Сфера действия региональных соглашений о минимальной заработной плате. Отказ от присоединения к региональному соглашению о мрот Неполный день и совмещения

(27 декабря 2017 года)

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Липецкой области (далее - Администрация), объединений работодателей Липецкой области (далее - Работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее - Профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в целях реализации Областного трехстороннего соглашения на 2018 - 2020 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области заключили настоящее Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018 - 2020 годы (далее - Региональное соглашение) о нижеследующем.

1. Предмет Соглашения

1.1. Региональное соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области в сфере оплаты труда с учетом интересов сторон социального партнерства.

1.2. Установить размер минимальной заработной платы работников, осуществляющих деятельность у работодателей внебюджетного сектора экономики, отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года, установленного постановлением администрации области.

1.3. Установить размер минимальной заработной платы для работников бюджетной сферы области на уровне федерального минимального размера оплаты труда.

1.4. Размер минимальной заработной платы, установленный пунктом 1.2 настоящего Регионального соглашения, не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.

2. Обязательства Сторон

2.1. Стороны обязуются:

2.1.1. Осуществлять контроль и мониторинг выполнения Регионального соглашения.

2.1.2. Рассматривать результаты мониторинга выполнения настоящего Регионального соглашения в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

2.2. Администрация обязуется:

2.2.2. Обеспечить финансирование выполнения Регионального соглашения в полном объеме для организаций, финансируемых из бюджета Липецкой области.

2.3. Работодатели обязуются устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами минимальную заработную плату в размере не ниже установленного в пунктах 1.2, 1.3 Регионального соглашения.

2.4. Профсоюзы обязуются инициировать включение в коллективные договоры и соглашения положений об установлении размера минимальной заработной платы в соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Регионального соглашения.

3. Ответственность Сторон

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по Региональному соглашению Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

4. Действие Соглашения

4.1. Региональное соглашение распространяется на работодателей в порядке, установленном ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации .

4.2. Региональное соглашение вступает в силу с 01 января 2018 года.

4.3. Региональное соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

Глава администрации Липецкой области

Координатор от профсоюзов Липецкой области, председатель Липецкого областного союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Липецкой области"

Координатор от объединений работодателей Липецкой области, заместитель председателя Правления Регионального Объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Липецкой области"

О.П.КОРОЛЕВ

А.Ф.ЖИДКИХ

На основании ФЗ №164, вышедшего 2 июня 2019 года, заработная плата работников не должна быть менее 7 500 рублей. Однако некоторые субъекты установили собственный региональный уровень МРОТ. Он может превышать федеральный уровень.

Предприятие имеет право на установление федерального значения. Тогда ему необходимо отказаться от размера оплаты труда на уровне субъекта. В этом случае пишется отказ от присоединения к региональному соглашению.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Провести процедуру необходимо в течение месяца после поступления предложения об использовании регионального МРОТ. Отказ должен иметь мотивированные обоснования. Дополнительно прикладывается согласие Профсоюзной организации, график повышения минималки.

Что отражено в законе

Каждый субъект имеет право на установление собственного минимального размера оплаты труда. Использовать данную программу вправе предприятия, которые работают на территории региона. Исключаются при этом работники в учреждениях, которые финансируются федеральным бюджетом.

Минимальная заработная плата устанавливается в соответствии с:

  • социальными показателями;
  • экономическими условиями;
  • прожиточным минимумом.

Она не может быть менее федеральной. Однако право на повышение имеется у каждого субъекта.

Обеспечение МРОТ на региональном уровне осуществляется:

  • учреждениями, получающими финансирование из регионального бюджета, внебюджетного обеспечения, предпринимательской деятельности;
  • предприятиями, получающими финансирование местными бюджетами;
  • работодателями за счет собственного обеспечения.

Региональное соглашение по МРОТ является документом, разработанным трехсторонней комиссией на основании социального и трудового уровня в регионе. Вступить в него могут любые работодатели, которые пожелают. Для всех делается официальное опубликование соглашения для ознакомления и предложения о присоединении.

Работодатели имеют 30 дней для того, чтобы дать мотивированный отказ от присоединения к региональному соглашению. Если они не сделают это в отведенный срок, то автоматически принимают условия программы.

Помимо документа предоставляется протокол совещания с профсоюзным комитетом по вопросу согласия или отказа, а также план повышение МРОТ в соответствии со своим порядком.

На основании регионального соглашения производится регулирование заработной платы. Она не может быть ниже минимального размера, установленного в субъекте, если работник полностью отработал положенное ему время.

Можно ли это сделать

Некоторые работодатели отказываются от присоединения к региональному соглашению по факту. Они считают, что заявлять об этом не обязательно, поэтому действуют в рамках установленного на федеральном уровне размера оплаты труда. При этом отказаться действительно они имеют право. Но сделать это необходимо на официальной основе.

Отказ может быть произведен на основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом она регламентирует срок, в течение которого необходимо обратиться с заявлением. Сделать это важно в течение месяца после опубликования соглашения и внесения предложения о присоединении.

Документ подается на официальном бланке учреждения с указанием реквизитов. Его необходимо предоставить в Комитет по труду и занятости. В заявлении отражаются причины, которые имеются у предприятия, для непринятия соглашения.

Расписывать детали финансового положения предприятия не нужно. Важно сформулировать общие понятия о состоянии, а также привести расчет, который показывает возможные финансовые трудности после присоединения.

Помимо этого потребуется дополнительно приложить некоторые документы. Среди них выделяют протокол о заседании с Профсоюзом, согласно которому в дальнейшем планируется повышение заработной платы. Таким образом исполнить порядок увеличения зарплаты придется, но в более позднее время.

Отдельные стороны ситуации

При отказе от присоединения важно помнить допустимый размер оплаты труда. При нарушении нормы может наступить ответственность. Также нюансы имеются в отношении труда в неполный рабочий день и по совместительству.

Ответственность за выплаты ниже нормы

Если заработная плата у работника меньше, чем минимальная зарплата, работодателя можно привлечь к ответственности:

  • материальной;
  • административной;
  • уголовной;
  • налоговой.

Материальная составляющая отражается в виде компенсационных выплат работнику за неперечисленную часть зарплаты. Она равняется 1/300 ставки рефинансирования.

При нарушении законодательных норм работник должен будет заплатить штраф, размер которого составляет от 1 000 до 5 000 рублей для должностного лица и ИП. Если наказание определяется для юр. лица, то штраф возрастает до 30 000–50 000 рублей.

Помимо штрафных санкций предусматривается и приостановление деятельности на 3 месяца. Согласно статье 5.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ руководителю может быть вынесено предупреждение или наложен штраф. Он должен будет выплатить 3 000–5 000 рублей.

Уголовная ответственность наступает на основании статьи 145.1 УК РФ.

В этом случае при невыплате зарплаты в течение двух месяцев при доказанный корыстных и личных побуждениях может предусматриваться:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Налоговая ответственность заключается в сохранении налоговой суммы даже при сниженной выплате заработной платы.

Неполный день и совмещения

Чтобы определить нарушение или соблюдение правил в отношении МРОТ, бухгалтер должен проверить некоторые данные. Согласно статье 133.1 Трудового кодекса РФ выплаты могут быть признаны заниженными законно, если работник отработал полный месячный объем, а получил менее минимального заработка.

Таким образом трудовая деятельность за неполный рабочий день может оплачиваться менее МРОТ. При этом расчет полной заработной платы (если бы сотрудник работал на ставку), должен быть не ниже предельного значения.

Совместители, работающие на половину ставки, должны получать не менее 50% от МРОТ. Однако и в таких ситуациях есть некоторые нюансы.

Сотрудник может выполнять работу, находясь на своем непосредственном рабочем месте. При этом на полставки он будет выполнять обязанности по другой должности. Поэтому при выполнении одинаковой работы по одной профессии следует учитывать не совмещение, а увеличение объема.

Совместительство должно прописываться в виде дополнительного соглашения. Деятельность не отражается в табеле учета рабочего времени, а доплата является компенсационной. Поэтому она самостоятельно сравниваться с минимальным размером не может, так как допускается ее сниженное значение.

Если человек имеет дополнительную работу в свободное от основной время, то составляется отдельный трудовой договор. Он предусматривает выплату заработной платы на основании табеля учета рабочего времени. Тогда сравнивать получаемый доход необходимо в зависимости от полного заработка в соотношении с отработанными часами.

Пример отказа от присоединения к региональному соглашению

Для составления отказа от присоединения к региональному соглашению необходимо ориентироваться на приведенный ниже образец:

ООО «Стройторг» ИНН 5110689546 КПП 511097563

354286 г. Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д.56

Руководителю Комитета по труду

и занятости населения

И.М. Иванову

354245 г. Нижний Новгород, ул. Пирогова, д. 165

Отказ от присоединения к региональному соглашению

о минимальной заработной плате

На основании статьи 133.1 Трудового кодекса РФ предприятием ООО «Стройторг» направляется письменный отказ, имеющий мотивированные основания, о присоединении к региональному соглашению о МРОТ в Нижнем Новгороде на 2019 год от 1 июня 2019 года.

ООО «Стройторг» не имеет возможности соблюдать региональный уровень минимальной оплаты труда по причине нестабильного финансового положения и убыточности (по состоянию на 2019 год). Это обусловлено ростом закупочных цен при повышении курса валют, сниженными объемами продаж, задолженностями перед покупателями.

К заявлению прикладываются:

  1. Консультационный протокол с Профсоюзной организацией.
  2. График планируемого повышения заработной платы в соответствии с региональным МРОТ.

Руководитель ООО «Стройторг» Ю.А. Леонидов


Последствия решения

Работодатели могут отказаться от регионального соглашения без последствий. Ведь законодательно они не предусмотрены. Однако административные органы могут повлиять на деятельность фирмы.

Основная проблема определяется в том, что власти субъекта стремятся привлечь все компании к программе. В этом случае бюджет будет пополняться, а у региона повысятся финансовые показатели. Если компания каждый год дает отказ, то воздействие к ней, в большинстве случаев, не применяется. А те фирмы, которые дали согласие, а впоследствии перешли на федеральный уровень, могут пострадать.

Чаще всего происходит уведомление налоговой службы и фондов. Первые особенно следят за предприятиями, которые устанавливают заработную плату ниже МРОТ. Аналогичная ситуация складывается и в фондах.

Даже при отсутствии оповещения организаций, налоговики могут отследить размер зарплаты на основании:

  • 2-НДФЛ;
  • 6-НДФЛ.

Согласно этим документам руководство вызывают на комиссию и интересуются вопросами «серой» зарплаты и возможным возвращением к региональному соглашению. При неудовлетворительных ответах может быть организована выездная проверка.

Также нередко проводятся ревизионные мероприятия и инспектирование трудовой деятельности. В этом случае документы кадровой службы должны подтверждать законность и обоснованность снижения.

Если в субъекте РФ региональным соглашением установлен свой МРОТ (который не может быть ниже федерального), то работодатели этого региона в общем случае должны ориентироваться на региональный МРОТ. Исключения касаются, в частности, работодателей, отказавшихся от присоединения к региональному соглашению по минимальной зарплате. В отличие от регионального федеральный минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). С 01.01.2019 он составляет 11 280 рублей.

Напомним, что месячная заработная плата работника, который полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).

А как оформить отказ от регионального соглашения по МРОТ?

Как отказаться от применения регионального соглашения по МРОТ?

Когда организация или ИП ведут деятельность на территории субъекта РФ, в котором заключено региональное соглашение о МРОТ, но они не хотят к нему присоединяться, необходимо в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о МРОТ представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ письменный отказ (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ , Письмо Роструда от 19.07.2017 № ТЗ/3828-6-5 ). Кто в вашем субъекте является таким уполномоченным органом, можно уточнить в государственной инспекции труда вашего региона.

Если речь идет о вновь созданной организации в субъекте РФ, где уже действует такое соглашение, то отказ нужно подать в течение 30 календарных дней со дня создания организации.

Если 30-днев ный срок пропустить, то работодатель автоматически считается присоединившимся к региональному соглашению по минималке.

Обязательной формы уведомления об отказе нет. Оно составляется в произвольной форме. В письменном отказе необходимо указать причину неприсоединения к региональному МРОТ. К отказу нужно приложить протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, а также предложения по срокам повышения минимальной зарплаты работников до размера регионального МРОТ. Уведомление об отказе подается в уполномоченный орган лично или направляется заказным письмом с описью вложения.

Приведем пример заполнения отказа от присоединения к региональному соглашению по МРОТ.

Нужно понимать, что для работодателя процесс отказа от применения регионального МРОТ едва ли ограничится направлением соответствующего уведомления. Так просто не применять региональный МРОТ работодателю не дадут. Вероятнее всего руководитель соответствующего уполномоченного органа субъекта РФ пригласит представителей работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации для проведения консультаций, в которых также примут участие представители трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (ч. 9 ст. 133.1 ТК РФ). Цель таких консультаций - убедить работодателя присоединиться к соглашению по МРОТ.

Напоминаем, что если работодатель не соблюл установленный порядок отказа от применения регионального МРОТ, но выплачивает зарплату меньше региональной минималки, он может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 50 000 (если работодатель — организация), от 1 000 до 5 000 рублей (если ИП) (

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 1

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОГЛАШЕНИЙ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

В статье рассказывается, в каких случаях работодатели целой отрасли или целого региона автоматически считаются заключившими социально-партнерское соглашение, а когда этого можно избежать.

Словарь трудового права. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений трудовое законодательство различает генеральные, межрегиональные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения.

Статьей 48 ТК РФ установлен ряд принципиальных положений относительно действия социально-партнерских соглашений по кругу лиц.

Для отраслевых соглашений ч. 7 - 10 ст. 48 ТК РФ установлен порядок распространения их действия на работодателей, не являющихся членами соответствующего объединения работодателей и не уполномочивших данное объединение на заключение соглашения.

К иным соглашениям, упомянутым в ст. 45 ТК РФ, следует отнести региональные соглашения о минимальной заработной плате, заключаемые в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ.

Особенности соглашений о минимальной заработной плате

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном для заключения социально-партнерских соглашений (ст. 47 ТК РФ).

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Отказ от присоединения и его последствия

Согласно ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Принятие указанного порядка распространения соглашения на работодателей, схожего с порядком распространения на работодателей федерального отраслевого соглашения, свидетельствует о нормативном характере социально-партнерского соглашения, что должно быть отражено в норме дефиниции, содержащейся в ст. 45 ТК РФ.

Указание на нормативный характер социально-партнерских соглашений позволит избежать несоответствия ст. 45 ТК РФ положениям ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ) издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Работодателя ущемлять тоже не надо!

Следует признать, что отсутствие четких критериев, по которым уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет оценивать мотивированный письменный отказ работодателя присоединиться к соглашению, может стать причиной ограничения прав работодателей. Исходя из того, что орган исполнительной власти представляет только одну из сторон социального партнерства, целесообразно предоставить право оценивать возможность распространения соглашения на конкретного работодателя не органу исполнительной власти, а региональной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (применительно к отраслевым соглашениям это должна быть отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений).

Установленный законодательством порядок распространения соглашения о минимальной заработной плате, как правило, соблюдается в регионах. Например, одновременно с публикацией Соглашения о минимальной заработной плате в Краснодарском крае, заключенного администрацией Краснодарского края, Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профсоюзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани" от 20.03.2008, было опубликовано письмо руководителя Департамента социальной защиты населения Краснодарского края к работодателям, не входящим в состав краевого объединения работодателей "Федерация объединений работодателей Кубани", с предложением присоединиться к данному Соглашению ("Кубанские новости" от 10 апреля 2008 г. N 59).

Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 24.12.2008 установлена на территории г. Москвы минимальная заработная плата с 01.01.2009 в размере 8300 руб., с 01.05.2009 в размере 8500 руб. и с 01.09.2009 в размере 8700 руб. В Соглашении установлено, что размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством России, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. ст. 147, 151, 152, 153 ТК РФ. В соответствии с п. 3 Соглашения оно распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы, присоединившихся в порядке, предусмотренном ст. 133.1 ТК РФ.

При публикации Соглашения в газете "Тверская, 13" от 13 января 2009 г. N 1 было также опубликовано предложение руководителя уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы к работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы и не участвовавшим в заключении Соглашения, присоединиться к нему. Это крайне важно для соблюдения законной процедуры, иначе работодатели были бы лишены права направить мотивированный отказ от присоединения к Соглашению.

Следует отметить, что в части действия региональных соглашений о минимальной заработной плате законодательством и самими соглашениями установлен дифференцированный подход в зависимости от источника финансирования работодателя. По общему правилу указанные Соглашения не распространяются на организации, финансируемые из федерального бюджета. Так, Соглашение о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2009 год от 25 декабря 2008 г. распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность в Кабардино-Балкарской Республике, заключивших данное Соглашение или присоединившихся к нему, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Уже упоминавшееся Соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае не распространяется на организации, финансируемые из федерального, краевого и муниципальных бюджетов. Таким образом, ограничиваются права работников, финансируемых из федерального, регионального и муниципальных бюджетов, что никак не согласуется с положениями ст. 3 ТК РФ о недопустимости ограничения трудовых прав и свобод или получения преимуществ в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

На основании изложенного можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о региональных соглашениях, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного трудового права.

Библиография

1. Иванов А. Вступление в объединение работодателей. Кто принимает решение? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009. N 9. С. 35.

2. Богатов И. МРОТ по соглашению // ЭЖ-Юрист. 2007. N 16.

3. Сошникова Т. А. Проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве // Трудовое право. 2008. N 12.

4. Иванов А. Б. Отраслевое тарифное соглашение: особенности и проблемы // Труд и социальные отношения. 2008. N 7.

5. Иванов А. Б. Нормативные правовые акты о труде работников гидрометеорологической службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. N N 4 - 5.

А. Иванов

зам. генерального директора

Общероссийского отраслевого

объединения работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики

и науки России"

Подписано в печать

Фиксированный минимум оплаты труда в целом по России принимается на федеральном уровне и корректируется с учетом инфляции. В отдельных регионах РФ данная величина заработной платы может дополнительно изменяться по документу, подписанному тремя сторонами (трехстороннее): местной властью, профсоюзом и представителем организации. Она должна быть не ниже законодательно установленного уровня МРОТ.

Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате на 2018 год

В 2018 году социально-трудовым министерством был поставлен вопрос о постепенном уравнивании уровня МРОТ и прожиточного уровня в каждом субъекте РФ. Разработан проект закона, на основании которого определение минимума оплаты труда постепенно будет переходить в региональное ведомство. С 1 октября 2018 года уже 80-90% субъектов должны принять собственное трёхстороннее согласие о минимальной оплате на региональном уровне.

Когда подписывать соглашение об оплате труда сотрудника?

Если МРОТ на федеральном уровне уже закреплен законом и подписан президентом, то региональное согласие о минимальной заработной плате работника принимается иначе и закрепляется трехсторонним соглашением. Оно становится обязательным только для тех, кто его принял. Для работодателей последовательность подписания согласия с областной властью следующая: администрация региона совместно с объединением профсоюзов или их федерации принимают документ о минимальной сумме оплаты труда работников.

Данное заключение публикуется в региональных средствах массовой информации. У работодателя есть календарный месяц, чтобы успеть написать в администрацию заявление об отказе принятия регионального согласия. В противном случае считается, что работодатель автоматически присоединился к принятому документу об оплате труда работника.

Устанавливается ли комиссия за документ?

Комиссия за принятие документа о минимальной зарплате сотрудника (минимальной) не предусмотрена. Соглашение (трехстороннее) считается подписанным в случае отсутствия мотивированного отказа со стороны работодателя. Отдельно каждому работодателю подписывать данный документ не нужно.

Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате на 2018 год Москва

По Московскому соглашению на 2018 год между властью Москвы, московскими профессиональными союзами и московскими работодателями с 1 января 2018 года размер МРОТ закреплен в размере 17,3 тыс. руб. Его величина подлежит ежеквартальному пересмотру и устанавливается на уровне прожиточного уровня.

Следовательно, в 2018 году минимальная сумма МРОТ по городу Москва может измениться в сторону увеличения по состоянию на 1 апреля, 1 июля 2018 и 1 октября 2018, 31 декабря 2018 либо остаться на прежнем уровне. В СПб величина МРОТ значительно ниже и на 1 января 2016 составила 11,7 тыс. руб.

Областное регулирование

Если работодатель принимает решение об отказе в присоединении к трехстороннему региональному договору о заработной плате, руководитель местного органа власти по труду и занятости населения обязан пригласить его на встречу с участниками комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, для проведения консультаций и формирования предложений по способам повышения зарплаты работников до размера областного минимума оплаты труда. Документы об отказе работодателя от соглашения и результатах проведения консультаций направляются в областную государственную инспекцию труда.

Областная комиссия по решению социальных вопросов

Территориальная комиссия по решению социально-трудовых вопросов состоит из следующих участников:

  • профсоюзов и их объединений;
  • представителей предприятий;
  • правительства Российской Федерации.

Региональное трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате

По состоянию на январь 2018 года трехстороннее соглашение о собственном размере минимальной оплаты труда приняли 49 регионов из 85 субъектов РФ.

Московская область, Воронеж, Тамбов

Липецк, Рязань, Тула и др. - почти все города и регионы Центрального федерального округа приняли трехсторонний договор о минимальном размере оплаты труда для внебюджетных организаций. Составлены местные соглашения о зарплате и во многих других округах и субъектах РФ: в Санкт-Петербурге, в республике Карелия, в Хабаровском крае, в Югре, в Тверской области, в Тульской и т.д.

Трехстороннее согласие принимается не только на уровне субъекта РФ, но и на уровне отдельных его районов. Например, согласно Соглашению по Мытищинскому району Московской области установлен собственный МРОТ в размере 12,5 тыс. руб. для предприятий бюджетной сферы и 16 250 рублей для внебюджетных организаций и предпринимателей.

Городское объединение и профсоюз: их роль

Профсоюзы делятся на два вида. Одни создаются в пределах одного предприятия для поддержания контактов руководства с подчиненными. Другие же создаются вне организации в форме городских объединений профсоюзов для представления интересов работников при взаимодействии с муниципальными органами власти и областным объединением работодателей. Профессиональные союзы (трехстороннее соглашение) решают трудовые спорные вопросы, участвуют в аттестационных комиссиях, принимают участие при рассмотрении несчастных случаев.

Региональный трудовой договор



Просмотров