Формы и виды собственности российской федерации. Формы собственности в россии. Проявление и функции собственности

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 ГК РФ).

В п. 1 статьи 212 ГК РФ воспроизводится положение, закрепленное в п. 2 ст. 8 Конституции, о формах собственности. Понятие формы собственности в данном контексте употребляется в экономическом смысле слова. Оно объединяет в себе два компонента: тип собственника и виды (объекты) имущества, которые могут находиться в собственности. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В этом же направлении идет процесс экономического развития и российского общества.

В п. 2 статьи 212 ГК РФ определяется перечень субъектов права собственности, полностью совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством.

Граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности. Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединяемое им имущество. Помимо этого Российская Федерация и субъекты РФ в соответствии со ст. 72 Конституции рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, сохраняя за собой право собственности на данные объекты. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов.

В названных случаях по существу речь идет о том, что права собственников, принадлежащие Российской Федерации и субъектам РФ, осуществляются совместно в отношении одних и тех же объектов на основе создания сложноструктурных образований по использованию права собственности.

Пункт 3 статьи 212 ГК РФ включает в себя две нормы различной направленности.

В абз. 1 отмечены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им применительно к отдельным категориям субъектов права собственности.

Такие особенности могут устанавливаться лишь законом. При национализации, например, имущество переходит из собственности граждан и юридических лиц в государственную собственность, при приватизации - все происходит наоборот (ст. 235). Именно эти особенности отражены в гл. 14 "Приобретение права собственности" и гл. 15 "Прекращение права собственности" ГК. В отношении необходимости иметь особое законодательство об особенностях права владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим различным категориям субъектов права собственности, положения п. 3 статьи 212 ГК РФ должны толковаться ограничительно. Скорее, речь должна идти не о правах собственников как таковых, а об осуществлении данных прав отдельными категориями собственников с учетом специфических особенностей объектов права собственности, например оружия. Иначе можно вступить в противоречие с основополагающей конституционной нормой, воспроизведенной в п. 4 статьи 212ГК РФ. "Права всех собственников, - указано в ней, - защищаются равным образом". В данном случае под защитой понимается не только равный доступ к правосудию, но в целом равенство всех субъектов права собственности перед законом.

Отсылочная норма, содержащаяся в абз. 2 п. 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Перечень такого имущества устанавливается законом. В Конституции и гражданском законодательстве СССР такое имущество называлось исключительной собственностью государства. В зарубежных государствах существование данного имущества с приведением его перечня предусмотрено в гражданских кодексах (например, во Франции, Италии) или иных законах.

Было бы более правильным указанное имущество вообще не относить к государственной или муниципальной собственности и считать его всенародным достоянием, как это определено во Французском гражданском кодексе, или национальным достоянием народов Российской Федерации (по формулировке преамбулы Федерального закона "О природных лечебных ресурсах"). Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования должны находиться на положении управляющих данным имуществом, но не собственников. Это имущество не подлежит отчуждению, оно не может быть предметом залога, на него, естественно, не распространяются нормы о приобретательной давности; пользование им подчинено особым правилам.

В Российской Федерации указанное имущество не поименовано ни в ГК, ни в каком-либо ином отдельно взятом законе. На фрагментарной основе отдельные положения об имуществе общего пользования содержатся в законах, посвященных отдельным видам природных ресурсов, в законах и других правовых актах (преимущественно в указах Президента РФ) о приватизации. При этом перечень такого имущества постоянно сокращается.

Настоятельно требуется принятие специального общего закона об объектах национального достояния народов Российской Федерации. В перечне указанных объектов наряду с другими видами обязательно должны быть названы земли общего пользования (улицы, бульвары, площади, проезды, дороги, набережные, сады, скверы, парки в населенных пунктах); побережья океанов, морей, рек, озер и других водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность граждан, юридических лиц, иностранных государств и международных организаций. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 1997. - С. 198.

Действие статьи 213 ГК РФ распространяется на граждан, а также на юридических лиц независимо от формы собственности, к которой относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические лица, функционирующие на основе частного капитала, и юридические лица - акционерные общества со 100-процентным государственным капиталом. По этой причине термин "право частной собственности" в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам, в ГК не употребляется. Юридические лица со 100-процентным государственным капиталом должны рассматриваться лишь как субъекты частного права в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права частной собственности. Иначе обстоит дело с гражданами, которых одновременно можно считать и субъектами частного права, и субъектами права частной собственности. Однако в связи с тем, что право собственности граждан и право собственности юридических лиц функционируют в рамках одного и того же правового режима, законодатель пошел по пути объединения двух этих прав в единую юридическую категорию, принеся в жертву вполне законную формулу права частной собственности граждан.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское законодательство РФ в части видов имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности граждан, как это имело место в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические лица располагают одинаковыми правами в отношении имущества, которое может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан и юридических лиц, в том числе средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние народов Российской Федерации, а также имущества, призванного обслуживать специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Подавляющая часть производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время в собственности граждан и юридических лиц.

В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исключение могут составлять лишь случаи, когда ограничения вводятся законом в целях, предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости имущества, которое может находиться в собственности граждан и юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется режим права хозяйственного ведения или права оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

В особом положении находятся общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования данного имущества должны подчиняться двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование имущества производится лишь для достижения целей, предусмотренных учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных документах.

В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.

ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.

Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов РФ; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Минимущества России и его территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.

Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности. По своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной собственности являются государство и государственные образования как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования. Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юрист, 1996. - С. 152. Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает с тем имуществом, которое является объектом права государственной собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку предназначено для решения функционально отличных от государственных задач местного значения.

Правовой статус государственной собственности регламентируется статьёй 214 ГК РФ. Она указывает на то, что в государственная собственность подразделяется на федеральную и относящуюся к субъектам Российской Федерации. При этом закон указывает, что земля и другие природные ресурсы, которые не принадлежат частным лицам или муниципальным образованиям, автоматически попадают в разряд госсобственности. Бюджетные средства, которые не являются закреплёнными за предприятиями или учреждениями, относятся к государственной казне. Муниципальное имущество и нематериальные активы к государственной собственности не относятся и являются автономным видом собственности, что закреплено в статье 130 Конституции РФ.

Детализация государственной собственности

Всё то, что относится к государственной собственности можно разделить на несколько основных видов — это:

  • природные ресурсы и объекты исторического и культурного наследия;
  • объекты, необходимые для осуществления функционирования государственных органов власти. К ним относится казна, гражданские предприятия, научные учреждения, военная техника, предприятия оборонного производства;
  • отраслевые объекты, необходимые для поддержания хозяйственной деятельности;
  • транспортные артерии федерального значения.

Для того чтобы какие-то объекты перешли из государственной собственности в частную необходимо провести их приватизацию, а для обратного процесса, связанного с переходом частной собственности в государственную, необходимо провести национализацию. В России этот процесс регламентируется статьёй 235 Гражданского кодекса, которая указывает на федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ, детализирующий этот процесс. Однако государство имеет право расширить свою собственность посредством обычного выкупа, что не относится к национализации и проводится на базе договоров купли-продажи.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.

В России существует частая, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.213 ГК).

Субъектами частной собственности (ст. 213 ГК) могут быть граждане и негосударственные юридические лица (хозяйственное товарищества и общества, кооперативы и другие негосударственные юридические лица). Государственные юридические лица, функционирующие на базе государственной и муниципальной собственности, субъектами права собственности на закрепленное за ними имущество не являются – они имеют имущество на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объектами частной собственности могут быть различные имущественные объекты, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы (ст.132 ГК), оборудование, транспортные средства и другие средства производства.

Законом установлена возможность приобретения гражданами жилого помещения, занимаемого ими по договору найма в доме государственного или муниципального жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, предусмотренным законодательством).

Государственная собственность в соответствии со ст.214 ГК – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также субъектами РФ (республиками, края, области, городам федерального значения: Москве и Санкт – Петербургу, автономной области, автономным округам). Таким образом, государственная собственность бывает двух уровней обобществления – в масштабе субъекта РФ. Распределение объектов между Россией и субъектами РФ осуществляется законодательством.

Федеральная собственность – это общенародное достояние, принадлежащие России в целом. Круг объектов этой собственности государства, которые не могут принадлежать другим субъектам. Объектами собственности России являются также: бюджет РФ, здания, в которых расположены федеральные органы власти, предприятия ведущих отраслей, имеющие общероссийское значение; ведущие научно – исследовательские организации; высшие учебные заведения общероссийского значения; памятники истории и культуры, представляющие общегосударственную ценность, многие другие объекты.

В собственности субъектов РФ находятся аналогичные объекты, закрепленные за ними законодательно и имеющие значение в масштабе субъекта РФ: соответствующие бюджеты; предприятия республиканского, краевого, областного значения, учебные заведения, учреждения здравоохранения и т.д.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городам (кроме Москвы и Санкт – Петербурга), сельским поселениям и другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК). В муниципальной собственности находятся средства соответствующего бюджета, предприятия и организации местного значения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, муниципальные образовательные учреждения здравоохранения; предприятия транспорта общего пользования, учреждение культуры и другие объекты, не составляющие государственную или частную собственность.

Общая собственность (глава 16 ГК) – это имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц. Она бывает долевой (с определением доли каждого) и совместной (без определения доли каждого собственника).

Гражданский кодекс признает совместной собственностью имущество, приобретенное супругами во время брака, если договор между ними не установлен иной режим этого имущества (ст.256 ГК), а также имущество крестьянского хозяйства, принадлежащее его членам, если законом или договором между ними не установлено иное (ст.257 ГК). Таким образом, в указанных случаях по соглашению между супругами или членами крестьянского (фермерского хозяйства) собственностью может быть долевой.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Рос­сии признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности. Анало­гичное положение закреплено и в ст. 212 ГК РФ, которое, одна­ко, этим не ограничивается: в нем предусматривается возмож­ность и другого членения названных форм собственности. Из со­держания ст. 212 -215 ГК РФ может быть сделан вывод, что част­ная собственность по российскому законодательству подразделя­ется на собственность граждан и юридических лиц, а государствен­ная собственность - на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Российс­кой Федерации - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономным округам и автономной области. Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Перечень форм собственнос­ти, указанный в Конституции и в ГК РФ, не является исчерпы­вающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Право собственности граждан

В собственности граждан может находиться любое имущество и в любых количествах. Закон делает исключения только для от­дельных видов имущества, которые не могут быть собственно­стью граждан, например тяжелое вооружение или участки конти­нентального шельфа. Граждане могут владеть имуществом индиви­дуально (имущество находится во владении одного лица). Они могут владеть имуществом на праве общей собственности (имуще­ство принадлежит нескольким гражданам-собственникам). Общая собственность - это способ совместного владения имуществом. Она может быть долевой или совместной. В долевой собственности каждый из ее владельцев имеет точно определенную долю имуще­ства. Общая собственность является совместной только в случаях, прямо указанных законом.

Право собственности юридических лиц

Субъектами права собственности юридических лиц признают­ся коммерческие и некоммерческие организации - юридические лица (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками).

В собственности юридического лица находится имущество, которое было передано ему в качестве вклада (взноса) его учре­дителями. Юридическое лицо является единственным собствен­ником принадлежащего ему имущества. Оно вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противореча­щие закону.

Несколько юридических лиц могут объединить имущество для совместной деятельности на праве долевой собственности. Они могут объединить имущество и с государственными юридически­ми лицами, т. е. государством.

Государственная собственность - это имущество, принадлежа­щее на праве собственности Российской Федерации или ее субъек­там. Объектами права государственной собственности являются:

Ресурсы континентального шельфа и морской экономиче­ской зоны Российской Федерации;

Культурные и исторические ценности общегосударственного значения;

Средства государственного бюджета;

Государственные банки;

Золотой запас;

Алмазный и валютный фонды и др.

К объектам исключительной собственности государства отно­сятся также предприятия, не подлежащие приватизации, - пред­приятия военно-промышленного комплекса, атомной энергети­ки и т.д. Но исключительный характер собственности государства на эти объекты должен быть прямо указан в законе.

Государство осуществляет свое право собственности тремя спо­собами:

1) закрепляет имущество за государственными унитарными и казенными предприятиями и учреждениями на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управления;

2) владеет пакетами акций в акционерных обществах, т.е. част­ных коммерческих организациях;

3) нераспределенную часть имущества и средства бюджета, т. е. казну, использует посредством исполнительно-распорядительной деятельности, закона о бюджете, постановлений правительства и т.д.

Особыми объектами права государственной собственности (как федеральной, так и субъектов Российской Федерации) являются пакеты акций акционерных обществ. Акционерные общества с уча­стием государственного капитала являются частными коммерче­скими организациями - юридическими лицами. Все имущество акционерных обществ является частной собственностью, и госу­дарство как акционер участвует в управлении обществом и полу­чает дивиденды. Но оно не является собственником имущества акционерного общества, потому что это имущество - не общая собственность акционеров, а собственность акционерного обще­ства как самостоятельного юридического лица.

Муниципальная собственность

Муниципальной собственностью является имущество, которое принадлежит городским и сельским поселениям. Она не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятель­ная форма собственности, во многом схожая с государственной. В состав муниципальной собственности могут входить:

Средства местного бюджета;

Муниципальные земли;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальный жилищный фонд;

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собствен­ности;

Другое движимое и недвижимое имущество.

Так же как и государство, муниципальные образования имеют свою казну - сельскую, городскую, поселковую и т.д.

Муниципальные образования также могут иметь общую (доле­вую) собственность как с другими сообществами, так и с госу­дарством или частными юридическими лицами.

Право хозяйственного ведения

Как уже отмечалось выше, государство и муниципальные обра­зования могут закреплять свое имущество за теми или иными пред­приятиями и учреждениями, оставаясь, однако, собственниками имущества. В подобных случаях собственник наделяет такое предприятие, учреждение одним из двух вещных прав: либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

Предприятие, которое наделяется правом хозяйственного ве­дения, называется унитарным в том смысле, что оно не может быть разделено или приватизировано по частям. Это обычно ком­мерческое предприятие, ведущее хозяйственную, предпринима­тельскую деятельность в интересах государства или муниципаль­ного сообщества.

Право хозяйственного ведения означает, что предприятие, дей­ствуя как юридическое лицо, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом. Это имущество отражено в ба­лансе предприятия. При этом оно владеет и пользуется имуществом в той же мере, в какой это осуществлял бы сам собственник.

Вместе с тем правомочия, составляющие право хозяйственно­го ведения, во-первых, производны от правомочий собственни­ка, основаны на них (если нет права собственности, не может быть и права хозяйственного ведения), а во-вторых, существенно ограничены по сравнению с ними.

Ограниченность права хозяйственного ведения проявляется в том, что унитарное предприятие не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом - продавать, дарить, вно­сить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, отчуждать иным образом, сдавать в аренду, отда­вать в залог и т.д. Сделки унитарного предприятия по распоряже­нию недвижимым имуществом, совершенные в нарушение этого правила без согласия собственника, являются ничтожными, т. е. не имеют никакой юридической силы, не создают никаких прав и обязанностей.

Что касается движимого имущества, то унитарное предприятие вправе распоряжаться им без согласия собственника, если иное не установлено законом.

Утверждая устав, определяя предмет и цели деятельности уни­тарного предприятия, собственник тем самым устанавливает из­вестные границы для реализации этим предприятием права хо­зяйственного ведения на закрепленное за ним имущество. Кроме того, в последующем собственник осуществляет контроль за над­лежащим использованием и сохранностью указанного имущества, а также имущества, которое предприятие приобрело и произвело в ходе своей деятельности.

Право оперативного управления

Другим правом, производным от государственной или муни­ципальной собственности, является право оперативного управле­ния имуществом, которым наделяются казенные предприятия и учреждения. К казенным относятся:

1) предприятия, выпускающие продукцию, которую разреше­но производить только на государственных предприятиях;

2) предприятия, производящие продукцию, более 50 процен­тов которой приобретает государство;

3) предприятия, не подлежащие приватизации.

Это право также включает в себя правомочия владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, однако является еще более ограниченным, чем право хозяйственного ведения. Так, казенное предприятие может самостоятельно распоряжаться только своей продукцией, если этого не запрещает закон. В остальных случаях распоряжение имуществом должно быть согласовано с собствен­ником. Собственник же определяет порядок распределения дохо­дов казенного предприятия. Он может в любой момент изъять из­лишнее, неиспользованное имущество.

Таким же ограничениям подвергается и право учреждения рас­поряжаться закрепленным за ним имуществом. Оно вообще не может распоряжаться ни закрепленным за ним имуществом, ни имуществом, приобретенным на средства, выделенные по смете. И лишь в том случае, если учреждению уставом предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы, оно име­ет право распоряжаться этими доходами и приобретенным за их счет имуществом вполне самостоятельно. Эти доходы учитывают­ся на отдельном балансе учреждения.

Вопросы и задания

1. Перечислите и раскройте признаки субъектов предприниматель­ской деятельности.

2. Что понимается под собственностью в экономическом смысле? Какие элементы включает в себя система экономических отношений собствен­ности?

3. Дайте определение понятия «право собственности». Перечислите правомочия собственника и раскройте их содержание.

4. Какие типы собственности вам известны?

5. Изобразите в виде схемы формы собственности, закрепленные в российском законодательстве.

6. Охарактеризуйте содержание права собственности граждан.

7. Охарактеризуйте содержание права собственности юридических лиц.

8. Охарактеризуйте содержание права собственности государства.

9. Охарактеризуйте содержание права собственности муниципальных образований.

10. Сравните право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Данная экономическая категория принадлежит к числу сложнейших и важнейших проблем экономики (ее теории). История этого аспекта жизни социума в моменты весьма высокой общественной активности приводит чаще всего к распределению как объектов, так и прав собственности. Так, российская переходная экономика – подтверждение данной исторической традиции.

Понятие и виды собственности

Представление о ней складывалось в науке тысячелетиями, причем она стала в первую очередь официальным объектом юридической, правовой природы, а также философии. Продолжительное время собственность в качестве особого общественного отношения выступала непосредственным предметом гражданского права, но в условиях дальнейшей эволюции общественного производства она становится, помимо юридической, еще и основополагающей экономической категорией.

Появление государств способствовало возникновению госсобственности. В связи с этим сформировалось разнообразие форм данной экономической категории: личная, семейная, родовая, государственная.

Межплеменные, а впоследствии и межгосударственные войны, наследование и захват богатства породили такие антигуманные формы собственности, как крепостничество, рабство, объекты которых – люди.

Во времена феодализма существовавшее натуральное хозяйство было тесно связано с феодалом и посредством собственности на землю, и через орудия ее обработки, и посредством скота. В период капитализма средства производства присваиваются владельцами капитала. Постепенно начинает расцветать частная форма собственности, и взаимосвязь между ее объектами и субъектами все сильнее разделяется на распоряжение, владение и пользование. Впоследствии она видоизменяется. Появляется акционерная форма владения.

Помимо собственности на землю, природных богатств, зданий и сооружений, оборудования и иного недвижимого имущества, укрепляется роль собственности на драгоценности и золото, ценные бумаги, денежные средства.

Отношение собственности – имущественная взаимосвязь субъекта (собственника – активной стороны данных отношений, владеющей ее предметами, а также распоряжающейся, пользующейся ими) с объектом (предметами природы, энергиями, имуществом, интеллектуальными и духовными ценностями, веществами, информацией - пассивной стороной рассматриваемой взаимосвязи). Как правило, сам объект просто называют собственностью.

Более широкая трактовка данной экономической категории предоставлялась различными экономистами, которые исходили из разного рода ее оснований статичности (динамичности), главных проявлений в ежедневной практике, исторического и классового характера и прочего.

В целом собственность – это отношения между определенными экономическими агентами относительно присвоения потребительских благ, экономических ресурсов. Осознание сущности данного понятия подводит к необходимости рассмотреть ее в рамках взаимосвязи с иными экономическими отношениями социума, такими как производство, распределение, последующий обмен и потребление существующих благ. Именно она наиболее полно отображает общественно-экономический характер текущей эпохи.

Все существующие экономические системы можно классифицировать, исходя из их отношения к собственности относительно средств производства. Принято выделять следующие виды собственности, которые характеризуются разного рода методами объединения производителя со средствами производства; распределения полученного общественного продукта среди членов социума:

  • первобытнообщинная;
  • феодально-крепостническая;
  • рабовладельческая;
  • капиталистическая.

Типология рассматриваемой категории

Ее отношения совершенствовались по мере общественного развития. В связи с этим появлялись самые разнообразные формы и виды собственности. Первые – специфические характеристики принадлежности продуктов общественного производства и материальных факторов его главным субъектам, а вторые – качественно особые стадии в эволюции собственности. Как именно взаимосвязаны формы и виды собственности? Это показано в таблице ниже.

Они находятся в прямой зависимости и предопределяются конкретными историческими условиями жизни социума. При этом виды собственности детерминированы существованием определенной общественно-экономической системы. Данная классификация именуется как формационная, однако целиком с ней не совпадает. Как уже стало понятно, вышеперечисленные виды собственности соответствуют ее различным формам. Так, частная собственность – продукты производства и его средства - принадлежит отдельно взятым лицам. Коллективная же – единство собственности и труда (коллективное), точнее, их особое состояние, в рамках которого отдельно взятый член коллектива – собственник полученной продукции и средств производства.

Общественная собственность – принадлежность разного рода объектов всему социуму (совместное достояние). Данная форма выступает чаще всего в роли государственной, которая может возникнуть лишь в результате:

  • строительства объектов, спонсированного госбюджетом;
  • национализации (перемещение имущества из частной формы собственности в государственную);
  • приобретения государством пакта акций (контрольного) частных фирм.

Классификация форм рассматриваемого понятия

Выделяют различные виды собственности, исходя из ее форм и характера субъектов:

1. В зависимости от формы присвоения :

  • индивидуальная (трудовое хозяйство, личная собственность, личное подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность);
  • государственная (муниципальная, общегосударственная, образования на государственной территории);
  • коллективная (кооперативы, арендные предприятия, акционерные компании, коллективные предприятия, товарищества, ассоциации и пр.).

2. Исходя из права собственности :

  • государственная (федеральная, муниципальная, республик и иных образований на территории государства);
  • частная (граждан, юрлиц: организаций, предприятий, объединений);
  • совместная (общая для организаций и предприятий).

Классификатор форм собственности в нашей стране


Виды собственности в РФ, в зависимости от ее форм, представлены в таблице ниже.

Классификационный код Название собственности
1. Российская

Государственная

Федеральная

Субъектов Федерации

Муниципальная

Общественных организаций

Смешанная (без иностранной)

Российская в составе смешанной с иностранным участием

Иностранная

Международных организаций

Иностранных государств

Иностранных юрлиц, граждан, лиц без официального гражданства

Смешанная иностранная (без российской)

Иностранная в составе смешанной с российским участием

Смешанная с российским и иностранным участием

Интеллектуальная собственность: понятие, признаки, виды

Она представляет собой совокупность личных имущественных и неимущественных прав (исключительных) на конкретную информацию на определенном материальном носителе, имеющем неограниченное количество копий, причем интеллектуальная собственность здесь – не права на копии, а сама информация.

Ее признаками выступают:

  1. Наложение ограничений в качестве срока действия соответствующего интеллектуального права, территорий, тиражирования (объема производства) и пр.
  2. Возможность купли-продажи, сдачи в аренду, обмена на иного рода собственность либо безвозмездной передачи и др.
  3. Нематериальность и неосязаемость (ее невозможно идентифицировать либо определить с позиции физических параметров).
  4. Бессмысленность многократного воспроизведения (в отличие от материально-вещественной собственности).
  5. Специфичность формы правовой защиты, которая учитывает ее значимую особенность и которая доступна для восприятия.

Виды интеллектуальной собственности следующие:

  1. Промышленная собственность (полезные модели, изобретения, опытные образцы, селекционные достижения, товарные знаки и пр.).
  2. Авторские права (литературные и художественные произведения, авторское право, научные труды, базы данных и компьютерные программы, произведения искусства и др.).
  3. Ноу-хау (технологические, технические, коммерческие, производственные, организационно-управленческие и т. д.).
  4. Смежные права (радио-, телепередачи, звукозаписи, исполнительская и режиссерская деятельность, аранжировки и пр.)

Это основные объекты и виды интеллектуальной собственности.

Земельная собственность: формы владения (пользования), виды

Принято выделять следующие виды земельной собственности:

  1. Федеральная госсобственность.
  2. Госсобственность субъектов РФ.
  3. Муниципальная (городская).
  4. Частная.

Собственниками данного фактора производства могут выступать и юрлица, и физлица. Различают следующие формы владения (пользования) землей:

  • пожизненное наследование;
  • бессрочное пользование;
  • право сервитута (ограниченного пользования);
  • собственность на землю;
  • аренда.

Частная форма присвоения на рассматриваемый фактор производства

Существуют следующие виды собственности на землю:

  1. Общая собственность.
  2. Индивидуальная собственность юрлиц и физлиц.

Выделяют такие виды общей собственности, как:

  • общая долевая (каждый собственник заранее знает свою долю);
  • общая совместная (заранее доли собственников не оговорены).

Юрлица, равно как и физлица, могут, изъявив желание, объединять свои земельные участки, которые находятся в их собственности, и впоследствии пользоваться ими на правах общей совместной (долевой) собственности.

Частная собственность: определение, виды

Данное понятие говорит о том, что человек владеет, распоряжается и пользуется своим имуществом сугубо в личных целях.

Принято выделять следующие виды частной собственности:

  1. Человек, который работает сам на себя, владеет результатами труда и средствами производства (владельцами являлись крестьяне, ремесленники и все те, кто живет в наше время своим трудом).
  2. Единоличное владение средствами производства и продуктами труда людей, работающих на собственника (в прошлом владельцами были помещики, рабовладельцы, а в настоящий момент – мелкие бизнесмены).

Госсобственность: понятие, виды и уровни

Это означает принадлежность соответствующего имущества народу, которого представляют избранные им представительные органы госвласти.

Виды государственной собственности сопряжены с существующими уровнями:

  1. Федерации в целом – федсобственность.
  2. Субъектов РФ (всего их 89) – региональная собственность.
  3. Города, села, округа и пр. – мунсобственность.

Предпринимательство: определение, формы

Это процесс формирования нового, имеющего особую ценность, экономического блага (принятие моральной, финансовой, социальной ответственности, а также получение в итоге определенного дохода, личного удовлетворения от достигнутого).

Так, предприниматель реализует отношения собственности, которые присущи рыночной экономике, с позиции правового оформления посредством организационных механизмов деятельности.

Оно может осуществляться и в коллективной форме, и в индивидуальной. Организации в качестве юрлиц бывают двух типов:

  • коммерческие организации (цель – извлечение прибыли);
  • некоммерческие учреждения (некоммерческие цели).

Существуют следующие виды собственности предприятий (организационно-правовые формы):


Это основные виды собственности имущества организаций. Немаловажно рассмотреть данную категорию с правовой точки зрения.

Право собственности: понятие и виды, основания возникновения, прекращения

Оно выступает мерой возможного поведения человека, выраженной правом собственника относительно принятия решения касаемо совершения любых действий с принадлежащим ему имуществом, которые не противоречат закону (другим правовым актам) и не нарушают права, охраняемые законом интересы иных лиц.

Возможные действия в целях правового урегулирования сгруппированы по полномочиям:

  • владения (нахождение имущества в хозяйстве прямого владельца);
  • пользования (эксплуатация имущества посредством его потребления, изъятия полезных свойств);
  • распоряжения (возможность установления юридической судьбы данного имущества).

Виды и формы права собственности – это своего рода указания на конкретное количество субъектов, которые владеют одним и тем же предметом (объектом), и специфику правового режима соответствующего объекта в зависимости от субъектов права (гражданского). Так, в ситуации с одним субъектом – единоличное право собственности, с несколькими – право общей собственности.

Выделяют следующие виды права общей собственности :

  • совместной;
  • долевой.

По форме оно бывает: физлиц и юрлиц (частная собственность), федерации, ее субъектов (публичная), муниципальных образований (мунсобственность).

Основания возникновения данного права (титулы собственности) – это совокупность юридических фактов, подразделяющихся на первоначальные (они не зависят от прав предыдущего владельца) и производные (право собственности базируется на праве предыдущего владельца).

К первым относятся:

  • изготовление нового блага;
  • передача в собственность вещей с общим доступом;
  • находка;
  • обнаружение клада;
  • переработка, спецификация;
  • приобретение права владения на бесхозяйственную вещь;
  • задержание и последующее содержание безнадзорных животных;
  • приобретательская давность.

Ко вторым относятся:

  • национализация;
  • приобретение права владения на имущество юрлица при его ликвидации, реорганизации;
  • реквизиция;
  • приватизация;
  • обращение взыскания по обязательствам собственника на его имущество;
  • конфискация.

Право собственности (понятие и виды которого были указаны ранее) у того, кто объект приобретает по договору, появляется в момент передачи данного имущества либо с момента его регистрации. Данная процедура осуществляется несколькими способами:

  • сдача в почтовое отделение для отправки другому субъекту;
  • вручение либо символическая передача (вручение ключей от машины ее покупателю);
  • сдача в транспортную компанию для доставки другому субъекту.

Рассматриваемое право прекращается при наступлении следующих событий:

  • отчуждение владельцем имущества в пользу других субъектов;
  • гибель либо уничтожение имущества;
  • отказ владельца от права собственности;
  • утрата данного права на имущество в других ситуациях, предусмотренных законом.

Ранее были рассмотрены основные виды и формы права собственности, теперь стоит разобрать способы его защиты. Для начала требуется дать определение понятию защиты права собственности – применение предусмотренных российским законодательством гражданско-правовых защитных способов для устранения препятствий, мешающих осуществлению рассматриваемого права. Нововведенная категория охраняется более масштабным понятием – охраной отношений собственности, действующая посредством гражданско-правовых норм, устанавливающих следующее:

  • степень имущественного обособления материальных благ, их принадлежность участникам гражданских отношений;
  • обеспеченность условиями реализации прав владельцев в соответствующих пределах;
  • возможность наступления неблагоприятных последствий для субъектов, нарушивших права конкретных собственников.

Исходя из характера посягательства на соответствующие права собственника, а также содержания защиты, выделяют несколько способов:

  • обязательно-правовые;
  • вещно-правовые;
  • прочие способы защиты.

В ситуации прямого нарушения права собственности, связанного с противоправными деяниями третьих лиц, которые исключают либо ограничивают возможность осуществления владельцем своих полномочий, активизируется абсолютная защита нарушенного права, ориентированная на устранение возникших помех к его осуществлению. Предъявляемые в данных случаях иски выступают вещно-правовыми , а защита носит соответствующий характер. К вышеуказанным искам относятся: негаторные (требование относительно устранения препятствий в ходе осуществления прав собственности, которые не связаны с нарушением правомочия собственника) и виндикационные (право владельца на розыск и возврат своей вещи).

Обязательственно-правовые защитные способы базируются на охране определенных имущественных интересов контрагентов гражданской сделки и лиц, понесших ущерб по причине внедоговорного нанесения вреда их личному имуществу. Однако стоит отметить, что требования относительно защиты данных интересов напрямую не вытекают из имеющегося права собственности. Иски, предъявляемые собственником по отношению к правонарушителю, направлены на устранение преград в осуществлении положенного права собственности (к примеру, иски о возврате сбереженного либо неосновательно полученного имущества) и компенсацию причиненного вреда (убытков). Применение данного рода защитных способов связано с учетом степени вины сторон, специфики их взаимоотношений и прочего.

Защита интересов имущественной направленности в рамках общеобязательных правоотношений не носит непосредственно абсолютный характер. Степень защиты устанавливается в судебном порядке с помощью оценки масштабов правового нарушения по причине взаимоотношения контрагентов, которые основываются на соответствующем договоре (внедоговорном обязательстве). В связи с этим при условии наличия между участниками данного спора договорных (внедоговорных) обязательно-правовых отношений российское гражданское законодательство не предоставляет владельцу возможности выбора вида иска (вещественно-правового либо обязательно-правового), не допуская их конкуренции.

Прочие гражданско-правовые защитные способы – такие, которые предоставляются по искам к органам госвласти и управления, а также искам о признании конкретного права собственности.

Напоследок стоит еще раз напомнить, что в данной статье были рассмотрены основные виды собственности в РФ.



Просмотров