Деловая игра «Ты и Закон. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Деловая игра «Государство и право»

Учитель: Мартьянова Наталья Валерьевна «Кокшамарская средняя общеобразовательная школа им. И.С.Ключникова-Палантая» Звениговский район.

Цели:

Проверить качество усвоения пройденного материала

закрепить юридические знания обучающихся,

научить применять их практике,

воспитывать правовую грамотность обучающихся.

Задачи:

Совершенствование форм и методов правового воспитания учащихся на основе информационных, интерактивных технологий.

Формирование у учащихся навыков решения правовых ситуаций.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование : компьютеры, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями).

Оформление :

Выставка нормативно-правовых актов.

Мультимедийная презентация.

Репродукции картин.

Ход конкурса:

1. Организационный момент.

Приветствие обучающихся. Знакомство с условиями конкурса, критериями оценивания (каждый конкурс оценивается по 1 баллу). Группа делится на две команды. Каждая команда сидит за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конкурсе большее количество баллов.

1 конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается дать определение понятиям. За правильный ответ команда получает 1 балл.

1 команда — политика, право, Конституция,

2 команда — государство, Уголовный кодекс, закон.

2 конкурс «Государственная власть».

Проводится в форме компьютерного тестирования.

1 команда -

Президент РФ является:

главой государства

главой Правительства

главой Парламента

Верховным Главнокомандующим ВС РФ

Исполнительная власть принадлежит:

Совету Министров

кабинету Министров

Правительству РФ

Из каких двух палат состоит российский Парламент:

совет союза прокуратуры РФ

Совет Федерации

Совет национальностей

Государственная Дума

2 команда -

Парламентом России называется:

Совет Федерации

Федеральное Собрание

Государственная Дума

Верховный Совет

Суды в России:

принимают законы

проводят выборы в стране

вершат правосудие

являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица

Кто руководит централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ:

Главный прокурор

Ведущий прокурор

Генеральный прокурор

3 конкурс «Собери понятия»

Командам даны карточки с терминами и определениями, касающимися избирательного права. Задание в течение 5 минут подобрать к терминам определения. Каждый правильный ответ- 1 балл.

1-я карточка для 1-й команды:

Избирательная

комиссия

Право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Избирательный округ, в котором избирается один депутат

Активное избирательное право

Коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов

Избиратель

Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган госвласти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Одномандатный

избирательный округ

Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом

Ответы: 1-В, 2-Г, 3-А. 4-Д, 5-Б

2-я карточка для 2-й команды:

Правительство РФ

Лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата

Кандидат

Право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Пассивное избирательное право

Избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально

Многомандатный избирательный округ

Коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ

Президент РФ

Глава государства, который определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Ответы: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В, 5-Д

4 конкурс «Уголовная ответственность несовершеннолетних

Командам предлагается текст с ошибками. Необходимо найти ошибки и дать правильный ответ. Время на обсуждение 3 минуты. За правильное выполненное задание команда получает 2 балла

1 команда:

На основании статьи 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершеннолетия исполнилось 16, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанными виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно- правовое воздействие- назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним:

А) штраф, б) лишение права заниматься определенной деятельностью,

В) конфискация имущества, г) пожизненное лишение свободы,

Д) обязательные работы, е) исправительные работы, арест, з) лишение свободы на определенный срок

2 команда:

Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Если подросток совершил преступление, а не достиг возраста уголовной ответственности, его направляют в специализированный детский дом закрытого типа. Впервые в уголовном законодательстве в особую главу выделены преступления против несовершеннолетних. Вовлечение в совершение преступления, а тем более в преступную группу, наказывается лишением свободы до 15 лет.

5 конкурс «По ту сторону холста»

Каждой команде предлагается по 4 репродукций известных картин. Ваша задача - определить, какие права человека в них отражены. На выполнение задания командам дается 3 минуты. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

Репродукции картин:

Решетников Ф. «Опять двойка».

(Право на образование)

Репин И. «Бурлаки на Волге».

(Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению)

Мочальский Д. «Новоселы».

(Право на жилье)

Греко Э. «Христос в доме Симона Фарисея».

(Свобода вероисповедания)

Ерофеев В. «Курские красавицы».

(Право на отдых)

Алыпевский В. «Медсестры».

(Право на бесплатное медицинское обслуживание)

Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану».

(Право свободно выражать свои мысли)

Неледова Д. «Мастера».

(Право на труд)

Михайлов А. «Кружок».

(Право на собрания и объединения)

Перов В. «На привале»

(Право на отдых)

6 конкурс «Блицтурнир».

Каждой команде по очереди задают вопросы.

Вопросы 1 команде:

Личное название человека, которое дается ему при рождении, (имя)

Документ, удостоверяющий личность, (паспорт)

В какую палату парламента избираются депутаты? (Государственную Думу РФ)

Выборы депутатов парламента проходят через каждые … (5 лет)

Обязательные для всех нормы, правила, которые принимаются государством, (закон)

Каким путем была принята действующая Конституция РФ? (всенародный референдум)

Согласно Конституции высшим органом законодательной власти в нашей стране является… (Федеральное Собрание РФ)

Кандидат на пост Президента должен быть гражданином России и постоянно проживать в ней не менее… (10 лет)

Плохой поступок, который приносит вред людям и обществу, за который могут посадить в тюрьму? (преступление)

Как в сокращении называется Организация Объединенных Наций? (ООН)

Как называется главный международный документ о правах человека, принятый в 1948 году? (Всеобщая декларация прав человека)

Вопросы 2 команде:

В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ? (35 лет)

С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания? (21 год)

Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны? (Центральная избирательная комиссия РФ)

Один из государственных символов нашей Родины, на которой изображен двуглавый орел? (Герб РФ)

Другой государственный символ? Полотнище горизонтальных полос разного цвета? (Национальный флаг РФ)

С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (18 лет)

Третий музыкальный государственный символ нашей страны? (Государственный гимн РФ)

Как называется важнейший документ об особых правах детей? (Конвенция прав ребенка)

В каком году была принята Конвенция и кем? (в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент РФ)

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Литература:

А.И.Яковлев «Основы правоведения» М. 2002 г.

А.Ф.Никитин «Право» 10-11 класс. М.: Просвещение, 2008 г.

А.Ф.Никитин «Конституционное право» дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права» 10-11 кл. М.: Дрофа. 2000 г.

Подготовила

Очиткова Е.Г. воспитатель МБОУ

«Гимназия № 12»

им. Ф.С. Хихлушки

Белгород, 20013 год

Цели. Формирование правил и манер корректного отношения друг к другу. Развитие творческой инициативы. Воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.

Оборудование. Плакаты с цитатами : 1. «Людям необходимо восстановить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон. 2. «Кто не подчиняется законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от нас самих». Гейне. 3. «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы». К. Ясперс. Памятки для «фракций» «Десять правил работы в группе». Памятки: «Правила для учащихся лицея милиции», «Основы организации жизнедеятельности коллектива», «Этические и психологические основы общения». Таблички с названиями «фракций», ручки, бумага, фломастеры, листы ватмана. Карточки с ситуациями. Время и место проведения. Начало сентября. Классная аудитория.

Ход мероприятия.

    Вступительное слово воспитателя.
В каждом современном государстве ведётся упорядоченная, регламентированная жизнь граждан, соблюдаются законы и нормы права. - Ребята, раскройте, пожалуйста, смысл первой цитаты: «Людям необходимо восстановить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». (Идёт обсуждение). - Как вы понимаете следующее высказывание: «Кто не подчиняется законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от нас самих». (Идёт обсуждение). - Как вы думаете, почему «свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы». (Идёт обсуждение). - Сегодня я хочу предложить вам игру «Строим правовое государство». Думаю, что она поможет скорректировать и обсудить совместными усилиями жизнедеятельность нашей группы. II . Основная часть мероприятия.Воспитатель объясняет условия игры. - Итак, давайте представим, что мы все находимся на заседании фракций в парламенте. Для начала работы необходимо сформировать сами фракции. В реальной жизни во фракции входят партии, члены которых объединены общей идеей, целью, интересами. Я предлагаю сформировать наши фракции следующим образом: необходимо встать в первый круг тем, у кого дни рождения отмечаются в сентябре; во второй круг встать тем, у кого есть родные братья и сёстры; в третий круг встать тех, кто читал о Гарри Поттере. (Таким образом формируются три команды по 6-7 человек. Учащиеся рассаживаются по группам). - Для того чтобы наше общение проходило правильно, спокойно и мирно, я предлагаю познакомиться с памятками «Десять правил работы в группе».

1. Уважение к говорящему. Слушай внимательно, не перебивай. Один говорит, остальные слушают.

2. Активное участие в работе. Говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех.

3. Критикуя, не обижай, а предлагай лучшее.

4. Говори сначала о хорошем, а потом критикуй.

5. Говори точно и только по делу, не повторяясь.

6. Говори от себя: «Я думаю, я считаю...».

7. Умей видеть и отметить хорошее в каждом.

8. Откровенность и искренность приветствуются и не критикуются.

9. Доброжелательность в высказываниях обязательна.

10. Цель любого обсуждения - узнать больше о себе, о других.

(Знакомство с памяткой проходит следующим образом: участники «фракций» по очереди вслух зачитывают по одному пункту памятки). Воспитатель начинает игру. - Итак, я открываю первый тур деловой игры «Рождение фракций» . Для удобства общения «фракциям» необходимо придумать название и выбрать лидера, который будет руководить работой. (Учащиеся обсуждают название, выбирают лидера, подписывают таблички с названием и дают комментарии). - Вот мы и познакомились. А теперь переходим к следующему туру «Решаем головоломки» . («Фракциям» предлагается по одному примеру жизненной ситуации, необходимо выполнить задание и дать комментарии).

1. Ситуация.

Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство членов группы придерживается одной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказался, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?

Решения.

1. Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле. (Отсутствие сопротивления среде).

2. Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение одногруппников. (Возможный компромисс).

3. Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, несмотря на то, что она совпадает с позицией Андрея. (Не подвержены влиянию среды).

Задание

Выберите вариант решения или предложите свой.

2. Ситуация.

Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы по­ступите?

Решения.

1. Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля. 2. Откажетесь сразу от затеи похода в театр. 3. Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.

Вопросы и задания:

1. Какое решение вы примете, оказавшись в подобной ситуации?

2. Если вас не устраивают предложенные варианты, опишите свой способ решения создавшейся ситуации.

3. Ситуация.

В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о папиной заграничной машине и о том, сколько ему привозят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет - у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.

Решения.

1. Смеетесь вместе с другими. Вам от этого не по себе, но вы не хотите, чтобы другие подумали, будто вы его поддерживаете.

2. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним.

3. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Василии за глаза.

Задание

Как вы думаете, что вы станете делать в такого рода обстоятельствах? Выберите вариант возможных действий или предложите свой.

- Ребята, сейчас мы рассмотрели различные жизненные ситуации, проанализировали их, теперь мы можем заняться законотворчеством. Переходим к третьему туру «Мозговой штурм». («Фракциям» предстоит разработать нормы поведения обучающихся по категориям: дисциплина, культура поведения и общения. Правила обсуждаются и выбираются общим решением. Воспитатель предлагает вынести на обсуждение критерии, которые еще не рассматривались. Наиболее значимые и важные правила записываются на листе ватмана.)

Нормы дисциплины и культуры

поведения:

1.Ответственное отношение к учению

2.Коллективизм

3.Отзывчивость

4.Общественная и трудовая активность

5.Бережное отношение к общественной собственности и окружающей природе

6.Самостоятельность

7.Инициативность

8.Непримиримое отношение к аморальным и антиобщественным поступкам в коллективе

9.Самокритичность

10.Организованность и точность

11.Исполнительность

12.Умение вести себя сообразно обстановке

13.Вежливость

14.Скромность

15.Сдержанность и соблюдение правил личной гигиены

Этические и психологические основы общения.

    Каждый член группы существует для каждого другого человека как личность, обладающая именем. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности.

Имя в психологической оценке - самое сладкое слово для носителя имени. Поэтому в группе устанавливается жесткое правило обращения к человеку по имени, называние его по имени, произнесение имени в момент обмена мнениями. Эта норма касается и имени педагога.

    Доброжелательность как основной принцип общения вносится в группу.

Мимика и пластика, интонации и лексика - всё несет в себе благожелательность и расценивание партнера как достойного лица, не допуская агрессии в адрес другого.

    Идея взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу .

Если бы не каждый из нас, работа была бы иной и не столь интересной. Правило «спасибо в ответ на спасибо» неуклонно исполняется.

    Принцип неприкосновенности личности «Нельзя посягать на другого человека».

1. Неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи)

2. Неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях)

3. Неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого)

4. Запрет на ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение)

    Уважение индивидуальности (принятие другого как данности).

    Допускается право каждого (в том числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

Ошибка исправляется и, исправленная, забывается. Оплошность прощается. Неудача используется как отправной пункт будущей удачи.

    Помощь друг другу . Но сначала спроси, нужна ли помощь, потом прими

честь оказать её. Форма поведения для этого случая: «спасибо» - «не за что» или «спасибо» - «спасибо».

Итак, определив обязанности и права каждого члена нашего коллектива, хочется верить, что все мы будем неукоснительно придерживаться правил и строго соблюдать законы. Построим наше государство справедливым и демократичным, где всем будет комфортно, уютно и тепло. - А сейчас я предлагаю последний тур игры «Авторская программа» , но прежде чем его начать, хочу познакомить вас с основами организации жизнедеятельности коллектива.

I .«Сотворчество совместной жизни».

Содержание: мы все творцы нашей жизни, каждый из нас вносит неповторимый вклад в совместное строительство общественной жизни, от каждого из нас зависит качество нашей жизни. Мы влияем на самочувствие и обстоятельства словом, мимикой, действием, поступком, предметами и вещами, с которыми мы имеем дело. Надо отдавать себе отчет, чего ты хочешь, и чем это обернется для всех товарищей в твоем коллективе.

II .«Обращение к культуре».

Содержание: Созидая обстоятельства общественной жизни, необходимо ориентироваться на достижения общечеловеческой культуры, иначе мы неотвратимо будем выброшены из контекста культуры, и человечество пойдет дальше по пути прогресса, оставляя нас за бортом исторического развития.

III . «Договор».

Содержание: С помощью договора решаются все вопросы нашей совместной жизни, только осмысливая и обговаривая, предлагая и оценивания предложение, предполагая и предвидя, возражая и соглашаясь, можно найти способ не ущемлять, не подавлять, не отвергать личность каждого из нас, а сопрягать интересы каждого с интересами всех - педагогов и учащихся, сильных и слабых, успешных и тех, кто еще не достиг успехов, интересов нашего коллектива и других коллективов. («Фракциям» предлагается составить краткое содержание организации жизнедеятельности коллектива по следующим вопросам:
    Мне больше всего понравилось школьное мероприятие… Я думаю, в новом учебном году следует провести… Предлагаю осуществить…
(Составляется краткое содержание плана жизнедеятельности группы на учебный год На листе ватмана записываются наиболее значимые для обучающихся мероприятия и их формы.)

III . Итог мероприятия.Заключительное слово воспитателя.

Ребята, вот и закончилась деловая игра «Строим правовое государство». В атмосфере дружеского взаимопонимания были сформулированы законы нашего «государства» и определены перспективы его развития.

В заключение хотелось бы напомнить одно из правил основ этического и психологического общения, с которым мы сегодня знакомились, это «Идея взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу».

Если бы не каждый из нас сегодня активно, увлечённо, целенаправленно принимал участие, то работа была бы иной и не столь интересной. Спасибо всем за проявленный интерес и плодотворную работу.

IV . Рефлексия.

Использованная литература:

    Щуркова Н.Е. «Классное руководство». Москва: Педагогическое общество России, 1999. Сгибнев Е.П. «Классные часы в выпускных классах». Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. Тыртышная М.А. «50 идей для классного руководителя». Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.
\ Документы \ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Деловая игра «Человек и закон» (для учащихся старших классов)

Материал прислала: Уткина Татьяна Васильевна, учитель истории, обществознания, МОУ СОШ с. Топлое, ул. Зажигина, 1 Малосердобинский район, Пензенская область.

« Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам» Д. Савонарола. « Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать закон» О. Бальзак.

Цель проведения конкурса:

  • -способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, что торжество справедливости во многом зависит от знания законов.
  • -способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
  • -способствовать развитию внимания, сообразительности, логического мышления, творческой инициативы.

Подготовительый период:

  • -Группы получают следующее задание. Подготовить проекты конституций школы, класса, необитаемого острова.
  • -Придумать сюжет о том, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.
  • -Подобрать пословицы и поговорки, выражающие мысль: когда не соблюдаются нравственные законы, это не приводит к добру.

Назначаются 3 судьи. Готовится наглядное оформление(рисунки, изречения)

1 тур. Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.

Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом- зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям.

Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и на соблюдает его законов.

У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон.

Итак, 1 задание : Как изображалась богиня? Как зовут богиню правосудия в греческой мифологии? Что означают символы, с которыми она изображается?

2 тур. Однако, можно сказать, что не всегда человек мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Известно изречение английского короля Ричарда Третьего « Кулак нам совесть, и закон нам-меч!». Или пословица: « С сильным не борись, с богатым не судись».Справедливость не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу. Мир подвержен опасности со стороны различных темных сил. Жизнь общества регулируется законами. Среди законов высшей юридической силой обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.

Итак, 2 задание: Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (напишите) Составьте статью Конституции из отдельных слов, фраз. Зачитайте, прокомментируйте ее смысл.

3 задание. Защита конституций школы, класса, необитаемого острова.

3 тур. Помимо общественных, государственных норм и права есть и нравственные законы. Народ всегда осуждал тех. Кто нарушал их. Конкурс пословиц и поговорок.

4 тур . Иногда проявление таких человеческих пороков, как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям

  • 1.Конкурс сюжетов на данную тему.
  • 2.Определите случаи наступления моральной и правовой ответственности.
  • 3.Сказки. Совершают ли данные персонажи какие-либо противоправные действия? Если совершают, то какие?
  • 4. Нарисуйте противоправную ситуацию.

Судьи подводят итоги и объявляют результаты конкурса.

Приложения

«Ивашка и ведьма»

Захотелось ведьме завладеть мальчиком. Ивашко приплыл, она рыбу забрала, его самого схватила и унесла к себе. Пришла домой и заставляет свою дочь Аленку: « Истопи печь пожарче да сжарь хорошенько Ивашку, а я пойду соберу гостей – моих приятелей». Вот Аленка истопила печь жарко-жарко и говорит Ивашке: « Ступай, садись на лопату!»- « Я еще мал и глуп, - отвечает Ивашко, - я ничего не умею – не разумею, поучи меня, как надо сесть на лопату» - « Хорошо,- говорит Аленка, - поучить недолго!»- и только села на лопату, Ивашко бросил ее в печь и закрыл заслонкой, а сам вышел из хаты, запер двери и влез на высокий-высокий дуб.

«Красная Шапочка»

Бабушка, какие у вас большие зубы!

Это для того, чтобы съесть тебя, дитя мое!

С этими словами Волк бросился на Красную Шапочку и проглотил ее. Но, по счастью, в это время мимо домика проходили дровосеки с топорами на плечах. Они услышали шум, вбежали в домик и убили Волка.

«Бармалей» .К.Чуковский

Дети плачут и рыдают, Бармалея умоляют: « Милый, милый Бармалей, Смилуйся над нами, Отпусти нас поскорей К нашей милой маме! Мы от мамы убегать Никогда не будем И по Африке гулять Навсегда забудем! Милый, милый людоед, Смилуйся над нами, Мы дадим тебе конфет, Чаю с сухарями!» Но ответил людоед: « Не-е-ет!»

« Золотой ключик» А. Толстой

Когда куклы приволокли Буратино и бросили на пол у решетки очага, синьор Карабас Барабас, страшно сопя носом, мешал кочергой угли.

Перестань визжать, говорю тебе!…Аап-чхи! А что – отец у тебя жив?

Мой бедный отец еще жив, синьор.

Воображаю, каково будет узнать твоему отцу, что я на тебе изжарил кролика и двух цыплят… Аап-чхи!

Мой бедный отец все равно скоро умрет от голода и холода. Я его единственная опора в старости. Пожалейте, отпустите меня, синьор.

«Лиса, заяц и петух»

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет…

«Крошечка-хаврошечка»

Осталась она сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала.

Деловая игра «Человек и закон» (для уч-ся старших классов)

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Лариса Николаевна Золотухина
Деловая игра «Я - гражданин России»

Цель : формировать правовую культуру, социальный опыт воспитанников; определить понимание термина «гражданин » ; формировать патриотическое сознание; развивать у детей коммуникативные умения и навыки, навыки групповой работы.

Ход игры.

I. Организационный момент. Группа делится на 2 команды. Между этими командами и проходит игра . Побеждает та из 2-х команд та, которая наберёт больше баллов в различных конкурсах. Дети читают стихи : Живём мы посреди большой России ,

Среди лугов, лесов, озёр, полей.

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней стремиться.

Не прерывать связующую нить –

И нам порой так нужно оглянуться.

Слово воспитателя. – Наша страна – Россия . У неё великая история и героическое прошлое. Сейчас российской общество переживает сложный этап своего становления. Ведётся интенсивный поиск новой системы ценностей, появляются новые ростки гражданского общества .

Сегодня, мы с вами проводим деловую игру «Я –ГРАЖДАНИН РОССИИ » . В этой деловой игре будет много различных конкурсов. За правильно выполненные задания вы будете получать баллы.

А оценивать вас сегодня будет компетентное жюри в составе :

II. Основная часть. 1. Конкурс «Государственные символы» . Государственный флаг. Все вы знаете о том, что государственный флаг России имеет 3 цвета : белый, синий, красный. - Что обозначают цвета государственного флага России ?

Государственный гимн. Командам выдаются полоски бумаги, на которых напечатаны по одной строчке слова 2-х куплетов Государственного гимна нашей страны. Участникам необходимо сложить эти строчки так, чтобы получился у одной команды I куплет и припев гимна, а у другой команды – II куплет и припев гимна. Можно заработать ещё дополнительный балл, если кто-то из участников команд ответит на вопросы : - Кто является автором музыки гимна нашей Родины? - В каком году был утверждён этот гимн? (22. 03. 2001 г.)

Государственный герб. Воспитатель. У каждой страны помимо государственного флага и гимна есть ещё и государственный герб. В нашей стране есть гербы, только в разное время были они различными. Вам будут предложены сейчас несколько гербов. Вы внимательно их рассмотрите.

(За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

2. Конкурс «Государственная власть» . Воспитатель. Основным законом нашей страны является Конституция России . Слово конституция произошло от латинского KONSTITUTIO, что в переводе обозначает УСТАНОВЛЕНИЕ. Это Основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан . В соответствии с Конституцией формируется всё законодательство государства. Сейчас участникам обеих команд придётся выбирать правильные ответы из предложенных вариантов. (За каждый правильный ответ – 1 балл.)

Президент нашей страны является : главой государства; главой правительства РФ; главой парламента РФ; Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ.

Парламент России называется : Советом Федераций; Федеральным собранием; Государственной думой; Верховным советом.

Суды в России : принимают законы; проводят выборы в стране; вершат правосудие в России ; являются государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.

СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.

3. Конкурс «Преступление и наказание» . Воспитатель. Если человек совершает какое-нибудь правонарушение, то обязательно за этим последует наказание. Вы знаете, что существуют различные кодексы : Трудовой, Семейный, Административный, Уголовно-процессуальный.

участникам команд необходимо выбрать наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом : Уголовное наказание. лишение свободы; ссылка; ограничение свободы; предание публичному позору; штраф; конфискация имущества. (За правильно выполненное задание команда получает – 4 балла.) Возраст : любой человек, который совершил преступление, должен быть наказан. Только вот с какого возраста начинается уголовная ответственность за данное преступление. (За правильный ответ – 1 балл.) Вот эти преступления : убийство (с 14 лет) ; причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет) ;

разбой (с 14 лет) ; вымогательство (с 14 лет) ; заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 16 лет) ; кража из квартиры (с 14 лет) ; уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности (с 16 лет) .

Обстоятельства : в жизни каждого человека могут возникнуть различного рода обстоятельства, при которых совершается то или иное преступление. Какие же это обстоятельства? отягчающее обстоятельство; смягчающее обстоятельство; освобождает от ответственности. Я вам называю различные виды преступлений. а вы называете то или иное обстоятельство : совершение преступления в группе (отягчающее) ; явка с повинной (смягчающее) ; несовершеннолетие виновного (смягчающее) ; необходимая оборона ; совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее) ; невменяемость (освобождает от ответственности) . (За правильный ответ – 3 балла.)

СЛОВО ЖЮРИ.

4. Конкурс «Наша Родина» . Стихотворение о Родине. (Читают дети.) Посмотри, как всё красиво,

Посмотри, простор какой,

Словно мать, склонилась ива,

Над уснувшею рекой.

Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит ,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней.

Воспитатель. Наша Родина самая лучшая и красивая. Её нельзя сравнивать с любой другой страной мира, потому что она одна такая. Московский Кремль – это наша Родина, Царь-пушка – это тоже наша родина, Красная площадь и собор Василия Блаженного – это тоже наша Родина. А Большой театр и Третьяковка, Университет имени Ломоносова – это наша Родина. Всё это мы называем наша Родина!

Официальное название : Россия ; Российская республика ; Республика Россия ; Российская Федерация ; РСФСР; Содружество Независимых Государств (СНГ) .

Задача обеих команд выбрать правильный ответ названия нашей страны.

Территория. Задача участников команд : выбрать из набора стран те, что граничат с Россией : США (морская) ; Япония (морская) ; Великобритания; Китай; Финляндия; Казахстан; Индия; Монголия; Белоруссия; Германия.

Население. Задача – поставить галочки напротив тех народов, которые являются основным населением в субъектах Российской Федерации . Нации : татары, башкиры, якуты, немцы, евреи, чуваши, украинцы, грузины, азербайджанцы, чеченцы, калмыки, эскимосы, турки, узбеки. (За правильный ответ – 5 баллов.)

СЛОВО ЖЮРИ.

5. Конкурс «Гражданин России » . Воспитатель. «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан » . Это Николай Некрасов.

А возьмём нашу отечественную историю. Гражданином именовали Кузьму Минина, который организовал в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти.

1 представитель от каждой команды должен высказать своё мнение о том, что означает термин «Гражданин России » .

Гражданин – это человек , обладающий политической и правовой культурой, опирающейся на фундамент культуры нравственной, это человек, от политического волеизъявления которого зависит развитие страны, её настоящее и будущее. (За правильный ответ – 5 баллов.)

6. Конкурс «Права человека» . Воспитатель. С раннего детства знакомили вас со старинными русскими и зарубежными сказками. Росли вы, становились взрослее. И никто из вас, наверное, не задумывался над тем : - Что люди могут делать и чего не могут? - Что обязаны делать и чего не обязаны? - На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращается в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках… И, конечно, же поиск ответов на Главные Вопросы не мог оставить в стороне искусство и литературу.

О каких правах человека идёт речь в этих отрывках из литературных произведений? 1. «Колобок» Колобок, колобок! Я тебя съем!

Не ешь меня, лисичка-сестричка,

Я тебе лучше песенку спою :

(Право на жизнь и личную неприкосновенность) .

2. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде» . Балда нанимается на работу. Это значит, он воспользовался правом на … (труд) . (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду). 3. Сказка К. Чуковского «Айболит» . Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит. (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь) . 4. Сказка Шарля Перро «Красная Шапочка» . В чём были ущемлены права Красной шапочки? (Право на свободу и личную неприкосновенность) . 5. Сказка Дж. Родари «Чиполлино» . В чём были ущемлены права Чиполлино? (Право на неприкосновенность частной жизни) . 6. Сказка «Кот в сапогах» . (Добровольное согласие на вступление в брак) . (За правильный ответ – 2 балла.) СЛОВО ЖЮРИ.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Много слов мы с вами сегодня говорили о государственной символике, государственных ветвях власти, о том, что последует, если человек совершил правонарушение, о правах и обязанностях человека.

Вот и подошло к концу время нашей деловой игры «Я –гражданин России » . Я всех благодарю за участие в игре. А теперь самое главное – мы узнаем, кто победил в нашей деловой игре . СЛОВО ЖЮРИ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОМАНД .

Цель : Способствовать формированию у школьников правосознания и правовой культуры через активизацию разносторонней творческой деятельности; воспитывать любовь к Родине, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.

Оборудование : макет «Дом», символические ключи, пропуски, карточки с заданиями

1. Вступление

То о чем мы сегодня будем говорить относится ко всем нам. Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющемся Казахстане, от вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживете ее радостно и счастливо. Вы уже знаете, что жизнь - это не только развлечения и радости. Это и нелегкий труд. Сегодня мы проведем игру «Ты и закон» Но прежде чем начать наше занятие, давайте настроимся на позитивные мысли.

Дети выходят и читают:

Мир. Мир. Мир везде.
Мир в тебе. Мир во мне.
Свет. Свет. Свет везде.
Свет в тебе. Свет во мне.
Любовь. Любовь. Любовь везде.
Любовь в тебе. Любовь во мне.
Жизнь.

Воспитатель: Пусть на протяжении всего занятия нас сопровождает теплый, добрый казахстанский дождь. Давайте создадим эффект бурного, но короткого ливня (дети повторяют движения за ведущим).

Ученик:
Народ наш как одна семья
Идет дорогой ясной.
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

2. Приветствие на разных языках

Сәлеметсіз бе! Здравствуйте! Hello! Здоровеньки буллы! Gutten Tag! Шалом! Есямассыз!

Воспитатель: Приветствие на разных языках можно продолжать еще долго, так в нашей стране проживает более 130 представителей различных национальностей.

Звучит песня «Я, ты, он, она»

Воспитатель: Итак, ребята, давайте разделимся на три команды. Сегодня мы будем говорить о правовой культуре. Это сложное психологическое явление, отражающее многие важные стороны жизни общества и государства. Чтобы представить себе, что такое правовая культура, из каких частей она состоит, возьмем для сравнения дом.

При этом будем помнить, что сравнение условно. Наш «дом» всего лишь схема. У «дома» три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться, второй означает отношение к праву, третий -поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое отношение. Как и всякий дом наш опирается на «фундамент». «Фундаментом» правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды, убеждения.

3. Актуализация знаний учащихся

Воспитатель: ребята, давайте ответим на такие вопросы:

А кем является каждый из нас?

Ученик: Каждый из нас гражданин Казахстана

Воспитатель: Правильно. Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное правами и обязанностями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, в каких законодательных актах прописаны права ребенка?

Ученик: Декларация «О правах человека»

Воспитатель: Да, правильно. Декларация - это документ, который защищает наши права. К вашему сведению именно в этот день - 10 декабря в 1948 году многие страны приняли декларацию «О правах человека». Поэтому 10 декабря по всей стране проходят классные часы, посвященные этому событию.

Кто скажет, сколько лет в этом году исполняется этому важному документу?

Ученик: 66 лет

Воспитатель: А какие еще вы знаете документы?

Ученик: Конвенция по правам ребенка

Воспитатель: Совершенно верно. 20 ноября в 1989 году на генеральной Ассамблее организации объединенных наций государствами была принята «Конвенция по правам ребенка», которая отныне служит мерилом основных прав детей в мире. В Европе нет ни одного государства, которое бы не присоединилось к данной Конвенции.

А еще, какие документы нашей республики вы знаете?

Ученик: Конституция РК, Закон «О правах ребенка»

Воспитатель: Конституция - это основной Закон нашей республики, который был принят 30 августа в 1995 году. В главной книге страны каждая статья гарантирует счастливую жизнь. Слово «Конституция» в переводе с латинского означает - «Установление».

Молодцы! Мы с вами неоднократно обсуждали положения Конвенции, также как, наверное, и все дети со своими воспитателями и учителями. И теперь, давайте вспомним основные направления «Конвенции по правам ребенка».

В этом документе содержатся такие значимые для каждого ребенка положения. Пожалуйста, ребята, назовите их:

Ученики:

Каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное образование;

Имеет доступ к среднему и профессиональному обучению;

Право получать образование, готовящее к активной взрослой жизни в свободном обществе;

Получает воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;

Имеет право на досуг, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни;

Каждый ребенок не должен подвергаться какой-либо дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии;

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

Дети имеют право на медико-санитарное обслуживание и социальное обеспечение.

Воспитатель: Да, в целом «дух» конвенции звучит так: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Ученик: Я горжусь, что я живу в такой прекрасной стране. Моя мечта стать достойным гражданином РК. Я хочу, чтобы у меня была своя семья и дети, мне бы хотелось вырастить своих детей счастливыми и здоровыми. Хочу привести слова великого Абая:

Если смолоду честь не терял,
Если щедро прожил для людей,
Если враг твою доблесть познал,
Если верен был дружбе своей,
Если доброе имя берег,
Если все доверяли тебе
Если ты не плутал средь дорог,
Если сам не перечил судьбе,
Если жил согревая сердца,
Если полной влюблялся душой,
Если что отдавал - до конца,
Если брал - возвращая с лихвой,
Если смело прошел перевал,
Ели жить не осталось уж сил,
Если смерть свою не умолял,
Значит, ты человеком прожил!

Воспитатель: спасибо, Азамат. А теперь давайте совершим «Путешествие в сказку». Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Ваша задача определить каким правом воспользовались герои.

Ученик: «Айболит» К. И. Чуковский (право на получение мед помощи)

Ученик: «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

Ученик: «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкин (Право на труд)

Воспитатель: А теперь продолжим наше занятие и проведем «Правовой аукцион»

Вам даются вопросы, на которые вы должны ответить. Отвечает та группа, которая первой поднимет символический ключ. Правильно ответившим вручается пропуск на следующий этаж. (Раздать вопросы)

Музыкальная минутка

Воспитатель: А теперь давайте проверим правильность ответов.

(Правильные ответы: 1-г, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-а, б)

Воспитатель: все прекрасно справились с заданием, и поэтому три команды заслужили право перейти на следующий этаж.

Воспитатель: детство - это пора жизни человека во время которой происходит становление личности, ответственности за свои дела и поступки.

Мы поговорили с вами о правах, а теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях. Каждому праву соответствует обязанность. Например, право на свободу высказываний ограниченно обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека. В конституции Республики Казахстан об обязанностях граждан написано:

Каждый гражданин Республики Казахстан обязан знать права;
Выполнять обязанности;
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
Любить свою Родину;
Защищать Отчизну;
Беречь природу;
Приумножать богатства.

Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание. Вы должны были нарисовать рисунок на тему «Моя Родина Республика Казахстан». Прошу вас показать свои рисунки и прокомментировать их.

1) Ученик 1 - конституция (слайд 16)

2) Ученик 2 - культурное наследие (слайд 17)

3) Ученик 3 - Астана (слайд18)

Воспитатель: Спасибо ребята. Мы видим, что вы ответственно подошли к данному заданию. А теперь, объявляю музыкальную паузу.

Музыкальная минута (слайд19)

Воспитатель: Напомните-ка, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников

Ученики : устав школы

Учащиеся школы обязаны:
- соблюдать устав школы;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к имуществу школы;
- соблюдать правила поведения учащихся.

Воспитатель: Спасибо дети. Запомните! Права предоставляются, а обязанности выполняются.

Воспитатель: А сейчас я раздам вам карточки, в которых написаны ситуации. Вы должны определить что это: преступление, проступок или нарушение. Пока команды ознакамливаются с ситуациями вашему вниманию предлагается музыкальная минутка.

Музыкальная минутка (слайд 21)

Воспитатель: Итак, все ознакомились с ситуациями. Теперь давайте их рассмотрим.

Воспитатель: Думаю, вы все отлично справились с заданием и поэтому мы переходим на третий этаж, где мы подведем итоги.

Воспитатель: Зачем нужна правовая культура? Делаем вывод.

Ученик: правовая культура - это наши убеждения, нормы, принятые в нашем обществе, это гарантия того, что меньше будет правонарушений, а значит спокойнее станет наша жизнь.

Воспитатель: давайте все вместе соберем букет мечты и желаний. Я раздаю вам цветы, на которых вы должны написать свои мечты и желания.

Играет музыка, все пишут

Воспитатель: А теперь каждый должен зачитать и прикрепить свой цветок.
Посмотрите, какой получился прекрасный букет - букет мечты и желаний. Из нашего сегодняшнего занятия можно сделать вывод, что если мы будем выполнять законы, то наша жизнь станет еще красивее, а наша страна станет еще богаче.

Наш Президент обращается к детям с такими словами: «Верю, что ты будешь любить родную землю и вырастишь достойным гражданином нашего Отечества».

Наше сегодняшнее мероприятие особенно знаменательно тем, что проходит в канун празднования Дня Независимости Республики Казахстан. Я поздравляю всех с 19-летней годовщиной независимости. Желаю счастья и процветания!

Дети читают пожелания.

Все поют песню «Мы дети земли Казахстан».

Воспитатель: Спасибо ребятам за активное участие.

Спасибо всем за внимание!



Просмотров