170.2 ук рф состав преступления. Состав преступления и квалифицирующие признаки

Внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Ч. 2 ст. 170.2 УК РФ

Те же деяния, причинившие особо крупный ущерб, – наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание.

В статьях настоящей главы, за исключением статьи 169, частей третьей – шестой статьи 171.1, статей 171.2, 171.3, 174, 174.1, 178, 180, 185 – 185.4, 185.6, 191.1, 193, 193.1, 194, 198 – 199.1, 199.3, 199.4, 200.1, 200.2 и 200.3, крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – девять миллионов рублей.

Комментарий к ст. 170.2 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предмет преступления:

а) межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории;

б) документы, на основании которых готовятся перечисленные в п. “а” документы.

2. Объективная сторона характеризуется общественно опасным деянием, выраженным двумя альтернативными действиями. Первое из них (относится к предмету преступления, изложенному в п. “а”) – внесение заведомо ложных сведений в документы; второе (относится к предмету преступления, изложенному в п. “б”) – подлог этих документов.

3. Преступление считается оконченным с момента причинения крупного ущерба гражданам, организации или государству на сумму свыше 2,25 млн. рублей.

4. Субъект преступления – кадастровый инженер, т.е. физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, обладающий специальным правом на осуществление кадастровой деятельности.

Со вступлением в силу акта о госрегистрации в РФ объектов недвижимого имущества, а также сделок с ними, появилась норма в УК, предусматривающая ответственность за незаконность проведения данной процедуры (ст. 170). В соответствии с законодательством все действия, связанные с участками и другой недвижимостью, должны быть оформлены в строго определенном порядке. Информация об объектах и владельцах вносится в ЕГРП – государственный спецресурс, единая база данных.

Данная обязанность возлагается на госслужащих Федеральной службы по госрегистрации, которые должны осуществлять проверку всех операций с недвижимостью на предмет легальности и соответствия правовым положениям. Итак, давайте поговорим про внесение заведомо ложных сведений в межевой план и прочие, нарушающие сделку с недвижимостью обстоятельства.

Особенности злодеяния

Противоправное деяние относится к разряду специальных, т.е. лицо, совершающее нелегальные действия, должно состоять на госслужбе соответствующей инстанции. Злодеяние характеризуется несколькими самостоятельными составами, которые имеют схожие признаки.

Отличие кроется в объективном проявлении всех трех действий. О том, что является регистрацией незаконных сделок с землей, читайте далее.

Понятие

Понятие преступного деяния закреплено в ст. 170 и объединяет три альтернативных злодеяния, которые затрагивают один общий объект, которым выступают управленческие земельные правоотношения. Данные отношения касаются вопросов:

  • целесообразного использования и оборота земельных наделов;
  • неукоснительного выполнения норм и правил, связанных с порядком госрегулирования землепользования.

Предметом злодеяния выступает официальная документация:

  1. ЕГРП.
  2. Кадастр недвижимого имущества.
  3. Бумаги по налоговым платежам на землю или аренды.

Нормативные положения

В 2015 году в УК появилась новая смежная норма (ст. 170.2). Она предусматривает ответственность за оформление документации, связанной с образованием земельных наделов, с занесением в нее данных, которые не соответствуют реальному положению вещей. Так, диспозиция нормы предусматривает совершение отдельных актов по отношению к следующим официальным бумагам:

  • план межевания;
  • техплан;
  • акт обследования;
  • проект межевания земельного надела;
  • карта-план местности.

Для наступления ответственности госслужащий должен совершить следующие действия: внести в указанную документацию ложные данные либо совершить подлог этих официальных бумаг. Состав является частным случаем по отношению к другим преступным посягательствам в области хозяйственно-экономической деятельности.

Так же, как и в ст. 170 УК РФ, норма предусматривает специфический субъект, которым является госслужащий, состоящий в должности кадастрового инженера.

Обязательной характерной чертой злодеяния должна быть субъективная сторона – прямое намерение, и наступление общественно-опасного исхода, который выражается в причинении вреда гражданам, юрлицам и государству. Величина ущерба указана как крупная, т.е. свыше 1 млн. рублей. Квалифицирующая норма в ч. 2 предусматривает последствия в особо крупном объеме, т.е. суммы больше 6 млн. рублей.

Итак, теперь вы знаете что это такое, регистрация заведомо незаконных сделок с землей, поговорим и о правовой характеристике злодеяния.

Правовая характеристика

Противоправные деяния, обозначенные в ст. 170, имеют высокий уровень скрытности, поэтому получить реальную криминалистическую картину практически невозможно. Основной причиной этого является скрупулезная работа по подготовке к преступлению, невозможность сразу обнаружить потерпевшую сторону, поскольку она не явно выражена.

Данные злодеяния совершаются субъектом, обладающим специальными познаниями в области госрегистрации недвижимости, которые наделены определенными полномочиями. Поэтому раскрываемость может затрудняться в связи с наличием множества дополнительных законодательных актов, регулирующих деятельность по госрегистрации. Однако по статистике число отмеченных злодеяний ежегодно возрастает, и превышает более 100 уголовных дел в год.

Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом имеете и свой состав преступления по статье (ст.) 170 УК РФ, поговорим о нем далее.

О том, как происходит истребование недвижимости из чужого незаконного владения, расскажет этот видеосюжет:

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Под составом злодеяния понимаются все характеризующие его признаки. Внешнее выражение противоправного деяния – это его объективная сторона и объект посягательства.

Объект

Объектом выступают социальные связи по поводу осуществления процедуры госрегистрации объектов недвижимого имущества, операций с ним, а также права правообладателей.

Серьезность и опасность для общества заключается в следующем:

  • нарушение интересов страны (общественных и финансовых);
  • увеличение фактов подкупности госслужащих;
  • нарушение принципа о равенстве участков рынка недвижимого имущества, в том числе оборота земельных наделов;

Нелегальные действия с участками могут привести к следующим негативным моментам:

  • вывод земель из с/х оборота;
  • сосредоточение земли в руках одного лица;
  • обращение наделов в объекты спекулятивных нелегальных операций;
  • нарушение прав законных правообладателей.

Объективная сторона

Объективная сторона — это три самостоятельных действия:

  • госрегистрация заведомо противоправных операций с недвижимостью;
  • фальсификация учетных данных ЕГРП;
  • уменьшение сумм платежей по сделкам с недвижимостью.

Состав злодеяния является формальным, т.е. оно будет являться оконченным с того времени, как лицо совершит указанные действия. Для квалификации преступления не важен момент наступления действительно опасного исхода для общества и государства.

Госрегистрация противоправных операций с недвижимостью представляет собой совершение действий, которые противоречат положениям правовых актов, для придания сделки легальности, т.е. с возникновением правовых последствий. Однако оснований для госрегистрации такой операции нет и об этом известно должностному лицу. ГК предусматривает следующие виды операций с недвижимостью:

  • приобретение вещных прав на землю и другие объекты недвижимости (наследование, право бессрочного пользования земельным наделом);
  • приобретение обязательственных прав, вытекающих их договорных отношений (рента, дарение, купля-продажа и т.д.)

Кроме этого, подлежит госрегистрации прекращение и переход прав на объекты недвижимости. Все эти действия должны быть в установленном порядке удостоверены специально уполномоченным госрегистратором по заявлению правообладателя. Правила и порядок действий закреплены в специальном законе о госрегистрации недвижимости, который возлагает на должностных лиц ряд обязанностей:

  • прием документации и проверка действительности предоставленных сведений;
  • проверка объекта недвижимости на предмет правообладателя, ранее совершенных операций и наличия обременений;
  • проведение правовой экспертизы легальности совершаемой операции;
  • обнаружение причин для отказа в госрегистрации;
  • отправка запросов другим инстанциям для подтверждения и получения достоверных данных и документации для госрегистрации;
  • внесение информации в ЕГРП, выдача документа о госрегистрации и т.д.

Субъект и субъективная сторона

Субъект по ст. 170 является специальным – это должностное лицо, уполномоченное государством на совершение процедуры госрегистрации недвижимости. Госслужащий должен использовать свой статус по службе.

Субъективная сторона характеризуется преднамеренностью, т.е. указанные действия должны совершаться лицом с явно выраженным желанием. Обязательным условием умысла должна быть заинтересованность субъекта: меркантильная или персональная.

  • Меркантильный интерес выражается в стремлении должностного лица получить прибыль от совершения противоправных действий.
  • Иная заинтересованность может выражаться в оказании услуги участникам сделки как «своим» людям, в возможности получения связей с «нужными» людьми.

Данная статья не предусматривает квалифицирующих признаков, т.е. тех, которые отягчают ответственность.

Наказание и ответственность

Норма предусматривает альтернативную санкцию за данные противоправные деяния.

  • Минимальное наказание по статье – (от 200 до 500 тысяч или сумма заработка за 1-3 года).
  • Максимальное наказание – до 360 часов с до 3 лет.

Санкция статьи не только наказывает виновных лиц, но и расширяет возможности охраны земельных правоотношений, обеспечивает легальность деятельности госслужащих в области оборота земельных наделов и других объектов недвижимости.

А теперь рассмотрим некоторые случаи из судебной практики по статье 170 УК РФ.

Судебная практика по ст. 170 УК РФ в отношении регистрации незаконных сделок с землей

По статистике уголовные дела о незаконной госрегистрации операций с недвижимостью возбуждаются в небольшом объеме. Соответственно судебная практика по делам данной категории незначительна. Большинство преступлений данной категории относятся к , только при наличии совершения их с корыстными намерениями. Причина отсутствия практики по таким делам кроется в латентности преступных деяний, поэтому они плохо выявляются, по ним сложно собирается доказательственная база, и обнаруживаются виновные лица.

При столкновении с казусными обстоятельствами, возникающими в ходе рассмотрения подобных дел, судьи руководствуются постановлениями Пленумов ВС, связанных с делами о коррупции, о злоупотреблении служебными полномочиями, о .

При выявлении нелегальных операций с недвижимостью виновные , а внесенные данные в ЕГРП, кадастр или другие документы подлежат аннулированию в установленном порядке. Если в действиях участников сделок усматриваются нарушения закона, то они тоже привлекаются к делу, только по другим статьям УК.

Среди которых нелегальные сделки с недвижимостью, и другие злодеяния — бич нашего времени. они потому так и азываются, что способны подорвать экономическое благосостояние государства.

В следующем видео представлены ответы юристов на популярные вопросы в отношении применения статьи 170 УК РФ:

Специалисты отмечают, что рейдерство и действия, ему сопутствующие, могут быть квалифицированы практически по 20 составам УК РФ. Однако анализ следственной практики позволяет сделать вывод о том, что значительное количество преступлений, относящихся к рейдерству, квалифицируется как мошенничество и использование заведомо подложного документа (ст. 159 и 327 УК РФ).

Также отметим, что при захвате предприятия иногда выдвигаются требования передачи имущества под угрозой применения насилия. Такие действия квалифицируются по ст. 163 УК РФ.

Отдельной квалификации по ст. 183 УК РФ заслуживает неправомерный доступ к содержащейся в реестре акционеров информации для ее использования в преступных целях. Если поддельный документ использован в суде в качестве доказательства по гражданскому делу, то данное деяние квалифицируется по ч. 1 ст. 303 УК РФ.

Представляется, что такой вид преступлений, как рейдерство, нуждается в дифференциации по отношению к преступлениям, предусмотренным ст. 159 и 327 УК РФ, имеющим иной объект преступного посягательства, с учетом степени общественной опасности. Многие правоприменители говорят о необходимости выделения рейдерства в отдельный состав преступления, однако тщательно при этом отграничив действия, соответствующие гражданскому законодательству, от противоправных захватов собственности. Не должны остаться в стороне и лица, оказывающие содействие рейдерам.

С целью совершенствования законодательства в Министерстве внутренних дел Российской Федерации изучен опыт США, Франции, Испании и других зарубежных стран в части противодействия правонарушениям в сфере корпоративного управления, проведены рабочие встречи с представителями правоохранительных органов указанных государств.

По результатам обобщения международного опыта и российской судебно-следственной практики можно сделать вывод о том, что основой каждого рейдерского захвата является нарушение системы корпоративного управления в юридическом лице.

Признавая незыблемость гражданско-правовых институтов, следует отметить необходимость создания правового механизма сбалансированной защиты интересов добросовестного приобретателя и собственника, имущество которого выбыло из его законного владения посредством рейдерского захвата.

Однако одной из нерешенных проблем остается отсутствие действенных правовых механизмов по обеспечению возврата имущества, которое в результате совершения ряда сделок приобретается новым собственником, считающимся в соответствии с гражданским законодательством добросовестным правоприобретателем.

Для возврата имущества потерпевший должен оспаривать все сделки в суде и в каждом случае доказывать факт осведомленности покупателя о том, что имущество выбыло из законного владения собственника в результате совершения преступления.

Коснемся мер, предпринимаемых в целях повышения качества правоприменительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по пресечению, выявлению и раскрытию преступлений, связанных с рейдерством.

Так, ряд уголовных дел о преступлениях, связанных с рейдерскими захватами, постоянно находится на особом контроле в Следственном комитете при МВД России. Для повышения качества расследования также издано указание, которым предписано исключить случаи расследования уголовных дел о рейдерстве следователями районного звена, производство предварительного следствия по ним поручать следователям следственных подразделений МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, специализирующихся на расследовании преступлений указанной категории.

Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей, криминализировавшей действия, направленные на различные формы фальсификации (искажения фактического содержания) системы учета прав на ценные бумаги.

Следует напомнить, что ценная бумага имеет двойственную гражданско-правовую природу. В первом аспекте она закрепляет имущественные права владельца по отношению к выдавшему ее лицу, так называемое «право из бумаги», а во втором – ценная бумага является объектом гражданских прав, в соответствии со ст.128 ГК РФ является имуществом, право «из бумаги». Первое соответственно абсолютное право, второе обязательственное. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (п.1 ст.142 ГК РФ).

Законодатель наделил субъектов частного права функцией учета прав на ценные бумаги – организации, осуществляющие:

1. деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст.8 ФЗ о рынке ценных бумаг);

2. депозитарную деятельность.

Депозитарной признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ЦБ именуется депозитарием.

По общему правилу деятельность по ведению реестра осуществляет специализированный профессиональный участник рынка ЦБ, имеющий лицензию на ее осуществление – специализированный регистратор. Такой участник в соответствии с законом наделяется исключительной правоспособностью, т.е. он не вправе осуществлять иные виды деятельности, кроме указанной.

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Уголовный кодекс РФ дополнен ст. 170.1 и ч. 3 ст. 185.2, криминализировавшими действия, направленные на различные формы фальсификации (искажения фактического содержания) системы учета прав на ценные бумаги.

Введенная ст. 170.1 УК "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета" предусматривает два самостоятельных преступления.

Название документа: О Методических рекомендациях по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и (с изменениями на 11 января 2019 года)
Номер документа: СА-4-14/1215
Вид документа: Письмо ФНС России
Принявший орган: ФНС России
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 28 января 2014
Дата начала действия: 28 января 2014
Дата редакции: 11 января 2019

О Методических рекомендациях по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса...

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО


Документ с изменениями, внесенными:
письмом ФНС России от 11 января 2019 года N ГД-4-14/157@ .
____________________________________________________________________


В целях обеспечения единой практики деятельности территориальных налоговых органов Федеральная налоговая служба направляет Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 , и 173.2 , для учета в работе (приложение N 1).

В практической работе налоговым органам необходимо учитывать, что заявления с изложением обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 , и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации , направляются при их обнаружении как при исполнении функций налоговых органов по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, так и при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.

По итогам проведенного анализа данной деятельности налоговых органов по информации, представленной управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, установлено, что за 9 месяцев 2013 года налоговыми органами в органы МВД России направлено 1340 материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации . При этом сведений о результатах рассмотрения 585 материалов, направленных налоговыми органами, в том числе о вынесении по ним процессуального решения, не имеется. Сведения о возбужденных уголовных делах имеются в отношении 25 рассмотренных следственными органами материалов.

При этом необходимо отметить, что наиболее активную работу по направлению материалов в правоохранительные органы осуществили Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (направлено 49 материалов, возбуждено 5 уголовных дел), Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (направлено 26 материалов, возбуждено 3 уголовных дела), Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (направлен 151 материал, возбуждено 2 уголовных дела).

На основании материалов, направленных в правоохранительные органы Управлениями Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (направлено 3 материала), Астраханской области (11 материалов), Ульяновской области (1 материал), Алтайскому краю (2 материала) и Иркутской области (22 материала), возбуждено по одному уголовному делу.

При этом отмечается, что Управлениями Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания, Краснодарскому краю, Кемеровской области, Приморскому краю в правоохранительные органы направлено 30 и более материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации , однако ни по одному из них не представлено сведений о возбуждении уголовных дел, что свидетельствует о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.

В иных управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации работа по направлению заявлений (материалов) в следственные органы об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации , не проводится либо направлено незначительное количество материалов. Сведений о возбуждении уголовных дел также не имеется. Данные обстоятельства также свидетельствуют о недостатках в организации работы с правоохранительными органами.

В связи с этим ФНС России обращает внимание на необходимость повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами. В случае направления заявлений (материалов) в следственные органы необходимо обеспечивать оперативное получение информации о результатах рассмотрения направленных налоговыми органами материалов. При выявлении фактов незаконных действий (бездействия) либо решений участников уголовного судопроизводства, указанных в части 1 статьи 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , налоговым органом должно быть реализовано право на обжалование соответствующих действий и решений в порядке, предусмотренном главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации .

В рамках деятельности трёхсторонних рабочих групп с участием территориальных налоговых органов, территориальных органов внутренних дел и Следственного комитета Российской Федерации необходимо обеспечивать взаимодействие налоговых и следственных органов как при проведении доследственной проверки, так и на стадии предварительного расследования в целях формирования положительной практики вынесения обвинительных приговоров по указанным составам преступлений.

ФНС России также направляет для использования в работе материалы практики возбуждения уголовных дел по материалам налоговых органов, в том числе приговор по части 1 статьи 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации .

Кроме того, необходимо учитывать, что в случае обнаружения при исполнении налоговыми органами функций по государственной регистрации юридических лиц обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных , , соответствующие заявления направляются в органы, к подследственности которых относится предварительное расследование в соответствии со статьёй 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , с приложением материалов, содержащих информацию, указывающую на признаки соответствующего преступления. Указанные заявления (материалы) направляются также в случае, если обстоятельства, указывающие на подделку, использование заведомо подложных документов, злоупотреблений, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, выявлены при осуществлении иных полномочий налоговых органов в установленной сфере деятельности, в том числе в рамках проведения налогового контроля.

Заявления (материалы), указанные в настоящем письме, подлежат согласованию со структурными подразделениями, выполняющими функции по правовому обеспечению деятельности налогового органа.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе в целях повышения эффективности взаимодействия с правоохранительными органами.

Протоколы совещаний трёхсторонних рабочих групп по обсуждению методов активизации работы по возбуждению уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 , и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации , а также организации работы по возбуждению уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных , 327 Уголовного кодекса Российской Федерации , направить в Управление регистрации и учёта налогоплательщиков ФНС России в срок до 31 марта 2014 года.

При наличии предложений по внесению изменений в статьи 170.1 , 173.1 , 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации представить их в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России в срок до 7 февраля 2014 года.

Абзац не применяется - письмо ФНС России от 11 января 2019 года N ГД-4-14/157@ ..

Информация по итогам 2013 года представляется в срок до 10 февраля 2014 года по форме, предусмотренной письмом ФНС России от 30 июля 2013 года N 6-6-04/0685@, которое в дальнейшем применению не подлежит.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.Аракелов

Приложение N 1. Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного..


Настоящие Методические рекомендации по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 , и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации), определяют порядок оформления и сроки направления налоговыми органами материалов в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 и , 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

1. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170.1 УК РФ , налоговый орган направляет в соответствующий следственный орган Следственного комитета Российской Федерации заявление, которое должно содержать:

частью 1 статьи 170.1 УК РФ , включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, в отношении которого в налоговый орган представлены документы, содержащие заведомо ложные данные, в целях внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество; данные об учредителе (участнике) юридического лица, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о которых в налоговый орган представлены недостоверные сведения в целях отражения в ЕГРЮЛ (полное и (при наличии) сокращенное наименование, ОГРН и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица); сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений (фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства);

б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в налоговый орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

2. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:

копии документов, представленных в налоговый орган в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица;

копия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, принятого по результатам рассмотрения вышеуказанных документов;

копии документов, на основании которых можно сделать вывод о представлении в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, об обременении доли, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество;

копии поступившего в налоговый орган обращения о фальсификации ЕГРЮЛ и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение;

копии полученных налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля, а также осуществления производства по делу об административном правонарушении объяснений физических лиц (руководителя, учредителя (участника), иных лиц) по фактам представления в налоговый орган документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений;

частью 1 статьи 170.1 УК РФ .

3. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ

а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ , включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) с участием подставных лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, являющегося учредителем (участником) или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение которого было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) юридического лица;

4. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:



статьей 173.1 УК РФ

иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ .

5. При обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ , налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:

а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ , включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) при предоставлении документа, удостоверяющего личность, или выдаче доверенности либо приобретении документа, удостоверяющего личность, или использования персональных данных, полученных незаконным путем; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, предоставившего документ, удостоверяющий личность, или выдавшего доверенность, или приобретшего документ, удостоверяющий личность, или использовавшего персональные данные, полученные незаконным путем, для образования (создания, реорганизации) юридического лица; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) вышеупомянутого юридического лица;

б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

6. К заявлению налогового органа, упомянутому в пункте 5 настоящих Методических рекомендаций, прилагаются:

копии документов, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица, и (или) представленных в целях внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений;

копии документов, содержащих информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ , в частности: копии поступившего в налоговый орган обращения и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение; копии объяснений должностных лиц, учредителей (участников) организации, иных лиц, полученных налоговым органом, в том числе в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществления производства по делу об административном правонарушении;

иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ .

7. Указанные в пунктах 1, 3, 5 настоящих Методических рекомендаций заявления подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

8. Указанные в пунктах 2, 4, 6 настоящих Методических рекомендаций копии документов заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и скрепляются печатью налогового органа.

9. Материалы, указанные в пунктах 1-6, настоящих Методических рекомендаций, направляются в правоохранительные органы не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1 , и 173.2 УК РФ .

10. Налоговый орган представляет дополнительную информацию по переданным ранее материалам на основании письменного запроса правоохранительного органа.

11. Передача материалов о нарушениях законодательства, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 16 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" .

Передача материалов о нарушениях законодательства, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации .

Приложение N 2. О результатах направления в правоохранительные органы заявлений (материалов), указывающих на совершение преступлений в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за ________ (указывается...

О результатах направления в правоохранительные органы заявлений (материалов), указывающих на совершение преступлений в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за ________ (указывается период, за который представляется информация)

Управление Федеральной налоговой службы по

(наименование субъекта РФ)

Дата направ-
ления мате-
риалов в органы

Наиме-
нование юридичес-
кого лица, в отно-
шении

Статья УК РФ , по которой напра-
влены
мате-

Дата письма о возврате мате-
риалов без вынесения

Осно-
вание возврата мате-
риалов

Решение, принятое в соответствии со ст.145 УПК РФ по результатам рассмотрения материалов

Дата полу-
чения выне-
сенного поста-

Осно-
вание отказа в возбуж-
дении уголов-

Све-
дения об обжа-
ловании поста-
новле-

Результаты обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела

Сведения о результатах возбуждения уголовного дела

МВД России либо СК РФ

которого напра-
влены мате-
риалы, ИНН

процес-
суального решения

Дата поста-
новления о возбужде-
нии уголов-
ного дела

Дата поста-
новления об отказе в возбужде-
нии уголов-
ного дела

Дата решения о передаче материала по подс-
ледст-
венности

нов-
ления нало-
говым органом

ного дела

ния об отказе в возбуж-
дении уголов-
ного дела (дата)

резуль-
тат

Дата поста-
новле-
ния о прекра-
щении уголов-
ного дела

Дата поста-
новле-
ния о приоста-
новле-
нии уголов-
ного дела

Дата приго-
вора

Руководитель УФНС России по

(наименование субъекта РФ)173.2 , , 327 Уголовного кодекса Российской Федерации , а также в отношении заявлений (материалов), направленных ранее, но не рассмотренных на начало отчётного периода. Не рассмотренными на начало отчётного периода являются заявления (материалы), по которым не вынесено ни одного из процессуальных решений, указанных в графах 8, 15, 16, 17. В случае, если процессуальные решения, указанные в графах 8, 15, 16, 17, обжалованы (подлежат обжалованию) налоговым органом, заявления не считаются рассмотренными.

2. В графах 2, 5, 7-10, 12, 13, 15-17 указывается только дата в формате ДД.ММ.ГГГГ. В случае если по данному заявлению (материалам) совершалось несколько аналогичных процедур, указывается только дата по последней процедуре.

3. В графе 4 указываются номер и часть соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации в формате "Статья-Часть", например: "327-3". Данная информация отражается исходя из позиции налогового органа, направившего заявление (материалы). В случае квалификации преступления следственными органами (судом) по иной статье Уголовного кодекса Российской Федерации , указываются результаты данной квалификации. В случае, если обращение налогового органа направлено по нескольким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации , строки заполняются в отношении каждой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации , за исключением графы 1, которая заполняется однократно в отношении одного обращения.

4. В графах 6, 11 указывается краткое основание, указанное в соответствующем письме (процессуальном документе), полученном от следственного органа. В случае если возврат материалов либо отказ в возбуждении уголовного дела основывается на норме Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации , указываются только номер и часть соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации в формате "Статья-Часть-Пункт", например: "24-1-1".

5. В графе 14 проставляется знак "+" в случае если постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено или знак "-" в случае если в удовлетворении жалобы отказано.

6. К таблице должны быть приложены копии документов, указанных в графах 7, 9, 15, 16, 17, сведения о которых указаны в таблице. В случае, если копии данных документов ранее направлялись в ФНС России, в письме указываются номера и даты соответствующих сопроводительных писем.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О Методических рекомендациях по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 11 января 2019 года)

Название документа:
Номер документа: СА-4-14/1215
Вид документа: Письмо ФНС России
Принявший орган: ФНС России
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 28 января 2014
Дата начала действия: 28 января 2014
Дата редакции: 11 января 2019


Просмотров