Тест понятие признаки и сущность государства. Основания расторжения трудового договора. Список использованной литературы

Само понятие «государство» в смысле «политически организованное общество» сравнительно новое, восходящее к временам

Н. Макиавелли. В современном понимании государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность.

Оно во многом обеспечивает целостность общества и выступает как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в общем. Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие в нем определенного порядка.

Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.

Одна из самых давних теорий происхождения государства - теократическая, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Согласно другой, патриархальной теории, государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Власть отца (главы семьи) постепенно перерастает во власть души.

Иное объяснение государства с точки зрения теории его договорного происхождения. Переход от естественного (догосударствен- ного) состояния общества к государственному происходит путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются сразу же устанавливаемой государственной власти. Среди теорий, объясняющих возникновение государства, есть и такие: психологическая (в основе факторы психики человека), органическая (биологические факторы), материалистическая (социально-экономические факторы), теория насилия, основанная на военно-политических факторах, и т.д.

Государство - продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В разные эпохи в различных условиях оно выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе. Таким образом, государство - исторически сложившаяся организация политической власти и управления социальными процессами в обществе, основной институт политической системы.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от других политических институтов и организаций. 1.

Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Ее осуществляет особый слой людей, выполняющих функции управления и принуждения составляющих аппарат государства, который наделен государственно-властными полномочиями, т.е. возможностью издавать обязательные для исполнения акты, прибегать в необходимых случаях к государственному воздействию. 2.

Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на ней. 3.

Государственный суверенитет, т.е. независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне. Суверенитет дает право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает его, наряду с иными признаками, от других организаций общества (например, политических партий). 4.

Государство - единственная организация, которая занимается законотворчеством, т.е. издает законы и другие правовые акты, обязательные для всего населения. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. 5.

Государственная организация обязательно предполагает сбор налогов с населения, взыскиваемых в принудительном порядке.

Государство можно определить как особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения всеми. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы.

Государство невозможно представить себе без властвования, господства и подчинения. Оно отличается от всех других форм организации людей тем, что располагает военной силой и судебнорепрессивным аппаратом. Хотя насилие не является единственным средством государства, но для него это средство специфическое. Однако формы, средства, условия использования им насилия или угрозы применения насилия строго определены и регламентированы законом. Поэтому и говорят о легитимном, или узаконенном, насилии со стороны государства.

В современном обществе в руках государства концентрируется огромная сила. Во-первых, оно обладает монополией принятия общеобязательных правил поведения и способностью обеспечения их применения употреблением репрессивного аппарата (армия и полиция). Во-вторых, его сила обусловлена усилением вмешательства в экономическую жизнь общества. В-третьих, оно определенным образом является и опекуном общества, поскольку выполняет функции социальной защиты. В-четвертых, высшие государственные чиновники и лидеры политических партий самостоятельно принимают решения по всем более или менее важным вопросам развития общества.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальной группы или всего народа.

Признаки государства:

1.Государство – это политико-территориальная организация власти.

2.Государство – это суверенная организация власти

3.Государство – это организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения. В отличие от общественной власти догосударственного (первобытного) общества где власть непосредственно исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления, публичная власть связана с наличием и функционированием в государстве обособленного аппарата управления и аппарата принуждения. Обособленность указывает на отделенность аппарата от общества. Аппарат управления состоит из специальных органов и лиц, на профессиональной основе занимающихся управлением общества, т.е. решением общих дел и задач. Он включает в себя органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др. Аппарат принуждения состоит из особых вооруженных отрядов, применяющих меры государственного принудительного воздействия в отношении правонарушителей, а также обеспечивающих безопасность государства и общества, включает в себя армию, милицию, полицию, разведку, контрразведку и др. Аппарат принуждения и аппарат управления сами не производят ни материальных, ни духовных ценностей, а осуществляют управление и принуждение.

4.Государство – это организация власти, издающая законы. С одной стороны, в цивилизованном обществе посредством законов и иных источников права, применяемых компетентными органами, государство придает своим велениям обязательную силу для населения всей страны. С другой – вся деятельность государства, в т.ч. управленческая и принудительная, должна основываться на праве и законе.

5.Государство – это организация власти, взимающая налоги. Взимание налогов осуществляется специальными государственными органами в строгом соответствии с законом в целях обеспечения содержания аппарата, госучреждений, а также для выполнения различных социальных программ.

6.Государство – это организация власти, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа. Любое государство всегда выражает чью-то волю и интересы. В этом заключается его сущность, т.е. главное свойство. Данный признак является самым главным, сущностным. От того, каково содержание данного признака, зависит содержание всех иных признаков государтсва.

Сущность государства – это главное свойство, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование


Главное в государстве – это политическая власть: кому она принадлежит, в чьих интересах осуществляется. В любом государстве все политические силы будут бороться за власть, т.к. политическая власть позволяет использовать полномочия в интересах тех, кому она принадлежит. Любое государство всегда выражает в первую очередь волю и интересы тех, кто стоит у власти, кому принадлежит политическая власть в стране.

Подходы к определению сущности государства:

1.Классовый: государство как организация политической власти выражает волю и интересы экономически господствующего класса. Экономическое господство класса обеспечивает ему и политическое господство.

2.Общесоциальный: государство как организация политической власти обеспечивает компромисс интересов различных классов и социальных групп, выражает волю и интересы всего народа.

Отсюда следует двойственная сущность государства, которое выражает волю и интересы, во-первых, тех, кто стоит у власти, во-вторых, всего народа.

Иные подходы:

3.Религиозный: государство содействует преимущественному осуществлению интересов определенной религии

4.Национальный: … титульной национальности

5.Рассовый: … титульной нации (фашистский режим: - интересы высшей расы)

Сущность государства - это устойчивая совокупность внутренних черт, свойств, отражающих цели, природу и назначение государства в обществе. Сущность любого социального явления определяется тем, воля каких социальных групп это явление порождает, кто этот институт контролирует и каково его социальное назначение.

В зависимости от ответа на эти вопросы существуют два теоретических подхода к пониманию сущности государства:

классовый.

Он состоит в том, что за государством стоит какая-то узкая, обособленная социальная группа людей. Государство выражает волю этой группы; и через него она (т.е. группа) управляет социальными процессами и обеспечивает реализацию своих частных интересов. Все другие интересы не столь важны.

общесоциальный.

Государство служит интересам общества в целом, обеспечивает его стабильность, сохранность, разрешает конфликты между различными социальными группами. Это может искажаться людьми, но суть государства всегда одна, государство - это общесоциальная ценность, обеспечивающая устойчивость всей социальной системы.

В российской науке господствует двойная позиция - дуалистический подход: на первоначальных этапах развития государство имело классовую сущность, а современное государство имеет общесоциальную сущность.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, как внутренних, так и внешних, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.п.), оказывающих существенное влияние на общество:

особую организацию политической власти , обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Обеспечивая нормальные условия существования общества, государство обладает таким свойством, как принуждение, осуществляемое через органы насилия - армию, службы охраны порядка и безопасности. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждения - обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти. Государству принадлежит монополия на легальное физическое принуждение, в том числе с применением оружия и других специальных средств. Применение принуждения другими, негосударственными структурами государство рассматривает как противозаконное, противоречащее суверенитету государства;

государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. На одной и той же территории не может быть власти двух государств. Встречающиеся в истории случаи двоевластия имеют место обычно в какой-то переходный период, носят кратковременный характер, заканчиваются переходом к единовластию. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, в котором выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, отделяющей одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением. Границы своей территории государство защищает всеми доступными способами. Такой институт государства, как армия, создается главным образом для защиты его границ. Создаются также специальные формирования пограничной охраны, органы таможенной службы. Государство - территориальная организация и в том смысле, что население делится по территориальному принципу, по административно-территориальным единицам (уезды, районы, области, департаменты и т.п.). К этим территориальным единицам привязываются и органы государства, власть которых функционирует в пределах этих единиц;

государство организует общественную жизнь на основе права . Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администраций);

государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренняя сторона государственного суверенитета состоит в том, что государство самостоятельно учреждает и формирует систему своих органов, наделяет их определенными властными полномочиями, устанавливает в обществе правопорядок путем принятия законов, системой своих органов, наделяет их определенными властными полномочиями, устанавливает в обществе правопорядок путем принятия законов, системой своих органов поддерживает, охраняет юрисдикционную деятельность по рассмотрению и разрешению различного рода юридических дел (уголовный, гражданских и т.п.). Внешняя сторона суверенитета проявляется в том, что государство самостоятельно осуществляет внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам, по своей воле и в интересах общества, которое оно представляет: вступает в международные организации, союзы, сообщества, заключает договоры с другими государствами, решает вопросы войны и мира, охраны своих территорий. Суверенитет государства во многом зависит от экономической базы государства и его военной мощи. Государство экономически слабое и слабое в военном отношении может утратить суверенитет полностью или частично. Полным суверенитетом в прошлом обладали мировые империи: Римская, Оттоманская, Российская, в недавнем прошлом - Советский Союз;

государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей , которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. Налоги - это, как уже говорилось, обязательные платежи граждан государства и организаций, действующих на его территории, в пользу государства (в казну, в бюджет). Наряду с налогами взимаются в пользу государства различные другие сборы и государственные пошлины. С их помощью формируется материальная финансовая база, необходимая для функционирования государства: для содержания и обеспечения деятельности органов государства, армии, закупки оружия, для осуществления различного рода программ в сфере экономики, экологии, просвещения, здравоохранения и др.

Кроме основных признаков каждое государство имеет еще и не основные, так называемые внешние символы, отличающие одно государство от другого: гимн, герб, флаг. Идея государственного флага сравнительно нова, но сами флаги существовали давно и использовались для обозначения местонахождения командного пункта во время боевых сражений. В качестве первых флагов использовались разукрашенные шесты. Древние греки использовали в качестве флага кусок ткани с какой-либо буквой, прикрепленный к шесту. Первый матерчатый флаг в форме квадратного полотнища на перекладине, которое крепилось к копью, изобрели римляне.

Самыми ранними государственными флагами являются флаг Дании, принятый в 1219г., и флаг Швейцарии - в 1229г. После Великой Французской революции белый флаг Бурбонов был заменен трехцветным знаменем. В 1787г. был введен государственный флаг США, на котором изображались 13 звезд, обозначавших тринадцать штатов, вошедших в новое государство. В 1805г. был принят зелено-бело-красный государственный флаг Италии.

На протяжении истории человечества отмеченные основные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они преобразовывались одновременно с изменениями в структуре институтов государственной власти, в специализации и дифференциации их функций и ролей.

Выведем определение государства. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления общества для обеспечения его нормальной деятельности. государство возникновение история

При изучении теории государства и права , предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

4. Политический характер. Государственная власть - власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. - то есть для политических отношений.

5. Публичный характер. Государственная власть - власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества . Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

б) стоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).


г) осуществляется специальным отрядом людей . Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности . Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер . Государственная власть - не аморфное образование . Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения . Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти . Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных (например, национальность, язык) не может быть.

10. Наличие налогов . Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством». Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Первый из них - классовый подход . Основываясь на марксистской теории государства , сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых , здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых , в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства - государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой - общесоциальные, гуманистические начала.

Государство - организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и проводящая в жизнь интересы его основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в системе социальной власти.

Как организация государство представляет собой выделенную из общества группу людей, которая наделена возможностью осуществлять государственную власть, т.е. подчинять волю всех других людей и объединений для решения общих дел, согласования их совместной деятельности. Опираясь на все общество, реализуя его общие потребности, государство осуществляет власть, ориентируясь, прежде всего, на интересы основных социальных групп общества, тех, которые играют в нем наиболее значимую роль, определяют его лицо и направления социального прогресса. Воля этих социальных групп составляет сущность государства.

Вместе с тем государство - относительно самостоятельный элемент общественной системы, осуществляющий в ней властные функции, по отношению к которому общество выступает как объект правления. От характера государственной власти, ее способности выполнять свои задачи напрямую зависит не только сохранение, но и прогрессивное развитие

Признаки государства - его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно - управленческие функции в обществе.

Признаки государства являются выражением его социальной природы и сущности. Они характеризуют качественные свойства государства как особой организации власти. Признаки отличают государство от иных организаций, осуществляющих социальную власть, таких как различного рода союзы и объединения людей. Эти признаки отличают государство также от родовых форм организации власти, которые действовали как основные на начальном этапе развития человеческого общества и сохранили определенное значение в современном обществе.

К основным признакам государства относятся суверенитет, осуществление власти по территориальному принципу, особая организация публичной власти страны.

Суверенитет государства означает верховенство и определяющую роль государства внутри страны по отношению к любым другим источникам социальной власти и его независимость от внешних источников власти, иных государств в проведении внутренней и внешней политики. Суверенитет государства не беспределен; внутри страны он ограничен производностью от суверенитета народа; вне страны - принятыми нормами отношений между государствами.

Осуществление власти по территориальному принципу проявляется в том, что каждое государство "привязано" к определенной его государственными границами территории. Объектами государственной власти являются все лица, находящиеся в ее пределах, вне зависимости от их социальных, национальных и иных признаков. Территория государства с проживающим на ней населением образует страну.

Особая организация публичной власти выражается в том, что государство представлено специальным, выделенным из общества аппаратом управления. Этот аппарат действует на профессиональной основе, официально выступает от имени всего общества и содержится за счет налогов и сборов с населения. Помимо собственно органов управления, аппарат государства включает в себя специальные силовые органы принуждения (армию, полицию, органы безопасности и др.).

Сущность государства - это воля гражданского общества, направленная на организацию и поддержание властного управления обществом в целом с целью обеспечения его единства и согласования интересов различных социальных групп.Воснове любого общественного явления, в том числе и государства, лежитсоциальная воля, т.е. стремление субъектов общественной жизни достичь определенных их потребностям целей. Определить сущность государства - значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни.

До недавнего времени в российском государствоведении доминировал классовый подход к сущности государства. В соответствии с ним государство понималось как организация диктатуры экономически господствующего класса, который с помощью государства навязывает свою волю другим классам и обеспечивает свое привилегированное положение в обществе. Государство с этих позиций необходимо для общества только тогда, когда в нем существуют противоположные, антагонистические классы.

Этот подход, верно отражая особенности государства ранних исторических эпох, обнаружил неадекватность современному цивилизованному обществу, поскольку оно постепенно теряет признаки классовости, а государство продолжает существовать и активно развиваться.

Общесоциальный подход к сущности государства , в противоположность классовому, считает, государственная власть изначально, на всех этапах своего исторического развития выражает волю всего гражданского общества и путем компромисса между отдельными социальными группами стремится к достижению общего блага. Поскольку государственная власть обеспечивает управляемость всей общественной системы, способствует ее самосохранению и предотвращает тенденции к распаду, то в государственной власти оказываются объективно заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать или находиться в прямой противоположности.

Дуалистический подход к сущности государства пытается в определенной степени соединить противоположности классового и общесоциального подходов. С его позиций социальная воля, реализующая себя в государственной власти, имеет две стороны: классовую и общесоциальную. Государство, с одной стороны, - это организация экономически господствующего класса; с другой стороны, оно неизбежно реализует и общесоциальные цели, действует в интересах общества в целом. В историческом развитии государства его сущность меняется. Если в государствах раннего исторического периода превалирует первая сторона, классовая, то у современного цивилизованного государства - вторая, общесоциальная.



Просмотров