Что входит в полномочия совета федерации. Функции и полномочия совета федерации федерального собрания рф. Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.


Государственная дума - нижняя палата Федерального собрания - парламента Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

· дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

· решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания - законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Функции Государственной Думы и Совета Федерации определены в Конституции. Эти органы относятся к законодательной (представительной) власти в стране. Вместе они формируют парламент – Федеральное Собрание. В Конституции определен количественный состав палат, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности. Рассмотрим далее, каковы основные функции Совета Федерации.

Общие сведения

В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

Основные функции Совета Федерации

К ведению СФ относятся следующие вопросы:


Законодательная деятельность

В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:

  1. Государственном бюджете.
  2. Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
  3. Денонсации и ратификации международных соглашений.
  4. Войны и мира.

Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.

Самоорганизация

В функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит принятие постановлений и регламентов, регулирующих деятельность верхней палаты. Общие правила устанавливаются в Конституции и ФЗ. Однако изданные СФ нормативные акты по самоорганизации имеют особое значение в деятельности. Эти акты детально регламентируют процедурные и организационные моменты в работе органа.

Структура

В функции Совета Федерации входит избрание своего Председателя и заместителей. Последние представлены в количестве 3-х человек. Кроме того, Совет Федерации образует специальные комитеты, комиссии, деятельность которых осуществляется в конкретные сроки и по определенным направлениям. Кроме того, формируется и аппарат палаты. Председатель и заместители назначаются и снимаются с должностей по решению СФ. Оно принимается большинством от общего количества членов палаты.

Специфика деятельности

Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.

Организация работы

Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.

Совместные заседания

В функции Совета Федерации входит решение разнообразных вопросов. Часть из них относится к исключительному ведению палаты. Некоторые вопросы подлежат совместному обсуждению с Госдумой. На таких заседаниях выступает Глава государства с посланиями о ключевых направлениях внутренней и внешней политике, о положении в стране в целом. Особое значение на совместных заседаниях придается обращениям Президента о законодательной программе или нормативных предложениях, выступающих в качестве определенного ориентира для органов госвласти. Например, в послании Главы государства может быть рекомендовано:


На совместных заседаниях могут также заслушиваться послания КС, выступления представителей руководства зарубежных государств.

Заключение

ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.

В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.

Структура Совета Федерации:

1) Председатель Совета Федерации и его заместители (избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, все члены палаты должны входить в один из комитетов);

3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц. Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов. Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ:

1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.;

2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ;

4) утверждение изменения границ субъектов РФ;

5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ;

6) назначение выборов Президента РФ;

7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам:

1) федерального бюджета;

2) федеральных налогов и сборов;

3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

4) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

5) статуса и защиты государственной границы РФ;

6) войны и мира. Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

В настоящее Совет Федерации время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители. Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы. В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранение препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной. Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законам и его Регламентом и решениями. Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания. Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации признаются правомочными, если на них присутствует более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами (например, по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой РФ федерального закона).

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп. Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой РФ.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ. Таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Правовой статус парламентариев, помимо Конституции РФ, регулируется нормами Федерального закона от 8 мая 1994 г.
№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены:

1) личный досмотр;

2) задержание;

3) арест (заключение под стражу);

4) обыск как уголовно — и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения. К парламентариям могут быть применены меры принуждения:

1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления;

2) в случаях, когда этого требует безопасность страны либо ее граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания. Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации. Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях:

1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий;

2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого не совместимы с полномочиями парламентария;

3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ;

4) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания;

6) вступления в законную силу судебного решения об ограничении дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным;

7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия;

9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РоссийскойФедерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с новым Федеральным законом в основном завершилось не позднее 1 января 2002 года. При этом вновь избранные (назначенные) представители работают в палате только на постоянной основе.

Вопросы ведения Совета Федерации перечислены в ч. 1 ст. 102 Конституции, и составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение.

    Совет Федерации утверждает решение об изменении границ между субъектами Российской Федерации. Это решение, согласно ст. 67, ч. 3 Конституции, должно быть принято с согласия субъектов Российской Федерации, которых затрагивает это изменение.

    Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии.

    Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, что допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

    Совет Федерации производит назначение выборов Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации " от 17 мая 1995 г. и выносит решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности согласно порядку, установленному ст. 93 Конституции.

    Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета на основании принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 101 Конституции и ст. 3 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации »). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации » от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Согласно ст. 5 указанного Закона, Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст. 6 Закона).

Состав и порядок формирования Государственной Думы рф.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы в 4 года. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

Согласно Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

В соответствии с ч. 4 ст. 111 , в случае, когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству РФ.



Просмотров