1 правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения. Глава iv. нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных. универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций, регламентация их деятельности. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования.

Понятие непрерывного образования, формы его получения и особенности реализации. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в сфере образования. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

Понятие образования в правовом аспекте; роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования; система образования в Российской Федерации; конституционные основы функционирования системы образования в Российской Федерации;

правовой статус образовательных учреждений; типы и виды образовательных учреждений и организаций.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности; учредительные документы, регистрация образовательных учреждений; автономия образовательных учреждений; права и обязанности, ответственность образовательных учреждений; типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизация и ликвидация; требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус; учредители образовательных учреждений и организаций.

Тематика семинарских занятий (6 часов).

Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Типовые положения о соответствующих типах и видах, образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления образовательными учреждениями.

2. Понятие качества образования и его правовые основы. Система контроля образования на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся, экзамены).

3. Критерии оценки содержания и качества подготовки по образовательным программам различной длительности и направленности.

4. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.

5. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений

Задания к семинару:

1. Заполните таблицу, используя типовые положения об образовательных учреждениях:

Тип образовательного учреждения Предназначение Особенности
Общеобразовательное учреждение.
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Образовательное учреждение дополнительного образования.
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образовательная школа-интернат.
Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Межшкольный учебный комбинат.

2. Классифицируйте высшие учебные заведения по их задачам и структуре.

образовательных учреждений. Отличия между российской и зарубежными системами аккредитации.

Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

Вопросы для изучения:

1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций

2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

3. Лицензирование образовательной деятельности

4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций

5. Управление образовательными организациями.

Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.

Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.

Формы контроля:

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?

2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Муниципальными организациями местного самоуправления

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

· Устав образовательного учреждения

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Список литературы:

1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.

4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М. : Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.

5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.

6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.

7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109

8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.

Цель изучения: познакомить с нормативно-правовыми и организационными основами деятельности образовательных организаций.

Основные понятия: образовательная организация; организация, осуществляющая обучение; качество образования.

1. Понятие и общая характеристика управления системой образования.

2. Правовые основы управления образовательной системой.

3. Понятие и система образовательных организаций.

4. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательной организации.

5. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.

6. Правовые основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений.

7. Правовые основы государственной аккредитации образовательных учреждений.

8. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания.

Список литературы

, , , , , , , - , , , , .

1. Перечислите типы образовательных организаций в РФ.

2. Сравните полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в сфере образования. Подумайте, есть ли возможность передачи «центром» дополнительных полномочий и расширения компетенций субъектов РФ в сфере образования. Аргументируйте свой ответ.

3. В период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе:

· познакомьтесь с Уставом этой организации, сравните содержание этого документа с теми требованиями, которые предъявляются к уставу образовательной организации в ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 25);



· систематизируйте локальные акты общеобразовательной школы с точки зрения отражения в них основных направлений деятельности этого учебного заведения.

4. Какой смысл вкладывается в понятие «качество образования»? Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии качественного образования? В чем отличие понятий «качество образования» и «качество обучения» и можно ли говорить о «качестве воспитания»?

5. В чем смысл и цели управления качеством образования? Возможно ли достижение требуемого качества образования без управления?

6. Какова цель аттестации педагогических кадров?

7. Охарактеризуйте общие требования к оценке труда учителя.

8. Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?

9. Допишите предложения.

· Аттестация – это …

· Цель аттестации - …

· Перечислите показатели оценки работы учителя - …

Тема 13

Международное образовательное право и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство

Цель изучения: сформировать представление о международном образовательном праве и правовых аспектах вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

1. Общая характеристика международного образовательного права.

2. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс».

3. Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».

Список литературы

- , , , , , - , , , .

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Что понимается под международным образовательно-правовым пространством? В каких аспектах это пространство соприкасается и взаимодействует с международным политико-образовательным пространством?

2. Какие основные международные акты в области образования известны вам? Соотнесите основные положения этих актов с российскими документами – Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ».

3. Какие тенденции в развитии международного образовательно-правового пространства проявляются в последние годы? Дайте им характеристику.

4. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о неких международных (в том числе европейских) образовательных стандартах? Если да, то не означает ли это, что мировое (европейские) сообщество идет по пути насаждения единых взглядов на сущность, цели, задачи, содержание, критерии образования?

5. В чем смысл и суть Болонского процесса? Что послужило причиной его возникновения?

6. Были ли причины присоединения России к Болонскому процессу? В чем вы видите плюсы и минусы присоединения России к Болонскому процессу? Аргументируйте свой ответ.

Требования к уровню усвоения программы

Список вопросов, выносимых на экзамен

1. Характеристика основных понятий теории управления: менеджмент, организация, управление, администрирование, система, образовательная система, управление образовательной системой.

2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Предмет и задачи управления школой.

3. Закономерности и принципы управления педагогическими системами.

4. Школа как социальная организация. Системообразующие факторы школы как педагогической системы. Социально-временные условия функционирования школы.

5. Устройство школы как открытой системы.

6. Основные понятия внутришкольного управления: система управления, функция управления, управленческая задача, процесс управления.

7. Педагогический анализ как функция управления школой.

8. Целеполагание и планирование как функции управления школой.

9. Организация как функция управления школой.

10. Контроль и регулирование как функции управления школой.

11. Управленческая культура руководителя школы: качества эффективного менеджера; функциональные обязанности администрации школы.

12. Особенности педагогического коллектива и управление им.

13. Психологические основы управленческой деятельности руководителя.

14. Формы и методы развития профессиональной культуры педагогов начального образования

15. Понятие и общая характеристика права на образование.

16. Образовательная политика государства в РФ.

17. Понятие и общая характеристика системы российского образовательного законодательства. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.

18. Национальная доктрина образования в РФ.

19. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.).

20. Характеристика системы образования в РФ.

21. Правовой статус обучающихся.

22. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

23. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

24. Обязанности и ответственность педагогических работников.

25. Понятие и общая характеристика управления системой образования.

26. Правовые основы управления образовательной системой.

27. Понятие и система образовательных организаций.

28. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательной организации.

29. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.

30. Правовые основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений.

31. Правовые основы государственной аккредитации образовательных учреждений.

32. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания.

33. Общая характеристика международного образовательного права.

34. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс». Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».

Понятия по курсу

Аттестация педагогов – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Децентрализация управления – процесс передачи, делегирования управленческих функций на нижестоящий уровень управления.

Диверсификация образовательных учреждений – одновременное развитие различных типов учебных заведений.

Единоначалие – единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Климат социально-психологический – это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).

Коллегиальность в управлении – процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.

Контроль – 1. Процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. 2. Процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.

Конфликт – процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух и более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Менеджер – это профессиональный руководитель; человек профессионально осуществляющий функции управления.

Менеджмент - наука, искусство и вид деятельности, совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности функционирования организации.

Метод управления – 1. Способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности. 2. Способ, совокупность приемов, воздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Методическая работа в образовательных учреждениях РФ – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Неформальная организационная структура - сеть реально сложившихся отношений между членами коллектива.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательное законода­тельство (или - законодательство об образова­нии) - комплексная отрасль рос­сийского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре, помимо право­вых норм и институтов, регулирующих образо­вательные отношения в собственном смысле сло­ва, также нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, администра­тивного, трудового, финансового и др.), регулиру­ющих отношения, непосредственно не связанных с осуществлением образовательного процесса (образовательной деятельности).Все эти нор­мы и институты, поскольку они направлены так или иначе на урегулирование отношений, скла­дывающихся в одной сфере - сфере образования, органично взаимосвязаны и образуют системную нормативную (отраслевую) целостность или, иначе, отрасль законодательства об образовании как систему.

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Объект управления - это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, пла­номерные воздействия субъекта управления. Целью такого воз­действия является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответствования определенным требованиям. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структур­ном(как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение инди­видов и групп людей).

Организация – 1. Одно из основных, базовых управленческих действий наряду с планированием, руководством, мотивацией, контролем. 2. Внутреннее устройство, строение, организационный порядок внутри данной социальной организации; как синоним структуры. 3. Определенная постановка дела. 4. Социальный институт, учреждение, субъект гражданского общества, система, объединяющая людей для осуществления совместной деятельности.

Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Организация социальная - объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных).

Организация школьная - 1. Сообщество людей – детей и взрослых. 2. Система их совместной деятельности и общения. 3. Среда жизнедеятельности членов сообщества. 4.Социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и отдельными людьми.

Организационная структура управления – это совокупность органов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.

Организация деятельности – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Педагогическая система – 1. Социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию. 2. Множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Педагогический анализ информации - функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

Педагогический коллектив - группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Педагогическое самообразование - самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества.

Планирование – принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.

Правовое пространство – совокупность материальных и духовных, статических и динамических составляющих социального сознания и бытия данного общества либо мирового (регионального) сообщества на конкретном историческом этапе их развития, опосредованных существованием и действием права как социального регулятора.

Принцип – руководящая идея, основа.

Принцип управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Принятие решения – сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации данной цели.

Продуктивность – это характеристика деятельности, показывающая соотношение между полезностью полученных за какой-то период времени результатов и связанными с этим затратами.

Процесс управления - непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия.

Психология управления – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности; ее задача – анализ психологических условий и особенностей управления с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Разгосударствление системы образования – создание негосударственных учебных заведений.

Руководство – направление чьей-нибудь деятельности.

Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.

Система социально-педагогическая - система, которая отличается непрерывной сменой состояний, изменением характера связей между элементами, обусловленных целями и задачами учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе учащихся.

Система педагогическая – 1. В широком понимании - это часть социальной системы (общества), учитывающая особенности ее развития. 2. Теоретическая модель объекта педагогической действительности, которая включает необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных элементов: педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса, цели, содержание, формы, методы и средства, характеризующие пути достижения цели, взаимодействие субъектов деятельности, успешное решение педагогических задач, направленных на создание условий и достижение определенного результата.

Система образовательная - взаимосвязанное единство отдельных частей, аспектов образования, рассматриваемых как результат отражения соответствующих аспектов реального образования.

Система управления или управляющая система - совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции.

Системный подход – методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.

Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Ситуационный подход – способ мышления об организационных проблемах и их решениях; увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно; концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.

Специализация - форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.

Стандарт образования - 1. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Стиль руководства – почерк руководителя, выражающийся в способах и действиях, с помощью которых он решает управленческие задачи.

Стратегия управления – искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.

Структура - совокупность устойчивых связей и отношений между частями целого.

Субъект управления - это структурно обозначенные объе­динения людей и руководители на персональном уровне, наде­ленные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.

Управление – 1. Целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление, стабилизацию оптимального функционирования и обязательного развития школы. 2. Функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Управление педагогическими системами – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.

Управление школой - особая деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Управленческая задача – это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и определенном месте, и имеющимися для этого возможностями /условиями/.

Управленческая информация – информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.

Управленческое решение (планы, приказы) – это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Устав школы – свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных структур; законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» уполномоченными органами исполнительной власти.

Функция управления - / от латинского functio – совершение, исполнение/ - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнение определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Централизация управления – управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.

Эффективность управления - характеристика, отражающая отношение между достигнутой и возможной продуктивностью.

Юридическая ответственность - обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям, деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера.

Юрисдикция отражает совокупность полномочий соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов определенного вида и юридической силы, осуществлению контроля и надзора за их осуществлением, а также разрешению правовых споров и принятию решений по делам о правонарушениях. Применительно к образованию это понятие отражает специфику нормотворческой, контрольно-надзорной деятельности и деятельности по разрешению образовательно-правовых споров различными уполномоченными органами управления образованием - федеральными, региональными, муниципальными, а также самими образовательными учреждениями.

Список литературы

1. Байденко В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. – М., 2004

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М.: Школьная Пресса, 2005

3. Болотова Е.Л. Правовой статус учителя: Сборник нормативно-правовых документов. Комментарии и разъяснения. – М., 2004

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004

5. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.: Наука, 2002

6. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в РФ. – М., 2004

7. Воронин В.А., Коваль О.Ю. Юридический справочник учителя. – Ростов-на-Дону, 2005

8. Вудкокк М., Майс Н. Раскрепощенный менеджер. М., 1991

9. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Новая школа, 2000

10. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. - М.: Наука, 2003

11. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004

12. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М., 2000

13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000

14. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 1999

15. Кудряшова Л.Д., Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. - Л.: Лениздат, 2006

16. Менеджмент в управлении школой / Науч. рук. Т.И.Шамова. – М., 1992

17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992

18. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. – № 2

19. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластёнин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

20. Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения. Учеб. пособие. 2-изд., испр. и доп.-М., 2003

21. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004

22. Практическая психология для менеджеров: учеб. пособие / М.А. Кириллов – М: Познание, 2006

23. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). – М., 2013

24. Психология управления: Конспекты лекций / Сост. П.М. Касьяник. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005

25. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. Лазарева В.С.- М.: ЦСиЭИ, 1995

26. Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007

27. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: РПА, 1997

28. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003

29. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1995

30. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ». – М., 2012

31. Федорова М.Ю. Образовательное право. Уч. пособ. – М., 2004

32. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2002

33. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Уч. пособие. – М., 2008

34. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ЧГУ, 2002

В результате освоения материала данной главы студенты будут:

знать

  • нормативно-правовую базу, регулирующую организацию труда в образовательной организации;
  • виды и типы документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • требования к обеспечению открытости образовательной организации;
  • нрава, обязанности и ответственность субъектов образовательной деятельности;
  • подходы к построению системы управления охраной труда в образовательной организации;
  • сущность понятий "организация труда", "условия труда", "охрана труда", "рабочее место", "трудовой договор" и их особенности применительно к образовательной организации;
  • принципы рациональной организации рабочего места;

уметь

  • проводить анализ структуры и содержания нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательной организации;
  • разрабатывать отдельные локальные акты образовательной организации;
  • осуществлять действия по обеспечению прав, учащихся в образовательной организации;
  • планировать действия по рациональной организации труда;
  • планировать мероприятия по охране труда;

владеть

  • технологиями разработки локальных актов образовательной организации;
  • методами исследования труда;
  • навыками планирования и организации личного труда;
  • навыками оценки рабочих мест в образовательной организации.

Законодательная база функционирования и развития образовательной организации

Законодательная база образовательной организации - это набор нормативно-правовых актов, регулирующих ее деятельность. Выделяют четыре уровня такой регламентации:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный;
  • уровень образовательной организации.

К федеральному уровню относятся следующие документы.

  • 1. Регламентирующие функционирование образовательной организации :
    • Конституция Российской Федерации;
    • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    • Типовые положения об образовательных учреждениях всех форм и видов (утвержденные Правительством РФ);
    • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
    • Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации";
    • Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности";
    • Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
    • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 № 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного взыскания";
    • Трудовой Кодекс РФ;
    • другие федеральные законы, постановления Правительства и пр., касающиеся регламентации деятельность образовательных организаций по вопросам обеспечения комплексной безопасности, здоровьесбережения, организации условий образовательного процесса, охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, экологической и информационной безопасности и др.
  • 2. Регламентирующие процессы развития образовательной организации .
  • Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 №2148-р);
  • Федеральная программа "Дети России";
  • Федеральные государственные образовательные стандарты;
  • Распоряжение 28-ра от 15.02.2013 "Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования";
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р "Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Изменения в отраслях социальной сферы, направление на повышение эффективности образования и науки”" и др.

Примерами нормативно-правовых актов, разрабатываемых на региональном уровне, могут служить следующие документы.

  • Региональный закон об образовании (области, субъекта Федерации), поясняющий требования ФЗ "Об образовании" с учетом особенностей данного региона.
  • Приказы, постановления, положения, утвержденные региональными органами управления образованием (например, Приказ управления образования Тамбовской области от 06.02.2014 № 228 "Об утверждении Порядка согласования Программы развития образовательной организации").

На муниципальном уровне существуют следующие нормативно-правовые акты: территориальные нормативно-правовые акты (приказы, положения, распоряжения), регламентирующие как функционирование, так и развитие образовательных организаций .

На уровне образовательной организации разрабатываются следующие локальные акты.

  • Устав образовательной организации.
  • Образовательные программы.
  • Программа развития образовательной организации.
  • Система локальных актов, регламентирующих деятельность:
  • - по организации образовательного процесса;

органов самоуправления в образовательной организации;

  • - административную и финансово-хозяйственную;
  • - школьных комиссий;
  • - учебную и внеурочную деятельность;
  • - по обеспечению комплексной безопасности и организации условий образовательного процесса и пр.

Наряду с основными принципами государственной политики РФ в сфере образования (об этом см. в гл. 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (далее ФЗ-273) устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования, тем самым являясь законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.

Функционирование образовательной организации начинается с ее создания. Возможные формы образовательных организаций устанавливаются гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.). Ст. 50. Коммерческие и некоммерческие организации). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное, автономное).

Различают при этом государственные, муниципальные и частные образовательные организации в зависимости от того, каким органом они созданы (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Формы образовательных организаций

Наименования образовательных организаций. ФЗ № 273 в ч. 5-6 ст. 23

устанавливает требования к наименованию образовательной организации. В связи с тем, что после введения в действия нового ФЗ № 273 возникло множество вопросов, связанных с переименованием образовательных организаций, Министерство образования и пауки Российской Федерации выпустило специальное Письмо, разъясняющее данный порядок. В частности, в связи с вопросом о необходимости замены устоявшегося названия "образовательное учреждение" па "образовательная организация" в соответствии с терминологией Закона, в письме дается следующее разъяснение: "Федеральным законом “Об образовании” не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - “организация”, из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово “учреждение” не требуется заменять словом “организация"". Следует заметить, что в ранее действовавшем Законе об образовании термин "образовательное учреждение" относился ко всем образовательным организациям, что противоречило гражданскому законодательству, в котором "учреждением" называется лишь одна из организационно-правовых форм юридических лиц наряду со многими другими используемыми формами (автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство и т.п.). Называть такие организации учреждениями неправильно с точки зрения гражданского законодательства.

В соответствии с ФЗ наименование образовательной организации

1. Организационно-правовую форму. Согласно, Классификатору организационно-правовых форм к организационно-правовым формам юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, в том числе относятся:

Рис. 4.1.

  • 2. Тип образовательной организации. Согласно со ст. 23 ФЗ № 273 образовательные организации подразделяются па типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (подробнее об этом в параграфе 3.1). Если таких программ несколько, тип образовательной организации определяется по реализуемой программе наиболее высокого уровня.
  • 3. Собственник имущества (для автономных учреждений) муниципальное, государственное, федеральное.

Согласно ч. 5 ст. 108 ФЗ № 273 наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 г.

Переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом "Об образовании".

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием и создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

При этом наименование образовательной организации может содержать собственное название (детский сад, средняя школа, образовательный центр, комплекс и т.н., номер учреждения, собственное имя и др.), а также специальное наименование по желанию или установленному статусу, отражающему уровень реализуемых образовательных программ (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов и др.), условий их реализации, осуществления специальной деятельности (лечения, реабилитации и др.), присвоенное учреждению имя выдающегося гражданина или наименование юридического лица, в том числе фирменное и т.д.

Например, название образовательной организации может выглядеть так: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей знаний", где "муниципальное" - указание на учредителя (собственника имущества) учреждения; "учреждение" - указание на организационно- правовую форму; "бюджетное" - указание на тип государственного (муниципального) учреждения (необязательно); "общеобразовательное" - указание на тин образовательной организации; "Лицей знаний" - специальное наименование, указывающее на особенности осуществляемой образовательной деятельности. Устав образовательной организации. Основным документом, на основании которого действует образовательная организация, согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 273-ФЗ, является Устав, утвержденный в порядке, установленном законодательством РФ.

Устав - это официальный правовой документ, подтверждающий законность создания организации, определяющий и регулирующий порядок и условия его функционирования, основы взаимоотношений между его членами.

Устав образовательной организации представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.

В соответствии со ст. 52 "Учредительные документы юридических лиц" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ , действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Устав - основной организационно-правовой и единственный учредительный документ казенных и бюджетных организаций (ч. 1. ст. 12. ФЗ "О некоммерческих организациях").

Функция этого нормативного документа состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.

В рамках нового ФЗ-273 содержательная часть устава значительно сократилась. Если в Законе об образовании 1992 г. устав насчитывал свыше 25 пунктов обязательного содержания, то в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ-273 устав должен содержать следующую информацию:

  • тип образовательной организации,
  • информацию об ее учредителе (группе учредителей),
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности,
  • структуру и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Также обязательным условием (ч. 3 ст. 25 ФЗ-273) является обеспеченность доступа к уставу и возможность ознакомления с его положениями всех работников организации, обучающихся и их родителей (законных представителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 ФЗ-273 управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоначалие в соответствии с ч. 3 ст. 26 ФЗ-273 подразумевает управление образовательной организацией ее руководителем (ректором, директором и т.п.). Термин "коллегиальность" схож с термином "самоуправление", используемым в старой версии Закона, и подразумевает формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:

общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);

педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет);

  • - попечительский совет;
  • - управляющий совет;
  • - наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом (ч. 4 ст. 26 ФЗ-273).

ФЗ-273 также указывает на возможность создания совещательных и контрольных органов, учитывающих мнение и интересы обучающихся и их законных представителей - советы обучающихся, советы родителей, профессиональные союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 ФЗ-273). При этом организация имеет право на самостоятельное определение их структуры (ст. 27).

В соответствии с новым законодательством образовательная организация обладает автономией (ч. 1 ст. 28), т.е. может проявлять самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В ч. 2 ст. 28 ФЗ-273 говорится, что образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического

обеспечения , образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Часть 3 ст. 28 устанавливает широкий спектр компетенций образовательной организации, к которым относятся: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; предоставление отчетности учредителю о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; установление штатного расписания; прием на работу работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, программы развития образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию; определение списка учебников в соответствии с утвержденным ФГОС и др.

Законом подчеркивается, что образовательная организация обязана выполнять требования законодательства, в том числе:

  • обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме и соответствующего качества;
  • создавать безопасные для жизни и здоровья условия обучения, воспитания обучающихся и работников;
  • соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с Законом образовательная организация песет ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения функций , отнесенных к ее компетенции, а также за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. При этом организация и ее должностные лица несут административную ответственность (в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях) за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Устав проходит обязательную процедуру утверждения. После разработки документа образовательной организацией он согласуется с главой районной администрации и утверждается органом управления образованием, после чего соответствующие изменения вносятся в ЕГРЮЛ, а также осуществляется регистрация в инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). После принятия ФЗ-273 отдельной процедуры принятия Устава коллективом образовательного учреждения не требуется. С 1 января 2003 г. все юридические лица обязаны проходить регистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом выдается свидетельство о внесении записи в реестр, также необходимо получать свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Образовательные программы. Образовательные программы определяют содержание образования. Они разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Регламентация основной деятельности образовательной организации. Образовательная деятельность является основной для образовательных организаций и дополнительной для организаций, осуществляющих обучение. Требования к образовательной организации при осуществлении образовательной деятельности также определяет ФЗ-273. Так, гл. 6 предусматривает специальные положения, касающиеся оснований для возникновения , изменения и прекращения образовательных отношений.

В ФЗ-273 отражены новые принципы правового регулирования образовательных отношений. Среди них следует отметить такой принцип, как сочетание государственного и договорного регулирования образовательных правоотношений.

Можно считать образовательные отношения возникшими при оформлении распорядительного акта (приказа) образовательной организации о приеме (зачислении) лица в данную организацию для обучения или для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем договора об образовании). Однако существуют ситуации, когда для издания распорядительного акта необходимо предварительное заключение договора об образовании. Такая форма предусматривается при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования или на обучение, оплачиваемое физическими и (или) юридическими лицами. Отличительной особенностью обладает целевой прием в образовательную организацию, при котором до издания распорядительного акта необходимо заключить два договора: о целевом приеме и о целевом обучении. По своей правовой природе договор на оказание образовательных услуг относится к группе публичных договоров и договоров присоединения. В силу этого обучающийся присоединяется к условиям договора, которые обозначены в законе.

Все требования к действиям, осуществляемым по договору об образовании, нормированы ст. 54 ФЗ-273. В договоре отражаются:

основные характеристики предоставляемого образования (вид, уровень и (или) направленность образовательной программы);

  • - форма обучения;
  • - продолжительность обучения.

Особые требования предъявляются при условии представления платных услуг. Так, в договоре об образовании (в данном случае - договоре об оказании платных образовательных услуг) должна быть также указана полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты (при этом не допускается увеличение стоимости образования после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции). Важным условием является соответствие

информации в договоре информации, размещенной на официальном сайте организации в сети Интернет на момент заключения договора.

Правила оказания платных образовательных услуг определяются Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Кроме того, существует целый ряд форм договоров об оказании платных услуг, установленных Минобрнауки России. В соответствии с действующим законодательством к договору на оказание платных образовательных услуг применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей".

Основания и порядок прекращения договора об образовании. Образовательные отношения считаются прекращенными в случае отчисления обучающегося из образовательной организации. Существует два основания для этого:

  • - завершение обучения (получением образования);
  • - досрочное прекращение образовательных отношений.

При этом досрочное прекращение образовательных отношений может произойти по инициативе как самого обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося (например, в случае перевода в другую образовательную организацию), так и образовательной организации. Если организация сама инициирует прекращение образовательных отношений, то сделать это можно только в соответствии с установленными ст. 61 ФЗ-273 основаниями и только в отношении лиц, достигших 15-летнего возраста:

В случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе своих обязанностей по ее добросовестному исполнению и выполнению учебного плана;

если порядок приема, обучающегося в образовательное учреждение, был нарушен но вине обучающегося, что повлекло его незаконное зачисление;

По обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон образовательных отношений (например, в случае ликвидации образовательной организации).

Согласно Закону № 273-ФЗ договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут образовательной организацией в одностороннем порядке. Например, в таких ситуациях, как просрочка оплаты образовательных услуг, или, когда надлежащее исполнение обязательства по оказанию образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося. При этом в самом договоре должны быть определены основания для осуществления подобных действий.

В случае если прекращение образовательных отношений произошло по причине прекращения деятельности образовательной организации в случае, когда она лишилась государственной аккредитации, либо срок действия свидетельства о государственной аккредитации истек, а также если аннулирована лицензия этой организации, то данная образовательная организация обязана полностью возместить уплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы.

Отдельные требования предъявляются к открытости образовательной организации, которая обеспечивается путем формирования и размещения в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет) открытых и общедоступных информационных ресурсов , содержащих информацию о деятельности организации (ст. 29). Перечень обязательного информационного контента сайта образовательной организации отражен в ч. 2 ст. 29. ФЗ-273, а также в приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления на нем информации".

Локальные акты образовательной организации. Эго нормативно-правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.

Важно отметить, что изменения законодательства влекут за собой и соответствующие изменения в системе локальных актов.

По типам локальные акты делятся на нормативные и индивидуальные.

Нормативные локальные акты рассчитаны на неоднократное применение и содержат обязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса, например, правила внутреннего распорядка.

Индивидуальные (ненормативные, распорядительные) локальные акты рассчитаны на однократное применение и юридически оформляют решения администрации образовательной организации, чаще всего в отношении конкретного участника образовательного процесса, например, приказ о приеме на работу.

Можно выделить следующие формы локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим.

Постановление оформляет решение коллегиального органа управления образовательной организации.

Приказ оформляет решение руководителя образовательной организации.

Решение - локальный акт собрания участников образовательного процесса.

Положение устанавливает правовой статус органа управления, структурного подразделения, либо порядок реализации какого-либо из правомочий.

Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.

Правила регламентируют организационные, хозяйственные, дисциплинарные и иные специальные стороны деятельности образовательной организации или участников образовательного процессе.

Локальные акты образовательной организации могут быть классифицированы

:
  • а) в соответствии с компетенцией образовательной организации:
    • - локальные акты организационно-распорядительного характера,

локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса,

  • - локальные акты, регламентирующие отношения работодателя с работниками и организацию учебно-методической работы,
  • - локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления образовательной организации,
  • - локальные акты, регламентирующие административную и финансово-хозяйственную деятельность,
  • - локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства;
  • б) по критериям:

по степени значимости: обязательные и необязательные,

  • - по сфере действия: общего характера и специального характера,
  • - по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников образовательной организации и не распространяющиеся на всех работников организации,

но способу принятия: принимаемые руководителем образовательной организации единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений,

По сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия,

по сроку хранения: постоянного хранения, 75 лет и др.

К локальным актам, требование о наличии которых закреплено законодательно, относятся: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Эти документы должны быть размещены и находиться в свободном доступе па сайте образовательной организации в сети Интернет.

Важно помнить!

Если принятие локальных нормативных актов затрагивает права обучающихся и работников образовательной организации, то в этих случаях ФЗ-273 (ч. 3. ст. 30) предписывает учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также, при необходимости, представительных органов работников (при их наличии).

Если нормы принятых локальных актов ухудшают положение обучающихся или сотрудников образовательной организации по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании или трудовым законодательством, либо они были приняты с нарушением уставного порядка, то в соответствии с ч. 4 ст. 30 ФЗ-273 данные локальные акты не применяются и подлежат отмене.

Локальный акт - это официальный правовой документ, который издается в письменной форме и должен содержать необходимые реквизиты. Оформление локального акта выполняется в соответствии с требованиями "Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения ", а также нормами "Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30- 2003" (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации").

Примерный, но не исчерпывающий список локальных актов общеобразовательного учреждения может быть таким.

  • Положение о стимулировании работников образовательной организации.
  • Штатное расписание.
  • Планы работы учреждения.
  • Правила внутреннего трудового распорядка педагогических работников.
  • Положение о профессиональной этике.
  • Положение об общем собрании.
  • Положение об Управляющем совете.
  • Положение о разработке и принятии локальных актов .
  • Положение о распределении компенсационного фонда оплаты труда.
  • Положение о распределении стимулирующего фонда.
  • Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
  • Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану.
  • Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Положение о квалификационном испытании педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
  • Положение о методическом совете школы.
  • Положение о педагогическом совете школы.
  • Положение о системе оценки качества образования.
  • Положение о мониторинге качества образования.
  • Положение о самообразовании педагогов.
  • Положение о повышении квалификации педагогов.
  • Положение о рабочей программе учителя.
  • Положение о ведении классных журналов.
  • Положение о публичном докладе.
  • Положение о программе развития.
  • Положение о родительском комитете.
  • Положение о внутри школьном контроле.
  • Положение о школьном сайте в сети Интернет.
  • Положение о языке обучения.
  • Положение о промежуточной аттестации.
  • Положение о порядке перевода и отчисления.
  • Положение о посещении мероприятий обучающимися.
  • Положение о ведении тетрадей.
  • Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися.
  • Положение об организации контрольно-пропускного режима.
  • Положение о порядке подготовки и проведения самообследования.
  • Порядок доступа педагогических работников к базам данных.
  • Порядок по урегулированию споров конфликтов между участниками образовательного процесса и др.
  • Приказы и распоряжения директора.

Программа развития. Сегодня реализуется масштабная программа модернизации российского образования, требующая реализации соответствующих процессов в образовательной организации любого уровня. Документом, входящим в базу нормативно-правовых документов и регламентирующим деятельность по развитию образовательной организации, является Программа развития. Эго стратегический документ образовательной организации, представляющий систему управленческих действий по достижению желаемой модели образовательной организации, призванный усилить конкурентные позиции образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Подробнее о содержании, требованиях, порядке разработки и экспертизы Программы развития образовательной организации вы можете прочитать в параграфе 7.3 данного учебника.

Выводы

  • 1. Законодательная база - это набор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательной организации. Выделяют четыре уровня законодательной базы: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательной организации.
  • 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" является законодательной основой, регулирующей деятельность образовательной организации.
  • 3. Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации.
  • 4. Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
  • 5. Локальный нормативный акт образовательной организации - это нормативный правовой документ, содержащий нормы, регулирующие образовательные отношения в образовательной организации в пределах ее компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Уставом образовательной организации. Сфера действия локальных актов распространяется только на саму организацию.
  • Например, распоряжение администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 14.02.2015 № 221-р "Об утверждении организационно-технологической схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Центральном районе Санкт-Петербурга в 2015 году".
  • Письмо Минобрнауки России № ДЛ-151/17 от 10.06.2013 г. "О наименовании образовательных учреждений".
  • eduinspector.ru/2013/ll/24/lokalnyj-akt-o-lokalnom-akte/ (дата обраще
  • В силу того, что локальных актов, необходимых для регламентации деятельности образовательной организации в соответствии с действующим законодательством, очень много, и для их разработки привлекаются работники организации, порой не имеющие опыта нормотворческой деятельности, рекомендуется разработать Положение о разработке и принятии локальных актов, устанавливающее единые требования к локальным нормативным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу, отмене, внесению изменений и т.д.


Просмотров