«Авто-Интеллект» — система распознавания автомобильных номеров и обеспечения безопасности дорожного движения. Искусственный интеллект на страже закона: Новейшие технологии в сфере права. ФАН-ТВ Автоматическое обнаружение нарушений ПДД и подготовка постано

Подготовлен проект конвенции, регулирующей отношения искусственного интеллекта и людей

Отношения человека и искусственного интеллекта должны быть законодательно урегулированы, считают в Госдуме. В первой половине 2018 года профильный комитет рассмотрит проект конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте

Фото: Michael Buholzer / Reuters

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрит конвенцию по робототехнике и искусственному интеллекту, рассказал РБК представитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо», разработавшего документ (есть в распоряжении РБК).

Председатель комитета Сергей Жигарев через помощника подтвердил эту информацию. Предполагаемый срок рассмотрения конвенции, а также формирования предложений законотворческих документов по теме «роботехника» — первое полугодие 2018 года. «Вопросы отношения человека и искусственного интеллекта — это вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы в ближайшее время. После широкого общественного обсуждения с участием представителей экспертного, научного сообщества, а также представителей общественности документ поступит на рассмотрение в нижнюю палату парламента», — сообщил Жигарев.

Цель разработанной конвенции — определить основные проблемы, которые могут возникнуть в обществе и правовой системе в связи с активным развитием киберфизических систем, обобщить основные правила робототехники и обозначить возможные направления решения существующих и ожидаемых проблем, указано в документе.

  • К объектам робототехники авторы документа относят все категории роботов в самом широком понимании независимо от их назначения, степени опасности, мобильности или автономности, а также киберфизические системы с искусственным интеллектом в любой форме.
  • Авторы документа предлагают исходить из того, что «создание, внедрение и использование роботов должно осуществляться при условии максимального обеспечения безопасности человека, общества и государства, а также непричинения вреда человеку, человечеству, живым существам и всей их среде обитания».
  • Роботы, создаваемые в военных целях, «должны иметь изначально заложенные в них и не поддающиеся изменениям ограничения, соответствующие положениям международного гуманитарного права». Такие роботы не должны использоваться для причинения вреда мирному населению.
  • Предлагается установить повышенные требования к защите от несанкционированного доступа третьих лиц при эксплуатации роботов, потенциально способных причинить человеку существенный, в том числе смертельный, вред (медицинские роботы, имплантируемые устройства, высокоавтоматизированные транспортные средства, военные роботы и т.д.).
  • Роботы должны постоянно фиксировать информацию об условиях своего функционирования и всех совершаемых ими действиях и хранить в специальном «черном ящике».
  • Физически взаимодействующие с людьми и не находящиеся под прямым управлением человека роботы должны иметь функцию моментального или аварийного отключения по требованию («красную кнопку»).
  • «Человек не должен умалять человеческое достоинство своим обращением с роботами».

Инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Никита Юрьев отмечает, что рынки роботов и искусственного интеллекта тесно взаимосвязаны — развитие первого невозможно без второго. «В свою очередь, рынок роботов создает широкие возможности для работы в направлении искусственного интеллекта: глубинного и машинного обучения, обработки естественного языка, машинного зрения», — отметил Юрьев. Он привел прогноз компании Grand View Research, согласно которому объем мирового рынка искусственного интеллекта в 2017 году должен составить около $19,18 млрд, а к 2025 году достигнет $35,9 млрд.

Рынок роботов только в сфере услуг должен достичь $27,5 млрд к 2023 году при среднем темпе роста 15,18% в год, приводит Юрьев данные компании MarketsandMarkets. Рынок роботов в производстве к этому же сроку должен достичь $71,72 млрд. При этом суммарно мировые расходы на роботов, по данным IDC, должны уже к 2019 году превысить $135,4 млрд. «Лидером в данном направлении считают Азиатско-Тихоокеанский регион, а одним из самых ярких игроков — Boston Dynamics (американская инжиниринговая компания, некоторое время принадлежавшая Google, сейчас принадлежит SoftBank. — РБК )», — рассказал представитель ФРИИ.

Проект конвенции, разработанный «Робоправом», не первая попытка законодательно урегулировать рынок искусственного интеллекта. В декабре 2016 года «Ведомости» , что основатель Grishin Robotics и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин совместно с юристом Виктором Наумовым разработали концепцию закона о робототехнике.


Этот законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс главой о роботах-агентах, то есть тех роботах, которые могут действовать автономно. «Мы продолжаем активное обсуждение законодательных инициатив в этой области, по разным оценкам экспертов, рынок искусственного интеллекта к 2020 году вырастет до $5 млрд», — передал Гришин РБК через представителя.

Исследовательский центр «Робоправо» создан как автономная некоммерческая организация в начале 2017 года по инициативе сотрудников международной юридической фирмы Dentons Андрея Незнамова и Виктора Наумова, рассказал РБК представитель центра. По его словам, разработанные по заказу Гришина поправки стали «толчком к созданию конвенции». В то же время он отметил, что законопроект и конвенция практически не пересекаются по смыслу. «Появление «закона Гришина» инициировало широкое обсуждение вопросов регламентации робототехники. В совокупности с этими и другими факторами встал вопрос о принятии законов о робототехнике вообще, а не только внесении изменений в Гражданский кодекс», — отметил он.

Как пояснил представитель центра «Робоправо», многие эксперты в мире говорят о необходимости создания общего свода правил взаимодействия человека с роботами и искусственным интеллектом. «Мы решили попытаться сделать это. Проанализировали существующие законы и правила. Постарались их обобщить, а также сделать ряд новых предложений, не претендуя на исчерпываемость и окончательность», — отметил он.

Как в мире юридически регулируют искусственный интеллект

На данный момент в мире практически не существует специальных законодательных актов, определяющих статус машин с искусственным интеллектом. В США , например, рассмотрение возникающих споров по этой проблеме основывается на действующих общих законах, что зачастую вызывает трудности при рассмотрении дел в суде.

Специальный закон о робототехнике был принят в 2008 году в Южной Корее . Несмотря на то что в акте «О содействии развитию и распространению умных роботов» фактически не идет речи о регулировании искусственного интеллекта, а в качестве основной его цели было заявлено стимулирование робототехники и улучшение качества жизни граждан, в документе дается несколько важных определений. Под термином «умный робот» южнокорейские законодатели предлагают понимать «механическое устройство, которое самостоятельно воспринимает внешнюю среду, распознает обстоятельства, в которых работает, и движется самостоятельно». В одной из статей закона говорится, что в будущем правительство имеет право принять специальный закон, регулирующий этические нормы развития робототехники, которым должны следовать разработчики, производители и пользователи умных роботов.

Первые шаги в этом направлении делают и в Европе . В феврале 2016 года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права в робототехнике», в которой парламентарии обратили внимание на важность развития законодательной базы, а также отметили необходимость введения единой системы классификации роботов и общеевропейской системы их регистрации. Большое внимание в документе уделяется этическим принципам: например, отмечается, что потенциал использования робототехники должен оцениваться с точки зрения отсутствия угроз безопасности и здоровью человека, свободе и неприкосновенности частной жизни.

В ходе саммита ЕС, который прошел в Брюсселе в октябре 2017 года, лидеры европейских стран договорились в начале 2018 года разработать европейский подход к проблеме искусственного интеллекта. В официальных документах саммита также говорилось о необходимости активнее реагировать на новые мировые тенденции, к которым относится развитие искусственного интеллекта.

Нашествие машин

В скором будущем роботы будут покушаться на наши рабочие места, озабочен Европарламент. Там обнародовали проект по регулированию деятельности роботов - не исключено, что он даст толчок к созданию нового законодательства. Читается как научная фантастика.

Будущее уже наступило - такой вывод можно сделать из проекта доклада, представленного в Европарламенте и посвященного... роботам. А точнее - юридическим и законодательным вопросам, связанным с фактом их существования.

Но с какой стати европарламентарии занялись правами тех, кого юридически не существует? В докладе отмечается: человечество стоит на пороге новой эры, когда множество ультрасовременных роботов, андроидов и иных воплощений искусственного интеллекта могут стать причиной промышленной революции - она затронет все слои общества, так что, мол, жизненно необходимо рассмотреть все возможные последствия. Звучит сенсационно: в конце концов, одно дело, когда так говорят футурологи, другое - когда перед тобой текст официального документа. Впрочем, одними декларациями авторы не ограничиваются и приводят статистику: между 2010 и 2014 годом рост продаж роботов в Европе в среднем составил 17 процентов в год, в 2014-м - и вовсе рекордные 29 процентов. А число ежегодных патентных заявок в сфере робототехники за последние 10 лет и вовсе утроилось!

Техника познания

Сегодня роботами называют почти любое автоматическое устройство, выполняющее какую-то функцию. С точки зрения рыночной экономики это привлекательно, с точки зрения науки - спекуляция.

Данные Европарламента вполне соотносятся с победными реляциями Международной федерации робототехники (IFR): в прошлом году продажи промышленных роботов в мире установили новый рекорд - 248 тысяч единиц. А к 2018-му в заводских цехах разместят около 2,3 млн роботов, как минимум вдвое больше, чем в 2009-м (1 млн). Еще больше завораживают цифры по сервисным роботам: по данным той же IFR, в 2014-м по всему миру было продано 4,7 млн таких автоматов для личных нужд или домашнего использования (на 28 процентов больше, чем в 2013-м), а между 2015-м и 2018-м в год реализуют 35 млн! Фантазия разработчиков не ограничивается роботами-пылесосами. В компании Sony уже заявили о разработке робота, способного "наладить эмоциональную связь" с человеком, робот-адвокат (строго говоря, компьютерная программа) лихо оспаривает у полиции Лондона и Нью-Йорка штрафы за парковку, а система искусственного интеллекта недавно обставила в имитации воздушного боя полковника ВВС США. И пусть это еще не роботы в том виде, как их изображает Голливуд (речь, скорее, о продвинутых автоматах), однако революция, как ни крути, налицо.

Самый сенсационный момент - создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями.

Теперь о тревожном. Нет, машины не захватят власть над людьми, однако они вполне могут отобрать наши рабочие места, о чем и предупреждают в докладе. А вот прогноз от Oxford University: половина рабочих мест в США будут отданы роботам в ближайшее десятилетие или два - речь не только о заводских рабочих, но и о водителях такси, например. Видят ли опасность эксперты?

Роботы все чаще взаимодействуют с людьми в различных сферах жизни,- признает Сюзанна Бек, профессор права в Университете Ганновера (Германия) и признанный специалист по проблеме.

Нечеловеческая ответственность

Голливуд постоянно дополняет и модифицирует первые три "закона" робототехники - не причинять вред человеку, повиноваться ему и заботиться о своей безопасности

В интервью "Огоньку" профессор Бек подчеркивает: сегодня шансы, что автоматы могут нарушить права и интересы "третьих сторон", возросли. К тому же машины все более автономны и все труднее назначать конкретных людей ответственными за их действия. Чтобы избежать такого "отсутствия юридической ответственности", заключает эксперт, и нужно адаптировать существующие законы к новой реальности с участием роботов.

Фактически доклад, представленный в Европарламенте, пытается законодательно ответить на новые вызовы (его докладчик, член парламента от Люксембурга Мади Делво, на момент сдачи номера была недоступна для комментария). Самый сенсационный момент, о котором сразу написали мировые СМИ,- это создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями. Еще один пункт связан с налогами: речь о том, что компании, владеющие роботами, должны сообщать, какой вклад те делают в прибыль компании, из этого будут рассчитываться налоги и отчисления в систему социального обеспечения. Авторы рассматривают и случаи, когда в результате автономных действий робота нанесен некий ущерб - кто за него будет платить? По сути, предлагается в докладе, необходима система обязательного страхования, как в случае с дорожным движением, однако на дорогах система страхования покрывает действия людей, в случае же с роботами это могут быть их производители... А как насчет прав на интеллектуальную собственность, созданную роботом? Кому они будут принадлежать? Здесь, пишут авторы, требуются дополнительные законодательные усилия.

«Мы уже живем в новой реальности»

Почему современных математиков называют шаманами, о чем думает искусственная нейросеть и какое отношение имеет проблема Больших данных к племенным курам.

Эксперты, впрочем, считают, что паниковать из-за засилья автоматов пока все же не стоит. По словам Сюзанны Бек из Университета Ганновера, то, что роботы могут заменить людей, громко сказано, хотя, как любая новая технология, они могут изменить некоторые виды нашей деятельности, прежде всего механические. Хорошая новость состоит в том, что людям останется творческая работа, недоступная для машин. И вот уже рисуются фантастические перспективы: роботы могут облегчить нам ежедневную жизнь, поддержать нас в физически тяжелой работе и подарить больше свободного времени, ну а все, что требуется,- это адекватно реагировать на возникающие вызовы.

Как живая

"Человечество стоит на пороге создания роботов, которых можно полюбить",- сообщила газета The Financial Times, и российские блогеры обрадовались. В основном, конечно, ликуют мужчины.

Так не пришла ли пора кодекса законов, вроде трех законов робототехники, что придумал фантаст Айзек Азимов? Ученые пока не знают, как вложить их в "мозг" роботов, а значит, говорится в докладе, эти законы могут относиться к... создателям роботов! Сюзанна Бек уточняет: было бы правильнее обсудить, в каких сферах нашей жизни автономные машины нужны, а в каких они вызовут, скорее, настороженность и сомнения (речь, к примеру, об автономных системах вооружений); продумать, что делать с размыванием человеческой ответственности из-за того, что все больше решений принимают автоматы... Словом, тем для споров - множество. Есть и "горячие": Christian Science Monitor напоминает, что в США озабочены законодательным регулированием одной из сфер, связанных с робототехникой,- беспилотными автомобилями. Как бы не опоздать: по прогнозам, такие автомобили появятся на американских дорогах уже в 2020-м...

Брифинг

Леонель Моура , художник в области искусственного интеллекта и робототехнического искусства:

Если мы сумеем установить с роботами симбиоз, взаимовыгодные отношения, тогда да, можно не опасаться. А если у нас не получится - возникнут проблемы. Но я думаю, что все формы жизни, включая искусственный разум, стремятся к сотрудничеству, хотят избежать конфликтов. Роботы не хотят воевать с людьми, конечно, если речь не идет о военных роботах, там ответ будет другой. Но я хочу рассматривать роботов как напарников, сотрудников. Пока я больше боюсь людей.

В этом году на CES 2017, как ни странно, наиболее интересные технологии представляли производители авто. Машина перестает быть просто средством передвижения и превращается в самый настоящий гаджет. Автомобили наполнены кучей электроники и порой перестают напоминать внешне привычные нам машины. Беспилотные авто — вообще особая тема. Технологии автоматического управления автомобилем тестируют и пытаются внедрить многие компании. Также популярно становится и внедрение искусственного интеллекта в автомобиль. Все это довелось увидеть на CES 2017.

Toyota Concept-i

Например, Toyota показала на CES 2017 собственное видение будущего автомобилей — Concept-i. Главная фишка Concept-i не автономность, а наличие в автомобиле искусственного интеллекта Yui. Основная цель такой машины с собственным интеллектом — сделать процесс езды и взаимодействия автомобиля и человека проще. Хотя куда уж проще? Дави на педали и смотри на дорогу. Но в Toyota по своему видят будущее, где умный помощник Yui буквально будет ощупывать вас, ведь он умеет не только связываться с водителем посредством голоса или цветовых оповещений, но и с помощью тактильной отдачи. Yui буквально может к вам прикоснуться. Звучит зловеще, но так в Toyota представляют себе будущее. Конечно Concept-i может ездить и автономно, но главное заключается именно в поддержке водителя. Искусственный интеллект способен считывать эмоции человека. И если он заметит, что водитель становится рассеянным, то заведет с ним беседу или другим способом даст понять, что пора отдохнуть.

Divergent Blade

Немного по-другому видят ближайшие лет 10-15 ребята из команды Divergent 3D. Как понятно из названия, компания специализируется на 3D печати. Печати автомобилей! Их детище, Divergent Blade является суперкаром и способен разгоняться до 100 км/ч всего за 2,5 секунды. Ездит этот автомобиль на газе или бензине, но при этом является гораздо более экологичным транспортом чем электромобили. А все потому, что распечатанный на 3D принтере Blade несет на 65% меньше вреда экологии, чем собранный на конвейере электромобиль. Интересно и то, что Blade это не только распечатанный на принтере кузов, что уже далеко не новость, но и шасси. Основа автомобиля тоже распечатана на 3D принтере и состоит из 28 килограмм алюминия и 19 кг карбона. На сборку этого шасси понадобится 30 минут и три человека. Кстати, полностью Divergent Blade весит 630 кг, а двигатель который устанавливается в этот имеет мощность в 700 л/с, то есть больше чем 1 л/с на килограмм веса. Невероятный результат.

Беспилотные авто

Основная идея многих показанных на CES 2017 машин — автономное вождение. Мир буквально помешался на этой идее. Так свое видение беспилотного авто показала Honda. Ее NeuV рассчитана на двух человек и видится компании, как идеальный автомобиль для Uber. То есть такси без таксиста. Honda показали и самопередвижные табуретки, правда совсем непонятно зачем они вообще нужны. Также японцы продемонстрировали умный мотоцикл, который способен следовать за водителем или потихоньку катиться в пробке не теряя равновесия. Говорят, что все за счет умной начинки.

Hyundai решила шокировать внешностью, вернее ее обычностью, ведь представленный беспилотный автомобиль Ioniq ничем не отличается от самой обычной машины. Все сенсоры спрятаны внутри кузова. Корейцы, как бы дают понять, что их будущее немного ближе, чем у конкурентов.

BMW показала новую систему интерфейса HoloActive Touch, который должен будет использоваться в автомобилях в ближайшем будущем.

Электромобили

Второй главный тренд автомобилей на CES 2017 — электрическая силовая установка. Электрокары одним словом. Tesla своим появлением изменила этот мир и доказала, что электромобили это реальность. Поэтому крупные производители теперь пытаются так активно создать свои собственные электромобили. Например, Mercedes привезла на выставку концепт внедорожника EQ, который по словам компании уже готов к серийному производству и должен появиться в продаже в 2019 году. Силовая установка и аккумуляторы в этом автомобиле позволят ему от одной зарядки проехать 500 километров. Кстати, привыкайте к этой фразе «проехать на одной зарядке», скоро это станет нашей повседневной реальностью.

Это доказывает и Nissan, которые привезли на CES 2017 новое поколение электромобиля Leaf. Nissan не просто показали новый Leaf, они представили уникальную интеллектуальную систему SAM — Seamless Autonomous Mobility. Японцы планирует создать центр управления беспилотными авто — как NASA следит за своими кораблями, так и Nissan будут следить за беспилотными автомобилями. Встроенный в Leaf искусственный интеллект SAM способен самостоятельно разбираться со всеми дорожными ситуациями, но если вдруг он не сможет понять, как ему действовать дальше, то он обратится в центр управления. Он в свою очередь даст необходимые руководства по дальнейшим действиям. В общем Nissan пытается разобраться с проблемой адекватности автопилотов.

Ford решили не заморачиваться с созданием собственного умного помощника и обратились к Alexa — искусственному интеллекту от Amazon. Так вы сможете прямо из машины зажечь умную лампочку Philips Hue в доме или завести двигатель автомобиля удаленно, или включить дома кондиционер. Непонятно зачем это реально нужно когда есть смартфоны, Ford это не объяснили, но такая коллаборация выглядит как минимум интересно, ведь Alexa сегодня очень популярна в США.

Faraday Future FF91

А пока все пытаются создать электрокар с автопилотом и умным помощником будущего, ближе всего к реальности оказалась небольшая компания Faraday Future из Лос-Анджелеса. В прошлом году этот проект представлял на CES какой-то невероятно футуристичный концепт FFZero1, а уже в этом году Faraday представили практически серийный автомобиль FF91. На одной зарядке FF91 может проехать 608 км. При этом заряжаться может от любых типов зарядных станций. Суммарная мощность Faraday Future FF91 — 1050 лошадиных сил. Цифра впечатляющая. С нуля до сотни этот электромобиль разгоняется за 2,39 секунды, это на 0,01 быстрее чем Tesla Model S. Бойцовские качества спорткара этот автомобиль совмещает с утилитарностью минивэна. Помимо продвинутого автопилота и умного помощника внутри расположена куча дисплеев для водителя и всех пассажиров, целые системы сенсоров, камеры и Wi-Fi антенны. У каждого водителя FF91 будет собственная учетная запись, она позволит загружать все индивидуальные настройки электрокара — настройку кресел, руля, зеркал, приборов и так далее. Более продвинутая система памяти, которая есть в современных автомобилях. Производство Faraday Future FF91 начнется в 2018 году. Пока неизвестно даже примерно, сколько будет стоить этот электрический автомобиль, но уже можно встать в очередь заплатив $5000.

Во вторник, 8 мая, в России прошли первые испытания беспилотных автомобилей. Машины с роботом вместо водителя совершили тестовый проезд на автоподходах к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Все автомобили справились с заданиями и показали хорошие результаты. Прокатиться на беспилотном транспорте россияне смогут уже во время чемпионата мира по футболу. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

В ходе тест-драйва были задействованы автомобили пяти видов, которые оснащены технологиями автономного управления. Так, в испытаниях приняли участие грузовики брендов НАМИ и «КамАЗ», а также два легковых автомобиля моделей Skoda Superb и Ford Focus, говорится в сообщении министерства транспорта.

По данным ведомства, все автомобили справились с поставленными задачами. Машины разогнались до 40 километров в час и выполнили на дороге различные маневры, включая перестраивание в другой ряд, проезд по транспортной развязке и торможение перед пешеходами. Каждая из машин преодолела более 10 километров. На пассажирском сидении находились разработчики, которые «инспектировали» роботов.

«Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы „машинного зрения“, обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки», - отмечается в сообщении. Тестовый проезд также послужит основанием для законодательного разрешения беспилотным автомобилям ездить по дорогам общего пользования в России.

Несмотря на то, что эти испытания стали первыми и самыми масштабными в стране, говорить о внедрении машин без водителей на дорогах массового пользования пока рано, считает Дмитрий Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, которое курирует развитие беспилотников в России.

«Пока российские беспилотники могут функционировать лишь в идеальных условиях, то есть ездить по заранее заданной траектории на трассах без другого транспорта и при этом развивать невысокую скорость. При этом в будущем они могут стать хорошей альтернативой для пассажиров, поскольку автомобиль с искусственным интеллектом в разы безопасней машины с водителем. Согласно мировой практике, роботы допускают в сотни раз меньше ошибок за рулем, чем реальные шоферы», - отметил собеседник «360».

Беспилотники на футболе

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшие годы. Причем увидеть новые автомобили россияне смогут уже в июне этого года.

«Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии. По его словам, болельщики смогут прокатиться на беспилотных автобусах уже в июне.

Между тем на массовый рынок беспилотные автомобили смогут поступить через 5-10 лет, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «360», что такие автомобили будут особенно востребованы в качестве общественного транспорта.

«Собирать беспилотные автомобили в промышленном масштабе начнут уже через пять, максимум через 10 лет, но среди автолюбителей они вряд ли будут популярны и, скорее всего, будут функционировать как такси или другой общественный транспорт. Конечно, они более безопасны, но у них есть существенный минус - это то, что в экстренной ситуации робот реагирует хуже, чем опытный водитель, который может нарушить ПДД, но избежать аварии. Искусственный интеллект так поступить не может», - добавил Канаев.

«Беспилотное» будущее

Источник фото: Министерство транспорта

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035 году количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако он закончился смертью. В марте беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие», и в результате робот сбил человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По планам местных властей, подобные машины без водителей появятся на дорогах страны до конца 2018 года. При этом автомобили будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все равно будет управлять человек.

Новейшие технологии внедряют и в общественный транспорт. К примеру, в прошлом году в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, собираются включить в систему пассажирских перевозок Финляндии уже осенью 2018 году.


УСТАНОВКА INTELLECT BOARD 2.22 (версия от 26 декабря 2007 года)

1. Требования для установки:

1) Web-сервер, поддерживающий выполнение PHP-скриптов
2) PHP версии не ниже 4.2.0 или 5.0 (должна быть включена опция short_open_tag)
3) MySQL версии 3.23.53 или выше (рекомендуется 4.1 и выше) или PostgreSQL 8.1.3 с установленным модулем T2Search
4) базу данных с правами на создание таблиц и индексов и выполнение с ними основных действий: выборки, создания, удаления записей.
5) Не менее 4 Mb дискового пространства для скриптов и картинок и 5 Mb для базы данных (по мере роста форума требования к объему БД будут расти)
6) Для корректной работы с графическими файлами для PHP должно быть подключено расширение GD (рекомендуется GD2)
7) В большинстве случаев для корректной работы скрипту достаточно 3 Mb памяти, однако в ряде ситуаций (например, при загрузке графического изображения с выполнением преобразований над ним) этот объем может существенно увеличиваться.

Желательно, чтобы администратор форума обладал минимальными знаниями в PHP и MySQL (по крайней мере, мог понять смысл стандартных сообщений об ошибках).

Если вы выполняете обновления с предыдущих версий, не забудтье сделать резервную копию форума перед обновлением (наиболее часто при обновлении оказываются замененными файлы addons.php и langs/ru/rules.txt) и прочтите документ "Особенности обновления" который находится в дистрибутиве в файле!update!.txt.

Внимание: Intellect Board не работает с некоторми старыми версиями Denver!
В случае возникновения такой ситуации рекомендуем обновить Denver до последней версси, или воспользоваться Small HTTP Server или настоящим Apache, а не тем, что входит в состав Denver.

Если на сервере установлена библиотека ZZIPlib, то все файлы, кроме install.php, можно заархивировать в файл iboard.zip и закачать на форум в виде ZIP-архива. Если этой библиотеки не установлено, то файлы следует загружать по FTP в двоичном (binary) режиме обычным способом (т.е. поштучно).

Закачивать форум следует в один из подкаталогов (в дальнейших примерах будем считать, что вы назвали этот подкаталог forum), вложенных в каталог, который предназначен для HTML-страниц (обычно он называется public_html, html, www, подробнее см. в FAQ вашего хостинга). НЕ СЛЕДУЕТ ПОМЕЩАТЬ СКРИПТЫ ФОРУМА В ПОДКАТАЛОГ cgi-bin! Если вы хотите сделать сайт, состоящий только из форума, то закачивайте скрипты прямо в каталог для HTML-страниц.

Права доступа.

Права доступа следует выставлять в зависимости от того, от чьего имени выполняется скрипт (эта информация выводится на первой странице вместе с остальной информацией о сервере). Возможны 2 варианта: 1) скрипт выполняется от вашего имени (имя пользователя совпадает с вашим основным логином для FTP), 2) скрипт выполняется от имени серверного пользователя (как правило, этот пользователь имеет имя nobody, apache или IIS_*).

Если скрипт выполняется от вашего имени, то права ставятся следующим образом:
- на каталоги config и temp достаточно выставить права 700 (иногда это обозначается как rwx------, разрешение на запись/чтение/выполнение владельцу и запрет эти действий группе и всем остальным).
- каталог styles и все его подкаталоги должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 755 или rwxr-xr-x).
- каталоги files и photos должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 755 или rwxr-xr-x).
- если вы планируете редактировать языковые файлы, то на все файлы в подкаталогах каталога /langs следует поставить права 644.
- остальным файлам следует выставить разрешения следующим образом: владелец имеет право на чтение/запись, группа - только на чтение (640 или rw-r-----), или так: владелец имеет право на чтение/запись, а группа и все остальные - только на чтение (644 или rw-r--r--).

Если скрипт выполняется от имени сервеного пользователя, то права необходимо выставить так:
- на каталоги config и temp - права 777 (любые действия разрешены владельцу, группе и всем остальным)
- на каталог styles и подкаталоги - также 777, на файлы в данных подкаталогах - 666 (чтение/запись разрешена владельцу, группе и всем остальным)
- каталоги files и photos должны быть доступны владельцу для любых операций, всем остальным только на чтение/выполнение (права 777 или rwxrwxrwx).
- если установка производится впервые, в корневом каталоге форума необходимо создать пустой файл addons.php и сделать его доступным для записи (права 666). Внимание: в состав дистрибутива этот файл не входит, его нужно создать самостоятельно!
- если вы планируете редактировать языковые файлы, то на все все файлы в подкаталогах каталога /langs следует поставить права 644
- остальным файлам следует выставить разрешения следующим образом: владелец имеет право на чтение/запись, а группа и все остальные - только на чтение (644 или rw-r--r--).

Внимание: если после установки форума вы устанавливаете какие-либо обновления, может потребоваться сделать некоторые файлы доступными на запись. В этом случае следует установить права такие же, как на файлы в каталоге /langs/ru.

3. Установка

После того, как все файлы (или ZIP-архив) загружены, следует запустить на сервере скрипт install.php. (Для этого необходимо ввести в броузере URL http://your_site/forum/install.php , где your_site - название вашего сайта, а forum - название подкаталога, в который вы установили форум).

Скрипт установки произведет поиск уже установленных в текущем каталоге версий Intellect Board (если они имеются) и предложить либо изменить их настройки, либо установить новую версию.

На следующем шаге будет произведена распаковка файлов (если они были загружены в виде ZIP-архива) и проверка их размеров. Если проверка пройдет успешно, то будет выведена форма с запросом параметров базы данных, которая будет использоваться для форума. Здесь необходимо указать следующую информацию:
- путь к каталогу на сервере, где находятся скрипты форума и URL форума. Cкрипт попытается автоматически определить путь и URL. В большинстве случаев это происходит корректно, и вам достаточно просто нажать кнопку "Установить", чтобы перейти к следующему шагу установки. Если что-то не так, то вам необходимо узнать полный путь к вашему сайту в службе поддержки хостинга, и ввести его, добавив в конец название каталога, куда вы хотите установить форум. (Т.е. если полный путь к вашему сайту /var/www/iboard, а вы устанавливаете форум в каталог forum, то путь будет /var/www/iboard/forum/).
- тип СУБД (версия 2.19 поддерживает MySQL и PostgreSQL)
- имя пользователя, пароль и название базы данных, которые будут использоваться при подключении к базе данных (эту информацию вы должны были получить при регистрации сайта, если у вас ее нет - обратитесь в службу поддержки хостинга)
- префикс имен таблиц базы данных. Это общая часть названия таблиц БД, относящихся к данной установке Intellect Board, если у вас установлено несколько копий форума, то у каждой из них должен быть свой префикс (чтобы не возникало путаницы). Если вы не собираетесь устанавливать больше одного экземпляра форума, то рекомендуется использовать в качестве префикса ib_.
- пароль пользователя System. Пользователь System обладает полными и ничем неограниченными правами доступа к Центру Администрирования форума, поэтому выбирайте достаточно сложный пароль (рекомендации: пароль должен быть не менее 8 символов, и содержать большие и малые буквы, а также цифры или спецсимволы).
После того, как вся необходимая информация введена, скрипт установки произведет начальную настройку форума и запишет файлы конфигурации, после чего выдаст сообщение о том, что установка успешно завершена и предложит перейти в Центр Администрирования, где вы сможете провести провести настройку основных параметров форума.
По окончании установки возможна ситуация, когда не удастся автоматически удалить файл install.php. (Такое обычно бывает, когда скрипт выполняется от имени серверного пользователя). В этом случае при попытке перейти в Центр Администрирования будет выведена ошибка. Вам необходимо подключиться по FTP и удалить этот файл вручную, иначе вы не сможете войти в Центр Администрирования по соображениям безопасности.

Для того, чтобы начать отправлять сообщения на форум, вам необходимо создать в нем хотя бы 1 категорию и 1 раздел в ней. Это делается в разделе "Настройка разделов и категорий" в Центре Администрирования (самый первый пункт меню).

Обратите внимание: из соображений безопасности пользователь System не может посещать пользовательскую часть форума, поэтому для перехода к ней вам потребуется выбрать "Перейти на форум в качестве гостя". В дальнейшем вы можете создать обычного пользователя (пункт меню "Создать пользователя") и проставить ему права администратора. Такой пользователь будет иметь доступ как на пользовательскую часть форума, так в Центр Администрирования.

4. Кодовая страница MySQL

Если при работе с MySQL возникают проблемы с кодовыми страницами (такие проблемы чаще всего возникают в ранних версиях PHP 5.x), то следует отредактировать файл db/mysql.php и раскомментировать (убрать // в начале) там следующую строку в функциях db_connect и db_pconnect:
mysql_query("SET NAMES "cp1251"",$lastlink);
Примечание: данный способ не будет работать в MySQL версий 3.x.

5. Некоторые особенности прав доступа в Intellect Board.

На форуме имеется 3 специальных пользователя, которые не могут совершать никаких действий на форуме со следующими зарезервированными именами: Guest (гость), System(суперпользователь), NewUser(параметры нового пользователя). Профили Guest и NewUser можно редактировать в Центре Администрирования форума, они используются для определения настроек форума, которые видны гостю, а также настроек, предлагаемых по умолчанию новым пользователям.

Почти для любого действия в разделе можно выставить минимальный уровень доступа, который необходим для его совершения. Уровни доступа организованны следующим образом: каждому уровню сопоставляется числовое значение в диапазоне от 1 до 999 (а точнее, до 1023, но уровни 1000 и выше дают право входить в Центр Администрирования). Пользователю может быть присвоен базовый уровень, а также локальный уровень для каждого раздела форума. Числовые значения -1,0, 1024 являются зарезервированными для изгнанного участника, гостя, и пользователя System.

Уровни доступа могут быть уникальными и не уникальными. Уникальные уровни могут быть выставлены только Администратором форума, неуникальные уровни могут быть присвоены автоматически по достижении определенного количества сообщений на форуме.

6. Поддержка

Если у вас возникли вопросы по установке или настройке форума, обращайтесь на официальный форум его поддержки по адресу
Для наиболее быстрого и эффективного получения ответа напоминаем, что кроме выкладывания сообщения об ошибке, необходимо также кратко охарактеризовать ситуацию, когда ошибка возникла (например, "при добавлении фото", или "при просмотре новости") и указывать, какие права имеются у пользователя, у которого эта ошибка произошла.
Там же вы можете высказать предложения и пожелания, а также прислать свои версии дизайна Intellect Board.

7. Логотип форума

Начиная с версии 2.19 в Intellect Board логотип должен находиться в каталог styles/имя_стиля с именем logo.gif. Если один и тот же логотип подходит для нескольких стилей, он должен быть скопирован в каждый каталог. Опция задания URL логотипа через соответствующую опцию в АЦ остается доступной и имеет смысл только для стилей, не использующих интегрированный шаблон, в целях обратной совместимости. На стили, использующие интегрированный шаблон, эта опция влияния не оказывает (см. раздел "Обновление до 2.19").

8. Человеко-читаемые URL

В версии 2.19 добавлена такая возможность, как задание человекочитаемых URL (HURLs) как для разделов, так и для тем. Для того, чтобы их использовать, необходимо включить соответствующую опцию в "Основных настройках форума", а также внести необходимые настройки на сервер. На сервере Apache это может быть сделано двумя способами: либо с помощью добавления ErrorHandler для ошибки 404,
либо с помощью mod_rewrite. И то и другое настраивается в файле.htaccess

Для включения mod_rewrite (если он есть на хостинге) нужно прописать в.htaccess следующее (если форум ставится не в корень сайта, в директиве RewriteBase / нужно заменить на относительный URL форума без / в конце, например, /forum):
RewriteEngine On
RewriteBase /
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteRule ^(.*) index.php

Обратите внимание: названия разделов не должны совпадать с именами скриптов (без учета расширения) в составе IntB (типичная ошибка — раздел с HURL news)!

Для включения вызова скрипта через обработчик ошибки 404 нужно прописать в.htaccess такую строку:

ErrorDocument 404 /forum/index.php

Intellect Board позволяет создавать любое количество вариантов дизайна, называемых «наборами стилей». Каждый набор стилей состоит из CSS-файла, определяющего цвет, шрифты и некоторые другие параметры отображения, основного шаблона, определяющего вид общей части форума, и нескольких файлов-шаблонов, которые содержат функции для вывода HTML-кода, которые вызываются из основных скриптов. Каждый из наборов стилей находится в одном подкаталоге каталога styles, при этом имя файла CSS совпадает с названием подкаталога, основной шаблон называется templat.php, а шаблонов – с именем модуля, для которого они предназначены.

Начиная с версии 2.14 введена система наследования наборов стилей, которая работает следующим образом: производится проверка наличия файла шаблона в данном наборе стилей, если такого файла не существует, то производится его поиск в стиле, который считается родительским по отношению к данному, если файла нет и там, то в стиле, который считается предком родительского стиля и так далее по цепочке наследования до тех пор, пока не будет достигнут стиль abstract, который считается исходным для всех вариантов дизайна и содержит все используемые шаблоны.

При создании нового набора стилей в его каталог автоматически копируется CSS-файл родительскго стиля (при этом производится его переименование), все графические файлы и основной шаблон template.php. Прочие шаблоны PHP автоматически не копируются, поэтому если вам необходимо внести в какой-либо из файлов-шаблонов изменения, скопируйте его вручную в новый стиль и только после этого редактируйте.

Файлы CSS можно редактировать двумя способами: либо прямо на сервере с помощью редактора стилей в Центре Администрирования, либо на компьютере пользователя.
Шаблоны можно редактировать только локально (т.е. необходимо сгружать их по FTP, редактировать, после чего загружать обратно). При редактировании файлов шаблонов следует сохранять имена функций и названия полей, форм, а также значения скрытых полей. Не рекомендуется изменять стиль по умолчанию (он может изменяться в дальнейшем с выходом новых версий Intellect Board), лучше создайте его копию и изменяйте ее.

10. Список функций для шаблонов

В основном шаблоне Intellect Board (а также в едином шаблоне в режиме обратной совместимости) доступны для вызова следующие функции:

main_action(); — результат выполнения основного действия
main_location($locations); — указатель на текущее местоположение на форуме
time_diff(); — вывод времени выполнения скрипта
menu(); — список разделов форума в виде меню
main_copyright(); — вывод copyright-сообщения (должен присутствовать обязательно)
announce(); — объявление форума
last_topics(количество, тип, сообщение); — вывод списка последних тем (если количество не указано явно, оно считается равным 10), тип — определяет тип раздела. 0 — вывод из разделов любого типа, 1 — только из стандарных форумов. Сообщение — текст, который показывается над списком тем (этот параметр не обязателен).
active_topics(количество, тип, период); — вывод списка наиболее активных тем (т.е. тех, в которых было больше всего сообщений и последнее обновление приходится за указанный в днях период), параметры количество и тип — аналогичны параметрам last_topics
small_search_form(); — малая поисковая форма (по всему форуму сразу без выбора подраздела и периода)
present_list(); — список присутствующих на форуме/в разделе/в теме
fast_switch(); — быстрое переключение между форумами с помощью Select
show_vote(номер_темы); — отображения голосования из какой-либо темы в заданном месте
allowed_actions() — cписок доступных пользователю действий
show_news_feed(раздел,заголовок,количество,период) — вывод ленты новостей из указанного раздела в произвольной форме. Раздел — номер раздела, из которого выводятся новости.
Заголовк — текст, который должен выводиться в начале ленты.
Количество — максимальное количество новостей, которое может быть выведено в ленте. 0 — без ограничения по количеству.
Период — количество дней, за которое должны выводиться новости (т.е. новости, отправленные более указанного количества дней назад, выводиться не будут). 0 — без ограничения. Если заданы и период и количество, оба ограничения действуют одновременно (т.е. выводится не более количества новостей за указанный период).

В дистрибутив Intellect Board включен только минимальный набор смайликов и не включены аватары, однако сама возможность их поддержки в форуме присутствует. Вы можете загрузить любые понравившиеся вам смайлики и аватары после установки форума через пункт меню "Загрузка смайликов и аватаров" в Центре Администрирования.
Внимание: если при загрузке смайлика обозначение пишется обычным текстом (например, red или crying), рекомендуется окружить этот текст какими-либо спецсимволами (чтобы получилось что-нибудь вроде:red: и:crying:).

12. Резервное копирование

Начиная с версии 2.14 в Intellect Board включена возможность создания резервных копий содержимого базы данных. Резервная копия представляет собой файл с множеством SQL-запросов (так называемый дамп базы), что дает возможность проводить восстановление БД из резервной копии несколькими способами: с помощью скрипта установки Intellect Board, с помощью скрипта PhpMyAdmin или с помощью стандартного клиента mysql при наличии SSH-доступа на сервер (команда mysq<имя_файла.sql).
Резервная копия может сниматься двумя способами: а) выполнением через функцию exec программы mysqldump (более быстрый и надежный способ), б) если это по каким-то причинам не удалось, то дамп сниманиется средствами самого форума.
Дампы базы создаются в каталоге temp, имена файлов имеют формат имя_хоста_дата_случайнаячасть.sql. (Случайная часть состоит из 6 цифр от 0 до f и добавляется для того, чтобы злоумышленник не мог угадать имя файла). Список имеющихся файлов можно просмотреть с помощью пункта меню "Файлы резервных копий" в АЦ. Однако по соображениям безопасности скачивание файлов из данного каталога по протоколу HTTP запрещено с помощью.htaccess (внимание: данный запрет работает только в Web-сервере Apache, на других Web-серверах вы должны запретить скачивание самостоятельно). Вы можете либо скачивать файлы дампа по FTP, либо изменить настройки в.htaccess таким образом, чтобы только вы могли получить доступ к этим файлам (например, сделать проверку пароля или доступ по фиксированному IP-адресу). Также рекомендуется удалять файлы резервных копий с сервера сразу же после их скачивания на собственный компьютер.
Для того, чтобы обеспечить резервное копирование в PostgreSQL, необходимо один раз (перед первым копированием) выполнить запросы из файла psbackup.txt.
Примечание: при большом объеме базы данных возможны проблемы при снятии дампа из-за превышения объема памяти или времени выполнения скрипта.
В этом случае рекомендуем воспользоваться скриптом Sypex Dumper, который позволяет делать резервную копию базы по частям. Скрипт доступен по адресу: http://www.sypex.net

13. Файл.htaccess

Для более эффективной работы Intellect Board имеет смысл внести некоторые изменения в конфигурационный файл Web-сервера Apache. Так как разрешенные в этом файле директивы существенно различаются на различных хостингах, что приводит к ошибкам, в дистрибутив этот файл включен под именем htaccess.txt. В нем содержатся необходимые директивы + краткая инструкция по его использованию.

14. Блоги и пользовательские галереи

С версии 2.20 в Intellect Board появилась возможность создания пользователями собственных блогов и фотогалерей, при этом администратор может задавать минимальный уровень пользователя, которому эта возможность доступна, и категорию и контейнер, в которые будут помещаться блоги/галереи. Важно отметить, что пользователь создает фотогалерею и блог сам, по кнопке на странице редактирования своего профиля. Создавать пользовательские галереи и блоги из админ-центра не требуется (т.к. в этом случае они не будут "привязаны" к пользователю).

Примечание: копия данной статьи включена в дистрибутив под именем!readme!.txt



Просмотров