Действие законодательных актов ссср в рф. Iii. основные законы ссср и рсфср. Iх. действие конституции ссср и порядок ее изменения

Министерство юстиции приступило к масштабной ревизии советских правовых актов, которые все еще остаются в силе. Старые нормы будут пересмотрены в соответствии с действующим законодательством.

Как сообщил "Российской газете" заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов, по предварительным оценкам ведомства, сейчас действует порядка 45 тысяч правовых актов, принятых еще при советской власти.

Например, полковникам положены лишние 20 квадратных метров жилья, чтобы создать там кабинет. Такое право военачальникам предоставили ВЦИК и Совнарком еще в 1930 году. А на охотников распространяются Типовые правила охоты, утвержденные в 80-х годах прошлого века. По ним человека могут оштрафовать даже за простую прогулку по лесу с собакой. Ведь, согласно документу, охота - это не стрельба по зверям, а нахождение в лесу с чем-нибудь из джентльменского набора охотника. Допустим, с ружьем, капканами или собаками.

Конечно, советское - не значит плохое. Но все же времена изменились, нормы пора освежить. Среди действующих документов есть постановления, подписанные еще всесоюзным старостой Михаилом Калининым. По отзывам специалистов, эти бумаги составлены грамотно, иначе бы они не продержались так долго.

Быть может, - кто знает? - под некоторыми работающими актами стоят еще подписи Сталина или Берии? Ревизия только началась, не исключено, что правоведов ждет еще немало удивительных открытий.

За чтение советских грамот специалисты минюста взялись по поручению главы государства. Задача: проверить все документы, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Устаревшие нормы надо списать в архив истории, актуальные - встроить (юристы говорят - инкорпорировать) в современное законодательство.

Допустим, мало кто знает, что полковники и генералы получают прибавку к жилью на основе постановления "О праве пользования дополнительной жилой площадью", принятого в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров.

Согласно ему офицеры в чине от полковника, а также научные сотрудники, стоящие в очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 квадратных метров.

Еще этим правом могут пользоваться заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. Правда, так сложилось, что полковникам сегодня квартиры дают чаще, чем ученым или писателям. Но само по себе замечательно, что постановление все еще живо, несмотря на реформы жилищного хозяйства.

А на получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список же заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся, - говорит Виктор Евтухов. - Безусловно, в старых актах много здравого смысла. Думаю, такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, чтобы оно соответствовало принципу простоты применения.

Также в очереди на пересмотр находится постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие положения о переводном и простом векселе". Оно было подписано еще "всесоюзным старостой" Михаилом Калининым.

Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности, - поясняет Виктор Евтухов. - В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству.

Другой пример корреспондент "РГ" узнал в Верховном суде России. Как уже написано выше, пока остаются в силе Типовые правила охоты, утвержденные Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете министров РСФСР в 1988 году. Недавно документ пытался обжаловать гражданин, которого задержали в охотничьих угодьях с разобранным ружьем, лежавшим в чехле. Поскольку время для охоты было неурочное, человека наказали, ссылаясь на указанные правила.

Более того, корреспонденту "РГ" рассказали случай, когда и безоружных людей оштрафовали за прогулку с таксой в лесу. Встречный егерь решил, раз собака охотничья, значит, люди нарушители. Верховный суд признал Типовые правила законными: они не противоречат российскому законодательству. Но в ходе того процесса обсуждалась абстрактная норма, она в порядке. В конкретных же случаях надо разбираться отдельно. Однако правоведы полагают, что правила тоже можно обновить. Например, отредактировать некоторые формулировки, упомянуть, возможно, про разобранное ружье, уточнить насчет собак, чтобы мирные легавые не подводили хозяев под статью. И так далее. Специалисты минюста посмотрят в том числе и этот документ, и решат, что с ним делать.

Нам предстоит поэтапная трудоемкая работа, которая потребует полной ревизии правовых актов СССР и РСФСР, проведение экспертизы на предмет продолжения их действия (полностью или в части) на территории Российской Федерации, а также определение в официальном порядке судьбы каждого из этих актов, - сказал Виктор Евтухов.

По его словам, мероприятия по инкорпорации осуществляются на основании ежегодного плана, который утвержден министерством с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти и региональных органов государственной власти субъектов РФ. О результатах работы по инкорпорации необходимо будет ежегодно докладывать президенту страны.

На сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы, - говорит Виктор Евтухов. - Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на своё многообразие, станет более доступным для граждан.

В ряде стран до сих пор действуют законы и 19 века. Но у нас своя история. По словам представителей минюста, в России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. Так что сейчас речь должна идти об эволюции законодательства - его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.

Заместитель министра юстиции России Виктор Евтухов в эксклюзивном интервью сайту "Российской газеты" рассказал о начавшейся работе по инкорпорации советского законодательства. Подробный материал на эту тему читайте в свежем номере "Российской газеты".

Российская газета: Какой самый старый советский акт сейчас действует? Расскажите о некоторых "раритетных" нормативных актах.

Виктор Евтухов: Вместе с креслом постоянного члена Совета безопасности ООН и обязательствами платить по внешнему долгу новая Россия получила "в наследство" от Советского Союза советскую правовую систему. И кстати, народившаяся в 90-е годы демократия опиралась, в том числе, в самом начале и на советскую законодательную базу. В тот период, когда проходил капитальный слом социально-политических формаций и была реальная опасность свалиться в хаос и беспредел, предотвращать это довелось как раз советским законам. Именно они восполнили тот юридический вакуум, который мог возникнуть у новой российской государственности. Мы долгое время пользовались этими законами: выигрывались суды, отстаивались интересы граждан. Так, только в 2001 году появился Трудовой кодекс, до этого трудовое законодательство регулировал советский КЗОТ. В 2002 году был обновлен Гражданско-процессуальный Кодекс, до этого мы жили по ГПК РСФСР 1964 года.

Из наиболее старых советских актов могу назвать постановление Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 07.08.1937 № 104/1341 "О введении в действие положения о переводном и простом векселе", которое было подписано еще "всесоюзным старостой" Михаилом Калининым. Вся курьезность состоит в том, что до сих пор социалистический закон регулирует капиталистическую сферу деятельности. В некоторых частях документ, конечно, устарел, но применяется в той части, которая не противоречит современному законодательству. Как известно, советские законы были направлены на защиту трудящихся. Несмотря на все реформы жилищного хозяйства, продолжает действовать постановление "О праве пользования дополнительной жилой площадью", принятое в 1930 году ВЦИКом и Советом народных комиссаров. К примеру, научные сотрудники, стоящие на очереди на жилье, сохраняют право на получение большей жилплощади либо в виде отдельной комнаты, либо дополнительной площади размером не менее 20 кв. м. Это распространяется не только на ученых, этим правом могут пользоваться офицеры в чине от полковника, заслуженные артисты, члены Союза писателей, работники искусств. На получение квартиры вне очереди до сих пор могут претендовать и больные люди, список заболеваний определялся долгое время циркуляром НКВД от 13 января 1928 года.

РГ: Зачем требуется менять или, точнее говоря, инкорпорировать советские акты? И вообще, что это значит: просто убрать старую советскую "шапку", поставить современные "выходные данные", а текст оставить старый? Кстати, многие советские акты подготовлены неплохо, может, и нет особого смысла их менять?

Евтухов: Дело не только в том, чтобы поменять "шапку", как вы сказали. Главное проверить, возможно ли применение правового акта советской эпохи в современных условиях, не противоречит ли он Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

Также инкорпорация позволит исключить случаи дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами. Безусловно, в старых актах много здравого смысла, и я уже выше привел соответствующие примеры. Но я думаю такие законы, которые актуальны и применяются до сих пор, будет правильным последовательно инкорпорировать в действующее законодательство, которое должно соответствовать принципу простоты применения. С каждым годом наблюдается активизация законотворческого процесса. У этой тенденции есть как положительные моменты, так и отрицательные, потому что нельзя ставить "на поток" разработку нормативно-правовых актов. Как говорится, законотворческий процесс не терпит суеты. Как российское, так и международное право, в том числе и законодательство, представляет собой упорядоченную внутренне согласованную систему. К сожалению, придется признать, что имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу нормативно-правовых актов, многие предписания не приведены в соответствие с Конституцией РФ. Все это создает опасность правовой инфляции в стране и способствует правовому нигилизму в обществе. И потому на сегодняшний день необходимо активно совершенствовать юридическую технику, устранять имеющиеся противоречия и дублирования, в том числе, за счет инкорпорации советской нормативно-правовой базы. Все это в дальнейшем обеспечит стабильность и системность российского права. В результате чего законодательство, несмотря на свое многообразие, станет более доступным для граждан.

РГ: Кстати, в советские годы суды входили в систему юстиции и подчинялись Минюсту. А сейчас они -самостоятельная ветвь власти. В связи с этим вопрос: может ли (и вправе ли?) Минюст заниматься инкорпорацией постановлений пленумов Верховного суда России советских времен? Или Верховный суд страны должен сам постепенно обновлять эти постановления?

Евтухов: В рамках инкорпорации рассматриваются только правовые акты, принятые в период с 1917 года по декабрь 1991 года. Министерство юстиции одновременно с работой над правовыми актами СССР и РСФСР, затрагивающих сферу деятельности юстиции, координирует деятельность по инкорпорации иных федеральных органов исполнительной власти и ежегодно докладывает Президенту Российской Федерации о ее результатах.

Рассмотрение постановлений пленумов Верховного Суда СССР, которые не являются нормативными правовыми актами, выходит за рамки компетенции Министерства юстиции. Кроме того судебные прецеденты в Российской Федерации не выступают в качестве источников права. Согласно сложившейся судебной практике некоторые такие постановления, принятые в советский период, признаются утратившими силу Пленумами Верховного Суда Российской Федерации.

РГ: У нас в стране, кстати, и во многих других государствах, возрастает роль подзаконных актов. Это - правильная тенденция? Или есть планы что-то изменить, чтобы законы действовали напрямую? Формально, они, конечно, и сейчас действуют напрямую, но часто бывает, что пока не принят целый пакет подзаконных актов - новые нормы не реализуются.

Евтухов: Да, в законодательстве Российской Федерации с каждым годом возрастает количество федеральных законов, из которых вытекает необходимость издания подзаконных актов. Я думаю, что такая тенденция является логически необходимой и вытекает из положений Конституции Российской Федерации. Однако тут необходимо говорить о надлежащем правовом обеспечении исполнения федеральных законов, поскольку затягивание принятия актов на подзаконном, ведомственном, субъектовом или местном уровнях, а также пробелы и коллизии законодательства негативно сказываются на процессе реализации законов, дают возможность правоприменительным органам произвольно трактовать и применять его нормы. Замечу, что на решение этой проблемы в огромной мере направлена деятельность по мониторингу правоприменения.

РГ: Как часто другие страны полностью обновляют свое законодательство? Есть ли примеры? Должна ли страна регулярно обновлять свои законы? В некоторых странах законы, порой, действуют веками.

Евтухов: В ряде стран континентальной системы права, входящих в романо-германскую правовую семью, которая возникла на основе рецепции римского права, до сих пор сохраняют действие акты, принятые еще в XIX веке. Например, во Франции поныне сохраняет свою юридическую силу классический Французский гражданский кодекс 1804 года, основное содержание которого было определено еще в наполеоновскую эпоху. Хотя он подвергся значительным изменениям, и в нем заново регламентированы крупные правовые институты, такие как право собственности, брачно-семейный институт. "Классические акты" как Германское гражданское уложение 1896 года и Германское торговое уложение 1897 года остаются действующими в системе законодательства ФРГ. В ФРГ особенность обновления законов была связана с вхождением в 1990 году в ее состав ГДР, на территорию которого были последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. В скандинавском праве, к примеру, можно отметить обновление норм уголовного права Швеции спустя столетие, которое произошло в 1965 году, когда вступил в силу нынешний Уголовный кодекс Швеции.

Что касается периодичности обновления законов, то в разных странах континентальной Европы она продиктована историческими и политическими процессами. В России за прошедший век мы фактически трижды в той или иной степени кардинально меняли законодательство, причем переписывали его нередко ценой жизней тысяч людей, ценой глобальных геополитических потерь. И сейчас речь должна идти об эволюции законодательства - его инкорпорации, кодификации, своевременном обновлении, но никак не о революционной ломке.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу отдельные нормативные правовые акты РСФСР по перечню согласно приложению № 1.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации отдельные нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР по перечню согласно приложению № 2.

Перечень
нормативных правовых актов РСФСР, признанных утратившими силу

1. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 сентября 1943 г. № 788 "Об утверждении инструкции Наркомпроса РСФСР по проведению постановления Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП (б) от 11 августа 1943 г. № 875 "О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ" (СП РСФСР, 1944, № 1, ст. 1).

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1962 г. № 175 "Об утверждении перечня профессий, должностей и категорий работников железной дороги объединения "Сахалиннефть" Сахалинского совнархоза, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работы, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков" (СП РСФСР, 1962, № 3, ст. 21).

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 февраля 1973 г. № 53 "Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров) работающим по двум должностям палубного и машинного состава".

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 12 ноября 1981 г. № 609 "Об отнесении пастбищ к таежным и горно-таежным в Якутской АССР" (Свод законов РСФСР, 1988, т. 2, с. 261).

Перечень
нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР, признанных не действующими на территории Российской Федерации

1. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 2 января 1929 г. "О семичасовом рабочем дне" (СЗ СССР, 1929, № 4, ст. 30).

2. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 18 ноября 1929 г. "Об условиях труда работников мелко-розничной торговой сети" (СЗ СССР, 1929, № 74, ст. 705).

3. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 52, Совета Народных Комиссаров СССР № 691 от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1930, № 60, ст. 641).

4. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 августа 1931 г. № 678 "Об изменении трудового законодательства" (СЗ СССР, 1931, № 51, ст. 334).

5. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 мая 1935 г. № 823 "О мероприятиях, предотвращающих образование задолженности по заработной плате учителям" (СЗ СССР, 1935, № 25, ст. 201).

6. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июля 1935 г. № 1563 "О порядке исчисления среднего заработка за время очередного и дополнительного отпусков" (СЗ СССР, 1935, № 40, ст. 333).

7. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 3 марта 1936 г. № 414 "Об оплате труда на лесозаготовках" (СЗ СССР, 1936, № 16, ст. 138).

8. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 93, Совета Народных Комиссаров СССР № 536 от 31 марта 1937 г. "Об отмене постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1937, № 23, ст. 93).

9. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б), Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле" (СП СССР, 1939, № 1, ст. 1).

10. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 декабря 1940 г. № 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" (СП СССР, 1940, № 32, ст. 806).

11. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 9 января 1944 г. № 30 "О повышении заработной платы зоотехническим и ветеринарным работникам" (СП СССР, 1944, № 2, ст. 26).

12. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 30 декабря 1945 г. № 3219 "Об улучшении бытовых условий и расширении льгот для работающих в Печорском угольном бассейне и Ухтинском комбинате НКВД СССР".

13. Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. № 776 "О переселении колхозников и другого населения в Южно-Сахалинскую область в 1946 году".

14. Пункт 41 в части Б постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1946 г. № 956 "О мерах по обеспечению добычи и вывоза угля в Печорском угольном бассейне в 1946 году".

15. Инструкция ВЦСПС и Министерства финансов СССР о порядке исчисления трудового стажа, дающего право на получение процентных надбавок к заработной плате или единовременного вознаграждения за выслугу лет, утвержденная постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1949 г. № 338 (СП СССР, 1949, № 3, ст. 24).

16. Постановление Совета Министров СССР, Центрального Комитета КПСС от 6 марта 1954 г. № 373 "О заработной плате работников совхозов и конных заводов системы Министерства совхозов СССР".

17. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 9 апреля 1959 г. № 377 "О переводе на семичасовой рабочий день, повышении и упорядочении заработной платы работников предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности".

19. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 19 сентября 1959 г. № 1120 "О сроках завершения перевода на семи- и шестичасовой рабочий день и упорядочения заработной платы рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 266).

20. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. № 45 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников морского транспорта".

21. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 19 февраля 1960 г. № 230 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников киносети и кинопроката".

22. Пункт 2 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1960 г. № 148, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1960 г. № 805 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с упорядочением льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (СП СССР, 1960, № 14, ст. 118).

23. Постановление Совета Министров СССР от 11 августа 1960 г. № 891 "Об упорядочении заработной платы работников гражданского воздушного флота".

24. Пункт 1 изменений, которые вносятся с 1 января 1961 г. в решения Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611 "О списках производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 7 сентября 1961 г. № 821 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611" (СП СССР, 1961, № 14, ст. 110).

25. Пункт 3 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 25 мая 1963 г. № 591 "О признании утратившими силу и об изменении решений Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (СП СССР, 1963, № 10, ст. 105).

26. Пункт 7 постановления Совета Министров СССР от 27 сентября 1963 г. № 1020 "Об улучшении ветеринарного дела и усилении государственного ветеринарного контроля в стране" (СП СССР, 1963, № 18, ст. 189).

27. Постановление Совета Министров СССР от 19 февраля 1965 г. № 96 "О дополнительном отпуске трактористам-машинистам, трактористам и бульдозеристам" (СП СССР, 1965, № 3, ст. 18).

28. Постановление Совета Министров СССР от 20 сентября 1965 г. № 708 "О введении новых условий оплаты труда творческих работников и административного персонала театров, концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов и цирков".

29. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 апреля 1966 г. № 311 "О повышении материальной заинтересованности трактористов-машинистов совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства в увеличении производства продукции" (СП СССР, 1966, № 8, ст. 81).

30. Постановление Совета Министров СССР от 26 мая 1966 г. № 394 "Об установлении для рабочих подразделений гражданской авиации ежегодного дополнительного трехдневного отпуска за непрерывную работу в одном подразделении" (СП СССР, 1966, № 9, ст. 97).

31. Пункт 66 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465 "О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур" (СП СССР, 1966, № 11, ст. 114).

32. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 20 июля 1967 г. № 730 "О мерах по обеспечению высоких темпов развития черной металлургии в соответствии с Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 гг." (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

33. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 12 января 1968 г. № 42 "О мерах по обеспечению капитального строительства кадрами" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 262).

34. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 14 апреля 1971 г. № 222 "О мерах по улучшению условий труда и закреплению механизаторских кадров в сельском хозяйстве" (СП СССР, 1971, № 8, ст. 65).

35. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 2 июня 1971 г. № 339 "О повышении минимального размера заработной платы и увеличении ставок и окладов среднеоплачиваемых рабочих и служащих железнодорожного транспорта и метрополитенов и о мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 260).

36. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 2 марта 1972 г. № 164 "О мерах по дальнейшему увеличению производства и улучшению качества продукции овцеводства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 506).

37. Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1973 г. № 477 "О некоторых мерах по закреплению кадров на предприятиях Министерства легкой промышленности СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

38. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г. № 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" (СП СССР, 1973, № 21, ст. 116).

39. Пункт 12 постановления Совета Министров СССР от 17 января 1975 г. № 50 "О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития".

40. Абзац седьмой пункта 5 постановления Совета Министров СССР от 8 января 1976 г. № 26 "Об организации комплексного централизованного обслуживания средств электронной вычислительной техники".

41. Пункт 48 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1977 г. № 49 "О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976 - 1980 годах" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 114).

42. Пункт 31 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 1 сентября 1977 г. № 820 "О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники, улучшению ее сохранности, обеспечению колхозов и совхозов кадрами механизаторов и закреплению их в сельском хозяйстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 363).

43. Постановление Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. № 1109 "О дополнительных мерах по обеспечению выполнения установленных народнохозяйственным планом на 1976 - 1980 годы заданий по развитию производства минеральных удобрений, химических средств защиты растений и сырья для них".

44. Пункт 6 постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1979 г. № 466 "О дополнительных мерах по закреплению кадров в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны РСФСР" (Свод законов СССР, 1990, т. 3, с. 344).

45. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 18 октября 1979 г. № 948 "О дополнительных мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Собрание действующего законодательства СССР, т. 58, с. 72).

46. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 13 декабря 1979 г. № 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" (СП СССР, 1980, № 3, ст. 17).

48. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" (СП СССР, 1981, № 13, ст. 75).

49. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 г. № 402 "О мерах по развитию коневодства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 511).

50. Абзацы второй и третий пункта 1 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 мая 1982 г. № 436 "О дополнительных мерах по закреплению в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях работников, занятых в животноводстве" (СП СССР, 1982, № 17, ст. 92).

51. Пункт 27 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 24 марта 1983 г. № 235 "О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 499).

52. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 июля 1983 г. № 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" (СП СССР, 1983, № 21, ст. 116).

54. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12 мая 1986 г. № 541 "Об усилении материальной заинтересованности и повышении ответственности работников служб технического контроля объединений и предприятий и органов Государственной приемки за обеспечение выпуска продукции высокого качества".

55. Пункт 20 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 11 декабря 1986 г. № 1472 "О мерах по повышению эффективности и улучшению организации племенного дела в животноводстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 502).

56. Подпункт "а" пункта 1 изменений, которые вносятся в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвержденных постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1988 г. № 953 "О признании утратившими силу и внесении изменений в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам планирования, материально-технического снабжения и некоторым другим вопросам".

57. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" (СП СССР, 1989, № 29, ст. 122).

58. Постановление Совета Министров СССР от 18 ноября 1989 г. № 1003 "О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии" (СП СССР, 1990, № 1, ст. 5).

59. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 21 декабря 1989 г. № 1128 "О частичном изменении постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677" (СП СССР, 1990, № 2, ст. 11).

Обзор документа

Признаны недействующими некоторые акты СССР. Кроме того, признаны утратившими силу на территории Российской Федерации акты РСФСР.

В числе актов СССР - о повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ; об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава.

В перечень актов РСФСР включены, в частности, постановления о условиях труда работников мелко-розничной торговой сети; об оплате труда на лесозаготовках; об упорядочении зарплаты работников гражданского воздушного флота.

Промежуточный итог: обсуждение свелось к выяснению являются ли документы СССР НПА или нет и от этого зависит следует ли их применять или нет.
Однако, этот вопрос (НПА или нет) по сути не важен. Документы СССР с 1 июля станут "вне закона" и если даже будут применяться, то судебная практика это поправит. Почему?
Немного истории.
307-ФЗ (которым внесены обсуждаемые изменения) разработан и принят по итогам Аналитического доклада - 2013 "Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации" подготовленным в основном Российским союзом промышленников и предпринимателей, под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации, которое фактически уполномочено Правительством РФ "рулить" сферой государственного контроля.
Недопустимость применения документов СССР - один из лейт-мотивов этого документа.
В основном причиной исключения документов СССР является следующее (выдержка из Доклада (стр.100)): "В сфере административного законодательства остается множество других проблем. Одной из самых существенных проблем является обилие отсылочных норм в Кодексе об административных правонарушениях к положениям иных нормативных правовых актов (в том числе к подзаконным и ведомственным). В условиях наличия в статьях КоАП Российской Федерации таких норм на нарушения тех или иных правил (ветеринарных правил и норм (ст. 10.6 КоАП Российской Федерации), санитарных правил (ст. 6.3 КоАП Российской Федерации), правил пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП Российской Федерации) без конкретизации о каких именно нормах таких правил идет речь, к административной ответственности может быть привлечено лицо за любое даже незначительное нарушение таких правил. При этом к корпусу таких ведомственных правил могут относиться и акты Советского Союза с неясным правовым статусом и отсутствием каких-либо сведений об их официальной публикации. Так, судьи систематически выносят решения ссылаясь на акты, изданные в СССР. Например, Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, утвержденных Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 27.12.1983".
Т.е. Минэк рассматривает документы СССР именно так.
В целом в государстве позиция к бизнесу весьма лояльная и направлена на снижения требований.
Поэтому вопрос "применять документы СССР или нет" не стоит.
Вопрос наверное нужно сформулировать следующим образом:
"Требования каких документов следует предъявлять к объектам построенным до дня вступления в силу ТРоПБ, в случае если положения ранее действующих для этих объектов норм устанавливали более низкие требования?".
Т.е. актуальна проблема для обсуждаемого выше случая:
здание 1954 года. По факту ширина выхода 0,71м. По старым нормам д.б. 0,8м., в данное время ширина д.б. 1,2м. Что, и на основании чего требовать?

После провозглашения 12 июня 1990 г. государственного суверенитета России в стране стало приниматься новое российское законодательство, в том числе в области гражданского права. Однако первоначально сохраняли свое действие ранее изданные нормативные акты бывшего СССР, если они не противоречили новым законам России . Это было необходимо в интересах устойчивости и полноты правового регулирования.

При образовании Содружества Независимых Государств была подтверждена необходимость временного применения в России норм ранее действовавшего в СССР гражданского законодательства, поскольку создание нового законодательства России требует значительного времени, а оставлять соответствующие отношения неурегулированными нельзя. В постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" указывается, что на территории РСФСР до принятия ее соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РСФСР, ее законодательству и названному Соглашению .

В дальнейшем потребовалось внести ясность в вопрос о действии в России Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., содержавших ряд отвечающих рыночной экономике норм, однако формально в силу не вступивших. Верховный Совет РФ принял постановление от 14 июля 1992 г. , согласно которому впредь до принятия нового ГК на территории России применяются названные Основы в части, не противоречащей Конституции РФ и ее законодательным актам, принятым после 12 июня 1990 г. Основы стали применяться в России с 3 августа 1992 г., и их разделы V "Наследственное право" и VII, содержащий нормы международного частного права, сохраняют в РФ свою силу.

Кроме того, Верховный Совет РФ принял 3 марта 1993 г. постановление "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" , в котором названы акты СССР, применяемые на территории России впредь до принятия соответствующих законодательных актов, если они не противоречат новому российскому законодательству. Большинство названных в этом постановлении актов СССР ныне отменены.

По мере принятия в России новых актов гражданского законодательства, отвечающих требованиям рыночной экономики, сфера действия актов бывшего СССР сужается. В связи с принятием частей первой и второй ГК РФ, законы об их введении в действие предусматривают, что с 1 января 1995 г. в России не применяются разделы I, II и III Основ гражданского законодательства 1991 г., поскольку вопросы названных разделов Основ получили свое урегулирование в новом ГК РФ. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. на территории России прекращено действие Правил о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г.

Однако некоторые важные законодательные акты, изданные в СССР, продолжают сохранять свое значение. В их числе - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. о возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей , поскольку новое законодательство по этому вопросу пока не подготовлено.

В РФ сохраняют свое действие также и многие ранее изданные нормативные акты бывших союзных министерств и ведомств, в частности, правила перевозки грузов морским и речным транспортом и некоторые инструкции бывшего Госбанка СССР по расчетам. Эти акты применяются, поскольку их нормы не противоречат последующему законодательству РФ.

Советские правовые акты продолжили действовать в России после распада СССР и остаются действующими до сих пор, если не были отменены или изменены. Сейчас таких документов осталось около 45 тыс., сообщил замминистра юстиции Виктор Евтухов. По его словам, специалисты Минюста проверят соответствие советских правовых актов российской Конституции и современным законам. После этого часть документов признают утратившими силу, а остальные включат в действующее законодательство.

Как выяснили «НИ», только на федеральном уровне продолжают действовать около 400 постановлений советского правительства. Постановление «О праве пользования дополнительной жилплощадью» было издано в 1930 году и продолжает действовать в редакции от 1964 года. Согласно этому документу при получении жилья от государства право на дополнительные 10 кв. метров имеют среди прочих категорий граждан «члены общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков».

Выплата аванса регулируется постановлением Совета министров СССР от 1957 года. Там сказано, что минимальный размер аванса не может быть ниже тарифной ставки за половину месяца. Приобретать проездные билеты на городской общественный транспорт бюджетные организации обязаны в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 1963 года. Постановление разрешает покупать проездные только для тех работников, чья работа связана с разъездами и кому не выделен специальный транспорт.

Действующая инструкция по борьбе с утечкой воды в московском водопроводе датирована 1953 годом. Инструкция по учету, хранению и транспортированию этилового спирта – 1986-м. А принятые в 1988 году Типовые правила охоты запрещают без лицензии находиться в лесу не только с ружьем, но и с собаками охотничьих пород.

В советских правовых актах «много здравого смысла», однако есть случаи «дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами», говорит замминистра Евтухов. По его словам, «формально действующие, но фактически утратившие силу нормативно-правовые акты» дают повод для произвола со стороны тех, кто законы применяет. Есть и случаи, когда «социалистические законы регулируют капиталистическую сферу деятельности». Например, действующее постановление «О составлении и форме переводного векселя» было принято в 1937 году, постановление «О чеках» – в 1929-м с изменениями в 1986-м.

Продолжают действовать и постановления пленумов Верховного суда СССР, однако приведением их в соответствие с нынешней судебной практикой займется пленум Верховного суда РФ. Одно из таких постановлений, изданное в 1975 году, предписывает за «скупку и перепродажу с целью наживы спиртных напитков или иных продуктов по более высоким в соответствии с прейскурантом ценам в предприятиях общественного питания» наказывать не как за обман покупателей, а как за спекуляцию.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 1984 года позволяет женщинам, имеющим детей, требовать для себя гибкий график работы. Начальство должно пойти навстречу, если технологический процесс от этого не страдает и остальные сотрудники не против. Рабочее время такой сотрудницы будет состоять из двух частей – «фиксированной», когда она обязана находиться на работе, и «переменной», когда сама решает, работать ли ей или уйти домой. Главное, чтобы смена длилась не более 10 часов, а общее количество отработанного времени за год было не меньше 2092 часов.

Деревья в московских парках охраняются согласно решению Московского городского совета депутатов от 1949 года. Документ запрещает подвешивать к деревьям качели, гамаки и веревки для сушки белья, а также скидывать на зеленые насаждения снег и лед с крыш «без принятия мер к обеспечению сохранности деревьев и кустарников». В парках запрещено играть в и и кататься на лыжах, «за исключением мест, специально отведенных для этой цели». Строители до начала работ обязаны закрыть деревья «глухими щитами, гарантирующими их от повреждений», а при асфальтировании дорог и тротуаров вокруг деревьев нужно оставлять участки земли диаметром в 1,5 метра. Наказание установлено в том же документе – штраф до 100 рублей, а при повторном нарушении наступает уголовная ответственность.



Просмотров