Основные теории государства. Николай МатузовТеория государства и права. Учебник Таким образом, форма государства определяет

Рецензенты:

М.Н. Марченко ;

доктор юридических наук, профессор С.А. Комаров

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ Н.И. Матузов – § 1, 2, 3, 4, 5, 6 гл. 6;

§ 1, 2, 4, 7 гл. 7; гл. 8, 9, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18 (совместно с А.В. Малько);

19, 20, 21, 22, 25 (совместно с А.В. Малько);

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ А.В. Малько – гл. 1, 2, 3, 4, 5;

§ 7, 8, 9 гл. 6; § 3, 5, 6, 8 гл. 7;

гл. 11, 12, 18 (совместно с Н.И. Матузовым),

23, 24, 25 (совместно с Н.И. Матузовым).

© ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2011, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017

* * *
Принятые сокращения

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Ведомости – Ведомости Верховного Совета, Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

ВК РФ – Водный кодекс РФ

ГК РФ – Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ

ЗК РФ – Земельный кодекс РФ

НК РФ – Налоговый кодекс РФ

СК РФ – Семейный кодекс РФ

СЗ РФ – Собрание законодательства РФ

ТК РФ – Трудовой кодекс РФ

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс РФ

УК РФ – Уголовный кодекс РФ

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Предисловие

Для успешной подготовки кадров современных юристов ощущается потребность в учебниках, которые, с одной стороны, отвечали бы государственным образовательным стандартам, а с другой – базировались на апробированных курсах лекций и учебно-методических пособиях, отражали накопленный вузовский педагогический опыт, происходящие в стране перемены, текущее законодательство, социальную практику.

Именно такие цели и преследует данное издание, в котором предприняты попытки соединить указанные требования. В нем получили правовую оценку последние перемены и инициативы, направленные на укрепление российской государственности, совершенствование структуры власти, правовой системы общества, принципов федерализма, местного самоуправления.

Предлагаемый учебник основывается на курсах лекций и учебно-методических пособиях, подготовленных под руководством и с участием авторов. Эти курсы и пособия выдержали несколько изданий, оказались востребованными читателем.

С учетом мнений самих студентов в работе после каждой главы ставятся конкретные вопросы и приводится список рекомендуемой литературы для более углубленного уяснения материала, даются схемы, иллюстрирующие наиболее важные темы и отдельные теоретические положения. Этим объясняется отсутствие в учебнике подстрочного научного аппарата (сносок).

Издание рассчитано главным образом на студентов первых курсов, поэтому при освещении соответствующих вопросов авторы стремились к максимальной ясности и доходчивости, избегая в то же время элементов упрощенности в раскрытии ключевых понятий и категорий, ориентируясь на давно существующие ожидания обучающихся получить истинные знания о роли государственно-правовых институтов в жизни общества.

В последние годы некоторыми учеными вносятся предложения о разделении общей теории государства и права на две самостоятельные науки – теорию государства и теорию права. Считаем такое расчленение единого предмета искусственным и нецелесообразным в силу органической взаимосвязи и взаимообусловленности предполагаемых дисциплин. Нельзя правильно понять, осмыслить право вне государства, а государство – без права, так как их происхождение, историческая миссия и функции во многом идентичны, они имеют одни корни.

Вместе с тем авторы придерживаются мнения, согласно которому проблемы государства должны рассматриваться лишь в той мере, в какой это необходимо для более глубокого понимания студентами-юристами сущности и предназначения права, его действия, поскольку именно с правом, законами в первую очередь связана их профессия.

Авторы выражают признательность рецензентам учебника – доктору юридических наук, профессору М.Н. Марченко и доктору юридических наук, профессору С.А. Комарову за помощь в подготовке данного издания.

Глава 1
Предмет и метод теории государства и права

§ 1. Предмет теории государства и права

Прежде чем говорить о предмете науки теории государства и права, необходимо хотя бы несколько слов сказать о том, что такое наука и что ее отличает от обыденного познания.

Наука – это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочение объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технических, биологических и социальных систем. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования.

Следовательно, наука – это не только сами истины (достоверные, объективные, апробированные знания), но и деятельность по их постижению, систематизации, а также по оптимальному использованию на практике.

О значении науки не раз говорили великие мыслители: “Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок” (Ф. Бэкон); “Наука – это организованное знание” (Г. Спенсер); “Наука – сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия” (А.И. Герцен); “Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию” (Ф. Жолио-Кюри); “Жизнь ставит цели науке; наука освещает пути жизни” (Н.К. Михайловский) .

Кроме научного познания существуют также вненаучные способы постижения действительности. Среди них особое место занимает обыденное познание . Оба этих вида познания имеют общую цель – дать объективно верное знание о действительности, и поэтому они опираются на так называемый здравый смысл. Более того, наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству новой истинной информации об окружающем нас мире возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.

Однако в отличие от обыденного, научное осмысление действительности имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта; имеет свой язык и требует для исследований специальных методов, приемов, средств; характеризуется системностью и обоснованностью. Т. Гексли так характеризовал эти различия: “Я верю, что наука есть не что иное, как тренированный и организованный здравый смысл. Она отличается от последнего точно так же, как ветеран может отличаться от необученного рекрута”.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как исследуется. Ответ на вопрос что исследуется раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос как проводится исследование раскрывает ее метод.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т. п.).

В качестве предмета теории государства и права выступают два следующих блока объективной действительности.

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права . Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

возникновение государства и права;

смена их исторических типов;

развитие их сущности;

эволюция форм государства и права;

построение системы органов государства и системы права;

осуществление функций государства и права;

пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;

расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты;

укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;

развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

развитие юридической науки теории государства и права.

Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.

К тому же словосочетание “наиболее общие закономерности” означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т. е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временны́х и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.

2. Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают все юридические науки . Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для “себя”, но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норму права, институт, отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии, пробелы в законодательстве, юридическую практику, правонарушение, законность и правопорядок, субъективные права и обязанности, дозволения и запреты, юридическую ответственность и наказание, правовые льготы и поощрения, правовые привилегии и иммунитеты, правовые стимулы и ограничения, механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, правовой режим, правовую политику и т. д.

Собственно, каждая наука создает и использует свои понятия, позволяющие ей познавать исследуемый объект. Они служат формой отражения мира в мышлении, с их помощью люди познают сущность явлений и процессов, обобщают их наиболее важные признаки и стороны. Многообразие явлений порождает и множество понятий, которые дают возможность их описания, определения и анализа.

Кроме того, в науке часто используют такие слова, как “термин” и “категория”. Если под первым понимается слово или словосочетание, точно обозначающее конкретное понятие, то под категорией – наиболее общее, предельно широкое, фундаментальное, обобщающее понятие, фиксирующее наиболее существенные признаки явлений действительности.

Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.

§ 2. Структура теории государства и права

Теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):

теории государства; теории права.

Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т. д.).

В научной литературе, однако, высказано мнение, согласно которому идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, общими для государства и права. В результате “собственные закономерности права, коренящиеся в общественной системе, отошли на задний план, а взаимосвязь между государством и правом стала трактоваться, при всех существующих оговорках, как причинно-следственная зависимость права от государства” (В.А. Козлов). Подчеркивается также, что это ведет к приоритету государственной власти над правом, социальной справедливостью, нравственными принципами. Поэтому некоторые юристы предлагают отказаться от объединения теории государства и права в составе общей теории и выделить теорию права в самостоятельную науку со своим предметом.

Думается, что авторы подобной точки зрения здесь не совсем правы. Дело не только в самой идее неразрывной связи государства и права. Это, в принципе, аксиома. Дело в правопонимании, которое нельзя доводить до этатистского уровня нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право – средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в общественных отношениях (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы, участии граждан в государственном управлении и т. п.).

При всей взаимозависимости государства и права последнее всегда должно быть “открыто” для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане. К тому же, исследуя проблемы государственности, мы тем самым в большей мере постигаем и само право. Одно без другого, как известно, существовать не может. Вот почему теорию права нет необходимости отрывать от теории государства.

Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых как в рамках самого учебного процесса, так и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

Теория государства и права в период своего становления (конец XVI в.) называлась “энциклопедией права”, “энциклопедией законоведения”. Она испытала на себе влияние идей Аристотеля, Платона, Сократа, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, А.Н. Радищева, К.А. Неволина, М.А. Бакунина, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и других мыслителей, определявших вектор ее развития.

В России данная наука стала преподаваться в Московском университете в XVIII в. Современное наименование она получила в конце XIX в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить С.А. Муромцева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, Г.Ф. Шершеневича, Д.И. Каченовского, Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Л.И. Петражицкого, А.Н. Хвостова, И.В. Гессена, П.А. Сорокина и многих других.

§ 3. Функции теории государства и права

Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

Обычно выделяют онтологическую, гносеологическую, эвристическую, прогностическую, методологическую, идеологическую и организационно-прикладную функции.

С помощью онтологической функции (онтология – учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что́ есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т. п.

Гносеологическая функция (гносеология – теория познания) теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.

С помощью эвристической функции (эвристика – искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

Прогностическая функция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.

Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет и методологическую функцию, т. е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую существенное, основополагающее значение для юриспруденции в целом.

Осуществляя идеологическую функцию, теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь в том числе на данные других юридических и неюридических наук.

§ 4. Система методов теории государства и права

Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что́ является предметом изучения, необходимо рассмотреть, как изучаются государство и право.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания . Метод – это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Как отметил английский историк и социолог Г. Бокль, “во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, а открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены”.

Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин “методология” складывается из двух греческих слов: “метод” (путь к чему-либо) и “логос” (наука, учение). Таким образом, дословно “методология” – учение о методах познания. Термин “методология” обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему (см. схему 1).

1. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика – с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.


2. Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

Синтез , напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т. п.

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т. д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т. д.

3. Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т. д.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т. д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, в заключение делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений.

Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие – к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т. п.). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.) и теоретических идей (закон необходимого разнообразия и т. п.).

Математический метод – это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в “каждом знании столько истины, сколько математики”. В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в право-творчестве, и в других сферах правовой действительности и т. п.

Кроме того, можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т. д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т. д. – в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение – сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Методы особенно важны для теории государства и права, ибо данная наука является методологической по отношению к другим юридическим наукам, которые ее используют в своей эволюции.

Методология правовых исследований, апробированная политико-правовой практикой, обладает богатым содержанием и состоит по крайней мере из нескольких ветвей. Поэтому преувеличение какой-либо одной из них таит в себе опасность снижения познавательного потенциала научного знания и грозит обернуться возникновением кризисной ситуации в науке.

Другими словами, при исследовании государственно-правовых явлений необходимо исходить из многоаспектности бытия, последовательно применяя такой принцип научного познания, как плюрализм. Благодаря плюралистическому подходу к изучению наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права теория создает систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни.

Бэкон Ф. (1561–1626) – английский философ, родоначальник английского материализма. Герцен А.И. (1812–1870) – российский революционер, писатель, философ. Жолио-Кюри Ф. (1900–1958) – французский физик и общественный деятель. Михайловский Н.К. (1842–1904) – российский социолог, публицист, литературный критик, народник. Спенсер Г. (1820–1903) – английский философ и социолог.

Этатизм (от франц. еtat – государство) – направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель социального развития.

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала одна марксистско-ленинская теория государства, основанная на классовом подходе, а все другие концепции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас отношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относится это и к рассматриваемым далее теориям государства.

Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рассматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то теории, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит . Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория . Эта теория возникла в 20х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 6070х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

Теория плюралистической демократии . Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социалдемократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отметим теорию «государства всеобщего благоденствия ». Она возникла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория «государства ночного сторожа »). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др.

Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит поновому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 5060х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и проч. Это должно привести к тому, что через какоето время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». Определенные положения этой теории находят несомненное подтверждение в современный период.

Особое место среди указанных теорий занимает историко материалистическая концепци я государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства его отмирание по мере построения коммунистического общества. Положения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.

Достаточно интересным оружием с точки зрения области тактического применения являются снайперские винтовки. Данные модели оружия предназначены для прицельного поражения мишени одним-единственным выстрелом на дистанции, зачастую недоступной для прицельного огня с помощью других типов оружия.

Специально для того, чтобы выстрел получался максимально мощным и точным, в комплекте со снайперскими винтовками используются специальные патроны с огромной массой пули и порохового заряда. Баланс пули при этом тщательно выверен - размер возможных отклонений от траектории не оставляет цели, попавшей в прицел, ни единого шанса на спасение.

Именно для оснащения одной из самых производительных отечественных винтовок, созданных специально под оптический прицел, был разработан глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете для пополнения личной коллекции. Снайперская винтовка конструкции Драгунова, по праву считающаяся одной из лучших в мире, может быть эффективно дополнена этим специальным средством для тихой и беспламенной стрельбы.

Где применяется глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Где применяется ТГП-В 2 Шелест? Данное изделие, наименование которого расшифровывается как «тактический глушитель-пламегаситель», с момента своего создания было предназначено исключительно для нужд отрядов специального назначения - выпускников школы снайперов, получавших наиболее важные и ответственные задания государственной важности.

Макет ТГП-В 2 Шелест по своим тактико-техническим характеристикам не отличается от оригинала, благодаря чему его покупка является мечтой многих истинных ценителей, коллекционирующих раритетное оружие в виде охолощенных и деактивированных экземпляров.

Купить ТГП-В 2 Шелест - значит, приобрести устройство, не единожды участвовавшее в реальных сражениях и доказавшее свою ценность. Звук выстрела мощного патрона 7.62х54 мм, разумеется, это изделие погасить полностью не в состоянии, однако основной демаскирующий фактор - вспышку форса пламени - с помощью этого изделия устраняется практически в ста процентах случаев.

Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете у нас, использовался в ходе проведения всех кавказских войн, в том числе - и в Афганистане. Многие специалисты подтверждают достаточно высокий уровень данного изделия - хоть оно и не является пределом мечтаний для профессионального снайпера.

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест?

Как работает глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете с помощью наших услуг? Это изделие, как и все остальные агрегаты данного типа, воздействует на выходящие из ствольного канала пороховые газы, создавая эффект дисперсии, снижая их скорость на выходе из камеры глушителя и позволяя им остыть ниже критической температуры, при которой их расширение производит сильный акустический эффект.

В отличие от многих других тактических глушителей, ТГП-В 2 Шелест устанавливается не на ствол, а непосредственно на штатный цилиндрический пламегаситель снайперской винтовки Драгунова. Благодаря этому эффект его работы только усиливается.

Если изучить макет ТГП-В 2 Шелест внимательным образом, то можно понять, что встроенный в камеру сепаратор может быть как прямым (пластины сепаратора перпендикулярны боковой поверхности камеры), так и коническим (с выгибанием пластин сепаратора в сторону выхода пули). Какой из них более надежен и обладает лучшими свойствами погашения звука и форса пламени - сможет рассказать разве что профессиональный снайпер, использовавший снайперскую винтовку конструкции Драгунова в комплекте с каждым из описанных типов тактического глушителя-пламегасителя.

Почему ТГП-В 2 Шелест считается не лучшим вариантом?

Стоит отдельно заметить, что эксперты не готовы отдать пальму первенства по степени качества ТГП-В 2 Шелест. Почему это изделие считается не самым лучшим вариантом? Об этом стоит рассказать подробнее.

Во-первых, применение тактического глушителя в тандеме со снайперской винтовкой не может дать стопроцентной эффективности его действия. Звук выстрела все равно будет хорошо слышим на большом расстоянии - хоть и направление к его источнику и будет определить значительно сложнее. Глушитель ТГП-В 2 Шелест, купить который вы можете в целях коллекционирования, не является действительно идеальным выбором по той причине, что снайперская винтовка по умолчанию использует патрон, придающий пуле на выходе из ствольного канала начальную скорость, в несколько раз превышающую скорость звука. Чем больше скорость пули - тем лучше настильность траектории и тем меньшие поправки потребуется брать стрелку для успешного поражения мишени. Ослаблять снайперский патрон до дозвуковой скорости полета пули - значит, сделать возможным бесшумное ведение огня, однако лишь с учетом огромной потерей в точности.

Во-вторых, макет ТГП-В 2 Шелест, устанавливаемый на штатный пламегаситель, сбивает прицел снайперской винтовки - и перед непосредственной эксплуатацией ее необходимо заново пристреливать, настраивая прицел. Ситуация примерно та же, как и с винтовкой Мосина, которую пристреливали исключительно с примкнутым штыком. ТГП-В 2 Шелест весит больше килограмма, из-за чего существенно смещает центр тяжести вперед и становится причиной возникновения достаточно мощных рывков ствола вверх и вбок из-за изменившегося вектора отдачи.

Настоящие профессионалы, которым доводилось использовать все самые передовые оружейные разработки СССР и РФ, заявляют, что в арсенале нашей армии есть куда более удобное бесшумное оружие с оптическим прицелом. Специальная снайперская винтовка (ВСС) под кодовым названием «Винторез» включает в свою конструкцию интегрированный в ствол глушитель, огромная производительность которого позволяет сделать стрельбу действительно бесшумной - причем, без потери точности.

Купить ТГП-В 2 Шелест можно у нас!

Если вы по-настоящему интересуетесь специальными армейскими средствами, использовавшимися вооруженными силами России и Советского Союза для усовершенствования и модификации штатного оружия, то данное изделие наверняка способно привлечь ваше пристальное внимание. Купить ТГП-В 2 Шелест в целях коллекционирования и для личного пользования можно у нас - и эта возможность может считаться действительно редкой и выдающейся.

Обнаружить в продаже настоящий ТГП-В 2 Шелест крайне нелегко, поскольку изделия данного типа редко попадают на рынок охолощенного и деактивированного оружия. Экземпляры, выставленные бывшими владельцами в продажу, быстро находят себе новых хозяев, оседая в частных коллекциях. Если вы желаете приобрести качественный макет ТГП-В 2 Шелест, ничем не отличающийся от оригинала, то вам стоит поторопиться. Вполне вероятно и предсказуемо, что данное изделие не задержится в продаже надолго - желающих приобрести его больше, чем вам может показаться на первый взгляд. Отличное качество изготовления, высокий уровень эстетической и исторической ценности, а также - идеальное эксплуатационное состояние изделия быстро привлекут к себе внимание. Глушитель ТГП-В 2 Шелест купить лучше прямо сейчас, пока вас не опередили конкуренты!

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права, прежде всего, играет роль теоретического введения в правоведение. Не случайно в дореволюционный период теория государства и права рассматривалась как энциклопедия права.

Система учебных юридических дисциплин, как правило, строится в соответствии с системой юридических наук. Преподавание данных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение студентами знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

В Древнем Риме придавали большое значение юридическому образованию, так как понимали, что без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система государства. Теория государства и права способствует формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Только эрудированный юрист, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированный на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

Профессия юриста затрагивает различные стороны общественной жизни. Поэтому в юридических учебных заведениях преподается широкий круг учебных дисциплин, которые в отдельных случаях не совпадают с системой юридических наук. Они строятся дифференцированно, с учетом профиля обучения, и не всегда соответствуют названию той или иной юридической науки. Некоторые юридические дисциплины могут содержать учебный материал, который составляет часть конкретной юридической науки (например, авторское право как часть гражданского права). Другие учебные юридические дисциплины могут включать материал, относящийся к различным юридическим наукам (торговое право, транспортное право, военное законодательство и др.). В юридических учебных заведениях преподаются и неюридические специальные дисциплины (бухгалтерский учет, машинопись, основы компьютерной техники). Их преподавание обусловлено потребностями юридической практики.

Как уже говорилось, теория государства и права в системе юридических дисциплин занимает ведущее место, так как она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права, как было отмечено выше, дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов.

Главное же назначение теории государства и права состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций оценивать сложные государственно-правовые явления общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества, правильно оценивать новое в государственно-правовой практике, новеллы в законодательстве.

Теория государства и права изучается по определенной логически последовательной системе, отражающей объективную структуру и содержание предмета данной науки. Изучение начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения государства, его признаков и сущности, а также таких важнейших характеристик государства как форма, тип, механизм и функции.

Уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению теории права. Этот курс призван сыграть роль своеобразного плацдарма, с которого студенты начинают всестороннее и системное овладение юридической специальностью. Поэтому в комплексном плане юридического образования данный курс выполняет две взаимосвязанные задачи:

Вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с общей теорией права, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;

Формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.

Сообразно названным задачам формируется и система курса общей теории права.

Данный курс характеризует правовую науку в целом и ее фундаментальную отрасль - теорию государства и права, служащую теоретической и методологической основой остальных отраслей правоведения. Студенты знакомятся со структурой, объектом, предметом, методом и функциями данной науки, получают представление о ее месте и роли в системе юридического знания. Также они получают представление о том, что такое государство и право; каковы их теории происхождения; в чем заключается их сущность. Проводится анализ функций государства, раскрывается его механизм, рассматриваются государственные органы и органы местного самоуправления, определяется роль государства в политической системе общества. Разъясняется роль права как общеобязательного регулятора общественных отношений в системе социальных норм - морали, норм общественных организаций, обычаев и традиций и т.д., органически дополняется обстоятельным анализом соотношения права и экономики, демократии, права и личности. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства. Практическую ценность представляют знания о формах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальные и гуманитарные науки? Их виды.

2. Какое место занимает теория государства и права в системе социальных наук?

3. Как выглядит система юридических наук?

4. Что объединяет и различает теорию государства и историко-юридические науки?

5. Что объединяет и различает теорию государства и права и отраслевые науки? Их взаимодейстивие.

6. Сопоставьте теорию государства и права с философией, экономикой, социологией и политологией.

7. Какую роль играет теория государства и права как учебная дисциплина?

8. Какова система изучения теории государства и права?

9. Какие задачи выполняет учебный курс теории государства и права?

Список литературы

1. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов. Спб., 2003.

2. Агафонов Ю.А Русская философия и социология права. Нижний Новгород, 2004.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

5. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Социальные науки. Т. 3. 1994.

6. Вагнер П. Двадцатый век - век социальных наук? // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

7. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие для образовательных учреждений юридического профиля / Авт. колл.: Абдурахманов А.А., Гришин А.А., Жданов Ю.Н.и др. Изд. 2-е, изм., доп. М., 1999.

9. Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д.Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

10. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

11. Глухих Я.А. Сочетание методологий И. Канта и Г. Гегеля в философии права П.И. Новгородцева // Тезисы 11-й научно-технической конференции МГТУ. (Мурманск, 19-29 апр.2000г.). Мурманск, 2000.

12. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.

13. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Изв. вузов. Правоведение. 1996. № 1.

14. Дегай П. Пособия и правила изучения российских законов. М., 1831.

15. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.

17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

18. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.

19. Западно-европейская социология XIX века: О.Конт, Д.С.Милль, Г.Спенсер: Тексты: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социология" / Под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

20. Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М., 2003.

21. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

22. Ильин В.В. Теория познания. М., 1993.

23. Ильин Г. И. Право как социальный регулятор. Спб, 1999.

24. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

25. История философии права / Отв ред. А. П. Альбов, к.ф.н., доцент; Д.В.Масленников и др. Спб, 1998.

26. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

27. Кара-Мурза С.Г. История государства и права России. М., 1998.

28. Касаежигил А. Программа управления социальными преобразованиями (МОСТ): Содействие международным политическим исследованиям социальных наук // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. A. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

29. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.

30. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

31. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.

32. Керимов Д.А. Теория государства и права: Предмет, структура, функции. М., 1977.

33. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. B. В. Сапова. СПб., 1999.

34. Кистяковский Б.А. Право и метод // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.

35. Ковалевский M. Социология. Т.1. Современные социологи. Т.2. Спб, 1997.

36. Коваленко А. И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М., 1996.

37. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

38. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Краткий учебник для вузов. М., 1999.

39. Конспект лекций по гражданскому праву профессора Спб университета Н.Л. Дювернуа. Спб. 1894.

40. Коренев А.П., Бобров В.К. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

41. Кравченко С.А.Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.

42. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.

43. Кульчар К. Основы социологии права. М.,1981.

44. Лапаева В.В. Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития. М., 2004.

45. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004.

46. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

47. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., T. 1. М. 1974.

48. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

49. Макаренков В. П. Аналитическая философия права: концепции и проблемы // Изв. вузов. Правоведение. 2002. № 6.

50. Маликов М.К. Гносеологические основы реализации прав: Учебное пособие. Уфа, 1998.

51. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11

52. Марача В.Г. Философия и методология права: Курс лекций. Алма-ата, 1993.

53. Методологические проблемы правоведения. Сборник статей / Под редакцией М.Н. Марченко. М., 1994.

54. Немчинов В. Социальные науки в Российской Федерации после распада Советского Союза // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А.Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

55. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.

56. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.

57. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

58. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996

59. Общая теория права: Курс лекций / Под общей ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

60. Орзих М.Ф. Содержание методологии юридической науки // Изв. вузов. Правоведение, 1973. № 1.

61. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1.

62. Пионтковский А. А. Некоторые вопросы общей теории государства и права. // Советское государство и право. 1956. № 1.

63. Поляков А.В. Общая теория права. Спб., 2001.

64. Право XX века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.- информ. исслед. Отд. политологии и правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2001.

65. Правовая мысль XX века: Сб. обзоров и рефератов / РАН, ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2002.

66. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.

67. Радбрух Г. Введение в науку права. М., 1915.

68. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков - М., 2003.

69. Современные учения о государстве и праве в США и Западной Европе // Официальный сайт Все для юриста InterLaw; http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F 10.htm

70. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2000.

71. Социология Конта в изложении Риголажа: С прилож. 2-х вступ. лекций Конта в "Курс положительной философии" / Пер. с фр. Н.Лосского. Спб., 1898.

72. Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. СПб., 1876.

73. Степин B.C. Теоретическое знание. М, 2000.

74. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В двух томах. Т. 1. Элементный состав. М., 2000.

75. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

76. Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права // Социс. 1997. № 1.

77. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. Спб., 2001.

78. Тексты по истории социологии ХІХ - ХХ веков: Хрестоматия / Сост.: В. И.Добреньков, Л. П. Беленкова. М., 1994.

79. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005.

80. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

81. Честнов И.Л. Теория права и государства как наука // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред. В.П. Сальникова. Спб., 1999.

82. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М, 1988.

83. Чукин С.Г. Плюрализм, солидарность, справедливость: К проблеме идентичности философско-правового дискурса в ситуации постмодерна. СПб., 2000.

84. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

85. Эрлих Е. Основы социологии права. 1913.

86. Явич Л.С. Человек и советский закон. Л., 1972.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Нотариат: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Нотариат как учебная дисциплина Следует отметить, что настоящая дисциплина в России не является обязательной по специальности «Юриспруденция» и не вошла в государственный образовательный стандарт. В некоторых западных странах существует специальная академическая

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин; в ее задачи входит изучение на конкретном историческом материале закономерностей развития политико-правовой

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги автора

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


Внешние функции:

· оборона страны;

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).



Просмотров