данных размером 120 петабайт , а в 2014 году компания Backblaze (англ. ) объявила о вводе в эксплуатацию хранилища данных объёмом до 500 петабайт, построенного в Калифорнии неподалёку от Сакраменто (на ноябрь 2013 - 75 петабайт) .

В России в 2015 году были созданы хранилища данных в интересах ФНС (2 петабайта с потенциалом до 10) и Минфина (до 5 петабайт) .->

Петиции и протесты против закона Яровой

12 апреля 2016 года было получено отрицательное экспертное заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на законопроект .

На следующий день после подписания этого законопроекта Путиным на сайте Российской общественной инициативы появилась петиция, призывающая отменить этот закон , набравшая за первый день более 10 000 подписей , что является удивительным промежуточным успехом , и в итоге меньше чем за месяц набрала все 100 000 подписей , необходимых для рассмотрения инициативы . 16 августа 2016 года инициатива была направлена руководителю экспертной рабочей группы при правительстве министру по вопросам Открытого правительства М. Абызову . 19 января 2017 года экспертная рабочая группа сочла недопустимой отмену так называемого «закона Яровой». «Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов» - указано в перечне выводов по итогам заседания, на котором обсуждалась петиция об отмене «закона Яровой».

Руководитель некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Леонид Волков подал в мэрию Москвы уведомление о проведении митинга 26 июля 2016 года против этого закона возле здания Роскомнадзора . Идею такого митинга поддержали Дмитрий Мариничев , Роскомсвобода и Пиратская партия России . Было анонсировано проведение митингов против этого закона в Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Саратове и Сыктывкаре

С 1 июля в России формально вступила в силу часть норм так называемого "закона Яровой", согласно которым операторы должны хранить переписку и разговоры абонентов. Но выполнить эти требования легально сегодня невозможно: на рынке еще нет сертифицированного оборудования. Неграмотная подготовка к реализации закона поставила операторов в неудобное положение: купить сертифицированное оборудование нельзя, а получить штраф за его отсутствие можно.

Чтобы приступить к выполнению "закона Яровой", сотовые операторы должны были установить дополнительное оборудование к уже имеющимся СОРМ (системам оперативно-розыскных мероприятий). СОРМ была создана еще в конце 80-х годов, и с тех пор появилось несколько вариаций этой системы: СОРМ-1 позволяет прослушивать телефонные разговоры, СОРМ-2 создана для мониторинга интернет-активности пользователей, СОРМ-3 фиксирует действия абонента и хранит эту информацию до трех лет. Для доступа к данным абонентов спецслужбам необходимо решение суда, после чего они официально могут прослушивать разговоры и читать переписку человека, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Однако уже в 2005 году правительство приняло постановление, согласно которому операторы обязаны предоставить спецслужбам дистанционный доступ к мониторингу абонентов. То есть сотрудники спецслужб перестали приходить и предъявлять операторам решение суда, прежде чем начать мониторинг. Теперь же, согласно закону из "пакета Яровой", разговоры и переписку любого абонента можно будет прослушать и прочесть не только в режиме реального времени. До 1 июля операторам нужно было установить дополнительное оборудование для хранения телефонных переговоров и сообщений в течение полугода, а до 1 октября провайдеры должны установить оборудование для хранения интернет-трафика абонентов.

Протест против "законов Яровой"

Те же компании, которые обеспечивают операторов оборудованием СОРМ, готовы предоставить дополнительное оборудование для хранения данных. В систему хранения входит ряд устройств: устройство для съема информации о местоположении абонентов, выделения несостоявшихся вызовов из сигнального трафика; хранилище статистической информации и текстовых сообщений пользователей; хранилище содержимого соединений, то есть изображений, звуков, видео и так далее; база информации об абонентах и подключенных услугах и другие устройства.

Генеральный директор компании-производителя СОРМ "Норси-Транс" Сергей Овчинников рассказал Радио Свобода, что оборудование уже готово, и на данный момент идет подготовительный этап: сбор данных, переговоры с операторами.

– Мы уже отрабатывает коммерческие предложения, – говорит Овчинников. – А государственные органы, которые занимаются сертификацией, все сделают. У них время есть. Вы не думайте, что в государственной структуре дураки работают: там нормальные технически образованные люди. Не будут никого ничего лишать, не будет никакой погони за ведьмами. Все будет спокойно.

Несмотря на то что оборудование для хранения данных уже есть, использовать его пока нельзя: это может повлечь административную ответственность, сказано в письме от Минкомсвязи, которое получила Ассоциация операторов сотовой связи.

Установка нового оборудования не меняет правила доступа спецслужб к данным абонентов – для этого им по-прежнему понадобится решение суда.

Погорячились с датой

Эксперты считают, что подготовиться к выполнению закона в срок и сертифицировать оборудование не получилось из-за непродуманности технической стороны вопроса и непонимания авторами закона, как эта система работает. Как писали "Ведомости", в начале 2017 года, через полгода после принятия закона, по-прежнему не было технического задания на создание системы хранения данных.

Директор по стратегическим проектам Института исследования Интернета Ирина Левова рассказала Радио Свобода, что первое время после принятия закона никто не понимал, что именно нужно реализовывать. Поэтому на создание и сертификацию оборудования потребовалось больше времени, чем предполагали назначенные сроки.

Нельзя принимать законы без понимания, как это технически будет работать

– Нельзя, конечно, принимать законы без понимания, как это технически будет работать, и каким образом это будет реализовано на подзаконном уровне, – говорит Левова. – Первое, что нужно делать, когда разрабатывается какой-то проект, – это системно подойти к нему, подготовить концепцию реализации. И только потом писать нормативно-правовые документы. Здесь мы видим обратную ситуацию: сначала написали закон, а потом начали думать, как его реализовать. Логично, что при таком подходе все столкнулись с трудностями. Оборудование еще не сертифицировано, но при этом операторы во взаимодействии с органами тестируют систему.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов считает, что с датой запуска закона явно погорячились. По его мнению, прежде чем устанавливать сроки, стоило пригласить операторов для обсуждения технической стороны вопроса.

IT-специалист Леонид Волков предполагает, что хранение голосового трафика станет реальным приблизительно через год, так как проблема только в сертификации оборудования. Однако полное выполнение закона, то есть хранение интернет-трафика, по мнению Волкова, в принципе невозможно.

– Это нерешаемая задача. Для выполнения закона в чистом виде, то есть для хранения всего трафика в течение полугода, нет нужных хранилищ, нет такой технической возможности. Пока речь идет только о хранении голосового трафика, и это более-менее реально. Но опасаться того, что они начнут хранить весь трафик, как предписывает закон, я бы не стал, потому что здесь проблема уже не в отсутствии сертифицированного оборудования, а в отсутствии реальной технической возможности. Этот закон принят для того, чтобы устроить большой передел рынка. Он невыполним. И за невыполнение невыполнимого закона будут штрафовать маленьких провайдеров. Потом под угрозой закрытия и огромных штрафов придет какой-нибудь "Ростелеком" и отберет у них бизнес.

Трудно быть оператором

По словам Сергея Ефимова, операторы пока не вполне понимают, как реализовывать положения закона. Например, если 20 миллионов человек смотрят трансляцию футбольного матча, нужно ли записывать каждый просмотр или просто достаточно ссылки на запись?

– Все эти вопросы остались пока "за кадром", – говорит Ефимов. – Но, не решив эти организационно-юридические вопросы, решать технические просто рано. Понятно, что такие сложные и дорогостоящие мероприятия необходимы для решения вопросов безопасности государства, они важны и на международном уровне, но нельзя же доводить такие задачи до профанации. К сожалению, я пока не вижу понимания в этом вопросе.

Установка необходимого оборудования по-прежнему остается очень затратным делом для сотовых операторов, поэтому Ефимов считает, что государство должно было выделить определенную сумму из федерального бюджета на исполнение закона хотя бы в виде кредитных ресурсов. Повышение тарифов, по его мнению, не сможет кардинально изменить ситуацию, так как собрать необходимую сумму быстро не получится.

По словам Ефимова, непродуманность "закона Яровой" несет сотовым операторам серьезную опасность – обвинение в утечке информации. Операторам необходимо обеспечить хранение информации таким образом, чтобы исключить несанкционированный доступ. Для этого все правила должны быть прописаны в законе: кто имеет доступ, какими документами это регулируется. В ином случае операторы связи находятся в опасности: их всегда можно обвинить утечке данных. Это может стать инструментом давления на игроков рынка.

Формально операторов уже можно проверять на наличие оборудования для хранения информации.

Уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов

– Принятие скоропалительных, непродуманных и необкатанных нормативных актов при выстроенной судебной машине – это очень опасное мероприятие, – говорит Ефимов. – Так по этим нормам уже сегодня можно штрафовать и разорять операторов – что обидно, "по закону". Оператор не виноват, но его сделали автоматически виновным. Судебная система построена так, что она в основном доверяет государственным чиновникам. Формально к оператору могут прийти и сказать, что у него не стоит сертифицированное оборудование. То, что этого оборудования ни у кого нет, судью вряд ли будет волновать – формально закон нарушен. Но получается, что сам закон неразумен, потому что неразумны требования.

Радио Свобода не удалось получить оперативный комментарий Роскомнадзора по поводу того, когда ведомство начнет проверять операторов.

В последний день работы Госдума шестого созыва приняла один из самых резонансных законопроектов последних лет.


Как принимали закон


Законопроект внесли в Госдуму 7 апреля депутат Ирина Яровая и член Совета федерации Виктор Озеров. Инициативу они объяснили «новыми проблемами» с международным терроризмом. В первом чтении проект был принят 13 мая.

Во втором и сразу же в третьем чтениях проект принят 24 июня. Окончательные поправки раздавались парламентариям за несколько минут до обсуждения. В итоге проект был заметно смягчен. За проект в третьем чтении проголосовали 287 депутатов, против -147, один воздержался.

В чем суть поправок


Разрешить сотрудникам ФСБ и СВР «получать на безвозмездной основе от госорганов и государственных внебюджетных фондов» доступ к информационным системам и базам данных.

Причислить к разыскным мероприятиям получение правоохранительными органами «компьютерной информации», в том числе доступ к электронной почте, СМС-сообщениям.

Обязать операторов почтовой связи «принимать меры» для того, чтобы по почте не отправлялось оружие и другие «опасные» предметы.

Увеличить для операторов связи и интернет-компаний срок хранения информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, а также изображений, звуков или иных сообщений пользователей до трех лет (сейчас - шесть месяцев). В день принятия закона авторы пошли на уступки и согласились увеличить такой срок всего до года.

Регламентировать миссионерскую деятельность . Например, запрещается проповедовать в жилых помещениях.

Ужесточить наказания за терроризм и экстремизм, а также дополнить Уголовный кодекс новыми составами преступлений этой категории.


Лишение гражданства тех, кто окажется втянутым в террористическую и экстремистскую деятельность. Подозреваемым в подобной причастности запретить выезд за рубеж.

Ко второму чтению было решено отказаться от этих видов наказания.

Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет за «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение массовых беспорядков.

Лишение свободы от 10 до 20 лет за создание террористической организации.

Увеличивается число уголовных статей, ответственность по которым наступает с 14 лет.

Штраф для юридических лиц за использование СМИ и интернета для разглашения гостайны - от 400 тыс. до 1 млн руб.

Чем опасны поправки и то, как их принимали


Предлагавшиеся нормы о лишении гражданства не соответствуют ст. 6 Конституции РФ («гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»).

Никто из глав других ответственных думских комитетов не был привлечен к проработке поправок Ирины Яровой.

Новации стали неожиданностью для религиозных деятелей: при разработке закона с ними не консультировались.

Правовое управление Госдумы отмечало, что усиление наказания за пособничество в совершении террористических преступлений в ряде случаев повлечет более строгое наказание, чем за их совершение.

По подсчетам операторов связи, реализация требований законопроекта лишит их чистой прибыли и оставит бюджет без налоговых отчислений.



Просмотров