Группы полномочий совета федерации и примеры. Статус и полномочия совета федерации. Особенности формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Полномочия Совета Федерации перечислены в ст. 102 Конституции РФ, а также в федеральных конституционных законах и федеральных законах.

К ведению Совета Федерации относится утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Вопрос об изменении границ между субъектами РФ рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить.

Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются:

  • а) соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными органами государственной власти этих субъектов РФ;
  • б) обоснование изменения границ, согласованное субъектами РФ;
  • в) карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами РФ и предлагаемой линией границы между ними, описание границ.

К ведению Совета Федерации относится утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. Военное положение на территории России или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, о чем незамедлительно сообщается Совету Федерации. Указ Президента РФ о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

В числе полномочий Совета Федерации – утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

По предложению Президента РФ Совет Федерации рассматривает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории России.

К ведению Совета Федерации относится назначение выборов Президента РФ. Основаниями для рассмотрения Советом Федерации этого вопроса являются истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также досрочное прекращение Президентом РФ исполнения полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ.

Совет Федерации участвует в процедуре отрешения Президента РФ от должности. Это полномочие может быть осуществлено только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

К ведению Совета Федерации относятся назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава аудиторов Счетной палаты РФ по представлению Президента.

Совет Федерации по представлению Генерального прокурора решает вопрос о лишении неприкосновенности заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудиторов Счетной палаты РФ.

Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Приведение к присяге лица, назначенного на должность судьи Конституционного Суда РФ, проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Совета Федерации Государственного герба РФ и Государственного флага РФ.

К ведению Совета Федерации относятся назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ либо по его поручению полномочного представителя Президента РФ в Совете Федерации. После оглашения результатов тайного голосования по кандидатуре, представленной Президентом РФ для назначения на должность Генерального прокурора РФ, Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ, которую все находящиеся в зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Совет Федерации заслушивает ежегодный доклад Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ.

В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Совет Федерации назначает на должность пять членов ЦИК РФ.

Кандидатуры для назначения на должности членов ЦИК РФ предлагают Совету Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, которые направляют в Совет Федерации соответствующие решения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 14.03.2002 № ЗО-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" Совет Федерации назначает 10 членов Высшей квалификационной коллегии судей РФ – представителей общественности.

В соответствии с п. "г" ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ.

Совет Федерации рассматривает подготовленные Комитетом Совета Федерации по делам СНГ и другими комитетами Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения предложения по законодательным актам, принятым парламентом Союзного государства, Межпарламентской ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ.

Совет Федерации осуществляет сотрудничество с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, по представлению Председателя Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов;

Законотворческая деятельность, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, международная деятельность;

Согласование назначения и отзыва дипломатических представителей;

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности»1 доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что определенные заботы вызывает и порядок формирования Совета Федерации. Сегодняшний, третий, вариант формирования палаты несовершенен, что выявилось по разным направлениям:

1) члены Совета Федерации стали полностью зависимы от тех, кто их делегировал в палату, их в любое время смещают, причем без объяснения причин, порой только для того, чтобы направить в палату «своего» и более удобного представителя;

2) палата стала пристанищем политиков, не нашедших себе более достойного места на федеральном уровне, вытолкнутым из региональных структур;

3) у палаты нет лица и яркого стиля деятельности.

Заключение

Весной - летом 2005 года значительно обновилось федеральное избирательное законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которым все депутаты Государственной Думы пятого созыва будут избираться исключительно по пропорциональной системе, а также Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому устанавливаются единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, а также вносятся существенные изменения в внутрипарламентскую деятельность.

В ходе указанной работы по совершенствованию законодательства впервые в современной юридической истории Российской Федерации на уровне Федерального закона было закреплено понятие фракции депутатов Государственной Думы. Как известно, до принятия Федерального закона «О внесении изменений» содержание понятия «фракция» в Государственной Думе закреплялось исключительно в Регламенте Государственной Думы, т.е. в подзаконном акте.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений» Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» дополняется ст. 7.1, в которой устанавливается, что фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом.

Исходя из указанной дефиниции фракции, а также принимая во внимание весь комплекс поправок, предлагаемых Федеральным законом «О внесении изменений», можно утверждать, что в Государственной Думе пятого созыва фракция будет единственным депутатским объединением - депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Принимая такое решение, законодатель руководствовался тем, что депутатские группы в современной их концепции являются в первую очередь объединениями депутатов-одномандатников и независимых депутатов. С учетом перехода на полностью пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты будут выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями, депутатские группы становятся лишним элементом.

При этом необходимо отметить, что вышеназванная новелла предусматривает «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции. Как известно, действующие нормы Регламента предусматривают исключительно добровольное вхождение депутата во фракцию после подачи соответствующим депутатом своего заявления.

Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что в дальнейшем в условиях перехода на полностью пропорциональную систему формирования Государственной Думы значительно возрастут материальные, политические, организационные затраты, необходимые политической партии для избирания кандидата. В случае если кандидат после избрания от одной политической партии переходит во фракцию другой партии, то избравшая его партия фактически несет значительные убытки, как политико-репутационные, так и материальные.

Именно желание добиться более жесткой партийной дисциплины, а также защита прав избирателей в части их информирования о действительных взглядах и убеждениях кандидатов послужили причиной фактического закрепления в Федеральном законе «О статусе» запрета на переход депутата во фракцию, образованную не той политической партией, которая его выдвинула, то есть запрет дефекции. Так, полномочия депутата Государственной Думы следующего созыва будут прекращаться в случае его выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит в соответствии со ст. 7.1 указанного Федерального закона.

В мировой практике немало примеров, когда в законодательстве прямо устанавливается санкция в виде лишения депутатского мандата за переход в другую фракцию или политическую партию.

Учитывая вышеизложенные положительные моменты, нельзя не отметить, что в отсутствие сильной системы политических партий в России рассматриваемые новеллы смогут лишь создать некоторые предпосылки для ее формирования, но отнюдь не решат всех вопросов. Так, например, жесткий запрет выхода из фракции отнюдь не запрещает депутату, формально оставаясь членом фракции и не подавая заявления о выходе, не участвовать в ее работе, голосовать на заседаниях против выработанных фракцией решений, то есть фактически в ней не состоять.

Безусловно, федеральное законодательство не может содержать подобного рода установлений (в том числе нельзя законодательно установить обязанность депутата голосовать в соответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, в которой он состоит), так как они противоречат как букве и духу Конституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства. Однако отсутствие таких правовых норм отнюдь не должно рассматриваться депутатами Государственной Думы как их полная бесконтрольность или как возможность избираться, прикрываясь одной политической идеологией, а после получения депутатского мандата действовать в соответствии с совершенно другими идеологией и убеждениями, либо менять свои воззрения в зависимости от сиюминутной обстановки.

Другой принципиальной новеллой, включенной в Федеральный закон «О статусе», стала новая редакция ч. 1 и 2 ст. 8. После вступления в силу указанных положений депутат Государственной Думы будет обязан поддерживать связь с избирателями, то есть рассматривать обращения избирателей, лично вести прием граждан в порядке и сроки, которые установлены Регламентом Государственной Думы, но не реже чем один раз в два месяца, проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода, а также осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями.

При этом депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов (то есть с избирателями в соответствующем субъекте Российской Федерации, соответствующей группе субъектов Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации). Депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, должен будет поддерживать связь с избирателями в субъекте (субъектах) Российской Федерации, не охваченном (не охваченных) региональными группами кандидатов указанного списка, между которыми распределены депутатские мандаты, а при необходимости - и в ином субъекте (иных субъектах) Российской Федерации. Для такого депутата Государственной Думы субъект (субъекты) Российской Федерации будут определяться фракцией в Государственной Думе, в которой он состоит.

Следует отметить, что в соответствии с действующим правовым регулированием поддержание связи с избирателями будет закреплено более императивно и станет прямой обязанностью депутата. Кроме того, впервые на уровне Федерального закона закреплены конкретные сроки, в которые депутат должен, например, встречаться с избирателями.

Вместе с тем как некоторый отрицательный момент следует отметить, что санкция за нарушения указанной обязанности в Федеральном законе «О статусе» установлена не была. Конечно, существуют общеправовые механизмы понуждения должностного лица к выполнению возложенных на него обязанностей, однако полагаю, что в данной ситуации с учетом статуса депутата Государственной Думы они не будут столь эффективны.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена Совета Федерации () начинались со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступал к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С 1 января 2013 года вступил в силу , согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми представителей Российской Федерации в Совете Федерации назначает и освобождает Президент Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Советом Федерации образованы:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

Комитет Совета Федерации по экономической политике;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, по представлению Председателя Совета Федерации.

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов;

Законотворческая деятельность, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов, рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, международная деятельность;

Согласование назначения и отзыва дипломатических представителей;

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В статье «Федеральное собрание России: перспективы совершенствования организации и деятельности» Авакьян С.А. «Парламентаризм в России: идеи и решения», научный журнал «Вестник Московского университета», серия 11 ПРАВО, № 2. Изд-во Московского университета - 2006 доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян отмечает, что определенные заботы вызывает и порядок формирования Совета Федерации. Сегодняшний, третий, вариант формирования палаты несовершенен, что выявилось по разным направлениям:

1) члены Совета Федерации стали полностью зависимы от тех, кто их делегировал в палату, их в любое время смещают, причем без объяснения причин, порой только для того, чтобы направить в палату «своего» и более удобного представителя;

2) палата стала пристанищем политиков, не нашедших себе более достойного места на федеральном уровне, вытолкнутым из региональных структур;

3) у палаты нет лица и яркого стиля деятельности.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента Российской Федерации;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;


· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.



Просмотров