Геральдические гербы. Что такое геральдика: определение исторического прошлого и значение для современности. Предмет геральдики, как научной дисциплины, ее связь с сфрагистикой и их различия

Геральдика (гербоведение) - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, традиций и практики их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам.

Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.

Зарождение геральдики

Появление геральдики относят к периоду крестового похода. Указывается и более узкий период: между 1120 и 1150 годами. Зарождение гербов связывают с тем, что в связи с изменениями военного снаряжения в конце XI - начале XII веков получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом, было весьма проблематично. Желание быть узнанным на поле боя стало причиной появления традиции расписывать свои щиты, различными фигурами, которые вскоре превратились в опознавательные знаки. Постепенно сложились и правила начертания и использования гербов, впоследствии оформившиеся в своеобразный свод законов.

Появление геральдики было вызвано и изменениями в самом европейском обществе, произошедшими после 1000 года. Развитие феодальных отношений привело к тому, что принадлежность к той или иной социальной группе полностью определяло жизнь человека. Знатность рода в это время становится своего рода культом. В этих условиях естественным развитием гербов, как личных эмблем, стало возникновении традиции их передачи по наследству, появление которой относят к концу XII века.

Геральдику можно определить как систему иконографической кодификации феодального общества, строго определенной пирамиды социальной иерархии, на вершину которой можно было прорваться лишь в самый ранний период, когда можно получить социальный статус в награду за какие-то благородные деяния. До этого момента "наделяемый высоким статусом" мог быть простым рыцарем или дворянином, не состоящим ни в чьем подчинении.

Рыцарь мог и должен был стать известным, добиться славы на рыцарских турнирах или на войне - тогда у него появлялось право выбирать собственную эмблему (древние греки называли ее "stemma"), то есть хроматическое и фигуративное изображение. Этот герб должен был получить одобрение герольда, который его регистрировал, после чего эмблему разрешалось изображать на щитах, плащах, флагах, а также везде, где захочется. Благодаря тому, что эту эмблему можно было передавать по наследству, появились, как уже было сказано, фамильный дворянский герб или эмблема благородного дома, а также возможность завещать потомкам свой высокий статус и, кроме того, наделять чинами и титулами тех, кто занимает более скромное место в феодальной иерархии.

Герольды старались существенным образом не изменять герб семейства, но они придумали систему бризур (специальных ломаных или пунктирных линий; название происходит от французского слова "brisures"). Они помещали специальные графемы, или фигуры, на первоначальные поля гербов, и таким образом гербы младшей ветви рода можно было отличить от герба первого наследника, который, в отличие от своих младших братьев, в момент вступления в право владения наследством и титулом свою бризуру (например, титло) оставлял.

Представители английской правящей династии иногда вознаграждали своих наиболее верных подданных из числа простых людей, представителей третьего сословия, жалуя им личный титул "Сэр" (слово "sire" является сокращенным "seniore", то есть "сеньор", "старейший"), как, к примеру, поступила Елизавета с Фрэнсисом Дрейком. Именно в Англии (а также в ее бывшей колонии Новой Англии), которая была последним оплотом феодальной системы, привнесенной норманнами более девяти веков назад, сохранилось понятие сквайр - то есть щитоносец, оруженосец, иногда облеченный судебной властью именем короля.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, изрубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро - невинности, чистоты; голубой цвет - это эмблема величия, красоты, ясности; красный - храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый - надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

вспомогательная историческая дисциплина о гербах, гербоведение. В 1722 г. Петр I образовал Геральдмейстерскую контору, которая занималась созданием городских и личных гербов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРАЛЬДИКА

позднелат. heraldica, от heraldus - глашатай) - вспомогат. ист. дисциплина, занимающаяся изучением гербов - получивших широкое распространение в ср. века символич. знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся гос-вам, частям их терр. (кн-вам, городам, областям), корпорациям (ср.-век. цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отд. лицам и т. д. Еще до появления гербов с глубокой древности существовали особые символы (тотемистич. изображения, рисунки на щитах, шлемах, знаменах, монетах, печатях, медалях, гор. и гос. эмблемы), но они возникали произвольно и не имели преемственности. Определенная система, превратившая постепенно такие отличит. знаки в гербы, начала складываться в 11-12 вв. в среде европ. рыцарства. При этом сказывалось большое влияние вост. обычаев, проникновение к-рых усилилось в связи с крестовыми походами. Создателями Г. как особой отрасли знаний, занимающейся происхождением, распознаванием и созданием гербов, правилами их получения и пользования ими, приемами изображения гербовых эмблем, явились герольды (от них произошло и назв." Г."). С 14 в. в европ. странах возникли герольдии-учреждения, ведавшие теоретич. и практич. вопросами Г. В результате деятельности герольдов и герольдий появилось большое количество гербовников справочного характера. Постепенно регистрацией гербов, их созданием и пожалованием, проверкой прав их владельцев и др. вопросами Г. начали заниматься и гос. органы. В России Г. сразу стала формироваться как государственная (с 17 в.). Большое влияние на формирование рус. Г. оказала польская Г. (рус. "герб" от польск. herb). Особенно большое значение для развития Г. имело время правления Алексея Михайловича (1645-76). Дальнейшее развитие Г. в России связано с деятельностью Петра I. В 1722 была учреждена Герольдмейстерская контора; впоследствии она передала свои функций Гербовому отделению Сената, преобразованному в 1918 в Гербовый музей при Ленингр. ист. архиве. Переход Г. от обслуживания чисто практич. нужд феод., а затем и бурж. общества к превращению ее в одну из вспомогат. ист. дисциплин происходил постепенно, по мере развития ист. науки в целом и в частности вспомогат. ист. дисциплин. Первая в Европе кафедра Г. открылась в Берлине в 1706. В России кафедра Г. была создана при Академии наук в 1726. Во мн. совр. зарубежных гос-вах существуют спец. об-ва, центры, ин-ты, занимающиеся Г. (иногда также и др. вспомогат. ист. дисциплинами, особенно генеалогией), напр. Die Heraldisch-Geneologische Gesellschaft Adler в Австрии (осн. 1870, публикует "Jahrb?cher..."), Instituto Araldico Romano в Италии (осн. 1853, издает "Rivista Araldica"), Schweizerische heraldische Gesellschaft в Швейцарии (издает с 1887 "Schweizer Archiv f?r Heraldik"), Soci?t? Francaise d´Heraldique et de Sigillographie во Франции и мн. др. (сведения имеются в кн.: L. G. Pine, American origins, A handbook of genealogical sources throughout Europe..., N. Y., 1960). В Мадриде имеется Междунар. ин-т генеалогии и Г. (Instituto International de Geneologia y Heraldica). Собираются междунар. конгрессы по вопросам Г. и генеалогии (4-й конгресс в 1958 в Брюсселе, его мат-лы опубл. в "Recueil du IV Congr?s International des Sciences G?n?ologique et Heraldique", 1959). Особое внимание к Г. (равно как и к генеалогии) в бурж. гос-вах 19-20 вв. связано во мн. случаях не с науч., а с политич. интересами (попытка поддержки отживших свой век феод. дворянских привилегий и т. п.). Как вспомогат. ист. дисциплина Г. особенно важна при изучении материальной культуры, т. к. она помогает определять принадлежность, датировку, место произ-ва и др. детали, касающиеся веществ. памятников. Ее значение велико и для изучения письм. источников (установление по гербовым изображениям авторства и др. сведений, касающихся док-тов). Г. тесно связана с археологией, нумизматикой, сфрагистикой и др. ист. дисциплинами, особенно с генеалогией. Лит.: Лакиер А. Б., Рус. геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855; Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России. "Старые годы", 1911, февр.; Белинский В., Рус. геральдич. словарь, вып. 1-2, 1912; "Гербовед", изд. С. Н. Тройницкий, 1913-14; Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малоросс. гербовник, СПБ, 1914; Лукомский В. К. и Типольт Н. A., Рус. геральдика, П., 1915; Лукомский В. К., Гербовая экспертиза, "Архивное дело", 1939, No 1(49); Большаков А. M., Вспомогат. ист. дисциплины, 4 изд., Л., 1924; Каменцева Б. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, М., 1963; Общий гербовник дворянских родов Всеросс. империи, т. 1-18, (СПБ), 1798-1908; Винклер П. П. фон. Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94; Гербы городов, губерний, областей и посадов Росс. империи..., под ред. П. П. фон Винклера, СПБ, (1900); Bernd Gh., Allgemeine Schriftenkunde der gesammten Wappenwissenschaft, Bonn, 1830-41; Gour-don-de-Genouillac H., L´art h?raldique, P., 1890; Rietstap J. В., Armorial g?n?ral..., 1 ?d., v. 1, Gouda, 1861, 4 ?d., v. 1-4, Lyon, 1950, Suppl?ment par Victor et Henri Rolland, v. 1-7, La Haye (u. a.), 1904-50; Renesse J.-L.-T. de, Dictionnaire des figures h?raldiques..., v. 1-7, Brux., 1894-1903; Ilgen Th., Gritzner E., Friedensburg F., Sphragistik, Heraldik, deutsche M?nzgeschichte, 2 Aufl., Lpz., 1912; Hauptmann F., Wappenkunde, M?nch.-В., 1914; Planches de l´armorial g?n?ral de I. B. Rietstap par V. Rolland, v. 1-5, P., 1903-26; Berchem, v., Heraldische Bibliographie, Lpz., 1937. И. З. Тираспольская. Москва.

Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

Дата публикации: 20.10.2012

Уместить все накопленные знания о геральдике невозможно в одной статье. Существует множество книг и трудов, в которых подробно описаны все аспекты геральдического языка, видов шраффировок и т.д. Данная статья посвящена историческому аспекту использования геральдики.

Что это такое?

Геральдика созвучна со словом heraldus (глашатай). Собственно, именно от этого слова понятие и появилось. Только вот в русском языке правильно называть глашатаев не геральдами, а герольдами. «Геральд» - это старогерманское имя, а герольд - человек, описывающий герб своего феодала.

Геральдика - это наука, а точнее специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Многие не знают, что гербы создавались по определённому порядку. Если вы придумали герб, не соответствующий правилам геральдики, то это будет простая эмблема. В средние века к гербам было особое отношение. А потому нарушение порядка составления герба могло плохо отразиться на будущем феодала.

Когда появилась?

Зачем нужна геральдика? А зачем вообще нужны опознавательные знаки?

Во-первых, геральдика решила проблему определения статуса человека. Если человек идёт в одежде с гербом, то это значит, что он является вассалом того феодала, чей герб изображён на его одежде. Во-вторых, гербы помогали отличить своих от врагов. Представьте себе средневековое сражение… Мягко говоря, бой походил на мясорубку, когда одна толпа «рубила» другую в ближнем бою. И чтобы воин, который вошёл в раж, не убивал своих - придумали знаки отличия.

Именно поэтому геральдика зародилась в периодах между первым и вторым крестовым походом (12 век). Первые гербы изображали каких-либо животных, символизирующих определённого человека. Так как читать умели тогда немногие, то надписи почти не помещались на гербы. Обычно, гербовое животное было ещё и прозвищем феодала. А потому, старались изображать сильных и красивых животных.

Впоследствии герб закреплялся не только за конкретным человеком, но и за всем последующем поколением. Так появились знатные роды. Знатность стала культом. А потому иногда требовалось иметь знатных предков в нескольких поколениях, чтобы считаться «по-настоящему» знатным.

Средневековье стало значительным этапом в истории геральдике. Однако окончательную систематизацию геральдика получила в 17 веке с трудом французского священника Клода Франсуа Менестрье «Истинное искусство геральдики и происхождение гербов» (Le veritable art du blason et l"origine des armoiries).

Те, кто стал изучать геральдику в 17 - 19 веках столкнулись с проблемой систематизации. По началу считалось, что средневековая геральдика пришла со времён Римской Империи. Однако оказалось, что каждая крупная цивилизация или государство придумывали свои правила геральдики. Более того, не было точного определения геральдики, а потому под категорию геральдики подпадали арабские гербы и прочее.

Рыцари

Средневековые рыцари оказали сильное влияние на развитие геральдики. Во-первых, у каждого рыцаря была своя печать, которую он ставил на всех важных документах. Тут же появились люди, которые начали подделывать печати. В результате, гербы и печати всё более усложнялись.

Не маловажную роль сыграли и рыцарские турниры. Рыцари демонстрировали свои гербы, которые бы изображены на щитах и знаменах. Перед каждым боем герольды «читали» герб. Т.е. они объясняли элементы герба. При этом они были обязаны соблюдать определённый порядок описания герба. Так появился геральдический язык. По сути, герольд давал научную характеристику гербу. Описание герба было важно в первую очередь для других рыцарей, ведь так они могли определить знатность рыцаря.

Закат геральдики

Геральдика исчезла тогда, когда стал исчезать феодализм и монархии. Если в некоторых государствах монархический строй удалось сохранить, то феодализм исчез совсем (в Европе). Буржуазные революции не принимали атрибутика знатности человека. Конечно, некоторые пытались сохранять традиции, но эпоха прошла.

Сейчас геральдика - это только историческая дисциплина и наука. Она нужна для знания истории. Однако не всё так плохо. Большинство гербов городов сохранено. Каждый город Европы и России имеет свой герб, который сформировался исторически.

В России

В России была своя система гербов, но не такая развитая как в Европе. Позже, европейские специалисты помогли доработать систему геральдики и в нашей стране. Гербы в России имели дворянские роды. Города имели свои гербы. А гербом России был и остаётся двуглавый орёл.

Систематизировал русскую геральдику царь Алексей Михайлович Романов. Его прозвище было «тишайший». Наверняка, его внутренние качества и повлияли на систематизацию геральдики в России.

Система геральдики была доработана в 17 веке при активном сотрудничестве с Польшей. Были созданы списки гербов городов и дворянских родов. Позже Пётр Первый учредил герольдии и герольдмейстеров. Т.е. появились официальные государственные органы, занимающиеся составлением и толкованием гербов. Это было очень важно, так как гербы были в то время основным средством индивидуализации.

В советское время геральдика стала лишь исторической дисциплиной. Геральдику отменили, но гербы городов сохранили. А для новых городов стали создавать новые, но уже основываясь на социализме.

В наше время геральдика стала объектом «понтов». Любой может заплатить деньги и получить свидетельство о том, что он является потомком древнего дворянского рода. Особенно это популярно среди депутатов и звёзд шоу-бизнеса, что еще больше опошляет это замечательное слово и его историю...

Спасибо за внимание!

P.S. Вот герб рода Олениных:

Мои предки и я родом из данного дворянского рода, корни которого уходят в Польшу. После революции коммунисты решили, что дворянство - это пережиток старого общества. В то время считалось, что если у тебя много имущества, то нужно тебя раскулачивать. Моего прадеда ждало не только раскулачивание, но и нечто похуже. А потому ему пришлось сменить одну букву в фамилии и скрыться. Был Оленин, стал Аленин. Самое интересное то, что фамилия Аленин тоже относится к дворянскому роду, идущему от Ермака. Т.е. мой прадед немножко прогадал со сменой фамилии. Получилось, что он сменил одну дворянскую фамилию на другую.

Геральдика – это наука, изучающая и определяющая значение различных символов на родовых и военных гербах. В средневековой Европе знаки на щитах и доспехах играли огромную роль. На полях сражений по простым узорам можно было отличить свое войско от сил противника. Со временем на гербах и знаменах стали появляться более сложные рисунки, означающие доблесть, героические поступки, важные события в истории целого клана, отличительные особенности рода. В Западной Европе написание родословной человека не обходится без изучения родовых символов, ведь геральдика – еще и живописная стенография нескольких поколений. В современном мире символы геральдики встречаются на эмблемах вузов, военных знаменах, государственных и корпоративных гербах. Несмотря на значительные различия в гербах разных стран, многие элементы имеют общее происхождение.

Этимологическое значение геральдики

Чтобы разобраться, как зародилась данная наука, стоит обратиться к лингвистике. Точно определить, что означает «геральдика» как термин, не представляется возможным. Однако большинство ученых предполагают, что слово произошло от англо-саксонского «here» («армия») и «ward» («сила» или «влияние»). Геральдические символы появились в эпоху рыцарства и Крестовых походов. Известно, что во времена турниров рыцари украшали доспехи мехом, перьями, отличительными золотыми и серебряными эмблемами и т. д. В закрытых доспехах эти символы выделяли их среди противников. В период Крестовых походов (XI-XV вв.) знаки на амуниции, состоящие из простых фигур, помогали отличать в толпе воинов разных кланов. Учитывая, что войско было многонациональным, существовал языковой барьер, такая система позволяла избежать стратегических ошибок.

Развитие геральдики

В Западной Европе во второй половине XI века появились специальные люди - вестники или глашатаи (heralds). Их главными задачами было развлечение гостей, восхваление господ и объявление рыцарей на турнирах. Они должны были уметь быстро определять по узорам и символам на щитах и знаменах воинов их родовую принадлежность. Поскольку знаки отличия передавались по наследству, с развитием геральдики возросла их значимость. Глашатаи стали своего рода хранителями знаний о генеалогии.

В средние века, когда большинство населения Европы было неграмотно, главной характеристикой геральдики была простота знаков и обозначений. В мирные периоды, когда гербы стали частью гражданской жизни, дизайн символов эволюционировал, приобрел сложный эзотерический смысл, противоречащий первоначальным целям. Позднее, с укреплением монархии (XVII-XVIII вв.), короли закрепили за собой исключительное право на дарение герба и выдачу специальной грамоты. К этому периоду геральдика – это символ власти и государственности. Гербы появились у населенных пунктов, церковнослужителей, гильдий ремесленников и т.д.

Элементы герба


Составные части герба помогут лучше понять предмет изучения и роль геральдики, символов и их значений:

  1. Щит, также известный как накладка, - основная и наиболее узнаваемая составляющая герба, часто используемая сама по себе.
  2. Шлем - наличие и конфигурация его обозначают ранг война или оруженосца.
  3. Нашлемник – украшение над шлемом в виде пера, мифического животного или оружия.
  4. Намет или мантия – спадающая ткань по обеим сторонам герба.
  5. Девиз – емкая фраза или пословица. Обычно изображался над щитом, например, в шотландской геральдике.
  6. Корона или тиара в гербе определяла дворянский титул.
  7. Покровитель часто изображался в виде зверя, птицы или волшебного существа, присутствовал не во всех гербах и считался знаком особой удачливости.

Эти элементы в различных вариациях наиболее часто встречаются в европейской геральдике. Символы и цвета наносились на герб в соответствии со строгими нормами геральдического языка.

Виды гербов

Изображение герба может не содержать всех составляющих элементов. Иногда на рисунке используют только щит. Поскольку герб, как и титул, передавался по наследству, символика сыновей дополнялась особыми метками. Так называемые близуры указывали на младшие ветви генеалогии и представляли собой Т-образные ворота для старшего ребенка, звезду для второго сына, полумесяц для третьего и т.д. На гербе незаконнорожденных детей изображалась специальная кайма или наклоненный брусок. Дизайн герба дочери повторял отцовский, но имел ромбовидную форму. У замужних знатных особ герб делился вертикально на две половины. Одна повторяла символы мужа, другая – ее семьи.

Геральдические цвета

Фигуры на первых гербах были простыми, выполненными в ярких цветах и хорошо различаемыми с дальнего расстояния. В Средневековье использовались черные, красные, синие, белые, зеленые и желтые красители (финифти или тинктуры), позднее появился пурпурный цвет. С развитием геральдики финифти белого и золотого цвета заменили серебряным и золотым металлом.


Из-за ограниченного набора цветов на классических гербах часто встречаются золотые львы, черные олени и т.д. Однако в британской и шотландской геральдике гербы стали сильно отличаться от остальных. Дело в том, что в 1600 году их цветовая палитра расширилась за счет введения «натуральных» цветов: оранжевого, розового, пурпурного, серого, багрового, коричневого и д.р. Помимо цветов и металлов гербы украшают меха: стилизованные узоры, чаще всего под беличий или горностаевый мех. Узор горностаевого меха напоминает черные стрелки, раскинутые в шахматном порядке на белом или желтом фоне. Беличий мех – повторяющийся узор в виде шлема, синего или красного цвета, на белом или желтом фоне.

Формы щитов

Геральдический щит менял свою форму в зависимости от щита военного, используемого в сражениях. Так, первые щиты, защищавшие от стрел и копий, напоминали вытянутый треугольник с закругленными краями и закрывали практически все тело воина.


В Крестовых походах, когда основной силой стала конница, рыцарям нужны были щиты меньшего размера, которыми можно защититься от боковых ударов. Щит приобрел типичную «английскую» форму. Всего существует 10 разновидностей форм щитов. Некоторые из них повторяют реально существовавшие, другие (например, «немецкие») выдуманы художниками.

Деление щитов

Щит может быть рассечен линиями разных цветов на 2 и более частей. Прямые или фигурные полосы берут начало в определенной точке, конечный рисунок пропорционален и симметричен. Горизонтальные и вертикальные отрезки равноудалены от краев, а диагональные – от углов щита.


Самыми распространенными способами деления являются: рассечение (вертикальное сечение), пересечение (горизонтальное сечение), скошение справа или слева (диагональное сечение). Они называются простыми, т.к. делят щит на две части. Кроме них существует множество составных делений разных форм. При чтении герба используется правило, по которому все элементы, расположенные с левой стороны по отношению к зрителю, находятся с правой стороны по отношению к тому, кто держит щит. Соответственно левая сторона щита в геральдическом языке будет являться правой. Описание элементов начинают с правого верхнего угла.

Изображение животных на гербах

Любое животное, мифическое или реальное, могло быть помещено на герб. Звери изображались схематично, без точного следования анатомии, и символизировали определенные качества.


Самыми популярными существами в геральдике являются:

  • Лев или леопард. Олицетворял собой мужество, отвагу, агрессивность.
  • Орел считался богом или спутником богов. Являлся символом могущества и власти, поэтому часто присутствовал на гербах королей и императоров.
  • Двухглавый орел - мифическое существо, ставшее символом объединения Восточной и Западной Римских империй. Во времена Византии появлялся в территориальных и фамильных гербах правителей-потомков.
  • Единорога изображали по-разному. В древних индийских текстах это был бык с одним рогом. Позднее, в XIV-XV вв., в Европе его представляли как существо с телом лошади, копытами и бородой козла, и длинным витым рогом. Такое изображение появилось на гербе короля Джеймса I (1566-1625 гг.). Единорог был символом верности и целомудрия.
  • Феникс - волшебная птица с золотыми или красными перьями, способная возрождаться из пламени. В европейском христианстве - символ воскрешения.
  • Грифон, древнее существо с большими крыльями и телом льва. Первое его изображение было найдено на территории Ирана. Считался хранителем богатств, объединял свирепость хищника и быстроту птицы.
  • Гарпия – создание из древнегреческих легенд, женщина с крыльями и конечностями стервятника. В геральдике символ означал свирепость или развращенность.
  • Морские животные использовались на гербах портовых городов. Рисунки носили крайне условный характер. По сути, морской хвост добавлялся к любому наземному животному или человеку.

Геральдика России

Славянские племена были отделены от Западноевропейских цивилизаций. Геральдика на этой территории появилась гораздо позднее и была заимствованным явлением. Первыми символами власти можно считать двузубцы и трезубцы, найденные на монетах и печатях X-XI вв. представителей династии Рюриковичей. С приходом христианства великие князья стали копировать византийские геральдические символы, а также наносить на печати изображения святых - покровителей рода.


Во второй половине XVII века налаживание культурных связей между российским и польским дворянством привело к появлению первых гербов. Систематизация и установка общих правил геральдического дизайна произошли при царе Алексее Михайловиче (1629-1679 гг.), который пригласил римского герольдмейстера Лаврентия Курелича для составления рукописи обо всех великих князьях, их родстве с европейскими династиями и описании гербов. Позднее Петр I создал Герольдию – специальное ведомство, которое отвечало в том числе за регистрацию и утверждение дворянских гербов. Составление полного Гербовника российской знати началось при Павле I, и к 1917 году документ содержал описание более 4 500 родовых эмблем.

Геральдика – это важная часть истории и культуры. По элементам герба легко определить сословную принадлежность и историю рода. Некоторые гербы королей, князей и знатных дворян преобразовались в государственные или городские.



Просмотров