Сообщение о геральдике. Геральдика - это что такое? Определение и значение науки. Геральдика и ее роль в постижении истории

Геральдика - (от лат. - глашатай), гербоведение, истоки которого связаны с тотемизмом. Члены рода, имевшего своим покровителем зверя-сородича-прародителя, в качестве амулета-оберега носили его изображение (целиком, часть, след и др.). С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита-оберег и средство устрашения врага. Особое значение гербы-символы получили во время крестовых походов(11-12 вв.), приобретая значение индивидуального определительного знака. Позже такой герб удостоверял личность и происхождение рыцаря. Чтением и объяснением гербов занимались герольды, они же составляли гербы, вырабатывали специальные правила составления. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря. Право на герб передавалось по наследству. Являясь символом суверенного владельца, герб изображался на знаменах, печатях и монетах. При матримониальных союзах герб иногда изменялся, включая в себя составляющие женского герба. В отличие от западноевропейской геральдики, в польской геральдике герб сохранил характер родового знака, происходящего от изображения на знамени, вокруг которого объединились все родственники и соседи. Число таких знамен было постоянным (около 300), и лица, получавшие дворянство, приписывались к одному из существующих. Позже знамена были подчинены правилам геральдики и стали гербами польских дворянских родов, при этом одним гербом пользовалось несколько дворянских фамилий.

1320 датируется древнейший справочник по геральдике – «образованием сословных монархий геральдика принимает Цюрихский гербовник».

С государственным характером: Производство пожалования и утверждение гербов становится привилегией монарха (в Российской империи гербы утверждались императором, а после Февральской Революции – Сенатом; последний герб утвержден 20 октября 1917 года).

В России геральдика заимствована из Западной Европы во 2-ой половине 17 века. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник»(1672) сочинения Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673). Более широкая потребность в геральдике возникла после уничтожения местничества и с началом составления родословных книг (1692), для внесения, в которые требовались доказательства благородного происхождения. У членов фамилий, выехавших из других государств, основным доказательством было употребление их предками на родине фамильного герба. Необходимость частой проверки таких представлений привела к составлению в Посольском приказе специального справочника: « Книга в десть о родословии и о гербах российских разных шляхетских фамилий»(1686-1687, рукопись не сохранилась). С начала 18 века делами геральдики ведала Герольдия. С 1726 года Петербургский АН профессор И. С. Бекштейн начал обучение студентов «геральдической науке». В 1731 году в Петербурге издано первое в России руководство по теоретической геральдике (на немецком, французском и латинском языках), составленное Бекштейном. В 1741 году императрица Елизавета Петровна при вступлении на престол пожаловала дворянство гренадёрской роте Преображенского полка и повелела герольдии сочинить для них единообразные гербы, содержащие указания на фамилию или происхождение (так как надо было сочинить около 200 гербов, то работа растянулась более чем на 20 лет).

В 1785 году А. Т. Князевым составлен первый российский гербовник «Собрание фамильных гербов, означающих отличия благородных родов обширной Российской империи», куда вошли 533 рисунка гербов, снятых им с личных печатей (без различия между утверждёнными и неутверждёнными). С 1797 года начал составляться «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи», включавший только гербы, получившие императорское утверждение. До 1917 года составлено 20 томов. Всего в 20 томах помещено около 5000 дворянских гербов.

Теория геральдики - свод правил составления и описания гербов. Дворянство Российской империи поглотило дворянство польское, финляндское и остзейское (происходило из Ливонского ордена, который соединил в себе рыцарство большинства стран Европы), к этому добавились представители большого числа европейских дворянских фамилий, прибывших в Россию. Поэтому российская геральдика отличает смешение различных национальных элементов и традиций.

Полный герб состоит из щита и внешней части. Основные формы щита: готический, немецкий, английский (двух видов), французский (с 18 века эта форма преобладала в западно-европейской и российской геральдике), византийский (круглый), польский, итальянский (овальный), испанский, ромбический, квадратный.

Изображения исполняются металлами (золото, серебро), мехами (горностаевый, беличий), финифтями, к которым относятся: червлень (красная), лазурь (синяя), зелёная, пурпур (фиолетовая) и чернь. В особо оговариваемых случаях изображения выполнялись в «натуральном», «телесном» и каком-либо другом цвете. В редких случаях щит покрывался чешуёй, перьями или крыльями бабочек. Для удобства типографского исполнения справочников по геральдике с 17 века были приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов - шраффировка.

Металлы, финифти и меха имеют символическое значение: золото – справедливость, сила, милосердие, богатство; серебро – правдивость, невинность, чистота; червлень – храбрость, кровопролитие; лазурь – величие, красота, ясность; зелень – надежда, свобода, изобилие; пурпур – достоинство, могущество, мужество, сила; чернь – скромность, образованность, смирение, печаль; горностай – власть, чистота.

Щит с чистым полем встречается крайне редко. Поле щита делится на части при помощи 4-ёх основных делений: рассечение (вертикально), пересечение (горизонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и извилистыми линиями.

Существует иерархия частей щита – наибольшей почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и так далее.

Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А. В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно, чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Выделение меньшей части поля образует главные (почетные) и второстепенные геральдические фигуры. Почетных фигур восемь: глава (верхняя часть щита), оконечность (нижняя часть щита); пояс (средняя горизонтальная часть щита), столб (средняя вертикальная треть), перевязь (средняя часть по диагонали), стропило (шеврон), крест, кайма или бордюр по обводу щита. В геральдике встречается около 200 разновидностей трех основных форм щита: прямого, косого (Андреевского) и трехконечного (антониевского). Если фигуры не касаются сторон щита, они называются укороченными.

Второстепенных фигур свыше 300. Наиболее часто встречаются: квадрат, остриё, брусок, (горизонтальный прямоугольник), ромб, веретено (ромб с незаполненной сердцевиной), круг (металлический - монета, финифтяный – шар), щиток (сердце щита), турнирный воротник (титло).

Титло в геральдике употребляется для указания на родственное отношение к владельцу основного герба. Вольная часть - менее четверти щита в правом или левом верхнем углу. В вольной части помещался символ сюзерена, иерархической подчиненности, должности, профессии и др. В российской геральдике – вольная часть: двуглавый орел (герб С. Ю. Витте), прямой крест (Суворовы, Гулинские), полумесяц (Спиридоновы), лилии (Коровин), беличий мех (Якоби) и др.

На щите изображаются также негеральдические (гербовые) фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и мифические. Естественные фигуры: человек, животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые, растения, солнце, луна, звезды, облака, радуга, реки, поля, вода, горы, холмы и др.

Человек обычно изображается вооруженным, часто верхом на коне; встречаются изображения только головы, руки, вооруженной мечом, пылающего сердца и др. Рука, поднятая для присяги, означает верность, а две (или более) руки, соединенные в рукопожатии,- дружбу, союз. Из четвероногих животных наиболее распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению: лев – в профиль, стоящий на задних лапах, леопард – идущий с головой, повёрнутой на зрителя (варианты: лев с головой в фас – леопардовый лев; леопард на задних лапах – львиный леопард). Известно около 40 вариантов изображения льва (леопарда), различающихся по его позе или по характеру исполнения отдельных деталей. Часто встречаются изображения коня (сочетающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), кабана или вепря (бесстрашие, неукротимость), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), оленя (символ воина, перед которым бежит неприятель) и другие. Из морских животных: дельфин (символ силы); из насекомых пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодарности), свернувшейся в кольцо с хвостом во рту (символ вечности), обвившаяся вокруг чаши (символ медицины). Особое значение в геральдике имеет изображение раковин – чаши пилигримов. Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролюбие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами, плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человеческим лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звёзд различно: в немецкой геральдике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры в геральдике – предметы, сделанные человеком. Наиболее распространены изображения различных видов воинского вооружения и снаряжения. Кроме них изображаются орудия сельского хозяйства, мореплавания, архитектуры и другие; предметы, являющиеся символами различных понятий или должностей и профессий.

Мифические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (сила, чистота, твёрдость), драконы, ангелы и другие.

Описание герба чешского рода Бушек.

Герб семейства Бушек имеет главные (почетные) геральдические фигуры:

1. Фора герба - французский щит.

2. Верхняя часть щита « глава» (вершина уменьшена до 1/9).

3. Одна горизонтальная линия говорит о том, что герб древний, чем больше делений на гербе, тем герб моложе.

4. Имеется на щите « пояс» - средняя горизонтальная часть щита.

5. Имеется на щите «оконечность» - нижняя часть щита.

6. Есть «окраина» -узкая часть.

7. Кайма и бордюр по обводу щита жаловался в знак особой милости или покровительства.

Таким образом, герб моих предков имеет 7 главных фигур из 8 возможных и свидетельствует о том, что род семейства Бушек можно отнести к древним, а наличие каймы и бордюра говорит о том, что роду оказывались, знаки особой милости и оказывалось покровительство.

Геральдическая наука кроме главных геральдических фигур отводит место второстепенным фигурам. Их насчитывается свыше 300.

В нашем случае на изображении герба мы не видим в вольной части символов (менее четверти щита в правом и левом углу).

На щите изображены негеральдические фигуры. Их всего бывает 3 группы: естественные, искусственные и мифические.

На щите изображена фигура льва, относящаяся к естественным негеральдическим фигурам.

ЛЕВ-символ силы, мужества, великодушия. Фигура льва изображена в профиль, стоящая на 3-х лапах. Хвост один, извивается в разных направлениях.

Мифических фигур нет.

Имеются искусственные фигуры, таковыми являются фигуры, сделанные руками человека. На гербе семейства Бушек изображен замок, стоящий на острове, окруженный водой.

Если искать наиболее яркий и характерный символ гербов чешских, то это, конечно, изображение крепости или замка. Замки строили короли, императоры, местные феодалы и епископы. Можно предположить, что наш род относился к местным феодалам. Замок с открытыми воротами-является знаком гостеприимства. Я рада, что мои предки были добрыми и гостеприимными людьми.

Прежде всего, подобный герб имеет «мать чешских городов» - злата Прага. Уже на городских печатях 14 века изображались 3 башни, соединенные стенами. Затем центральная башня стала изображаться с открытыми воротами. Та же эмблема была на щитах и флагах гуситского движения 1419-1430гг. Отсюда напрашивается следующий вывод: рождение родового герба семейства Бушек можно ориентировочно отнести к 15 веку.

А вот изображение льва традиционно для чешских гербов. Белый лев в красном поле- символ княжеской и королевской власти - известен уже с 10 века.

Герб семейства Бушек имеет льва, стоящего на стене в красном поле.

А это символ города чешского ЛИТОМЕРЖИЦЫ.

Вывод: родовой замок Бушек был расположен в районе чешского города Литомержицы.

Герб негласный, так как фигуры не связаны с фамилией владельцев.

Горизонтальные полоски на щите обозначают цвет щита-ЛАЗУРЬ.

лазурь-обозначает величие, красоту, ясность.

Лазоревый (синий) цвет- третий цвет национального флага-третий по употреблению в городских и фамильных гербах Чехии.

Заключение.

Род Бушек относится к чешским старинным родам, имеющим свой родовой герб. Герб имеет форму французского щита, составлен по правилам геральдики. Имеет главные, второстепенные, негеральдические фигуры. Время рождения и составления герба семейства Бушек относится к 15 веку. Род древний, относящийся к местным феодалам. Семейство имело родовой замок, который располагался в районе города Литомержицы.

Таков итог моего небольшого исследования. Мною написано письмо в Пражский исторический музей, надеюсь получить подтверждение моим находкам и выводам в отношении создания родового герба семейства Бушек.

Я горжусь тем, что история моего рода имеет очень много интересных загадок, которые мне еще предстоит разгадать.

Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

вспомогательная историческая дисциплина о гербах, гербоведение. В 1722 г. Петр I образовал Геральдмейстерскую контору, которая занималась созданием городских и личных гербов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕРАЛЬДИКА

позднелат. heraldica, от heraldus - глашатай) - вспомогат. ист. дисциплина, занимающаяся изучением гербов - получивших широкое распространение в ср. века символич. знаков отличия, составлявшихся по определенным правилам и присваивавшихся гос-вам, частям их терр. (кн-вам, городам, областям), корпорациям (ср.-век. цехам, гильдиям, братствам), родам, фамилиям, отд. лицам и т. д. Еще до появления гербов с глубокой древности существовали особые символы (тотемистич. изображения, рисунки на щитах, шлемах, знаменах, монетах, печатях, медалях, гор. и гос. эмблемы), но они возникали произвольно и не имели преемственности. Определенная система, превратившая постепенно такие отличит. знаки в гербы, начала складываться в 11-12 вв. в среде европ. рыцарства. При этом сказывалось большое влияние вост. обычаев, проникновение к-рых усилилось в связи с крестовыми походами. Создателями Г. как особой отрасли знаний, занимающейся происхождением, распознаванием и созданием гербов, правилами их получения и пользования ими, приемами изображения гербовых эмблем, явились герольды (от них произошло и назв." Г."). С 14 в. в европ. странах возникли герольдии-учреждения, ведавшие теоретич. и практич. вопросами Г. В результате деятельности герольдов и герольдий появилось большое количество гербовников справочного характера. Постепенно регистрацией гербов, их созданием и пожалованием, проверкой прав их владельцев и др. вопросами Г. начали заниматься и гос. органы. В России Г. сразу стала формироваться как государственная (с 17 в.). Большое влияние на формирование рус. Г. оказала польская Г. (рус. "герб" от польск. herb). Особенно большое значение для развития Г. имело время правления Алексея Михайловича (1645-76). Дальнейшее развитие Г. в России связано с деятельностью Петра I. В 1722 была учреждена Герольдмейстерская контора; впоследствии она передала свои функций Гербовому отделению Сената, преобразованному в 1918 в Гербовый музей при Ленингр. ист. архиве. Переход Г. от обслуживания чисто практич. нужд феод., а затем и бурж. общества к превращению ее в одну из вспомогат. ист. дисциплин происходил постепенно, по мере развития ист. науки в целом и в частности вспомогат. ист. дисциплин. Первая в Европе кафедра Г. открылась в Берлине в 1706. В России кафедра Г. была создана при Академии наук в 1726. Во мн. совр. зарубежных гос-вах существуют спец. об-ва, центры, ин-ты, занимающиеся Г. (иногда также и др. вспомогат. ист. дисциплинами, особенно генеалогией), напр. Die Heraldisch-Geneologische Gesellschaft Adler в Австрии (осн. 1870, публикует "Jahrb?cher..."), Instituto Araldico Romano в Италии (осн. 1853, издает "Rivista Araldica"), Schweizerische heraldische Gesellschaft в Швейцарии (издает с 1887 "Schweizer Archiv f?r Heraldik"), Soci?t? Francaise d´Heraldique et de Sigillographie во Франции и мн. др. (сведения имеются в кн.: L. G. Pine, American origins, A handbook of genealogical sources throughout Europe..., N. Y., 1960). В Мадриде имеется Междунар. ин-т генеалогии и Г. (Instituto International de Geneologia y Heraldica). Собираются междунар. конгрессы по вопросам Г. и генеалогии (4-й конгресс в 1958 в Брюсселе, его мат-лы опубл. в "Recueil du IV Congr?s International des Sciences G?n?ologique et Heraldique", 1959). Особое внимание к Г. (равно как и к генеалогии) в бурж. гос-вах 19-20 вв. связано во мн. случаях не с науч., а с политич. интересами (попытка поддержки отживших свой век феод. дворянских привилегий и т. п.). Как вспомогат. ист. дисциплина Г. особенно важна при изучении материальной культуры, т. к. она помогает определять принадлежность, датировку, место произ-ва и др. детали, касающиеся веществ. памятников. Ее значение велико и для изучения письм. источников (установление по гербовым изображениям авторства и др. сведений, касающихся док-тов). Г. тесно связана с археологией, нумизматикой, сфрагистикой и др. ист. дисциплинами, особенно с генеалогией. Лит.: Лакиер А. Б., Рус. геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855; Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России. "Старые годы", 1911, февр.; Белинский В., Рус. геральдич. словарь, вып. 1-2, 1912; "Гербовед", изд. С. Н. Тройницкий, 1913-14; Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малоросс. гербовник, СПБ, 1914; Лукомский В. К. и Типольт Н. A., Рус. геральдика, П., 1915; Лукомский В. К., Гербовая экспертиза, "Архивное дело", 1939, No 1(49); Большаков А. M., Вспомогат. ист. дисциплины, 4 изд., Л., 1924; Каменцева Б. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, М., 1963; Общий гербовник дворянских родов Всеросс. империи, т. 1-18, (СПБ), 1798-1908; Винклер П. П. фон. Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94; Гербы городов, губерний, областей и посадов Росс. империи..., под ред. П. П. фон Винклера, СПБ, (1900); Bernd Gh., Allgemeine Schriftenkunde der gesammten Wappenwissenschaft, Bonn, 1830-41; Gour-don-de-Genouillac H., L´art h?raldique, P., 1890; Rietstap J. В., Armorial g?n?ral..., 1 ?d., v. 1, Gouda, 1861, 4 ?d., v. 1-4, Lyon, 1950, Suppl?ment par Victor et Henri Rolland, v. 1-7, La Haye (u. a.), 1904-50; Renesse J.-L.-T. de, Dictionnaire des figures h?raldiques..., v. 1-7, Brux., 1894-1903; Ilgen Th., Gritzner E., Friedensburg F., Sphragistik, Heraldik, deutsche M?nzgeschichte, 2 Aufl., Lpz., 1912; Hauptmann F., Wappenkunde, M?nch.-В., 1914; Planches de l´armorial g?n?ral de I. B. Rietstap par V. Rolland, v. 1-5, P., 1903-26; Berchem, v., Heraldische Bibliographie, Lpz., 1937. И. З. Тираспольская. Москва.

История возникновения геральдики

Истоки

Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.

Родовые знаки и символы называются тотемами, они - самые близкие родственники гербов. Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого-либо животного или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут свое происхождение. У древних славян тоже были тотемы, - священные животные, деревья, растения, - от названий которых, как предполагается, происходят некоторые современные русские фамилии.

Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует аналогичный обычай "тамга". Тамга - это знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы или оружия, принимаемого каждым племенем в качестве символа, который изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных, и даже наносится на тело. У киргизов существует предание, что тамги были присвоены отдельным родам самим Чингисханом, вместе с "уранами" - боевыми кличами (которые использовались и европейскими рыцарями, из-за чего попали затем на гербы в виде девизов).

Геральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай)

гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфический источник. Играет важную роль при определении происхождения исторических памятников, снабженных Герб ом. Помогает установлению подлинности, принадлежности, авторства, места производства и датировки предметов быта, произведений искусства, книг и рукописей, а также содействует определению объёма и ценности имущества, установлению путей наследования, выяснению экономических и культурных связей. Г. связана с генеалогией (См. Генеалогия), нумизматикой (См. Нумизматика), палеографией (См. Палеография), сфрагистикой (См. Сфрагистика). Данные Г. используются в различных отраслях исторической науки.

Г. возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями Г. были Герольд ы. Ранние соч. по Г. - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Wappenrolle», 1320) и первое изложение правил Г. итальянского юриста Бартоло. С образованием сословных монархий практическая Г. принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию Г. в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра Г. учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма Г. утратила своё практическое значение. Научное изучение Г. как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине19 в.

В России Г. была заимствована с Запада во 2-й половине 17 в. и сразу приобрела официальное, государственное значение. Первые сочинения носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник » (1672), сочинение Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673), «Книга в десть о родословии и гербах Российских разных знатных шляхецких фамилий» (1686-87, рукопись не сохранилась). По указу Петра I в 1722 была создана герольдмейстерская контора при Сенате - Герольдия, в 1726 при Петербургской АН учреждена кафедра Г. С 1797 составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (до 1917 утверждено 20 тт., в которых учтено около 5 тыс. дворянских гербов). Оригинальные теоретические работы по Г. в России появились в середине 19 в. («Русская геральдика» А. Б. Лакиера, 1855). В конце 19 - начале 20 вв. публиковались статьи и книги П. П. Винклера, Н. Шапошникова, В. Белинского, С. П. Тройницкого и др. В Московском и Петербургском археологических институтах существовали кафедры Г. В 1913-14 издавался журнал «Гербовед».

В СССР Г. изучается в общем комплексе вспомогательных исторических дисциплин. Большое значение для изучения Г. имеют работы Н. П. Лихачева, А. С. Орлова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, В. Л. Янина. Специально вопросы Г. разрабатывал В. К. Лукомский.

Теория Г. - свод правил составления и описания гербов (составные части герба см. рис. 1 ). Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3 ). Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в Г. приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В Г. встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в Г. свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство). Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в Г. представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы», 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело», 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ», 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897.

Ю. Н. Коротков.

Рис. 2. Деления щита: 1 - рассечение; 2 - пересечение; 3 - скошение справа; 4 - четверочастный (рассечён и пересечён) щит; 5 - четверочастноскошенный (скошен с двух сторон) щит; 6 - клинчатый щит (сочетание четырёх осн. делений); 7 - щит полупересечён и рассечён; 8 - разделён вилообразно (полускошен справа и слева и полурассечён); 9 - рассечён и в первой части скошен справа; 10 - рассечён костыльными зубцами; 11 - пламявидно скошен; 12 - улиткообразно пересечён. Почётные геральдические фигуры: 13 - глава; 14 - оконечность; 15 - завершённая глава (сочетание главы с уменьшенной главой - вершиной); 16 - законченная глава (сочетание главы с уменьшенной оконечностью - подножием); 17 - пояс; 18 - столб; 19 - перевязь левая; 20 - стропило, шеврон; 21 - костыль (сочетание главы и столба); 22 - крест геральдический (соединение столба и пояса); 23 - крест Андреевский (соединение двух перевязей); 24 - крест вилообразный (соединение двух полуперевязей и столба). Второстепенные геральдические фигуры; 25 - кайма внешняя; 26 - кайма внутренняя; 27 - квадрат; 28 - шахматный щит (покрытый квадратами); 29 - вольная часть правая; 30 - клин левый; 31- остриё; 32 - щит, разделённый остриями; 33 - щит, покрытый рядами острий; 34 - три бруска; 35 - стенчатый щит со швом (покрытый брусками); 36 - три гонта; 37 - ромб; 38 - веретено; 39 - щит, разделённый веретёнами в пояс; 40 - турнирный воротник; 41 - круг; 42 - щиток. Негеральдические гербовые фигуры; 43 - лев; 44 - леопард; 45 - лилия геральдическая; 46 - лилия натуральная; 47 - единорог; 48 - феникс.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Геральдика" в других словарях:

    - (сред. век. лат. heraldus, от нем. Herold герольд). Наука, имеющая своим предметом гербы, их толкование и разъяснение, правила составления новых, также право на пожалование ими и ношение их; назв. так потому, что в средние века, при появлении на… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    Коллекционирование, гербоведение Словарь русских синонимов. геральдика сущ., кол во синонимов: 4 гербоведение (2) … Словарь синонимов

    геральдика - ГЕРАЛЬДИКА, гербоведение … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Геральдика - (на средневековой латыни heraldus глашатай), гербоведение. Со 2 й половины 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы (государств, городов, родов, фамилий). Практическая геральдика связана с составлением дворянских, цеховых и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от ср. век. лат. heraldus глашатай) гербоведение. Со 2 й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее в 13 1 й пол. 19 вв. составление дворянских, цеховых и земельных гербов … Большой Энциклопедический словарь

    ГЕРАЛЬДИКА, геральдики, мн. нет, жен. (от ново лат. heraldus герольд) (научн.). Описание гербов и их истории. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова



Просмотров