Конституция 2 глава краткое содержание. Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации: понятие, принципы. Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового стату­са личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Действующая российская Конституция принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства (т. е. характерные признаки, опреде­ляющие качественное своеобразие этого документа), к которым относятся:

1) выступление в качестве основного закона государства; 2) юридическое верховенство; 3) выполнение роли основы всей правовой системы страны;П4) стабильность.

Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы (содержащей декларативные, хотя и достаточно значимые положения) и двух разделов. Первый раздел, в содержательном плане основной, в свою очередь включает девять глав. В главе 1 "Основы конституционного строя” изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержит характерис- тику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3 " Федеративное устройство" закреплены основные принципы

российского федерализма. Три следующие главы (глава 4 "Президент РФ", глава 5 "Федеральное Собрание", глава 6 "Правительство РФ") закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7 "Судебная власть" изложены

конституционные основы су- дебной системы и судебной власти Российской Федерации, а в главе 8 "Местное самоуправление" - конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9 " Конституционные поправки и пересмотр Конституции" содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения основного закона. Второй раздел "Заключительные и переходные положения" - небольшой по объему; значительная часть норм этого раздела уже утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих срезов общественных отношений только на основании положений Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации (как и любого другого государства) является основным законом страны ("законом законов"). Несмотря на то что в официальном названии и тексте этот термин отсутствует (в отличие, например, от Конституции РСФСР 1978 г. или конституций ФРГ, Монголии, Гвинеи и других государств), это вытекает из самой правовой природы и сущности конституции.

Юридическое верховенство. Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам. Ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомствен- ного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить основному закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прошлому российскому законодательству - в соответствии с ч. 2 разд. II Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. О верховенстве Конституции говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 15), хотя и без такого упоминания юридическое верховенство - неотъемлемое сущностное свойство основного закона. Обеспечение юридического верховенства Конституции - задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу кон­ституционного контроля - Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ - ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству и определяет главные цели такого нормотворчества, прямо определяет сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституцион- ными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения, лежащие в основе развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкурен- ции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и пр.

(ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д.

Таким образом, Конституция РФ - основной источник не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права.

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как основной закон государства, ядро правовой системы, Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, меняющим друг друга у власти в стране.

С точки зрения порядка изменения, российская Конституция является "жесткой" (в отличие от "мягких" или "гибких" конституций некоторых государств - Великобритании, Израиля, Новой Зеландии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы).

Жесткость Конституции РФ проявляется в материальном и процессуальном аспектах. Первый заключается в установлении запрета по предмету изменений. Следуя мировой практике, Конституция России содержит "защищенные" ("более жесткие") положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в конституционный текст. Это гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения данных глав могут быть изменены только принятием новой Конституции страны (т. е. законотворческая функция парламента в этом случае ограничена). Остальные главы Конституции (3-8) могут быть изменены Федеральным Собранием, однако по более сложной процедуре. В связи со сказанным следует различать понятия "пересмотр Конституции" (когда речь идет о внесении изменений в "защищенные" главы) и "внесение поправок к Конституции" (когда имеются в виду изменения глав 3-8).

Процедурный (процессуальный) аспект жесткости заключается в установлении достаточно сложной процедуры изменения основного закона. Правила здесь следующие. Во-первых, сужен круг субъектов права законодательной инициативы. Инициировать внесение измене- ний в Конституцию страны могут только Президент, Совет Федерации и Государственная Дума в целом или же группы численностью не менее 1/5 состава каждой из палат, Правительство РФ и региональные парламенты (ст. 134 Конституции). Во-вторых, существенно различаются процедуры пере­смотра Конституции и внесения в нее поправок. Для пере- смотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции должен быть созван специальный орган - Конституционное Собрание (статус этого органа должен быть определен федеральным конституционным законом, однако такой закон пока не принят, и определенно говорить о порядке формирования и созыва Конституционного Собрания, сроках его полномочий, процедурных моментах и пр. в настоящее время невозможно).

Дальнейший возможный алгоритм действий может быть следующим. Конституционное Собрание должно определиться, соглашается оно в принципе с предложением о пересмотре Конституции или нет. В последнем случае Конституционное Собрание специальным решением подтверждает неизменность действующей Конституции. Если же Конституционное Собра­ние соглашается с предложением о пересмотре Конституции, оно должно разработать проект нового основного закона (даже в случае, когда предлагаемое изменение незначительно по объему и касается, например, лишь одной статьи). Судьба разработанного проекта также может быть решена по-разному. Первый вариант - его принимает само Консти­туционное Собрание квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа его членов). Второй вариант - вынесение проекта новой Конституции на всенародное голосование (в этом случае, чтобы референдум считать состоявшимся, установлен порог явки - в нем должно принять уча­стие более половины избирателей, а для положительного решения требуется более половины голосов принявших участие в голосовании избирателей). Порядок изменения положений глав 3-8 Конституции определен в ст. 136 основного закона Такие изменения вносятся принятием специальных законов о поправках (обязательные процедурные требования здесь - одобрение большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации, а также органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ). В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето - в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

Указанный жесткий порядок изменения Конституции не касается порядка изменения лишь одной статьи - ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Изменения в эту статью вносятся либо на основании федерального конституционного закона об изменении состава Федерации, либо указом Президента на основании решения органа государственной власти субъекта РФ об изменении своего наименования.

Конституция РФ 1993 г. - основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г . - современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа.

Основные сведения

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается . Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:

  1. Организационная.
  2. Воспитательная.
  3. Юридическая.
  4. Стабилизирующая.
  5. Учредительная.
  6. Политическая.

Общая характеристика Конституции РФ

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено Решение об организации референдума было принято Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.

В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.

Форма правления

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Территориальные особенности

Общая характеристика Конституции РФ позволяет понять специфику географического устройства страны. В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В ст. 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны.

Сущность основного закона

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях.

Юридическая роль

Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона.

В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами.

На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы.

Учредительная функция

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма.

Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Организационная роль

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права.

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Стабилизирующая роль

Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. Конституционные положения должны обладать для этого определенной консервативностью. Как показывает практика, излишне частое изменение норм основного закона указывает на неблагополучие в государстве и обществе. Между тем стабильность Конституции не свидетельствует об остановке правового процесса. Некоторые авторы указывают на то, что основной закон был принят несколько поспешно и имеет множество дефектов. Безусловно, в Конституции есть определенные изъяны, однако в целом она является гарантией стабильности.

Воспитательная функция

Эта роль считается одной из ключевых. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. В этом случае нормотворцы решают достаточно сложную проблему. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры.

В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа). В заключительных и переходных положениях присутствуют нормы, указывающие на временное изъятие из действий некоторых норм первой части. В них также установлена дата принятия и вступления основного закона в силу.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (СТ.1-16)

ГЛАВА 2 . ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (СТ.17-64)

ГЛАВА 3 . ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО (СТ.65-79)

ГЛАВА 4 . ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.80-93)

ГЛАВА 5 . ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (СТ.94-109)

ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СТ.110-117)

ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ (СТ.118-129)

ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (СТ.130-133)

ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ (СТ.134-137)

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ (1-16 ст.)

Статья 1 Понятие РФ.

Статья 2 Права и свобода высшая ценность.

Статья 3 Народ и власть.

Статья 4 Суверенитет РФ (территория).

Статья 5 Состав РФ (равноправие): субъекты (83), республик-21, краев-9, областей-46, городов Ф.З - 2., автономная область-1, округов-4.

Статья 6 Гражданство РФ.

Статья 7 РФ - социальное государство.

Статья 8 Свобода Экономического пространства, перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Статья 9 Земля и природные ресурсы (основы, собственность).

Статья 10 Ветви власти в РФ (разделение властей).

Статья 11 Кто осуществляет власть в РФ.

Статья 12 В РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

Статья 13 Идеологическое, политическое многообразие (объединения). Статья 14 РФ - светское государство (религия).

Статья 15 Высшая юридическая сила Конституции РФ.

Статья 16 Глава составляет основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (17-64 ст.)

Статья 17 Права и свободы человека и гражданина (обеспечение).

Статья 18 Права и свободы, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность власти.

Статья 19 Все равны перед законом и судом. (Мужчина и женщина).

Статья 20 Право на жизнь (смертная казнь).

Статья 21 Достоинство личности охраняется (пытки, насилие, эксперименты, опыты).

Статья 22 Право на свободу и личную неприкосновенность (защита чести, доброго имени).

Статья 23 Частная жизнь, личная (семейная) тайна, (переписка, переговоры).

Статья 24 Информации о частной жизни (доступ, использование, распространение).

Статья 25 Жилище неприкосновенно.

Статья 26 Право Национальной принадлежности и родного языка.

Статья 27 Свобода передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статья 28 Свобода совести, вероисповедания (гарантируется государством).

Статья 29 Свобода мысли и слова (гарантируется государством). Цензура запрещается.

Статья 30 Право на объединение, профессиональные союзы.

Статья 31 Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32 Право участвовать в управлении, избирать и быть избранными равный доступ к государственной службе.

Статья 33 Право обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 34 Право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Статья 35 Право частной собственности охраняется законом. Право наследования.

Статья 36 Право иметь в частной собственности землю.

Статья 37 Труд свободен. распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию право на отдых.

Статья 38 Материнство и детство, семья.(защита).

Статья 39 Социальное обеспечение по возрасту, болезни, пенсии и социальные пособия.

Статья 40 Каждый имеет право на жилище.

Статья 41 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 42 Право на благоприятную окружающую среду.(информацию о ней).

Статья 43 Право на образование (общедоступность, обязательность начального, бесплатность).

Статья 44 Свобода литературного, художественного, научного, технического творчества, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45 Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. (Каждый вправе защищать свои права).

Статья 46 Гарантируется судебная защита его прав и свобод (самозащита).

Статья 47 Не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, присяжных заседателей.

Статья 48 Право на бесплатную юридическую помощь (адвокат).

Статья 49 Презумпция невиновности.

Статья 50 Осужден за одно и то же недопустимые доказательства, пересмотр приговора помилование или смягчение наказания.

Статья 51 Свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Статья 52 Права потерпевших охраняются законом.

Статья 53 Право на возмещение государством вреда.

Статья 54 Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Статья 55 Отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Статья 56 Ограничения в условиях ЧП (Чрезвычайного Положения).

Статья 57 Обязанность платить налоги и сборы.

Статья 58 Обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Статья 59 Защита Отечества является долгом и обязанностью.

Статья 60 Самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61 Не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству (покровительство).

Статья 62 Двойное гражданство (права и обязанности).

Статья 63 Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Статья 64 Основы правового статуса личности в РФ.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

ОТВЕТ НА ВОПРОС
Ангелина Полюхович
Мыслитель (5567)
22
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Раздел первый. Основные положения
Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Здесь про то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
какие в составе Российской Федерации находятся субъекты. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)
Глава 7. Судебная власть (ст. 118-129)Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.Судьи неприкосновенны.Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130-133)
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137)
Раздел второй. Заключительные и переходные положения



Просмотров